рейтинг тоннелей по длине
Самые грандиозные тоннели в мире, которыми стоит вдохновиться проектировщику
Тоннели строят, чтобы сберечь время, топливо и деньги благодаря сокращению транспортных путей. Однако на такие сооружения сперва тоже нужно потратить огромные ресурсы и усилия. Во всем мире созданы уже целые сети подземных магистралей с перекрестками, развязками и искусственными гротами. Есть даже такие, которые начинаются на поверхности, а затем «ныряют» под воду.
Рассказываем про 5 самых интересных тоннелей, поражающих оригинальностью, масштабами и сложностью постройки.
Готардский тоннель (Швейцария) – 51,7 км. Самый длинный железнодорожный тоннель в мире
Сложности при строительстве
Появился тоннель по экономическим причинам: поезду, который идет в равнине, не нужны два локомотива, чтобы подняться в горы, а значит и электричества такому составу требуется меньше. Кроме того, путь из Цюриха в Милан через тоннель занимает всего 2,5 часа вместо 3,5. Время – деньги.
Источник: https://tourjournal.ru/obzor-samyh-dorogih-dorog-v-mire/
Для прокладки использовали 4 тоннелепроходческих комплекса, каждый из которых весил 2700 тонн. Одна такая машина, длиною в четыре футбольных поля, выполняла несколько функций: перемалывала породу и измельчала ее для бетонной строительной смеси. В среднем строители проходили по 9 метров в день.
На одном из участков стройки регулярно происходили сейсмические мини-толчки. Чтобы уберечь конструкции от разрушения, инженеры применили специальные металлические арки, которые временно укрепляли своды тоннеля и не ломались даже при сильном давлении породы.
Особенности тоннеля
Подземный комплекс включает в себя два тоннеля, где поезда следуют в противоположных направлениях. Оба пути соединены галереями через каждые 325 метров для эвакуации пассажиров.
Также внутри находятся две многофункциональные железнодорожные станции. Максимальная высота гор над тоннелем – 2300 метров, а без мощной системы вентиляции температура в нем поднялась бы до +46°C.
Лердальский тоннель (Норвегия) – 24,5 км. Самый протяженный автомобильный тоннель в мире
Источник: https://www.thesun.co.uk/living/1637701/britains-longest-tunnel-could-feature-18-miles-of-fake-palm-trees-clouds-and-grass-verges-to-keep-drivers-awake/
Сложности при строительстве
Это отрезок автомобильной дороги, соединяющей два крупных города: Осло и Берген. За время его строительства выработали 2,5 млн куб. м породы. Чтобы вывести такой гигантский объем без вреда для экологии, в долине неподалеку соорудили дополнительный тоннель длиной в 2,1 км. После завершения стройки он стал частью вентиляционной системы основного тоннеля.
Во время проходки на расстоянии около 10 км от коммуны Эурланн в крыше тоннеля. обрушилось около 1000 кв. м породы. Для продолжения работ строителям пришлось полностью забетонировать весь участок, а потом заново пробивать тоннель в смеси опавшей породы и бетона. Почти Сизифов труд, но в итоге норвежские строители создали одно из самых уникальных подземных сооружений на планете.
Особенности тоннеля
Подземная дорога в Лердале выделяется «человечным» подходом к проектированию. Отделку тоннеля разработали дизайнеры и осветители при участии психологов из Ассоциации промышленно-технических исследований Норвегии. Их целью было снизить негативное влияние монотонности движения на концентрацию водителей.
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Roundpoint_in_a_gallery.jpg
Лердальский тоннель разделили на 4 отрезка и разместили между ними 3 искусственных грота, где можно остановиться и передохнуть. Основная хорда тоннеля подсвечивается белыми лампами, а зоны отдыха – бирюзовым и желтым светом, который воспроизводит оттенок неба при закате.
Подсветка позволяет водителям переключать внимание с однообразной дороги на гроты, а пассажирам, подверженным клаустрофобии, избежать приступов паники. Идея реализована настолько удачно, что большинство путешественников останавливается в гротах прежде всего для того, чтобы сделать эффектный кадр для соцсетей.
Большой бостонский тоннель (США) – 5,6 км. Самая дорогая дорожная стройка в истории Америки
Сложности при строительстве
Улицы Бостона проложили задолго до появления на них автомобилей, поэтому к середине XX века пробки стали огромной проблемой в городе. Чтобы избавиться от заторов, построили шестиполосную автостраду прямо над центром. Уже в 80-х стало ясно, что и ее недостаточно, поэтому власти города решили разгрузить дороги новой трассой, проложенной под старой.
Источник: https://www.flickr.com/photos/scleroplex/308418755/
Тоннель пришлось прокладывать рядом с действующим метро, между лабиринтами фундаментов и замораживая сложные подвижные грунты. Одним из главных вызовов стало возведение участка под бухтой, который решили строить «открытым» методом, а не проходить под дном залива.
Подводная часть состоит из 12-и огромных стальных секций, которые объединяют две трубы диаметром 12 метров и длиной 90 метров каждая. Секции доставляли в бухту, заполняли водой и опускали в заранее выкопанную на дне траншею 15-метровой глубины. Закрепив там очередную гигантскую деталь, из нее откачивали воду и присоединяли к соседней.
Особенности тоннеля
Бостонский тоннель включает в себя не только подземные и подводные сооружения, но и самый широкий в мире 10-полосный вантовый мост.
Источник: https://www.pinterest.ru/pin/541135711447621070/
Строительство, которое началось в 1991 году, растянулось на 16 лет. Бюджет проекта составил 14,6 млрд долларов, а издержки доходили до 3 млн в день. Ожидается, что проект окупится только к 2038 году, но позитивные изменения ощущаются уже сейчас. Из-за того, что тысячи автомобилей перестали ежедневно вхолостую жечь топливо в пробках, концентрация угарного газа в Бостоне снизилась на 12%.
Эресуннский мост-тоннель (Дания–Швеция). Длина надводной части – 7,8 км, подводной – 4 км. Самая протяженная автомобильная дорога в Европе, совмещенная с железнодорожным мостом
Сложности при строительстве
«Ныряющий мост» – так называют уникальное сооружение, которое соединяет столицу Дании и шведский город Мальме. Во время его возведения рабочие наткнулись на дне пролива на боевые снаряды Второй мировой войны. Их безопасная ликвидация заняла немало времени, а неточности в инженерных схемах привели к перекосу одной из частей конструкции. Но даже эти трудности не помешали закончить проект в срок.
Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/215951933
Особенности тоннеля
Самая необычная часть конструкции – искусственный остров в проливе Эресунн, где четырехполосная автомагистраль и железнодорожные пути «ныряют» в тоннель. Внутри него проходит 5 труб: по двум из них ездят машины, по двум – поезда, а самая небольшая последняя труба – резервная.
Зачем же два государства построили настолько сложное сооружение? На это есть две причины. Первая – с датской стороны находится аэропорт Копенгагена, а высокие опоры моста мешали бы самолетам взлетать и садиться. Вторая – под низким мостом, который бы не препятствовал авиасообщению, не могли бы пройти крупные грузовые суда.
Горная дорога возле деревни Гуолян (Китай) – 1,2 км. Тоннель, возведенный непрофессиональными строителями
Сложности при строительстве
На месте дороги, открытой в 1977 году, был еще более опасный маршрут – высеченная в склоне узкая лестница на отвесной скале. Это был единственный путь, который связывал деревню Гуолян с внешним миром. Деревня была отрезана от цивилизации – ее жители не могли торговать и закупать необходимые продукты.
Источник: https://gochina.ru/blog-dlya-puteshestvennikov/tunnel-guolyan-opasnaya-gornaya-doroga-v-kitae/
Крестьяне не раз просили чиновников построить нормальную дорогу, но те не реагировали, поэтому жители деревни решили взять дело в свои руки. Все население деревни, а это – 300 человек, смогли пробить автомобильную дорогу в скалах, пользуясь в основном лишь молотками и зубилами. Стройка заняла 5 лет.
Особенности тоннеля
Естественным источником освещения дороги служат проемы в стене разного диаметра и форм. Они же представляют наибольшую опасность для тех, кто решит проехаться на машине в уникальном тоннеле. Некоторые из этих «окон» достигают 20–30 метров в длину, а на всем пути их около десятка. Если переборщить со скоростью, запросто можно вылететь в одно из них.
Живописный тоннель, на котором с трудом разъезжаются два легковых автомобиля, стал главной достопримечательностью провинции Хэнань и привлек в нее множество туристов
Топ 10 | Самые длинные тоннели в мире
10 Тоннель Сэйкан
Тоннель Сэйкан — железнодорожный тоннель в Японии длиной 53,85 км с подводным фрагментом длиной 23,3 км. Тоннель опускается на глубину около 240 метров, на 100 метров ниже уровня морского дна. Он пролегает под Сангарским проливом, соединяя префектуру Аомори на японском острове Хонсю и остров Хоккайдо — как часть линии Кайкё и Хоккайдо-синкансэна железнодорожной компании Хоккайдо. Это самый глубоко залегающий под морским дном и второй по длине железнодорожный тоннель в мире.
9 Готардский базисный тоннель
Готардский базисный тоннель — железнодорожный тоннель в Швейцарии длиной 57,1 км (включая служебные и пешеходные ходы — 153,4 км). Северный портал тоннеля находится возле деревни Эрстфельд, а южный портал — возле деревни Бодио. После завершения прокладки восточной части (15 октября 2010 года) и западной части (23 марта 2011 года) он стал самым длинным железнодорожным тоннелем в мире.
8 Пекинский метрополитен: Линия 10
Пекинский метрополитен — система скоростного рельсового транспорта Пекина, столицы Китая, действующая с 1969 года и бурно развивающаяся с конца XX века. Занимает II место среди метрополитенов в мире по длине линий и по годовому пассажиропотоку, а также второе место по пиковому суточному пассажиропотоку после Московского метрополитена.
7 Метрополитен Гуанчжоу: Линия 3
Решение о строительстве метрополитена в Гуанчжоу принято в 1989 году. Строительство началось в 1993 году. Первая линия запущена в строй 28 июня 1997 года. В 2002 году открыта вторая линия, в 2005 — третья и четвёртая. 28 декабря 2013 года открыта 6 линия метрополитена.
6 Водный тоннель Больмена
5 Тоннель Оранж-фиш ривер
В рамках крупного водохозяйств. проекта «Река Оранжевая» в среднем течении реки сооружены плотины и водохранилища Хендрик-Фервурд и Ле-Ру, предназначенные для регулирования стока реки, орошения сельскохозяйственных земель, промышленного водоснабжения, в целях гидроэнергетики. Часть стока из водохранилища Хендрик-Фервурд перебрасывается по тоннелю через горную гряду на юг ЮАР.
4 Водный тоннель Дахофан
В провинции Ляонин расположен один из самых длинных тоннелей — Водный тоннель Дахофан. Китай ранее уже принимал участие в реализации масштабных дорожных проектов. Например, Великий мост Даньянг-Куньшань — самый длинный мост в мире.
3 Водный тоннель Пяйянне
Водовод Пяйянне — тоннель-водовод, расположенный на юге Финляндии. Его протяжённость составляет 120 км, глубина от 30 до 100 м от поверхности. Целью постройки водовода является водоснабжение столичной агломерации Финляндии, в городах которой (Хельсинки, Эспоо, Вантаа и других) проживает более миллиона человек.
2 Делавэрский акведук
Многие из нас могу позволить себе такую роскошь, как мгновенный доступ к чистой воде, но мало кто задумывается о том, благодаря каким чудесам техники мы можем налить себе стакан воды. Нью-Йорк — один из тех городов, которым не хватает источников пресной воды. С ростом населения стали появляться акведуки. В 1945 году появился Делавэрский акведук. На сегодняшний день он обеспечивает население мегаполиса водой на 50 процентов. Это второй по длине в мире непрерывный тоннель длиной 137 километров. Он создавался путем бурения и подрыва твердых пород. Акведук работает невероятно эффективно – 95 процентов от всего объема воды подается самостоятельно.
1 Акведук Thirlmere
Самый длинный тоннель в мире — акведук Thirlmere. Его длина – 154 000 метра, строительство началось в 1890 году и закончилось в 1925 году. Формально, он не является самым длинным тоннелем в мире, так как это не непрерывный тоннель, однако общепринято считать его именно самым длинным тоннелем в мире. Акведук был построен для проведения воды из водохранилища в Манчестере, ежедневно через него проходит около 250 тысяч кубических метров воды.
7 величайших тоннелей мира
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Готардский тоннель. Швейцария
Перевал Сен-Готард в Альпах известен в России благодаря подвигу полководца Александра Суворова, с большим трудом и потерями перешедшего через него осенью 1799 года. А в 1880 преодолеть горы в этом районе стало намного проще, ведь там было закончено сооружение 15-километрового железнодорожного тоннеля, одного из самых известных подобных сооружений в мире. Он значительно упростил передвижение грузов по Европе, а также стал одним из залогов экономического благополучия Швейцарии.
В 1980 году неподалеку от векового железнодорожного тоннеля был открыт и автомобильный длиной 16,9 километра. А сейчас ведется строительство еще более масштабного сооружения на перевале Сен-Готард – 57-километрового железнодорожного тоннеля, который после ввода его в эксплуатацию в 2017 станет самым длинным в мире.
Тоннель Сэйкан. Япония
В 1954 году в Японии произошло трагическое событие – во время невиданного шторма в Сангарском проливе между островами Хонсю и Хоккайдо затонуло пять пассажирских паромов, что привело к гибели более чем тысячи человек. И это была далеко не первая подобная катастрофа в этом месте – корабли, курсирующие между двумя крупнейшими японскими островами, гибли регулярно в течение столетий. Чтобы наконец-то решить эту проблему, правительство Японии приняло решение построить тоннель под проливом.
Работы над этим сооружением началось в 1964 году и длились более двадцати лет. Открытый в 1988 54-километровый Сэйкан стал самым длинным железнодорожным тоннелем в мире и держит этот рекорд до сих пор.
В 1988 году услугами Сангарского тоннеля воспользовалось около 3 миллионов пассажиров, в 1999 – 2 миллиона, а в 2009 – чуть больше миллиона. Для сравнения, ежегодный объем пассажирского трафика между Хонсю и Хоккайдо – в десятки раз больше. А вот в качестве грузовой дороги этому тоннелю нет достойных конкурентов.
Евротоннель. Франция-Великобритания
Сложно поверить, но идея о строительстве тоннеля между Францией и Великобританией появилась еще в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого века, а «заказчиком» проекта выступил сам Наполеон Бонапарт. Но реальные продвижения в этом направлении начались только после Второй Мировой войны, само же строительство стартовало лишь в декабре 1987 года.
Торжественное открытие Евротоннеля состоялось 6 мая 1994 года при участии Королевы Великобритании Елизаветы II и президента Франции Жака Ширака. Тоннели (всего три: два транспортных и один технический) используются в качестве железнодорожных – по ним в обе стороны ходят скоростные поезда TGV Eurostar и Eurotunnel Shuttle, соединяющие Лондон с Парижем и Брюсселем. На Евротоннель приходится 67% пассажирских перевозок между Францией и Англией.
Лердальский тоннель. Норвегия
Построенный в Норвегии в 1995-2000 годах Лердальский тоннель можно назвать самым красивым подобным инженерным сооружением на планете. К тому же это самый длинный автомобильный тоннель в мире, ведь его длина составляет 24,5 километра.
Чтобы хоть немного разнообразить маршрут продвижения и снять напряжение у водителей, архитекторы, работавшие над Лердальским тоннелем, разбили его на четыре примерно равные части тремя искусственными пещерами. Каждый из этих гротов имеет собственный цвет подсветки, которая и придает данному инженерному объекту оригинальность и красоту. В этих пещерах можно также остановиться, припарковавшись в специальных отстойниках, и немного отдохнуть.
Эресуннский мост. Дания, Швеция
Это не вполне логично, что в список величайших тоннелей мира попал мост, соединяющий две скандинавские страны – Данию и Норвегию. Но никакой ошибки в данном факте нет, ведь из почти 12 километров длины этого сооружения 4050 метров проходят под землей.
На такое неординарное решение архитекторы Эресуннского моста пошли по той причине, что именно в этом месте проходит глиссада самолетов, направляющихся в аэропорт Копенгагена, и ее нельзя перегораживать. Да и суднам, идущим через пролив Эресунн, тоже нужно пространство для удачной навигации.
Северомуйский тоннель. Россия
5 декабря 2003 года в Бурятии произошло историческое для всей России событие – там был открыт Северомуйский тоннель длиной 15 километров 343 метра. Он стал не только самым длинным в России, но и ознаменовал окончание строительства Байкало-Амурской магистрали, легендарного БАМа – одной из величайших строек советских времен.
Строительство Байкало-Амурской магистрали началось еще в 1938 году, в 1974 оно было объявлено всесоюзной ударной комсомольской стройкой, про него начали писать песни и снимать фильмы, а закончилось в предполагаемом объеме лишь в 2003. При создании БАМа было пробито 10 тоннелей, самым крупным и важным из которых стал Северомуйский.
Мармарай. Турция
В октябре 2013 года случилось событие, о котором Человечество мечтало столетиями, но в реальность осуществления которого не верило до самого последнего момента. В Стамбуле был открыт железнодорожный тоннель Мармарай, соединивший европейский и азиатский берега пролива Босфор.
После открытия Мармарай был интегрирован в систему метрополитена Стамбула в качестве отдельной ветки. Его также планируется использовать для трансконтинентальных грузовых и пассажирских перевозок – тоннель станет частью глобального железнодорожного проекта по созданию единой путейной инфраструктуры от Великобритании до Южной Кореи.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Топ-10 самых длинных автомобильных и железнодорожных тоннелей в мире
Тоннели, жд или автомобильные, строятся для соединения городов, расположенных на разных берегах водоема, по разные стороны горного хребта и т.д..
В большинстве случаев строительство сопряжено с огромными трудностями, но это не мешает инженерам проектировать удивительные дороги, расстояние которых может превышать расстояние от Москвы до Звенигорода.
В этой подборке мы расскажем о десятке самых длинных автомобильных и железнодорожных тоннелей в мире.
10. Лердальский тоннель в Норвегии (24 510 м)
Лердальский тоннель в Норвегии расположен на западе страны и соединяет коммуны Лердал и Эурланн. Его строительство было начато в 1995 году и продлилось 5 лет: за это время рабочие сумели проложить дорогу сквозь горы высотой до 1 600 метров.
Тоннель разделен на 4 приблизительно равные секции тремя гротами (искусственными пещерами), которые являются главной особенностью конструкции. Пещеры были сделаны для того, чтобы уставшие от многочасовой езды водители могли отдохнуть и немного расслабиться, чтобы с новыми силами продолжить путь.
9. Иватэ-Итиносэ в Японии (25 810 м)
Туннель Иватэ-Итиносэ расположен в 545 км от токийской станции на линии Тохоку Синкансэн, на полдороги между городами Мориоко и Хатинохе. Он был запущен в 2002 году вместе с железнодорожной линией.
Максимальная глубина составляет около 200 метров, что делает его еще и одним из самых глубоких в мире. Изначально именно этот тоннель имел самую большую протяженность (из наземных), пока в 2007 году его не обошел швейцарский Лётчберг, о котором мы подробнее расскажем ниже.
8. Хаккода в Японии (26 455 м)
Он находится в центральной префектуре Аомори на севере Японии. Он проходит через горный хребет Хаккода и связывает деревню Тенмабаяши с городом Аомори.
Туннель Хаккода является частью северного продолжения высокоскоростной железной дороги Тохоку Синкансэн и расположен между станциями Шичинохе-Товада и Син Аомори.
Строительство тоннеля началось в 1998 году и продолжалось до 2005, когда его частично ввели в эксплуатацию. Полностью все работы были завершены лишь в 2010 году.
7. Тайханшань в Китае (27 848 м)
Тайханшань – третий по длине горный железнодорожный туннель в северном Китае после туннелей Новый Гуаньцзяо и Западный Циньлин. Это двухпутный тоннель, который был построен, чтобы позволить Ситайской пассажирской железной дороге пересечь горы Тайхан. Длина левой дорожки составляет 27 839 м (17,298 миль), а правой – 27 848 м (17,304 миль).
После открытия тоннеля Тайхан и строительства скоростной железной дороги, время в пути от Шицзячжуана до Тайюаня сократилось многократно: теперь из одного населенного пункта в другой можно добраться не за 6 часов, как раньше, а всего за час. Строительство началось 11 июня 2005 года, а открытие состоялось 22 декабря 2007 года.
6. Гуадаррама в Испании (28 377 м)
Сьерра-де-Гуадаррама представляет собой горный хребет, образующий основную восточную секцию системы горных хребтов вдоль центральной части Пиренейского полуострова. Он расположен между Сьерра-де-Гредос в провинции Авила и Сьерра-де-Айллон в провинции Гвадалахара.
Тоннель Гуддарама пролегает через него и предназначен для движения железнодорожных поездов. Он состоит из двух труб: западная имеет длину 28 407 м, а восточная труба – 28 418 м, что делает Гуадаррама самым длинным в Испании, если не считать 12 линию мадридского метро.
5. Новый Гуань Цзяо в Китае (32 645 м)
Новый Гуань Цзяо расположен на 2-й линии Цинхай-Тибетской железной дороги в горах Гуан Цзяо провинции Цинхай. Это двухканальный железнодорожный туннель с двумя дорогами. Общая длина составляет 32,645 км (20,285 миль), что делает его самым длинным железнодорожным тоннелем в Китае.
За создание проекта отвечал Китайский институт первых исследований и проектирования, сотрудники которого старались сделать его максимально подходящим для параллельного движения двух поездов со скоростью до 160 километров в час (99 миль в час).
Предполагалось, что общая продолжительность строительства составит 5 лет, но в результате его окончательно ввели в эксплуатацию через 7 лет.
4. Лёчберг в Швейцарии (34 577 м)
Линия Лёчберг расположена в Швейцарии: она соединяет город Шпиц в округе Берн с Бригом в округе Вале. Строительство железнодорожного пути в этих местах было начато еще в середине XIX века: уже в 1859 году здесь открыли первую железную дорогу из Берна в Мюнзинген и Тун.
В дальнейшем линия неоднократно увеличивалась, расширялась и модернизировалась, пока в 1913 году не приобрела законченный вид. Разумеется, современные поезда ездят не по рельсам 1913-го, но основная часть строительных работ была выполнена более века назад, что делает тоннель Лёчберг старейшим в нашей подборке.
Это место поражает не только своей длиной, но и красотой: мост «Бичталь», виадуки Лйгелкин и Кандер, величественные Бернские Альпы. Если ехать этой дорогой в первый раз, то спать категорически не рекомендуется: больше такого великолепия за окном вы не увидите нигде.
3. Евротоннель во Франции и Великобритании (50 450 м)
Железнодорожный тоннель связывает английские Фолкстон и Кент с французскими Кокелье и Па-де-Кале недалеко от Кале на севере Франции. Это единственная фиксированная связь между островами Великобритании и континентальной Европой.
В своей самой низкой точке тоннель проходит на глубине 75 м ниже морского дна и на 115 м ниже уровня моря. Ограничение скорости движения поездов через Евротоннель составляет 160 километров в час. После того, как он был открыт в 1994 году, стало возможным добраться в Париж из Лондона всего за 2 часа 15 минут, хотя в самом тоннеле поезда находятся не более 35 минут.
Интересный факт: в 1802 году французский горный инженер Альберт Матье-Фавье выдвинул предложение о прокладке туннеля под Ла-Маншем с освещением от масляных ламп для движения гужевых повозок, причем хотел также построить искусственный остров в середине канала для смены лошадей. Проект Матье-Фавье предусматривал двухуровневую конструкцию с верхним туннелем, используемым для транспорта, и нижним – для подземных водотоков. Проект так и не был реализован, но впоследствии наработки Матье-Фавье использовали его преемники.
2. Сэйкан в Японии (53 850 м)
Сэйкан немного длиннее, чем Евротоннель, и имеет участок 23,3 км под морским дном (общая протяженность подводного участка составляет 37,5 км).
Это также самый глубокий тоннель: он уходит вниз на 240 метров. Его реализация потребовала бюджета в 538,4 млрд иен (около 3,6 млрд долларов), а строили Сэйкан с 1971 года до 1983-го, хотя в эксплуатацию ввели только в 1988-м.
1. Готардский тоннель в Швейцарии (57 091 м)
Железнодорожный туннель в Европе через Альпы в Швейцарии, открытый 1 июня 2016 года, побил рекорд протяженности, который долгое время удерживал Сэйкан.
Он является частью проекта «Новое железнодорожное сообщение через Альпы» (NRLA), который также включает базовый тоннель Ceneri к югу (его планируется открыть в конце 2020 года) и уже упомянутый нами Лёчберг.
Если посчитать полную длину «Готарда», включая пешеходные и служебные проходы, то цифра получается еще внушительнее – 153,4 км.