рейтинг таможенных представителей 2020
Про рейтинг таможенных брокеров
Первая десятка рейтинга таможенных представителей за 2020, который гуляет по профессиональным сообществам без указания источника, выглядит таким образом. Часть тампредов подтвердили, что в таблицу вошли актуальные показатели их деятельности, что косвенно говорит о релевантности данных. Итак, топ-10 таможенных брокеров по числу поданных деклараций (и больше ни по каким другим критериям) выглядит так:
«Центурион-логистик», занимающий шестое место в рейтинге, специализируется на работе с авиационными грузами, прежде всего «Аэрофлота». Таким образом можно сказать, что у многих крупных таможенных представителей сформировалась определенная вотчина, свой пул клиентов и грузов, и никто другой на эту территорию не ступает.
О чем говорит рейтинг? О том, что кто-то декларирует больше, а кто-то меньше
Вместе с тем малое количество ДТ не говорит о том, что компания сомнительная и не заслуживает доверия. Но и не говорит о том, что здесь можно стопроцентно рассчитывать на индивидуальный ответственный подход, задушевные разговоры в 3 часа ночи. В общем и целом объем оформляемых ДТ это голая статистика, ни о чем не говорящая.
Чтобы составить достоверный и объективный рейтинг таможенных представителей потребовалось бы сперва сформировать критерии оценки, например. Это могут быть скорость и стоимость оформления, доля досмотров, доля корректировок таможенной стоимости, специализация, число административных дел, отзывы других клиентов. Далее кто-то должен эти данные собирать и анализировать.
Но поскольку у рынка или, например, профессиональных объединений, союзов, такой цели нет, нет и адекватного рейтинга. А потому при выборе таможенного представителя нужно руководствоваться измеримыми и прикладными характеристиками, прислушиваться к отзывам коллег, смотреть, с какими товарами и клиентами работает тампред, какова его репутация на рынке.
Позвоните и убедитесь сами +7 (495) 107-02-72
Рынок определил своих лидеров
Прошлый год прошел под знаком поступательного роста рынка таможенных представителей, чего еще недавно даже нельзя было представить. Практически все эксперты отметили несвойственное ему ранее движение. Так, в 2018 году произошло заметное увеличение числа участников этого бизнеса до 480 представителей, годом ранее таких насчитывалось 383 компании.
Другой не менее важной причиной стал последний экономический кризис и введение в отношении России экономических санкций из-за событий на Украине. Эти события вкупе подкосили многие транспортные компании, которые из-за уменьшения товаропотока потеряли значительную часть своих клиентов. Следует отметить, что отечественный рынок транспортно-логистических услуг отличается довольно высокой конкуренцией, даже с учетом столь значительных масштабов нашей страны.
Выжить на нем очень тяжело, особенно компаниям, имеющим собственный, а не арендованный парк грузовых автомобилей. Поэтому для привлечения новых клиентов и удержания старых они были вынуждены добавить в список оказываемых услуг еще один пункт – таможенное оформление. Причем некоторые компании осуществляют его безвозмездно, в качестве дополнительного бонуса, информацию об этом можно найти у них на сайте. Правда, чтобы получить право на проведение указанных процедур в полном объеме, им пришлось получать статут таможенного представителя.
Здесь также следует упомянуть введение электронного декларирования перемещаемых через границу товаров и транспортных средств, которое существенно облегчило работу. Кроме того, с недавних пор появилась возможность с его помощью проводить значительную часть операций в режиме онлайн и кратно уменьшить бумажный документооборот. На этом фоне некоторые горе-эксперты даже стали высказывать мнение, что вот теперь наконец-то можно обойтись и без профессиональных таможенных представителей.
Наметившуюся эйфорию существенно ослабило ужесточение порядка и правил осуществления таможенных проверок, которые по новому законодательству в отношении участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) теперь могут произойти и через полтора, и через три года. Как уточнили таможенники, по результатам проверок в прошлом году в бюджет доначислено финансовых средств на 30% больше, чем в 2017 году.
Как результат, на рынке околотаможенных услуг существенно вырос спрос: из-за желания избежать попадания на штрафы и пени, а также получения проблем в будущем стало значительно больше тех, кто решил обратиться за помощью к профессионалам. В последнее время участникам ВЭД, обращающимся за помощью к таможенным представителям, стало интереснее получать от них полный комплекс услуг, включая не только транспортное, но и таможенное оформление. При этом им удобнее не разграничивать зону ответственности на несколько компаний, а получать все сразу и в одном месте.
Эксперты провели анализ рынка таможенных представителей за 2018 год и составили рейтинг, в который включили приведенные в таблице 15 компаний.
Наименование таможенного представителя
Количество ДТ, выпущенных за год
«Для рынка таможенных представителей первостепенное значение имеет репутация»
Экспертное мнение
Под влиянием пандемии внешнеторговый оборот Северо-Западного региона сократился на 13,3%. О том, отразился ли спад на востребованности таможенных брокеров, о регулировании их деятельности и борьбе законодателя с «серым» сегментом корреспонденту BG Михаилу Кузнецову рассказал председатель правления Гильдии профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес» Павел Корчажкин.
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
BUSINESS GUIDE: Как пандемия повлияла на экспортно-импортные операции на Северо-Западе?
BG: Привела ли эпидемия к снижению спроса на услуги таможенных представителей?
П. К.: В 2020 году таможенные представители выпустили около половины от общего числа деклараций, что сопоставимо с результатами 2018 и 2019 годов. Стабильность спроса на их услуги объясняется сложностью взаимодействия с таможенными органами. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), постоянно меняется, и уследить за всеми подводными камнями может только эксперт в данной области. Без регулярного мониторинга ситуации риск допустить ошибку в декларации и получить штраф значительно возрастает. Кроме того, передача этих функций профессионалам на аутсорсинг обходится гораздо дешевле и эффективнее, чем содержание целого отдела ВЭД.
BG: Государство взяло курс на упрощение таможенных процедур и их перевод в электронную форму. Приведет ли это в перспективе к снижению спроса на услуги таможенных брокеров?
П. К.: Введение электронного декларирования облегчило работу и дало возможность решить часть проблем онлайн, избавившись от надоевших бумажек. Но ощущение, что без таможенных брокеров теперь можно обойтись, обманчиво. Одновременно с цифровизацией ужесточились таможенные проверки участников ВЭД, которые, как показывает практика, могут произойти и через полтора, и через три года после ввоза или вывоза груза. Так, в 2019 году по результатам проверок в бюджет было доначислено на 20% больше финансовых средств, чем в 2018-м. Поэтому во избежание штрафов и пени участники рынка готовы обращаться к профессионалам.
BG: Какие компании можно отнести к числу лидеров рынка таможенных представителей?
П. К.: По числу выданных деклараций наиболее крупным игроком является компания «ДХЛ-Экспресс». Она аффилирована с международным экспресс-перевозчиком DHL и занимается оформлением его грузов. Следом за ней идет ЗАО «Ростэк — таможенный брокер», имеющее отдаленное отношение к таможенной службе, поскольку ранее занималось эксплуатацией объектов таможенной инфраструктуры. На третьем месте находится компания «Центурион-логистик», которая специализируется на работе с авиационными грузами, прежде всего «Аэрофлота». В топ-10 также входят компании «Елтранс+», «ВТП Сервис Групп», «Таможенный брокер», «Мэйджор Карго Сервис», «Восход», «Профиль Евро» и ТК «Руста-Брокер». Большинство из них попало в рейтинг за счет широкого спектра услуг и длительного присутствия на рынке таможенных услуг. Особняком на их фоне стоят структура Союза ветеранов таможенной службы «ВТП Сервис Групп» и кэптивная компания Магнитогорского металлургического комбината «Таможенный брокер».
BG: Может ли текущая ситуация поменять расстановку сил в рейтинге крупнейших брокеров?
П. К.: Рынок уже давно устоялся, лидеры определились и прочно удерживают свои позиции на протяжении последних лет. Поэтому драматических изменений в первой десятке мы не ожидаем. Изменения возможны только в нижней части рейтинга, в том числе за счет банкротств. На протяжении последних десяти лет на рынке наблюдается процесс укрупнения, связанный с тем, что небольшие компании не выдерживают конкуренции с лидерами рынка, имеющими профессиональную команду, собственные склады хранения и долгосрочные партнерские отношения с таможенными перевозчиками. Сейчас в России насчитывается примерно 500 таможенных представителей, и их число продолжит сокращаться.
BG: В первой десятке таможенных компаний представлены в основном московские компании. Чем это объясняется, учитывая концентрацию основных портовых мощностей на Северо-Западе?
П. К.: Москва просто более крупный рынок. Там находятся все крупнейшие ритейлеры, штаб-квартиры банков. Большое значение для этого бизнеса также имеет близость к лицам, принимающим решения, и возможность вести с ними диалог. Кроме того, Москва отличается более развитой складской инфраструктурой. Тем не менее среди петербургских брокеров тоже есть компании, которые входят в первую десятку крупнейших. Например, член нашей гильдии ООО «Восход», который работает с крупными международными компаниями.
BG: Насколько высок порог входа на этот рынок?
П. К.: Для того чтобы стать брокером, достаточно обеспечить гарантию таможенных платежей в размере €500 тыс. Но самое сложное не выйти на рынок, а остаться на нем. Если брокер допустил несколько административных нарушений, не оплатил платежи или стал фигурантом уголовного дела, то он автоматически выпадает из реестра ФТС. И вернуться туда будет сложно, поскольку необходимо будет доказать, что ты являешься добросовестным участником рынка и у тебя отсутствуют штрафы.
BG: Фиксируете ли вы рост присутствия на рынке «серых» брокеров?
BG: Почему жесткое регулирование со стороны ФТС не приводит к росту теневого сектора?
П. К.: Добросовестным компаниям невыгодно рисковать своим бизнесом, который строился годами. Когда ты вкладывал деньги и силы в создание инфраструктуры, прозрачной бухгалтерии и обучение специалистов, тебе проще идти по пути конкуренции.
BG: Как вы оцениваете текущий уровень взаимодействия между брокерами и таможенными органами?
П. К.: Основной вопрос, который беспокоит участников рынка,— введение категорирования по аналогии с Белоруссией и Казахстаном. Мы считаем, что для тех игроков, которые работают на рынке более десяти лет, не допускали нарушений, имеют достаточное количество специалистов в штате и внесли обеспечение, можно минимизировать риски. Речь идет о скорости оформления документов, количестве досмотров и финансовых проверок. В каждом из федеральных округов можно создать саморегулируемую организацию, которая будет солидарно отвечать за нарушение каждого из своих членов и сможет применять к нему санкции в виде исключения из реестра. Это позволит разгрузить ФТС, поскольку вместо ведения реестра таможенных представителей ведомство сможет отслеживать только реестр саморегулируемых организаций.
BG: Как вы считаете, почему механизм саморегулирования до сих пор не введен?
П. К.: У ФТС другой взгляд на этот вопрос. Для них не имеет значения, будет ли таможенных брокеров 500 или 520. Для них важнее собираемость платежей и отсутствие нарушений. Во все остальные процессы они не хотят вмешиваться, полагая, что конкурентная борьба должна определить, какой из брокеров лучше.
BG: Государство намерено проводить политику по упрощению доступа экспортеров к господдержке и ужесточению контроля за импортерами. Как это отразится на бизнесе брокеров?
П. К.: Увеличение объема экспорта никак не предполагает сокращения импорта. Внешняя политика любого государства строится на взаимном обмене товарами, и ужесточение контроля лишь увеличит количество клиентов, которые захотят воспользоваться услугами таможенного представителя.
Таможенное оформление
Рейтинг таможенных брокеров 2021
Краткое содержание
Что такое таможенное оформление
Все без исключения товары или иные отправления (в том числе транспортные средства), пересекающие границу Российской федерации, должны пройти процедуру таможенного контроля. При этом не имеет значения:
Таможенное оформление («растаможка груза», «таможенная очистка», «таможенное декларирование«)— это комплекс мероприятий по подготовке и предоставлению сопроводительных или иных документов, подтверждающих правомерность пересечения границы (необходимых для прохождения таможенного контроля).
Цель таможенного контроля — проверка пересекающих границу государства транспортных средств и/или перевозимых грузов на предмет соответствия их действующим договорённостям между странами-участниками обмена и нормам законодательных актов, регламентирующих сферу таможенного регулирования.
Участники
Кто может участвовать в таможенном оформлении:
Термины
Таможенный брокер (представитель) — юридическое лицо, включённое в Реестр таможенных представителей, предлагающее услуги таможенного оформления. Такая компания должна иметь: официальную лицензию, дающую право заниматься данным видом деятельности, страховой договор (минимальная сумма фиксируется законодательно). В штате должно быть минимум 2 сертифицированных сотрудника-декларанта.
Декларант — физическое или юридическое лицо, наделённое правом подачи сведений о ввозимом или вывозимом товаре в формате, установленным действующим законодательством. Декларант имеет право изменять таможенную процедуру.
Таможня — государственный орган, обеспечивающий надлежащий контроль перемещающихся через границу товаров и транспортных средств, а также ряд смежных функций, таких как: обеспечение экономической безопасности, пресечение контрабанды, ведение статистики, взимание пошлин и т.п. Помимо таможни к таможенным органам также относятся региональные управления и посты.
Таможенная процедура — совокупность норм, определяющих порядок действий (операций) с товаром/грузом. К основным операциям относятся:
Пошлина — обязательный платёж, взимаемый при перемещении товара через границу.
Декларация — документ, составленный по определённой форме, необходимый для выпуска товара из таможни.
Таможенный союз — соглашение между участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС, включает 5 стран: Россия, Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Армения), которое определяет единые правила перемещения товаров/грузов между участниками, а также за пределы территории союза.
Порядок проведения
Основные этапы процедуры таможенного оформления для юридических лиц:
В случае отказа в пропуске товаров на таможне, груз помещается на временное хранение на специальных складах до момента устранения недочётов или до совершения других процедур (уничтожения, переработки и т.п.).
Из-за отсутствия опыта в правильном составлении деклараций и формирования пакета обязательных документов (при отсутствии профильных специалистов в штате) юридические лица часто прибегают к брокерским услугам. Профессиональные посредники реализуют подготовку документов «под ключ» и повышают вероятность быстрого прохождения всех этапов оформления.
Сроки таможенного оформления
Таможенный кодекс ЕАЭС определяет максимальные сроки выпуска товара при наличии правильно оформленной декларации (ст. 119) — не более 4 часов с момента получения пакета документов или с момента размещения товара в зоне контроля (при предварительной подаче декларации).
Однако, сроки могут передвинуться:
На более длительный срок по решению руководителя таможенного органа (например, для проведения экспертизы).
Товары, помещённые на временное хранение, могут находиться на складе не более 4 месяцев (для отдельных категорий товаров срок может быть снижен, например, для скоропортящихся продуктов). Далее, если разрешения на пересечение границы не будет получено, такие грузы задерживаются таможней.
Задержание не может длиться более 30 дней (скоропортящиеся продукты нельзя задерживать более чем на 24 часа). После истечения сроков задержания невостребованные товары уничтожаются, используются или реализовываются (ст. 382 ТК ЕАЭС).
Документы, необходимые для регистрации ЮЛ на таможне
Документы, необходимые для импорта
Примерный перечень для ЮЛ:
Документы для экспорта
Наказания за нарушения
Нарушения в сфере таможенного дела определяются преимущественно Кодексом об административных правонарушениях РФ. В основном это главы 15 (в области финансов и налогов) и 16 (в области таможенного дела).
В качестве мер могут быть применены:
Размеры штрафов для юридических лиц могут достигать 500 тыс. р.
Преимущества работы через таможенных брокеров
Набор услуг определяется возможностями компании-посредника и количеством её представительств. В большинстве случаев это:
Регламентирующие законы
Ключевой законодательный акт в таможенной сфере — «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза». Он действует на территории сразу 5 стран, входящих в ЕАЭС.
Вместе с тем, деятельность таможенных органов подчиняется и другим законодательным актам, это в том числе:
Таможенного дела обязательно касаются отдельные положения документов, регламентирующих сферу транспорта, например:
Таможенные представители через призму законов и цифр
Напомним, что нечто подобное уже имеется в арсенале налоговых органов. При этом Руслан Давыдов отметил, что в перспективе на основе результатов «таможенного мониторинга» можно будет упростить и ускорить осуществление таможенных операций. Сразу отметим, что реально на такие преференции смогут рассчитывать только добросовестные участники ВЭД. Именно для объективного определения таких компаний таможенное ведомство и намерено сформировать собственную систему рейтингования.
Напомним, что приказом Минфина России от 21.02.2020 № 29н утвержден Порядок проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичность и форма его проведения, перечень критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции, условия отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска, условия дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также порядок проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска.
Документом, который вступил в силу с 20 июня 2020 года, в частности, установлено, что «категорирование лиц осуществляется путем анализа информации об их деятельности за два календарных года, предшествующих месяцу его проведения, с использованием критериев, характеризующих деятельность лиц, в целях их отнесения к категории низкого, среднего или высокого уровня риска. Контроль за соблюдением критериев проводится ежемесячно не позднее 25 числа каждого месяца.
Категория высокого уровня риска присваивается лицу при значении итоговой оценки деятельности лица, соответствующему контрольному значению, определенному для категории высокого уровня риска методикой оценки критериев, установленной нормативным актом, изданным в соответствии со статьей 316 Закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, или при выявлении одного из пяти условий, утвержденных указанным приказом».
На данный момент службой определены шесть условий, при одновременном выполнении которых лицу присваивается категория низкого уровня риска. На ее получение, в частности, может претендовать юридическое лицо, у которого за отчетный период будет не менее 100 деклараций на товары (ДТ) с принятым в отношении них решением о выпуске в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта. Приказом также определены условия применения системы управления рисков (СУР) для товаров, декларантами которых являются лица, отнесенные к категории низкого уровня риска.
Им доверяют многие
Как известно, в число тех, кто имеет право на совершение таможенных операций, входит и таможенный представитель (ТП), до недавних пор – брокер (англ. Customs broker). Действующим законодательством таковым признается российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных представителей (далее – Реестр), который согласно действующему законодательству ведет ФТС России. Оно может на основании выданного службой свидетельства осуществлять указанные операции от имени или по поручению декларанта, а также других заинтересованных лиц. В большинстве стран таможенный брокер действует согласно лицензии.
С недавних пор в России деятельность ТП регулируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и Федеральным законом (ФЗ) от 03.08.2018 № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как правило, взаимоотношения таможенных представителей с декларантами (физическими или юридическими лицами) строятся на договорной основе. При этом использование услуг таможенного представителя не является обязательным условием ведения ВЭД, то есть декларант, имеющий достаточную компетенцию в сфере таможенного дела, может самостоятельно заниматься оформлением, перемещаемых через границу товаров и транспортных средств.
В последнее время относительно роли и места ТП ведется много разговоров и споров. Дискуссия по этому вопросу то активизируется, то затухает. В свое время своего рода катализатором, поднявшим новую волну обсуждения данного аспекта, стали слова руководителя ФТС России Владимира Булавина, который в одном из выступлений заявил, что в сфере ВЭД для ведомства есть только два субъекта: декларант (импортер или экспортер) и собственно таможня.
Работали по-честному
С учетом сказанного выше редакция «ТН» совместно со своими давними партнерами решила собрать опубликованные в открытых источниках и проанализировать итоги деятельности ТП в 2019 году, сравнив их с аналогичными данными двух предыдущих лет. На основании полученных результаты и выводов мы постарались сформировать некий рейтинг компаний, осуществляющих указанный вид деятельности. Сразу уточним, что он определен с учетом только одного показателя – количества таможенных деклараций, выпущенных представителем.
Мы изначально предполагаем, что далеко не все приведенные ниже выводы будут однозначно восприняты нашими читателями, прежде всего из числа самих ТП. Среди них, безусловно, могут оказаться те, кто не согласится с предложенным раскладом. Чтобы сразу ответить потенциальным критикам, еще раз напоминаем, что анализировали опубликованные в открытых источниках данные лишь по одному критерию. Среди прочего рассмотрены статистические количественные сведения ФТС России о декларациях, оформленных и выпущенных таможенными представителями за 2017-2019 годы (таб. 1).
Поскольку подсчет ДТ вела служба, то предлагаемые на суд читателей данные и полученные на их основе оценки не подгонялись под чьи-либо интересы и носят исключительно независимый, беспристрастный и объективный характер. При этом убеждены, хотя и с некоторым сожалением, что наши выводы никак не повлияют в положительную сторону на появление у компаний, оказавшихся в числе лидеров, желания разместить в качестве некого признания свои материалы на коммерческой основе в печатной версии «ТН». Сообщим, что ее выход из-за нынешней ситуации с коронавирусом приостановлен до лучших времен. Надеемся, что новый номер выйдет в свет в конце лета, но, к сожалению, не все здесь зависит от нашего желания.
Кроме того, данной статьей мы решили по мере возможности хоть в какой-то степени заполнить пробел и недостаток в аналитических публикациях на тему ВЭД. В последнее время подобного рода дефицит четко наблюдается в информационном поле. Отметим, что для нас сложившаяся ситуация выглядит немного странно. Казалось, что в условиях самоизоляции у экспертов в сфере таможенного дела, которые ранее, ссылаясь на большую занятость, отказывались писать аналитические статьи, в том числе и для публикации в «ТН», реально появились и время, и возможность в спокойной обстановке всесторонне рассмотреть нынешнее состояние дел на рынке ВЭД, дать объективную оценку происходящему и вынести свое мнение на суд коллег.
Однако этого, к сожалению, не произошло. Вот мы и постарались хоть как-то по мере сил восполнить данный пробел. Для начала выражаем особую признательность партнерам, которые оказали реальную помощь в сборе исходных данных и во время подготовки данного текста не пытались в нужном для себя ракурсе повлиять на полученные оценочные результаты. На этом заканчиваем затянувшуюся вступительную часть и приступаем к собственно тому, ради чего готовилась данная публикация.
В первую очередь обращаем внимание, что хотя три последних года суммарно количество ДТ, выпущенных ТП, изменялось в ту или иную сторону (см. таб. 1), их доля от общего числа деклараций оставалась неизменной и составляла 47%. По мнению экспертов, в ближайшее время данная пропорция вряд ли будет претерпевать какие-либо серьезные изменения. Даже с учетом нынешней непростой ситуации не стоит ожидать ее уменьшения. Среди прочего такой вывод основывается на том, что после принятия и вступления в силу ТК ЕАЭС и Закона № 289-ФЗ в них с завидным постоянством вносятся различного рода поправки и дополнения, также появляются новые правовые акты, регулирующие ведение таможенного дела и внешнеэкономической деятельности.
В связи с этим, чтобы быть в курсе происходящего и отслеживать все изменения законодательной базы, декларантам необходимо непрерывно осуществлять ее мониторинг, анализировать и имплементировать новации в практику своей деятельности. В противном случае при оформлении перемещаемых через границу товаров невозможно будет обеспечить неукоснительное соблюдение требований таможенного и иного законодательства.
Сделать это в состоянии только те специалисты в сфере ВЭД, которые постоянно, фактически в ежедневном режиме, а не от случая к случаю, «находятся в теме». Благодаря своим профессиональным знаниям, правильному пониманию реализуемых регуляторами новаций они могут заранее, еще на предварительном этапе, выявить возможные подводные камни и предложить своим клиентам оптимальные варианты решения тех или иных проблем.
Также следует учитывать, что в условиях современной тенденции развития аутсорсинга покупка услуг стороннего профессионала зачастую обходится гораздо дешевле и выгоднее, чем содержание в структуре предприятия, например, некоего подразделения или отдельного специалиста по ВЭД. Иметь в своем штате таковых целесообразно крупным компаниям, деятельность которых в значительной степени ориентирована на осуществление экспортно-импортных операций. Как показывает практика, кроме экономии средств, привлечение для решения конкретной задачи профильного специалиста зачастую бывает более эффективным и продуктивным.
Именно поэтому, как считают эксперты, в случае непостоянной необходимости в осуществлении таможенных операций целесообразнее прибегать к услугам ТП, которые в целом доказали свою результативность. При относительно небольшой численности в общее масса участников ВЭД, количество которых, по данным ФТС России, в нашей стране превышает 80 тыс. юридических и физических лиц, на представителей, как уже сообщалось, приходится без малого половина выпущенных таможенных деклараций.
Удержаться в Реестре
Если посмотреть на динамику изменения числа действующих таможенных представителей, которая представлена на приведенном ниже графике, то увидим, что в последние года она имеет четко выраженный положительный тренд и практически совпадает с колебаниями основных показателей внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Исключение из сложившейся пропорции наблюдалось лишь в 2008 году.
Однако зафиксированный тогда взлет основных показателей международной торговли, как пояснили эксперты, произошел главным образом за счет увеличения контрактных цен, вызванных резким обвалом курса рубля, а не из-за физического роста товарооборота.
Параллельно компаниям, которые предполагали и дальше работать на этом рынке, следовало обратиться в таможенные органы с заявлением о внесении их в соответствующий Реестр таможенных представителей. К нему также требовалось собрать и приложить определенный набор документов, перечень которых оказался достаточно внушительным. Во многом именно из-за этого к началу 2011 года справиться с данной задачей сумели далеко не все. В результате с указанной даты продолжать свою брокерскую деятельность имели право только те, кто получил от таможни заветное свидетельство, подтверждавшее включение в Реестр. В итоге процесс попадания в него всех желающих растянулся на достаточно продолжительный срок. Еще одной встряской рынка, в том числе отразившейся на количестве работающих ТП, стало принятие ТК ЕАЭС и Закона о таможенном регулировании от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
Как известно, с недавних пор государственная услуга ведения Реестра предоставляется ФТС России и в бумажном, и в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ). В электронном виде она предоставляется с 2015 года. Доля заявлений, направленных с использованием ЕПГУ, с каждым годом растет и на конец 2019 года составляла 49,7% от общего количества поданных заявлений (в 2017 году – 4,8%, в 2018 году – 30,5%). В 2019 году средний срок предоставления госуслуги включения в Реестр составил в среднем 12 дней (в 2018 году он был 13 дней, в 2017 году – 25), принятие предварительного решения – 11 дней (в 2018 году – 12, в 2017 году – 20).
В службе уточнили, что дальнейшее сокращение сроков предоставления госуслуги стало возможным не только за счет упрощения собственно процедуры (уменьшение перечня представляемых документов и объема заявляемых сведений), но и организации электронного взаимодействия с Федеральной налоговой службой и Центральным банком РФ. Как сообщили в ФТС России, согласно положениям ТК ЕАЭС таможенный представитель теперь имеет возможность ограничить свою деятельность совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозной таможенной пошлиной и помещаемых под таможенную процедуру экспорта.
По состоянию на 25 декабря 2019 года в Реестр включено 6 таможенных представителей, ограничивших свою деятельность экспортом товаров, не облагаемых вывозной таможенной пошлиной. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ установил для таких лиц минимальный размер обеспечения деятельности в качестве таможенного представителя. Он определен в 5 млн рублей.
Учитывая, что одним из общих условий включения в Реестр является наличие обеспечения в размере не менее 500 тыс. евро (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 № 64), данная норма Закона значительно либерализовала условия нахождения в Реестре «экспортных» ТП. В рамках упрощения подходов к обеспечению для таможенных представителей, пояснили в ФТС России, Законом также предусмотрена возможность частичного использования реестрового обеспечения, чем при дополнительных проверках воспользовались 27 комапаний (5%) на сумму 44,40 млн рублей. За 2019 года общее количество деклараций на товары, поданных таможенными представителями, составило 47% от общего декларационного массива. На ТП пришлось 68% от всего объема уплаченных таможенных платежей. При этом их основная часть (более 50%) пришлась всего на 20 таможенных представителей.
Количество выпущенных ДТ, поданных представителями при ввозе товаров, составило 57% от общего объема импортных ДТ. В отношении экспортируемых товаров таможенными представителями оформлено 29% выпущенных ДТ. При этом от общего объема уплаченных таможенных платежей при импорте товаров доля таможенных представителей составила 69%, при экспорте – 68%. В ходе анализа данных о совершении таможенных операций по основным бюджетообразующим группам товаров ФТС России установила, что наибольший массив ДТ и платежей при импорте товаров приходится на таможенных представителей, при экспорте – на декларантов (см. таб. 2). При этом наибольший массив поданных таможенными представителями ДТ посредством центров электронного декларирования (ЦЭД) пришелся на Центральное и Южное таможенные управления.
С недавних пор для самоконтроля в части соблюдения условий включения в Реестр ТП может использовать технические возможности сервиса «Таможенный представитель», который функционирует на базе информационного ресурса ФТС России «Личный кабинет участника ВЭД». В нем собраны и структурированы все актуальные сведения о таможенном представителе, в том числе об имеющейся у него задолженности по уплате таможенных платежей, о суммах неоплаченных штрафов по делам об административных правонарушениях и действующего обеспечения, а также другая актуальная информация.
В апреле 2019 года сервис был доработан в части функционала. В результате должностные лица ФТС России могут направлять таможенным представителям уведомления, письма и иные сообщения ведомства в сканированном виде, а также отслеживать через сервис статус получения таких писем и сообщений. Кроме того, теперь есть возможность для просмотра статуса обработки заявок, направленных ТП посредством Единого портала, и при необходимости перейти по ссылке непосредственно в его соответствующий раздел.
Как известно, с 4 августа 2019 года в соответствии с Законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ уведомления направляются участникам ВЭД, имеющим доступ в указанный информационный ресурс, в электронном виде через «Личный кабинет» плательщика. Частью 3 статьи 282 Закона установлено, что уведомление в электронном виде, направленное таким образом, считается полученным в день, следующий за днем его направления. ФТС России особо отмечает, что за счет развития своих информационных таможенных технологий она постоянно проводит работы по расширению возможностей «Личного кабинета» в части направления в электронном виде различных документов, например, заявлений о предоставлении госуслуги, различного рода информационных писем и запросов.
Под защитой закона
Напомним, что пунктом 6 статьи 60 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ установлена солидарная обязанность таможенного представителя с декларантом по уплате в полном размере таможенных пошлин, налогов, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, которые, в свою очередь, подлежат исполнению в порядке и сроки, определенные ТК ЕАЭС и законодательством Российской Федерации. Для участников ВЭД, которые при оформлении своих товаров решили обратиться за помощью к таможенному представителю, это означает, что услуга партнера законодательно закреплена и тем самым может рассматриваться в качестве дополнительной гарантии перед таможенными органами.
Указанная опция достаточно важна, особенно в свете последних тенденций, когда не фоне общего сокращения количества таможенных проверок после выпуска, как указала ФТС России, неуклонно растет их результативность. Это выражается в доначислении в бюджет государства по итогам контрольных мероприятий, проводившихся в отношении участников ВЭД, дополнительных финансовых средств. Так, за последние два года данный показатель вырос в 2,5 раза. В то же время в отчетный период общее количество проведенных таможенными органами проверок уменьшилось в 1,5 раза (таб. 3).
Говоря о роли и месте таможенных представителей, эксперты особо подчеркивают, что последние являются своего рода буфером между участником ВЭД и таможенной службой. С одной стороны, они помогают своим клиентам предотвращать и избегать совершения правонарушений, с другой – не только обеспечивают грамотную подготовку и заполнение сопроводительных документов, но осуществляют полномасштабное сопровождение внешнеторговой сделки, так сказать, под ключ – по принципу «от двери до двери».
Как показывает практика, в ходе работы с клиентами основная масса ТП неукоснительно соблюдает установленные действующим законодательством нормы и правила, которые, как уже отмечалось, в последнее врем с завидным постоянством претерпевают различного рода изменения и модернизации, зачастую принятые поправки и всевозможные регуляторные новации и инициативы носят достаточно кардинальный характер.
Это очень ответственная работа, которая, помимо общепринятых знаний в сфере таможенного дела, требует от специалистов в сфере ВЭД большого профессионального опыта. Поэтому для таможенного представителя очень важно иметь в своем штате команду высококлассных сотрудников, которые в состоянии выполнять возлагаемые на них обязанности, а также в полной мере отвечать за свои действия и принимаемые решения. Подготовка такого специалиста – тема еще одного отдельного и достаточно серьезного разговора. В последнее время этот аспект приобретает все большую актуальность. Особенно на фоне изменений в таможенном законодательстве, которые произошли с 1 января 2018 года, когда вступил в силу ТК ЕАЭС.
Представляем лидеров
Даже поверхностное знакомство с порядком и правилами ведения ВЭД показывает, что успешно работать в данной сфере могут только те, кто с максиманой ответственностью исполняет свои обязанности, в безусловном порядке соблюдает установленные правила и нормы, умеет находить в любой ситуации правильные бизнес-решения, преодолевать возникающие барьеры. Все сказанное в полной мере относится и к ТП.
Эксперты признают, что рынок услуг таможенных представителей достаточно сложный. При этом компании, которые сумели найти и занять на нем свою нишу, как правило, годами не сдают завоевавшие позиции. Именно этим можно объяснить тот факт, что вот уже достаточно продолжительный срок список лидеров рынка демонстрирует определенную стабильность. Сказанное наглядно подтверждает приведенный ниже перечень из 15 компаний, которые три последних года выпускали наибольшее количество таможенных деклараций.
Далее познакомимся с лидерами 2019 года поближе:
— ООО «ДХЛ Экспресс» и «ДХЛ Глобал Форвардинг»: обе компании фактически являются одной и той же структурой, которая занимается экспресс-перевозками, чем на фоне неуклонного роста в последнее время онлайн-торговли во многом объясняется тот факт, что она неизменно занимает первые позиции в рейтинге по количеству оформленных ДТ;
— ЗАО «РОСТЭК – Таможенный брокер»: уже из наименования видно, что компания выросла из недр известной структуры, которая изначально была аффилирована с ФТС России и на первых порах обеспечивала эксплуатацию таможенной инфраструктуры, сегодня она в основном специализируется на обслуживании в таможенном плане внешнеэкономической составляющей деятельности предприятий газо- и нефтедобывающей промышленности;
— ООО «Центурион логистик»: основным направлением ее работы является таможенное оформление и перевозка грузов, прибывающих в аэропорт Шереметьево, в основном это запчасти и служебные грузы авиакомпаний;
— ООО «Елтранс+»: широкопрофильная транспортно-логистическая компания, владелец склада временного хранения (СВХ) в Смоленске, входит в Ассоциацию «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД (ГПУ ВЭД) «Гермес»;
— ООО «ВТП Сервис групп»: является одной из коммерческих структур Общероссийской общественной организации «Всероссийский Союз ветеранов таможенной службы», она также аффилирована с ФТС России, имеет 33 филиала;
— ООО «Таможенный брокер»: создано на базе отдела декларирования ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», является дочерней структурой ОАО «ММК»;
— ООО «Мейджор Каро сервис»: крупная транспортно-логистическая компания, автодилер, осуществляет курьерскую доставку;
— ООО «Восход»: широкопрофильная транспортно-логистическая компания, владеющая СВХ и таможенным складом в Санкт–Петербурге, специализируется на работе с крупными международными компаниями, входит в ГПУ ВЭД «Гермес»;
— ООО «ТК Руста-брокер»: дочерняя структура АО «Совтрансавто»;
— ООО «Жефко»: входит в состав АО «РЖД»;
— ООО «ТЛО»: дочерняя организация ГК «ТрансБалт», владеет СВХ в Северо-Западном регионе и в Ростовской области. Из сказанного выше следует, что немногим более половины (8 из 15) перечисленных компаний являются полностью независимыми от вышестоящих структур и не имеют специализации по конкретным товарным группам.
Выиграть не числом, а умением
Приведенная ниже таблица наглядно демонстрирует поступательное увеличение числа таможенных представителей. За три последних года их стало на 169 больше, в целом количественная прибавка превысила 40%. Однако этот факт не сильно отразился на общей расстановке сил на рынке. В последнее время доля записных лидеров в общем объеме деклараций, выпущенных ТП, из года в год в среднем стабильно находилась на уровне 20%.
Ниже представлен перечень ТП, на которых приходится наибольшее количество выпущенных экспортных таможенных деклараций (ЭТД):
Из приведенной выше таблицы видно, что, кроме уже известных компаний, среди лидеров появились «новые игроки». Объясняется это тем, что они специализируются на оформлении экспортных товаров. При этом из года в год удельный вес деклараций ТП по данному виду ВЭД, приходящихся на долю лидеров, неуклонно сокращается. Поскольку общее количество экспортных ДТ, выпущенных представителями, в целом не слишком колеблется, можно сделать предположение, что на рынке происходит некое перераспределение объемов оформления вывозимых за рубеж товаров, в том числе в результате появлению новых участников. При этом нельзя исключить, что некоторые крупные экспортеры несколько реструктурировали в организационном плане схему ведение ВЭД и сознательно пошли на создание при себе неких аффилированных компаний, которым передали осуществление функции по таможенному сопровождению своих внешнеторговых сделок.
Далее представлены лидеры среди таможенных представителей по выпуску импортных таможенных деклараций:
На данном направлении удельный вес таможенных представителей остается неизменным уже не первый год, причем это наблюдается даже на фоне роста количества ТП. Из приведенных данных можно заключить, что появление на рынке новых таможенных представителей в основном произошло в результате создания так называемых кэптивных компаний (от англ. captive — «пленный»), то есть принадлежащих той или иной материнской структуре.
Завершая обзор результатов работы таможенных представителей в 2019 году, отметим, что по сравнению с предыдущим годом каких-либо особых или радикальных изменений в указанном секторе не произошло. Лидеры рынка околотаможенных услуг в очередной раз подтвердили свое завоеванное за годы успешной работы высокое реноме и за редким исключением остались на прежних местах. Некоторые их них при этом даже сумели упрочить свои позиции.
В целом приведенные выше данные говорят о том, что и в нынешних достаточно сложных для бизнеса условиях услуги таможенных представителей остаются востребованными. Безусловно, каждый участник ВЭД, взвесив все «за» и «против», иметь право выбирать, стоит ли самому заниматься таможенным оформлением своих внешнеторговых грузов или обратиться за помощью к профессионалам в данной сфере. Однако, как показывает практика, при определенных условиях второй вариант зачастую бывает более продуктивным и эффективным, в том числе с позиции минимизации и оптимизации расходов, включая затраты на содержание штатов. Здесь нужно подчеркнуть, что с учетом уровня квалификационных знаний и опыта оплата труда классного специалиста в сфере ВЭД должна быть на достойном уровне. Что в денежном выражении следует под ним понимать, остается на усмотрение конкретного руководителя конкретной компании. В этом вопросе невозможно быть советчиком, тем более нам, которые в прямом понимании слова, не являются участниками ВЭД и не занимаются таможенным оформлением товаров.
Для нас бесспорно одно – к выбору таможенного представителя необходимо подходить взвешенно и в высшей степени ответственно. Предпочтение следует отдавать исключительно профессионалам в полном понимании этого слова. Хочется верить, что данный обзор поможет заинтересованным лицам принять правильное решение, избежать ошибок и найти надежного партнера. Если такое произойдет, это будет означать, что мы свою работу проделали не зря.