рейтинг субъектов рф по бюджету
Рейтинг субъектов рф по бюджету
Рейтинги
Рейтинг субъектов РФ по ключевым финансовым показателям
Рейтинг субъектов РФ по результатам оценки качества управления финансами
Результаты ежегодного мониторинга и оценки качества управления региональными финансами
Рейтинги субъекта
Ежемесячная информация по основным показателям бюджетов субъектов РФ
Доходы бюджета субъекта РФ
Исполнение бюджета по доходам, ранг субъекта РФ по ФО и РФ
Расходы бюджета субъекта РФ
Исполнение бюджета по расходам, ранг субъекта РФ по ФО и РФ
Таблица рейтингов субъектов РФ
Рейтинг субъектов РФ по основным показателям бюджета
Рейтинг субъектов РФ
Рейтинг субъектов Российской Федерации по показателям социальной, экономической и финансовой сферы
Мониторинг соблюдения требований бюджетного законодательства субъектами РФ
Ежегодный мониторинг соблюдения субъектами РФ требований Бюджетного кодекса и качества управления бюджетами субъектов
Группа субъектов по доле дотаций
Распределение субъектов на группы в зависимости от доли дотаций из Федерального бюджета от объема собственных доходов субъекта
Данные Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ
Рейтинг регионов по уровню открытости бюджетных данных
Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, составляемый НИФИ по заказу Министерства финансов Российской Федерации
Самые богатые регионы: у кого бюджет больше чем в Москве и при чем тут Крым?
Экономическая активность регионов России в значительной степени отражается на их бюджетных доходах. Рассмотрим в каких регионах самые высокие бюджетные доходы в абсолютном выражении и на душу населения.
Централизованная модель управления страной формирует бюджетные перекосы и особенности. Яркий пример: доходы от добычи нефти (налог на добычу) не остаются в нефтяных регионах, а поступают в федеральный бюджет. Централизация сказалась и на расположении головных офисов крупнейших компаний России в Москве, где они платят налог на прибыль и НДФЛ с высоких зарплат в бюджет города.
Доходы региональных бюджетов делятся на собственные доходы (налоговые и неналоговые) и трансферты от федерального центра. Крупнейший бюджет у Москвы — 2,6 трлн рублей (2019 г.) или 19,5% от общих региональных доходов при 8,5% доле в численности населения.
Второе и третье место по доходам бюджета занимают Московская область и Санкт-Петербург, которые отстают от Москвы в 4 раза. Регионы с крупнейшими бюджетами традиционно формируются за счет собственных налогов, а доля трансфертов не превышает 10%.
Размеры региональных бюджетов в абсолютном выражении не всегда отражают их реальную бюджетную обеспеченность. Это связано как с разной численностью населения, так и уровнем цен: 1 рубль на Чукотке это не 1 рубль на Кавказе, а в одном районе Москвы живет больше людей, чем в нескольких регионах России. Для иллюстрации реальной обеспеченности региональные бюджеты необходимо отразить на душу населения (на 1 человека) и привести к единому уровню цен (через индекс бюджетных расходов).
Доходы региональных бюджетов на душу населения (на 1 человека) в 2019 году составили 92 тыс. рублей. В номинальном выражении самые высокие душевые доходы бюджета на Чукотке — 1,1 млн рублей, что в 5 раз больше уровня Москвы.
Но это не имеет ничего общего с реальной бюджетной обеспеченностью из-за колоссальной разницы в ценах на Чукотке и в остальной России. Для корректного сопоставления бюджетные доходы приведены в единому уровню цен.
Традиционные лидеры — ресурсные и малочисленные северные регионы из-за высокой стоимости жизни уступили первое место Москве. После приведения к единому уровню цен доходы столичного бюджета оказались в 2,5 раза выше среднего по стране — 222 тыс рублей на 1 человека (номинально — 209 тыс рублей) в 2019 г.
Большое влияние на бюджет города оказывает рынок труда, перечисляющий в столичный бюджет налоги на доходы физических лиц (НДФЛ) с высоких официальных зарплат. Это единственный российский регион, где в таком количестве расположены головные офисы крупнейших компаний и органов власти. Доля НДФЛ в московском бюджете — 39,5% (выше только в Санкт-Петербурге — 42,6%), в других регионах — только 29%.
Высокие душевые доходы бюджетов характерны для нефтяных регионов: Сахалинской области, Ненецкого АО, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, Тюменской области. Нефтяные регионы практически не получают федеральную помощь и финансируют расходы за счёт собственных средств.
Также относительно большие душевые доходы в промышленно развитых регионах: Татарстане, Белгородской и Калужской областях и т.п., а также входящих в столичные агломерации — Московской и Ленинградской областях.
Второй по численности населения город России — Санкт-Петербург сильно отстаёт от Москвы. Удельные доходы его бюджета с учётом разницы в стоимости жизни на 34% ниже московского. Бюджет северной столицы финансируется за счёт собственных налогов и сборов (трансферты на 1 человека на уровне Москвы), хотя в ней нет такой концентрации богатых граждан и бизнеса, как в Москве. В среднем душевые доходы бюджета Санкт-Петербурга в 1,6 раза выше других регионов России.
Отдельная категория — Калининградская область, Крым и Севастополь. Несмотря на невысокие собственные доходы бюджетов особые условия федерального финансирования вывели их на лидирующие позиции в рейтинге душевых бюджетных доходов. Если в среднем по России в 2019 году трансферты составляли 17 тыс рублей на человека, то в этих регионах в 4-5 раз больше (с учетом корректировки на стоимость жизни). Это выше, чем в Чечне и Ингушетии.
В Крыму и Севастополе действует программа социально-экономического развития до 2022 года, в рамках которой в 2019 году было выделено 88 млрд руб. субсидий. В эту сумму не входят дотации и субвенции. А по сумме общей федеральной помощи Крым вышел на первое место (130 млрд руб.), обогнав Дагестан. В Калининградской области функционирует особая экономическая зона, в 2019 год федеральный бюджет выделил на нее 56,7 млрд руб. трансфертов.
Такой уровень федеральной помощи пока не нашел отражение в сопоставимом росте доходов населения и налоговый базы региональных бюджетов. Трансферты преимущественно расходуются на инфраструктуру: дорожное строительство в Крыму и Севастополе, а также поддержку бизнеса в особой экономической зоне Калининградской области. Зарплаты в этих регионах остаются ниже среднего уровня по стране.
Рейтинг регионов по социальной ориентированности бюджетов в 2020 году
Эксперты РИА Рейтинг по заказу РИА Новости провели исследование и составили по социальной ориентированности бюджетов в 2020 году
Результаты рейтинга показывают, что объемы социальных расходов консолидированных бюджетов в регионах – лидерах и аутсайдерах отличается в разы. Первую строчку в рейтинге заняла Москва, где по итогам 2020 года объем скорректированных социальных расходов бюджета составил 124,76 тыс. руб. на одного жителя. За ней следуют Сахалинская область и Санкт-Петербург с показателем, превышающим 100 тыс. руб. на человека. В первую десятку рейтинга также входят Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Московская область, Чеченская Республика, Севастополь и Ленинградская область, где скорректированные социальные расходы консолидированных бюджетов в 2020 году превысили 75 тыс. руб. на человека.
У лидера рейтинга, Москвы, среди социальных расходов консолидированного бюджета наибольшая доля приходится на социальную политику и здравоохранение – 18% и 16% всех расходов консолидированного бюджета в 2020 году. У занявшей вторую строчку Сахалинской области максимальная доля по итогам 2020 года приходится на расходы на образование – 18% и на расходы на социальную политику – 16%. В Санкт-Петербурге на первом месте по структуре находятся расходы на образование (23%), на втором расходы на социальную политику (20%), на третьем расходы на здравоохранение (18%).
В целом по стране на долю расходов по социальным статьям по итогам 2020 года приходится 62,4% суммарных расходов консолидированных бюджетов всех субъектов РФ. Для сравнения в 2019 году эта величина составляла 59%. Самая высокая доля приходится на расходы на образование – 22,8% суммарных расходов консолидированных бюджетов всех субъектов РФ в 2020 году. Далее по доле (21,3%) идут расходы по статье «Социальная политика». Расходы на здравоохранение в 2020 году составили 12,9% суммарных расходов всех консолидированных бюджетов всех субъектов РФ, что на 4,3 процентных пункта больше, чем в предыдущем году.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»
Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных
Методические рекомендации по открытости бюджетных данных субъектов Российской Федерации (одобрены на заседании Рабочей группы по развитию проекта»Бюджет для граждан» 20 сентября 2018 г.)
2021 год
Методика
Результаты рейтинга субъектов по уровню открытости бюджетных данных за 2021 год
Библиотека лучшей практики
2020 год
Методика
Результаты рейтинга субъектов по уровню открытости бюджетных данных за 2020 год
Библиотека лучшей практики
2019 год
Методика
Результаты рейтинга субъектов по уровню открытости бюджетных данных за 2019 год
Библиотека лучшей практики
В «Библиотеке лучшей практики» размещаются примеры отражения информации по показателям, оцениваемым при составлении рейтинга по уровню открытости бюджетных данных, а также примеры инновационных механизмов, используемых субъектами Российской Федерации для обеспечения открытости бюджетных данных и вовлечения граждан в процессы бюджетного планирования и контроля. Данные примеры взяты из реальной практики субъектов Российской Федерации и могут быть усовершенствованы, однако на момент размещения в библиотеке они представляли собой наиболее удачный вариант из всех, рассмотренных при проведении оценки. За публикацию примера в Библиотеке лучшей практики субъект РФ получает дополнительный балл в соответствии с Методикой проведения мониторинга и составления рейтинга.
2018 год
Методика
Результаты рейтинга субъектов по уровню открытости бюджетных данных за 2018 год
Библиотека лучшей практики
В «Библиотеке лучшей практики» размещаются примеры отражения информации по показателям, оцениваемым при составлении рейтинга по уровню открытости бюджетных данных, а также примеры инновационных механизмов, используемых субъектами Российской Федерации для обеспечения открытости бюджетных данных и вовлечения граждан в процессы бюджетного планирования и контроля. Данные примеры взяты из реальной практики субъектов Российской Федерации и могут быть усовершенствованы, однако на момент размещения в библиотеке они представляли собой наиболее удачный вариант из всех, рассмотренных при проведении оценки. За публикацию примера в Библиотеке лучшей практики субъект РФ получает дополнительный балл в соответствии с Методикой проведения мониторинга и составления рейтинга.
2017 год
Методика
Результаты рейтинга субъектов по уровню открытости бюджетных данных за 2017 год
Аналитические записки к разделам рейтинга
Библиотека лучшей практики
В «Библиотеке лучшей практики» размещаются примеры отражения информации по показателям, оцениваемым при составлении рейтинга по уровню открытости бюджетных данных, а также примеры инновационных механизмов, используемых субъектами Российской Федерации для обеспечения открытости бюджетных данных и вовлечения граждан в процессы бюджетного планирования и контроля. Данные примеры взяты из реальной практики субъектов Российской Федерации и могут быть усовершенствованы, однако на момент размещения в библиотеке они представляли собой наиболее удачный вариант из всех, рассмотренных при проведении оценки. За публикацию примера в Библиотеке лучшей практики субъект РФ получает дополнительный балл в соответствии с Методикой проведения мониторинга и составления рейтинга.
2016 год
Методика
Рейтинг субъектов по уровню открытости бюджетных данных за 2016 год I этап
В 2016 году рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных составляется Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) по заказу Министерства финансов Российской Федерации. Основными новациями рейтинга 2016 года является отказ от согласования предварительных данных оценки с субъектами Российской Федерации, а также переход к оценке результатов в процентах к максимально возможному количеству баллов по методике. На I этапе оценивалась открытость бюджетных данных по следующим направлениям:
Лидеры рейтинга по результатам I этапа
Наименование субъекта Российской Федерации | Место по Российской Федерации | % от максимального количества баллов по I этапу |
---|---|---|
Оренбургская область | 1 | 100,0 |
Краснодарский край | 2-4 | 81,8 |
Ставропольский край | 2-4 | 81,8 |
Иркутская область | 2-4 | 81,8 |
Эти регионы отнесены к группе с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных; они набрали от 80 до 100 процентов от максимально возможного количества баллов.
Аутсайдеры рейтинга по результатам I этапа
Эти регионы отнесены к группе с очень низким уровнем открытости бюджетных данных; они набрали менее 20 процентов от максимально возможного количества баллов.
Лидеры и аутсайдеры локальных рейтингов (по направлениям оценки) |
---|
По направлению «Характеристики первоначально утвержденного бюджета».
По направлению «Сведения о плановых показателях деятельности государственных учреждений»
По направлению «Бюджет для граждан (закон о бюджете)»
По направлению «Общественное участие (I квартал 2016 года)»
Примеры, опубликованные в «Библиотеке лучшей практики» по результатам I этапа
Наименование примера | Наименование субъекта Российской Федерации | Отношение к показателю рейтинга |
---|---|---|
Раздел 1. Примеры лучшей практики по показателям анкеты | ||
Публикация закона о бюджете на сайте, предназначенном для публикации бюджетных данных | Красноярский край | Показатель 1.1 |
Публикация закона о бюджете на сайте, предназначенном для публикации бюджетных данных | Омская область | Показатель 1.1 |
Сведения в законе о бюджете об общем объеме субсидий местным бюджетам и их распределении по муниципальным образованиям | Астраханская область | Показатель 1.5 |
Сведения в законе о бюджете об общем объеме субсидий местным бюджетам и их распределении по муниципальным образованиям | Магаданская область | Показатель 1.5 |
Сведения в законе о бюджете об общем объеме субсидий местным бюджетам и их распределении по муниципальным образованиям | Чукотский автономный округ | Показатель 1.5 |
Раздел 2. Примеры инновационных мер и механизмов | ||
Доступны версии сайта, где публикуются бюджетные данные (сайт Министерства финансов Республики Татарстан), на русском языке (является государственным языком Российской Федерации на всей ее территории) и татарском языке (является государственным языком в Республике Татарстан наряду с русским языком) | Республика Татарстан |
Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных в 2016 году по итогам I этапа (группировка по федеральным округам)
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ I ЭТАПА:
Рейтинг субъектов по уровню открытости бюджетных данных за 2016 год I-II этапы
В 2016 году рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных составляется Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) по заказу Министерства финансов Российской Федерации.
На I-II этапах оценивалась открытость бюджетных данных по следующим направлениям: 1) характеристика первоначально утвержденного бюджета; 2) годовой отчет об исполнении бюджета; 3) публичные сведения о деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации; 4) бюджет для граждан (закон о бюджете, годовой отчет об исполнении бюджета); общественное участие (I и II кварталы 2016 года).
Лидеры рейтинга по результатам I-II этапов
Наименование субъекта Российской Федерации | Место по Российской Федерации | % от максимального количества баллов |
---|---|---|
Лидеры и аутсайдеры локальных рейтингов (по направлениям оценки) |
---|
По направлению «Характеристики первоначально утвержденного бюджета»
Ненецкий автономный округ, Республика Адыгея,
Астраханская область, Оренбургская область
По направлению «Годовой отчет об исполнении бюджета»
Республика Ингушетия, Республика Тыва,
Республика Хакасия, Еврейская автономная область
По направлению «Сведения о деятельности государственных учреждений»
6 регионов: Воронежская область, Тамбовская область, Республика Коми,
Краснодарский край, Чувашская Республика, Оренбургская область
17 регионов: Калужская область, Липецкая область, Орловская область, Тверская область,
Псковская область, Ненецкий автономный округ, Республика Дагестан, Республика Ингушетия,
Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика,
Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Челябинская область, Республика Хакасия, Забайкальский край, Чукотский автономный округ
По направлению «Бюджет для граждан (закон о бюджете, годовой отчет об исполнении бюджета)»
7 регионов: Владимирская область, Московская область, Вологодская область,
Республика Адыгея (Адыгея), Краснодарский край, Оренбургская область, Красноярский край
5 регионов: Псковская область, Республика Крым,
Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва
По направлению «Общественное участие (I и II кварталы 2016 года)»
10 регионов: Брянская область, Калужская область, Республика Калмыкия,
Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания,
Республика Марий-Эл, Самарская область, Тюменская область, Чукотский автономный округ
Примеры, опубликованные в «Библиотеке лучшей практики» по результатам II этапа
Наименование примера | Наименование субъекта Российской Федерации | Отношение к показателю рейтинга |
---|---|---|
Раздел 1. Примеры лучшей практики по показателям анкеты | ||
Красноярский край | Раздел 5 | |
Детальные сведения в составе материалов к проекту закона «Об исполнении бюджета Пермского края за 2015 год» об использовании бюджетных средств по ряду направлений | Пермский край | Раздел 5 |
Краснодарский край | Показатель 7.1 | |
Организация работы форума, созданного для обсуждения бюджетных вопросов | Сахалинская область | Показатель 8.3 |
Самарская область | Показатель 8.6 | |
Раздел 2. Примеры инновационных мер и механизмов | ||
Проект «Открытый региональный бюджет для депутата» | Ярославская область |
Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных в 2016 году по итогам I-II этапов (группировка по федеральным округам)
Названы самые богатые и бедные регионы России
Самыми богатыми регионами России по размеру доходной части бюджета в 2021 году названы Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Московская и Свердловская области, а наиболее бедными — республики Адыгея, Алтай, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, а также Еврейская автономная область. Об этом рассказал эксперт направления «Пространственное развитие» ЦСР Александр Бурков, сообщает РИА Новости.
«Совокупные доходы бюджетов данных регионов [аутсайдеров] составляют до трех процентов от суммы доходов бюджетов регионов-лидеров», — отметил он.
Он указал, что все регионы из последней пятерки получают дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности, а регионы-лидеры, напротив, их не получают.
«Сейчас мы видим, что одним из важнейших факторов «богатства» ряда регионов в подавляющем большинстве является наличие в них крупных компаний, преимущественно связанных с добычей и переработкой природных ресурсов, товары которых котируются на мировых рынках, а также предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью», — рассказал собеседник агентства.
По его словам, серьезного изменения положения в регионах с небольшими доходами в скором времени ожидать не следует.
Ранее определились лидеры 2020 года среди регионов России по уровню разрыва в доходах между бедными и богатыми слоями населения. Аналитики уточнили, что в регионах-лидерах заработки богатых в 8–10 раз превышают доходы бедных. 20 процентов граждан с высокими доходами получали в месяц порядка 82,5 тысячи рублей, а пятая часть наименее обеспеченных россиян — 9,88 тысячи рублей в месяц. То есть первые получали примерно в 8,4 раза больше денег, чем вторые.