рейтинг стран по уровню теневой экономики
МВФ рассказал об уровне теневой экономики в России и ещё 157 странах мира
Газета «Коммерсантъ» публикует материал со ссылкой на доклад Международного валютного фонда о масштабах теневой экономики в 158 странах мира за период с 2010 по 2017 годы. Соавторами аналитической работы выступили представитель африканского департамента МВФ Леандро Медина и экономист из университета Кеплера (Линц, Австрия) Фридрих Шнайдер. Отмечено, что при составлении доклада учитывались новые методики, включая спрос на денежном рынке и так называемый учёт предсказанного значения. При этом специалисты, как заявлено, провели микроисследования в нескольких странах мира (например, Беларусь и Швеция) для уточнения используемых методик.
Если верить выводам Медины и Шнайдера, то уровень теневой экономики России составляет примерно 33,7%.
При этом отмечается, что на данный момент не выявлено тренда на сокращение «тени» в экономике РФ, что прослеживалось ранее – в 1998 и 2008 годах.
33,7% теневой экономики – огромное значение. Другими словами, более трети российского экономического пирога идёт вовсе не в актив Российской Федерации. А это триллионы рублей.
Если говорить о ЕС, то с аналогичными показатели «тени» в экономике выявлены лишь две страны. Это Болгария и Румыния. В Италии уровень теневой экономики тоже высок – около 24%. Схожие с российскими показателями «тени» демонстрируют такие страны мира как Пакистан и Южная Корея.
Уровень теневой экономики в США, Японии и Сингапуре, для сравнения – в районе 10-15%, что тоже нельзя назвать низкими показателями.
В числе «антилидеров» рейтинга – Таиланд, в котором ровно половина всей экономики находится в теневой зоне.
Россия вошла в ТОП-5 стран с крупнейшей теневой экономикой
Нашей стране удалось заняться место в ТОП-5 пусть и не самого положительного, но мирового рейтинга. Рейтинга стран с самой крупной теневой. Исследователи внесли в него 28 стран, среди которых России «повезло» занять почетное четвертое место. Экспертам удалось измерить и оценить масштабы проблемы: по их информации, объемы теневого рынка превышают 33 трлн рублей, что сопоставимо с 40% внутреннего валового продукта. Такие данные были подучены в результате опроса крупных представителей бизнеса и экспертного сообщества, оценки инвестиций, занятости, потребительских расходов, налогов и многих других объективных аспектов.
Радует лишь то, что в России не самая худшая ситуация в мире – у украинских и азербайджанских соседей, а также у Нигерии дела на порядок хуже. Именно они заняли места на пьедестале, значительно опередив нашу страну, как и всех других представителей рейтинга по масштабам «тени». Россиянам, однако, от этого легче не становится – объемы неформального сектора очень показательно коррелируют с масштабами теневой занятости в стране, которая составляет те же 40% от экономически активного населения.
4-е место
России удалось войти в пул стран с самой «тенизованной» экономикой в мире – 4-е место было обеспечено масштабами «тени», которая составляет около 39% от общегосударственного ВВП и оценивается в 33,5 трлн рублей. Такие данные в своем пресс-релизе, опубликованном «РБК», презентовала международная Ассоциация бухгалтеров (ACCA), которая провела глобальное исследование, направленное на оценку и прогнозирование мировой теневой экономики. При этом результаты нашей страны весьма впечатляющи – мы имеем одну из самых крупных теневых экономик планеты, она почти на 85% больше, чем средний показатель по миру. Более высокие показатели по отношению к официальной экономике имеют лишь Украина – 46% ВВП, Нигерия – 48% ВВП, и мировой теневой лидер Азербайджан, со своими колоссальными 67%. За нами в ТОП-5, кстати, расположилась Шри-Ланка, «тень» которой занимает 38% всей ее экономики.
В качестве теневой экономики, эксперты из бухгалтерской ассоциации определяют бизнес-деятельность, которая способна приносить тот или иной доход, не учитываемый государственными органами, не облагаемый налогами и находящийся за пределами государственного надзора. Примечательно, что «аутсайдерами» этого рейтинга стали крупнейшие мировые государства. Так, по итогам прошлого года, самую маленькую «тень» имели Китай – 10,2% ВВП, Япония – 10% ВВП, и Соединенные штаты – 7,8% ВВП.
Глобальный показатель «тени» не такой внушительный как в России, но все же гораздо выше, чем у «аутсайдеров» – мировая экономика тенизована почти на 23%. Примечательно, что по прогнозам бухгалтеров, которые провели исследование, мировую экономику ждет постепенная легализация – к 2025 году показатель тенизации должен сократиться до 21,4%. Однако, нашей страны это вряд ли коснется: уровень «тени» в России стабилен на протяжении последнего десятилетия, ежегодные колебания не превышают 0,3%. Поэтому к 2025 году едва ли он превысит 39,3%.
Анализ экономик стран мира по методологии ACCA включает в себя не только опрос представителей бизнеса, но и результаты оценки со стороны ряда экспертов. Они анализируют проблемные экономические факторы, проводят теоретические исследования, изучают национальные особенности, строят прогнозные сценарии и даже применяют математический анализ для воспроизведения эконометрических моделей. Учитываются такие аспекты, как расходы населения, вложения в экономику стран, динамика роста, налоговые поступления, уровень занятости среди экономически активных людей, и даже количество интернет-юзеров на 1 тыс. граждан. В итоге бухгалтерам удается вывести объективный показатель тени в каждой стране.
«Нет» налогам, «да» свободе
Исследуя неформальный сектор мировой экономики, бухгалтерам удалось выделить 2 группы факторов, которые влияют на развитие «тени» уже сегодня, и которые будут развивать ее в будущие годы. Среди них социальные и экономические аспекты, в удачном симбиозе с аспектами научно-технического прогресса. По советам аналитиков из ACCA, препятствовать тенизации и даже уменьшить масштабы неформального рынка можно путем усиления борьбы с коррупционной составляющей, повышения уровня жизни, а также доступности и прозрачности работы бюрократического аппарата.
При этом в ближайшие 5-7 лет «тень» будет иметь «активную поддержку» со стороны самих государств, в которых она представлена. Среди самых главных экономических факторов, которые удалось выявить составителям рейтинга, выделяются высокие налоговые ставки для малого и среднего бизнеса, непрозначность фискальной системы, свобода и простота ведения неформального бизнеса, а также отсутствие реального экономического роста, делающее ведение легального бизнеса невыгодным. Параллельно предприниматели всего мира ощущают активное давление со стороны государственного аппарата, растет самозанятость, бедность и безработица, отсутствует реальная борьба с коррупцией, как, собственно, и с самой тенью. Не секрет, что легализация бизнеса проходит куда медленнее, чем растет неформальный сектор.
Среди опрошенных бизнесменов, подавляющее большинство возложило ответственность за сложившуюся ситуацию на исполнительную власть – во всем виновато правительство. Хотя, на второе место поставлены сами нарушители законодательства, ведущие нелегальных бизнес: они либо должны прекратить это делать, либо провести собственную легализацию. Исполнительная власть, в свою очередь, должна обеспечить снижение коррупционной составляющей, прозрачность ведения бизнеса, льготные условия для малого бизнеса, и, как ни странно, усиление контроля над соблюдением налогового законодательства.
Российские особенности
Составители рейтинга смогли выявить не только мировые, но и российские теневые особенности ведения бизнеса. Среди самых главных факторов, которые больше всего влияют на неформальную экономику, выступает коррупция и уровень ВВП. Эти аспекты, очевидно, трудно недооценить, и в России это прекрасно понимают. Например, тот же глава Минэка Максим Орешкин не раз говорил про теневой сектор, называя его главной проблемой всей отечественной экономики. И если брать во внимание оценки ACCA, по которым «неформалы» занимают 40% всего ВВП, то с министром трудно не согласиться. Борьба с ними должна быть приоритетом для властей, поскольку «тень», как ничто другое, искажает официальные экономические показатели. Плюс, коррупция, которая заложена в фундаменте существующего сегодня государственного аппарата – в таких условиях сокращение масштабов теневого сектора невозможно физически.
В ассоциации бухгалтеров воспринимают «тень» как ту экономическую деятельность, которая намеренно скрыта от государства. В России если и проводятся измерения масштабов теневой экономики, то данные официально не публикуются или публикуются независимыми экспертами. По официальной позиции, она занимает около 15% ВВП, однако в отдельных секторах может превышать 40-60%, в частности, в цифровой сфере, сельском хозяйстве, недвижимости, сфере услуг и т.д. Росстат, в свою очередь, публикует лишь оценки по скрытому фонду труда, который показывает отрицательную динамику и постоянно увеличивается, превышая сегодня 11 трлн рублей.
Есть официальные данные и по неофициальному трудоустройству – в прошлом году государственные статисты насчитали 15,5 млн занятых в теневом секторе, которые превышают пятую часть от легально трудоустроенных россиян. Это, кстати, рекорд последнего десятилетия для России. Хотя, даже самые скромные оценки экспертов говорят о куда более серьезных цифрах. Дело в том, что Росстат не учитывает ситуации в малом бизнесе, а ведь именно в него входит львиная доля «неформалов». К тому же их оценки не включают в себя тех, кто получает зарплату в конверте лишь частично или просто подрабатывает. Таковых, как утверждают эксперты, может быть более 40% от всего занятого населения.
Ситуация, откровенно говоря, плачевная для государственного бюрократического управления. Однако, в случае изменения ситуации и усиления давления на бизнес с принуждением к легализации, многие просто останутся без работы – в России работать легально невыгодно. У властей есть понимание этого, ввиду чего, вероятно, резких шагов в этом поле и не предпринимается. Поэтому «тень» и продолжает успешно сохранять «статус-кво».
Сравниваем долю теневой экономики в РФ и Европе: какие страны обогнали Россию
Прежде чем я покажу вам цифры, нужно внести ясность в понятие, что вообще считается теневой экономикой? Теневая экономика — зеркальное отражение формальной, но без регулирования или налогообложения. Чтобы наглядно ее представить — посмотрите на диаграмму:
И может включать всех — начиная с официантов, которые не декларируют всю свою прибыль, продавцов, реализующих хендмейд, сезонных работников, занятых всего лишь несколько месяцев в году и не видящих смысла узаконивать такие отношение.
Теневой рынок труда включает все случаи, когда работники и/или работодатели практикуют «левый» подработок параллельно с основным. Например, сверхурочные в конверте, помимо основной ставки.
Уходят в тень и те, кого государство не допускает к официальному рынку труда, как в случае с нелегальными мигрантами.
Поэтому неформальная занятость — это скорее способ справиться с отсутствием легальных возможностей трудоустройства или забюрократизированностью госаппарата, которая делает официальное оформление слишком долгим и дорогим делом.
Каковы масштабы и как их считают, если статистики нет
Теневая экономика занимает огромную долю ВВП, особенно в развивающихся странах. В богатых странах на ее долю приходится от 10 до 25% общего дохода, в то время как в развивающихся экономиках, например, таких как ЮАР или Уганда, он составляет до 94% ВВП.
А вот данные по РФ.
Интересно получается? Размеры нашей теневой экономики в процентном соотношении местами даже меньше чем на юге Европы.
Конечно, оценки теневой экономики широко варьируются в зависимости от метода того самого оценивания:
Чего больше — вреда или пользы от подпольной экономики в глазах населения, зависит от социальной и политической ситуации в стране.
Тот, кто смотрит на государство как на гарант справедливого распределения всех благ, видит в подпольной экономике серьезную угрозу общему социальному благосостоянию.
Невыплата налогов из этого сектора сокращает объем средств, выделяемых на социальные программы, и «белые» работники получают меньше плюшек.
Тот, кто считает государство главным коррупционером, уверен, что все налоги «распиливаются» и уходят в офшоры, наоборот, верит, что теневой доход — это единственный способ спасти заработанное и пустить его на благо себя и других честных трудяг.
Ведь официант или парикмахер не отправят свою серую зарплатку на Кипр или в Панаму, а потратят ее в ближайшем магазине, купив продукты либо оплатив коммуналку.
Так что вопрос о роли теневой экономики в функционировании государства и адекватных способах противодействия ей остается открытым.
А как показывает статистика, даже такие топовые экономики, как в США, Германии или Швейцарии, не смогли решить его полностью. Чего уже тогда говорить за всех остальных.
Размер теневой экономики в разных странах мира
Усредненные данные приведены за период 2003-2018 г. (в процентах от официального ВВП. )
Дубликаты не найдены
А где Россия? Или не влезла?
Из этой картинки я делаю вывод, что Россия не является страной мира.
Ага. То есть Russia они даже включать в список не стали.
Я боюсь что даже Российские 146% будет меньше 7,4% США.
охуенно верю после места новой зеландии.
Нет, просто US рисует себе дутый ВВП. С коррупцией и неуплатой налогов там всё так же как и в других развитых странах.
Весь вопрос, как они определяли размер это теневой экономики. А то, как всегда, окажется что опять по опросам.
Не всё, что можно подсчитать, можно сразу вывести или устранить. Например объем наркоторговли как-то же можно подсчитать. По количеству наркоманов можно узнать, сколько доз было реализовано в России, узнать цены, прикинуть оборот наркоты в России и прибыль наркоторговцев. Но задавить незаконную наркоторговлю никак не получается.
Одна бабка сказала.
В теневой сектор экономики попали 33 миллиона россиян
Доля россиян, в разной степени вовлеченных в теневой рынок труда, составляет 44,8 процента от работающего населения. Это примерно 33 миллиона человек. Такие данные содержатся в исследовании РАНХиГС.
По данным прошлых опросов, в 2016 году 40,3 процента работников были вовлечены в теневой сектор, в 2013-м — 44,5 процента, в 2006-м — 45,1 процента.
Данные охватывают работников, в течение последнего года имевших постоянную или временную неофициальную работу или разовые необлагаемые доходы хотя бы несколько раз в год.
«В целом, как показывают полученные данные, рост теневой занятости по большей части обусловлен расширением неоформленной вторичной (дополнительной) занятости граждан. За последний год число работников, имеющих неофициальную дополнительную работу (доходное занятие), возросло с 30,4 до 35,5 процента», — говорится в материалах академии.
Там также констатировали, что органам государственного управления пока не удается стимулировать работающих выйти из тени, а в условиях нестабильной экономической ситуации наблюдается тренд на расширение вовлеченности граждан в теневую занятость.
14 августа Минтруд сообщал, что в России в первом полугодии 2017 года было обнаружено более 864 тысяч работников в теневом секторе. Из них 94 процента (810 тысяч) легализованы, с ними заключены трудовые договоры. Большая часть теневого сектора экономики, по данным министерства, приходится на такие сферы, как строительство, оптовая и розничная торговля, предоставление услуг.
В начале апреля вице-премьер Ольга Голодец заявила о том, что в 2016 году были легализованы зарплаты не менее чем 2,5 миллиона россиян.
Россия попала в топ-5 крупнейших теневых экономик мира
Эксперты включили Россию в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой. Всего в рейтинге 28 стран, следует из отчета международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA).
Показатель теневой экономики в России — один из самых высоких в мире, он почти на 84% выше, чем в среднем по миру. Объем составляет 33,6 трлн руб., или 39% от ВВП страны. По данным экспертов, хуже дела обстоят лишь у Украины (46% от ВВП), Нигерии (48% ВВП) и Азербайджана (67% ВВП). На пятом месте — Шри Ланка (38%).
Наименьшие показатели объема теневого сектора по итогам 2016 года зафиксированы в США (7,8% ВВП), Японии (10%) и Китае (10,2%).
Как пишет РБК, исследование ACCA базируется на опросе ведущих предпринимателей, а также выводах двух групп экспертов. Оценка объема теневого сектора строится на двухсекторной модели расчетного общего равновесия, в которую включаются такие переменные, как потребительские расходы, инвестиции к ВВП страны, реальный ВВП на душу населения, занятость, налоги к ВВП страны, государственные расходы к ВВП страны и темпы роста ВВП, число интернет-пользователей на тысячу человек.
Аналитики ACCA выделяет по три главных фактора, определяющих масштабы «тенизации» экономики в каждой стране. В России эксперты ставят на первое место контроль за коррупцией, на второе — «демократическую ответственность», а на третье — рост ВВП.
Росстат данные о теневой экономике в открытом доступе не публикует. Ранее глава ведомства Александр Суринов отмечал, что ее доля колеблется в районе 10—14% ВВП.