рейтинг стран по развитию информационных технологий
Международные рейтинги уровня развития ИКТ
В настоящее время существует несколько международных рейтингов, которые прямо или косвенно характеризуют уровни развития информационно-коммуникационных технологий и зрелости инструментов электронного государства в различных странах мира.
К наиболее авторитетным можно отнести рейтинги Организации объединенных наций (ООН), Международного союза электросвязи (МСЭ), Всемирного экономического форума (ВЭФ) и Всемирного банка (ВБ). На сайте Экспертного центра электронного государства в специальном разделе размещены обзоры и отчеты, содержащие эти рейтинги.
Диаграмма иллюстрирует тенденцию роста положения места Российской Федерации в этих рейтингах.
Организация Объединенных Наций
Разрабатываемый раз в два года обзор уровня развития электронного правительства в 193 странах – членах ООН. Включает оценки таких аспектов, как электронные услуги и сервисы, предоставляемые органами власти, информационно-коммуникационная инфраструктура и развитие человеческого потенциала.
В 2012 году Россия в этом рейтинге поднялась сразу на 32 позиции — с 59 на 27 место, что явилось лучшим показателем среди всех стран Восточной Европы и СНГ и лучшим результатом России за все время существования рейтинга с 2001 года.
Причиной столь значительного роста общего индекса послужило улучшение позиций России по компонентам уровня развития электронных услуг (с 68 места в 2010 года до 37 места в 2012) и уровня развития ИКТ- инфраструктуры (с 63 места в 2010 года до 30 места в 2012).
Такая стремительная динамика России стала возможной благодаря развитию сектора ИКТ и инфраструктуры электронного правительства, включая модернизацию правительственного сайта, а также активному представлению интересов Российской Федерации в рамках взаимодействия с международными организациями. Самым значительным прорывом стало создание Единого портала государственных услуг — ключевого звена «электронного правительства» страны. По оценке авторов исследования, портал посещают от 200 тыс. до 700 тыс. человек ежемесячно.
К сожалению, в рейтинге 2014 года России не удалось улучшить свои позиции — она так и осталась на 27 месте. Это особенно заметно на фоне рывка наших соседей. Например, Казахстан улучшил свои показатели на 10 пунктов, поднявшись с 38-го на 28-е место. На 28 позиций взлетел Азербайджан (с 96-го до 68-го), а Армения — вообще на 33 (с 94-го до 61-го).
Причина того, что Россия не улучшила место в рейтинге в 2014 году, заключается прежде всего в недостаточной развитости сервисов электронного правительства, предоставляемых онлайн полностью или частично. Если информирование граждан России о государственных сервисах составители рейтинга оценивают 91 баллом из 100, то высшая стадия развития таких сервисов – Networking Presence – набрала только 35 баллов. Это меньше, чем у Коста-Рики.
Лидер рейтинга-2014 не поменялся — на первом месте по-прежнему остается Южная Корея. А вот второе и третье места достались в этом году Австралии и Сингапуру, тогда как в отчете за 2012 год их занимали Нидерланды и Великобритания.
Обзор готовится Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, впервые подготовлен в 2001 году, последний обзор вышел в 2012 году. Исследование проводится, как правило, в течение нечетного года, и публикуется в начале четного, таким образом, следующий обзор ожидается в первые месяцы 2014 года.
Методика проведения каждого исследования имеет свои особенности в соответствии с наиболее актуальными текущими темами в области электронного управления.
Международный Союз Электросвязи
Комплексный, универсальный и общепризнанный показатель, характеризующий достижения страны с точки зрения развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Ежегодно (начиная с 2009 года) рассчитывается Международным союзом электросвязи. Разработка Индекса была рекомендована Всемирной встречей на высшем уровне по вопросам развития информационного общества. Индекс строится на основе трех подындексов – доступа, использования и навыков. Для расчета Индекса используется 11 показателей, характеризующих проникновение фиксированной телефонной связи, мобильной сотовой связи и интернета (в том числе широкополосного), доступ к компьютерам и интернету домохозяйств, уровень грамотности взрослого населения и вовлеченность в образование молодежи. Место России в рейтинге стран по этому Индексу входит в число контрольных показателей Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Основная задача индекса состоит в возможности определения тех показателей, значения которых необходимо улучшить для сокращения «цифрового разрыва» с наиболее развитыми странами. Однако при определении данного индекса не учитываются такие важные аспекты, как величина территории страны и плотность населения. Например, географические и демографические особенности России объективно требуют значительно больших средств на создание и эксплуатацию сетей, что повышает стоимость услуг доступа и несколько замедляет поступательное развитие.
Согласно отчету 2014 года, Россия по индексу развития ИКТ в 2013 году заняла 42 место, опустившись по сравнению с предыдущим рейтингом на 2 позиции. В лидерах оказались Дания, Корея и Швеция.
Всемирный экономический форум
Комплексный показатель, отражающий готовность экономики стран мира к использованию информационно-телекоммуникационных технологий для ускорения развития.
Самые цифровые страны мира: рейтинг 2020 года
За минувший год из-за пандемии объем мировой экономики снизился на 4,4%. В то же время по всему миру ускорилась диджитализация. Страны объявляют локдауны (иногда по нескольку раз за год), закрывают школы и целые отрасли, а цифровые сектора — будь то сфера дистанционного образования, интернет-торговля или сервисы для работы из дома — приобретают особую важность. Как же этот тренд проявляется в разных странах? И что нужно сделать властям, компаниям и инвесторам, чтобы оседлать эту волну?
Наши коллеги из Школы Флетчера при Университете Тафтса в партнерстве с компанией Mastercard подготовили третье издание рейтинга Digital Evolution Scorecard (ее более ранние версии были опубликованы в HBR в 2015 и 2017 годах. Издание 2020 года сопровождает интерактивный симулятор политических мер. Рейтинг 90 экономик мира составлен на основании 160 индикаторов, отслеживающих четыре главных фактора: предложение, спрос, институты и инновации. Мы использовали как общедоступные, так и коммерческие данные из более чем 45 разных массивов информации, а также анализ, проведенный командой Digital Planet Школы Флетчера, чтобы исследовать следующие вопросы:
Предложение: насколько развиты цифровая среда и физическая инфраструктура, необходимые для обустройства цифровой экосистемы? (Сюда относятся доступность широкополосного интернета, качество дорог для доставки товаров из интернет-магазинов и прочие факторы.)
Спрос: хотят ли и могут ли потребители участвовать в цифровой экономике? Есть ли у них необходимые инструменты и навыки, чтобы подключиться к ней?
Институты: законы страны (и действия правительства) способствуют или мешают развитию цифровых технологий? Инвестируют ли власти в диджитализацию? Принятые меры госрегулирования: подталкивают они или, наоборот, тормозят использование и хранение данных?
Инновации: насколько развиты главные составляющие экосистемы инноваций: а) доступ к талантам и капиталу, б) процессы (например, сотрудничество между университетами и бизнесом) и в) выход к потребителю (новые цифровые масштабируемые продукты и услуги)?
В рейтинге мы собрали все эти данные и оценили экономики по двум показателям: текущее состояние цифровизации в стране и ее скорость (измеренная как прирост баллов рейтинга за 12 лет — с 2008-го по 2019-й). Как вы увидите на графике ниже, получившаяся «карта» разделяет экономики на четыре зоны: лидеры, замедляющиеся, перспективные и проблемные.
Цифровая эволюция: состояние и скорость
Лидеры
В эту зону входят экономики, которые отличает как высокий исходный уровень цифровизации, так и мощный темп развития этой сферы. Здесь особенно выделяются три страны: Южная Корея, Сингапур и Гонконг. Наряду с еще несколькими экономиками — например, Эстонией, Тайванем и ОАЭ — они стабильно попадают в число лидеров в таких индексах, демонстрируя как адаптивность, так и институциональную поддержку инноваций. Интересно, что США занимает второе место по цифровой эволюции после Сингапура: выдающийся темп роста для экономики такого размера и сложности.
Что же отличает эти страны? Каждый отдельный кейс уникален, но наш анализ позволяет предположить, что самые успешные из них выбрали следующие приоритеты:
Поддержка внедрения цифровых потребительских инструментов (интернет-торговля, цифровые платежи, развлечения и т. д.);
Привлечение, обучение и удержание ИТ-кадров;
Пестование цифровых стартапов;
Обеспечение быстрого и общедоступного доступа в интернет — как наземного (например, оптоволоконного), так и мобильного;
Специализация на экспорте цифровых товаров, услуг или медиа;
Координированный инновационный процесс: университеты, бизнес и ответственные за цифровое развитие министерства.
Перспективные
Эту зону характеризуют экономики, цифровая инфраструктура в которых пока ограничена, но которые стремительно цифровизуются. Здесь выделяется Китай: по темпу цифровой эволюции он существенно опережает все остальные страны — в первую очередь благодаря сочетанию быстрорастущего спроса и инноваций. Еще два заметных участника группы — Индонезия и Индия: это огромные страны, тем не менее занимающие третье и четвертое места в мире по темпам роста. Помимо этих крупных развивающихся стран, в нескольких государствах среднего размера — например, в Кении, Вьетнаме, Бангладеш, Руанде и Аргентине — цифровое развитие тоже идет ускоренными темпами, что указывает на потенциал расцвета диджитализации, которая благотворно повлияет как на восстановление экономики после пандемии COVID-19, так и на долгосрочную трансформацию.
На основе нашего анализа мы установили, что успешные прорывные экономики концентрируются на следующих задачах:
Улучшение мобильного интернет-доступа, его доступности и качества, для более широкого распространения инноваций;
Укрепление институциональной среды и развитие цифрового законодательства;
Поощрение инвестиций в цифровые предприятия, финансирование цифровых НИОКР, обучение ИТ-кадров и использование приложений для создания рабочих мест;
Меры по сокращению неравенства в доступе к цифровым инструментам по гендерным, классовым, этническим и географическим признакам (хотя во многом доступ по-прежнему остается неравномерным).
Замедляющиеся
К этой зоне относятся страны со зрелыми цифровыми системами, но невысоким темпом дальнейшего развития. Многие из этих стран входят в Евросоюз. Отчасти это объясняется естественным замедлением роста, которое приходит со зрелостью. Кроме того, многие страны этой зоны намеренно приняли решение пожертвовать темпом роста ради ответственного и инклюзивного развития. Чтобы вернуть темп роста (в то же время не отказываясь от своих ценностей), этим странам стоит сделать приоритетом следующие задачи:
Защита от «цифровых плато»: дальнейшие инвестиции в устойчивые институциональные опоры, регуляторную среду и рынки капитала для поддержки дальнейших инноваций;
Дальнейшее использование политических инструментов и регулирования для обеспечения равномерного доступа к цифровым возможностям и защита всех потребителей от нарушений конфиденциальности, кибератак и других угроз (и в то же время сохранение доступности данных для новых цифровых приложений);
Привлечение, обучение и удержание профессионалов с цифровыми навыками — зачастую посредством реформ иммиграционной политики;
Определение новых технологических ниш и создание экосистем, способствующих инновациям в этих сферах.
Проблемные
Наконец, последняя зона, куда вошли страны из Африки, Азии, Латинской Америки и Южной Европы, отличается как проблемами в существующей цифровой экосистеме, так и низким темпом роста. Странам этой зоны стоит брать пример с перспективных экономик в использовании цифрового роста как инструмента экономической устойчивости. В частности, в тех проблемных экономиках, где есть хороший спрос в цифровом сегменте, приоритеты должны быть следующими:
Долгосрочные инвестиции в решение базовых проблем с инфраструктурой;
Создание институциональной среды, которая поддерживает безопасное и широкое распространение цифровых продуктов и услуг среди потребителей — особенно если эти продукты способствуют продуктивности и созданию новых рабочих мест;
Поддержка инициатив по развитию цифрового доступа для сегментов населения, исторически находящихся в слабом положении (особенно посредством сотрудничества государства с частным бизнесом);
Поддержка приложений, которые решают насущные проблемы и тем самым могут стать катализаторами для распространения цифровых инструментов (например, платформ цифровых платежей).
Россия в ИТ-рейтингах
Содержание
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ индекс цифровизации бизнеса
2019: Россия (28 пунктов)
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ разработал индекс цифровизации бизнеса, который характеризует скорость адаптации к цифровой трансформации организаций предпринимательского сектора в России, странах Европы, Республике Корея, Турции и Японии. Индекс рассчитан по следующим пяти показателям: уровень использования широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, ERP-систем и включенность в электронную торговлю.
Цифровые технологии проникли во все сферы жизни, изменили экономические и организационные процессы, способы коммуникаций между поставщиками и потребителями товаров и услуг. Для интегральной оценки уровня распространения цифровых технологий в предпринимательском секторе Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ разработан индекс цифровизации бизнеса (далее — Индекс). Он характеризует скорость адаптации к цифровой трансформации, уровень использования широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, ERP-систем, включенность в электронную торговлю организаций предпринимательского сектора. Индекс рассчитан по России и странам Европы, Республике Корея, Турции и Японии.
Лидирующую позицию среди указанных стран занимает Финляндия со значением Индекса на уровне 50 пунктов. Далее следуют Бельгия (47), Дания (46), Республика Корея (45). Россия (28 пунктов) находится в одном ряду с такими странами Центральной и Восточной Европы, как Болгария, Венгрия, Польша и Румыния.
Анализ интенсивности использования в нашей стране отдельных технологий, учитываемых при расчете Индекса, показывает, что широкополосный доступ к интернету применяют 82% организаций, облачные сервисы — 23%, ERP-системы — 19%, электронные продажи — 12%, RFID-технологии — 6%.
Разрыв между российскими показателями и аналогичными данными по Финляндии, имеющей наибольшее значение Индекса, варьирует от 9 до 43 процентных пунктов. Минимальное отклонение зафиксировано в таких сферах, как электронные продажи (9 процентных пунктов) и использование RFID-технологий (17), максимальное — в отношении облачных сервисов (43).
В зарубежных странах наименее востребованными из всех перечисленных технологий оказались электронные продажи (их применяют в среднем только 17% организаций) и RFID-технологии (14%). Максимальная дифференциация отмечается по использованию RFID-технологий и облачных сервисов (в 8,4 и 8,3 раза соответственно). При этом по каждому показателю можно назвать страну-лидера. Так, по внедрению электронных продаж верхнюю строчку занимает Ирландия (30%), RFID-технологии наиболее интенсивно используются в Республике Корея (42%), ERP-системы — в Бельгии (54%), облачные сервисы — в Финляндии (66% организаций). Стопроцентный охват организаций широкополосным интернетом достигнут в Дании, Литве, Нидерландах, Финляндии.
IMD World Digital Competitiveness Ranking
2018: Россия опередила Италию и Саудовскую Аравию
В июне 2018 года швейцарская бизнес-школа IMD обнародовала новую редакцию международного рейтинга конкурентоспособности в цифровой среде. По сравнению с предыдущей версией списка Россия поднялась на две строчки и заняла 40-позицию из 63-х. Наша страна оказалась впереди Саудовской Аравии и Италии, которые в 2017 году находились на 36-м и 39-м местах соответственно.
Рейтинг IMD World Digital Competitiveness Ranking составляется по трем направлениям: «Знания» (качество обучения, образования и науки), «Технологии» (регуляторная среда, финансовый капитал в ИТ-отрасли, состояние интернет- и коммуникационных технологий) и «Будущая готовность» (уровень готовности использовать цифровую трансформацию).
Для формирования рейтинга используются в общей сложности 50 критериев, из которых 30 основаны на статистических данных, таких как скорость широкополосного доступа в интернет и расходы на исследования и разработки, а 20 — на результатах опросов.
В категории «Знания» Россия расположилась на 24-й позиции. В других компонентах дела обстоят хуже: по «Технологиям» России заняла 43-ю строчку, по «Будущей готовности» — 51-ю.
Слабые места России, по мнению авторов рейтинга, находятся в законодательстве о научных исследованиях и защите прав на интеллектуальную собственность, в уровне финансирования ИT-отрасли (в том числе венчурном капитале) и высоких инвестиционных рисках, а также в «отношении к глобализации» и способности бизнеса адаптироваться к изменениям.
Первое место в общем зачете досталось США (3-е место в рейтинге 2017 года). Прежний лидер рейтинга Сингапур опустился на вторую позицию. Далее идут Швеция, Дания, Швейцария и Норвегия. Украина находится на 58-й строчке, замыкает рейтинг Венесуэла.
По словам экспертов IMD, рейтинг цифрового развития коррелирует с производительностью труда в стране. Еще лучше производительность коррелирует с фактором будущей готовности. [1]
ICT Development Index (IDI)
2017: 45 место в рейтинге развития ИКТ
Госпрограмма «Информационное общество (2011-2020 гг.)» предусматривала, что в 2017 г. Россия поднимется в рейтинге на 42 место. Следует отметить, что при подсчете индекса МСЭ не учитывает географические особенности стран, а также плотность населения и характер его распределения, в то время как эти факторы существенно затрудняют развитие ИКТ в странах с параметрами России.
Что учитывается при оценке
IDI рассчитывается как среднее арифметическое трех субиндексов. Первый характеризует доступ населения к ИКТ, в России он сейчас оценивается в 7,23 балла. При его расчете учитывался ряд показателей, например, тот факт, что на 100 человек населения в России приходится 22,77 абонентских подключения к телефонной линии и 163,26 подключения к сотовой связи. Пропускная способность международного интернет-соединения на одного пользователя составляет в России 51888,05 бит/с. Также учитывалось, что 74,31% российских домохозяйств имеют компьютеры, а 74,82% — доступ в интернет.
Второй субиндекс характеризует использование ИКТ на территории страны. В России он составил 6,13 балла. При его расчете учитывалось то, что 76,41% российских граждан пользуются интернетом, причем на 100 человек приходится 19,74 проводных и 75,03 беспроводных широкополосных абонентских подключения.
Третий субиндекс оценивает навыки использования ИКТ, которыми владеет население. В России он составил целых 8,62 балла, положительно повлияв на общий IDI. При этом учитывалось то, что срок обучения в школе составляет 12 лет, индекс получения среднего образование в стране составляет 100,59, индекс получения высшего — 78,65.
В 2018 г. МСЭ планирует отказаться от таких показателей, как количество телефонных и мобильных подключений на 100 человек. Вместо этого будет учитываться доступность сетей 3G и LTE/WiMax, а также количество трафика, которое используется при широкополосном подключении, в том числе мобильном. Кроме того, будет учитываться процент граждан, использующих мобильные устройства, и доля населения, имеющая навыки использования ИКТ.
Первое место в списке IDI заняла Исландия с показателем 8,98 балла. В 2016 г. она находилась на втором месте, уступая Южной Корее. Корея же в 2017 г. опустилась на второе место, набрав 8,85 балла. Третья и четвертая страна также обменялись местами по сравнению с прошлым годом: на третьей строчке сейчас находится Швейцария с показателем 8,74 балла, на четвертой — Дания, набравшая 8,71 балла.
На пятом месте осталась Великобритания, нынешний результат которой составляет 8,65 балла. Шестое место сохранил за собой Гонконг, набравший в этот раз 8,61 балла. С десятого на седьмое место перепрыгнули Нидерланды, улучшившие показатель до 8,49 балла. С седьмого на восьмое место опустилась Норвегия, получившая 8,47 балла. На девятом месте по-прежнему находится Люксембург с показателем в 8,47 балла. С 11-го на 10-е место поднялась Япония, набравшая 8,43.
Во второй десятке друг за другом идут Швеция, Германия, Новая Зеландия, Австралия, Франция, США, Эстония, Сингапур, Монако и Ирландия. Из существенных изменений можно отметить падение Швеции с восьмого места на 11, и Эстонии с 14 на 17. Всего в рейтинге представлено 176 государств.
Как и в 2016 г., 32-е место в рейтинге IDI занимает Беларусь, получившая в этот раз 7,55 балла. Латвия поднялась с 40 на 35 место, набрав 7,26 балла. Литва осталась на 41 месте с результатом в 7,19 балла. Казахстан опустился с 51 на 52 место с результатом 6,79 балла.
Азербайджан упал с 60 на 65 место с показателем 6,2 балла. Грузия и Армения заняли 74 и 75 места, получив по 5,79 и 5,76 балла соответственно, обе страны опустились на одну строчку по сравнению с 2016 г. Украина спустилась с 78 на 79 место, набрав 5,62 балла.
Global Competitiveness Report
2017: 57-е место по развитию технологий
В конце сентября 2017 года Всемирный экономический форум (ВЭФ, World Economic Forum, WEF) обнародовал новую редакцию рейтинга конкурентоспособности стран. Россия в нем поднялась на пять позиций, но по развитию технологий наша страна не входит в топ-50.
В обновленном списке Россия расположилась на 38-м месте из 137 против 43-го в 2016 году. Наибольшего прогресса среди четырех главных компонентов рейтинга Россия добилась в макроэкономической конъюнктуре, прибавив 38 позиций, и по этому критерию заняла 53-ю строчку.
По направлению «Технологический уровень» Россия расположилась на 57-м месте, по «Инновационному потенциалу» — на 49-м. Эксперты отметили ускоренную цифровизацию экономики, в частности, рост проникновения интернета и услуг мобильной связи.
Присутствие России в верхней половине рейтингов отмечается также для таких индексов как «Размер рынка» (6-е место), «Инфраструктура» (35-е место), «Эффективность рынка труда» (60-е место), «Здоровье и начальное образование» (54-е место), «Высшее образование и профессиональная подготовка» (32-е место).
Хуже всего в России обстоят дела по таким направлениям конкурентоспособности, как «Конкурентоспособность компаний» (71-е место), «Эффективность рынка товаров и услуг» (80-е место), «Общественные институты» (83-е место) и «Развитость финансового рынка» (107-е место). [3]
По сравнению с 2012 годом конкурентоспособность России в рейтинге ВЭФ выросла на 29 позиций. В 2017-м выше РФ оказались Малайзия, Катар, Таиланд, Азербайджан, Индонезия, Мальта, Польша, Индия, Португалия и Италия, а также пятерка лидеров, состоящая из Швейцарии (удерживает первое место на протяжении девять лет), США, Сингапура, Нидерландов и Германии.
Рост минимального размера оплаты труда и защита временной занятости, призванные повысить гибкость рынка труда, смогут оказать масштабный эффект на экономику только при восстановлении потребительской активности, рухнувшей из-за слабого рубля и высокой инфляции, отмечается в докладе.
Отчет о конкурентоспособности мировых экономик (Global Competitiveness Report) готовится Всемирным экономическим форумом (ВЭФ).
По уровню внедрения новых технологий в корпоративном секторе Россия заняла 98 строчку против 126 годом ранее, а по степени распространения интернет-доступа — перешла с 62 на 49 место.
По данным ВЭФ, в России доступ в интернет имеет 61,4% населения. Это выше, чем в Италии, Греции, Болгарии или Румынии, но меньше, чем в Чили, Катаре или Кувейте. Для сравнения, годом ранее данный показатель составлял 53,3%
Стационарным широкополосным доступом в интернет в России пользуются 16,6% населения. По данному показателю государство занимает 43 строчку. При этом средняя скорость интернета в расчете на одного пользователя в России составила 41,2 Кбит/с. Для сравнения, средняя скорость интернета для жителя Люксембурга составила 6,4 Мбит/с (первое место).
В целом Россия заняла 53 место в рейтинге конкурентоспособности, поднявшись за последний год на 11 позиций.
Global Cybersecurity Index
2017: 11 место
Сингапур и США заняли первое и второе места в Глобальном индексе кибербезопасности 2017 (Global Cybersecurity Index), составленном Международным союзом электросвязи (International Telecommunication Union, ITU). В то же время исследование показало, что многим богатым странам есть чему поучиться в этой области у менее обеспеченных государств. Подробнее здесь.
Bloomberg Innovation Index
2020: 26 место
Россия поднялась на одно место в рейтинге самых инновационных экономик мира Bloomberg Innovation Index 2020 и расположилась на 26-й строчке, опередив Малайзию. Данные обнародованы в январе 2020 года.
Первую строчку в рейтинге в 2020 году заняла Германия, опередившая Южную Корею из-за снижения уровня производительности в азиатской стране (в этой категории она опустилась с 18-й строчки на 29-ю). Германия заняла лидирующие позиции в сфере производства с добавленной стоимостью, высоких технологий и патентной активности.
Аналитик ING Карстен Бжески (Carsten Brzeski) говорит, что недостаток инноваций в высшем образовании приводит к «растущему беспокойству», тем более что мировая экономика все больше смещается в сторону услуг и производства.
По мнению Сук-Гвонг Чанга (Suk-Gwon Chang), профессора сеульского университета Ханьян, R&D-расходы — это «вопрос жизни и смерти для южнокорейских компаний», потому что в стране «нет природных ресурсов, а есть только мозги».
Тройку лидеров в Bloomberg Innovation Index 2020 занял Сингапур против шестого места в 2019 году. США потеряла одно место и оказалась на девятой позиции рейтинга, а Китай поднялся на одно место и стал 15-м.
В 2020 году рейтинг инновационных экономик аналитики Bloomberg рассчитывали на основании информации об интенсивности исследований и разработок, производстве инновационных услуг и товаров, производительности труда, активности патентной деятельности и других показателях. Индекс также учитывает качество образования и концентрацию высокотехнологичных компаний в стране. [4]
2018: 25 место
В 2018 году Россия заняла 25-е место в рейтинге самых инновационных стран, который регулярно составляет агентство Bloomberg.
Страны из списка Bloomberg Innovation Index оцениваются экспертами по семи критериям, имеющим непосредственное отношение к научно-исследовательской деятельности, бизнесу, производству и образованию. Это расходы на научно-исследовательскую деятельность и ее плотность, добавленная стоимость производства, производительность, эффективность образования, концентрация высокотехнологичных и исследовательских предприятий и компаний и количество зарегистрированных патентов.
Эксперты отмечают, что в 2017 году Россия потеряла 14 мест в рейтинге (было 26-е) из-за санкций и падения цен на нефть. В 2018-м наша страна поднялась на одну позицию в Bloomberg Innovation Index, но осталась позади таких стран, как Исландия, Новая Зеландия, Польша и Канада.
По числу исследователей на 1 млн жителей Россия находится на 32-м месте в 2018 году. По мнению авторов исследования, лучше всего в РФ обстоят дела с распространением высшего образования. В оценке посещаемости в вузах и доли дипломированных специалистов Россия расположилась на 5-й строчке, уступив лишь Сингапуру, Ирану, Южной Корее и Китаю. С точки зрения добавленной стоимости производства товаров Россия расположилась на 23-м месте в рейтинге государств с наиболее инновационной экономикой.
Остальные показатели примерно соответствуют занимаемому Россией итоговому месту рейтинга, за исключением производительности. По этому показателю страна находится на 44-м месте.
Лидером Bloomberg Innovation Index уже несколько лет кряду является Южная Корея. На втором месте в 2018 году осталась Швеция, а в тройку лучших с шестой позиции поднялся Сингапур. [5]
2017: 26 место
В редакции 2017 г. Россия заняла 26 место, тогда как в 2016 г. была на 12 месте, поднявшись на него с 14, занимаемого в 2015 г., и с 18 — в 2014 г.
Всего в рейтинге 50 стран. Место каждой определено, исходя из ее общего балла, который представляет собой среднее значение показателя государства в каждой из следующих шести отраслей:
В исследовании принимало участие более 200 стран, однако адекватные данные предоставили лишь 78.
В Bloomberg считают, что Россию изрядно потрепали известные экономические санкции и последствия двухлетнего падения цен на энергоносители. «Солидные прошлогодние баллы России, касающиеся промышленности и производительности труда, были полностью уничтожены новыми оценками этого года», — сообщается в отчете. Очевидно, что такие оценки полностью политически ангажированы и не имеют ничего общего с реальностью.
2016: 12 место
19 января 2016 года агентство Bloomberg опубликовало свой регулярный рейтинг стран с наиболее инновационной экономикой. Россия в нем поднялась на две позиции.
В 2016 году Россия заняла 12-е место в списке самых инновационных мировых экономик Bloomberg Innovation Index, тогда как годом ранее она занимала 14-ю строчку. На первой позиции расположилась Южная Корея, на следующих четырех — Германия, Швеция, Япония и Швейцария соответственно. Кроме того, Россию опередили Сингапур, Финляндия, США, Дания, Франция и Израиль.
Авторы Bloomberg Innovation Index учитывали семь следующих показателей: расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, продуктивность, концентрация высокотехнологичных компаний, распространенность высшего образования, добавленная стоимость производства в процентном отношении к ВВП, активность в части регистрации патентов и число исследователей на 1 млн жителей.
По последнему показателю Россия находится на 27-м месте, на первом — Израиль, на втором — Дания. По R&D-затратам в процентном отношении к ВВП России отдали 31-ю позицию, Израиль и здесь лидирует.
По версии авторитетных обозревателей, лучше всего в нашей стране обстоят дела с распространением высшего образования. В оценке посещаемости в вузах и доли дипломированных специалистов Россия расположилась на 3-й строчке, уступив лишь Южной Корее и Сингапуру.
Добавленную стоимость производства товаров в России оценили 27-м местом страны в рейтинге государств с наиболее инновационной экономикой. По продуктивности, концентрации высокотехнологичных компаний (в том числе из аэрокосмической отрасли, оборонной промышленности и т.д.) и работе в области регистрации патентов Россия находится на 18-м, 8-м и 15-м местах соответственно. [7]
Global Innovation Index
Глобальный индекс инноваций (The Global Innovation Index) выпускается Корнуольским университетом, ISEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности при ООН (WIPO, World Intellectual Property Organization).
- красный бархат торт какой крем лучше
- кабель nym для чего используется