рейтинг спроса на автозапчасти
Авито Авто: россияне стали чаще чинить автомобили – спрос на запчасти в 2020 году вырос на 24,9%, а на услуги ремонта – на 73%
Согласно данным Авито Авто, по итогам 2020 года в России заметно вырос спрос на автозапчасти и услуги ремонта автомобилей. Покупкой автозапчастей на Авито Авто в ушедшем году интересовались на 24,9% активнее, чем в 2019 году, а услугами авторемонта – на 73%. Как отмечают эксперты Авито Авто, столь значительный рост спроса на комплектующие отчасти объясняется переориентацией покупателей на вторичный авторынок на фоне пандемии коронавируса и валютных колебаний.
Предложение по продаже автозапчастей также демонстрирует по итогам года положительную динамику: рост в сравнении с 2019 годом составил 16,1%. А предлагать услуги по ремонту автомобилей на Авито Авто в 2020 году стали на 28,9% чаще, чем годом ранее.
«В 2020 году россияне при покупке автомобилей чаще делали выбор в пользу вторичного авторынка. По данным Автостат, весной соотношение сделок по покупке подержанных и новых автомобилей впервые в истории российского авторынка достигло 5 к 1. На этом фоне произошел рост спроса на ремонтные работы и автозапчасти. Кроме того, активность в этих сегментах подстегивает и то, что водители, отказавшиеся от покупки автомобиля из-за роста цен или по иным причинам, инвестируют в ремонт уже имеющегося транспортного средства», – рассказывает Александр Куроптев, руководитель категории «Запчасти и аксессуары» в Авито Авто.
Активнее всего россияне интересуются услугами по ремонту двигателя, автоэлектрике, а также ремонту и покраске кузова автомобиля. Соответствующие поисковые запросы стали наиболее распространенными в категории «Автосервис» на Авито Авто в 2020 году.
При этом, по данным Авито Авто, интерес к покупке битых автомобилей на запчасти в России снизился в 2020 году на 21,4%. Снижение наблюдается практически во всех крупных городах страны. Однако в Барнауле, Воронеже, Красноярске и Новосибирске при этом наблюдается противоположный тренд. В этих городах покупкой автомобиля на запчасти, напротив, интересовались активнее, чем в 2019 году – на 30%, 79%, 18% и 10% соответственно.
Спрос на какие автозапчасти растет активнее всего
По итогам 2020 года заметнее всего увеличился спрос на комплектующие для ремонта кузова. Покупкой кузова целиком интересовались на 75% активнее, чем год назад, спрос на элементы кузова вырос на 64,3%, на пороги для кузова – на 56,1%.
Покупательский интерес к комплектующим для тормозных систем вырос на 52,4%, а к прокладкам и ремкомплектам для двигателей – на 51%.
Топ категорий запчастей по росту спроса в 2020 г., Авито Авто, Вся Россия
Спрос на запчасти в России в 2020 году вырос на четверть
Россияне стали чаще интересоваться покупкой автозапчастей, следует из аналитических данных сервиса Avito, предоставленных «Газете.Ru». Интерес к объявлениям о продаже автозапчастей вырос с января по август 2020 года на четверть в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Больше всего автомобилистов интересуют детали тормозной системы, спрос на них вырос на 50,2% в сравнении с прошлым годом. Далее по убыванию в популярности запросов следуют аккумуляторы (рост на 45,4%), система охлаждения (43,2%), стекла (42,2%), топливная и выхлопная системы (40,2%), рулевое управление (39,4%), запчасти для ТО (38,6%), элементы салона (38,4%), подвеска (38,1%), электрооборудование (34,6%), трансмиссия и приводы (32,7%), автосвет (31,6%), двигатели (30,5%), кузов (25,2%).
Аналогичный тренд отмечают эксперты сервиса «Яндекс.Маркет», по их данным, в августе и в первой половине сентября спрос на автозапчасти вырос на 20% в сравнении с тем же периодом прошлого года.
«Несмотря на снижение интереса к категории автотоваров во время режима самоизоляции, уже к концу апреля спрос вернулся на прошлогодний уровень и остактся стабильным.
В то же время к августу интерес к некоторым типам автомобильных товаров даже превысил показатели 2019 года.
Это может быть связано с тем, что после снятия ограничительных мер россияне стали больше пользоваться личным транспортом и, соответственно, чаще покупать автозапчасти и другие товары», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе сервиса «Яндекс.Маркет».
Цены на запчасти корректируются постоянно, происходит их традиционная индексация, что-то дорожает, а некоторые детали, наоборот, дешевеют, отмечает директор по сервису и запасным частям дилерского центра «Авилон.Hyundai» Павел Соломкин. Изменение стоимости, по его словам, зависит от повышения цен на новые автомобили и инфляции.
«Кризис, конечно, отразился и на возможностях автовладельцев по ремонту автомобилей.
Мы отмечаем, что снизился средний чек ремонтных работ, люди стали меньше внимания уделять техническому состоянию своего автомобиля»,
— рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» Соломкин.
Официальные дилеры пока не видят у клиентов явной тенденции по смещению спроса в сторону неоригинальных или восстановленных запчастей. Процент использования таких запчастей автовладельцами остается примерно на том же уровне, что и всегда, уверен Соломкин.
Авторизованные станции, в свою очередь, фиксируют рост стоимости автомобильных запчастей, почти все детали покупаются за валюту, из-за этого ослабший рубль вносит свои коррективы, обратила внимание сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова.
«В среднем в зависимости от позиции цены выросли на 10-20%. Основное влияние на рост оказало ослабление рубля и повышение курса доллара и евро. Еще одним триггером стало падение спроса на новые автомобили из-за экономических последствий пандемии — многим автовладельцам сейчас выгоднее чинить действующую технику», — уточнила в беседе с «Газетой.Ru» Турсунова.
По оценкам аналитического агентства «Автостат», по ситуации на начало августа 2020 года возраст автомобиля в России в среднем составил 13,6 года, при том, что за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 13,4 года. В 2011 году автопарк в стране был еще моложе — 11,9 года.
Более 30 млн автомобилистов России владеют машинам старше 10 лет, а старение автопарка ведет к увеличению потребности в запчастях, напоминает Турсунова.
За 8 месяцев 2020 года россияне купили 880,2 тысячи автомобилей, что на 17% меньше, чем в январе-августе прошлого года, свидетельствует отчет комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России. Пандемия, падение рубля и общая стагнация в экономике отпугнули россиян от покупки новых авто, из-за этого они увеличивают пробеги на своих старых машинах, что в перспективе приведет к значительному росту спроса на запчасти, считает автоэксперт Сергей Ифанов.
И если официальные дилеры фиксируют спад клиентской активности, то у неофициальных станций идет рост. В III квартале этого года (в сравнении с АППГ) средний чек авторемонта вырос на 13%, наполнение в часах в заказ-наряде увеличилось на 8%, а стоимость нормо-часа выросла на 3,5%, отмечает Барно Турсунова из «Вилгуд».
«Увеличение среднего чека и других показателей мы связываем с тем, что люди стали более внимательно подходить к ремонту машин, так как в условиях распространения коронавируса личный автомобиль остается наиболее безопасным средством для передвижения», — заключила она.
В России спрос на автозапчасти вырос на 20% за год
в 2019 году среди россиян спрос на запчасти вырос на 20% (по данным Авито-Авто). Сильнее всего увеличился интерес на целые автомобили, продаваемые на запчасти. По доле спроса они вошли в первую тройку вместе с кузовами и двигателями.
Какие запчасти интересуют российских покупателей
Структура спроса и рейтинг самых востребованных запчастей, вся Россия
№ Запчасть Доля спроса, 2019
2. Автомобиль на запчасти 16%
5. Электрооборудование 7%
6. Трансмиссия и привод 7%
9. Топливная и выхлопная системы 4%
10. Рулевое управление 3%
11. Система охлаждения 2%
12. Тормозная система 2%
14. Запчасти для ТО 2%
Изменение спроса на запчасти (изменение абсолютного показателя числа запросов), 2019 к 2018, вся Россия
№ Запчасть Изменение спроса
1. Автомобиль на запчасти 199%
3. Рулевое управление 21%
5. Система охлаждения 19%
6. Топливная и выхлопная системы 19%
7. Тормозная система 17%
9. Электрооборудование 13%
11. Трансмиссия и привод 10%
Сколько стоят автозапчасти
В 2019 году средняя стоимость автозапчастей выросла на 1% за год и составила почти 6 600 рублей. Дороже всего автовладельцам обходятся двигатели (чуть более 17 000 рублей), хотя они и стали доступнее на 3% по сравнению с прошлым годом (и это самое большое понижение цены среди всех категорий запчастей). На втором месте – трансмиссия и привод (в среднем 13 000 рублей, повышение цены на 3%). Автомобили на запчасти находятся на третьем месте рейтинга самых дорогих автозапчастей (в среднем 11 400 рублей) – с прошлого года их цена повысилась на 22%, это самый высокий рост среди всех категорий запчастей. Дешевле всего стоят стекла – в среднем 2 600 рублей, их цена по отношению к прошлому году осталась неизменной. Также наиболее доступными являются тормозные системы (около 3 200 рублей, рост на 4%) и электрооборудование (средняя цена 3 500 рублей не изменилась с 2018 года).
Средние цены автозапчастей в рублях и их изменение
№ Запчасть Цена, руб. Динамика, 2019 к 2018
2. Трансмиссия и привод 13 059 3%
3. Автомобиль на запчасти 11 433 22%
4. Автосвет 5 865 6%
5. Рулевое управление 5 534 2%
7. Топливная и выхлопная системы 4 789 2%
10. Подвеска 4 062 4%
11. Система охлаждения 3 657 1%
12. Запчасти для ТО 3 526 5%
13. Электрооборудование 3 523 0%
14. Тормозная система 3 179 4%
Все запчасти 6 590 1%
Простой подбор автозапчастей
Заказать оригинальные запчасти для иномарок в Auto3N можно в два клика. Подберите в быстром и удобном поиске нужные детали, а мы доставим их в любую точку России.
Рынок запчастей — 2020: тенденции, перспективы, прогнозы
О том, что происходило в 2020 году и какие это будет иметь последствия для автомобильного рынка России, мы подробно описали на стр. 8 этого номера. Однако помимо непосредственно реализации автомобилей не менее важную роль играет рынок послепродажного обслуживания, который эксперты отрасли обсудили в рамках онлайн-выставки MIMS Automechanika 2020. Журнал «Движок» подвел краткие итоги этой дискуссии.
Итак, согласно данным независимого аналитического эксперта Александра Груздева, непростая ситуация пандемийного года изменила и эту сферу жизни автомобилистов, причем так, что подстраиваться теперь придется практически всем игрокам рынка послепродажного обслуживания.
Одним из главных факторов, конечно, стал всеобщий переход на онлайн-торговлю, в данном случае запчастями. Интернет-магазины и так постепенно отбирали лидирующие позиции у магазинов классических, и особенно у СТО, благодаря более выгодному ценовому позиционированию. А в 2020 году произошел настоящий рывок — с 22% онлайн-продажи прыгнули сразу до 34%, фактически уйдя в недосягаемый для остальных продавцов отрыв. Кстати, интересно, что вторыми по увеличению доли рынка в сегменте продаж автодеталей за время пандемии оказались официальные дилеры, которые до половины сократили отставание от обычных магазинов запчастей.
Второй, причем куда более значимый и долгоиграющий фактор — цена. Вернее, ее роль возросла настолько, что окончательно стала определяющей. Косвенным фактором стала резко возросшая динамика сравнительного клиентского анализа: если раньше увеличение интереса к сравнению цен на запчасти возрастало в среднем на 1–2%, то в 2020 году этот показатель увеличился до 5–7% и достиг отметки 47%. То есть каждый второй автолюбитель гарантированно сравнивает цены — само собой, выбирая лучшие.
Как ни странно, параллельно с этим продолжает существование другой тренд: автовладельцы не спешат интересоваться стоимостью непосредственно сервисных работ. Как указывает Александр Груздев, 64% автолюбителей не сравнивают цены на СТО, что для последних является определенным шансом для «маневров».
Если же переходить к конкретным позициям, то ситуация выглядит настолько показательной, что может привести к перестройке всего российского рынка запчастей. Для примера был взят, наверное, самый популярный продукт послепродажного обслуживания — моторное масло.
Как показал анализ предложений, разброс стоимости на одинаковую по характеристикам продукцию отличается почти втрое: разные марки предлагают моторное масло по цене от 481 до 1324 рублей за литр. При этом 81% автомобилистов признались, что отдадут предпочтение более дешевому маслу, даже если не будут до конца уверены в бренде.
Последний фактор подтверждает и статистика за последние шесть лет, с докризисного 2014 года. Тогда качество масла играло важнейшую роль для 54% покупателей, а его цена — только для 38%. К сегодняшнему дню все стало наоборот: значение качества масла и репутации бренда-производителя снизилось до рекордных показателей 32 и 20% соответственно, зато значение стоимости продукции поднялось до 56%. То есть более чем половина автомобилистов России сегодня готова лить в мотор своей машины что угодно — главное, подешевле.
Кстати, в таком подходе есть свой смысл. Анализ деятельности российского автобизнеса показал, что на пути от производителя запчастей до конечного потребителя деталь в среднем дорожает на 310%. То есть в три раза! Так что народная фраза «цена в три конца» имеет под собой реальное обоснование. Связано это с цепочкой посредников: от производителя продукция уходит федеральным и региональным оптовикам, а затем распределяется между магазинами, СТО и интернет-площадками и только потом с тройной наценкой попадает к автовладельцу.
Влияние стоимости запчастей на принятие решения о покупке имеет градацию. Как показывает статистика, если деталь стоит до 1000 рублей, то сумма имеет значение только для 4% автолюбителей. Если стоимость детали составляет от 1000 до 5000 рублей, то уже 34% покупателей задумываются о выборе. Ну а если цена запчасти превышает 5000 рублей, то 58% водителей будут искать альтернативу подешевле
Ситуация в дилерских центрах
Параллельно с независимым рынком послепродажного обслуживания продолжает функционировать и дилерский сегмент, который так же активно занимается сервисной деятельностью. О проблемах этой части автобизнеса на онлайн-выставке MIMS Automechanika рассказал председатель совета директоров ГК «БН-Моторс» Алексей Подщеколдин.
Как выяснилось, основная проблема дилеров за десятилетия так до сих пор не изменилась: это взаимоотношения с представительствами автомобильных марок. Несмотря на официальный партнерский статус, отношения между предприятиями строятся по принципу начальника и подчиненного, когда дилер обязан выполнять требования представительства в рамках дилерского соглашения.
Одно из них — определенный уровень цен, в том числе на сервисные услуги и запчасти. Г‑н Подщеколдин открыто заявил, что по самым ходовым позициям стоимость запчастей в дилерских центрах в среднем на 50–70% превосходит цены на продукцию брендов производителей компонентов, поставляемых на тот же конвейер, только без маркировки автомобильной компании. Из-за этого дилерский сегмент теряет огромную аудиторию и прибыль, а также доверие клиентов именно на этапе послепродажного обслуживания.
По словам спикера, связано это с тем, что импортер, имея огромные издержки на организацию бизнеса в России, компенсирует это повышенными ставками на официально поставляемую продукцию. Проще говоря, закупочная цена запчастей для дилера иногда больше, чем розничная для клиентов в независимых магазинах.
В результате вместо того, чтобы зарабатывать больше на большем количестве клиентов при меньшей наценке, дилер ждет обеспеченного покупателя, который в итоге заплатит за всех, кто на официальный сервис не приехал. А с учетом масштабного кризиса таких становится все меньше.
Выход из подобной ситуации игроки отрасли видят один: разрешение на продажу дилерами неоригинальной продукции, но от брендов, которые являются конвейерными поставщиками автомобильных марок. Это даст дилерам возможность заметно расширить аудиторию.
Частично подобной практикой в России занимаются официально представительства Volkswagen и PSA, в рамках которых действуют специальные программы сервисного обслуживания на негарантийные машины. Причем французы первые и пока единственные запустили в РФ свой дочерний бренд Eurorepar, который не только поставляет запчасти по более привлекательным ценам, но и имеет развитую сеть сертифицированных СТО.
Учитывая, что ценовой фактор в сложившейся экономической ситуации окончательно установился в России как определяющий, есть основания полагать, что данная модель развития сервиса дилерских предприятий действительно может оказаться спасительной.
Рынок автозапчастей в России: рейтинг крупнейших продавцов и производителей автозапчастей
Основные показатели автомобильного рынка в России
Начиная с 2016 года и далее в течение двух лет рынок новых автомобилей показывал высокий темп роста, однако в конце 2018 года началась его стагнация. По официальным данным, которые собирает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей на конец 2019 года сократились на 2,5%, в стране было продано 1 млн 634 тыс. новых легковых автомобилей.
Многие эксперты отмечают взаимосвязь между объемом продаж новых автомобилей в России и ценами на нефть референсной марки Brent. В 2019-м цены на нефть и спрос на автомобили слегка просели. По итогам 2020 год автопроизводители прогнозируют дальнейшее падение минимум на 2% (рис.1).
Рис. 1. Взаимосвязь между объемом продаж новых автомобилей в России и ценами на нефть
Рис. 2. Структура автомобильного рынка в 2019 году по отношению к 2018 году
Рис. 3. Структура рынка автомобилей и мототехники по сегментам в 2019 году
Прогноз на 2020 год оптимизма не внушает: те же минус 2%. Хотя некоторые игроки рынка ожидают падения продаж на пять или даже десять процентов.
Характеристика российского рынка автомобильных автозапчастей
В России насчитывается порядка 55 млн. автомобилей. Все они требуют регулярной замены частей, подверженных износу, либо вышедших из строя вследствие аварий. В таких условиях, естественно, повышается спрос на автозапчасти.
Наиболее высокие темпы роста рынка автозапчастей демонстрирует Москва, где продается около 20% всех запасных частей. Нужно сказать, что рост российского рынка запасных частей продолжается, несмотря на то что в мире он стремительно падает, поскольку ужесточение экологических требований вынуждает владельцев автомобилей в западных странах либо не покупать авто вообще, либо менять машину до того, как какая-либо деталь сломается.
Порядка 35-37% всех автозапчастей производится в России, соответственно, доля импорта на российском рынке имеет высокий уровень и колеблется в диапазоне от 62,5 до 65%.
Для корректной общей характеристики рынка автозапчастей и точного анализа необходимо разделить его на 2 рынка: первичный и вторичный.
Вторичный рынок автозапчастей в России
На первичном рынке (ОЕМ) реализуются комплектующие, предназначенные для производства автомобилей на заводе, тогда как вторичный рынок (автомаркет) предназначен для реализации автозапчастей в автомагазинах.
Если за рубежом приоритетное положение занимает первичный рынок автозапчастей, то в нашей стране на автомобильном рынке доминирующая роль отведена вторичному рынку. В свою очередь, на этом «унтер-рынке» запчастей доминируют детали для российских автомобилей, хотя их доля постепенно уменьшается, что связано с локализацией производства в России иностранными производителями и, как следствие, удешевлением иномарок.
Рис. 4. Динамика объема вторичного рынка автозапчастей в России в денежном выражении, млрд руб.
В структуре объема вторичного рынка автозапчастей для легковых автомобилей традиционно ведущее место занимают шины, детали подвески, масла и смазки. Шины являются самой затратной долей в структуре вторичного рынка автозапчастей для легковых автомобилей. В 2019 году россияне потратили на покупку покрышек порядка 189,3 млрд руб. или 13% от общего объема (рис. 5).
Рис. 5. Структура вторичного рынка автозапчастей в России в денежном выражении, млрд руб.
На закупку деталей подвески у россиян ушло порядка 158 млрд руб., что составляет почти 11% от общего объема рынка, а на масла и смазки – 111,2 млрд руб. или 7,6%.
В целом, в 2019 году общий объем вторичного рынка автозапчастей перешагнул отметку в 1 млн. экземпляров разного рода деталей. В денежном выражении это эквивалентно сумме в 1 трлн 473 млрд рублей.
Контрафактная продукция на российском рынке автозапчастей
Спрос на автомобильные компоненты неэластичен, так как автомобильный транспорт используется для ежедневных поездок и транспортировки всех категорий товаров. При этом значительная часть автовладельцев не обладает достаточными знаниями для подбора качественных лицензионных деталей. По этим причинам рынок автокомпонентов, объем которого в России превышает 1 трлн руб., притягателен для производителей контрафакта.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, под контрафактным товаром мы понимаем тот, на котором незаконно размещен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.
Контрафактные товары в подавляющем большинстве случаев также являются и фальсификатом, то есть товарами, не соответствующими принятым для данной продукции техническим стандартам и регламентам и/или содержащими недостоверную информацию о своих свойствах и характеристиках.
За последние четыре года доля контрафакта на российском вторичном рынке автокомпонентов возросла на 3%. При этом стоимость компонентов, для которых факт контрафакта доказан в суде, а их производители или распространители привлечены к административной или уголовной ответственности, составляет менее 0,01% от общего объема контрафактной продукции на рынке.
В 2019 г. доля контрафакта на российском вторичном рынке автокомпонентов составила порядка 31%, по оценкам ТИАР-Центра, составленным на основе анализа судебной статистики, данных по производству, экспорту, импорту и продажам автокомпонентов, экспертных интервью. Это сопоставимо с уровнем распространения контрафакта в России в целом: по данным исследования ТИАР-Центра «Рассадники контрафакта», на рынке непродовольственных товаров доля контрафакта оценивается в 30%.
Рис. 6. Вторичный рынок автомобильных запчастей и доля контрафакта на нем в 2015-2019 гг., млрд руб.
Источник: ТИАР-Центр «Рассадники контрафакта»
При этом на товары, на которые незаконно нанесены защищенные товарные знаки, приходится около 11% от общего объема рынка автокомпонентов; остальные поддельные детали (составляющие приблизительно 2/3 от рынка контрафакта) продаются под товарными знаками, сходными с зарегистрированными до степени смешения.
Однако еще в середине 2010-х ситуация была иной: среди контрафактных деталей большинство продавалось непосредственно под известными марками, нарушители не утруждались модифицированием фирменного дизайна. По мнению опрошенных экспертов, во многом изменение этого соотношения свидетельствует об улучшении работы государственных органов и правообладателей по выявлению и пресечению оборота контрафакта.
В общем, доля контрафактной продукции на рынке с 2016 г. по 2019 г. выросла на 3%. При этом тренд разнонаправленный для разных категорий компонентов: при общем росте нелегального оборота для некоторых типов деталей доля контрафакта сокращается (например, свеч зажигания, ламп).
Чаще всего подвержены контрафакту фильтры (по степени убывания популярности: масляные, воздушные, салонные и топливные); тормозные комплектующие: диски, колодки; ремни и цепи; детали подвески; лампы и фары.
Наиболее подделываемыми запасными частями являются так называемые «расходники», то есть регулярно заменяемые детали. Для отдельных категорий компонентов доля контрафакта достигает 45%.
Доля контрафактных компонентов для автомобилей премиальных категорий довольно низка. Она значительно больше для брендов средней и низкой ценовых категорий. Чем дороже автомобиль, тем больше владельцы склонны заказывать техническое обслуживание у официальных дилеров.
Существует также связь между объемом оборота контрафактных деталей и годом выхода модели автомобиля. Доля контрафактных компонентов для конкретной линейки машин достигает максимума не ранее чем через пять лет после ее выхода на рынок. Новые модели пользуются меньшим спросом среди нелегальных производителей ввиду того, что требуется время для организации производства новых компонентов и появления эффекта масштаба, то есть насыщения рынка достаточным количеством автомобилей новой линейки и накопления ими некоторого износа.
Рис. 7. Соотношение между импортом и внутренним производством контрафактных автокомпонентов в зависимости от страны происхождения автомобиля
Источник: ТИАР-Центр «Рассадники контрафакта»
Анализ рынка контрафактных автокомпонентов показывает, что предложение формируют товары трех основных категорий:
Самая массовая для отечественных автомобилей категория – это запасные части, произведенные в кустарных условиях. Эти производства, как правило, расположены в гаражах и помещениях бывших производственных предприятий. Запчасти изготавливаются из бывших в употреблении запасных частей («восстанавливаются»), либо из низкокачественных материалов, не отвечающих требованиям технологического процесса.
Категория, характерная для автомобилей иностранных производителей – это неоригинальные запасные части из Китая, Турции и других стран, импортируемые на территорию Российской Федерации и других стран ЕАЭС недобросовестными предпринимателями. Эти запасные части в целом внешне соответствуют оригинальным, при этом материалы и технологический процесс, используемые при их изготовлении (и как следствие, эксплуатационные характеристики), не отвечают стандартам автопроизводителей и государственным регламентам. Упаковка продукции данной категории в контейнеры, имитирующие фирменные, по большей части происходит после прохождения таможенного контроля.
Небольшую долю рынка занимают детали, произведенные на полноценных промышленных предприятиях, которые затем фасуются заказчиками в упаковку, незаконно использующую зарегистрированные товарные наименования. Как отмечают эксперты, при этом такие заказчики, как правило, договариваются с производственной площадкой об использовании более дешевых материалов (сплавов, пластмасс, резин и т.д.), чтобы увеличить свою прибыль.
Импорт автозапчастей в РФ
Как было отмечено выше, доля импорта автозапчастей на российском рынке оценивается в 62,5–66,5%.
В период 2016-2019 гг. общий объем импорта автозапчастей в России оценивается в 33,3 млрд долл., при этом максимальное количество поставок пришлось на 2018 год, когда в Россию было ввезено автозапчастей на сумму 8,97 млрд долл. В 2019 году наблюдается снижение доли импорта по сравнению с 2018 годом на 0,01 млн т. в натуральном выражении или на 0,23 млрд долл. – в денежном (рис. 8).
Рис. 8. Динамика импорта автозапчастей, млрд долл.
В 2019 году ведущими поставщиками импорта автозапчастей в Россию выступили Германия, Япония и Китай.
Рис. 9. Топ-5 ведущих стран-поставщиков импортных автозапчастей, % в денежном выражении
Рис. 10. Товарная структура импорта ключевых автозапчастей в 2019 году в денежном выражении, %
Как и в предыдущем году, география импортных поставок автозапчастей в России – Санкт-Петербург, Москва и Калининградская область. Импортные поставки в Санкт-Петербург составили в натуральном выражении 1,22 млн т. (23,3%), в денежном выражении – 8,13 млрд долл. или 24,4%. В Москву из-за рубежа было поставлено 842 тыс. т. автозапчастей (16%), что в стоимостном выражении составило 5,8 млрд долл. или 17,4%. Калининградская область получила 425,7 тыс. т. автозапчастей (8,13%) на сумму более 4,2 млрд долл. или 8,13%.
Российский экспорт автозапчастей
Что касается экспорта автозапчастей, в 2019 году Россия экспортировала порядка 137,74 млн т. автокомпонентов и автозапчастей, что на 1,14 млн т. меньше предыдущего года. Однако в денежном выражении в 2019 году стоимость экспортируемых автозапчастей составила 605,4 млн долл., что выше предыдущего года на 48,87 млн долл. (рис. 11). Такое соотношение, прежде всего, вызвано увеличением в структуре экспорта дорогостоящих прочих деталей для грузовых автомобилей.
Рис. 11. Динамика экспорта автозапчастей, млн долл.
Основными странами-получателями автозапчастей российского производства являются, прежде всего, Казахстан, Белоруссия и Украина (рис. 12).
Рис. 12. Топ-5 ведущих стран-получателей российских автозапчастей, % в денежном выражении
В 2019 году основными автозапчастями, которые экспортировались из России, являлись, в первую очередь, прочие части и принадлежности автомобилей, которые в натуральном выражении превысили 114,8 тыс. т., а в денежном – 577,1 млн долл. или 26,6% в общем объеме экспорта (рис. 13). Второе место в экспортных поставках занимают части и принадлежности кузовов общей стоимостью 282,8 млн долл. (13%), в натуральном выражении – более 77,6 тыс. т. На третьем месте – колеса ходовые и их части (228,2 млн долл. или 10,5%).
Рис. 13. Товарная структура экспорта ключевых автозапчастей в 2019 году в денежном выражении, %
Основными регионами России, из которых экспортируются автозапчасти, являются Москва и Московская область, Самарская область и Республика Татарстан. Экспортные поставки из Москвы составили в натуральном выражении 69,3 тыс. т. (12,9%), в денежном выражении – 370,6 млн долл. или 17%. Из Московской области за рубеж было поставлено 47,3 тыс. т. автозапчастей (8,8%), что в стоимостном выражении составило 276,7 млн долл. или 12,7%. Самарская область поставила за рубеж 92,2 тыс. т. автозапчастей (17,1%) на сумму более 271,2 млн долл. или 12,5%.
Крупнейшие производители и дистрибьюторы автозапчастей в России
В настоящее время в России функционирует порядка 370 крупных компаний, занимающихся производством автозапчастей для автомобилей разных категорий. Из них 292 – российские компании, включая компании с некоторой долей иностранных вложений, и 73 – зарубежные компании, которые полностью созданы на иностранные инвестиции (табл. 1).
Таблица 1. ТОП-5 крупнейших отечественных производителей оригинальных автокомпонентов и автозапчастей на территории России в 2019 году