рейтинг советских моторных лодок
Рейтинг советских лодок для рыбалки: Лучшие и худшие
Вот так выглядит «П4», если не полениться (или не поскупиться) и добавить ему комфорта и внешней привлекательности
Минусы «Крыма»: Жесткое, некомфортное прохождение короткой «злой» волны. Слабая курсовая устойчивость. Отсутствие самоотливного рецесса. Неудобный доступ в носовой рундук. Тонкий, эластичный, материал обшивки.
5. «Обь 3» (и «Обь 3М»). У «М» чуть повыше борт. У этой лодки много фанатов, но мне (для рыбалки) она не очень нравится. Хотя и обладает рядом достоинств. Два сезона была в пользовании, с мотором «Вихрь 30».
Плюсы: Уверенно идёт по высокой волне, отличная курсовая устойчивость. Достаточно мягко проходит короткую, жесткую волну (из-за серьёзной килеватости и высокой скулы у форштевня). Самоотливной рецесс.
Плюсы: Лодка очень ходкая, легкая. Отлично идет под мотором 18-25 л.с. Сварной корпус. Хорошая курсовая устойчивость.
С завода «Амуры» выходили в звании «катер». Сейчас уже почти все стали «лодками». Напомню: катером у нас, официально, считается лодка со стационарным мотором. Сейчас уже, почти все «Амуры» переделаны под подвесной мотор.
Так выглядит «Амур» после тщательного тюнинга
В комментариях, под статьёй, можно обсудить эти модели (и не вошедшие в рейтинг). Заранее спасибо за то, что нажали «лайк»! Как и обещал, ссылка на статью «Чем советские лодки лучше современных»
Рейтинг советских моторных лодок
33 сообщения в этой теме
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Войти
Есть аккаунт? Войти.
Недавно просматривали 0 пользователей
Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
Сейчас популярно
Автор: Филимон
Создана 16 Марта 2020
Автор: Филимон
Создана 16 Марта 2020
Автор: Филимон
Создана 28 Декабря 2012
Автор: Виктор_DV
Создана 26 Ноября 2019
Автор: ОптимистНН
Создана 10 Ноября 2014
Автор: Александр-Рыбак
Создана 12 Октября
Автор: Zuzu
Создана 5 Февраля 2007
Автор: Савва
Создана 8 Января 2007
Автор: Савва
Создана 23 Декабря 2006
Автор: Валерич 70
Создана 23 Мая 2018
Автор: NikitaFisher
Создана 10 Октября
Надувные лодки СССР
В Советском Союзе надувные лодки начали изготавливать в тридцатых годах двадцатого века. Первые модели были предназначены для армии, спасательных служб, экспедиций. Они выпускались московским заводом «Каучук», имели специальное назначение, вмещали до 30 человек и комплектовались деревянными настилами. В середине прошлоо столетия в России наладился серийный выпуск надувных лодок, предназначенных для рыбалки и охоты. Конструкции изготавливались из прорезиненной ткани, имеющей хлопчатобумажную основу. Это были немного неповоротливые, но надежные и долговечные модели, которые используются некоторыми водниками и сегодня.
Марки лодок, произведенных в СССР
В шестидесятых годах в продажу вышла серия легендарных лодок Нырок, которые собирались на заводе в Ярославле. Это были гребные одноместные и двухместные суда с просторным кокпитом и защитным покрытием из неопрена. Они отличались повышенной грузоподъемностью, увеличенным диаметром баллонов, могли ходить на большие расстояния, использоваться для сплава по порожистым рекам.
Позже в СССР вышли лодки Зарянка, имеющие надувное днище и катамаранную форму. Модели обладали симметричной по миделю конструкцией, позволяющей гребцам сидеть как лицом, так и спиной к направлению движения. Носовая и кормовая части закрывались деками в виде арок, служившими опорой для спины. Лодки обладали высокой остойчивостью и предназначались для рыбалки на больших озерах.
Большой известностью до сих пор пользуются советские лодки Ласточка. Они обладают вытянутой байдарочной формой, хорошими ходовыми характеристиками, управляются двухлопастными веслами и даже сейчас используются для туристических путешествий, рыбной ловли.
В семидесятых годах в СССР стали выпускать двух-четырехместные лодки марок ЛГН, Омега, Дельфин. Они комплектовались разборными веслами, палатками, сиденьями-банками из фанеры, имели настил из дерева, овальную форму или заостренные оконечности, изготавливались из плотной прорезиненной ткани с кордом из шелка. В отдельной линейке появились лодки Славянка, Айгуль с просторным кокпитом и оснасткой, обеспечивающей повышенный комфорт на рыбалке и в походах. Модели укомплектовывались носовыми и кормовыми козырьками, декой, поперечными штангами, штыковыми уключинами, длинными разборными веслами. На лодки Айгуль можно было устанавливать маломощные моторы.
Потом в СССР появились в продаже надувные лодки Язь и Лисичанка с приподнятой и заостренной передней частью. Корпус создавался из прорезиненной ткани с основой из капрона, покрывался составом из битума и каучука. Модели оснащались баллонами с переменным диаметром, который увеличивался к носу.
Советские производители выпустили лодки Стриж с неподвижными сиденьями. Они оснащались гребками, изготавливались из дублированного по диагонали прорезиненного материала с основой из хлопка, имели небольшую грузоподъемность. Модели предназначались для рыбной ловли на маленьких прудах, озерах, тихих реках. Для сплава, дальних путешествий они не подходили.
Среди рыбаков советских времен мгновенно стали популярными лодки Юрюзань и Катунь. Они обладали облегченным весом, округлой формой с приподнятым широким носом, подходили для рыбной ловли и охоты на открытых водоемах. В Катуни сиденьями служили надувные круги.
Потом производители предоставили в распоряжение водников модели Уфимка с заостренными оконечностями. Борта состояли из двух независимых баллонов. Конструкция напоминала пирогу, включала уключины с кольцами, позволяющими грести веслами разной длины, и брызгозащитные косынки.
Немного позже в продаже появились моторно-гребные лодки Волна подковообразной формы, модели Вега с реечными сланями. Для длительных походов разработчики создали модели Турист с отсеком для транспортировки вещей.
Технические характеристики советских лодок
Надувные модели, сделанные при СССР, имели разные технические характеристики, которые можно представить в таком диапазоне:
· Длина от 1,7 метра до 2,8 метра;
· Ширина от 75 сантиметров до 1,65 метра;
· Грузоподъемность от 100 килограмм до 450 килограмм;
· Вес от 8 килограмм до 30 килограмм;
· Диаметр баллонов от 28 сантиметров до 36 сантиметров.
Максимальная скорость маломерных судов достигала 16 километров в час. Многие модели тех времен были модернизированы и выпускаются сегодня. Они изменили размеры, форму, оснастку, но основываются на первоначальной конструкции лодок, доказавшей свою надежность и функциональность.
Какую моторную лодку выбрать из отечественных дюралек?
Рулевой 3-го класса
Помогите определиться с выбором отечественной моторной лодки под мотор я30.
Сейчас могу купить Обь-м, казанку-5, воронеж-м?
Что лучше? Волны у нас нет, поэтому интересует в первую очередь максимальная скорость и максимальная скорость под полной нагрузкой? Что думаете об оби-м и воронеже-м?
Рулевой 3-го класса
Обь-М из них самая не мореходная. Воронеж развалится первым.
А что с воронежем? Его сейчас можно новым взять!
А что с воронежем? Его сейчас можно новым взять!
Воронеж точно развалится,слабая конструкция.Казанка5м2 впереди планеты всей
Рулевой 3-го класса
Воронеж точно развалится,слабая конструкция.Казанка5м2 впереди планеты всей.Обь-М катер крепкий и мореходнось довольно приличная,только не терпит перегруза и при движении по волне при срыве с гребня зарывается по лобовое стекло.А какая мореходность может быть у булястой Южанки-утоплиницы?
Значит Воронеж-м из списка вычеркиваю!
Под 30кой, какая лодка быстрее пойдет под грузом 400 кг? Казанка5м2 или Обь-М?
Я правильно понял, что обь-м в любом случае мореходнее, чем казанка-южанка?
Под 30кой, какая лодка быстрее пойдет под грузом 400 кг? Казанка5м2 или Обь-М?
Я правильно понял, что обь-м в любом случае мореходнее, чем казанка-южанка?
Бери Обь. Но Воронеж тоже неплох. Если найдется конца 80-х.
.Обь-М 400кг не потянет-днище у транца узкое а були не поднимают а только дают дополнительное сопротивление(ну не грузовик этот катер!)Казанка5 под импортной 30кой 400кг потянет,только винт надо грузовой
Казанка5м2 впереди планеты всей.
Казанок пятой серии много разных и каждая хороша по свойму. Нужно только правильно под задачу подобрать.
Обь-М катер крепкий и мореходнось довольно приличная,только не терпит перегруза и при движении по волне при срыве с гребня зарывается по лобовое стекло.
Опасная из-за брочинга.
5м4 лучше в этом плане, меньше зарыскивает.
Я правильно понял, что обь-м в любом случае мореходнее, чем казанка-южанка?
Рулевой 3-го класса
А что скажите по поводу Обь-1. На 30ке с одним человеком, она быстрее будет Оби-м?
Рулевой 3-го класса
Так что лучше брать, обь-1 или обь-м? Где места больше?
Рулевой 3-го класса
Выбор есть всегда! Сейчас подвернулся вариант Обь-3. Я так понимаю, что она самая медленная?
Выбор расширился до Обь-1, Обь-М и Обь-3.
Какая из них самая удобная для спининга?
На какой из них будет самая высокая скорость с одним человенком?
На какой из них будет самая высокая скорость при полной загрузке?
Выбор есть всегда! Сейчас подвернулся вариант Обь-3. Я так понимаю, что она самая медленная?
Выбор есть всегда! Сейчас подвернулся вариант Обь-3. Я так понимаю, что она самая медленная?
Выбор расширился до Обь-1, Обь-М и Обь-3.
Какая из них самая удобная для спининга?
На какой из них будет самая высокая скорость с одним человенком?
На какой из них будет самая высокая скорость при полной загрузке?
А что скажите по поводу Обь-1. На 30ке с одним человеком, она быстрее будет Оби-м?
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей
Лучшие лодки под мотор ссср
Результаты народного рейтинга «Лучшая мотолодка СССР»
В середине февраля 2021г, канал «Лодочник» провёл голосование — народный рейтинг по лодкам советского периода.
Сейчас мы подводим предварительные итоги. Честно говоря — никаких сюрпризов. Лидерами стали самые лучшие и самые популярные лодки. Ниже — сможете в этом убедиться.
На данный момент, проголосовало более 8000 человек — из разных регионов России и зарубежья.
Ознакомились с ходом голосования — более 40 тысяч человек.
Значит и остальные 32 тысячи — просто не стали нажимать кнопку за определённую модель. Согласны с результатами.
Верхняя часть таблицы выглядит так (первая десятка):
Десятка лидеров рейтинга «Лучшая лодка СССР»
Для многих стало неожиданностью, что лодки «Казанка 5м2» и «Казанка 5м3» оказались не на первом месте. Выходит так, что «Прогресс 4» (первое место в рейтинге) и «Крым» (второе место) — больше полюбились нашим водномоторникам.
Не удивительно. «Крым» легко выходит в режим глиссирования, с двумя-тремя людьми — даже с мотором в 15л.с. А с «тридцаткой» (и одним человеком) развивает скорость до 50 км.ч. Он не корродирует, даже в соленой воде.
А «Прогресс 4» — получил, чуть ли не все — самые лучшие качества лодок того времени.
Результат промежуточный. Голоса продолжают добавляться. Окончательные результаты увидим в начале нового водномоторного сезона.
Советую прочитать этот комментарий, написанный читателем, в обсуждениях, на канале «Лодочник». Цитирую его полностью:
Никто Никак: «Нынешнему отечественному алюминиевому маломерному флоту, оооочень далеко до Советского лодкостроения. Те обводы, которые делались на отечественных АМг и дюральках — могут только в страшном сне присниться владельцам отечественных предприятий по изготовлению лодок. Все современные лодки одинаковые, только длина разнится и название. Опять таки, своих разработок нет, за образец взят западный проект и запущен в производство в нашей стране.
Вроде и лодки есть, и лодки не плохи, но за державу обидно. Всё что было, всё просрали: КБ с опытовыми бассейнами, производственные мощности, доступность и разнообразие модельного ряда.Именно по этим причинам сейчас советские алюмихи получают второе дыхание, практически заново рождаются. Тот же Прогресс (по крайне мере в КО) можно купить за 20 т. р. в сносном состоянии ещё. За полтинник привести его в порядок, а остальное уже потратить на мотор. А сколько стоит тот же Салют или Волжанка думаю все в курсе»
У лодок, произведённых во времена Советского Союза, есть свои почитатели. Люди, которые считают что современные лодки — никогда не достигнут того качества, которое было у советских лодок, произведённых на авиационных предприятиях, из качественного материала. А есть и те, кто считает их «корытами для маломощных моторов, ушедшими в прошлое». Люди разные, мнения разные.
Результаты народного рейтинга «Лучшая мотолодка СССР»
В середине февраля 2021г., «Лодочник» объявил голосование — народный рейтинг по лодкам советского периода. Ссылка на него будет в конце текста.
Сейчас мы подводим предварительные итоги. Честно говоря — никаких сюрпризов. Лидерами стали самые лучшие и самые популярные лодки. Ниже — сможете в этом убедиться.
Сейчас верхняя часть таблицы выглядит так (первая десятка) :
Для многих стало неожиданностью, что лодки «Казанка 5м2» и «Казанка 5м3» оказались не на первом месте. Выходит так, что «Прогресс 4» (первое место в рейтинге) и «Крым» (второе место) — больше полюбились нашим водномоторникам.
Не удивительно. «Крым» легко выходит в режим глиссирования, с двумя-тремя людьми — даже с мотором в 15л.с. А с «тридцаткой» (и одним человеком) развивает скорость до 50 км.ч. Он не корродирует, даже в соленой воде.
А «Прогресс 4» — получил, чуть ли не все — самые лучшие качества лодок того времени.
Повторю, результат промежуточный. Голоса продолжают добавляться. Окончательные результаты увидим месяца через полтора, к началу нового водномоторного сезона. Желающие — могут пройти по ссылке и нажать кнопку.
Советую прочитать этот комментарий, написанный читателем, в обсуждениях, на канале «Лодочник». Цитирую его полностью:
Никто Никак : «Нынешнему отечественному алюминиевому маломерному флоту, оооочень далеко до Советского лодкостроения. Те обводы, которые делались на отечественных АМг и дюральках — могут только в страшном сне присниться владельцам отечественных предприятий по изготовлению лодок. Все современные лодки одинаковые, только длина разнится и название. Опять таки, своих разработок нет, за образец взят западный проект и запущен в производство в нашей стране.
Вроде и лодки есть, и лодки не плохи, но за державу обидно. Всё что было, всё просрали: КБ с опытовыми бассейнами, производственные мощности, доступность и разнообразие модельного ряда.
Именно по этим причинам сейчас советские алюмихи получают второе дыхание, практически заново рождаются. Тот же Прогресс (по крайне мере в КО) можно купить за 20 т. р. в сносном состоянии ещё. За полтинник привести его в порядок, а остальное уже потратить на мотор. А сколько стоит тот же Салют или Волжанка думаю все в курсе»
Обсудить результаты нашего народного рейтинга можно в комментариях. Как и обещал — ссылка на таблицу рейтинга, для голосования. Всем — удачи на воде! Спасибо за нажатый «палец вверх»!
Самая лучшая лодка, рожденная в СССР
Более 8000 ЧЕЛОВЕК уже приняли участие в нашем опросе: «Самая лучшая мотолодка, рожденная в СССР». В первой пятёрке, как и ожидалось — бесспорные лидеры. Всеми любимые и уважаемые лодки.
Перед выбором лидера, напомню о лодках, которые мы обсуждали в прошлых статьях. Ниже — названия этих статей и ссылки на них (для тех, кто пропустил).
Но не забывайте главное: Сначала надо проголосовать за лодку! (список для голосования находится внизу).
А уже потом, можно крутануть вверх и открыть по ссылке — одну из предложенных статей.
Посмотрите список статей и переходите ниже — к таблице для голосования:
1. «Культовая советская лодка Казанка М» ( ссылка ). Много копий сломано в спорах об этой лодке. Кто то называет её губительной, опасной. У других — только светлые воспоминания.
2. «Южанка 2. О покупке и доработке» ( ссылка ). Интересно посмотреть что было — и что стало с лодкой. Подробный отчет о проделанной работе.
3. «Лодка Крым. Легенда, которая и сегодня в лидерах» ( ссылка ). Наверное самая спорная моторка из СССР. Одни обожают Крым, другие — никогда бы не купили. И ещё одна статья о нём: «Крым. Причины, почему не меняю его на новую лодку» ( ссылка ).
4. «Лодки семейства Прогресс. Какая модель лучше?» ( ссылка ). Из названия понятно. Сравниваем разные модели Прогрессов. И ещё одна статья: «Прогресс 4. Мои впечатления» ( ссылка ). О положительных (и не очень) качествах лодки. Рассказ от реального пользователя.
5. «Сарепта. Лодка спорная. Но однозначно — легендарная» ( ссылка ). Кто не читал эту статью, советую посмотреть. И обязательно — читайте комментарии!
6. «4 лодки из СССР, которые и сегодня очень популярны» ( ссылка ). Сравниваем, обсуждаем эти 4 модели. В статье и комментариях — много полезной информации.
*** Теперь, главное! ***
Прошу принять участие в голосовании. Выбрав одну или несколько лодок — нажмите «Отправить». Вы увидите текущий результат рейтинга. Ваш ответ будет учтен в течение 15 минут. Если просто, хотите увидеть результат (без выбора лодки) — жмите «Отправить». Покажите друзьям — пусть примут участие в выборе лидера!
*** Если вам нравится идея этого рейтинга — жмите «палец вверх»
Обзор советских моторных лодок
Решил завести моторную лодку, но не знаю, какую лучше купить? Наугад покупать не хочется — деньги немалые! Обращался к любителям, все говорят по-разному. Только запутали. Названия разные, а на вид вроде бы одно и то же. Где можно найти такой прейскурант, чтобы были перечислены все модели? И чтобы объяснялось, чем же одна лодка лучше или хуже другой. Ни в одном магазине их все сразу не увидишь: в одном одна лодка, в другом —другая
Итак, вы решили купить мотолодку и оказались перед необходимостью выбора.
Прежде чем делать покупку, новичок должен четко сформулировать ответы на три принципиальных вопроса:
Не торопитесь с ответом на первый вопрос: он получится сам собой, когда вы разберетесь с двумя другими.
Прикиньте, куда — на какие расстояния, а каких условиях (по тихой ли речке или по открытому всем ветрам водохранилищу), с какой скоростью, с каким экипажем, с каким багажом и, самое главное,— с какой основной целью чаще всего придется вам плавать!
Каждому «типичному» варианту использования соответствуют и свои особые предъявляемые к лодке требования — по скоростным качествам и мореходности, грузоподъемности и остойчивости, наличию того или иного оборудования и даже виду основного конструкционного материала.
Если, например, вы предполагаете использовать лодку для кратковременных и быстрых выездов с приятелем за город — на воскресную рыбалку, понадобится лодка быстроходная, остойчивая, имеющая свободный открытый кокпит со сплошным горизонтальным пайолом, легко идущая на веслах. Сдвижная рубка и мягкие кресла, раскладывающиеся в спальные места, будут только мешать рыболовам, а их «мертвый вес» отразится на скорости (или потребует излишних затрат мощности).
Обзор советских моторных лодок
Другое дело, если вы собираетесь на весь отпуск или на все лето со всем семейством, включая детей, в дальнее туристское плавание. Тут уж на первый план выдвигаются требования мореходности, экономичности движения с большой нагрузкой, комфортабельности лодки — приспособленности ее к длительному пребыванию людей, которые будут здесь же, на борту лодки, ночевать, готовить и принимать пищу. При выборе лодки для туризма стоит обратить внимание на объем багажников и удобство размещения запасов (включая топливо), возможность оборудования спальных мест и камбузного уголка, удобство управления лодкой при плавании в плохую погоду.
Ясно, что тому, кто собирается тренироваться на водных лыжах, а ими занимаются лишь на гладкой воде и не удаляясь от берега, будут не нужны ни большая грузоподъемность, ни рубка, ни мягкий ход по крутой волне.
Ясно, что для плавания вдоль морского побережья, по большим рекам, водохранилищам или крупным озерам, где в любую минуту надо быть готовым к серьезной борьбе с налетевшим шквалом и волной, необходимо более мореходное — остойчивое и высокобортное судно относительно больших размерений, чтобы длина лодки оказалась соразмерной длине волны. Например, на «Прогрессе-4», «Сарепте», «Казанке-5» или «Москве-2» (а а ближайшем будущем — еще и на «Ладоге-2» и «Крыме-3»), словом, при длине лодки где-то за 4,5— 4,6 м, на таких акваториях вы будете чувствовать себя более уверенно!
Не стоит решаться на покупку, пока вы не будете знать, где и как лодка будет храниться. Мотолодка — не автомобиль (щелкнула дверца — и он уже в относительной безопасности. Найти охраняемую стоянку для судна, причем по возможности недалеко от дома и с удобным выходом, в район плаваний в современном городе — задача нелегкая. Покупка же дорогой и тяжелой лодки без места хранения принесет одни огорчения. Если вы рассчитываете хранить мотолодку в гараже, рядом с машиной, и каждый раз будете доставлять ее к берегу по асфальту, потребуется модель («Прогресс», «Дон»), снабженная колесами; если же возить лодку по суше не предполагается, то естественно, что лучше искать в продаже тот же понравившийся «Прогресс», но в исполнении № 1 — без колес. Предположим, вы уже представляете, для чего и какая — в идеале — лодка вам нужна, договорились о месте ее стоянки и зимнего хранения, семейный совет дал окончательное «добро» на покупку. Теперь дело за тем, чтобы зайти в магазин и выбрать модель, наиболее полно соответствующую вашему идеалу.
Приводим составленную по просьбе читателей таблицу, дающую представление о всей номенклатуре имеющихся в продаже мотолодок, включая и те модели, которые уже сняты с производства, но есть на складах и в магазинах (и для определенных условий плавания вполне могут быть рекомендованы), и те, которые появятся а торговой сети лишь в ближайшем будущем. Отметим сразу, что а таблицу не включены различные малые разборные и не разборные картоп-мотолодки, а также шпоновые универсальные лодки («Форель», «Кефаль») и немногочисленные пока катера со стационарными двигателями. Их выбор— это отдельные темы. Точно так же отдельную и актуальную, на наш взгляд, тему представляет комплекс вопросов, связанных с созданием мореходной прогулочно — туристской мотолодки (катера), рассчитанной на движение в водоизмещающем (переходном) режиме. Однако на сегодня таких «неторопливых» лодок, пригодных для запуска в серию, еще нет, как нет, скажем, и подходящих стационарных лодочных двигателей малой мощности.
В данной статье мы затрагиваем только проблему выбора именно универсальной глиссирующей, чаще всего открытой мотолодки, т. е. «водного автомобиля» длиной 3,6— 5,0 м, рассчитанного на эксплуатацию с выпускаемыми у нас массовыми подвесными моторами мощностью 20—30 л. с.
Действительно, уже при беглом просмотре приведенной таблицы бросается в глаза, что основные характеристики подавляющего большинства выпускаемых на сегодня моделей близки. Однако при всей их «похожести» существуют между ними и отличия, на которые и надо обратить внимание.
Дело, разумеется, не только в том, что модели отличаются по внешнему виду и цвету окраски. Имеют существенное значение такие на первый взгляд мелочи, как отличия в форме ветрового стекла, лучше или хуже защищающего пассажиров от брызг и ветра. На одной лодке это стекло имеет жесткую окантовку, за которую удобно придерживаться, скажем, во время хода по волне, на другой дпя этой цели есть небольшой поручень, а на третьей — нет ничего. На одной лодке конструкторы, разрабатывая проект, тщательно продумали такие вопросы, как удобство посадки в лодку (через носовую палубу, через борт) и укладки багажа, работы с мотором, гребли, работы с якорем и при швартовке лодки (например, при шлюзовании), откачки воды и наведения чистоты, а вот авторы другой лодки, судя по всему, обо всем этом заботились мало и главным образом «выжимали» скорость. Другими словами, неважных мелочей нет. Знакомясь с лодкой, выставленной в магазине, стоит обратить внимание на конструкцию тента, сидений и пайолов; форму и расположение различных рымов, уток и ручек для переноски; наличие шкафчиков, карманов и полочек для мелких вещей, которые должны быть под рукой, и т. д. и т. п. Очень важно, обратившись к заводской инструкции, разобраться с тем, подходит ли ДУ, включенное в комплект лодки (иди имеющееся в продаже) к мотору той марки, с которым предполагается эксплуатировать лодку.
Наконец, различаются одинаковые на первый взгляд лодки и еще более существенно — по таким характеристикам корпуса, которые определяют режим движения лодки (с разной нагрузкой и под моторами различной мощности), ее маневренные качества, остойчивость на ходу и на стоянке (валкость), поведение при ходе на волне.
Как уже отмечалось, чем лодка крупнее, тем больше может быть волна, при которой допустимо безопасное плавание. При длине меньше 3,6—3,7 м сделать лодку относительно мореходной не удается: ее корпус оказывается меньше, чем расстояние между соседними гребнями даже невысоких волн, лодка проваливается, удары о гребни становятся резче. Но и увеличивать длину лодки за 4,6—4,7 м тоже нельзя: возрастают вес и трудоемкость изготовления корпуса; чтобы обеспечить ту же скорость, придется увеличивать мощность (а поскольку моторы мощнее 25—30 л. с. у нас не выпускаются, надо будет ставить на транец даже не два, а три мотора) и т. д. Вот по совокупности всех этих соображений с учетом технологических возможностей наших заводов и возник тот «4-метровый» класс, среди «представителей» которого нам предоставляется «право выбора».
В таблице мотолодки расположены в порядке возрастания длины. Однако большая длина — условие необходимое, но недостаточное. Например, имеющиеся пока в продаже «Казанка-М» и «Южанка» — длина их за 4,6 м — из-за недостаточной ширины, высоты борта и почти плоского днища для сколько-нибудь серьезных акваторий просто небезопасны. Значит, надежность, остойчивость и мореходность судна определяются не только длиной, но и соотношением размерений и формой корпуса — обводами. Опытный судоводитель-любитель оценивает лодку самостоятельно по таким ее данным, как:
Новичку чаще всего приходится доверяться мнениям случайных людей и сведениям, приведенным в Инструкции по эксплуатации. Увы, указания в паспорте лодки, например, о предельной высоте волны, при которой можно выходить в плавание, далеко не точно и, во всяком случае, неполно характеризуют фактическую мореходность лодки.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМЕЮЩИХСЯ В ПРОДАЖЕ И НЕКОТОРЫХ ИЗ ПОДГОТОВЛЕННЫХ К ПРОИЗВОДСТВУ ПРОГУЛОЧНО-ТУРИСТСКИХ МОТОРНЫХ ЛОДОК ДЛИНОЙ СВЫШЕ 3,5 М