Баланс оценок работы силовых ведомств положительный. Первые строчки в рейтинге эффективности занимают Министерство обороны и МЧС.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о знании и оценках работы различных государственных органов и ведомств.
Все измерявшиеся во время опроса органы и ведомства известны большинству россиян. Лучше всего наши сограждане знают и интересуются деятельностью ГИБДД (33%), Минобороны (30%), МЧС (29%), МВД (27%), и ФССП (25%).
Правоохранительные органы и силовые структуры половина россиян (53%) рассматривает как желанное место работы для своих детей (противоположной точки зрения придерживаются 36%). Мужчинам (56%), молодежи (56-57% среди 18-34-летних) такая перспектива кажется более привлекательной, чем женщинам (50%), людям преклонного возраста (48% среди 60-летних и старше).
Данные комментирует Председатель Правления ВЦИОМ, кандидат психологических наук Константин Абрамов:«В последнее время мы стали свидетелями частичного реформирования силового блока. Из системы МВД выделилось новое ведомство – Росгвардия. ФМС и ФСКН вошли в систему МВД, и логика этого решения президента подтверждается данными наших опросов – граждане считают МВД более успешно справляющейся со своими задачами, чем входящие в него новые подразделения и даже одно старое (ГИБДД). Это серьезный вызов для всей системы МВД и лично министра (авторитет которого, как среди сотрудников органов внутренних дел, так и среди простых граждан высок) – достичь улучшения эффективности работы вверенных подразделений».
Знаете ли Вы, слышали о том, что в нашей стране существуют следующие государственные органы и ведомства?(закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %)
Хорошо знаю, специально интересуюсь работой этого органа власти
О существовании знаю, но специально его работой не интересовался
Впервые слышу о существовании данного органа власти
Согласно распространенному мнению, нет другой социально-профессиональной группы, которая настолько бы выиграла в результате прошедших 20 лет, как силовики. Во-первых, сама эта группа колоссально разрослась, во-вторых, она стала не только стержнем российской политической системы, но общей его матрицей, тем, что иногда называют «глубинным государством». Это так и не так, во всяком случае, рост реальной роли силовиков происходил нелинейно, и фазу силовархии, по Дэниэлу Трейсману, которую можно считать кульминацией развития «государства силовиков», система уже прошла. Парадокс в том, что логика «революция пожирает своих творцов» применима и к конструкторам силового государства, многие из которых оказались не нужны выстроенной их стараниями машине.
В свое время, с приходом Владимира Путина к власти, когда он подтянул за собой тех, кого знал по предыдущей работе в КГБ/ФСБ и Петербурге, возникли мифы о засилье «питерских» и о «милитократии». И если в отношении питерских разговоры довольно скоро – с исчерпанием скамейки бывших коллег и друзей детства президента – прекратились, то в отношении милитократии они идут и поныне. Сам термин «милитократия» представляется неточным, речь скорее надо вести о «чекистократии», поскольку экспансии военных во властвующую элиту почти не наблюдалось. При этом, однако, говорить на основании анализа биографий и скрупулезных расчетов, показывающих сокращение прослойки высших управленцев с чекистским бэкграундом, о частичной утрате режимом силовой и правоохранительной составляющей было бы неправильно. Скорее наоборот: по своему внутреннему устройству, по действиям – как внутри страны, так и вовне, – по логике поведения, инструментарию, инстинктам наше государство сегодня представляет собой государство силовиков. Милитократии при этом нет, да никогда, по сути, и не было, есть неономенклатурная система с повышенной ролью силовой бюрократии.
Силовые корпорации
В советское время были три основные силовые структуры: армия, КГБ и МВД. В современной России их полтора десятка, отпочковавшихся в основном от прежних. Справедливости ради надо сказать, что размножение силовых структур имело место главным образом в 1990-е гг., когда и само государство, и его силовая составляющая были довольно слабы, а раздробление того же КГБ на несколько самостоятельных структур считалось способом избежать гегемонии чекистов. В последние же годы появилась всего одна новая силовая структура – Росгвардия, в которую отошла основная часть силового ресурса МВД. При этом две другие структуры – Роснаркоконтроль, возникший в 2003 г., и милитаризованная ФМС – были расформированы.
Государство силовиков
Окончательная трансформация России в государство силовиков произошла в 2014 г. Именно тогда в корне изменилась логика принятия решений. Прежде ее можно было описывать в рамках распространенной на Западе модели «силовики-цивильники», теперь же силовики всегда первая рука, а остальные, будь то дипломаты, экономисты, политтехнологи, лишь обслуживают принятые в рамках силовой логики внутри- и внешнеполитические решения и по возможности минимизируют в своей сфере негативные их последствия.
Системообразующие конфликты
В терминологии «глубинного государства» применительно к России можно рассматривать два основных концепта: виртуально-конспирологический «силовой» и персоналистский путинский – «Большого президента», сложный конгломерат администрации президента, во многом наследовавшей ЦК КПСС, а также многочисленных представителей президента в органах власти, включая региональные. Это сегодняшняя реинкарнация командно-административной системы, та неформальная партия, «своего рода орден меченосцев внутри государства», о которой когда-то говорил Иосиф Сталин как о «командном составе и штабе». Силовики, вся их большая корпорация с Совбезом входят в № 2, но лишь как один из элементов.
ФСБ рулит?
Субъекты и объекты репрессий
Гораздо более активно, чем в центре, репрессии в отношении силовиков идут в регионах, где только в 2018 г. под раздачу попало три начальника управлений МЧС, три начальника управлений Ростехнадзора, двое глав ФНС, по одному начальнику управлений СКР, МВД, Росгвардии и ФССП, один начальник и один замначальника СЭБ УФСБ.
Опухоль
Силовики за рамками тех важных служебных функций, которые они призваны выполнять в любом государстве, ведут себя как раковая опухоль. Силовые корпорации, как и все остальные, пекутся о своем корпоративном интересе, только ресурс у них, используемый часто в интересах узкокорпоративных и клановых, а не государственных, силовой. Некоторое время назад, когда предыдущая Госдума один за другим штамповала драконовские законы, о ней заговорили как о «взбесившемся принтере». Глядя на сегодняшние действия силовиков, казалось бы, впору говорить о них как о «взбесившейся гильотине». На самом деле это не совсем так. Это не столько силовики «лютуют», сколько власть, отвыкшая за долгие годы простых решений от более тонкого политического маневрирования, использует их как грубую силу – и против элит, включая бизнес, и против граждан. А дальше силовики поступают согласно известному принципу «у воды да не напиться?». Когда отдельные части машины начинают работать особенно интенсивно– и при этом в своих, а не всей машины интересах, – в результате страдают и другие части машины (например, бизнес), и машина в целом.
То, что позволяет Кремлю держать силовиков под контролем (их разобщенность и не просто нескоординированность, а конфликтность), причина их колоссальной неэффективности с точки зрения обеспечения безопасности страны и граждан. С этой точки зрения армия силовиков в России многократно превышает разумные пределы. Огромная армия силовиков представляет проблему и сейчас, и на перспективу. И в «прекрасной России будущего», о которой сейчас модно говорить, надо будет предусмотреть им место. Иначе они найдут и обустроят его сами.
Автор – старший научный сотрудник Chatham House
Это последняя статья из цикла о 20 годах правления Владимира Путина.
Исследование: сколько в России силовиков и сколько они зарабатывают
19 февраля издание «Проект» опубликовало исследование о том, сколько в России силовиков и какую зарплату они получают. Портал Юга.ру приводит самые интересные цифры
Кто такие силовики?
Как журналисты считали доходы силовиков, где взяли информацию?
Издание провело исследование за 2012-2018 годы, основываясь на данных из открытых источников (Росстат, сайт Единой информационной системы в сфере закупок, оценки экспертов, информация из выступлений официальных представителей ведомств, сайт Федерального казначейства).
Сколько в России силовиков?
По данным на 2018 год, в России около 2,6 млн человек работают в силовых структурах. То есть каждый 57-й россиянин.
В каких структурах больше всего человек?
Самой многочисленной структурой является Министерство обороны — 793,5 тыс. человек, по данным на 2018 год.
Согласно исследованию, «надзирателей» в России в два раза больше, чем «спасателей». Если во ФСИН работает 211 тыс. человек, то в МЧС — 118 тысяч.
По некоторым ведомствам информация засекречена, поэтому журналисты брали за основу данные экспертов. Они рассказали, что Федеральная служба безопасности насчитывает 200 тыс. человек, а Служба внешней разведки — 12-14 тыс. человек. Кроме того, неизвестна и актуальная численность служащих Росгвардии. Последний раз о количестве росгвардейцев рассказывал в 2017 году глава ведомства Виктор Золотов, он называл цифру в 340 тыс. человек.
Читайте также:
Сколько денег Россия тратит на силовые структуры?
С 2014 года расходы на силовиков составляют около 30% бюджета страны.
Больше всего тратится на Министерство обороны, в частности на Вооруженные силы — 1,71 трлн рублей в 2018 году. На втором месте по расходам — Министерство внутренних дел (961,7 млрд рублей), на третьем — Федеральная служба исполнения наказаний (305,8 млрд рублей), на четвертом — траты на росгвардейцев (231,5 млрд рублей). Замыкает пятерку лидеров МЧС — 175,5 млрд рублей.
Меньше всего в общей сложности получают прокуроры, следователи, а также защитники от ЧС.
Выгодно ли работать силовиком?
Во всех ведомствах, информацию о которых проанализировали журналисты, средняя зарплата сотрудника силовых структур превышала зарплату среднестатистического россиянина.
Так, средняя зарплата работника МЧС на федеральном уровне составляет 157 тыс. рублей, что в 3,6 раза больше заработка среднестатистического жителя России. Сотрудники ФСИН получают 149 тыс. рублей, что в 3,4 раза выше среднего. В три раза больше россиян получают также прокуроры, полицейские, росгвардейцы и таможенники.
В регионах тоже хорошо платят?
По данным исследования, средняя зарплата регионального служащего в любой силовой структуре превышает средний уровень по стране. Больше всего в регионах получают следователи (94,5 тыс. рублей) и прокуроры (79 тыс. рублей).
В каких регионах больше всего платят?
Выгоднее всего работать силовиком в Северо-Кавказском федеральном округе. Там средняя зарплата представителей силовых структур в 2-3 раза превышает среднюю зарплату граждан.
С полным текстом исследования можно ознакомиться на сайте «Проекта».
Портал Юга.ру публиковал авторскую статью ветерана спецслужб Николая Сергеева, посвященную истории органов государственной безопасности в Краснодарском крае. Материал вышел к столетию со дня образования ВЧК, Всероссийской чрезвычайной комиссии, которая положила начало деятельности органов государственной безопасности страны.
Сегодня прочел о том, как московский спецназ штурмовал московское же отделение наркоконтроля.
Это же что у нас такое делается? Уже давно, капитально и в крайне взаимно прокуроры **утся со следствием и фсбэшниками, менты, конвоиры и наркоконтролеры мужеложствуют друг над другом с разной степенью успеха.
И как прикажете это понимать?
А понимать это следует следующим образом: в России создано огромное количество силовых структур, каждая из которых крышуется какой-либо кремлевской (или около того) группировкой разной степени приближенности.
В зависимости от того, какая группировка берет вверх в кулуарной борьбе, мы можем наблюдать усиление позиций тех или иных силовиков, которые, по сути, выступают в роли армий вассалов, которые, присягнув единому феодалу, продолжают жесточайшим образом долбить друг друга во все известные щели.
Потом понеслось: оказалось, фсбэшники хлопнули Бульбова за незаконную прослушку фсбэшного же начальства, а он, в свою очередь, на допросах показал, что делал это по заданию высшего руководства страны. Примерно тогда же «кадыровцы» (формально — МВД) взъебнулись схлестнулись с «ямадаевцами» (формально — ГРУ Генштаба МО).
Но это всё лирика. Так что мы имеем? Начнем рейтинг по порядку, с самых «неприкосновенных». Итак, на первом месте у нас непотопляемое МЧС, внутри которой по факту существует несколько подведомств (пожарные, войска гражданской обороны, авиация, флот, войска химической защиты, войска специального назначения). МЧС — это на сегодня одна из самых слаженных, огромных и засекреченных структур.
Прокуратура и Следственный комитет (СК): обособившиеся и люто ненавидящие друг друга структуры с собственными силовыми подразделениями и огромными полномочиями. Плюс сюда же военная прокуратура и военное следствие — с теми же тараканами.
Министерство обороны (МО). Армия — вроде как далекое от всяческих интриг и простое как языческая дубина ведомство, при всем при этом, является далеко не последним фактором, который, начнись в стране реальная буча, и станет решать кому и куда идти. При этом, и внутри ведомства не всё ладно: помимо того, что вояки терпеть не могут ментов, прокуроров и следователей, фсбэшников (особенно!) да и просто гражданских лиц; так еще и армейские подструктуры на дух друг друга не выносят: противостояние сквозит и по горизонтали, и по вертикали — армия, авиация и флот, рода войск между собой, генеральный штаб с самим министерством обороны, ГРУ и прочая нечисть. При этом, каждый мало-мальский командир имеет за спиной роту-другую спецназа, начиная от командования ВДВ и пехоты, заканчивая войсками связи, артиллерии, стройбатом и медицинской службой.
Служба внешней разведки (СВР). Быть может, так далеко я задвинул их не заслуженно и не по ранжиру, ибо несмотря на относительную свою немногочисленность эта служба может компенсировать всё своей секретностью и подготовкой. Тем не менее, перманентная и взаимная ненависть к своим визави из контрразведки (ФСБ) не обошла стороной доблестных разведчиков.
Таможенная служба (ФТС). Казалось бы, стой себе на границе и листай декларации слюнявыми пальцами. Ан нет же. Куда таможне без собственного СОБРа. В итоге, таможня обладает таким ресурсом, что способна решать точечные задачи в любой точке мира (вплоть до ликвидации особо важных лиц), либо за несколько часов установить контроль над населённым пунктом вблизи таможенного поста (конечно, впоследствии их выметут оттуда силами ВВ или МЧС, но всё же).
С основными мы закончили. Но сколько у нас есть еще силовиков «в рукаве»? Собственными легальными военизированными формированиями специального назначения в том или ином виде располагают: — Министерство транспорта — Центральный банк (инкассация) — Роскомнадзор — Российские железные дороги — Росфиннадзор — Росфинмониторинг — Казначейство — Налоговая служба — Министерство финансов (все четыре предыдущих ведомства формально в его структуре). И наверняка я ещё кого-то забыл.
Сюда же мы можем прибавить службы безопасности крупнейших российских корпораций (банки, нефтянники) и достаточно большое количество крупных охранных предприятий.
Вдогонку к ним (хотя кто мощнее — под вопросом) пойдут отряды «княжеских» дружин типа «кадыровцев», «Восток-Запада», казачества и прочих, которые хоть и входят формально в состав легализованных формирований, на самом деле служат только своим боссам.
Всякую блатоту, бандподполье, оргпреступность и прочие незаконные формирования мы считать не будем, хотя и тут с несколько десятков тысяч вооружённых людей разной степени организации мы «настричь» можем.
Да и вообще, зачем нам столько силовиков? И, самое главное, КОГО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ ОХРАНЯЮТ?
Россия в погонах: треть бюджета на 2,5 миллиона силовиков
Как численность силовых ведомств, так и расходы на них неуклонно растут
Каждый 57-й житель России работает в силовых структурах, и с каждым годом сотрудников этой сферы становится все больше.При этом большинство силовиков составляют те, кто охраняет государство не от внешних врагов, а от самих граждан. Растет не только численность — в разы увеличиваются бюджетные расходы на силовые нужды. Сколько подчиненных у Сергея Шойгу, Александра Бортникова, Владимира Колокольцева, Игоря Краснова, Александра Бастрыкина и Виктора Золотова и какие они получают зарплаты, подсчитали журналисты.
Им несть числа
Самым многочисленным ведомством является армия — в рядах Вооруженных сил насчитывается 793,5 тысячи действующих военнослужащих. При этом общая численность сотрудников, которые охраняют государство не от внешних врагов, а от своих же граждан, на 30% выше: в МВД служит около 640 тысяч человек, еще приблизительно 350-400 тысяч человек числится в рядах Росгвардии.
В Генеральной прокуратуре работает 33 тысячи человек, в Следственном комитете — 19 тысяч человек. В Службе внешней разведки, данные которой засекречены, работает, по приблизительным оценкам, 12-14 тысяч человек.
С начала третьего срока президентства Владимира Путина больше всего выросло количество прокуроров и следователей — на 25% и 23% соответственно. Также на 19% вырос штат Минобороны. При этом произошло значительное сокращение сотрудников МВД (на 14% по сравнению с 2015 годом), но оно связано с созданием Росгвардии в апреле 2016 года и переводом в новую структуру почти всех бойцов из ОМОНа, СОБРа и аналогичных отрядов. Также потеряли в численности спасатели: в МЧС стало служить на 32% меньше персонала, чем в 2012 году — это связано с оптимизацией штата.
Дорогое удовольствие
В настоящий момент, по подсчетам «Проекта», на содержание силовиков бюджет тратит около трети всех федеральных средств. При этом большинство расходов засекречены, так что их сложно проследить. Основные расходы идут по статьям «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — к 2018 году они достигли 29% от всех федеральных трат, хотя в 2012 году составляли 21%.
Больше всего денег уходит на Вооруженные силы — 2,1 трлн рублей в 2018 году. За последние шесть лет эта сумма увеличилась в шесть раз, при этом все чаще гремят коррупционные истории, связанные с хищением бюджетных средств сотрудниками Минобороны.
На ФСИН в 2018 году было израсходовано 227 млрд рублей, на защиту населения от чрезвычайных ситуаций и пожаров выделяется меньше — 182 млрд рублей. Дешевле всего среди силовиков обходятся государству органы прокуратуры и следствия: бюджет Генеральной прокуратуры составил 79 млрд рублей, а Следственного комитета — почти 42 млрд рублей.
В целом, как отмечает «Проект», работать силовиком в России выгодно — их зарплата, в среднем, превышает зарплату рядовых граждан в два-три раза.
«За шесть лет третьего срока Путина зарплаты всех федеральных силовиков выросли в полтора-два раза. Больше всего по сравнению с 2012 годом увеличилась зарплата сотрудников уголовно-исполнительной системы», — говорится в материале «Проекта».
Выгоднее всего работать в центральных аппаратах силовых ведомств, где самые высокие средние зарплаты. Например, у сотрудников МЧС средняя зарплата на федеральном уровне составляет 157 тысяч рублей, что в 3,6 раз больше, чем у среднестатистического жителя России. Вторые по величине разрыва — сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний с зарплатой в 149 тысяч рублей, что в 3,4 раза выше, чем у среднего россиянина. В три раза больше, чем житель страны в среднем, получают прокуроры, полицейские, росгвардейцы и таможенники, в 2,4-2,7 раз — армия, приставы и фельдъегери.
Правда, ранее новый премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал один из первых своих указов. Он касается выплаты 100% надбавки сотрудникам МВД, Минобороны и Росгвардии, которые работают в Москве и Петербурге выполняют «сложные задачи». Эти надбавки должны частично компенсировать низкий размер окладов рядовых силовиков.
Как отмечают представители полицейских профсоюзов, у рядового состава зарплаты далеки от зарплат руководящего состава, который может получать и по миллиону рублей в месяц.
«Денежное довольствие среднего сотрудника МВД на федеральном уровне — около 70 тысяч рублей, а на региональном — около 40 тысяч рублей. Подумайте, как в Москве можно прожить на 40 тысяч!», — приводит «Проект» слова председателя Московского профсоюза полиции и Росгвардии Михаила Пашкина.