рейтинг самодельных усилителей нч по качеству звучания
Рейтинг самодельных усилителей нч по качеству звучания
nickolay78, незнакомый термин встретил? Проясню словами статьи с Вегалаб:
Качество усилителей мощности оценивают обычно несколькими основными, наиболее важными параметрами: номинальным диапазоном частот, коэффициентом гармоник и скоростью нарастания выходного напряжения. Значительно реже пользуются коэффициентом интермодуляционных искажений, выходным сопротивлением.
.
Минимальную скорость нарастания выходного напряжения, обеспечивающую требуемую полосу пропускания сигнала максимальной амплитуды 20В можно определить как максимум производной от напряжения гармонического сигнала частотой 20кГц, она равна 2,5В/мкс.
.
Можно сформулировать следующие основные требования к усилителю мощности современного высококачественного звуковоспроизводящего комплекса. Диапазон частот при выходном, напряжении, соответствующем номинальной выходной мощности, должен быть не уже 20. 20 000 Гц, коэффициент гармоник в этом диапазоне не более 0,03 %, скорость нарастания выходного напряжения не менее 2,5 В/мкс. Переходная характеристика усилителя должна быть гладкой (без выбросов), а ФЧХ линейной во всем звуковом диапазоне частот.
Рейтинг самодельных усилителей нч по качеству звучания
Линейных и сверхлинейных схем усилителей мощности НЧ достаточно много, но схему, которая будет сегодня рассмотрена является ультралинейной схемой высокого качества, которая реализована всего на 4-х транзисторах. Схема была создана в далеком 1969 году, британским инженером-звуковиком Джоном Линсли-Худом (John Linsley-Hood). Автор является создателем еще нескольких высококачественных схем, в частности класса А. Некоторые знатоки называют этот усилитель самым качественным среди транзисторных УНЧ и я в этом убедился еще год назад.
Первая версия такого усилителя была представлена на нашем сайте. Удачная попытка реализации схемы заставила создать двухканальный УНЧ по этой же схеме, собрать все в корпусе и использовать для личных нужд.
Особенности схемы
Не смотря на простоту, схема имеет несколько особенностей. Правильный режим работы может нарушиться из-за неправильной разводки платы, неудачного расположения компонентов, неправильное питание и т.п..
Мощность усилителя составляет 10 ватт с питанием 16 Вольт на нагрузку 4 Ом. Саму схему можно приспособить для головок 4, 8 и 16 Ом.
Мною была создана стереофоническая версия усилителя, оба канала расположены на одной плате.
Входной конденсатор с емкостью 0,1-0,33мкФ, нужно использовать пленочные конденсаторы с минимальной утечкой, желательно от известных производителей, тоже самое и с выходным электролитическим конденсатором.
Если схема рассчитана под нагрузку 4 Ом, то не стоит повышать напряжение питания выше 16-18 Вольт.
Звуковой регулятор решил не поставить, он в свою очередь тоже оказывает влияние на звук, но параллельно входу и минусу желательно поставить резистор 47к.
Все электролитические конденсаторы подбираются на 25 Вольт, хотя можно и на 16.
В дальнейшем планируется собрать стильный корпус для этого усилителя, но об этом в другой раз.
Подборка плат классических транзисторных усилителей для сборки своего усилителя мощности
Хочется самому собрать усилитель мощности для домашней акустики с достойным звуком, но не знаете на каком варианте остановится? Нужно попробовать классический транзисторный усилитель класса AB. Это достаточная мощность для любой акустики, динамичный звук и низкие искажения.
У классических транзисторных усилителей класса AB, по сравнению с классом А большая мощность, меньшая итоговая стоимость и приемлемые радиаторы и блоки питания. По сравнение с современным классом D, AB имеет преимущество по цене и простоте сборки и настройки.
Но в любом случае до готового усилителя, помимо плат необходимы:
Рассмотрим известные варианты плат усилителей класса AB на площадке AliExpress.
Открывает подборку вариант от ZeroZone с небольшой мощностью 30 Вт — X-One. Выпрямитель и конденсаторы по питанию 10000 мкФ уже установлены на плате, а так же есть защита выхода на акустику на реле и микросхеме UPC1237. Мне нравятся такие комбинированные решения, удобно в монтаже все на борту и нет длинных проводов.
Силовые транзисторы используются Hitachi J2SJ555 2SK2586.
Размеры платы 119х76,5 мм, необходим трансформатор с вторичной обмоткой 22-0-22 В.
В этом лоте есть выбор:
NAP140
Клон Naim NAP140 интересной английской модели усилителя 90-х годов от бренда AIYIMA. В этом лоте именно набор для самостоятельной сборки: печатные платы на два канала и детали. Сборка не сложная. Нужно не забыть выставить необходимый ток покоя транзисторов для своего питания.
Мощность 80 Вт на 8 Ом. Питание двухполярное до 40 В постоянного тока (трансформатор 28-0-28 В).
Размеры платы 123х93 мм. Используются мощные транзисторы SANKEN 2SC2922.
Тема: Выбираем пятёрку «хорошо звучащих» усилителей из журнала «Радио»
Опции темы
Я не много строил унч с «Радио» но то что строил почти никогда не радовало звуком за исключением двух схем,это самая лучшая(в журнале она была чуток» улучшена»)
Вторая и последняя
-СЛА
-Леонида Зуева
-повторять до пяти штук
Первая содрана с Электрокомпаниета, звучала хорошо.
А в основном шлак всякий публиковали. Поэтому перестал повторять с 92-го года, стал своё лепить.
нравился шушурин и схема Сырицо из радио11/82 года
Со временем «слеплю» ещё разок первую схему,звучёк у неё неплох.Да и юность свою вспомнить.
Мечтал конечно об этом но не было компонентов для сборки
http://cxema.my1.ru/publ/usiliteljam. va/70-1-0-5635
Наверное неплох если ещё интересен.
Усилитель Брагина делал из Радио. Хороший усилитель был. И еще схемы три разных повторял, но уже точно не помню названий. Одна, по моему, имела заголовок «Простой усилитель мощности», где-то в середине 80-х. Но в статье были ошибки и в лоб она не работала.
Агеевский (который параллельный повторитель)..
Усилитель В. Короля. По представленной им топологии (авторство исследовать уж не буду) получается неплохой звук.
Я на этот усилитель платы на заводе заказывал по рисунку из журнала, правда в те времена это делалось безвозмездно, у однокурсника батя на заводе доступ имел, так и не запустился. А так хотелось 90 ватт на канал при таком минимуме искажений)
это я про Мельниченко.
Году в 94 слышал у одного самодельщика дома усил Солнцева без стабилизаторов питания ( для увеличения мощи) и огромные колонки по статье Пикерсгиля и еще когото там ( «Акустическая система с расширенным динамическим диапазоном»). Тогда удивило невнятное качество этого всего при огромных сделаных трудозатратах, больше 10 мин отрывок слушать было просто невозможно. Конечно из такта вслух ему мы ничего не высказали, но прийдя домой я включил свой Агеев 82 с 10ГД36 и сильно порадовался тому как играет у меня.
Я на Агеевский смотрел что за «хрень»простенькая, а оказалось вон а но как,просто и качественно.
Самое большое разочарование это QUAD 405 на к140уд8,мнимая мягкость и глуховатость.