рейтинг руководителей регионов россии 2021

В Кремле назвали лидеров и аутсайдеров по доверию среди губернаторов

рейтинг руководителей регионов россии 2021. картинка рейтинг руководителей регионов россии 2021. рейтинг руководителей регионов россии 2021 фото. рейтинг руководителей регионов россии 2021 видео. рейтинг руководителей регионов россии 2021 смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг руководителей регионов россии 2021.

Лидеры и аутсайдеры

Внутриполитический блок Кремля провел очередной семинар для вице-губернаторов по внутренней политике, который проходил в Подмосковье с 19 по 23 января. Кремлевские чиновники подвели итоги выполнения KPI (ключевых показателей эффективности) за 2020 год для внутриполитических блоков региональных администраций и самого внутриполитического блока Кремля. Об этом РБК рассказали три участника семинара.

Каждый вице-губернатор получил данные по выполнению KPI в своем регионе, но помимо этого им на экране продемонстрировали пятерку лидеров и аутсайдеров по уровню доверия главе региона и президенту.

рейтинг руководителей регионов россии 2021. картинка рейтинг руководителей регионов россии 2021. рейтинг руководителей регионов россии 2021 фото. рейтинг руководителей регионов россии 2021 видео. рейтинг руководителей регионов россии 2021 смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг руководителей регионов россии 2021.

В список лидеров по уровню доверия главе региона, по словам двух участников семинара, вошли Чечня, Адыгея, Курганская, Курская области и Ямало-Ненецкий автономный округ. Регионы возглавляют, соответственно, Рамзан Кадыров, Мурат Кумпилов, Вадим Шумков, Роман Старовойт и Дмитрий Артюхов.

В списке аутсайдеров по уровню доверия губернаторам — Хакасия, Владимирская область, Хабаровский и Красноярский края, а также Кемеровская область.

Хакасией руководит коммунист Валентин Коновалов, избравшийся во втором туре выборов в 2018 году. Во главе Владимирской области — представитель ЛДПР Владимир Сипягин, также победивший во втором туре выборов в 2018 году действующего губернатора Светлану Орлову. Врио губернатора Хабаровского края в настоящее время — представитель ЛДПР Михаил Дегтярев, он был назначен на этот пост после ареста предыдущего главы региона Сергея Фургала, который тоже является членом ЛДПР. Арест Фургала стал причиной длительных масштабных протестов в Хабаровске. Дегтяреву предстоит избираться в единый день голосования в сентябре 2021 года.

рейтинг руководителей регионов россии 2021. картинка рейтинг руководителей регионов россии 2021. рейтинг руководителей регионов россии 2021 фото. рейтинг руководителей регионов россии 2021 видео. рейтинг руководителей регионов россии 2021 смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг руководителей регионов россии 2021.

Кемеровскую область возглавляет Сергей Цивилев, в 2018 году ставший врио губернатора после ухода в отставку Амана Тулеева и в этом же году избравшийся на первый срок. Губернатор Красноярского края — Александр Усс, долгие годы занимавший пост спикера регионального заксобрания. Главой региона он стал в 2018 году после ухода в отставку своего предшественника Виктора Толоконского.

В числе регионов–лидеров по уровню доверия президенту, по словам двух участников семинара, были названы Чечня, Крым и Севастополь. В числе аутсайдеров — Хабаровский и Красноярский края, а также Санкт-Петербург.

Общая для внутриполитического блока Кремля и внутриполитических блоков региональных администраций система KPI была введена в начале 2019 года. В частности, введены KPI по уровню доверия власти — президенту и губернатору, отдельно существует KPI по выборам.

В первый раз итоги выполнения KPI подводились на семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике в ноябре 2019 года. На нынешнем семинаре, который должен был состояться в конце 2020 года, но из-за коронавируса был перенесен на январь 2021 года, их подвели во второй раз.

В четверг, 21 января, перед вице-губернаторами по внутренней политике выступил первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, обозначивший показатели для «Единой России» на выборах в Госдуму в сентябре — получение не менее 45% голосов по спискам при явке не менее 45%, сообщал РБК.

Нынешний состав Госдумы в целом устраивает, говорил Кириенко, подчеркивая, что представители партий парламентской оппозиции в большинстве своем патриотичны, и, несмотря на имеющиеся разногласия и конфликты, как правило, работают на благо России. Действующие депутаты Госдумы, достойно показавшие себя и пользующиеся доверием избирателей, гарантированно будут поддержаны на выборах, также сказал чиновник Кремля. Там, где есть сомнения в поддержке, по словам Кириенко, «надо не по кабинетам ходить», а идти к людям, реально решать их проблемы, помогать, заботиться и защищать.

Кремлевские чиновники не ставили задач по получению единороссами конституционного (более 300 голосов) или устойчивого (более 225 голосов) большинства, речь шла о победе как таковой, утверждают три участника семинара. О задаче партии получить конституционное большинство — 300+1 голос — говорил на мероприятии секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, неоднократно заявлявший об этом и раньше. По подсчетам источника РБК в партии власти, набрав 45% голосов по спискам, единороссы получат примерно 112–115 мандатов, таким образом, для получения конституционного большинства им нужно будет победить в 190 одномандатных округах из 225.

Начальник кремлевского управления по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев на встрече с одномандатниками от «Единой России» в ноябре говорил о минимальной задаче получения устойчивого большинства, отталкиваясь от текущих рейтингов единороссов. Источники в Кремле уточняли, что минимальной планкой может считаться 250 мандатов.

В выступлении Кириенко на семинаре упор был сделан на обеспечение легитимности выборов, рассказывают участники мероприятия. Чиновники Кремля сформулировали, что такое легитимность — во-первых, наличие конкуренции, во-вторых, совпадение результатов кампании с ожиданиями людей, уточняет один из собеседников. «Условно говоря, избиратели поверят в результат «Единой России» в 45% по спискам, но не поверят в 60% (исходя из текущих рейтингов партии в районе 30–31%)», — поясняет источник РБК.

Также было четко сформулировано, что в этот раз при выдвижении кандидатов от партии власти по округам не будет разменов с оппозицией, рассказывает еще один участник семинара. На выборах в Госдуму-2016 единороссы не выставили кандидатов в 18 округах, уступив эти территории парламентской оппозиции в рамках договоренностей Кремля с КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией». После ухода в Госдуму куратора внутриполитического блока Вячеслава Володина и прихода ему на смену Сергея Кириенко, а также замены секретаря генсовета «Единой России» Сергея Неверова на Андрея Турчака, представители нынешнего внутриполитического блока Кремля и руководства партии власти неоднократно говорили РБК, что размен округов был ошибкой. В частности, по их мнению, это позволило избраться губернатором Хабаровского края Фургалу, который сначала победил на думских выборах в расчищенном для него округе и таким образом получил стартовую площадку для губернаторский кампании.

Источник

Опубликован рейтинг влияния глав субъектов РФ за июнь 2021 года

рейтинг руководителей регионов россии 2021. картинка рейтинг руководителей регионов россии 2021. рейтинг руководителей регионов россии 2021 фото. рейтинг руководителей регионов россии 2021 видео. рейтинг руководителей регионов россии 2021 смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг руководителей регионов россии 2021.

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) опубликовало рейтинг влияния глав субъектов Российской Федерации за июнь этого года.

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук.

1.Федеральная политика в отношении регионов

Можно выделить несколько значимых тенденций федеральной политики в отношении регионов в июне 2021 года, связанных как с тактическими (прежде всего, официальным стартом парламентской кампании), так и со стратегическими (стратегией по импортозамещению и инфраструктурному развитию) задачами, обозначенными исполнительной властью.

Во-первых, показательно развитие одновременно двух значимых составляющих федерального участия в реализации значимых проектов в регионах – на уровне правительства, а также в логике развития каналов обратной связи, в том числе связанных с работой общественных структур и партии большинства. Примером первой составляющей является высказанное президентом в ходе «прямой линии» предложение возложить на вице-премьеров функции по курированию «отдельных территорий» (по сути это дальнейшее развитие инициативы по назначению из состава правительства кураторов для экономически проблемных регионов, о которой было заявлено в марте 2019 года); показателем работы по второму направлению – особый акцент Владимира Путина на вопросах независимого контроля и внимания к общественным инициативам, который можно заметить в его выступлении на съезде «Единой России» (можно вспомнить предложения президента «строить свою работу, опираясь на механизмы обратной связи» и упоминание значимости «строгого общественного контроля, депутатского контроля»).

Во-вторых, сохраняется внимание к поддержке оборонно-промышленного комплекса (показательны, например, состоявшиеся в июне 2021 года встречи президента с главой госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым и директором Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрием Шугаевым), что в принципе может способствовать усилению лоббистского потенциала руководства регионов, где расположены ключевые предприятия ОПК. Показательны также планы по дальнейшей реализации стратегии импортозамещения (тема обсуждалась, например, на встрече главы государства с руководителем Минпромторга Денисом Мантуровым); это позитивный сигнал как для индустриальных регионов в целом, так и для территорий, на которых работают предприятия автопрома. Денис Мантуров, предлагая использование для подобных целей грантовой поддержки через Фонд развития промышленности, отметил, что этот инструмент разрабатывали для проектов по выпуску комплектующих именно в этой отрасли.

В-третьих, подтверждение приоритетов в рамках социальной повестки для регионов. Можно отметить, например. реплику Владимира Путина на пленарном заседании Петербургского экономического форума о том, что «правительству следует усилить программы содействия занятости в тех субъектах Федерации, где безработица пока ещё высока». В этом контексте подтверждается курс на разработку дополнительных мер содействия экономически проблемным регионам (показательно заявление президента о том, что «работа экономического блока кабинета министров будет… оцениваться по динамике ситуации в тех субъектах, где…пока ещё сохраняются проблемы с деловым и инвестиционным климатом»).
Очевидно, что точечная работа Кремля с региональными проблемами (прежде всего, в сфере инфраструктурного развития) станет важным аспектом, влияющим на ход кампании по выборам в Госдуму. В июле-августе 2021 года будет происходить дальнейшая конкретизация планов федеральных властей в этой сфере – среди событий июня отметим, например, совещание вице-премьера Марата Хуснуллина с губернаторами, в ходе которого вице-премьер призывал глав регионов подготовить к подаче заявки с «инфраструктурными проектами высокой степени проработки». Это может привести к усилению конкуренции между регионами за получение федеральной поддержки (прежде всего, конечно, инфраструктурных кредитов), что может оказать косвенное влияние и на повестку парламентской кампании (в том числе в регионах, где действуют крупные и активные игроки в сфере строительного бизнеса).

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

Итоги предвыборного съезда «Единой России» стали дополнительным поводом для обсуждения устойчивости позиций глав регионов, не вошедших в список партии. Но вообще-то отказ «Единой России» включать в список губернаторов, являющихся членами или сторонниками партии, далеко не всегда был связан с антирейтингом таких руководителей и мог быть обусловлен прежде всего «внутренней архитектурой» региональных групп. Например, в списки региональной группы № 1 (объединяющей дальневосточные регионы) или №9 (включающей часть территорий Уральского федерального округа) не вошли ряд губернаторов, пользующихся узнаваемостью за пределами возглавляемых ими территорий (в том числе глава Приморского края Олег Кожемяко) и глав традиционных регионов, в которых результат «Единой России» наверняка будет высоким (скажем, губернатор Тюменской области Александр Моор или глава Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов, прилагающие заметные усилия для выстраивания каналов обратной связи с населением). Однако это легко можно объяснить ставкой на выдвижение в качестве лидеров тех или иных частей списка «Единой России» федеральных чиновников и политиков (соответственно, вице-премьера Юрия Трутнева и вице-спикера Госдумы Ирины Яровой в одном случае и полпреда президента в УрФО Владимира Якушева в другом).

Дополнительным маркером, по которому представители региональных элит, вероятно, будут судить об уровне влияния губернаторов в ходе парламентской кампании, может стать их участие и роль в организованных под эгидой президента, правительства, а также федеральных структур «Единой России» специальных акциях по приоритетным направлениям регионального развития (например, в сфере реализации социальных и инфраструктурных проектов, газификации, городского благоустройства), которые могут проходить в июле-сентябре 2021 года.

При этом включение в предвыборные списки парламентских оппозиционных партий для глав регионов и муниципальных образований становится дополнительным поводом для информационных волн об их возможной отставке и стимулом для оппонентов таких руководителей активизировать направленные против них негативные кампании. Так, с заявлениями о том, что возглавивший региональную группу № 24 списка КПРФ на выборах в Госдуму мэр Новосибирска Анатолий Локоть должен уйти в отставку, выступили депутат горсовета Игорь Украинцев и депутат заксобрания региона Илья Поляков. Включение в общефедеральную часть списка той же партии губернатора Орловской области Андрея Клычкова, а также вхождение в аналогичную часть списка ЛДПР владимирского губернатора Владимира Сипягина дало новые поводы для обсуждения версий о возможности перехода этих политиков в нижнюю палату парламента (вопреки заявлению самого Сипягина о намерении продолжить работу в нынешней должности).

В июле-августе 2021 года можно ожидать активной публичной критики в адрес Владимира Сипягина со стороны публичных фигур регионального уровня – в качестве примера стоит отметить, например, сделанное в конце мая 2021 года заявление главы фракции «Единой России» в областном заксобрании Вячеслава Картухина о частых перестановках в органах исполнительной власти этого субъекта Федерации. Кроме того, во Владимирской области в этот период нельзя исключать инцидентов, связанных с трениями между региональными и муниципальными властями. В отношении действующего руководства Орловской области весьма вероятна критика со стороны федеральных политических фигур (в том числе представляющих конкурирующие с КПРФ партии системной оппозиции). Интенсивность информационных и политических атак против действующих губернаторов Владимирской, Орловской областей, а также мэра Новосибирска может вновь возрасти в июле-августе 2021 года. Однако их отставки вскоре после завершения парламентской кампании являются возможным, но далеко не единственным сценарием.

3.Рейтинг влияния глав субъектов РФ

На позиции фигурантов рейтинга в июне 2021 года оказали влияние итоги Петербургского экономического форума, проведение «прямой линии» с Владимиром Путиным, обсуждение планов по газификации, развитию транспортной инфраструктуры и инвестиционных проектов для регионов.

Проведение вице-премьером Александром Новаком совещаний по газификации Московской и Мурманской областей становится позитивным информационным поводом для губернаторов регионов Андрея Воробьева (с 6-го на 5-е место) и Андрея Чибиса (с 48-го на 39-е место); очевидно, после рабочей встречи с Новаком по вопросам повышения энергетической безопасности и развития ТЭК региона укрепляются позиции губернатора Архангельской области Александра Цыбульского (с 42-го на 33-е место). Рабочая поездка вице-премьера – полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева в Якутию с проведением совещаний по социально-экономическому развитию региона становится фактором укрепления влияния главы республики Айсена Николаева (с 28-го на 22-е место). После встречи с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, в ходе которой обсуждались аспекты создания туристического кластера, строительства спортивных объектов и развития Сахалинского госуниверситета, незначительно укрепляются позиции губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко (с 23-го на 21-е место).

Развивается восходящий тренд для большинства врио глав регионов. Распоряжение правительства о выделении республике федеральных средств на социально значимые расходы на общую сумму около 5,3 млрд рублей становится позитивным информационным поводом для врио главы Мордовии Артема Здунова (с 39-го на 37-е место). На фоне обсуждения планов строительства обхода Владикавказа (на реализацию проекта должно быть направлено около 12,5 млрд. рублей из федерального бюджета) переходит в группу с сильным влиянием врио главы Северной Осетии Сергей Меняйло (с 53-го на 48-е место).

Посещение региона главой правительства Михаилом Мишустиным, а также обсуждение в ходе визита министра природных ресурсов и экологии Александра Козлова планов выделения региону федеральной поддержки на проведение противооползневых работ для укрепления участка берега Волги (общая сумма необходимых затрат предварительно оценивается в 15 млрд. рублей) становятся факторами стабилизации влияния врио главы региона Алексея Русских (55). После рабочей встречи с Владимиром Путиным, а также одобрения Фондом содействия реформированию ЖКХ заявки Хабаровского края на сверхлимитное финансирование расселения аварийного жилья и анонсирования выделения региону 2,23 млрд рублей федеральных средств на эти цели укрепляется в рейтинге врио губернатора Михаил Дегтярев (с 68-го на 56-е место). Также несколько укрепляются позиции в рейтинге врио председателя правительства Тывы Владислава Ховалыга (с 60-го на 59-е место). В то же время ослабевает в рейтинге врио главы Дагестана Сергей Меликов (с 21-го на 25-е место).

Упоминание Владимиром Путиным в ходе ПМЭФ Самарской области в числе регионов, показавших позитивную динамику инвестиционного развития в 2020 году, а также заключение на форуме соглашений по реализации инвестпроектов в регионе с общим объемом инвестиций 60 млрд. рублей приводят к некоторому укреплению позиций Дмитрия Азарову (с 8-го на 6-е место). На фоне обсуждения планов развития туристско-рекреационного кластера «Джылы-Суу» в Карачаево-Черкесии переходит в группу с сильным влиянием глава республики Рашид Темрезов (с 53-го на 49-е место).
После обращения к президенту в ходе «прямой линии» жительницы Астраханской области с вопросом об отказе в ряде случаев в выплатах на детей в возрасте от 3 до 7 лет ослабевает губернатор этого субъекта Федерации Игорь Бабушкин (с 51-го на 54-е место). Жалоба жителя Омской области главе государства на лишение звания ветерана труда по решению региональных властей, несмотря на последующее опровержение этой информации пресс-службой губернатора, а также обращение по поводу загрязнения атмосферного воздуха в административном центре становятся проблемными информационными поводами для главы региона Александра Буркова (он падает в рейтинге с 56-го на 65-е место).

Источник

Михаил Мишустин

Премьер-министр РФ

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в сентябре 2021 года

1.Федеральная политика в отношении регионов

На фоне подведения итогов парламентских выборов в политическую повестку в сентябре 2021 года был включен и ряд инициатив, которые могут существенно повлиять на политику Центра в отношении регионов на долгосрочную перспективу, возможно, уже сейчас формируя повестку президентской кампании 2024 года. Стоит выделить ряд значимых тем, поднятых федеральными властями в ходе прошедшего месяца.

Подтвеждение масштабных планов, затрагивающих стройкомплекс. Так, в ходе прошедшего под председательством Владимира Путина совещания по экономическим вопросам, на котором обсуждались и параметры проекта федерального бюджета на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, были поставлены цели по «ускорению действующей программы расселения аварийного жилья». Президент предложил запустить в этой сфере новую программу, под действие которой должны будут подпадать дома, признанные аварийными на начало января 2021 года. Можно ожидать дальнейшего вовлечения губернаторского корпуса в обсуждение этой программы. На упомянутом совещании сразу вслед за Владимиром Путиным выступил губернатор Челябинской области, глава комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» Алексей Текслер. Другим участником мероприятия стал мэр столицы, глава комиссии Госсовета по направлению «Государственное и муниципальное управление» Сергей Собянин. Это может свидетельствовать о намерении Центра учитывать опыт Москвы и, вероятно, активнее привлекать руководство города к выработке федеральной политики, затрагивающей стройкомплекс.

Масштабные планы Кремля в этой области могут предполагать и усиление антикоррупционных мер, которые могут затронуть чиновников, курирующих стройкомплекс в регионах, а также в ключевых муниципальных образованиях (в том числе в административных центрах субъектов Федерации, туристических зонах, территориях масштабного коммерческого жилищного строительства). Заметный резонанс в сентябре получило задержание бывшего вице-премьера Республики Крым Евгения Кабанова, ранее курировавшего стройкомплекс, а также экс-министра строительства этого региона Михаила Храмова, но нельзя исключать новых резонансных антикоррупционных процессов в различных регионах в строительной отрасли еще до конца 2021 года.

Корректировка ряда значимых норм, затрагивающих губернаторский корпус. Заметный резонанс получил законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» — прежде всего в связи с отказом от ограничения числа губернаторских сроков. Этот шаг может способствовать дальнейшему повышению роли Госсовета как площадки, где наиболее опытные управленцы из числа губернаторов смогут принимать участие в обсуждении вопросов общенационального уровня, не переходя в федеральные органы власти. Законопроект не только предоставляет Центру больший выбор возможных сценариев для кадровой работы в наиболее значимых регионах, и помогает дополнительно сбалансировать систему сдержек и противовесов на уровне субъектов Федерации. Так, можно отметить наделение прокуроров регионального уровня правом законодательной инициативы в заксобраниях. А вступление в силу нормы, в соответствии с которой все депутаты региональных парламентов (независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности) будут признаваться замещающими государственные должности субъектов Федерации, что должно предполагать и соответствующие ограничения для них, может способствовать уходу из заксобраний по крайней мере части представителей бизнеса и увеличению доли в таких представительных органах выходцев из общественных организаций. На этом фоне может получить дополнительные преимущества «Единая Россия», активно работающая с волонтерским движением и социально ориентированными НКО в течение 2018-2021 годов.

4.В числе приоритетов Кремля по-прежнему остается развитие дальневосточных регионов. Насколько можно судить, руководство страны еще до парламентских выборов было ориентировано на реализацию долгосрочного плана по экономическому развитию — в том числе, для регионов этого федерального округа, продемонстрировавших высокий протестный потенциал. Показательно, например, упоминание Владимиром Путиным на пленарном заседании Восточного экономического форума планов по созданию современного кластера по производству стройматериалов в Хабаровском крае. При этом происходит корректировка приоритетов Центра – при сохранении особого внимания к развитию логистического потенциала этой части страны (недаром президент на совещании по социально-экономическому развитию регионов ДФО вновь упомянул о задачах по расширению пропускных возможностей железнодорожных магистралей) усиливается акцент на развитие социальной инфраструктуры и социальных программ. Показательна реплика президента на пленарном заседании ВЭФ: «к 2024 году в каждом дальневосточном субъекте Федерации качество жизни должно быть не ниже среднероссийского».

В октябре-ноябре 2021 года можно ожидать сохранения социального вектора как в общенациональной, так и в региональной политической повестке на фоне обсуждения проекта федерального бюджета. Кроме того, в тот же период может произойти активизация деятельности федеральных органов власти по координации работы по противодействию коронавирусной инфекции (возможно, с новым возрастанием значимости структур Госсовета, в том числе профильной рабочей группы, возглавляемой Сергеем Собяниным, в выработке такой политики), а также по контролю за результативностью подходов региональных властей (в том числе действий вице-губернаторов и иных профильных чиновников, курирующих эти сферы).

До конца 2021 года можно ожидать перестановок в губернаторском корпусе, в том числе в ряде регионов с протестным потенциалом, где в следующем году должны состояться выборы глав. Однако возможно и осуществление заметной части таких ротаций в первые месяцы 2022 года.

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

Ключевым фактором, повлиявшим на внутриэлитные отношения в регионах в сентябре 2021 года, безусловно, остаются итоги парламентской кампании. Усиливается политическая уязвимость глав регионов с высоким уровнем протестного голосования – в связи с формированием негативного отношения Центра к ним или к их командам, а также с повышением интенсивности информационных атак со стороны их ключевых оппонентов регионального уровня. Можно обратить внимание, например, на заявление представителя КПРФ Олега Михайлова, избранного депутатом Госдумы по Сыктывкарскому одномандатному округу № 18 (включает всю территорию региона) с призывом к отставке депутатов Госсовета и главы республики Владимира Уйбы. Впрочем, стоит учитывать, что эти политики уже допускали взаимные жесткие высказывания. Особенно показателен в этом смысле скандал, имевший место в апреле 2021 года.

В октябре-ноябре 2021 года вероятна активизация негативных информационных кампаний в отношении глав тех регионов с высокими показателями протестного голосования, где в 2022 году должны пройти очередные губернаторские выборы. В зону риска с точки зрения давления внутриполитических оппонентов могут попасть глава Марий Эл Александр Евстифеев (можно отметить заочную полемику между этим руководителем и депутатом Госдумы от КПРФ по Марийскому одномандатному округу № 22 Сергеем Казанковым), глава Кировской области Игорь Васильев и губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов. Одной из вероятных тем для таких атак в октябре-ноябре 2021 года могут стать проблемы, вызванные ростом эпидемиологических рисков в этот период. При этом активизация информационных кампаний против ряда руководителей подобных регионов может быть актуальна для представителей региональных элит с целью как добиться замены губернатора, так и усилить собственные переговорные позиции в период подготовки к выборам 2022 года (в каких-то случаях, возможно, в диалоге с потенциальными преемниками таких руководителей). Можно вспомнить, например, осторожные высказывания того же Сергея Казанкова, что он чувствует поддержку населения и готов к работе во главе Марий Эл, но при этом видит проблемы с прохождением «муниципального фильтра» («требуется, чтобы в каждом районе были депутаты от КПРФ, а у нас ведь не в каждом районе»).

Со стороны губернаторов из этой группы в конце 2021 – первые месяцы 2022 года вероятна более активная апелляция к федеральной повестке и стремление найти поддержку своих инициатив — в том числе со стороны медийных фигур, представляющих «Единую Россию» в парламенте. Можно отметить, например, предложение ярославского губернатора Дмитрия Миронова к Анне Кузнецовой «инициировать на федеральном уровне отдельную программу по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе в части модернизации материально-технической базы загородных лагерей» (на это обратил внимание ряд общенациональных изданий). Безусловно, это предложение было высказано в период, когда Анна Кузнецова еще не покинула пост Уполномоченного при президенте по правам ребенка. Тем не менее в рамках избирательных кампаний 2022 года вероятно усиление роли федеральных структур «Единой России» как по поддержке действующих руководителей регионов с повышенным протестным потенциалом, так и при выходе на выборы врио губернаторов, которые могут быть назначены в такие субъекты Федерации.

Результаты на выборах некоторых представителей старых региональных элит (прежде всего победа на выборах по Ярославскому одномандатному округу № 194 Анатолия Лисицына) могут стать мотивом для подобных игроков принять участие в избирательных кампаниях 2022 года или попытаться усилить позиции для политического торга. В ряде регионов в последние месяцы 2021 года стоит ожидать продолжения конфликтов, связанных с борьбой за влияние на уровне муниципальных образований между старыми региональными элитами и командами губернаторов, пришедших на эти посты в 2018-2020 годах. Примером является обсуждение кандидатуры на пост главы Мурманска, в ходе которого большинство депутатов горсовета в конце сентября 2021 года отказалось поддерживать выдвинутую на эту должность экс-министра образования региона Ольгу Дзюбу, продвигаемую губернатором Андреем Чибисом. Тем не менее у большинства губернаторов этого «призыва» сохраняются существенные возможности для достижения нужных им результатов в ходе диалога с региональными элитами.

3.Рейтинг влияния глав субъектов РФ

Итоги парламентских выборов, распределение инфраструктурных бюджетных кредитов и обсуждение проектов в сфере социально-экономического развития регионов, а также резонансные антикоррупционные расследования входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в сентябре 2021 года.

После посещения региона главой правительства Михаилом Мишустиным укрепляются позиции губернатора Саратовской области Валерия Радаева (с 32-го на 28-е место). Позитивным для губернатора Мурманской области Андрея Чибиса (с 43-го на 34-е место) становится совещание о ходе реализации проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла, прошедшее под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова. После проведения под председательством вице-премьера Александра Новака совещания, на котором рассматривались приоритетные проекты для Дагестана и Кабардино-Балкарии, также укрепляются позиции главы КБР Казбека Кокова (с 34-го на 33-е место). Совещание под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко и полпреда президента в Приволжском федеральном округе Игоря Комарова с главами субъектов ПФО по вопросам социально-экономического развития становится фактором укрепления позиций главы Башкирии Радия Хабирова (с 20-го на 18-е место). Рабочая поездка вице-премьера Марата Хуснуллина в Ростовскую область становится позитивным информационным поводом для губернатора Ростовской области Василия Голубева (с 46-го на 42-е место). Решение правительственной комиссии по региональному развитию одобрить выделение Тамбовской области инфраструктурных бюджетных кредитов общим объемом около 2 млрд. рублей для создания транспортной и инженерной инфраструктуры усиливает позиции главы региона Александра Никитина (с 57-го на 51-е место); решение выделить в аналогичном порядке для Свердловской области около 12 млрд. рублей, в том числе на строительство социальных объектов в регионе, способствует укреплению позиций Евгения Куйвашева (с 19-го на 17-е место).

Сообщения о том, что правительство рассматривает меры дополнительной поддержки для разработки газовых месторождений Надым-Пур-Таза в Ямало-Ненецком автономном округе, становятся выигрышными для губернатора региона Дмитрия Артюхова (с 11-го на 10-е место). Подготовка властями Новгородской области проекта для получения инфраструктурных кредитов на строительство нового жилого района и университетских кампусов способствует укреплению позиций губернатора региона Андрея Никитина (с 13-го на 12-е место). Переходит в группу с очень сильным влиянием губернатор Севастополя Михаил Развожаев (с 24-го на 20-е место); укрепляются позиции губернатора Курской области Романа Старовойта (с 25-го на 21-е место).

Усиливается влияние главы Мордовии Артема Здунова (с 33-го на 30-е место) и руководителя Хабаровского края Михаила Дегтярева (с 48-го на 43-е место), одержавших победы на прямых губернаторских выборах, а также избранного по итогам голосования в региональном парламенте главы Карачаево-Черкессии Рашида Темрезова (с 55-го на 54-е место).

На фоне протестного голосования в регионе ослабевает губернатор Тверской области Игорь Руденя (с 21-го на 25-е место). Начинают терять позиции в рейтинге победители губернаторских кампаний: глава Белгородской области Вячеслав Гладков (с 23-го на 26-е место), губернатор Пензенской области Олег Мельниченко (с 42-го на 47-е место), глава Ульяновской области Алексей Русских (с 45-го на 48-е место), глава Республики Тыва Владислав Ховалыг (с 59-го на 63-е место) и избранный по итогам голосования в региональном парламенте глава Северной Осетии Сергей Меняйло (с 44-го на 46-е место). Высокий уровень протестного голосования на выборах в Госдуму по Марий Эл и Ненецкому автономному округу создает проблемные информационные поводы для Александра Евстифеева (с 79-го на 81-е место) и Юрия Бездудного (с 75-го на 80-е место). Ослабевает в рейтинге губернатор Кировской области Игорь Васильев (с 66-го на 70-е место). После победы на выборах в Госдуму по Сыктывкарскому одномандатному округу оппонента руководства Республики Коми Олега Михайлова теряет позиции глава региона Владимир Уйба (с 60-го на 64-е место).

Задержание Евгения Кабанова, отправленного ранее в отставку с поста вице-премьера Республики Крым, а также бывшего министра строительства этого субъекта Федерации Михаила Храмова негативно сказываются на позициях главы региона Сергея Аксенова (перемещается с 14-го на 23-е место, покидает группу с очень сильным влиянием).

Очень сильное влияние

6,58

Сильное влияние

Среднее влияние

Глава субъекта Российской Федерации Место в рейтинге Место в рейтинге в августе Средний балл
Собянин Сергей Семёнович

Мэр города Москва

1 1 8,97
Кадыров Рамзан Ахматович

Глава Чеченской Республики

2 2 8,64
Минниханов Рустам Нургалиевич

Президент Республики Татарстан

3 3 8,29
Воробьев Андрей Юрьевич

Губернатор Московской области

4 4 7,48
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт-Петербург
5 5 7,43
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области
6 6 7,33
Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области
7 7 7,10
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области
8 8 7,01
Дюмин Алексей Геннадьевич

Губернатор Тульской области

9 9 6,95
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало-Ненецкого АО
10 11 6,86
Алиханов Антон Андреевич

Губернатор Калининградской области

11 10 6,80
Никитин Андрей Сергеевич

Губернатор Новгородской области

12 13 6,78
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края
13 16 6,76
Дрозденко Александр Юрьевич

Губернатор Ленинградской области

14 12 6,74
Усс Александр Викторович
Губернатор Красноярского края
15 15 6,71
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области
16 18 6,68
Куйвашев Евгений Владимирович

Губернатор Свердловской области

17 19 6,65
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан
18 20 6,62
Кондратьев Вениамин Иванович
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края
19
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя
20 24 6,56
Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области
21 25 6,53
Меликов Сергей Алимович
И.о. главы Республики Дагестан
22 26 6,51
Аксёнов Сергей Валерьевич

Глава Республики Крым

23 14 6,50
Комарова Наталья Владимировна

Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра

24 22 6,47
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области
25 21 6,45
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области
26 23 6,40
Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики
27 27 6,35
Радаев Валерий Васильевич

Губернатор Саратовской области

28 32 6,25
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)
29 29 6,21
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия
30 33 6,16
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края
31 28 6,00
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области
32 31 5,84
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино–Балкарской Республики
33 34 5,70
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области
34 43 5,65
Лимаренко Валерий Игоревич

Губернатор Сахалинской области

35 30 5,62
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области
36 38 5,53
Цивилёв Сергей Евгеньевич

Губернатор Кемеровской области

37 41 5,50
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области
38 36 5,47
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
39 37 5,44
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области
40 35 5,40
Миронов Дмитрий Юрьевич
Губернатор Ярославской области
41 49 5,38
Голубев Василий Юрьевич

Губернатор Ростовской области

42 46 5,35
Дегтярёв Михаил Владимирович
Губернатор Хабаровского края
43 48 5,33
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики
44 40 5,32
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
45 39 5,30
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия-Алания
46 44 5,29
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
47 42 5,27
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области
48 45 5,25
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области
49 47 5,23
Парфенчиков Артур Олегович

Глава Республики Карелия

50 50 5,22
Никитин Александр Валерьевич
Глава администрации Тамбовской области
51 57 5,19
Любимов Николай Викторович

Губернатор Рязанской области

52 51 5,17
Богомаз Александр Васильевич

Губернатор Брянской области

53 52 5,14
Темрезов Рашид Бориспиевич

Глава Карачаево-Черкесской Республики

54 55 5,11
Гусев Александр Викторович

Губернатор Воронежской области

55 61 5,09
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края
56 56 5,05
Бочаров Андрей Иванович

Губернатор Волгоградской области

57 62 5,03
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия
58 53 5,00
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области
59 54 4,95
Артамонов Игорь Георгиевич
Глава администрации Липецкой области
60 58 4,89
Островский Алексей Владимирович

Губернатор Смоленской области

61 67 4,84
Владимиров Владимир Владимирович

Губернатор Ставропольского края

62 68 4,80
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва
63 59 4,73
Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми
64 60 4,69
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области
65 63 4,65
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
66 72 4,63
Кувшинников Олег Александрович

Губернатор Вологодской области

67 69 4,61
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области
68 64 4,58
Бурков Александр Леонидович
Губернатор Омской области
69 65 4,55
Васильев Игорь Владимирович
Губернатор Кировской области
70 66 4,52
Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай
71 71 4,50
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея
72 70 4,49
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края
73 73 4,40
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области
74 77 4,38
Жвачкин Сергей Анатольевич

Губернатор Томской области

75 74 4,35
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края
76 80 4,32
Копин Роман Валентинович

Губернатор Чукотского АО

77 81 4,25
Ситников Сергей Константинович

Губернатор Костромской области

78 76 4,23
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия
79 84 4,00
Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа
80 75 3,95
Евстифеев Александр Александрович
Глава Республики Марий Эл
81 79 3,88
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области
82 83 3,86
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области
83 82 3,83
Коновалов Валентин Олегович
Председатель Правительства Республики Хакасия
84 85 3,70

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).

Список экспертов

Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Волгоградская область и Республика Калмыкия), Будуев Николай (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Бурятия), Гавычева Александра (портал «Региональные комментарии»), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Климовский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецкий автономный округ), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Колеров Модест (ИА REGNUM), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Фидря Ефим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Калининградская область), Цыганов Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *