рейтинг роялей по маркам
Рейтинг фирм-производителей фортепиано
Говорят, гениальный Рихтер не любил выбирать рояль перед своим выступлением. Его игра была блестящей вне зависимости от бренда фортепиано. Нынешние пианисты более избирательны – один предпочитает мощность Стейнвэя, другому по сердцу напевность Бехштейна. Вкусы у всех разные, но всё же есть и независимый рейтинг фирм-производителей фортепиано.
Параметры для оценки
Чтобы стать лидером фортепианного рынка, недостаточно просто выпускать инструменты с отменным звучанием или же обгонять конкурентов по продажам роялей. При оценке фирмы фортепиано учитываются несколько параметров:
Следует уточнить, что рейтинг пианино несколько отличен от рейтинга роялей. Ниже рассмотрим место на фортепианном рынке и тех, и других, попутно освещая особенности самых ярких брендов.
Премиум-класс
Попадают в «высшую лигу» инструменты-долгожители, чей срок службы достигает ста лет. Элитный инструмент обладает идеальным сложением – на его создание уходит до 90% ручной работы и не менее 8 месяцев труда. Этим объясняется штучное производство. Фортепиано этого класса обладают предельной надёжностью и отличаются высокой чувствительностью к извлечению звука.
Несомненные лидеры фортепианного рынка – это американо-немецкий Steinway&Sons и немецкий C.Bechstein. Они открывают список роялей премиум-класса и они же – единственные представители пианино этого класса.
Элегантные Стейнвэи украшают самые престижные мировые сцены – от Ла Скала до Мариинского театра. Стейнвэй уважают за мощность и богатую звуковую палитру. Один из секретов его звука в том, что боковые стенки корпуса представляют собой цельную конструкцию. Этот метод был запатентован компанией Steinway, равно как и остальные 120 с лишним технологий создания роялей.
Главный соперник Стэйнвея – Бехштейн – покоряет «душевностью» звучания, мягким и светлым тембром. Этот рояль предпочитал Ференц Лист, а Клод Дебюсси был убеждён, что музыку для фортепиано нужно писать только для Бехштейна. До революции в России популярным было выражение «играть на бехштейнах» – настолько бренд связывался с самим понятием игры на фортепиано.
Элитные концертные рояли выпускают также:
Высокий класс
Производители фортепиано высокого класса используют в работе над инструментами не ручной труд, а станки с числовым программным управлением (ЧПУ). При этом на изготовление фортепиано уходит от 6 до10 месяцев, поэтому производство – штучное. Служат инструменты высокого класса от 30 до 50 лет.
Некоторые фирмы фортепиано этого класса уже освещались выше:
Другие производители фортепиано высокого класса:
Средний класс
Для фортепиано этого класса характерно серийное производство: на изготовление инструмента требуется не более 4-5 месяцев. В работе применяют станки с ЧПУ. Служат фортепиано среднего класса около 15 лет.
Яркие представители среди роялей:
Среди пианино – это немецкие марки August Foerster и Zimmermann (бренд Bechstein). За ними следуют немецкие производители фортепиано: Grotrian Steinweg, W.Steinberg, Seiler, Sauter, Steingraeber и Schimmel.
Потребительский класс
Наиболее доступные инструменты – это фортепиано потребительского класса. Изготавливаются всего 3-4 месяца, но служат несколько лет. Отличает эти фортепиано массовое автоматизированное производство.
Фирмы фортепиано этого класса:
Отдельного внимания требует производитель Ямаха – среди его инструментов особое место занимают дисклавиры. Эти рояли и пианино сочетают в себе как традиционные звуковые возможности акустического рояля, так и уникальные возможности цифрового фортепиано.
Вместо заключения
Лидирует среди фортепиано по всем показателям Германия. К слову, на экспорт она поставляет более половины своих инструментов. За ней следуют США и Япония. Посоперничать с эти странами могут Китай, Южная Корея и Чехия – но только с позиции объёмов производства.
Рейтинг роялей
Обзорный список брендов современных производителей (новые инструменты)
1. Исполнительский уровень
Рояли совершенной конструкции оригинального производства
1-1. Высшее качество премиум
August Förster (Лёбау, Германия)
Fazioli (Сачиле, Италия)
1-2. Высокое качество
Blüthner (Лейпциг, Германия)
Bösendorfer (Нойштадт, Австрия)
C. Bechstein (модели «Сoncert», Германия)
Grotrian-Steinweg (Брауншвейг, Германия)
Seiler (Китцинген, Германия)
Steingraeber & Söhne (Байройт, Германия)
Steinway & Sons—Нью-Йорк (США)
Schimmel (Konzert, Германия)
1-3. Хорошее качество
Haessler (Лейпциг, Германия)
Sauter (Шпайхинген, Германия)
Shigeru Kawai (Ryuyo, Япония)
Schimmel (Classic, Германия)
Yamaha (концертные рояли, Япония)
2. Средний потребительский уровень
Гибридные рояли смешанного производства упрощённой конструкции и технологии
2-1. Высокое качество
Bechstein (модели А «Academy»)
K. Kawai (Хамамацу, Япония)
W. Hoffmann (Tradition)
2-2. Хорошее качество
Wm. Knabe & Co. (Concert Series)
3. Низкобюджетный потребительский уровень (Китай)
Упрощенные рояли удешевлённого ускоренного производства упрощённой конструкции
Astor, Becker, Bergman, Brodmann, Carl Ebel, Essex, Falcone, Goodway, Hailun, Kayserburg, Königstein, Lietuva, May Berlin, Moutrie, Otto Meister, Mendelssohn, Niemayer, Pearl River, Roesler, Ritmüller, Schumann, S. Ritter, Sorbonne, Weber, Weinbach, Wendl & Lung и другие
Рейтинг происхождения
по идентификации производства как 100% made in Germany или 100% made in Europe
в алфавитном порядке, без учёта качества
1. Производители — члены Bundesverband Klavier e. V. (Союз германских производителей фортепиано BVK),
имеющие Сертификат происхождения (100% made in Germany или 100% made in Europe):
100% made in Germany:
100% made in Europe :
2. Германские производители, не являющиеся членами Союза германских производителей фортепиано BVK и не имеющие сертификата происхождения:
C. Bechstein (Зайфхеннерсдорф, Германия)
Steinway & Sons (Гамбург, Германия)
Рейтинг «раскрученности»
по степени известности брендов в России, Германии и США, без учёта качества
Россияне
Немцы
1. Steinway & Sons (made in Hamburg)
Американцы
1. Steinway & Sons (made in New York)
Рейтинг высшего качества
Лучшие рояли, без учёта рекламной «раскрученности»
Критерии: происхождение составных частей, звучание, игровые возможности, совершенство конструкции, уровень производства, надёжность, «прозрачность» процессов производства для экспертов, ориентация на европейский или азиатский рынки
Группа А. Ориентация на европейский рынок:
1. Fazioli (Сачиле, Италия), 100% made in Europe (имеет сертификат BVK)
— имеет только один производственный объект в Италии
2. August Förster (Лёбау, Германия), 100% made in Germany (имеет сертификат BVK)
— имеет только один производственный объект в Германии
3. Steingraeber & Söhne (Байройт, Германия), 100% made in Germany (имеет сертификат BVK)
— имеет только один производственный объект в Германии
4. Grotrian-Steinweg (Брауншвейг, Германия), 100% made in Germany (имеет сертификат BVK)
— имеет только один производственный объект в Германии
Группа Б. Ориентация на азиатско-китайский рынок:
5. Blüthner (Лейпциг, Германия), 100% made in Germany (имеет сертификат BVK)
— имеет несколько производственных объектов в Германии, Восточной Европе и Китае
6. Bösendorfer (Нойштадт, Австрия), 100% made in Europe (имеет сертификат BVK)
— имеет несколько производственных объектов в Германии, Восточной Европе и Китае
7. Steinway & Sons (Гамбург, Германия), не имеет сертификата BVK
— имеет несколько производственных объектов в Германии, США, Японии и Китае
8. C. Bechstein (с буквой C. — модели 167, 192, 212, 234 и 282 см, Зайфхеннерсдорф, Германия), не имеет сертификата BVK
— имеет несколько производственных объектов в Германии, Восточной Европе и Китае
Рейтинг лучших производителей роялей на 2021 год
Рояль уже много лет своей красотой и гармонией наполняет концертные залы, частные дома и квартиры. На рубеже веков он был в каждом дворце, усадьбе и квартире даже у людей среднего достатка. В середине прошлого века наступил период увлечения электронными инструментами.
Сегодня наблюдается возврат к прежней великой традиции. Акустические приборы снова появляются в домах и залах. Фортепиано были, есть и будут показателем престижа, социального положения и, прежде всего, культурных и художественных устремлений их владельцев.
В статье поговорим о лучших производителях роялей на 2021 год.
Немного истории
Фортепиано – музыкальный инструмент с очень долгой историей развития. Еще в 15 веке были разработаны эти первые клавишные, известные, как клавесин или клавикорд. История фортепьяно восходит к 1709 году. В то время Бартоломео Кристофори, который жил в Падуе, следуя пожеланиям и предложениям французского композитора Куперина, создал инструмент, в котором молотки ударяли по струнам силой, зависящей от силы, с которой были нажаты клавиши.
Это инновационное решение позволило музыкантам изменять громкость звука, который они издавали. Отсутствие этой функции ранее было недостатком музыкальных устройств, которые можно рассматривать как предков фортепиано (органов, клавесинов). Звуки, извлекаемые из щипковых струн, каждый раз имели одинаковую интенсивность, и, как следствие, музыка имела однородное и монотонное звучание. Благодаря молотам, использованным итальянским дизайнером, чтобы поразить струны, можно было получить более выраженные звуки и яркую, громкую, эмоциональную музыку.
История названия
Этот инструмент не сразу называли «пианино», изначально ему было дано название «Hammerklavier», что буквально означало струнно-клавишный или молоток. Отражение этой характерной особенности было воссоздано в более позднем его названии, потому что слово «фортепиано» происходит от двух итальянских слов «форте» и «пиано», что в переводе означает «громко» и «тихо».
Со времени создания первого фортепиано в течение многих десятилетий по всему миру создавалось все больше лейблов. Величайший период славы для фортепианных мастеров пришелся на 19 век.
Использование фортепиано и уход за ним
Фортепиано — очень чувствительный к изменениям температуры и влажности. Сложные механизмы, изготовленные из деревянных и металлических элементов, соединенных вместе, войлока и многих других материалов. Колебания температуры и влажности, влияющие на рояль, заставляют всю конструкцию «работать», что отрицательно влияет на точность его работы. Если эти колебания значительны, это может привести к расстройке прибора и даже к необратимому его повреждению. По этой причине необходимо контролировать температуру и влажность воздуха в помещении, где находится рояль. Оптимальными условиями для фортепиано являются постоянная температура около 20 градусов и влажность в диапазоне 45-70%.
Во время отопительного периода, когда температура на улице низкая, влажность в помещении иногда падает значительно ниже допустимого предела. Чтобы противодействовать этому, рекомендуется использовать увлажнитель. Чтобы не подвергать его дополнительным колебаниям температуры, не устанавливайте пианино возле окон, входных дверей, радиаторов или каминов.
Следующая важная вещь — защитить от воздействия прямых солнечных лучей. Их поверхность чувствительна к солнцу. Длительный интенсивный солнечный свет может привести к выцветанию или изменению цвета, что приведет к повреждению поверхности. Опасность повреждения связана также с тем, что фортепиано (особенно черное), подверженное интенсивному солнечному свету, быстро нагревается до относительно высоких температур.
При выборе места, где должен стоять рояль, необходимо учитывать расположение окон в комнате. Его также можно защитить от солнца крышкой или просто накрыв его простыней.
Для очистки поверхности используйте мягкую сухую ткань или слегка влажную кожаную ткань. Клавиатуру следует протирать слегка влажной тканью, следя за тем, чтобы между клавишами не попадала вода.
Чтобы пиано функционировало должным образом его необходимо систематически настраивать. Стандартная настройка должна проводиться раз в шесть месяцев.
Когда необходимо транспортировать из одного места в другое, стоит поискать специализированную транспортную компанию. Это важно из-за того, что такие предметы являются ценными, а также из-за большого веса и размера они легко повреждаются при неправильной транспортировке. Если люди, которые знают, как обезопасить пианино и имеют специальное транспортное оборудование, имеют дело с ним, ваш музыкальный инструмент будет в безопасности.
Популярные производители и мировые бренды
В настоящее время лучшими производителями в мире являются: Steinway and Sons, Ignaz Bosendorfer, Carl Bechstein, Bluthner, Paolo Fazioli, Yamaha, Kawai и другие.
С 1853 года удостоили чести самых престижных концертных залов мира. Лучшие из лучших, элитные среди элитных, идеальные концертные пианино. Шедевры фортепианного искусства, с которыми не может сравниться ни одна другая марка.
«Фортепианная музыка должна быть написана только для К. Бехштейна …» — Клод Дебюсси
Профессиональные пианино W. Hoffmann находятся на переднем крае европейских инструментов.
Отличный механизм, надежная работа, благородный звук и использование «дуплексной» шкалы — вот те качества, которые делают пианино W. Hoffmann непревзойденно превосходящими другие европейские и японские бренды.
Производитель: C. Бехштейн, Европа.
Новые модели фортепиано Petrof, полностью перестроенные после 2000 года, постоянно завоевывают признание среди пианистов. Они удивляют отличным, теплым звуком и вневременным силуэтом корпуса.
Отличные пианино, отличающиеся теплым, романтичным звучанием и фантастическим механизмом работы. Пианино Sauter — отличный выбор для ценителей искусства в широком смысле. Пианино Sauter привлекает внимание современным, но чрезвычайно гармоничным силуэтом корпуса, созданным лучшими европейскими стилистами. Марка Sauter — это инструменты XXI века, построенные на старейших немецких фабриках.
Замечательные итальянские пианино.
Изготовлены из высокогорной еловой древесины из тех же регионов, из которых добывали древесину Страдивари для производства своих замечательных скрипок. Каждое пианино Schulze Pollmann имеет индивидуальный сертификат Ciresa val di Fiemme, подтверждающий подлинность происхождения древесины. Как и скрипка Страдивари, пианино Шульце Поллманн также отличается своим превосходным звучанием.
Пианино Kingsburg — это высококачественные учебные инструменты по сенсационным ценам. Пианино Kingsburg изготовлены из традиционных материалов без пластиковых элементов. Они предлагают очень хорошее качество изготовления и полный, теплый звук.
Уникальные и уникальные пианино Gary Pons сочетают в себе традиции и инновации. Эксклюзивная коллекция Plexart — это уникальный дизайн и тонкое очарование французского изящества.
Yamaha не специализируется исключительно на производстве пианино — широкое предложение этой корпорации включает среди прочего: мотоциклы, аудиоаппаратуру, студийное оборудование, гитары, духовые и ударные инструменты, скрипку, клавишные инструменты. Музыкальные инструменты Yamaha производятся в Японии, Индонезии и на фабрике в Китае.
Каваи является одним из предшественников использования пластиковых элементов в механизмах фортепиано. Использование АБС-пластика значительно снизило производственные затраты и, следовательно, стоимость.
Относительно низкая цена и интенсивная маркетинговая активность позволили Kawai занять второе место по популярности среди азиатских производителей.
Советы по покупке
Прежде всего, инструмент должен понравиться. Это первый критерий.
Как правило, для небольших комнат, выбрать лучше более низкие рояли 105 — 110 см. Если комната размером более 20 м2, такое пианино будет выглядеть как тумбочка, и лучше купить пианино больше на 120 — 130 см в высоту. Как правило, более высокие пианино имеют более мощный и полный звук и в маленькой комнате могут быть слишком громкими. Очень важно подобрать стиль и цвет корпуса музыкального инструмента к интерьеру.
О конструкции
Самая ответственная и основная вещь в рояле — это его конструкция, которая должна быть достаточно устойчивой, чтобы выдерживать нагрузку на натяжение струны до 24 тонн. Чтобы он выдерживал такие нагрузки, инструмент должен иметь цельнометаллическую раму.
Следующим важным элементом пианино является механизм, который отвечает за передачу движения пальца и, следовательно, ключ от молотка, ударяющего по струне. Существует два типа механизмов для фортепиано, доступных на рынке. Механизм старшего типа, высокотехнологичный и более современный, который также используется в инструментах, выпущенных с 1910 года по настоящее время, так называемые dolnotłumikowy.
Разница между ними заключается в том, что демпфер, который отвечает за ослабление звука после удара, в механизме с высоким демпфером расположен над молотками. В современном механизме с низким уровнем фейдеров, сами фейдеры размещаются под молотами, ближе к центру струны, благодаря чему возможности демпфирования струны намного лучше. Это легко узнать. Тип механизма легко узнаваем и должен быть выполнен следующим образом. Если находитесь лицом к роялю, откройте верхнюю крышку и посмотрите сверху вниз. Если все молотки видны прямо под нами, это означает, что имеем дело с механизмом более нового типа — нижним демпфером. Однако, если смотреть на механизм сверху, видим плоскую деревянную полосу с целым механизмом внизу.
Элементы механики
Следующим элементом, который определяет функциональность фортепиано, являются струны, деки и булавки. Они отвечают за качество извлеченного звука, его громкость и тембр. Настроечные штифты, на которые намотана нить, должны быть плотно установлены на настроечной плате, чтобы они могли удерживать нить в фиксированном положении, которое натягивается с усилием около 100 кг. Тростниковые булавки несут прямую ответственность за стабильность снаряжения, потому что изменение положения даже на 0,001 мм приводит к расстройке инструмента. Поэтому колышки должны быть очень плотно установлены, чтобы они не болтались во время игры.
Дека (в фортепиано непосредственно отвечает за силу и тембр звука) является элементом, изготовленный из сосны высочайшего качества. Очень часто в инструментах, которые использовались в очень сухих помещениях, этот элемент трескается. Сами трещины еще не большая трагедия. Однако, если на диске есть следы отрыва от ребер или корпуса, то не обойдется без ремонта. В противном случае из инструмента выйдут очень оригинальные и непредсказуемые звуки. Хорошо, если деки не совсем плоские, а слегка приподняты к струнам, это помогает получить хороший стабильный звук. Конечно, трещины и все отрывы можно отремонтировать, но это определенно увеличит стоимость ремонтных работ.
Качество струн и их текущее состояние также влияют на качество звука. В фортепиано есть два типа струн. Высокочастотные струны из стальной проволоки различного диаметра и басовых струн, которые дополнительно плотно обмотаны медной проволокой для увеличения своего веса. Более тяжелая струна вибрирует медленнее при ударе, давая более низкий звук. Чем ниже звук, тем толще струна. Многие пианино из-за плохого хранения имеют коррозийные, ржавые струны, которые оставляют желать лучшего. Особенно в басовых струнах коррозия происходит между стальной проволокой и медной обмоткой, что вызывает ее глухоту или гудение. Также следует обратить внимание на техническое состояние этого элемента, поскольку замена набора строк является еще одним важным расходом.
Механика пианино, которая выглядит как старинный паровоз, представляет собой сложную систему различных рычагов, ручек, осей, толкателей, винтов, лент и язычков, но она работает очень просто. Он состоит из множества элементов, их точность и текущее техническое состояние влияют на качество и комфорт игры. Точность и качество работы механизма зависят от ряда соединений металл-кожа.
Клавиши фортепиано или рояля увидеть просто, в отличие от внутренних механизмов и элементов инструмента. Белые клавиши в старых инструментах изготовлены слоновой кости, в инструментах нового поколения их делают из пластика. Черные — изготовлены из черного дерева, или же из пластика. На клавишах из слоновой кости, как правило, приятнее играть, потому что они поглощают пот, связанный с более интенсивной игрой, и ваши пальцы не скользят по клавиатуре. Однако становится все сложнее найти инструмент, в котором такая клавиатура находится в хорошем состоянии. Можно реконструировать клавиатуру, работа эта чрезвычайно трудоемка, поскольку требует поиска и выбора правильных элементов, которые различаются по размеру, толщине, цвету, структуре, оттенкам и степени износа. В дополнение к эстетическому виду клавиш важна точность их движения. Клавиши должны двигаться вверх и вниз, находиться на одном уровне и погружаться на одну и ту же глубину.
Кашемировые наклейки на клавишах также важны, так как они стабилизируют их из стороны в сторону. При выборе инструмента стоит обратить внимание на то, как стучат клавиши во время игры. Если звук громкий, то они требуют замены войлочных прокладок, которые находятся под клавишами.
Молотки и их состояние, а также качество войлока, из которого они сделаны, являются важным элементом механики музыкального инструмента. Молотки ударяют по струнам с большой силой и после многих лет использования они изнашиваются, что проявляется в появлении углублений и сплющивании, что определенно ухудшает качество извлекаемого звука.
Музыкальная ценность
Важна длина первой басовой струны. Идеальным является концертный рояль длиной 280 см.
Что дает нам больший размер инструмента?
Определенно лучшая динамика, то есть легче издать сильный фортиссимо, а также самый нежный пианиссимо. И, конечно же, тембр звука и время звучания. Кроме того, механизм имеет более длинные рычаги, что делает его более точным в настройке (применяется только к фортепиано, потому что все современные фортепиано имеют одинаково сконструированные механизмы).
19 лучших производителей роялей
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Рояль — это классический музыкальный инструмент. Сейчас его пытаются заменить цифровые вариации, обладающие более широким арсеналом звуков. Однако многие музыканты делают свой выбор только в пользу настоящих акустических роялей. В связи с этим мы решили рассказать о том, какие именно компании выпускают сейчас лучшие инструменты такого рода. Речь пойдет и об элитных производителях, и о создателях сравнительно недорогих роялей.
Рекомендации по выбору
Многим кажется, что создание рояля сейчас не должно вызывать никаких проблем. Якобы производителю достаточно обзавестись древесиной и металлом, а ещё лучше — чугуном. Но на самом деле есть масса нюансов. Сборка акустического рояля — лишь половина дела. Если на этом шаге остановиться, то получится низкопробный инструмент, от которого нельзя будет добиться сколь-либо качественного звучания. Чтобы заставить рояль «петь», придётся попотеть, вложив силы в работу над тысячами мелочей. Вот почему хорошие акустические рояли стоят и сотни тысяч рублей, и даже миллионы.
Пожалуй, проще всего при выборе рояля ориентироваться именно на цену. Когда вы определитесь со стоимостью, обращайте внимание на следующие параметры:
К сожалению, оценить рояль можно только в тот момент, когда вы находитесь прямо перед ним. Сухие характеристики, указанные на сайте, вряд ли что-то вам скажут. Вот почему мы решили рассказать о производителях акустических роялей. Это хоть как-то позволит понять, какой именно инструмент следует покупать. Заранее отметим, что зачастую наиболее качественные рояли выпускают мелкие компании, использующие ручной труд. Но они производят не более сотни инструментов в год, поэтому их стоимость является запредельной. И это не говоря о том, что найти их продукцию в свободной продаже можно только в очень редких случаях — обычно такие компании производят рояль по конкретным заказам. Вот почему гораздо проще приобрести что-то от многомиллиардных корпораций — они выпускают тысячи инструментов в год, в связи с чем и ценник у них кусается не так сильно.
Напоследок отметим, что нужно не забывать смотреть на размер рояля. Будет неприятно, если инструмент попросту не поместится в отведенном для него помещении. В плане габаритов рояли делятся на следующие виды:
Теперь пора перейти к описанию производителей акустических роялей. Как ни странно, их существует весьма немалое количество!
Рейтинг лучших производителей роялей
Номинация | место | наименование товара | рейтинг |
Лучшие производители роялей высокого класса | 1 | Steinway & Sons | 5.0 |
2 | C.Bechstein | 4.9 | |
3 | Mason & Hamlin | 4.8 | |
4 | Bosendorfer | 4.7 | |
5 | Fazioli | 4.6 | |
6 | Steingraeber & Sohne | 4.5 | |
7 | Pleyel et Cie | 4.4 | |
8 | Bluthner | 4.3 | |
9 | Grotrian Stenweg | 4.2 | |
Лучшие производители роялей среднего класса | 1 | Yamaha | 5.0 |
2 | W.Hoffmann | 4.9 | |
3 | Ronisch | 4.8 | |
4 | Sauter | 4.7 | |
5 | Wm. Knabe & Co | 4.6 | |
6 | Samick | 4.5 | |
7 | August Foerster | 4.4 | |
Лучшие производители роялей потребительского класса | 1 | Petrof | 5.0 |
2 | Vogel | 4.9 | |
3 | Haessler | 4.8 |
Лучшие производители роялей высокого класса
Steinway & Sons
Данный бренд существует на рынке уже более 150 лет. Несмотря на наименование, американская компания уже достаточно давно не имеет никакого отношения к немецкой семье Штайнвег. Сейчас этим предприятием владеет Steinway Musical Instruments, Inc. Увы, сейчас с её продукцией наблюдается некоторая путаница. Дело в том, что компания выпускает и рояли премиум-класса, и потребительские модели. При этом многим начинающим музыкантам крайне сложно понять, какой именно инструмент им предлагается.
Итак, давайте разбираться! Сейчас Steinway & Sons обладает производственными точками в Нью-Йорке, Гамбурге, Японии и Китае. В азиатских странах собираются гибридные инструменты среднего уровня (серия Boston) и потребительские рояли (серия Essex). Звучание этих инструментов будет далеким от идеала. Компания это и не скрывает — на таких роялях указано, что Steinway ответственна только за дизайн инструментов.
Что касается американских и немецких роялей, то они тоже достаточно сильно отличаются друг от друга. Настолько, что они используют различный по конструкции игровой механизм! В России проще всего приобрести инструмент из Гамбурга. Он может иметь разные размеры, именно от этого будут зависеть его стоимость и великолепие звучания. Например, кабинетный рояль Steinway & Sons O 180 (наименование модели говорит о длине его корпуса) обойдется вам «всего» в 6 млн рублей. Ну а флагман Steinway & Sons D 274 является большим концертным роялем — за него просят примерно 165 тыс. евро! Можно не сомневаться, что примерно 40% стоимости — это маркетинговая составляющая, переплата за «воздух». Хотя нельзя не признать, что производитель немало потрудился. Об этом говорит хотя бы корпус, в изготовлении которого использовались 17 слоёв твердого клёна. Само собой, создание корпуса осуществлялось исключительно вручную.
В ассортименте компании имеются и дизайнерские модели. Например, существует инструмент, выполненный в стиле эпохи Великого Гэтсби. Он обладает блестящим лаковым покрытием с нежным оттенком бежевого или белых цветов. Дополнительно рояль получил отделку, имитирующую жемчужный перламутр. Стоимость 180-сантиметровой модели варьируется от 2,7 до 4 млн рублей.
C.Bechstein
Основание C.Bechstein тоже произошло более 150 лет назад. Если говорить конкретнее, то это произошло в Берлине в 1853 году. Сейчас на благо компании трудятся примерно 170 человек (или вдвое больше, если брать во внимание и дочерние предприятия). Но когда-то производитель роялей состоял только из Карла Бехштейна и нескольких сотрудников. За пять лет он продал чуть менее двухсот роялей. Одним из первых владельцев концертного инструмента стал известный пианист Ханс фон Бюлов.
Рояли C.Bechstein быстро стали популярными из-за прочности используемых материалов. Эти инструменты хорошо выдерживали механическую нагрузку, чего нельзя было сказать об их конкурентах. Неудивительно, что в скором времени Бехштейн начал экспортировать свою продукцию в Великобританию и Россию. Постепенно на фабрике стали изготовлять примерно 500 инструментов ежегодно. Ну а к концу XIX века Бехштейн открыл три дополнительные фабрики. Дела шли настолько успешно, что в 1901 году основатель компании построил в Лондоне собственный концертный зал. Позже аналогичные площадки были возведены в Париже и Петербурге.
Сейчас C.Bechstein является акционерным обществом. Компания ежегодно выпускает более 4 тыс. инструментов, а её оборот равняется двум-трем десяткам миллионов евро. Топовые рояли собираются в саксонском Зайфхеннерсдорфе. Интересно, что эта фабрика открыта для групповых экскурсий. Также дочернему предприятию C.Bechstein принадлежит фабрика, расположенная в чешском городе Градец-Кралове. Некоторое время компания выпускала рояли под торговыми марками Euterpe и Wilh, осуществляя сборку в Индонезии и Китае, но в 2009 году их производство было прекращено.
В своё время выбор в пользу продукции C.Bechstein делали Бетховен, Бах, Борис Блох, Пауль Кун, Дэвид Боуи, Фредди Меркьюри и Элтон Джон. Неудивительно, что многие музыканты и сейчас играют на роялях именно этой компании. Что касается стоимости таких инструментов, то она близка к максимальной. Например, за C.Bechstein A 228 (по наименованию модели вы можете понять, насколько длинным является этот монстр) просят свыше 4 млн рублей.
Mason & Hamlin
Создание роялей премиум-класса доступно только компаниям с большой историей. Таким, как Mason & Hamlin. Её основание произошло в 1854 году. Это случилось в американском городе Бостон. На первых порах предприятие занималось созданием мелодеонов. Но достаточно быстро компания переключилась на проектирование и выпуск фисгармоней. Продукция пользовалась таким успехом, что Mason & Hamlin приходилось производить до двухсот инструментов в неделю, а штат компании разросся до пятисот человек.
В дальнейшем американская компания начала производить фортепиано и рояли. На инструментах Mason & Hamlin играл Сергей Рахманинов, записавший в 1924 году «Второй концерт для фортепиано с оркестром». Однако большой успех не длился долго. В середине XX века компанию начали преследовать серьезные проблемы. Ей даже пришлось прекратить производство пианино в США. В дальнейшем компания Mason & Hamlin переходила из рук в руки, в связи с чем регулярно менялся и дизайн выпускаемых ею музыкальных инструментов. Сейчас предприятием владеет Burgett. Inc. С некоторых пор компания возобновила производство инструментов в США — фабрика находится в Хаверхилле (штат Массачусетс).
Увы, за пределами североамериканского континента рояли Mason & Hamlin не производятся. Это значит, что купить их в России практически невозможно. В штатах же за новую продукцию этой компании просят сотни тысяч долларов. Интересно, что на всем известном eBay без особого труда можно найти рояли Mason & Hamlin, выпущенные в 1920-ые годы, да ещё и в очень достойном состоянии — многие музыканты предпочитают покупать именно их.
Bosendorfer
Думаете, что 150 лет существования — это огромный срок для производителя роялей? Как бы не так. Некоторые бренды присутствуют на рынке таких инструментов ещё дольше. Например, австрийская компания Bosendorfer основана в 1828 году. Первые годы во главе неё стоял Игнац Бёзендорфер.
Всего за пару лет компании удалось сделать себе имя. В 1830 году она стала официальным поставщиком музыкальных инструментов ко двору императора Австрии. Ну а в 1859 году Игнаца сменил на его посту сын, которого звали Людвигом. Тому удалось не только расширить производство, но и построить собственный концертный зал. Здесь в своё время выступали многие знаменитые музыканты.
Конечно, сейчас это уже не семейная фирма. Bosendorfer является обществом с ограниченной ответственностью, которое поглощено концерном Yamaha. На момент покупки компанию оценили в 15,7 млн евро, тогда она насчитывала 180 работников. Интересно, что японцы практически не вмешиваются в управление Bosendorfer, не влияя и на производственный процесс.
Рояли под этим брендом признаются одними из лучших в мире. Сейчас компания производит не только стандартные инструменты, но и модели с 92 и даже 97 клавишами, расширяющими нижний регистр. Проблема таких роялей — только в том, что сейчас существует крайне небольшое число произведений, задействующих эти клавиши. Все они, к слову говоря, имеют черный цвет, чтобы исполнитель не путал их с клавишами контр-октавы.
Стоимость инструментов австрийской компании варьируется в зависимости от множества параметров, в том числе от размеров. Самым крупным является 290-сантиметровый Bosendorfer Imperial. Покупка этого необыкновенного рояля обойдется в 250 тыс. долларов! Неудивительно, что его называют «Роллс-Ройсом среди роялей».
К счастью, имеются в ассортименте Bosendorfer и более доступные инструменты, принадлежащие к потребительскому классу. Все они входят в серию Conservatory. Как понятно по наименованию линейки, в основном такие рояли предназначены для музыкальных учебных заведений.
Fazioli
Ещё одна компания, продукция которой регулярно занимает высшие места в рейтингах лучших роялей. И это несмотря на то, что она была основана в не таком уж и далеком 1981 году!
В отличие от многих других компаний, Fazioli не делает особую ставку на сколь-либо недорогие потребительские рояли. Итальянцы собирают исключительно элитные модели. И их совершенно не пугает то, что счет выпускаемых ежегодно инструментов идет на жалкие сотни.
Основателем компании является Паоло Фазиоли. В 1971 году он получил в консерватории имени Россини диплом по классу «Фортепиано». Далее он получил степень магистра по музыкальной композиции, сделав это в Академии Святой Цецилии. Словом, этот человек понимает толк в музыке! Ну а наладить бизнес по производству роялей он решил после того, как посмотрел на своих старших братьев, занимавшихся тогда созданием офисной мебели из экзотических пород дерева.
Несмотря на скромный объем производства, ежегодный доход компании достигает 10 млн евро. Поэтому неудивительно, что в 2004 году был открыт концертный зал Fazioli. В нём присутствует многочисленные акустические устройства, позволяющие всячески тестировать новые инструменты, а также осуществлять записи концертов.
Продукцию Fazioli можно увидеть на выступлениях многих музыкантов. В частности, этими роялями пользовались Альфред Брендель, Ананда Сукарлан, Маркус Ширмер, Анджела Хьюитт и многие другие.
Сейчас в ассортименте компании присутствуют шесть моделей роялей. Самым огромным инструментом является Fazioli F308, длина которого составляет 3,08 м. Это делает его самым большим роялем из доступных на рынке. В состав данной модели входит даже четвертая педаль, приближающая молотки к струнам, что позволяет уменьшить громкость звука без изменения тона.
Steingraeber & Sohne
Многие великие пианисты родом из Германии. Неудивительно, что на территории этой страны присутствует весьма большое количество производителей роялей. Например, одна из самых известных компаний такого рода — это Steingraeber & Sohne. Её наименование позволяет понять, что основателями являются Штайнгребер и его сыновья.
Основание предприятия случилось в 1852 году. Компания занимает достаточно небольшую территорию в Баварии, в городе Байройт. Знатоки музыки сразу же скажут, что именно здесь в своё время жил и выступал великий Вагнер.
Размеры фабрики не позволяют производить сколь-либо огромное количество музыкальных инструментов. Но компания и не стремится поразить кого-то цифрами. Вместо этого предприятие старается создавать рояли элитного уровня. Все они являются истинно германскими, а к их звучанию не сможет придраться даже ярый профессионал, перепробовавший в деле не один десяток роялей. Достичь великолепной красоты звука удается только за счет индивидуальной ручной работы с каждым инструментом. В результате любой рояль Steingraeber & Sohne способен похвастать теплым и выразительным звучанием. Неудивительно, что продукция этой немецкой компании регулярно получает награды на всевозможных международных музыкальных выставках.
Как и полагается, предприятие выпускает не только большие концертные рояли, но и их более компактные версии. Стоимость продукции Steingraeber & Sohne варьируется от 60 тыс. евро до 153 тыс. евро. Отделка рояля может быть как черной, так и белой (такой вариант будет чуть дороже). Также в ассортименте компании присутствуют инструменты с антивандальным покрытием.
Остается добавить, что Steingraeber & Sohne — это до сих пор семейный бизнес. Сейчас производство контролирует Удо Штайнгребер — представитель седьмого поколения фортепианной династии.
Pleyel et Cie
Некоторые производители роялей способны похвастать тем, что их инструментами пользовались величайшие музыканты. Например, такой компанией является Pleyel et Cie. Рояли этого французского предприятия использовал сам Фредерик Шопен! На них он и сочинял музыку, и играл во время своего выступления в Париже.
Компания была основана Игнасом Плейелем в 1807 году. Позже ему стал помогать сын, став деловым партнером. Именно Pleyel et Cie стала первой компанией, представившей пианино, сделав привычный рояль куда более компактным, так как струны отныне имели вертикальное положение. Такие инструменты имели большой успех, в связи с чем компания начала производить примерно 1000 пианино в год. Их созданием тогда занимались 250 рабочих.
Нужно отметить, что Pleyel et Cie ещё не раз совершала разнообразные эксперименты, представляя новые виды, казалось бы, привычных инструментов. И какие-то из них были признаны успешными. Например, именно французы стали первыми использовать в фортепиано металлический каркас.
В конце XX века Pleyel et Cie поглотила две другие французские фортепианные компании. Тем самым она избавилась от конкурентов. Однако это ей не помогло. В скором времени предприятие было выкуплено семьёй, купившей ещё и концертный зал Salle Pleyel. Планировалось, что это позволит возродить имя Pleyel. Тут же на юге Франции была построена новая фабрика, которая стала выпускать улучшенные и очень красивые пианино. Однако в 2008 году фабрика была закрыта, а производство было перенесено обратно в Париж. Здесь выпускались инструменты, в разработке которых принимали участие известные дизайнеры. Материалы для их производства зачастую привозили из других стран — например, красная ель добиралась до Парижа из Италии. Увы, но в конце 2013 года производство инструментов под брендом Pleyel было прекращено. Но это не значит, что их нельзя найти в магазинах — можно не сомневаться, что продавать их будут ещё достаточно долго, ведь стоимость роялей нельзя назвать гуманной.
Любители классической музыки могут вживую увидеть те самые инструменты, которыми пользовался Шопен. Они до сих пор хранятся в нескольких музеях. В частности, один из них расположен в музее Фридерика Шопена в Варшаве.
Bluthner
Очередная немецкая компания, занимающаяся производством роялей уже полтора столетия. Её основал Юлиус Блютнер в далеком 1853 году. Фабрика была построена в Гросслёзне — пригороде Лейпцига. На первых порах она находилась в арендованном помещении, а сборкой фортепиано занимались три человека. Первый экземпляр был продан примерно спустя год. Ну а с 1855 года продажи стали серьезно расти, в результате чего число сотрудников увеличилось до 14 человек.
К 1863 году был собран пятисотый инструмент. Популярность росла, в том числе за счет участия на всемирных выставках. И если продукция рассмотренных выше компаний пользовалась спросом среди известных музыкантов, то рояли Bluthner покупали и для глав государств. Юлиус Блютнер являлся поставщиком двора королевы Виктории, турецкого султана Абдул-Хамида II, немецкого императора Вильгельма II и российского императора Николая II. Такой особый статус предприятия позволил построить в 1870 году второй завод, на котором уже присутствовали паровые двигатели. Ну а спустя всего два года была открыта уже третья фабрика, на которую наняли 170 работников.
Компания Bluthner за всю свою историю внедрила ряд собственных изобретений. Например, ею была создана аликвотная система с дополнительными резонансными струнами.
Сейчас продукция Bluthner активно продается едва ли не во всех странах мира. Само собой, рояли этой компании применялись для записи огромного количества музыкальных композиций. В том числе они нередко используются для записи саундтреков к популярным фильмам. Эти рояли настолько известны, что они регулярно появляются и в кадре. Например, именно творение компании Bluthner было уничтожено в одной из сцен «Железного человека».
Ассортимент немецкого предприятия состоит не только из элитных инструментов, стоимость которых исчисляется миллионами рублей. Вы легко можете купить и сравнительно недорогую модель ценою в 600-700 тыс. рублей. Однако это будет гибридный рояль, компоненты которого создавались не только в Германии, но и в азиатских странах — Китае, Индонезии и Японии. Как это обычно бывает, сама Bluthner причастна только к дизайну таких инструментов. Неудивительно, что обычно они продаются под торговыми марками Haessler и Irmler. О первой, к слову говоря, мы ещё поговорим отдельно.
Grotrian Stenweg
Очередной производитель премиальных роялей и пианино. Компания была основана Георгом Фридрихом Карлом Гротрианом в 1835 году. До этого немецкий предприниматель продавал музыкальные инструменты в небольшом магазине, расположенном в Москве. Продукция производилась петербургской фабрикой. Видя её успешность, Фридрих решил отправиться на родину, чтобы основать собственную фирму. Он начал делать фортепиано прямо в своём доме в Эссене, на окраине гор Гарц. Такой выбор был сделан из-за близкого расположения леса, состоявшего из буков и елей.
Одним из первых созданных инструментов стало квадратное пианино, предназначенное для Фридрика Гротриана. Сейчас оно находится в музее Брауншвейга. Инструмент понравился музыканту, в связи с чем продукция Grotrian Stenweg стала пользоваться спросом. В середине XIX века Штейнвег решил перебраться в Нью-Йорк, фабрика же перешла в руки старшего сына. Отец же продолжил в США заниматься своим любимым делом, американизировав свою фамилию и основав компанию Steinway & Sons, о которой мы уже рассказали.
Продукцию Grotrian Stenweg покупали не только музыканты, но и всяческие королевские дома. Неудивительно, что в конце XIX века владельцы компании были награждены императорским и королевским орденом Австро-Венгрии. К 1913 году на благо предприятия трудились 550 человек, производя примерно 1600 музыкальных инструментов в год. Некоторые проблемы у компании начались только во время Первой мировой войны, когда Курта Гротриана взяли в плен, а его отец умер. Возглавить предприятие пришлось Вилли Гротриану — сыну Курта. Впрочем, уже в следующем десятилетии дела наладились — компания начала производить 3000 фортепиано в год. А затем наступила Великая депрессия, по ходу которой число создаваемых инструментов сократилось в шесть раз.
Что касается текущего положения дел, то предприятие до сих пор является семейным делом. В данный момент оно принадлежит дочерям Эрвина Гротриана. Каждый год компания выпускает по 500 пианино в шести размерах и 100 роялей в пяти размерах. Примерно 20 роялей принадлежат к концертному типу — такие монстры требуют на своё изготовление примерно восемь месяцев. Интересно, что многие люди утверждают, что продукция Grotrian Stenweg имеет более высокое качество, нежели продукция нью-йоркской Steinways. Выбор в пользу немецких инструментов сделали Жан Франс, Джули Эндрюс, Пол Хиндемит, Джон Лорд, Элли Ней и многие другие.
Следует отметить, что в ассортименте Grotrian Stenweg присутствуют даже двойные рояли, предназначенные для исполнения партий в дуэте. При этом на таком инструменте можно сыграть и соло, закрыв крышку второй половины рояля.
Лучшие производители роялей среднего класса
Yamaha
Японская компания Yamaha — это полноценный концерн, знакомый по нескольким очень популярным продуктам. Например, по всему миру хорошо известны мотоциклы Yamaha, являющиеся очень скоростными. Также японцы знают толк в электронном звучании, создавая отличные синтезаторы и цифровые пианино. И лишь немногие знают, что Yamaha производит ещё и акустические рояли.
История японского бренда началась в 1887 году. Впрочем, тогда компания называлась Nippon Gakki Co. Ltd. Удивительно, но на первых порах предприятие создавало именно фортепиано и фисгармони. Именно поэтому в логотипе компании используется трио переплетенных камертонов.
Лишь после Второй мировой войны предприятие начало производить мотоциклы. Пойти на такой шаг руководство вынудило присутствие на заводах военного оборудования, предназначенного для создания продукции из металла. Ну а ближе к концу XX века стали развиваться цифровые технологии. В Yamaha это заметили, приступив к созданию синтезаторов. А потом стали появляться и цифровые пианино. Как ни крути, но такие инструменты гораздо компактнее и легче своих акустических собратьев, в связи с чем они не предполагают исключительно стационарную установку.
Сейчас японцы уделяют роялям всё меньшее внимание. Их тираж — невелик, в связи с чем приобрести акустический рояль Yamaha можно только с определенным трудом. При этом можно отметить, что японский производитель практически забыл о концертных моделях. Если рояли и производятся — то почти все они принадлежат к кабинетным модификациям, обладающим компактными размерами. Что касается качества изготовления и звучания, то ничего плохого о продукции Yamaha в этом плане сказать нельзя. Это неудивительно, ведь, как мы уже говорили, японцы знают толк в музыке!
W.Hoffmann
Как известно, некоторые производители элитных роялей имеют одну-две дочерние компании, занимающиеся созданием инструментов подешевле. Это можно сказать и о Bechstein. Она владеет чешской фабрикой W.Hoffmann, которая тоже производит пианино и рояли. При этом её продукцию нельзя назвать бюджетной. Дело в том, что для её создания всё ещё используются отборные материалы очень высокого качества. Каждая деталь производится и устанавливается вручную. Вот почему на покупку рояля W.Hoffmann придется выделить хотя бы 1,5 млн рублей.
Сейчас компания производит инструменты, входящие в три линейки:
Как вы видите, инструменты начального уровня W.Hoffmann не выпускает. Но зато все рояли этой компании способны похвастать превосходной механикой и отличной силой звука. Желаете получить инструмент с выверенным балансом регистров и благородным тембром? Обратите внимание на продукцию фирмы W.Hoffmann. К слову, приобрести её в России можно без особого труда — эти рояли поставляются в нашу страну на официальной основе, да ещё и в весьма большом количестве. Само собой, в ассортименте компании присутствуют не только крупные монстры, но и кабинетные модели.
Ronisch
Если провести небольшое исследование, то выяснится, что наибольшее число производителей фортепиано появилось на свет в середине XIX века. Например, основание Ronisch произошло в 1845 году. Эту торговую марку зарегистрировал Карл Рёниш, живший в Дрездене. Несмотря на скромный стартовый капитал, продукция предприятия имела успех. Впрочем, на первых порах тиражи роялей не были сколь-либо огромными. Всё изменилось после 1867 года, когда Карл придумал создавать основу инструмента из цельной чугунной рамы. Само собой, это положительно сказались на надежности транспортировки рояля.
Постепенно продукция немецкой компании начала получать золотые медали на выставках в Мельбурне, Амстердаме, Чикаго и Париже. Фортепиано стали поставлять Саксонскому и некоторым другим европейским дворам. Ну а в 1897 году сыновья Рёниша решили открыть фабрику в Санкт-Петербурге. К тому времени компания стала производить до 2000 инструментов в год.
К сожалению, расположенная в Дрездене фабрика была уничтожена во время бомбардировки, случившейся по ходу Второй мировой войны. Но её владельцы не растерялись, переведя производство в Лейпциге. Отныне фабрика создавала не только фортепиано, но и мебель. При этом качество музыкальных инструментов даже выросло! К 1960 году компании удалось достичь прежних темпов производства. Ну а в 1986 году фабрика выпустила уже 21000 инструментов — рекордное число!
Сейчас Ronisch не производит рояли — в ассортименте компании имеются только пианино. Все они до сих пор выпускаются той самой фабрикой в Лейпциге. Для создания таких инструментов применяются высококачественные и достаточно редкие материалы. В связи в этим покупка подобного пианино окажется весьма дорогой — обычно ценник стартует с 950 тыс. рублей. Ассортимент Ronisch включает в себя инструменты, корпус которых выполнен из индийской яблони, вишни, красного дерева и швейцарской груши. Не забыты, конечно же, и модели с полировкой — они могут быть в черном и белом исполнении.
Sauter
Компанию Sauter основал молодой столяр Йохан Гримм. В 1810-е годы он изучал искусство производства фортепиано в Вене. Ну а в 1819 году он приступил к самостоятельной сборке молоточкового пианофорте, основав небольшую фабрику в Шпайхингене.
В дальнейшем дело Йохана продолжил его племянник Карл Саутер. Именно он превратил небольшую мастерскую в настоящую мануфактуру. В тот момент на фабрике числились 12 учеников. В скором времени предприятие стало крупнейшим производителем фортепиано в Швабских Альбах.
К сожалению, Карл умер слишком рано. В связи с этим предприятие экстренно возглавили Йохан Саутер и его мать. Следует отметить, что Йохан регулярно посещал Америку, откуда он привозил множество новых идей. В результате при его правлении вводились разнообразные нововведения, ускоряющие процесс производства и улучшающие качество звучания музыкальных инструментов. Также именно при нём состоялся переход от молоточковых пианофорте к большим фортепиано.
В дальнейшем фабрика неоднократно расширялась. Инструменты Sauter стали известными во всей Германии, ведь они обладали чистым звучанием и достойным качеством исполнения. А после Второй мировой войны начался экспорт продукции в другие страны. Сейчас Sauter производит и пианино, и рояли. Последние имеют разные габариты. Крупнейшим является Sauter Concert 275, спроектированный в 2000 году. Как понятно по его названию, это концертная модель, длина которой составляет 275 см. Также в ассортименте этой компании присутствует малый концертный рояль Sauter Omega 220. Но наибольшим спросом сейчас пользуются салонные и кабинетные рояли, длина которых варьируется от 160 до 185 см. Все они изготовлены с применением тщательно отобранных деревьев, а ещё они располагают элегантным пюпитром, управляемых одной рукой.
Wm. Knabe & Co
Основателем этого производителя роялей является Валентин Вильгельм Людвиг Кнабе, родившийся в Кройцбурге в 1803 года. Изначально он хотел пойти по стопам отца, выучившись на аптекаря. Однако вместо этого ему пришлось стать учеником краснодеревщика. Далее он пару лет работал мастером-подмастерьем, а потом ещё три года — пианистом. В 1831 году Кнабе перебрался вместе с семьей своей невесты в США. Глава семьи умер во время плавания, тогда как Кнабе добрался до Балтимора, хотя изначально предполагалось, что он будет жить в городе Герман, куда несколько лет ранее отправился его брат. Вскоре Кнабе стал работать на известного пианиста Генри Хартжа. После этого он отказался от планов стать фермером. Вместо этого он стал продавать и ремонтировать подержанные фортепиано.
Датой основания полноценной фабрики можно считать 1839 год. Именно тогда были заключены партнерские отношения с Генри Гаэлем по производству фортепиано. Спустя пару лет Кнабе удалось перебраться в более крупную мастерскую и открыть склады. В те годы каждый пианино продавался по цене от 180 до 400 долларов. И уже тогда Кнабе начал собирать квадратные пианино, получавшие ряд премий от Мэрилендского института развития механического искусства.
Постепенно размеры фабрики росли. В 1852 году на неё трудились уже как минимум 100 рабочих. Была открыта вторая фабрика. Но, к сожалению, двумя годами позже обе они сгорели. Однако это не помешало Кнабе возобновить производство. И именно в тот момент предприятие было переименовано в Wm. Knabe & Co (до этого в названии числилось имя Генри Гаэля).
Несмотря на трудности, продукция этой компании завоёвывала немалую популярность. Долгие годы она была семейным бизнесом. Однако сейчас бренд принадлежит Samick Musical Instruments, Ltd. Ассортимент Wm. Knabe & Co небогат — сейчас предлагаются вертикальные пианино в трех размерах и рояли в четырех размерах. Все они производятся на фабрике, расположенной в Галлатине (штат Теннеси). Для создания роялей используются высококачественные материалы, а дизайн инструментов — проверен годами. В связи с этим продукцию, распространяющуюся под этой торговой маркой, нельзя назвать сколь-либо дешевой. В пересчете на российскую валюту, покупка легко может обойтись в 1,5 млн рублей. И это речь идет о кабинетной модели, длина которой не превышает 174 см. Увы, но в России такие рояли не продаются. Сейчас проще всего приобрести рояль Wm. Knabe & Co., находясь в США, где и производится этот инструмент.
Samick
Пожалуй, сейчас именно Samick Musical Instruments является самым крупным производителем музыкальных инструментов. И это несмотря на то, что он был основан в не таком уж и далеком 1950 году! Его секрет — в том, что южнокорейцам удалось выкупить массу других компаний поменьше, испытывавших тогда финансовые проблемы. Так, этому концерну принадлежат Wm. Knabe & Co, Seiler, Silvertone и многие другие бренды.
Как уже было сказано, штаб-квартира компании Samick находится в Южной Корее. Однако это не значит, что здесь же осуществляется и производство инструментов. Пожалуй, наибольшее их количество выпускается индонезийской фабрикой, построенной в 1992 году. Также у этой компании имеется отдельная штаб-квартира, расположенная в США. Именно ею осуществляются все североамериканские операции. Здесь же недавно была построено фабрика, производящая акустические фортепиано, однако все они продаются под брендом Knabe.
В основном Samick производит гитары. Их разрабатывает американский мастер Грег Беннетт. При этом ассортимент компании — весьма велик. Он включает в себя не только акустические и электрические гитары, но и многие другие — вплоть до гавайских.
Конечно же, под торговой маркой Samick выпускаются и всевозможные фортепиано. Иначе бы этот производитель попросту не попал бы в наш рейтинг. Южнокорейские пианино отличаются невысокой стоимостью — купить такой инструмент можно всего за 250-300 тыс. рублей. Что касается роялей, то они более сложны в изготовлении, поэтому за них просят как минимум 700 тыс. рублей. Зачастую их корпус изготавливается из цельной ели, а струнодержатель — из бука. Наибольшее внимание компания уделяет кабинетным моделям. Обычно длина таких инструментов не превышает 185 см. Это объясняется тем, что концертные рояли выпускаются дочерними компаниями — Samick не собирается с ними конкурировать, так как в этом не будет никакого смысла.
August Foerster
Ещё одна компания, специализирующаяся на производстве роялей высшего и среднего классов. Впрочем, сейчас предприятие наибольшее внимание уделяет инструментам премиум-класса. Но вы можете найти в продаже фортепиано прошлых лет, покупка которого обойдется не в баснословную сумму.
Основателем компании, как несложно догадаться, является Фридрих Август Фёрстер. Некоторое время он работал краснодеревщиком, ремонтируя скрипки и гитары. Потом он решил выучиться на фортепианостроителя. И это ему удалось — в 1854 году он успешно сдал соответствующий экзамен. Однако собственную мастерскую по ремонту и созданию инструментов он смог открыть только в 1859 году. Ну а полноценная фабрика была основана ещё тремя годами позже. И дело пошло! Вскоре Фёрстер получил Королевский патент на производство фортепиано. Ну а к 1874 году был выпущен тысячный инструмент. Чтобы вы понимали темпы производства в то время, уже в 1877 году на свет появился 2000-й рояль!
Продолжительное время предприятие было исключительно семейным — правление им передавалось от отца к сыну. И лишь в 1972 году компания была национализирована. Чуть позже она стала частью немецкого фортепианного объединения Deutsche Piano — Union Leipzig. К счастью, позже компании опять предоставили название, в котором фигурирует фамилия основателя. Также можно отметить, что именно в этот период продукция August Foerster начала поставляться в США.
В 1991 году Вольфгангу Фёрстеру удалось приватизировать фабрику, вернув бизнес своей семье. Сейчас он гордится тем, что инструментами немецкой компании пользовались Сергей Прокофьев, Эрвин Шульгоф, Рихард Штраус и другие известные музыканты. А относительно недавно продукция August Foerster попала в кинофильм «Пианист» — именно на ней играл главный герой. Впрочем, в этой кинокартине присутствуют и рояли других производителей.
Сейчас компания сконцентрирована на инструментах премиум-класса, производя примерно 250 роялей в год. В основном это кабинетные модели, но есть в её ассортименте и концертный 275-сантиметровый рояль. Дека топовой модели выполнена из отборной горной ели, а рама — из чистого чугуна. Стоимость большого концертного рояля August Foerster составляет 137 тыс. евро. Что касается малой кабинетной модели, то её можно приобрести всего за 48 тыс. евро. Но нужно будет подумать над доставкой, так как в России инструменты под этим брендом практически не представлены.
Лучшие производители роялей потребительского класса
Petrof
Может показаться, что рояли под брендом Petrof производятся в России. Однако это не так. Данная торговая марка является чешской. Но это не отменяет тот факт, что распространяющиеся под ней инструменты весьма популярны в нашей стране. Это связано с тем, что в годы социалистического реализма Чехословакия наладила массовую поставку фортепиано в страны Варшавского договора. Стоит признать, что все те инструменты были полнейшим ширпотрёбом, собиравшимся в самые короткие сроки. И это не говоря о том, что вряд ли их доставляли с должной осторожностью.
Если вы решите приобрести рояль Petrof, то обнаружите, что некоторые продавцы пишут название бренда кириллицей. Более того, они неожиданно удваивают последнюю букву. Просто у нас любят писать данную фамилию по-французски, где она действительно имеет двойную «ф». Вот и получается тот самый «Петрофф».
Сейчас мы живем в совсем другую эпоху. Если бы чехи продолжали производить плохонькие рояли, то их вряд ли бы стали покупать. Впрочем, это не значит, что их продукция хоть как-то близка к элитному статусу. Эксперты считают, что звучание инструментов Petrof — далеко от идеала. При этом стоимость таких роялей — весьма велика, в связи с чем покупка кажется совершенно невыгодной. Однако у многих россиян до сих пор на слуху бренд Petrof, в связи с чем они не обращают никакого внимания на такие слова.
Словом, сейчас чехи производят рояли среднего качества. При этом они редко делают это с нуля. Чаще всего они берут свой продукт 1970-х или 1980-х годов, сильно его модернизируя, используя для этого новые немецкие комплектующие. Интересно, что при покупке наиболее дорогих моделей заказчик может выбирать из огромного вида отделок — ему предлагаются до 60 вариантов.
Больше всего людей пугает стоимость модернизированных роялей Petrof. Она стартует с 750 тыс. рублей. А изысканную модель Petrof Rococo в стиле Людовика XV продают вовсе за 2,9 млн рублей! А это ведь даже не концертный, а малый кабинетный рояль, длина которого равняется всего 173 см. Вот почему многие предпочитают покупать бывшие в употреблении инструменты, благо у некоторых людей они сохранились в весьма достойном состоянии. Но ждать от них шедеврального внешнего вида и звучания не стоит.
Vogel
Пожалуй, именно этот бренд является самым малоизвестным в нашей подборке. А ведь когда-то это было совсем не так. Музыкальные инструменты Vogel пользовались хорошим спросом. Однако постепенно немецкая торговая марка ушла в историю. К счастью, в 2003 году Ханес Шиммель-Фогель решил вернуть её из небытия. Он возглавил Schimmel Pianos, открыв филиал фабрики, который и принялся за создание роялей. Все они соответствуют строгим европейским стандартам качества, а их сборка осуществляется исключительно вручную.
Для производства роялей используются немецкие струны и молотки. Деки чаще всего создаются из высокогорной сосны. Также корпус инструмента покрывается полиэфирным лаком.
И всё-таки рояли Vogel нельзя назвать идеальными. Неудивительно, что они в основном имеют скромные размеры — обычно такие инструменты приобретаются для музыкальных школ и небольших помещений. Приобрести их весьма непросто, так как фабрика не стремится к сколь-либо массовому выпуску. Отчасти именно поэтому нет никакого смысла рассматривать продукцию этой компании во всех подробностях.
Haessler
Выше мы уже рассказывали о компании Bluthner. Тогда мы упомянули о том, что ей принадлежит несколько «дочек». В частности, в её распоряжении — компания Haessler, названная в честь Рудольфа Блютнера-Хесслера. Она выпускает замечательные рояли, имеющие отличное немецкое качество. При этом инструменты зачастую стоят не рекордно больших денег. Следует отметить, что ассортимент состоит не только из роялей, но и из пианино.
В данный момент компания предлагает всего три модели, отличающиеся друг от друга своими размерами. Но нужно помнить, что варианты отделки могут быть самыми разными — здесь всё на усмотрение заказчика. Самый крупный рояль Haessler имеет 210-сантиметровую длину.
Пожалуй, это один из тех случаев, когда нет никакого смысла рассказывать о бренде как можно подробнее. Он пока не имеет за собой особой истории. Да и приобрести распространяющиеся под ним рояли в России — та ещё задачка. Увы, но они крайне редко попадают за пределы Западной Европы. Кстати, не следует считать, что такие инструменты на 100% произведены в Германии. В этом случае они были бы гораздо дороже, конкурируя с родительской торговой маркой.
Заключение
Таков перечень лучших производителей акустических роялей. Как видите, их количество весьма велико. При этом компании, занимающиеся созданием музыкальных инструментов потребительского класса, постепенно увядают. Именно на них сильнее всего влияет популяризация цифровых пианино. Как ни крути, но покупка акустического рояля — это затратная идея. И многим людям хочется вместо этого взять цифровой инструмент, способный предложить значительно большее число возможностей.