рейтинг российских песен по популярности
Музыкальный критик оценивает 30 самых популярных песен в России прямо сейчас Rauf & Faik, «Король и Шут» (!) и другие хиты, которые слушает вся страна
От редактора: Мне за это очень стыдно, но я почти не слушаю поп-музыку. Наверное, это что-то из детства — моими первыми по-настоящему любимыми группами были Rammstein и «Король и Шут»: с тех пор все становилось только хуже. Панк, эмо, блэк-метал, рэп в его самых шумовых проявлениях — это мое. Моргенштерн или Зиверт — увы, нет. Тем не менее мне, как редактору профильного раздела, что-то понимать о поп-музыке надо. Это ведь штука такая — рассуждая о поп-музыке о настроениях в стране иногда можно сказать больше, чем говоря о скачках рейтинга Путина.
Поэтому, когда рэпер Скриптонит, объявляя о запуске своего музыкального медиа Karmapolitan, сообщил, что там будет и некий единый чарт, основанный на данных стримингов (такой вещи в России не было никогда), я воодушевился — вот теперь-то я наконец пойму, что слушает страна! (Как будто бы тебе не хватает главных страниц самих стримингов, идиот.) Но, открыв этот чарт, я понял, что… ничего не понял. Из знакомых имен — тот же Моргенштерн и еще пара музыкантов. Присутствуют песни «Ягода-малинка» и «Camry 3.5». Тиесто еще жив и выпускает новые песни. И только неведомо как оказавшаяся в чарте нетленка «КиШа» «Кукла колдуна» с их хитового «Акустического альбома» (1999, блин, года, народ!) порадовала глаз. Желания слушать это у меня никакого нет. И я пошел простым путем: попросил моего друга, музыкального критика и поп-энтузиаста Артема Макарского послушать все эти 30 песен и рассказать о том, к каким выводам он пришел. Все оказалось и правда интереснее, чем я бы мог себе представить. Слово ему.
Артем Макарский
«Комментирование любых топов, связанных с количеством просмотров, прослушиваний и продаж, — гиблое дело. Какие выводы мы можем сделать из того, что одна из самых продаваемых книг десятилетия в России — это Айн Рэнд? Понятно, что неутешительные, но, пожалуй, даже рост интереса к либертарианству (очевидный) может не зависеть от этого напрямую. Обычно такие тексты подразумевают, что правильное всматривание в топ поможет сильнее узнать то, чем на самом деле дышит страна.
Топ Karmapolitan, который, к слову, обновляется с неизвестной мне частотой, основан на «данных крупнейших стриминговых сервисов». В прошлом году перед приходом Spotify в Россию эксперты предрекали, что количество пользователей стримингов вырастет до 20 миллионов пользователей. Как мы видим, это 15 % населения всей страны — и что нам на самом деле может дать этот топ?
Топ-30 самых популярных треков в России по версии Karmapolitan по состоянию на 18 февраля 2021 года (слушать на Spotify)
Ваня Дмитриенко — «Венера-Юпитер»
Моргенштерн — «Cristal & МОЁТ»
kostromin — «Моя голова винтом»
Ramil’, Елена Темникова — «Из-за тебя»
Masked Wolf — «Astronaut In The Ocean»
Султан Лагучев — «Горький вкус»
Mona Songz — «Салют, Вера»
Скриптонит — «Чистый» — OST «Псих»
DAVA — «Обнулила нас»
Слава Марлоу — «Снова я напиваюсь»
ELMAN & JONY — «Балкон»
Jah Khalib — «Искал-нашел»
The Weeknd — «Blinding Lights»
Tiësto — «The Business»
Rita Ora, David Guetta & Imanbek — «Big» (feat. Gunna)
«Король и Шут» — «Кукла колдуна»
Mary Gu — «Не влюбляйся»
Rauf & Faik — «Если тебе будет грустно»
UncleFlexxx — «Camry 3.5»
Big Baby Tape — «KARI»
Например, мы можем попытаться понять, чем сейчас живет российский поп-мейнстрим — точнее, его верхушка. Но перед этим мне хотелось бы отметить случайный характер формирования этих топов. Из первой пятерки как минимум три трека — «Венера-Юпитер» Вани Дмитриенко, «Моя голова винтом» kostromin и «Astronaut In The Ocean» Masked Wolf — это тикток-хиты: последний из них интернациональный. Есть в топе и хит алгоритмов ютьюба, «Streets» Доджи Кэт. Напомню, что виральность тех или иных треков в тиктоке и ютьюбе до конца нами не изучена — и все предпочитают списывать ее на случай. Безусловно, есть какие-то беспроигрышные вещи — не самый плохой кавер Mona Songz на «Салют, Вера!» Меладзе не мог не сработать, например, но в остальном механика вирального хита из соцсетей ясна не до конца. Некоторые музыканты оказались в топе просто из-за своей популярности — «Cristal & МОЁТ» — это довольно слабый трек Моргенштерна, призванный в первую очередь подытожить успешный год для артиста при помощи клипа на него. Не лучшими работами в топе представлены и Джа Халиб, и Зиверт, и Светлана Лобода. Несмотря на симпатичность трека «Чистый», он все-таки проигрывает лучшим песням Скриптонита — похожим образом можно сказать и про «Kari» Big Baby Tape: трек этот, безусловно, хороший, но не выдающийся. Имя работает на музыкантов — и в этом есть признак застоя.
Другая примета топа схожа с тем, что отметил Николай Овчинников в своей колонке о тенденциях русского инди: в отрывке о пафосе он упоминает поддельный оптимизм некоторых исполнителей. Этот поворот на искренность можно заметить и в поп-музыке. Во многом, в первую очередь если судить по комментариям к видео, это реакция на новую школу рэпа и отдельных его представителей, в частности, все того же Моргенштерна — больше всего лайков пишут тем, кто пишет о некой «душевности» композиции, отсутствии голых женщин, «матов» и прочей пошлости. Нетрудно заметить, что ханжество растет во многом и из-за поворота государства к традиционности — в некоем коллективном бессознательном, представленном комментаторами в интернете, этот переход к скрепам можно считать успешным. По крайней мере, на словах — но что касается дела, то новая искренность оказывается куда менее честной со слушателем, чем страшный попс, против которого когда-то выступал Юрий Шевчук. Популярные песни сделаны словно по одному лекалу — немного акустической гитары, проникновенное исполнение, простые рифмы. Так становятся популярны Ваня Дмитриенко, Konfuz и группа Dabro. В их честность верится без труда — особенно в историю успеха последних, дуэта казанских братьев, — но в их простоте видится либо мимолетная случайность, либо сделанность. Удивительным образом песни от более популярных артистов уделывают в честности и искренности музыкантов «от сохи».
Удачный пример — дуэт Rauf & Faik и примкнувший к ним Niletto, прожженные хитмейкеры, со своим бесхитростным жуков-попом растопят сердце любого скептика — в особенности вкупе с клипом о подарке маме. В похожем ключе работает исполнитель Хабиб — и благодаря смеси народных мотивов и отсылок к тиктоку его хит «Ягода-малинка» работает. Однако вторым примером настоящей искренности можно назвать «Снова я напиваюсь» Славы Марлоу — в противовес его товарищу Моргенштерну, лирический герой Славы ставит себя вровень с потенциальным слушателем и поет о пустом кармане. В мире постиронии, где находится Моргенштерн, найдется место и постчестности — и эту нишу вполне может занять Слава. Который, к слову, явно влияет на звук современной русской музыки, что можно заметить по инструменталам треков kostromin и Konfuz.
Наконец, невозможно обвинить в неискренности исполнителя песни «Горький вкус» Султана Логачева, вышедшего под эгидой издательства «Звук-М», специализирующегося на кавказ-попе. Интонации Логачева узнаваемы и понятны, в песне не найти каких-либо изысков — однако в ней определенно есть душевность, которой так не хватает среднему комментатору российского музыкального ютьюба. Это желание узнаваемости и понятности объясняет, например, и попадание в топ новых треков Тиесто (невероятно минималистичного, как будто бы лишенного мелодии) и Дэвида Гетты с Иманбеком (хотя в клипе снялся явно не он). Наконец, одним из самых честных — хотя бы потому, что ни на какую честность он не претендует — можно считать трек Ти-Феста «Как дела»: посреди несколько однообразных композиций его появление сродни «Blinding Lights» Викенда (который в топе, конечно же, тоже присутствует). Все это, однако, было бы куда более интересно и куда менее плачевно, если бы не тот факт, что лучшей песней топа все равно является выпущенная в 1999 году «Кукла колдуна», нетленка группы «Король и Шут» — за что спасибо в том числе непредсказуемому механизму раскрутки тиктока. Что-то модно, что-то выходит из моды, а что-то вечно — как бессонница в час ночной. «***, Горшок лучший!»