рейтинг регионов по врп на душу населения

Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2020 г.

Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» по заказу РИА Новости подготовило очередной, одиннадцатый по счету рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Рейтинг подводит итоги регионального развития 2020 года.

РИА Рейтинг – 31 мая. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» по заказу РИА Новости подготовило очередной, одиннадцатый по счету рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Рейтинг построен на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития за 2020 год. Результаты рейтинга позволяют судить об уровне с экономического развития того или иного региона, его позициях на экономической карте России по итогам 2020 года.

Методика составления рейтинга основана на агрегировании различных показателей, характеризующих экономическое положение регионов. Анализируемые показатели были условно разделены на четыре группы: показатели масштаба экономики (объём производства товаров и услуг, доходы консолидированного бюджета, скорректированные на индекс бюджетных расходов, численность занятых в экономике, оборот розничной торговли); показатели эффективности экономики (объём производства товаров и услуг на душу населения, инвестиции в основной капитал на душу населения, доля прибыльных предприятий, уровень собираемости налогов); показатели бюджетной сферы (доходы консолидированного бюджета на душу населения, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объёме доходов консолидированного бюджета, отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета, отношение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета к расходам консолидированного бюджета); показатели социальной сферы (отношение доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень младенческой смертности, смертность населения в возрасте 15 – 59 лет, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума).

На первом этапе был рассчитан рейтинговый балл субъекта Федерации по каждому показателю, на втором – рейтинговый балл региона по группе факторов, на третьем – интегральный рейтинговый балл. Рейтинговый балл субъекта Федерации по каждому показателю варьировал в диапазоне от 1 до 100. Наилучшее максимально возможное значение показателя рейтингового балла – 100, наихудшее – 1. Рейтинговый балл по каждой группе факторов определён как среднее арифметическое рейтинговых баллов всех входящих в группу показателей. Интегральный рейтинг – как среднее геометрическое рейтинговых баллов всех анализируемых групп факторов.

В 2020 году социально-экономическая ситуация в большинстве регионов ухудшилась

Результаты рейтинга показывают, что значение интегрального рейтинга в большинстве регионов снизилось по сравнению с результатами 2019 года, что неудивительно, учитывая сложные условия, такие как ограничения, связанные с пандемией коронавируса и неблагоприятна конъюнктура сырьевых рынков, в которых развивалась российская экономика. Среднее значение интегрального рейтинга всех регионов снизилось с 42,7 баллов по итогам 2019 года, до 38,9 баллов, а медианное значение – с 42 до 36,9 (диапазон значений от 1 до 100 баллов). Интегральный рейтинг снизился у 79 регионов, а вырос только у шести. Число регионов, интегральный рейтинг которых превышает 50 баллов, снизилось с 24 по итогам 2019 года до 20 по итогам 2020 года, при этом число регионов с интегральным рейтингом ниже 25 баллов выросло с 9 до 16.

По сравнению с предыдущим годом состав лидирующей и замыкающей групп рейтинга не претерпел существенных изменений. Как и раньше, верхний полюс рейтинга преимущественно занимают крупные финансовые и промышленные центры, а также регионы сырьевой направленности, а последние строчки – регионы, с невысокой степенью индустриализации и преобладанием сельскохозяйственного сектора.

Состав лидирующей и замыкающей десятки рейтинга существенно не изменился

Лидерами первой десятки как и ранее являются Москва и Санкт-Петербург, у которых интегральный рейтинг превышает 80 баллов. Еще у двух регионов – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Московской области интегральный рейтинг по итогам 2020 года выше отметки 70, а у Республики Татарстан вплотную приближается к этому уровню. В первую десятку рейтинга также входят Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская область, Ленинградская область, Красноярский край и Краснодарский край. По сравнению с 2019 годом состав первой десятки практически не изменился. Покинула первую десятку только Тюменская область, которая опустилась с 10-го места на 11-е, а вошел в первую десятку Красноярский край, который поднялся с 12-го на 9-е место.

Регионы лидеры, входящие в первую десятку, стабильно удерживают свои позиции, а значение их интегрального рейтинга, которое находится на довольно высоком уровне, позволяет утверждать, что эти регионы с большой долей вероятности сохранят свои позиции или очень незначительно их изменят и в среднесрочной перспективе. Являясь лидерами социально-экономического развития, эти регионы обеспечивают половину суммарного регионального ВРП.

Состав нижней части рейтинга также продемонстрировал стабильность. В последнюю десятку рейтинга входят Еврейская автономная область, Республика Тыва, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Ингушетия, Республика Хакасия, Кабардино-Балкарская Республика, Чукотский автономный округ. По сравнению с предыдущим годом состав замыкающей десятки также изменился всего на один регион – покинул последнюю десятку Камчатский край, а вошла в ее состав Республика Хакасия, которая опустилась с 74-го на 78-е место.

В средине рейтинга позиции большинства регионов также не претерпели существенных изменений, более чем на 5 мест изменились позиции только у 12 регионов, среди которых у пяти регионов позиции повысились и у семи снизились.

Лидеры роста

Лидерами по росту позиций в рейтинге стали Мурманская область (+15 мест), Магаданская область (+11), Камчатский край (+8) и Республика Дагестан (+8).

У Мурманской области, которая поднялась с 36 до 21 места, значение интегрального рейтинга повысилось на 3 балла. Это было обусловлено увеличением объема отгруженных товаров и услуг в основном за счет роста в обрабатывающем секторе, что в свою очередь связано с увеличением производства рафинированного никеля Кольской горно-металлургической компанией по новой технологии хлорного выщелачивания, а также с запуском новой технологии производства драгоценных металлов. Также существенный вклад внес строительный сектор региона. Объем строительных работ в Мурманской области вырос в 2020 году на 21%, тогда как в целом по стране – всего на 0,1%. Кроме того, в области выросли инвестиции в основной капитал, увеличились доходы консолидированного бюджета, несколько снизилась долговая нагрузка.

Улучшению позиций Магаданской области способствовал рост объемов отгруженных товаров, в частности по сравнению с 2019 годом зафиксирован рост отгрузки по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие производства», а также в строительстве. В 2020 году Магаданская область увеличила добычу золота на 6% до 49 тонн. Кроме того, в 2020 году в области выросли инвестиции в основной капитал, повысились доходы консолидированного бюджета и снизился уровень долговой нагрузки.

В Камчатском крае увеличились инвестиции в основной капитал, выросли доходы бюджета, повысилась доля прибыльных предприятий, улучшилось отношение денежных доходов к стоимости фиксированного набора товаров и услуг.

Росту позиций в рейтинге Республики Дагестан способствовало увеличение инвестиций в основной капитал, рост доходов консолидированного бюджета, снижение уровня долговой нагрузки. Кроме того, по многим показателям, по которым зафиксировано ухудшение, темпы снижения были ниже, чем в других регионах, что также позволило республике улучшить позиции в рейтинге.

Регионы, наиболее существенно снизившие позиции в рейтинге

Наиболее существенно снизились позиции у Кемеровской, Ульяновской, и Новгородской областей, на 18, 9 и 8 мест соответственно. Значение интегрального рейтинга данных регионов также снизилось довольно существенно – более чем на 5 баллов. У Кемеровской области значение интегрального рейтинга снизилось 12,9 пунктов, что и обусловило снижение позиций области в рейтинге с 21 до 39 места. В 2020 году ухудшились почти все показатели, учитываемые при расчете рейтинга. Среди наиболее значимых факторов можно назвать сокращение объема отгруженных товаров и услуг (в значительной степени за счет снижения в добывающей отрасли из-за падения добычи угля, снижение налоговых и неналоговых доходов бюджета, рост уровня долговой нагрузки, сокращение доли прибыльных предприятий, рост уровня безработицы и ряд других факторов.

Значение интегрального рейтинга Ульяновской области снизилось по сравнению с 2019 годом на 7,9 пунктов. Такая динамика обусловлена ухудшением многих показателей. В частности, в 2020 году в Ульяновской области сократился объем отгруженных товаров и услуг в значительной степени за счет снижения объема отгруженных товаров по виду деятельности «обрабатывающие производства». Кроме того, в области снизилась доля прибыльных предприятий, увеличился объем государственного долга и долговая нагрузка, повысился уровень безработицы. В то же время в качестве позитивного фактора можно назвать увеличение доходов консолидированного бюджета области.

У Новгородской области в 2020 году значение интегрального рейтинга снизилось на 5,9 пункта, в результате чего ее позиции снизились на 8 мест. Среди негативных факторов можно назвать сокращение инвестиций в основной капитал, рост долговой нагрузки, повышение дефицита бюджета, рост уровня безработицы, увеличение младенческой смертности и ряд других. В то же время в 2020 году на 15% выросли доходы консолидированного бюджета области, увеличился объем работ по виду деятельности строительство и улучшился рад других показателей.

В 2021 году по мере постепенного восстановления экономики после кризисного периода можно ожидать улучшения экономических показателей в большинстве регионов, что будет способствовать повышению рейтинговых баллов. В то же время распределение регионов в рейтинге, то по итогам 2021 года скорее всего, существенно не изменится в особенности в его верхней и нижней частях.

Брошюра распространяется по платной подписке. Для получения брошюры «Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2020 года» свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.

Брошюра включает общий анализ регионального развития в отчетном году, позиции регионов в рейтинге, анализ результатов рейтинга в разрезе федеральных округов, показатели всех регионов, учитываемые при составлении рейтинга, основные подходы и методика составления рейтинга. Объем брошюры, в которой текстовые результаты анализа проиллюстрированы таблицами и графиками, около пятидесяти страниц.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»

Источник

Валовой региональный продукт на душу населения по регионам России в 2019 году

рейтинг регионов по врп на душу населения. картинка рейтинг регионов по врп на душу населения. рейтинг регионов по врп на душу населения фото. рейтинг регионов по врп на душу населения видео. рейтинг регионов по врп на душу населения смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг регионов по врп на душу населения.

Валовой региональный продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. Одновременно ВРП представляет собой валовую добавленную стоимость, созданную резидентами региона, и определяется как разница между выпуском и промежуточным потреблением, ВРП рассчитывается в текущих основных ценах и в постоянных ценах. Основные цены включают цены производства данной отрасли, величину субсидий на продукты, но не включают налоги на продукты.

Открытый характер экономик субъектов Российской Федерации существенно затрудняет четкое определение границ производства и оценку размеров добавленной стоимости, создаваемой на экономической территории региона. Кроме того, учет добавленной стоимости на региональном уровне осложняет получившее широкое распространение в последние годы построение корпораций на принципах вертикальной или горизонтальной интеграции. Действующие нормы и порядок ведения бухгалтерского учета не позволяют оценить выпуск и затраты на производство для каждой из производственных единиц, входящих в интегрированную корпорацию, в силу чего оценка добавленной стоимости по этим единицам носит достаточно условный характер. В результате этого в регионах, где располагаются головные структуры интегрированной корпорации, добавленная стоимость несколько завышается, тогда как в регионах, где располагаются отдельные подразделения этих компаний, добавленная стоимость, напротив, занижается.

Отдельные виды экономических операций, в силу их специфики, не подлежат учету в региональном разрезе, а учитываются только по стране в целом и включаются в оценки ВВП России, что является одной из особенностей методологии расчета региональных показателей системы национальных счетов. Так, при расчете ВРП не учитывается добавленная стоимость, создаваемая в результате мультирегиональной деятельности. В основном это касается производства услуг коллективного потребления, в частности, деятельности в области обороны страны, части услуг государственного управления и некоторых других услуг, оказываемых обществу в целом за счет средств федерального бюджета. Не учитывается также деятельность финансовых посредников, которая редко ограничивается рамками отдельных регионов.

По итогам 2019 года ВРП на душу населения в России был равен 645 982,2 руб., что на 31649 руб. выше значения 2018 года.

Лидирующие позиции по этому показателю занимали:

— Ненецкий автономный округ — 7 530 485 руб.;
— Ямало-Ненецкий автономный округ — 5 710 467 руб.;
— Ханты-Мансийский автономный округ-Югра — 2 733 623 руб.;
— Сахалинская область — 2 400 858 руб.;
— Чукотский автономный округ — 1 898 635 руб.

Наиболее низкий ВРП на душу населения по регионам:

— Республика Дагестан — 231 886 руб.;
— Карачаево-Черкесская Республика — 197 658 руб.;
— Кабардино-Балкарская Республика — 197 218 руб.;
— Чеченская Республика — 164 617 руб.;
— Республика Ингушетия — 145 723 руб.

Источник

Рейтинг социально-экономического положения регионов – 2019

По заказу РИА Новости агентство РИА Рейтинг на основе данных официальной статистики подготовили рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2018 года.

Среднее значение интегрального рейтинга всех регионов выросло с 39,4 по итогам 2017 года до 41,6 баллов по итогам 2018 года, а медианное значение – с 39,6 до 40,0 (диапазон значений от 1 до 100 баллов). Число регионов, интегральный рейтинг которых превышает 50 баллов, выросло с 20 по итогам 2017 года до 22 по итогам 2018 года, при этом число регионов с интегральным рейтингом ниже 25 баллов снизилось с 17 до 12.

Первые места в рейтинге занимают Москва и Санкт-Петербург, у которых интегральный рейтинг превышает 80 баллов. Еще у трех регионов – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Московской области и Республики Татарстан интегральный рейтинговый балл по итогам 2018 года выше отметки 75. Значение интегрального рейтингового балла следующих за ними в рейтинге регионов уже ниже 70. По сравнению с 2017 годом состав первой пятерки не изменился. Являясь лидерами социально-экономического развития, данные регионы обеспечивают около 40% суммарного регионального ВРП.

Как уже было отмечено, в 2018 году интегральный рейтинг вырос в большинстве регионов РФ. Лидером по росту интегрального рейтинга стали Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Тюменская область, у которых его значение выросло более чем на 6 баллов. В 2018 году у Ханты-Мансийского автономного округа – Югры довольно существенно увеличился объем производства товаров и услуг, повысились доходы консолидированного бюджета, снизился уровень долговой нагрузки, сократился уровень безработицы и улучшился ряд других показателей. Отметим, что в 2018 году в регионе впервые за много лет произошло увеличение добычи нефти. В Тюменской области в 2018 году также улучшилось большинство показателей, учитываемых при составлении рейтинга, среди которых: объем производства товаров и услуг, инвестиции в основной капитал, доходы консолидированного бюджета, уровень безработицы и ряд других. Еще у четырех регионов интегральный рейтинг повысился более чем на 5 баллов. Это Ямало-Ненецкий автономный округ, Ленинградская область, Оренбургская область, Кемеровская область. Все регионы лидеры по росту рейтингового балла входят в первую тридцатку рейтинга, почти у всех интегральный рейтинг по итогам 2018 года превышает 50 баллов, и у всех наблюдается рост позиций в рейтинге. Примечательно, что за исключением Ленинградской и Кемеровской областей, экономика всех вышеперечисленных регионов имеет нефтегазодобывающий характер.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

© 2021 РИА РЕЙТИНГ, Все права защищены. Условия использования материалов РИА Рейтинг. Настоящий ресурс может содержать материалы 18+.

Источник

Минэкономики определило регионы — лидеры и аутсайдеры по росту экономики

рейтинг регионов по врп на душу населения. картинка рейтинг регионов по врп на душу населения. рейтинг регионов по врп на душу населения фото. рейтинг регионов по врп на душу населения видео. рейтинг регионов по врп на душу населения смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг регионов по врп на душу населения.

Экономика Сахалинской области сократится в предстоящие пять лет на 14,6%, или на 3,1% в среднем за год, а еще в девяти российских регионах среднегодовой рост будет минимальным — не более 1,5%. Это следует из прогноза социально-экономического развития России на 2020–2022 годы, подготовленного Минэкономразвития и внесенного в Госдуму вместе с проектом бюджета (см. инфографику).

рейтинг регионов по врп на душу населения. картинка рейтинг регионов по врп на душу населения. рейтинг регионов по врп на душу населения фото. рейтинг регионов по врп на душу населения видео. рейтинг регионов по врп на душу населения смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг регионов по врп на душу населения.

Где роста почти не будет

Сахалинская область с населением 490 тыс. человек — единственный регион, в котором Минэкономразвития прогнозирует отрицательную динамику валового регионального продукта (ВРП) в течение всего прогнозного периода, то есть до 2024 года. Как отмечает ведомство, это обусловлено сокращением объемов производства в нефтегазовом секторе на острове.

Главные нефтегазовые проекты в регионе — это «Сахалин-1» и «Сахалин-2». По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, в рамках проекта «Сахалин-1» сокращение добычи носит плановый характер и обусловлено планом освоения. «Там полка уже достигнута, они вышли на свой прогнозный потолок. Что касается новых проектов («Сахалин-4», «Сахалин-5»), там ситуация оказалась тяжелее, и пока не ясно, когда можно будет рассчитывать на новые перспективные проекты», — пояснил он.

На нефтегазовой игле

В 2018 году рост ВРП Сахалинской области составил 4,9%, а добыча полезных ископаемых выросла на 5%. Она обеспечивает почти 64% сахалинской экономики.

Однако, как следует из оценок Минэкономразвития, добыча нефти на проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» к 2024 году снизится почти на 33% относительно 2019 года, до 11 млн т, а добыча газа — на 9%, до 18,1 млрд куб. м.

До 2018 года 75% доходов от налога на прибыль проекта «Сахалин-2» поступало в бюджет региона, 25% — в федеральный бюджет. Минфин предлагал перераспределить доходы зеркально, отправляя 75% в федеральный бюджет, чтобы направлять эти средства на проекты по всему Дальнему Востоку. В итоге переговоров региональные и федеральные власти пришли к компромиссу, и теперь налог на прибыль распределяется поровну между региональным и федеральным бюджетами.

В прошлогоднем прогнозе министерства ожидания относительно Сахалинской области были немного оптимистичнее, однако тоже лежали в отрицательной плоскости. Среднегодовое сокращение ВРП в 2019–2024 годах предполагалось на уровне 2%.

Как сообщили РБК в пресс-службе правительства Сахалинской области, в 2019 году объем ВРП, по оценке, вырастет на 2,1%. В 2024 году по сравнению с 2019 годом ВРП возрастет на 13,3% номинально, но в сопоставимых ценах (в реальном выражении) сократится на 14,6%, как и прогнозирует Минэкономики. Снижение обусловлено сокращением объемов производства в нефтегазовом секторе: в частности, добыча нефти на «Сахалине-1» сократится за пять лет на 32%, на «Сахалине-2» — на 36%, говорится в ответе.

Аутсайдеры роста

Также год назад Минэкономразвития прогнозировало сокращение ВРП в Ингушетии в среднем на 0,8% в год до 2024 года. А сейчас республика уже не попала в десятку регионов с самым низким прогнозным ростом.

В остальных субъектах-аутсайдерах Минэкономразвития ожидает рост, но минимальный: в Ханты-Мансийском автономном округе — 0,2%, в Республике Коми — 0,6%, в Костромской области — 0,7%.

Главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич полагает, что роста в этих регионах может не быть вовсе. «ХМАО, Коми — нефтедобывающие регионы с достаточно старой добычей нефти и газа; угля там больше не становится. А Кострома — на чем расти? Депрессивный регион: ни инвестиций, ни живой экономики», — заметила она.

Министерство отмечает закономерность: в регионах с высокой долей добывающей промышленности темпы роста инвестиций более низкие, — и приводит примеры: ХМАО, Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область, Сахалин.

Замыкают десятку регионов — ожидаемых аутсайдеров Пермский край и Челябинская область, там прогнозируется среднегодовой рост ВРП на 1,6%.

рейтинг регионов по врп на душу населения. картинка рейтинг регионов по врп на душу населения. рейтинг регионов по врп на душу населения фото. рейтинг регионов по врп на душу населения видео. рейтинг регионов по врп на душу населения смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг регионов по врп на душу населения.

В пресс-службе минэкономразвития Челябинской области РБК пояснили, что в материалах федерального министерства содержатся показатели предварительного базового прогноза, учитывающего «внешние факторы, потенциально сдерживающие рост экономики». При этом есть еще и целевой вариант, который «основан на снятии внешних ограничений за счет реализации внутреннего потенциала региона». «В соответствии с целевым вариантом рост ВРП Челябинской области в 2020–2024 годах прогнозируется в среднем на уровне 3,4% в год», — сообщили в пресс-службе. Рост будет обеспечен «положительной динамикой в таких традиционных для региона отраслях, как металлургия и машиностроение, а также развитием перспективных специализаций, в том числе в сфере создания и производства композитных материалов, приборостроения, информационных технологий, сельского хозяйства и переработки пищевой продукции».

Где экономика будет расти

У регионов — лидеров экономического роста среднегодовой рост ВРП составит 4–8,8%, рассчитывает Минэкономразвития. Наилучший результат должны показать Чукотка (8,8%), Иркутская (8,7%), Амурская (6,1%), Магаданская (5,4%) области (см. инфографику).

рейтинг регионов по врп на душу населения. картинка рейтинг регионов по врп на душу населения. рейтинг регионов по врп на душу населения фото. рейтинг регионов по врп на душу населения видео. рейтинг регионов по врп на душу населения смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг регионов по врп на душу населения.

Рост в этих регионах будет связан с реализацией инвестиционных проектов (ввод новых производств, наращивание объемов производства) в лидирующих для этих регионов направлениях, поясняет министерство. Это добывающая промышленность (уголь, нефть, золото, алмазы), переработка добытого сырья (нефть, лес, золото), машиностроение, фармацевтика, химическое производство, торговля, строительство.

Зубаревич предположила, что прогноз, в частности, обусловлен строительством в Амурской области газоперерабатывающего завода, наращиванием добычи нефти и строительством газоперерабатывающего завода в Иркутской области, расширением золотодобычи на Чукотке и в Магаданской области.

Эффект базы

Заметный рост экономики может объясняться эффектом низкой базы, предупреждает Зубаревич: в таких регионах, как Магаданская область, Адыгея, рост будет более заметен за счет невысоких стартовых позиций.

Экономика Чукотки, по прогнозу Минэкономразвития, вырастет на 47% за пять лет, но сама по себе она невелика — лишь 0,1% суммарного ВРП всех российских регионов. Такая же доля у Адыгеи, а доля Магаданской области — 0,2%.

Аналогично и с отрицательными показателями у субъектов с высокой базой: у Сахалина был «зашкаливающий ВРП», который теперь немного сокращается, но в процентах это сильно заметно, говорит глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин. Сахалинская область занимает четвертое место в России по показателю ВРП на душу населения, по данным Росстата.

Красноярский край по прогнозным темпам роста ВРП тоже попадает в десятку слабейших — но регион представляет одну из крупнейших экономик страны, занимая девятое место по объему ВРП, подчеркивает пресс-служба губернатора и правительства этого региона. Основу экономики составляют добыча углеводородов и цветная металлургия, сконцентрированные в нескольких крупных компаниях. «Экономика такого типа неизбежно развивается неравномерными темпами. Крупные инвестиционные проекты требуют длительного времени на подготовку и реализацию. Только после завершения строительства, выхода на промышленную эксплуатацию новых объектов происходит очередное увеличение валового продукта», — говорится в комментарии пресс-службы.

Региональное неравенство пока непобедимо

Российские регионы очень сильно дифференцированы по экономическому развитию и уровню жизни. В составленном Всемирным банком рейтинге Россия вошла в тройку лидеров по региональному неравенству среди стран Европы и Центральной Азии. По данным Минэкономразвития, уровень бедности в субъектах варьируется от 6 до 40% от численности их населения. Целевые показатели по снижению уровня бедности составлены для регионов с учетом необходимости снижения дифференциации регионов по уровню жизни.

«Вместе с тем в силу очень разных стартовых условий к 2024 году даже в целевом сценарии дифференциация субъектов по этому признаку [уровня жизни] сохранится, однако ее степень существенно снизится», — признает Минэкономразвития в своем прогнозе.

В свою очередь, Минфин в «Основных направлениях бюджетной политики» до 2022 года указывает, что одна из целей правительства — сокращение дифференциации в уровне экономического развития регионов, в том числе за счет стимулирующих механизмов для регионов с низким уровнем развития.

Губернаторов оценят по нацпроектам

В списке 15 пунктов. Среди них: объем инвестиций в основной капитал, производительность труда в базовых несырьевых отраслях, количество высокопроизводительных рабочих мест, уровень бедности. Для каждого субъекта Минэкономразвития разработало целевые значения этих показателей с учетом региональных особенностей и уровня социально-экономического развития.

Как отмечает ведомство в своем прогнозе, меры государственной политики федерального уровня настроены таким образом, чтобы стимулировать инвестиции в несырьевых секторах обрабатывающей промышленности.

Более высокие темпы роста инвестиций прогнозируются в Липецкой области, Санкт-Петербурге, Новосибирской, Тульской, Калужской областях, традиционно имеющих специализацию в области обрабатывающих производств и транспортировки. Более низкие темпы роста инвестиций Минэкономразвития ожидает в регионах с высокой долей добычи: Магаданской, Сахалинской, Тюменской областях, Якутии, Чукотском автономном округе, ХМАО, ЯНАО, НАО.

Влияют ли на карьеры губернаторов экономические показатели региона

В марте Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР) выпустил доклад, в котором проанализировал влияние социально-экономических факторов при назначении центром глав регионов. Эксперты пришли к выводу, что прямой зависимости между успехами или неудачами региона в экономическом развитии и сменой глав субъекта нет, в кадровых решениях по высшим должностным лицам присутствует фактор «случайности».

Авторы исследования полагают, что социально-экономические факторы (рост экономики, увеличение бюджета, повышение уровня жизни) должны прийти на смену «ситуативно-личностным, политическим факторам» при назначении врио губернаторов.

Но опрошенные РБК эксперты не считают, что прогноз Минэкономразвития по темпам экономического роста регионов и других социально-экономических показателей прямо повлияет на положение губернаторов.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что не стоит абсолютизировать многочисленные KPI для губернаторов. «Во-первых, очевидно, что не по всем из них можно быть лидером. Во-вторых, сложно говорить о прямой зависимости всех экономических процессов от действий власти — тем более что экономика части регионов привязана к конъюнктуре внешних рынков. В-третьих, ключевые кадровые решения принимаются все же по политическим или эмоциональным, а не экономическим соображениям», — сказал он.

Темпы роста ВРП — критерий, на который губернатор не может повлиять, отмечает Зубаревич. «Не губернатор решает, что пойдут какие-то деньги на золотодобычу на Чукотке. И уж точно не губернатор Амурской области решает, что там будет газоперерабатывающий завод», — пояснила она.

По словам Костина, социально-экономическое положение в регионе — один из самых важных критериев для оценки его руководства. «Конечно, если регион будет аутсайдером или будет сильно отставать от целевых показателей, которые есть в нацпроектах, то это будет негативно сказываться на карьере губернаторов и отношении к ним как на федеральном, так и на региональном уровне», — подчеркнул он. Однако он предостерегает от «бухгалтерского подхода» в оценках эффективности губернаторов. Для этой задачи более подходит не рост ВРП, а уровень жизни населения. «Политические последствия вытекают из такого показателя, как социальное самочувствие, которое зависит от качества жизни, а не от формальных процентных показателей», — заметил политолог.

Политическая устойчивость губернаторов пока слабо коррелирует с прогнозами экономического развития регионов. Так, глава Иркутской области коммунист Сергей Левченко попал в сентябрьский рейтинг политической устойчивости глав субъектов с истекающими в 2020 году полномочиями с оценкой высокой вероятности отставки, хотя среднегодовой рост ВРП Иркутской области прогнозируется почти на самом высоком уровне в стране — 8,7%. В то же время политологи говорят о высоком риске отставки и некоторых руководителей субъектов с падающей экономикой — в частности, Натальи Комаровой (ХМАО) и Сергея Ситникова (Костромская область).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *