рейтинг развития регионов по уровню развития гчп
Рейтинг регионов. Лидеры и аутсайдеры по уровню развития ГЧП
Опубликован рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства за 2020 год. Позиция в рейтинге складывалась из оценки трех факторов: оценка результатов реализации проектов ГЧП в 2020 году и в предшествующие годы, а также оценка работы органов власти, их открытости для инвесторов и готовности оказывать поддержку проектам ГЧП, говорится в сообщении Минэкономразвития РФ.
В топ-5 субъектов России по уровню развития ГЧП первое место заняла Московская область, следом идут Республика Саха (Якутия), Москва, Санкт-Петербург и Ямало- Ненецкий автономный округ.
— Залог успеха регионов-лидеров – это запуск масштабных инфраструктурных проектов в 2020 году, а также эффективная работа органов власти, открытость для инвесторов и готовность оказывать поддержку проектам ГЧП, — прокомментировал результаты заместитель министра экономического развития России Илья Торосов.
Двенадцать субъектов РФ продемонстрировали снижение уровня развития государственно-частного партнерства за 2020 год – Свердловская, Рязанская, Иркутская, Амурская, Вологодская, Тамбовская, Кировская области, а также Республики – Чувашская, Татарстан, Алтай, Крым и Красноярский край. Их позиции снизились в рейтинге 2020-го года по сравнению с 2019-м на 15 и более пунктов.
Более всех понизила свои позиции Тамбовская область, переместившись с 8-го места в рейтинге 2019-го года на 50-е по итогам 2020-го, падение составило 42 пункта. На 41 пункт понизил свою позицию в рейтинге Красноярский край – с 15-го на 56-е место. Республика Крым переместилась с 44-го места на 72-е – снижение составило 28 пунктов.
С 9-го места сместилась на 30-е место Иркутская область – позиция понизилась на 21 пункт по сравнению с 2019-м годом. На 20 пунктов «упали» в рейтинге сразу два субъекта РФ – Амурская область (с 12-го на 32-е место) и Республика Алтай (с 50-го на 70-е). Снижение Вологодской области составило 18 пунктов – регион переместился с 26-го места на 44-е. Кировская область переместилась на 17 пунктов ниже – с 36-го места на 53-е. Снижение Чувашской Республики составило 16 пунктов – с 35-го на 51-е место. Республика Татарстан переместилась с 51-го на 67-е место – снижение на 16 пунктов.
Сразу два субъекта РФ продемонстрировали падение на 15 пунктов – Свердловская область (с 7-го места на 22-е) и Рязанская область (с 45-го места на 60-е).
В пятерку регионов аутсайдеров вошла Кабардино-Балкарская Республика (81-е место), Ненецкий автономный округ (82), Республика Северная Осетия-Алания (83), Республика Калмыкия (84), Республика Ингушетия (85).
Справка.
Рейтинг формируется в соответствии с методикой расчета показателя «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства (ГЧП) в субъекте Российской Федерации» за 2020 год.
Ранжирование субъектов РФ производится Минэкономразвития РФ и независимыми экспертными организациями – «ОПОРА РОССИИ», Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Российская экономическая школа, ООО «Первая инфраструктурная».
Ямал вошел в топ-5 регионов по развитию партнерства власти и бизнеса
Итоги рейтинга озвучил замглавы министерства экономического развития Илья Торосов. Анализ результатов взаимоотношения власти и бизнеса проводился по всем 85 субъектам РФ.
Что позволяет округу активно привлекать частные инвестиции?
Безусловно, инструменты государственно-частного партнерства округ планирует использовать и в дальнейшем в самых перспективных и важных для Ямала проектах. Так, одним из них станет создание туристического кластера на Полярном Урале.
Кстати
Рейтинг уровня развития государственно-частного партнерства составляется ежегодно. В оценке принимают участие 85 субъектов России. При формировании учитывается опыт регионов в реализации проектов, развитие институциональной среды и нормативно-правовое обеспечение сферы государственно-частного партнерства.
Все о ГЧП и концессиях в России плюс рейтинг регионов по ГЧП: аналитика от Минэкономразвития
Минэкономразвития России впервые подготовило информационно-аналитический обзор о развитии ГЧП в России на основе официальных статистических данных ГАС «Управление».
Открыть Обзор на сайте Минэкономразвития
Распределение объема инвестиций в концессионные соглашения по источникам финансирования
Напомним, в декабре 2019 специально к VI Общероссийскому форуму «Частные операторы коммунальной инфраструктуры» Национальный Центр ГЧП при поддержке ИнфраВЭБ выпустили аналитический обзор «ГЧП в коммунальной инфраструктуре и благоустройстве», в котором представил срез по применению ГЧП в отрасли и основные типовые решения. По данным Центра, в России в коммунальной сфере реализуется 2769 проектов на 722 млрд рублей, и сконцентрированы они, в основном, в муниципалитетах.
Одновременно с аналитическим обзором Минэкономразвития сформировало рейтинг регионов по уровню развития сферы государственно-частного партнерства за 2019 год.
Открыть рейтинг на сайте Минэкономразвития
В первой десятке Самарская область, Москва, Московская и Нижегородская области, Пермский край, ХМАО-Югра, Свердловская, Тамбовская, Иркутская, Новосибирская области.
Показатель «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации» рассчитывается в настоящее время по временной, переходной методике. Она была утверждена Минэкономразвития в ноябре 2019 года. В частности, к оценке показателей институциональной среды и нормативно-правового обеспечения государственно-частного партнерства в субъектах РФ привлекаются независимые экспертные организации. Фактические данные о проектах основаны на информации ГАС “Управление”.
Предполагается, что рейтинг по итогам 2020 года будет рассчитан уже по новой методике.
«Чижик» полетел
Лидирующую позицию по уровню развития ГЧП Северная столица занимала и в прошлогоднем рейтинге. Еще годом ранее город находился на пятом месте. По словам председателя комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Романа Голованова, сейчас власти сопровождают порядка 30 ГЧП-проектов высокой социальной значимости, которые находятся на разных стадиях реализации.
Ежемесячно услугами частной трамвайной линии пользуются более 1,5 миллиона человек.
Реализация проекта продолжается. К началу нового учебного года в Красногвардейском районе начнут функционировать два новых маршрута: по Ириновскому проспекту до улицы Передовиков и по улице Потапова до нового трамвайного депо, строительство которого завершится в ближайшее время. Одновременно один из действующих маршрутов продлят по Ириновскому проспекту и Рябовскому шоссе до железнодорожной станции Ржевка.
Как отметил врио губернатора Петербурга Александр Беглов, опыт реализации этого концессионного соглашения позволит в дальнейшем привлекать частные инвестиции в создание трамвайных линий, что выгодно для города. В перспективе подобную модель и новые технологии могут использовать в Колпино, Шушарах, Красном Селе, Рыбацком.
Помимо уже традиционных сфер ГЧП, таких как транспорт и социальная инфраструктура, за прошедший год петербургские власти адаптировали и применили механизм концессионных соглашений для реализации гостиничных проектов.
В том числе речь идет о строительстве глубоководного порта в Архангельске.
Михаил Расстригин, заместитель министра экономического развития РФ:
— Инструмент государственно-частного партнерства востребован. Об этом говорят и изменения в законодательстве, которые появляются в последнее время. Недавно у нас появилась возможность реализовывать ГЧП-соглашения в сфере информационных технологий.
Такое взаимодействие бизнеса и власти позволяет сбалансировать риски. Сейчас концессионеры стали прибегать к инструментам Фабрики проектного финансирования для привлечения синдицированных кредитов в свои проекты. Это позволяет реализовать гораздо более масштабные начинания, чем раньше, и удешевить проекты.
Первый рейтинг по уровню развития ГЧП возглавил Сургут
Сургут стал лидером рейтинга городов по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП), составленного Национальным центром ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ). Как подчеркивается в исследовании, это первый в России рейтинг, сконцентрированный на специфике ГЧП в городах: при его составлении учитывались три критерия – развитие институциональной среды, нормативно-правовая база и проектный опыт.
Всего в рейтинг Национального центра ГЧП вошло 100 городов, при этом Москва и Санкт-Петербург не были включены в него из-за «несоразмерного объема городской экономики и возможностей в доходной части». Всего было проанализировано 189 реализованных ГЧП-проектов с общим объемом инвестиций 321,7 млрд руб., при этом на десятку лидеров пришлось 51,6% от этой суммы – 166,1 млрд руб.
Самое большое количество проектов ГЧП реализует Новосибирск (18 шт.), но наибольший объем инвестиций зафиксирован в Волгограде – 88,9 млрд руб. По отраслевой специфике преобладают проекты, связанные с созданием социальной (85) и коммунально-энергетической инфраструктуры (64), при этом коммуналка стала лидером по объемам инвестиций в ГЧП-проекты (291,7 млрд руб.).
Города-лидеры характеризует отлаженная система управления ГЧП-проектами на уровне органов местного самоуправления, информационная работа по привлечению инвесторов, повышение квалификации сотрудников в сфере ГЧП, наличие четких планов, а также методических рекомендаций по заключению концессий и соглашений о ГЧП, подчеркивается в исследовании.
Последние строчки рейтинга заняли такие города, как Братск, Королев, Симферополь, Псков и Стерлитамак. Все они не имеют опыта реализованных проектов, что является определяющим фактором. Нет у них также институциональных условий и нормативно-правовой базы для развития ГЧП.
«Среди факторов, негативно влияющих на позиции в рейтинге, можно отметить слабое межведомственное взаимодействие при подготовке проектов, неопределенность в полномочиях органа, уполномоченного на координацию сферы ГЧП, неэффективность проектного управления, – рассказывает генеральный директор Национального центра ГЧП Павел Селезнев. – Также определенное влияние оказывает информационная закрытость ряда городов в части планируемых к запуску проектов. Кроме того, часто присутствуют проблемы с наличием профильных компетенций у сотрудников органов власти, необходимых для качественной подготовки проектов». Селезнев отмечает, что большинство указанных проблем решается подключением городов к платформе «Росинфра», в рамках которой действует проектный офис, позволяющий заниматься подготовкой ГЧП-проектов в онлайн-режиме.
Примечательно, что ни один из сотни городов, вошедших в рейтинг, не получил одинаково высокие баллы по всем трем критериям. Выяснилось, что у 86% городов нет рекомендаций для частных инвесторов о том, как инициировать и реализовать проект ГЧП. У 32% отсутствует утвержденный порядок межведомственного взаимодействия на время жизненного цикла проектов. А у 61% муниципалитетов этот порядок есть, но пропущены те или иные этапы. Кроме того, у специалистов из 55% городов нет необходимой квалификации.
«В национальных целях развития, которые поставлены перед нами на ближайшие 10 лет, особое место отводится повышению качества жизни населения страны, – отмечает первый заместитель председателя, член правления ВЭБ.РФ Николай Цехомский. – Этого невозможно достичь без преобразования городской среды, создания современных инфраструктурных объектов, что потребует привлечения внебюджетных инвестиций».
Совместно с партнерами госкорпорация готова вложить в проекты развития городов около 1 трлн руб. В частности, ВЭБ оказал содействие Минпросвещения в разработке обновленной госпрограммы «Развитие образования» и готов софинансировать и привлекать банки-партнеры к строительству школ. «Мы для себя определили ключевые направления городской экономики среди которых: городской транспорт, образование, экология и т.д.», – говорит Цехомский. – Для эффективной реализации инвестиционных проектов по этим направлениям мы планируем создать систему оценки – Индекс качества жизни в городах».