рейтинг радиоуправляемых самолетов для начинающих
ТОП-10 детских радиоуправляемых вертолетов и самолетов [Рейтинг и гид по выбору]
Радиоуправляемые самолеты и вертолеты – увлекательные игрушки, которые интересны и детям, и взрослым.. Научившись управлять вертолетом, можно пробовать зависать в воздухе, менять направление полета и показывать другие чудеса пилотирования. В продаже есть множество летательных аппаратов, предназначенных для детей любого возраста.
Название | Возраст | Материалы | Тип управления | Тип питания | Цены, руб |
---|---|---|---|---|---|
Вертолет Syma Phantom (S107G) 22 см | от 14 лет | металл, пластик | ИК-управление | встроенный аккумулятор | 1173 |
Вертолет WL Toys Sky Leader (V913) 54 см | от 14 лет | металл, пластик | радиоуправление | съемный аккумулятор | 9000 |
Вертолет Syma гражданский (S5) 23 см | от 14 лет | металл, пластик | ИК-управление | встроенный аккумулятор | 1320 |
Вертолет WL Toys V911 21.5 см | металл, пластик | радиоуправление | съемный аккумулятор | 3000 | |
Вертолет WL Toys V912 | от 14 лет | металл, пластик | радиоуправление | 4289 | |
Вертолет Syma Apache AH-64 (S109G) | пластик | ИК-управление | встроенный аккумулятор | 1150 | |
Вертолет Syma Fregata (F3) 24.5 см | пластик | радиоуправление | съемный аккумулятор | 190 | |
Вертолет Syma Apache AH-64 (S023G) 1:32 40.6 см | от 7 лет | радиоуправление | встроенный аккумулятор | 250 | |
Вертолет WL Toys V388 23 см | металл, пластик | ИК-управление | съемный аккумулятор | 1520 | |
Самолет WL Toys Sky King (F959) 56.5 см | от 14 лет | радиоуправление | съемный аккумулятор | 4169 |
Особенности и принцип работы
Игрушка представляет собой модель летательного устройства с приемником. На него подается сигнал от передатчика на пульте управления. С помощью кнопок или джойстика можно задать направление движения, скорость. Выпускаются простые модели для новичков, управляемые с расстояния до 100 м. Они легкие, имеют минимальный набор функций. Профессиональные имеют дальность полета до 6 км.
Как выбрать
К выбору такой игрушки нужно отнестись ответственно. Она должна быть не только интересной для ребенка, но и безопасной.
Возраст
Такая игрушка должна соответствовать возрасту ребенка. Малышам сложно справиться с пилотированием, поэтому рекомендуется покупать самолеты или вертолеты детям от 5 лет. Обычно производитель указывает, для какого возраста предназначена игрушка.
Масштаб
Масштаб показывает, насколько модель уменьшена по сравнению с натуральной величиной. Самые большие самолеты и вертолеты имеют масштаб 1:5 или 1:6. Для маленьких детей лучше приобретать небольшие легкие модели. Они предназначены для полетов в помещении или при отсутствии ветра. Управлять ими легче, чем тяжелыми габаритными самолетами. Их масштаб составляет 1:10 или 1:13.
Тип управления
Сигнал управления таким игрушкам передается с помощью радиочастот, инфракрасного излучения или WI-Fi:
Тип мотора
Встречаются модели на двигатели внутреннего сгорания, но они сложнее и тяжелые. Более популярны летательные аппараты на электронном двигателе. Он бывает коллекторным и бесколлекторным.
Дальность управления
Для развлечения достаточно модели с небольшим радиусом управления. Главное, чтобы летательное устройство находилось в поле зрения. Для профессиональных полетов с камерой или соревнований нужна модель, которая бы могла улетать на несколько сотен метров.
Количество каналов связи
Чем больше каналов связи, тем вертолет или самолет будут маневренней. По одному каналу передаются сигналы о движении вверх-вниз по другому – вперед-назад. Самые простые модели – 2 или 3 канальные. Более сложные профессиональные, позволяющие показать чудеса пилотажа, работают на 4-5 каналах.
Питание
Работает летательное устройство от аккумулятора, который нужно заряжать. Но потребуется приобрести еще батарейки для пульта управления. Обычно нужны АА или ААА.
Наличие камеры
Камера позволяет не только снимать видео с любого ракурса. Полет с видеонаблюдением дает возможность ощутить его реальность.
Вертолет или самолет на радиоуправлении – это сложная, но интересная игрушка. Чтобы ребенок справился и быстро не потерял интереса, нужно ее правильно выбрать.
ТОП-3 самых крутых радиоуправляемых модели самолетов от WLtoys
Доброго времени суток, наши уважаемые читатели. В этой статье мы поговорим про радиоуправляемые модели самолетов WLtoys. Китайский производитель известен, в первую очередь, своими вертолетами и квадрокоптерами, но в его модельном ряду есть и несколько самолетов. Они будут интересны, в первую очередь, начинающим пилотам, не готовым отдавать за первую модель на радиоуправлении крупную сумму денег.
Популярные модели
Радиоуправляемые самолеты Wltoys представлены 3 моделями:
Все они сравнительно недорого стоят, и, по сути, относятся к категории радиоуправляемых игрушек. Впрочем, это совершенно не означает, что они плохо летают или обладают неудобным управлением. Как раз наоборот — начинающим пилотам самолеты Wltoys можно рекомендовать к покупке.
Стоимость F949 в китайских онлайн магазинах составляет около 40$. Это небольшая сумма за столь удачный летательный аппарат. F949 является копией настоящего самолета Cessna-182, о чем сообщает надпись на коробке. Кстати, коробка оснащена ручкой, что решает вопрос с транспортировкой.
Корпус модели выполнен из плотного пенопласта, что самым положительным образом сказывается как на весе, так и на прочности самолета. F949 способен без каких-либо серьезных повреждений пережить десятки падений и столкновений. Самолетик поставляется в собранном виде, необходимо лишь закрепить крылья к фюзеляжу, что совершенно не сложно сделать.
Производитель комплектует F949 удобным пультом управления. Речь идет о бюджетной аппаратуре, но со своими задачами она справляется отлично. 3-х канальный трансмиттер функционирует на частоте 2.4 ГГц и обеспечивает устойчивую связь с самолетом в радиусе 200 метров. Пульт оснащен небольшим дисплеем для служебной информации, а для его работы необходимы 6 батареек АА.
Аккумулятора хватает на 23-25 минут полета, но многое зависит от силы ветра. Лучше всего запускать летательный аппарат в безветренную погоду. Несильные порывы не станут для него непреодолимым испытанием, но усложнят управление.
Можно констатировать, что у Wltoys получилось создать отличную модель. F949 несложен в управлении, но следует быть готовым к тому, что первые 5-10 запусков завершатся быстрыми падениями. Прочный и легкий корпус обладает достаточной прочностью, а единственный пропеллер разгоняет небольшой самолетик до приличных скоростей.
F939 является копией гоночного самолета Pole Cat, выполненной в масштабе 1:10. Корпус аппарата сделан из EPS пластика и отличается высокой прочностью. Используется 4-х канальная аппаратура управления, что позволяет добиться полного контроля над самолетом.
Стоимость F939 составляет около 50$. Самолет очень быстрый и маневренный, на нем можно выполнять фигуры пилотажа. Интересно, что, хотя используется точно такой же пульт управления, как и в модели F949, дальность сигнала составляет лишь 150 метров. Впрочем, считать это недостатком вряд ли можно, так как продолжительность полета не превышает 7 минут. Автономность действительно оставляет желать лучшего, и объясняется не только малой емкостью аккумулятора, но и весом самолета.
Благодаря 6-ти осевому гироскопу, F939 сохраняет устойчивость даже при самых резких маневрах. Модели с гироскопом более удобны в управлении, с ними легче справиться, особенно если у начинающего пилота нет опыта, или он привык запускать квадрокоптеры.
Самый крупный беспилотник в обзоре и самый необычный. Начнем с того, что модель F959 лишена шасси, а толкающий пропеллер расположен не на носу фюзеляжа, а по его центру. Аппарат запускается в небо с рук — его нужно подбросить и добавить газа. Большие крылья (размер составляет 750 мм) позволяют самолету уверенно планировать в небе.
Конструкция пропеллера складываемая, что облегчает транспортировку. Модель поставляется в собранном виде, необходимо лишь прикрепить крылья к корпусу из пенопласта. Корпус очень прочный, и, если вы не будете специально его ломать, выдержит немало падений.
Пульт управления аналогичный тому, что применен в моделях F939 и F949. Трехканальный трансмиттер работает на частоте 2.4 ГГц. Дальность связи достигает 200 метров, и это хороший показатель.
На беспилотник можно установить камеру Wltoys (продается отдельно). Правда, ожидать высокого качества видео не приходится. Видеокамера подойдет лишь самым нетребовательным пользователям и даже хорошо, что ее нет в комплекте.
Аккумулятора хватает на 15 минут полета, что в целом можно считать неплохим результатом. Из дополнительных аксессуаров, помимо камеры, для F959 доступна светодиодная подсветка, располагаемая на фюзеляже и на крыльях. Однако она заметно уменьшает длительность полета, хотя в ночном небе самолет смотрится очень эффектно.
Стоимость F959 составляет 75$.
Как выбрать
Мы рассмотрели 3 бюджетные модели Wltoys. Это очень простые, но, тем не менее, удобные в управлении самолеты. Конечно, они уступают 6-ти канальным беспилотникам, обладают минимальной функциональностью, лишены качественных регуляторов хода. С другой стороны, в полете они похожи на гораздо более дорогие аппараты.
Лучшим выбором нам представляется модель F949. Она не только самая дешевая, но и обладает хорошей дальностью и длительностью полета. Достаточно докупить 1 запасной аккумулятор, чтобы увеличить время полета почти до часа.
Если необходима модель для съемки видео, то единственный самолет Wltoys, обладающий такой функциональностью, это F959. Правда, камеру придется докупать отдельно, а качество видео будет ниже среднего. Скорее, эту модель можно посоветовать тем, кто хочет получить большой беспилотник за сравнительно небольшую стоимость.
Что касается F939, то это самолет для быстрых полетов и для выполнения фигур пилотажа. Это единственная 4-х канальная модель в нашем обзоре, ее можно рекомендовать в том числе и опытным пилотам.
Распространенные проблемы
Все три беспилотника выпускается уже достаточно давно. Каких-либо значимых претензий к ним нет. Со временем выходят из строя коллекторные движки, но это типичная для бюджетных аппаратов проблема. Ну и не стоит забывать о том, что перед нами радиоуправляемые игрушки. Уровень требований к ним не очень высок.
Подготовка к полетам и первый запуск
Все модели поставляются в RTF комплектациях, но F949 и F959 упаковываются в коробку со снятыми крыльями. Не забудьте зарядить аккумулятор и приобрести 6 батареек АА (в комплекте их нет). Скорее всего, первый запуск завершится уже через несколько секунд, поэтому постарайтесь выбрать безлюдное и хорошо просматриваемое место.
Техника безопасности и предупреждения
Радиоуправляемые самолеты Wltoys довольно быстро летают и, при ошибках в управлении, не менее быстро падают. Не стоит запускать летательные аппараты в местах значительного скопления людей. Несмотря на небольшой вес, беспилотники могут нанести травмы.
Ветреная погода может стать серьезным испытанием для любых самолетиков. Сильный порыв ветра практически наверняка снесет модель с курса и полет завершится падением.
На этом мы завершаем статью о самолетах Wltoys. Подписывайтесь на наши обзоры и делитесь полезными материалами в соцсетях. До новых встреч!
Сравниваем бюджетные и дорогие самолеты на радиоуправлении
Доброго времени суток, наши дорогие читатели. Еще не так давно самолет на радиоуправлении был чуть ли не единственным летательным аппаратом, доступным широкому кругу любителей. Члены многочисленных радиокружков только и делали, что занимались сборкой и запусками небольших авиамоделей.
Нельзя сказать, что с появлением квадрокоптеров самолеты окончательно исчезли, однако им теперь уделяется заметно меньше внимания чем в конце прошлого века. И все же, производители радиоуправляемой техники продолжают выпускать все новые и новые модели, совершенствуя их и оснащая новыми функциями.
Подешевле
В этой статье мы рассмотрим две модели самолетов. Одна предназначена для новичков и даже может считаться детской, тогда как вторая подойдет опытным пилотам.
Компания Wltoys хорошо известна своими недорогими моделями квадрокоптеров. Есть в ее линейке и небольшие резиномоторные самолеты, такие как WLtoys F949. Несмотря на сравнительно небольшую стоимость (около 40$), это один из лучших вариантов для начинающих пилотов.
Особенности
Радиоуправляемая модель самолета поставляется в готовом к полетам виде, и это означает, что можно совершенно не обладать навыками сборки авиамоделей. Нужно лишь прикрепить к фюзеляжу крылья и установить шасси.
Комплектация внешний вид и дизайн
По своему внешнему виду F949 является практически точной копией небезызвестной Cessna 182. Конечно, перед нами лишь клон, но весьма неплохо сделанный. Поначалу кажется, что и фюзеляж, и крылья не отличаются высокой прочностью (они сделаны из спрессованного пенопласта), однако итоги тестовых полетов говорят об обратном.
В картонной коробке средних размеров находятся:
Кстати, на коробке есть ручка для переноски. Вряд ли для столь недорогого планера кто-то будет приобретать специальный кейс, поэтому присутствие ручки не может не радовать.
Внутри фюзеляжа виднеется плата полетного контроллера. После установки крыльев, она полностью скрывается внутри корпуса авиамодели. Крылья крепятся с помощью винта и фиксатора. Кстати, фюзеляж сделан не цельной деталью, а состоит из двух половинок. Это становится заметным при внимательном рассмотрении.
На носу планера расположен винт, а за ним находится шестеренка и три двигателя. Такое конструктивное решение позволяет более плавно управлять тягой. Управление уровнем расходов механическое. Фиксаторы тяг можно переставить в другие отверстия.
Аккумулятор устанавливается в отсек в нижней части корпуса. Также на днище расположены отверстия для монтажа шасси.
Технические и летные характеристики
Основные характеристики следующие:
Несмотря на недорогую стоимость, самолетик способен провести в воздухе до 25 минут. Это отличный результат. Кстати, запускать его в воздух можно как с ровной поверхности, так и просто подбросив с руки.
Пульт управления и трансмиттер
В комплекте поставляется аппаратура начального уровня Devo 12s. Каких-то откровений от нее ожидать не стоит, но для знакомства с радиоуправляемыми авиамоделями ее возможностей хватит.
4-х канальный трансмиттер обеспечивает дальность полета до 200 метров. Сигнал передается на частоте 2.4 ГГц. Правда, самолет трехканальный, и это означает, что возможности пульта используется не в полной мере. Похоже, Wltoys положила в комплект аппаратуру для квадров.
Пульт оснащен двумя стиками, несколькими кнопками и переключателями, а также небольшим LCD экраном для вывода технической информации. Есть даже приятная для глаз подсветка экрана голубого цвета. Пульт работает от 6 батареек АА.
Камера и подвес
Летательный аппарат не оснащен ни камерой, ни подвесом. Это не удивительно, ведь речь идет об очень недорогой авиамодели.
Батарея и зарядка
Штатного аккумулятора емкостью 500 mAh хватает на 25 минут полета. Достойный результат, который объясняется малым весом планера и удачной конструкцией. Полное время зарядки составляет 69 минут.
Подороже
Среди дорогих моделей самолетов на радиоуправлении часто встречаются уменьшенные копии известных самолетов. Они с той или иной степенью точности копируют оригинал и часто требуют длительной сборки.
Мы же хотим рассказать о модели Hubsan H302F FPV Sky Cruiser. Она мало похожа на обычные самолеты, обладает нетривиальным дизайном и поставляется в комплектации RTF, то есть готова к запуску прямо из коробки. Стоимость H302F составляет 350$.
Особенности
Почти все модели самолетов на радиоуправлении оснащаются, как минимум двумя пропеллерами, но только не H302F. У него только один винт, расположенный по центру фюзеляжа. Планер оснащен видеокамерой и режимом FPV, автопилотом, простым подвесом и весьма функциональной аппаратурой управления. Это не первая модель Hubsan в таком исполнении. Предыдущая модель H301F тоже была благосклонно воспринята любителями БПЛА.
Благодаря автоматическим режимам полета, справиться с управлением сможет даже новичок. Опытные пилоты могут отключить автоматического помощника и взять управление на себя.
Комплектация внешний вид и дизайн
В довольно внушительной коробке находятся:
Внешний вид H302F необычен. Под фюзеляжем с единственным винтом находится небольшая гондола (она же служит посадочным шасси), на носу которой установлен модуль камеры. Внушительный размах крыльев позволяет летательному аппарату парить в воздухе. Корпус выполнен из легкого EPO пластика. Аккумулятор располагается в отсеке внутри гондолы. В небе самолет смотрится величественно.
Технические и летные характеристики
Основные характеристики следующие:
В комплект входят модуль OSD, модуль для записи видео и модуль автопилота. Опционально Hubsan предлагает приобрести VR-очки Hubsan Video Goggles, на которые после подключения к пульту будет передаваться видео.
Установка GPS модуля позволит получать координаты и сделает доступной функцию автоматического возврата.
Использование бесколлекторного электродвигателя позволяет не переживать о надежности этого узла. Скорее всего, за весь срок службы самолета никаких проблем с движком не возникнет.
Пульт управления и трансмиттер
На пульте управления расположен 3.5-дюймовый LCD экран, на который не только выводится служебная информация, но и транслируется видеосигнал. Мощный 4-х канальный передатчик обеспечивает радиус полета до 1000 метров.
Пульт оснащен двумя стиками, всеми необходимыми переключателями и даже металлической ручкой для переноски. Для защиты экрана от выгорания на солнце можно использовать шторку. Видеосигнал передается на частоте 5.8 ГГц, тогда как сигналы управления транслируются на частоте 2.4 ГГц.
К аппаратуре можно подключить любые VR-очки или шлем.
Камера и подвес
Камера разрешением 5 мегапикселей установлена на простом подвесе без стабилизации. Пилот может изменять ее угол поворота и наклона. Съемка ведется в HD разрешении. Отсутствие стабилизированного подвеса нельзя считать минусом, так как авиамодель оснащена функцией автоматической стабилизации. Поддерживаются карты памяти micro SD.
Батарея и зарядка
Не самого емкого аккумулятора (всего 1000 mAh) хватает на полчаса полетного времени. Широкий размах крыльев позволяет летательному аппарату планировать в воздухе, и расход электроэнергии оказывается не таким большим, как можно было бы ожидать.
Похожие модели
Большие радиоуправляемые самолеты:
На этом пока все, не забывайте делиться интересными материалами в соцсетях, и до новых встреч.
Радиоуправляемые самолеты: характеристики, типы, виды
— Самолёт для начинающих. Специфика этого типа отражена в самом названии: такие модели (их также называют «тренеры») предназначены для первоначального обучения. Это оптимальный вариант для тех, кто ранее не имел дела с радиоуправляемыми самолётами. Как правило, «тренеры» имеют электрические двигатели, небольшой вес, хорошую устойчивость, а их конструкция рассчитана в т.ч. на живучесть при авариях и нечувствительность к огрехам пилотирования. Всё это позволяет уверенно держаться в воздухе даже на невысоких скоростях и других критических режимах, однако затрудняет выполнение фигур сложного пилотажа. Тем не менее, такие машины вполне пригодны для базовой воздушной акробатики; а некоторые из них могут даже комплектоваться сменными деталями, позволяющими превратить «тренер» в модель для опытного пилота.
— Мини-самолет. Самолёты небольших размеров, с размахом крыла не более 400 – 450 мм. Это облегчает их транспортировку с места на место и облегчает использование в помещениях (хотя всё равно для полётов понадобится довольно обширное пространство — вроде спортивного зала). В то же время компактные размеры затрудняют использование продвинутых возможностей, и большинство моделей данной категории относится к начальному уровню и имеет базовый функционал.
— Акробатический самолет (Фан-флайер). Модели, изначально созданные для выполнения сложного и высшего пилотажа. Отличаются продвинутым высокотехнологичным оснащением, стоят недёшево и требуют хороших навыков пилотирования.
— Гидросамолет. Модели, оснащённые поплавковым шасси. Как правило, используют для взлёта и посадки водную поверхность, как и полноразмерные гидросамолёты; при этом многие модели допускают замену поплавков на классические колёса и даже могут комплектоваться сменными шасси. По специфике применения могут быть аналогичны как моделям для начинающих, так и фан-флайерам (см. выше).
— Реактивный самолет. Модели, имитирующие внешний вид реактивного самолёта. При этом подобные машины не обязательно оснащаются реактивными двигателями — чаще всего они имеют такие же моторы, как и винтовые модели, разве что роль движителя играет не воздушный винт, а скрытый в корпусе импеллер. Последнее является одним из достоинств данного варианта в свете того, что движущиеся лопатки защищены от контакта с окружающими предметами (в отличие от открытых лопастей винта), что делает аппарат более безопасным и менее чувствительным к столкновениям.
— «Летающее крыло». Модели, построенные по аэродинамической схеме «летающее крыло». Такая схема предполагает отсутствие выраженного фюзеляжа, а также отдельных стабилизаторов с рулями высоты — за управление по тангажу отвечают только элементы крыла. Назначение таких моделей может быть как развлекательным, так и пилотажным, в зависимости от особенностей конструкции. Однако по ряду причин они не получили особого распространения.
— Биплан. Бипланами называют самолёты с двумя парами крыльев, расположенными обычно одна над другой. Такие аппараты имеют ряд преимуществ перед монопланами (самолётами с одной парой крыльев) — в частности, большую площадь крыла при меньшем его размахе. Однако большинство этих преимуществ актуально скорее для полноразмерных самолётов, а не для масштабных моделей. Поэтому в радиоуправляемых аппаратах бипланная схема используется в основном для создания копий реальных машин (в частности, времён Первой мировой войны).
Комплектация
— RTF (RTF). Модели данной комплектации («Ready To Run», «Ready To Fly») поставляются в полностью укомплектованном виде, со всем оснащением, необходимым для работы — мотор, управляющая электроника и т.п. — и практически не требуют подготовки перед полётом. Это наиболее простой и в то же время доступный вариант, однако стоит учитывать, что большинство RTF-моделей рассчитано на нетребовательных пользователей, и даже продвинутые аппараты далеко не всегда допускают замену комплектных деталей на более высококлассные. Отметим, что многие из таких аппаратов поставляются в разобранном виде (подробнее см. «Корпус»), однако их сборка обычно предельно проста и не сравнима по затратам времени и сил с комплектами Kit (см. ниже).
— ARR (ARF). Модели, частично готовые к полёту («Almost Ready to Run/Fly»). Поставляются в виде основы (планера) самолёта, обычно с двигателем, однако без некоторых необходимых элементов. Как правило, список необходимых элементов включает управляющую радиоаппаратуру и аккумулятор, также в комплекте может отсутствовать зарядное устройство, сервоприводы и т.п.. Этот вариант рассчитан прежде всего на энтузиастов и профессионалов — он позволяет оснастить модель под собственные предпочтения, не полагаясь на выбор производителя, а также модифицировать её в дальнейшем.
Возраст
Двигатель
Тип двигателя, поставляемого в комплекте с моделью; либо, если комплектация этого не предусматривает — тип двигателя, на который рассчитан аппарат.
— Электрический. Электрические двигатели просты и недороги как сами по себе, так и в эксплуатации, имеют небольшой вес и относительно невысокий уровень шума, а также не вырабатывают выхлопных газов. Этот вариант встречается во всех ценовых категориях радиоуправляемых самолётов, а для «новичковых» моделей считается идеальным. Из недостатков электродвигателей можно отметить то, что для зарядки аккумулятора по исчерпании заряда необходим источник питания и довольно длительное время (в отличие от ДВС, который можно быстро дозаправить). Впрочем, этот момент можно исправить, запасшись несколькими сменными аккумуляторами.
— ДВС (бензин). Бензиновая разновидность ДВС для эффективной работы требует довольно больших рабочих объёмов — в десятки куб. см. Поэтому двигатели данного типа используются в наиболее крупных радиоуправляемых самолётах, обычно профессионального класса. В остальном же этот вариант аналогичен ДВС на топливе (см. выше).
Модель двигателя
Модель двигателя, которым укомплектована модель. Этот параметр позволяет найти подробную информацию и уточнить особенности двигателя, что может особенно пригодиться для профессионального использования.
Помимо названия, в этом пункте также может уточняться тип электромотора (см. «Двигатель»), установленного в машине — коллекторный или бесколлекторный.
Коллекторные двигатели наиболее просты и доступны, имеют небольшой вес и легко ремонтируются; однако они имеют относительно низкий КПД, склонны к искрению и «живут» не очень долго. Этот вариант характерен для относительно недорогих аппаратов. Бесколлекторные моторы, в свою очередь, более мощные, скоростные и долговечные, однако и стоят недёшево, а ремонт такого мотора своими силами — задача практически нереальная. Их используют в основном в продвинутых моделях.
Регулятор хода (ESC)
Модель электронного регулятора хода (ESC), поставляемого в комплекте с самолётом. В качестве названия модели часто используется максимальный ток, на который рассчитан такой регулятор — например, 40А.
ESC представляют собой модули, управляющие подаваемой на электродвигатель мощностью. При этом, в отличие от регуляторов на основе переменных резисторов, ESC не расходуют «лишнюю» энергию на нагрев, обеспечивая, таким образом, намного более высокий КПД. Кроме того, этот же блок обычно отвечает за управление в случае потери связи с пультом: как правило, он отключает мотор и переводит сервоприводы в положение «безопасного спуска» (планирование по спирали).
Ток, выдерживаемый ESC, должен быть не ниже максимального тока, потребляемого электродвигателем — иначе регулятор выйдет из строя, причём скорее всего на максимальном газу, когда это наиболее критично.
Сервоприводы
Количество сервоприводов, которым укомплектована модель.
Сервоприводы отвечают за движение элементов механизации (элеронов, стабилизаторов, руля направления и т.п.), обеспечивая управление самолётом. Как правило, их количество соответствует количеству каналов радиосвязи (см. ниже), однако может быть и меньше (один сервопривод может отвечать за два канала).
Рабочий объем
Рабочий объём двигателя внутреннего сгорания (см. «Двигатель»), установленного в модели — либо, при отсутствии двигателя в комплекте, объём, на который конструктивно рассчитан самолёт.
Больший объём, с одной стороны, обеспечивает большую мощность; с другой — сказывается на габаритах и весе двигателя, а также расходе топлива (что, в свою очередь, требует нести больший запас горючего). Поэтому данный показатель, как правило, подбирается производителем в зависимости от размеров и веса самого самолёта. В наиболее крупных моделях объём двигателя может достигать 50 куб. см — это сравнимо с мотором лёгкого мотороллера.
Максимальные обороты
Топливный бак
Объём топливного бака, установленного в модели с ДВС (см. «Двигатель»).
Более объёмный топливный бак позволяет аппарату проводить больше времени в воздухе, не возвращаясь на дозаправку. С другой стороны, запас топлива влияет на общий вес конструкции. Поэтому объём бака обычно выбирается, исходя из компромисса между желаемым временем полёта и допустимой массой самолёта.
Система стабилизации
Максимальная скорость
Наибольшая скорость, развиваемая самолётом в полёте. Как правило, в характеристиках указывается скорость при горизонтальном полёте. В пикировании можно разогнаться и сильнее, однако делать этого всё равно не рекомендуется: конструкция может испытывать нерасчётные нагрузки, что может привести к поломке в любой момент (даже на относительно простом маневре). Тем более скорость современных радиоуправляемых моделей может достигать 100 км/ч — этого более чем достаточно, а большая скорость может серьёзно затруднить управление с земли.
Отметим, что максимальная скорость в современных радиоуправляемых самолётах указывается редко, в основном для довольно продвинутых моделей. Это связано с тем, что в большинстве случаев конкретное значение этого параметра особой роли не играет, а его замеры связаны с определёнными сложностями.
Размах крыла
Размахом крыла называют расстояние от одной крайней точки крыла до другой (проще говоря, расстояние между левой и правой законцовками). Для бипланов (см. «Тип») с крыльями разных размеров указывается наибольший размах.
Длинные (относительно фюзеляжа) крылья обеспечивают большую подъёмную силу и облегчают полёт в режиме планирования (например, с отказавшим двигателем). Кроме того, самолёт получается более устойчивым — однако и менее поворотливым. Ещё один недостаток длинного крыла — высокое лобовое сопротивление, требующее большой мощности двигателя и затрудняющее разгон до больших скоростей. В свете всего этого модели пилотажного назначения (как фан-флайеры, так и самолёты для начинающих, см. «Тип») обычно имеют относительно небольшой размах крыла
Длина фюзеляжа
Площадь крыла
Нагрузка на крыло
Нагрузка на крыло модели в нормальном режиме полёта. Технически этот показатель представляет собой соотношение веса самолёта к площади крыла — например, для модели весом 1 кг и плоскостями в 20 дм2 нагрузка будет составлять 1000/20=50 г/дм2.
Чем ниже нагрузка на крыло — тем легче модель удерживается в воздухе, тем меньшая тяга двигателя ей нужна и тем ниже будут взлётная и посадочная скорости. С другой стороны, малая нагрузка на крыло усиливает снос от ветра. В свете этого самые низкие значения встречаются в планерах (см. «Тип»), самые высокие — в фан-флайерах и некоторых моделях для начинающих.
Кол-во винтов
Количество винтов, установленных в данной модели.
В настоящих самолётах несколько винтов (и двигателей) обычно предусматривается для того, чтобы обеспечить необходимую тягу. Однако в случае радиоуправляемых моделей этого можно добиться и с одним винтом, притом что многовинтовая схема заметно усложняет и удорожает аппарат. Поэтому варианты с несколькими винтами встречаются редко, обычно такая конструкция используется в моделях, копирующих реальные многомоторные машины. Впрочем, есть и исключения — например, четырёхмоторный аппарат, внешне копирующий самолёт, но летающий по принципу квадрокоптера.
Кол-во лопастей винта
Количество лопастей винта, предусмотренного в конструкции самолёта.
Этот параметр в целом имеет справочное значение: винт подбирается производителем с таким расчётом, чтобы обеспечить необходимые показатели тяги при определённых характеристиках мотора. Поэтому на практике при покупке модели с готовым винтом (а его имеют почти все серийно выпускаемые радиоуправляемые самолёты) на количество лопастей можно не обращать внимание.
Импеллер
Наличие у модели движителя в виде импеллера.
Очень приблизительно такой движитель можно описать как воздушный винт, заключённый в кольцо; впрочем, этим отличия не ограничиваются — импеллер использует не лопасти, а большое количество небольших лопаток. Главный смысл применения такого приспособления в радиоуправляемых моделях — создание копий реактивных самолётов. Массово применять настоящие реактивные двигатели в масштабных моделях не имеет смысла по целому ряду причин (не в последнюю очередь — из-за высокой стоимости). Поэтому вместо них применяют импеллеры: такой движитель можно спрятать в муляже реактивного двигателя, а привод для него можно обеспечить даже простейшим электромотором. При этом по управляемости и даже по звуку такая модель может быть неотличима от «настоящей реактивной».
Из прочих достоинств импеллера стоит отметить более высокий КПД, чем у классического винта, меньшие размеры при сравнимых характеристиках, а также большую безопасность — благодаря тому, что лопатки прикрыты кольцом (а чаще всего — ещё и кожухом). С другой стороны, такая конструкция сложнее и дороже, а описанные достоинства чаще всего не являются критичными. Поэтому в других категориях моделей, кроме копий реактивной техники, импеллеры встречаются редко.
Тип камеры
Тип штатной камеры, установленной в самолёте.
— Встроенная. Несъёмная камера, являющаяся неотъемлемой частью конструкции и извлекаемая разве что путём разламывания корпуса (в лучшем случае — его полной разборки и сборки). Такая конструкция более надёжна, чем съёмная (см. ниже), однако не позволяет облегчить модель при необходимости, сняв камеру. Наличие встроенного «глазка» обычно говорит о том, что видеосъёмка является основной (или одной из основных) функций самолёта.
— Съемная. Камера, установленная на быстроразъёмном креплении — что позволяет с лёгкостью снимать её, облегчая конструкцию, и устанавливать обратно, обеспечивая возможность видеосъёмки. Такой вариант пригодится тем, кто приобретает самолёт прежде всего для полётов и наблюдений с земли, а видеосъёмку планирует использовать эпизодически. Также в некоторых моделях может предусматриваться возможность установки на штатное крепление и сторонних камер — главное, чтобы это позволял запас по весу (см. «Полётный вес»).
Разрешение камеры
Разрешение матрицы в камере, которой оснащён самолёт.
Существует представление, что более высокое разрешение обеспечивает лучшее качество снимаемых материалов. Однако это верно лишь отчасти. С технической точки зрения более высокое разрешение матрицы позволяет добиться большего разрешения видео и, соответственно, большей детализации. А вот качество изображения зависит от размера сенсора, уровня оптики, возможностей процессора камеры и целого ряда других дополнительных параметров. Сенсоры с большим количеством мегапикселей часто устанавливаются в продвинутые камеры, но само по себе высокое разрешение может быть всего лишь рекламным ходом хитрого производителя, пытающегося сделать устройство более привлекательным для покупателя. Поэтому при выборе имеет смысл ориентироваться не столько на число мегапикселей, сколько на общий класс модели, отзывы с примерами снятого видео и другие дополнительные данные.
Разрешение видео
Максимальное разрешение видео, которое способна снимать бортовая камера самолёта (в некоторых моделях может предусматриваться съёмка и на меньших разрешениях).
Высокое разрешение позволяет получить чёткое изображение, с хорошей видимостью мелких деталей. Минимальным показателем в современных моделях считается 640х480 — это значение можно назвать разве что приемлемым. Более продвинутые «глазки» могут предусматривать более высокие разрешения — HD (1280×720), Full HD (1920×1080) и даже выше. Однако стоит помнить, что такое видео и места занимает больше, а оценить его в полной мере можно только на соответствующем экране.
Прямая трансляция (FPV)
Слот для карты памяти
Емкость аккумулятора
Ёмкость аккумулятора, поставляемого в комплекте с самолётом.
Теоретически чем выше ёмкость аккумулятора — тем больше энергии он может накопить и тем больше может быть время работы. Однако в теории автономность зависит ещё и от мощности (читай — энергопотребления) двигателя, а на практике — ещё и от стиля полёта, интенсивности маневрирования и других ситуативных факторов. Поэтому ориентироваться стоит не столько на ёмкость батареи, сколько на более практические параметры — в первую очередь то же время работы, заявленное в характеристиках.
В то же время данные о ёмкости могут пригодиться в некоторых подсчётах — например, при оценке времени работы от более ёмкой батареи. С ростом ёмкости автономность, как правило, растёт пропорционально: например, если батарея на 1,5 Ач давала 15 минут полёта, то с аккумулятором на 3 Ач этот показатель может достигать 30 минут. Правда, стоит учитывать, что более ёмкие батареи и весят больше; это особенно заметно при небольшом весе самолёта.
Напряжение аккумулятора
Номинальное напряжение аккумулятора, поставляемого в комплекте с самолётом.
Этот параметр выбирается производителями таким образом, чтобы обеспечить необходимые характеристики двигателя и сервоприводов. Поэтому при покупке и штатном использовании можно не обращать на него особого внимания. На практике данные о напряжении необходимы прежде всего при поиске запасной или сменной батареи.
Тип аккумулятора
Тип аккумулятора, поставляемого в комплекте с моделью или рекомендуемого к использованию с ней.
— Ni-Mh. Никель-металл-гидридные батареи отличаются сочетанием надёжности, хорошей ёмкости, стойкости к перепадам температур и невысокой стоимости. Кроме того, они почти не подвержены «эффекту памяти» (падению ёмкости при зарядке не полностью разряженной батареи). С другой стороны, по большинству характеристик такие аккумуляторы уступают литий-ионным и литий-полимерным, а потому используются сравнительно редко, в основном в недорогих моделях.
— Li-Pol. Литий-полимерные батареи являются дальнейшим развитием литий-ионных и отличаются довольно продвинутыми характеристиками. Из таковых стоит упомянуть, в частности, высокую плотность заряда (то есть хорошую ёмкость при небольших размерах и весе, что особенно важно для летающей техники), а также отсутствие «эффекта памяти». Стоят такие аккумуляторы заметно дороже никель-металл-гидридных, однако этот недостаток с лихвой перекрывается достоинствами. Благодаря всему этому большинство современных радиоуправляемых самолётов использует именно литий-полимерные батареи.
Кол-во аккумуляторов
Модель аккумулятора
Время работы
Время работы радиоуправляемого самолёта на одном полном заряде аккумулятора, фактически — время, которое модель может провести в воздухе без перезарядки.
Отметим, что производители обычно указывают время работы для оптимальных условий: горизонтальный полёт на невысокой скорости, без резких маневров и «перегазовок» двигателя. На практике же длительность полёта зависит от особенностей пилотирования и может быть заметно меньше заявленной в характеристиках. Тем не менее, данный параметр неплохо характеризует общую автономность и позволяет сравнивать между собой разные модели.
Зарядное устройство
Зарядка от USB
Частота радиоканала
Частота, на которой осуществляется связь пульта управления (передатчика) с радиоуправляемым самолётом.
— 27.145 MHz. Диапазон, долгое время использовавшийся как основной и даже официально зарезервированный под радиоуправляемую технику в некоторых странах. Использует аналоговую передачу данных с разделением на каналы связи за счёт установки сменного кварцевого генератора, «заряженного» на определённый канал. Это, с одной стороны, обеспечивает невысокую стоимость электроники; с другой — при работе нескольких пультов неподалёку друг от друга (например, на фестивале авиамодельного спорта) возможно перекрывание каналов и потеря управления, способная привести к аварии. Во избежание подобных ситуаций нужно принимать специальные организационные меры, каковая возможность имеется далеко не всегда. В свете этого, а также из-за слабой пригодности для дополнительных функций, этот диапазон используется всё реже, преимущественно в недорогих моделях для начинающих.
Количество каналов
Количество каналов управления, предусмотренное в радиоуправляемой модели.
Каждый такой канал отвечает за отдельную функцию управления: работу руля направления, рулей высоты и т.п. Для простейших моделей хватает двух каналов — по высоте и крену либо по высоте и направлению. Полноценное же «самолётное» управление требует четырёх каналов — по крену, высоте, направлению и тяге двигателя. Помимо этого, в продвинутых моделях (преимущественно копиях, см. ниже) могут предусматриваться дополнительные каналы для управления дополнительной механизацией крыла (закрылки, интерцепторы, воздушные тормоза), уборкой/выпуском и тормозами шасси, бортовыми огнями и т.п.
Радиус действия
Модель передатчика
Модель приемника
Элементы питания
Типоразмер и количество элементов питания, используемых в пульте управления. Такие элементы могут выпускаться как в виде одноразовых батареек, так и в виде перезаряжаемых аккумуляторов; при этом качество и ёмкость в обоих случаях прямо зависят от ценовой категории.
— АА. Батарейки, известные как «пальчиковые». Весьма широко распространены, продаются повсеместно и могут иметь довольно высокую ёмкость, благодаря чему являются самым популярным вариантом. В то же время наиболее «прожорливым» пультам может понадобиться до 8 таких элементов.
— ААА. Батарейки, известные как «мини-пальчиковые» или «мизинчиковые» — будучи внешне схожими с АА, имеют меньшие размеры. За счёт этого ёмкость подобных элементов также не очень высока, и они используются в относительно простых моделях с небольшим радиусом действия пульта.
Передатчик с дисплеем
Запуск
Способ запуска (взлёта) модели.
— Ручной. Самолёты, стартующие с рук, имеют относительно небольшой вес — иначе придать аппарату необходимое ускорение было бы затруднительно. Также отсутствует полноценное колёсное шасси, позволяющее устойчиво стоять на земле и катиться по ней; таким образом, посадка осуществляется либо «на брюхо», либо обратно в руку (для этого есть специальные приёмы пилотажа, в частности зависание носом кверху, наподобие вертолёта). Для защиты от повреждений при посадке могут использоваться различные приспособления — например, усиленная нижняя часть фюзеляжа, или колёсико в нижней части. Главным достоинством моделей с ручным запуском является неприхотливость в использовании: они, как правило, могут садиться на поверхность, непригодную для колёсного шасси (траву, пашню и т.п.), а возможность взлёта вообще не зависит от типа поверхности. С другой стороны, они более требовательны к технике посадки и хуже переносят повышенную скорость приземления. Как следствие, ручной способ запуска встречается преимущественно в планерах — ради сходства с полноразмерными аналогами такие модели имеют конструкцию, затрудняющую старт с земли.
Электро-стартер
Наличие электростартера у модели с ДВС (см. «Двигатель»).
Электростартер представляет собой электрический мотор, который проворачивает двигатель для пуска. Такой способ пуска значительно проще и легче, чем проворачивание вала вручную — фактически требуется только нажать на кнопку. Отметим, что в отличие от полноразмерной техники, в радиоуправляемых самолётах может использоваться не только установленный на борту стартер, но и внешнее приспособление, которое присоединяется к валу только на время запуска (обычно при помощи специальной муфты, цепляемой прямо на воздушный винт). Второй вариант удобен тем, что не требует возить на борту не нужное в полёте устройство. Как правило, для питания стартера требуется отдельный аккумулятор, причём довольно мощный; впрочем, многие модели совместимы с автомобильными АКБ.
Убирающееся шасси
Наличие у модели колёс или другого шасси, способного убираться во время полёта и выпускаться для движения по земле.
Изначально эта функция предусматривается в основном ради сходства модели с реальным самолётом, однако она имеет и вполне практическое значение. А именно: убирающееся шасси снижает лобовое сопротивление аппарата, улучшая его аэродинамические и скоростные характеристики и снижая расход энергии/топлива. Это особенно актуально для фан-флаеров, нередко работающих на довольно экстремальных режимах. С другой стороны, дополнительная механизация соответствующим образом сказывается на цене.
Копия модели
Корпус
Общая конструкция корпуса радиоуправляемого самолёта.
— Цельный. Аппараты, имеющие неразборную конструкцию и не требующие никакой сборки перед полётом (разве что после извлечения из коробки может потребоваться раскладывание крыльев). Такой вариант встречается только в RTF (см. «Комплектация»), и даже среди них моделей с цельным корпусом очень мало. Это связано с тем, что современные радиоуправляемые самолёты имеют довольно крупные размеры, и без возможности отсоединить выступающие детали (в первую очередь крылья) они часто оказываются слишком громоздкими для нормальной упаковки, транспортировки и хранения.
— Складной. Складными называют корпуса, поставляемые в разобранном виде и собираемые при использовании. Это позволяет для хранения и перевозки упаковывать модель компактно, разворачивая до полного размера только перед самим полётом. Складную конструкцию могут иметь модели в любой комплектации (см. выше).
Материал корпуса
Основной материал, используемый в конструкции корпуса. В некоторых моделях для фюзеляжа и крыльев применяются разные материалы; это, как правило, уточняется в характеристиках.
Наиболее популярными материалами для современных радиоуправляемых самолётов являются различные вспенённые пластики (пенопласты), обычно на основе полистирола. Такой материал может быть довольно прочным (в отличие от известного многим «бытового» пенопласта), хотя конкретная разновидность пенополистирола и его качество зависят, как правило, от класса модели и её ценовой категории. Тем не менее, все подобные варианты отличаются небольшим весом, что положительно сказывается на возможностях самолётов. Конкретные особенности разных видов полистирола (EPO, EPS и т.п.) можно уточнить в специальных источниках
Помимо этого, в некоторых моделях может использоваться классический цельнолитой пластик — обычно с вспомогательными целями, для повышения прочности без значительного влияния на стоимость.
Номинальный вес готовой к полёту модели, без учёта упаковки и не используемых в данный момент сменных аксессуаров (вроде сменного крыла). В случае ARF и Kit (см. «Комплектация») данный параметр указывается для модели, укомплектованной до готового к полёту состояния стандартными, рекомендованными производителем деталями; при применении «неродных» деталей вес может отличаться от заявленного. Превышение не является критичным при наличии запаса по весу (см. «Полётный вес»), а вот излишняя лёгкость как раз не рекомендуется — самолёт будет слишком чувствителен к порывам ветра, да и в спокойной атмосфере управление может затрудниться.
Если же речь идёт о моделях RTF, то на вес (точнее, на соотношение общего веса и полётного) стоит обращать внимание в том случае, если на машину планируется навесить дополнительный груз — более ёмкий аккумулятор, камеру на импровизированном креплении, генератор дыма и т.п. Если же подобных «изысков» не планируется, данный параметр не играет особой роли.
Полетный вес
В данном случае под полётным весом подразумевается максимальный вес модели, при котором она способна нормально лететь с комплектным мотором и аккумулятором (для ARF и Kit, см. «Комплектация» — с рекомендуемым оснащением). Этот параметр позволяет определить запас по весу — количество груза, которое модель сможет взять на борт сверх того, что уже имеется в штатном комплекте. Для подсчёта наибольшего веса дополнительного груза нужно отнять номинальный вес (см. выше) от полётного.
Кроме того, полётный вес нужно знать при доукомплектации модели ARF или Kit нестандартными деталями — дабы не перегрузить машину.