рейтинг особых экономических зон 2020
IV Национальный рейтинг особых экономических зон России
Ассоциация кластеров и технопарков России совместно с Минэкономразвития России подвела итоги IV Национального рейтинга особых экономических зон России. В 2020 году в рейтинг вошло 16 особых экономических зон (ОЭЗ) из 13-ти регионов России. Эксперты оценили инвестиционную привлекательность приоритетных экономических территорий.
Особые экономические зоны сегодня – это территории России с особым режимом предпринимательской деятельности (в том числе с процедурой свободной таможенной зоны), которые определяет Правительство РФ. На территориях особых экономических зон развернуты производства около 800 резидентов, которые предоставляют более 42 тысяч рабочих мест специалистам различных отраслей. Общий объем вложенных частных инвестиций резидентов составляет порядка 447 млрд. рублей. 146 резидентов с иностранным капиталом (из 41 страны) вложили в развитие собственных производств на территории ОЭЗ более 243 млрд. рублей.
«Сегодня в стране работают 33 особые экономические зоны, еще по 3 зонам принято решение о создании. Восемьсот резидентов из более чем 40 стран с общим инвестиционным портфелем в 1 трлн рублей уже оценили преимущества этого механизма. Для инвесторов такие площадки означают административное сопровождение и возможность снизить затраты до 30% при реализации инвестиционных проектов», – подчеркнул министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.
«Особые экономические зоны остаются одним из самых эффективных и комплексных инструментов реализации государственной инвестиционной политики. ОЭЗ способствуют привлечению прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики России, созданию новых рабочих мест, и, как следствие, ускоренному социально-экономическому развитию регионов России. О высокой востребованности данных площадок свидетельствует резкое увеличение заявок от регионов России на их создание. С 2020 года регионы России и управляющие компании ОЭЗ получили возможность возмещать понесенные расходы на создание, реконструкцию, модернизацию зданий и помещений, коммунальной и транспортной инфраструктуры, приобретение оборудования для объектов технологической инфраструктуры, уплату основного долга и процентов по кредитам в объёме налогов, акцизов и таможенных пошлин, уплаченных резидентами ОЭЗ в федеральный̆ бюджет. Создание механизма государственной поддержки инфраструктурного развития ОЭЗ немаловажно, поскольку именно инфраструктурная составляющая ОЭЗ определяет инвестиционную их привлекательность, возможность обеспечить резидентов необходимыми условиями для реализации инвестиционных проектов», – отметил директор Ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко.
По условиям IV Национального рейтинга, особые экономические зоны оценивались отдельно в зависимости от типа: технико-внедренческие, промышленно-производственные и портовые. Методика рейтинга построена на основе 30 показателей, объединенных в 6 групп: инвестиционная привлекательность региона России; благоприятные условия для предпринимательской деятельности в ОЭЗ; обеспеченность ОЭЗ инфраструктурой; земельные ресурсы (и объекты капитального строительства); инвестиционная (и инновационная) активность резидентов ОЭЗ; информационная открытость интернет-сайта ОЭЗ. По итогам оценки инвестиционной привлекательности ОЭЗ распределяются на 3 группы: высокая инвестиционная привлекательность, достаточная инвестиционная привлекательность, умеренно инвестиционная привлекательность.
Особенностью проведения IV Национального рейтинга стало проведение серии экспериментов по оценке оперативности реагирования и полноте ответов на запросы потенциальных инвесторов по официальным контактам (телефонный звонок англоязычного потенциального инвестора, письменный запрос англоязычного потенциального инвестора, письменный запрос российской организации малого бизнеса). Несмотря на изменение специфики рейтинга, можно выделить особые экономические зоны, которые стабильно занимают лидирующие позиции: «Алабуга», «Липецк», «Дубна», «Технополис «Москва», «Санкт-Петербург». Их эффективность обусловлена, в том числе, высоким уровнем клиентоориентированности, налаженной коммуникацией с органами исполнительной власти и информационной открытостью.
Аналитическая информация, собранная на страницах бизнес-навигатора, будет актуальная для российских и зарубежных инвесторов, отечественных федеральных корпораций, регионального бизнеса, финансово-кредитных организаций, инвестиционных фондов, институтов развития, федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Ассоциация кластеров и технопарков России с 2017 года является партнером Минэкономразвития России в подготовке ежегодного обзора и Национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России. Обзор в русско- и англоязычной версиях выходит в формате делового издания «Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России», которое распространяется на официальных сайтах государственных органов власти, торговых представительств России за рубежом, Торгово-промышленной палаты России и ее зарубежных представительств и других организаций.
РЕЗУЛЬТАТЫ IV НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЙТИНГА ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ
Рейтинг особых экономических зон 2020
Ассоциация кластеров и технопарков России (АКИТ) при поддержке Минэкономразвития России представили IV рейтинг инвестиционной привлекательности особых экономических зон (ОЭЗ). В 2020 году в рейтинг вошло 16 ОЭЗ из 12-ти регионов России. Эксперты определили лучшие зоны страны промышленно-производственного и технико-внедренческого типа.
Лидерами рейтинга на сегодня являются крупные и давние промышленные особые экономические зоны в Татарстане (Алабуга) и Липецкой области, технико-внедренческие площадки в Московской области (Дубна), Москве и Санкт-Петербурге, все созданы в 2005м году.
При составлении рейтинга учитывалось количество резидентов, объем осуществленных инвестиций, наличие льгот и преференций для инвесторов, обеспеченность инфраструктурой, инвестиционная привлекательность региона, открытость информации об ОЭЗ в интернете и другие параметры.
По словам заместителя министра экономического развития Сергея Галкина, в отношении этих площадок Минэкономразвития России в ближайшие 2-3 года ожидает полную возвратность бюджетных инвестиций. Замминистра также отметил, что полную эффективность и отдачу от конкретной площадки важно оценивать после 10-ти лет ее работы, зрелые зоны показывают более емкие результаты. При этом, Минэкономразвития также оценивает площадки на ранней стадии, сопоставляя реальную динамику инвестиций и ход реализации инвестиционных проектов с заявленными показателями.
За 15 лет существования механизма ОЭЗ в России они привлекли более 830 резидентов. Всего с момента создания ОЭЗ резидентами проинвестировано 497 миллиардов рублей и создано более 42 тысяч новых рабочих мест. В том числе почти 250 млрд рублей инвестированы иностранными резидентами. Ежегодный приток инвестиций в ОЭЗ составляет порядка 70-80 млрд руб.
Итоги IV Национального рейтинга особых экономических зон России
В 2020 году в рейтинг вошло 16 особых экономических зон (ОЭЗ) из 13-ти регионов России. Эксперты оценили инвестиционную привлекательность приоритетных экономических территорий.
Особые экономические зоны сегодня – это территории России с особым режимом предпринимательской деятельности (в том числе с процедурой свободной таможенной зоны), которые определяет правительство РФ. На территориях ОЭЗ развернуты производства около 800 резидентов, которые предоставляют более 42 тысяч рабочих мест специалистам различных отраслей. Общий объем вложенных частных инвестиций резидентов составляет порядка 447 млрд рублей. 146 резидентов с иностранным капиталом (из 41 страны) вложили в развитие собственных производств на территории ОЭЗ более 243 млрд рублей.
«Сегодня в стране работают 33 особые экономические зоны, еще по трем зонам принято решение о создании. Восемьсот резидентов из более чем 40 стран с общим инвестиционным портфелем в 1 трлн рублей уже оценили преимущества этого механизма. Для инвесторов такие площадки означают административное сопровождение и возможность снизить затраты до 30% при реализации инвестиционных проектов», – подчеркнул министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.
«Особые экономические зоны остаются одним из самых эффективных и комплексных инструментов реализации государственной инвестиционной политики. ОЭЗ способствуют привлечению прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики России, созданию новых рабочих мест, и, как следствие, ускоренному социально-экономическому развитию регионов России. О высокой востребованности данных площадок свидетельствует резкое увеличение заявок от регионов России на их создание. С 2020 года регионы России и управляющие компании ОЭЗ получили возможность возмещать понесенные расходы на создание, реконструкцию, модернизацию зданий и помещений, коммунальной и транспортной инфраструктуры, приобретение оборудования для объектов технологической инфраструктуры, уплату основного долга и процентов по кредитам в объеме налогов, акцизов и таможенных пошлин, уплаченных резидентами ОЭЗ в федеральный̆ бюджет. Создание механизма государственной поддержки инфраструктурного развития ОЭЗ немаловажно, поскольку именно инфраструктурная составляющая ОЭЗ определяет инвестиционную их привлекательность, возможность обеспечить резидентов необходимыми условиями для реализации инвестиционных проектов», – отметил директор Ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко.
По условиям IV Национального рейтинга, особые экономические зоны оценивались отдельно в зависимости от типа: технико-внедренческие, промышленно-производственные и портовые. Методика рейтинга построена на основе 30 показателей, объединенных в шесть групп: инвестиционная привлекательность региона России; благоприятные условия для предпринимательской деятельности в ОЭЗ; обеспеченность ОЭЗ инфраструктурой; земельные ресурсы (и объекты капитального строительства); инвестиционная (и инновационная) активность резидентов ОЭЗ; информационная открытость интернет-сайта ОЭЗ. По итогам оценки инвестиционной привлекательности ОЭЗ распределяются на три группы: высокая инвестиционная привлекательность, достаточная инвестиционная привлекательность, умеренно инвестиционная привлекательность.
Особенностью проведения IV Национального рейтинга стало проведение серии экспериментов по оценке оперативности реагирования и полноте ответов на запросы потенциальных инвесторов по официальным контактам (телефонный звонок англоязычного потенциального инвестора, письменный запрос англоязычного потенциального инвестора, письменный запрос российской организации малого бизнеса). Несмотря на изменение специфики рейтинга, можно выделить особые экономические зоны, которые стабильно занимают лидирующие позиции: «Алабуга», «Липецк», «Дубна», «Технополис «Москва», «Санкт-Петербург». Их эффективность обусловлена, в том числе, высоким уровнем клиентоориентированности, налаженной коммуникацией с органами исполнительной власти и информационной открытостью.
Аналитическая информация, собранная на страницах бизнес-навигатора, будет актуальная для российских и зарубежных инвесторов, отечественных федеральных корпораций, регионального бизнеса, финансово-кредитных организаций, инвестиционных фондов, институтов развития, федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Ассоциация кластеров и технопарков России с 2017 года является партнером Минэкономразвития России в подготовке ежегодного обзора и Национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России. Обзор в русско- и англоязычной версиях выходит в формате делового издания «Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России», которое распространяется на официальных сайтах государственных органов власти, торговых представительств России за рубежом, Торгово-промышленной палаты России и ее зарубежных представительств и других организаций.
Подмосковные ОЭЗ в 2020 году: увеличение числа резидентов, создание пятой ОЭЗ, подтверждение статуса лучших
На сегодняшний день в Московской области функционируют 4 особые экономические зоны: две технико-внедренческие зоны в городских округах Дубна и Фрязино и две — промышленно-производственные — в Ступино и Кашире.
25 октября 2020 года Правительством Московской области подписано соглашение о создании пятой особой экономической зоны в Подмосковье — ОЭЗ «Максимиха» в городском округе Домодедово.
«Этот муниципалитет имеет выгодное географическое положение и транспортную инфраструктуру. Планируется, что на первом этапе реализации проекта будет создано порядка 550 рабочих мест. А в перспективе в этой ОЭЗ будет трудоустроено около 5 тыс. человек»,— рассказала министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.
Инвестиции в проект могут составить от 10 млрд до 20 млрд руб. По прогнозам, за 10 лет налоговая отдача в экономику региона только от первых двух резидентов — порядка 1,3 млрд руб. Для резидентов ОЭЗ будет действовать комплекс мер господдержки, доступный на всех пяти инвестиционных площадках региона: налоговые льготы, субсидии на возмещение затрат на создание объектов инженерной инфраструктуры, займы на приобретение оборудования и лизинговые проекты.
Всего в особых экономических зонах Подмосковья зарегистрировано 207 организаций. Из них 21 компания получила статус резидента в 2020 году.
Среди них — ООО НПО «МКС ГРУПП», которое планирует разрабатывать и производить блочно-модульное и узловое оборудование для автономных источников электрической и тепловой энергии в ОЭЗ «Дубна». Объем инвестиций в проект превысит 789 млн руб., на производстве будет создано около 150 рабочих мест.
Также на территории ОЭЗ в г. о. Дубна компания ООО ПК «Натуральные материалы» планирует реализовать проект по созданию современного высокотехнологичного производства биоразлагаемых материалов и продукции на их основе, в том числе полимеров для производства биоразлагаемой упаковки, медицинских изделий, материала для 3D-принтеров. Объем инвестиций составит более 928 млн руб.
А ООО «Ядро Фаб Дубна» создаст в этом ОЭЗ современное производство печатных плат с использованием передовых технологий и конструкционных материалов. Резидентом будет создано порядка 150 новых рабочих мест, объем инвестиций составит 1,8 млрд руб.
На территории ОЭЗ ТВТ «Исток», функционирующей на территории г. о. Фрязино, ООО «Левин Фотоникс» планирует создать предприятие по разработке и развитию серии газоанализаторов, программируемых логических контроллеров, а также программного обеспечения для анализа технологических процессов, обеспечения безопасности персонала и экологического контроля. Компания инвестирует в проект 35,97 млн руб.
Екатерина Зиновьева: «Технико-внедренческие ОЭЗ Подмосковья “Дубна” и “Исток” стали точкой притяжения для высокотехнологичных компаний. Для них созданы комфортные условия для ведения деятельности. На территориях ОЭЗ уже есть необходимая инфраструктура, действуют различные преференции, обе территории обладают высоким кадровым потенциалом, находятся на территории наукоградов региона».
В сентябре 2020 года статус резидента получила компания ООО «Монэн Рус», расположившаяся в ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат». На заводе планируется производство сиропов и фруктово-ягодных наполнителей. Общий объем инвестиций в проект превышает 1,3 млрд руб. Запуск производства предполагается осуществить в начале 2021 года.
В конце 2020 года первый резидент был зарегистрирован и в ОЭЗ «Кашира». Здесь компания ООО «Агрокультура Групп» планирует выращивание, сбор и реализацию овощей, зелени и ягод с объемом производства более 11,5 т продукции в год. Объем инвестиций в проект составит не менее 500 млн руб. На территории региона будет создано порядка 300 новых рабочих мест.
В текущем году увеличилось не только количество резидентов в подмосковных ОЭЗ, но и площадь этих инвестиционных площадок. Так, в апреле 2020 года было подписано дополнительное трехстороннее соглашение об изменении границ ОЭЗ ТВТ«Дубна». Таким образом, территория особой экономической зоны выросла с 217 га до 279 га.
Три действующие на территории Подмосковья ОЭЗ «Дубна», «Ступино Квадрат» и «Исток» подтвердили статус одних из лучших ОЭЗ России. Они вошли в IV Национальный рейтинг особых экономических зон страны.
ОЭЗ «Дубна» стала лидером рейтинга в группе ОЭЗ технико-внедренческого типа. Данная площадка имеет высокую инвестиционную привлекательность (свыше 100%). Также в рейтинг ОЭЗ ТВТ вошла подмосковная ОЭЗ «Исток», находящаяся в г. о. Фрязино. ОЭЗ «Ступино квадрат», расположившаяся в одноименном городском округе Московской области, заняла четвертую строчку в рейтинге ОЭЗ промышленно-производственного типа и портовых ОЭЗ.
«Нам очень приятно, что и в этом году три подмосковные ОЭЗ вошли в рейтинг. Для нас это наивысшая оценка инвестиционной привлекательности региона. Мы рады, что смогли создать в Московской области такие площадки для развития подмосковных компаний»,— отметила руководитель ведомства.
Рейтинг особых экономических зон 2020
В России функционируют 42 ОЭЗ (23 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые). За 15 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались более 920 резидентов, из которых более 140 компаний с участием иностранного капитала из 42 стран. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 1,37 трлн рублей, вложенных инвестиций – более 597 млрд рублей, было создано более 46,4 тысяч рабочих мест, уплачено порядка 211 млрд рублей налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов.
Все площадки ОЭЗ обеспечены абсолютно новой и современной инфраструктурой.
ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ для реализации проектов, в том числе по локализации производства в России и выходе на евразийский рынок, в том числе:
Особые экономические зоны (ОЭЗ) – один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.
Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ). Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации на основе заявки, подготовленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет.
Согласно Закону об ОЭЗ резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства
за пределами территории ОЭЗ.
ОЭЗ – часть территории региона, на которой действует льготный режим предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.
ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.
На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ 4-х типов