рейтинг оон по электронному правительству
Рейтинг электронных правительств ООН, который возглавила Москва, опубликован на русском языке
Эксперты международной организации впервые оценивали уровень развития электронного правительства не только в странах, но и в отдельных городах — и российская столица возглавила рейтинг.
Исследование состоит из аналитической части и данных о развитии электронного правительства. В ходе подготовки отчета использовались инновационные подходы, которые позволили наиболее полно продемонстрировать процесс преобразования государственных институтов. В основу аналитической части легли данные из различных источников, результаты экспертных опросов ученых и практиков.
Авторы исследования проанализировали 40 мегаполисов мира. Каждый город оценивался в соответствии с Индексом местного онлайн-обслуживания (Local online service index) — этот показатель был представлен впервые в рамках пилотного проекта. На результат каждого мегаполиса влияли содержание и возможности городских порталов, качество предоставления электронных услуг, уровень вовлеченности жителей в управление через электронные сервисы. В результате, второе и третье после Москвы место по уровню развития электронного правительства делят Кейптаун (ЮАР) и Таллин (Эстония), четвертое и пятое — Лондон (Великобритания) и Париж (Франция). В топ-10 также вошли Сидней (Австралия), Амстердам (Нидерланды) и Сеул (Южная Корея).
Ещё одной задачей исследования стала оценка эффективности электронного правительства и информационно-коммуникационных технологий для создания устойчивого и гибкого общества.
Возможности применения цифровых технологий органами власти в исследовании проиллюстрированы конкретными примерами. Так, авторы обращают внимание на практику профилактики и реагирования на чрезвычайные ситуации в разных странах, инициативы государств в сфере обеспечения кибербезопасности, а также успешные кейсы применения искусственного интеллекта.
ООН проводит исследование электронного правительства каждые два года.
Рейтинги
В настоящее время существует несколько международных рейтингов, которые принято прямо или косвенно характеризуют уровни развития информационно-коммуникационных технологий и зрелости инструментов электронного государства в различных странах мира.
К наиболее авторитетным и часто упоминаемым аналитиками можно отнести рейтинги Организации объединенных наций (ООН), Международного союза электросвязи (МСЭ), Всемирного экономического форума (ВЭФ).
Организация Объединенных Наций
Индекс готовности к электронному правительству ООН (United Nations e-Government Readiness Index).
Сайт: unpan.org
Раз в два года публикуется департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, впервые подготовлен в 2001 году, последняя версия опубликована в 2018 году, следующая выйдет в 2020 г.
Индекс включает три подындекса, характеризующих состояние человеческого капитала, ИКТ-инфраструктуры и веб-присутствия органов государственной власти.
Первые два основываются на официальных статистических данных, а последний строится на основе результатов обследования веб-сайтов правительства и пяти министерств — финансов, здравоохранения, образования, труда, социального обеспечения.
Обследование веб-сайтов проводится в рамках подготовки Индекса, они оцениваются с точки зрения информационного наполнения, функциональности, а также их использования для предоставления государственных услуг в электронной форме.
В рейтинге 2012 года Россия поднялась сразу на 32 позиции — с 59 на 27 место, в 2014 году позиция не изменилась — 27 место (из 193), в 2016 году Россия опустилась на восемь позиций вниз — на 35 место, в 2018 году наша страна поднялась на три позиции и впервые вошла в группу стран с «очень высоким» (Very High) индексом развития электронного правительства (более 0,75 при максимальном значении 1).
Сравнение по годам
Все рейтинги развития электронного правительства ООН:
Международный Союз Электросвязи
Индекс развития ИКТ (ICT Development Index — IDI).
Сайт : itu.int
Этот индекс является универсальным и общепризнанным. Индекс развития ИКТ является современным комплексным показателем, используемым МСЭ для оценки уровня развития ИКТ в разных странах. Основная задача индекса развития ИКТ состоит в возможности определения тех показателей, значения которых необходимо улучшить для сокращения «цифрового разрыва» с наиболее развитыми странами.
Рассчитывается ежегодно, начиная с 2009 года. Разработка Индекса была рекомендована Всемирной встречей на высшем уровне по вопросам развития информационного общества.
Индекс строится на основе трех подындексов – доступа, использования и навыков.
Для расчета Индекса используется 11 показателей, характеризующих проникновение фиксированной телефонной связи, мобильной сотовой связи и Интернета (в том числе широкополосного), доступ к компьютерам и Интернету домохозяйств, уровень грамотности взрослого населения и вовлеченность в образование молодежи.
Место России в рейтинге стран по этому Индексу входит в число контрольных показателей Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Последний отчет 2016 года опубликован в ноябре 2016 года. В соответствии с последним отчетом, Российская Федерация опустилась за год на одну позицию — на 43 место из 175 (в предыдущем рейтинге — 42 место).
Всемирный экономический форум
Индекс готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index — NRI).
Сайт: reports.weforum.org
Ежегодно издается Всемирным экономическим форумом и международной школой бизнеса INSEAD начиная с 2002 г.
Индекс строится на основе трёх индексов-компонентов (среда, готовность, использование), каждый из которых включает по три подындекса, характеризующих, соответственно: рыночную, политическую и инфраструктурную среду; готовность населения, предприятий и органов власти к применению сетевых технологий; использование ИКТ населением, предприятиями и органами управления. Для расчета Индекса в последних выпусках используется 71 показатель.
Часть показателей основана на международной статистике, а часть получена на основе экспертного опроса менеджеров предприятий в оцениваемых странах.
Значения индекса для России в 2016 году:
Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index ) — 4,5; место – 41 из 139,
(в 2015-м — 41 место, в 2014 — 54, в 2012 г. – 56, в 2010-2011 гг. — 77-е место из 138, а в 2009-2010 гг. — 80-е место из 133).
Cyber Power Index
Cyber Power Index (Рейтинг кибермогущества) — исследование от Booz Allen Hamilton и Economist Intelligence Unit, опубликованное в январе 2012 года, которое отражает «способность стран противостоять кибератакам и развертывать критическую цифровую инфраструктуру, необходимую для продуктивной и безопасной экономики».
Исследование проводилось для стран «большой двадцатки», в который вошли 19 стран G20, за исключением ЕС как коллективного члена G20.
Страны ранжировались на основе общего балла по шкале от 0-100, выведенного из взвешенной суммы оценок по четырем категориям:
нормативно-правовое регулирование киберпространства;
экономический и социальный контекст;
технологическая инфраструктура и ее применение в ключевых отраслях.
Показатели по каждой из категорий рассчитывались на основе почти 40 субпоказателей, среди которых: участие государства в развитии киберпространства, развитость политик киберзащиты, степень цензуры, степень проникновения инноваций в бизнес-среде, открытость торговли, расходы на ИТ и уровень качества используемых технологий, развитость электронного правительства и другие.
Первое место в рейтинге занимает Великобритания, второе – Соединенные штаты, третье – Австралия.
Напомним, в Великобритании киберстратегия представлена кабинетом министров в июне 2009 года (Cyber Security Strategy of the United Kingdom safety, security and resilience in cyber space), в США опубликована в мае 2011 (International strategy for cyberspace — Prosperity, Security, and Openness in a Networked World), в Австралии – в 2009 году.
Россия по общему баллу заняла 14 место.
При этом в области технологической инфраструктуры Россия получила 17 место, а по показателям нормативно-правового регулирования – 16. 10 место, которое является самым высоким для России, было занято в категории социально-экономического контекста.
По индексу готовности к электронному правительству Беларусь сохранила свои позиции как страны с высоким уровнем его значения
10 июля 2020 г. опубликован обзор ООН по электронному правительству.
Данный обзор публикуется каждые два года и основывается на результатах исследований развития технологий электронного правительства в 193 странах мира, которые проводятся Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (UNDESA).
В результате таких исследований вычисляется индекс готовности к электронному правительству указанных стран и формируется соответствующий рейтинг. Данный индекс является интегральным показателем, характеризующим уровень готовности государств использовать современные информационно-коммуникационные технологии для функций управления.
Основными составляющими (субиндексы) индекса готовности к электронному правительству являются:
По итогам проведенного ООН исследования к 2020 году Беларусь заняла 40 место по индексу готовности к электронному правительству в рейтинге, сохранив свои позиции как страны с высоким уровнем его значения. По сравнению с 2018 годом индекс готовности к электронному правительству Беларуси вырос на 5,8 % в 2020 году.
Справочно
В 2018 году значение индекса готовности к электронному правительству Республики Беларусь соответствовало 38 позиции, а в 2016 – 49.
Сохранение позиций в топ-40 стран по уровню развития технологий электронного правительства стало преимущественно результатом проведенной работы в рамках ранее выполненных государственных программ и реализующейся в настоящее время Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы.
Вместе с тем к 2020 году Беларусь по уровню развития электронного правительства опередила в рейтинге такие страны как Бельгия, Греция, Латвия, Китай, Кувейт, Малайзия, Саудовская Аравия, Сербия, Словакия.
Среди государств – участников ЕАЭС лидирующие позиции в рейтинге по индексу электронного правительства заняли Казахстан (29 место), Россия (36 место), далее расположились Беларусь (40 место), Армения (68 место) и Киргизия (83 место).
В целом лидерами данного рейтинга в мировом масштабе стали: Дания (удержавшая первенство, полученное в 2018 году), Республика Корея (с 2010 года традиционно выступающая в нем на лидирующих позициях), Эстония (практические результаты внедрения технологий электронного правительства с 16 позиции переместили страну на 3 место в рейтинге).
В аспекте отдельных направлений развития электронного правительства, формирующих соответствующие субиндексы, фактические результаты Беларуси оценены следующим образом.
К 2020 году, согласно обзору ООН, наша страна сохранила лидерство в регионе Восточной Европы по уровню развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. Субиндекс телекоммуникационной инфраструктуры за 2 года вырос на 20,3 %.
Уже традиционно в обзоре отмечен очень высокий уровень развития человеческого капитала в Беларуси. Прирост значения соответствующего субиндекса Республики Беларусь относительно 2018 года составил 2,6 %.
В соответствии с оценкой ООН уровень развития электронных услуг в Республике Беларусь не претерпел значительных изменений по сравнению с 2018 годом (субиндекс веб-услуг соответствует значению 0,7). Отметим, что на фоне работы по переводу административных процедур и государственных услуг в электронную форму в рамках реализации ряда мероприятий Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы к 2021 году будет фактически завершено создание современной технологической основы для ускоренного внедрения и широкого использования электронных услуг для граждан и бизнеса.
В предстоящий период планируется, что в рамках Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы на базе обозначенных результатов будут активно развиваться электронные услуги на принципах их проактивности (оказание услуги преимущественно не по заявлению, а по факту наступления жизненной ситуации) и комплексности предоставления (по запросу на получение электронной услуги пользователю доступен весь спектр необходимых для этого операций в электронной форме).
Помимо основных субиндексов в обзоре ООН представлены дополнительно изученные в рамках исследования параметры, характеризирующие уровень развития электронного правительства.
Так, отмечено, что Республика Беларусь по итогам 2018 – 2019 годов получила высокое значение по индексу развития открытых государственных данных (значение индекса соответствует 0,96). Такие результаты достигнуты за счет создания в 2018 году Национального портала открытых данных (data.gov.by), на котором уже опубликовано более 100 наборов. В настоящее время ведутся работы по созданию нормативных правовых условий для его активной эксплуатации заинтересованными.
По уровню электронного участия (e-participation) Беларусь согласно обзору ООН вошла в подгруппу стран с очень высоким уровнем значением индекса развития электронного участия (0,7 – 1), заняв итоговое 57 место в рейтинге по данному параметру совместно с Филиппинами, Парагваем, ЮАР и Индонезией. Первенство поделили Эстония, Республика Корея и США.
Результаты и аналитика, представленные в обзоре ООН 2020 года по электронному правительству, детально изучаются и будут учтены Министерством связи и информатизации при формировании Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы в целях обеспечения стабильного развития технологий электронного правительства в стране в интересах ее граждан, а также закрепления высоких позиций по данному направлению в мировом масштабе.
Узбекистан в рейтинге э-правительства занял 87-е место
В рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства Узбекистан опустился на 6 позиций и занял 87-е место среди 193 стран.
Узбекистан опустился на 6 позиций в рейтинге стран мира по уровню развития электронного правительства. В новом обзоре ООН по уровню развития электронного правительства (UN E-Government Survey, PDF) страна заняла 87-е место среди 193 государств.
Как отмечается в обзоре, предоставление онлайн-услуг в Узбекистане значительно улучшилось, несмотря на сдержанное развитие инфраструктуры.
Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI) Узбекистана составил 0.66 (в 2018 году — 0.62), что выше среднего мирового индекса в 0.60. У лидера рейтинга Дании этот индекс составляет 0.97, у лидера в азиатском регионе Южной Кореи — 0.95, у лидера в регионе Центральной Азии Казахстана — 0.83 (в 2018-м — 0.75).
EGDI формируется из трех субиндексов: индекса телекоммуникационной инфраструктуры, индекса человеческого капитала и индекса онлайн-услуг. Для Узбекистана они составили, соответственно, 0.47, 0.74 и 0.78.
По второму основному показателю обзора — Индексу электронного участия (E-Participation Index, EPI) Узбекистан улучшил позицию на 13 пунктов, поднявшись с 59-го на 46-е место. С индексом 0.80 Узбекистан оказался в группе стран с очень высоким EPI.
Обзор по уровню развития э-правительства публикуется Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам каждые два года. Это единственный глобальный отчет, который дает оценку уровня развития электронного правительства всех государств-членов ООН.
«Электронное правительство помогает предоставлять услуги и возможности взаимодействия непосредственно населению в отдаленных или неблагополучных сообществах, обеспечивая их доступ из дома или посредством цифровых киосков, — отмечается в обзоре. — Электронное правительство — это не только предоставление услуг, оно также играет роль в укреплении цифровой грамотности, цифрового охвата, цифровой доступности и цифровой идентичности».
Среди проблем, с которыми сталкиваются страны при продвижении э-правительства, называются ограниченность ресурсов, отсутствие цифровой инфраструктуры и недостаточный потенциал или возможности.
Пандемия COVID-19 усилила роль электронного правительства, говорится в обзоре. Цифровые услуги становятся все более распространенными, так как социальное дистанцирование способствует интерактивному взаимодействию. Платформы э-правительства также могут использоваться для управления кризисами с помощью инновационных способов.
«Когда личное взаимодействие невозможно или не поощряется, инструменты электронного государственного управления становятся жизненно важными. Страны с сильными и универсальными системами электронного правительства смогли предоставить четкую и актуальную информацию общественности, местным органам власти и поставщикам медицинских услуг, а также возможность работать с другими заинтересованными сторонами, такими как поставщики услуг, чтобы сократить распространение дезинформации и решить вопросы кибербезопасности и конфиденциальности данных», — подчеркивают составители обзора.
Рейтинг стран бывшего СССР по развитию э-правительства
Страна
Позиция
Узбекистан
Комментарии
Shisui Uchiha
И? Жить легче стало у нас? Уровень коррупции значительно понизился?
David Brabus
Да какой рейтинг с таким интернетом❗️
Дмитрий Недоступов
Задержали пенсию на 10 дней, звонил по телефонам доверия в пенсионный фонд, Халк банк, виртуальную приемную президента и никуда не смог прозвониться, а вы говорите рейтинг?
Flyerok
Jake Sully
Большая часть государств СНГ обогнала нас, а мы в хвосте плетёмся.
Россия опустилась с 27 на 35 место в рейтинге развития электронного правительства ООН
Россия заняла 35 строчку в рейтинге уровня развития электронного правительства ООН (E-Government Development Index), опустившись за два года на восемь позиций вниз.
ООН оценивает индикатор развития российского электронного правительства как высокий, при этом у 29 стран-лидеров уровень развития электронного правительства назван как «очень высокий».
Позиция России в рейтинге развития электронного правительства ООН
Первые три строчки рейтинга, включающего 193 стран-членов ООН, заняли Великобритания, Австралия и Южная Корея – эта страна была лидером предыдущего рейтинга, вышедшего в 2014 году.
Также в десятку лидирующих стран вошли Сингапур, Финляндия, Швеция, Нидерланды, Новая Зеландия, Дания, Франция.
Индекс развития электронного правительства (The UN Global E-Government Development Index) Организации Объединенных Наций разрабатывается раз в два года для 193 стран–членов ООН – является одним из самых авторитетных, характеризующих уровни развития информационно-коммуникационных технологий в мире. Включает оценки таких аспектов, как электронные услуги и сервисы, предоставляемые органами власти, информационно-коммуникационная инфраструктура и развитие человеческого потенциала.
Подындекс «электронные госуслуги и сервисы» (Online Service Index, OSI)строится на основе результатов исследования экспертами портала госуслуг, а также веб-ресурсов министерств здравоохранения, образования, соцразвития, труда, финансов и охраны окружающей среды, сказано в описании методики. Сайты оценивались как минимум двумя исследователями с точки зрения «среднего пользователя» — насколько легко найти на сайте нужную информацию или услугу, исходя из этого эксперты ставили оценку от 0 до 1, из которой затем высчитывалось среднее значение.
Индекс телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index, TII) представляет собой среднее арифметическое из пяти индикаторов: число пользователей Интернета на 100 жителей; число пользователей стационарным телефонов на 100 жителей; количество абонентов мобильной связи на 100 жителей; число пользователей беспроводного широкополосного доступа на 100 жителей; число пользователей фиксированного широкополосного доступа на 100 жителей. Основным источником этих данных является Международный союз электросвязи.
Подындекс развития человеческого капитала (Human Capital Index, HCI) составляется с учетом уровня грамотности взрослого населения; числа людей, имеющий среднее, высшее образование; количества лет обучения.
Россия в 2016-м году снизила свои показатели по двум из трех основных подындексов, особо сильное снижение произошло по показателю «ИКТ-инфраструктура» — с 0,6413 до 0,6091, подындекс «Человеческий капитал» упал с 0,8388 до 0,8234, подындекс «Электронные услуги и сервисы», напротив вырос за два года с 0,7087 до 0,7319.
Динамика подындексов для России
Вместе с тем, относительная позиция России в подындексе онлайн-сервисов ухудшилась – она опустилась с 27 на 37 место. По остальным подындексам относительная позиция тоже не улучшилась.
2014 | 2016 | |
OSI | 27 | 37 |
TII | 33 | 38 |
HCI | 37 | 37 |
Дополнительно ООН оценивает страны по показателю вовлеченности граждан (E-Participation), эксперты оценивают использование интернет-сервисов для предоставления властями информации для граждан («Общий доступ к электронной информации»), взаимодействие с заинтересованными сторонами («электронные консультации») и участие в процессах принятия решений. По этому дополнительному показателю, как и в прошлом году, Россия вошла в топ-50 стран и заняла 34 строчку со значением 0,7458 (в прошлом рейтинге – 30 место).
50 стран-лидеров по показателю вовлеченности граждан (E-Participation)
Напомним, в 2012 году Россия в рейтинге развития электронного правительства ООН (E-Government Development Index) поднялась сразу на 32 позиции — с 59 на 27 место, что явилось лучшим показателем среди всех стран Восточной Европы и СНГ и лучшим результатом России за все время существования рейтинга с 2001 года.
Максимальный индекс, который может получить страна, составляет 1. У Великобритании этот показатель — 0,9193, у России – 0,7215. В прошлом рейтинге 2014 года лидер – Корея — получила индекс 0,9462.
Что касается наших ближайших соседей, Казахстан в рейтинге занимает 33 строчку (в прошлом рейтинге – 28-ую), Украина расположилась на 62 позиции (ранее – на 87-й), Белоруссия оказалась на 49 месте (ранее на 55-м).
До 2014 года позиции России в рейтинге ООН учитывались при оценке эффективности реализации госпрограммы «Информационное общество». В актуальной версии госпрограммы этот показатель уже не учитывается.