рейтинг морских линий 2021
Топ 10 судоходных компаний в мире в 2021-м году
2020 год изменил привычную расстановку сил в топ-10 судоходных компаний мира. Некоторым судовладельцам пришлось продавать свои суда, чтобы остаться на плаву, в то время как другие отложили поставки судов, поэтому размер и вместимость флота постоянно изменяются у всех игроков.
Мировая экономика до сих пор выбирается из кроличьей норы, в которую провалилась во время локдауна, поэтому давайте взглянем, как крупные компании пережили год пандемии. Спойлер: финансовые результаты впечатляют.
1. AP Moller – Maersk
Maersk является самым крупным судовладельцем в мире по состоянию на октябрь 2020-го года, в собственности и под управлением компании находится 1 388 судов. Основу флота составляют контейнеровозы (713 судов); также большой процент 430 буксиров (группа компаний «Svitzer») и нефтяных танкеров.
Кроме того, Maersk является одним из мировых лидеров нефтегазовой индустрии. В состав флота компании входят 43 оффшорных судна (в основном AHTS и суда снабжения). Также Maersk принадлежат 14 самоподъемных, 4 полупогружных установки, 4 дрилл шипа.
Credits to gCaptain
Интересные факты о Maersk:
Сорен Скоу, генеральный директор A.P. Moller – Maersk, объясняет, что компании удалось процветать, несмотря на кризис, благодаря грамотному распределению мощностей компании (иными словами, отмене рейсов), сокращению затрат и адаптации к потребностям клиентов.
Компания ожидает дальнейшего роста доходов в 1-м квартале 2021 года. “У нас все заполнено”, – сказал Сорен Скоу.
2. COSCO Shipping Lines
Невероятно, но второй по величине судоходной компании в мире всего 5 лет. Она была основана в январе 2016 года в результате слияния COSCO (сокращение от China Ocean Shipping (Group) Company) и государственной судоходной компании China Shipping, чтобы консолидировать усилия в момент кризиса в мировой морской индустрии.
Сегодня компания со штаб-квартирой Пекине владеет и управляет флотом контейнеровозов и балкеров, который поражает воображение.
Credits to Freight Waves
Интересные факты о COSCO:
MSC Statistics
MSC – итальянская судоходная компания со штаб-квартирой в Женеве. Компания была основана в 1970 году и с тех пор превратилась из небольшого бизнеса, владеющего единственным судном (M/V Patricia) в многонациональную корпорацию с 574 судами, которые ежегодно перевозят 21 миллион TEU (двадцатифутовых эквивалентов) по 200-та маршрутам. Таким образом, сегодня MSC занимает 16% рынка контейнерных перевозок.
Основу флота компании составляют контейнеровозы и круизные лайнеры (MSC Cruises).
Credits to MSC M/V Patricia
Интересные факты о MSC:
4. CMA CGM Group
Французская компания CMA CGM Group – это еще один успешный альянс в нашем списке. Она была основана в 1996 году в результате объединения компаний Compagnie Maritime d’Affrètement (CMA) и Compagnie Générale Maritime (CGM). Своим появлением в нынешнем виде компания обязана Жаку Шираку (тогда вице-президент Франции) и премьер-министру Алену Жюппе.
Компания значительно выросла за последние 24 года и стала четвертой судоходной компанией в мире.
Интересные факты о CMA CGM Group:
Credits to American Journal of Transportation
5. Evergreen Line
Credits to ShipSpotting; M/V Central Trust
В настоящее время Evergreen Line состоит из четырех компаний: Evergreen Marine Corp. (Тайвань) Ltd., Italia Marittima SpA, Evergreen Marine (UK) Ltd и Evergreen Marine (Hong Kong) Ltd. Ассоциация произошла в 2007 году, сделав Evergreen Line одной из ведущих судоходных компаний в мире.
Интересные факты о Evergreen Line:
6. Hapag-Lloyd
Немецкий гигант Hapag-Lloyd появился в 1970 году в результате слияния двух судоходных компаний: Hamburg-American Line (HAPAG) и North German Lloyd, история которых начинается в 19-м веке. С тех пор Hapag-Lloyd пережила множество трансформаций и союзов, но остается 5-й судоходной линией в мире.
Credits to Hapag-Lloyd
Интересные факты о Hapag-Lloyd:
7. Ocean Network Express (ONE)
ONE – это совместное предприятие контейнерных подразделений трех великих японских судоходных компаний: Nippon Yusen Kaisha (NYK), Mitsui O.S.K. Линии (MOL) и K Line. Компания основана в 2016 году с целью укрепления позиций на азиатском рынке, и сегодня ONE занимает седьмое место в списке крупнейших судовладельцев в мире. Кроме того, Ocean Network Express является лидером на азиатском рынке рефрижераторных морских перевозок.
Credits to ONE
Интересные факты об Ocean Network Express:
8. Teekay Corporation
Корпорация Teekay ненадолго прорвется в этот хит-парад контейнерных операторов. Teekay – крупнейший в мире судовладелец танкеров, с более чем 140-ка судами в собственности или чартере. Компания была основана датским эмигрантом в Канаде. В 1973 году это были два ветхих нефтяных танкера, но флот быстро увеличивался, особенно в 80-ее, когда Teekay рискнули работать в опасных водах Персидского залива во время Ирано-иракской войны.
Сегодня компания владеет не только нефтеналивными танкерами, но и газовозами, а также занимается добычей нефти и газа.
Credits to Manifold Times
Интересные факты о корпорации Teekay:
9. Pacific International Line (PIL)
Credits to ShipSpotting; M/V Kota Singa
Интересные факты о Pacific International Line:
10. Yang Ming Marine Transport Corporation
Yang Ming – один из лидеров азиатского рынка. Она была основана в 1972 году, но имеет исторические корни с компанией China Merchants Steam Navigation Company, известной еще с 19-го века. Yang Ming находится на Тайване; имеет терминалы в Китае, США, Бельгии и Тайване, ее суда работают на всех основных линиях.
Credits to Johnson Stevens
Интересные факты о Ян Мин:
2020 год, наконец, пройден, и можно подвести итоги. Кроличья нора, в которую морская индустрия, казалось, проваливалась в начале 2020 года, оказалась неглубокой. Финансовые отчеты многих судоходных компаний на удивление хороши, владельцы сухогрузных судов быстро распределили мощности и воспользовались низкими ценами на бункеровку; компании, владеющие танкерами предоставляли свои суда в качестве хранилищ.
Таким образом, судоходная отрасль в очередной раз продемонстрировала свою готовность к любому беспрецедентному кризису, и мы работа в море продолжается в обычном режиме.
Автор:
Филип Дрозда – профессионал индустрии морских перевозок. Он работает в судоходной отрасли более 25-ти лет, является специалистом по крюингу. Мистер Дрозда имеет высшее техническое образование, говорит на польском, английском и русском языках.
Рейтинг контейнерных компаний мира
По данным Alphaliner на 04 февраля 2021 года мировой рынок контейнеровозов насчитывает 6221 (6154) судов, в том числе 5330 (5293) ячеистых контейнеровоза. Суммарная вместимость всех контейнеровозов составляет 24317608 (22518763) TEU, в том числе вместимость ячеистых контейнеровозов 23861062 (22107882) TEU. Общий дедвейт мирового флота контейнеровозов составляет 293619238 (274674547) тонны.
Для наглядности динамики роста международного контейнерного флота, в скобках приведены данные на 31.08.2018.
Таким образом, за последние 2 года 5 месяцев, мировой флот контейнеровозов продолжал увеличиваться как по числу судов, так и по их суммарному дедвейту и контейнеровместимости.
В состав ведущих контейнерных перевозчиков входят поглощенные ими менее крупные компании:
Maersk: Maersk A/S, Hamburg Sud (включая Alianca), Safmarine, Sealand Asia, Sealand Americas и Sealand Europe & Med.
MSC: WEC Lines.
CMA CGM Group: CMA CGM, APL, ANL, Cheng Lie Navigation Co, CoMaNav, Containerships PLC, Feeder Associate System и Mercosul Line.
COSCO Group: COSCO Shipping Co Ltd, OOCL, Shanghai Pan Asia Shipping, New Golden Sea Shipping (GSS), Coheung и Diamond Line GmbH.
Evergreen Group: Evergreen Line и Italia Marittima.
Zim (ZISS): Gold Star Line.
PIL (Pacific International Lines): Advance Container Line (ACL) и Mariana Express Lines Ltd (MELL).
IRISL Group: IRISL, HDS Lines, Valfajre Eight Shg Co и Khazar Shipping Co.
Sinokor Merchant Marine: Heung-A Line.
Transworld Group: Transworld Feeders, Balaji Shipping и Shreyas Shipping.
Shanghai Jin Jiang Shipping: Shanghai Hai Hua (HASCO).
Grimaldi (Napoli): Atlantic Container Line (ACL) и Finnlines.
Самое большое количество новостроев заказано компанией из Тайваня Evergreen Line – 80 судна, суммарной вместимостью 754628 TEU.
Две российские судоходные компании, имеющие в эксплуатации контейнеровозы, опустились на несколько позиций вниз и в этом нет ничего удивительного, так как деградация российского торгового флота продолжается и конца ей пока не предвидится.
В настоящее время Россия полностью зависит от иностранных контейнерных перевозчиков, суда которых доставляют контейнеры в российские порты и из них.
11 крупнейших контейнерных морских линий мира
Настоящая статья посвящена обзору крупнейших морских линий мира. Но для начала мы бы хотели описать немного исторических фактов. Не забудь обратить внимание на материал, посвящённый истории грузового контейнера. История контейнерных морских линий Первый современный контейнерный корабль был построен в 1956…
Настоящая статья посвящена обзору крупнейших морских линий мира. Но для начала мы бы хотели описать немного исторических фактов. Не забудь обратить внимание на материал, посвящённый истории грузового контейнера.
История контейнерных морских линий
Первый современный контейнерный корабль был построен в 1956 году. В основу его дизайна была положена конструкция более ранних судов. Однако именно в это десятилетие возникли контейнерные перевозки с использованием крупных металлических контейнеров в их современном понимании. До этого момента производители загружали товары на суда в контейнерах разных размеров. Но к 1961 году Международная организация по стандартизации унифицировала размеры морских контейнеров. Эти контейнеры позволили судам перевозить продукты без использования трюмов и палуб. Это упростило процесс транспортировки, погрузки и выгрузки, поскольку вся процедура в целом стала стандартизированной. На сегодняшний день стандартные контейнеры имеют размеры 20, 40 и 45 футов. Поскольку эти стандарты являются международными, контейнеры могут легко использоваться различными судоходными компаниями, а также без всяких проблем перевозятся грузовиками и поездами.
Поскольку одинаковые контейнеры и универсальное оборудование могут использоваться всеми компаниями, а процесс погрузки и разгрузки стал проще, перевозка товаров в целом становится дешевле. Это значит, что потребители экономят деньги.
Конечно, стоимость снижается еще больше, если сами контейнеровозы больше и вместительнее, так как на крупных контейнерных судах можно отправлять одновременно большие партии товаров. И по мере роста объемов грузовых контейнерных линий они могут снизить цены еще больше благодаря экономии на масштабе. Это одна из причин, по которой некоторые из морских линий выросли настолько большими по размеру.
Крупнейшие морские линии мира
1. A.P. Moller-Maersk Group
Этот датский бизнес-конгломерат не просто осуществляет контейнерные перевозки. Он также участвует в более широкой логистике и энергетике. Бизнес Maersk разделен на два основных направления: один связан с энергетикой, а другой для транспорта и логистики. С 1996 года это крупнейшая в мире морская контейнерная линия. Компания базируется в Копенгагене, насчитывает 88 000 сотрудников, и её офисы находятся в 130 странах мира. Maersk был основан в 1904 году, поэтому у него было достаточно времени, чтобы вырасти до таких впечатляющих масштабов. Первоначально это был пароходный бизнес. Компании принадлежит более 600 судов, некоторые из которых входят в число крупнейших контейнерных судов в мире. Имея 16,4% доли рынка в транспортной контейнерной отрасли, это крупнейшая судоходная контейнерная линия, прошедшая долгий путь и имеющая отличные перспективы на будущее.
2. Mediterranean Shipping Company (МSC)
Вторая по величине контейнерная морская линия в мире – это Mediterranean Shipping Company. Она имеет почти 500 судов и работает во всех крупных портах мира. Хотя штаб-квартира компании находится в Женеве, самым важным портом для MSC является Антверпен, Бельгия. В дополнение к контейнерным перевозкам, есть также подразделение компании, которое занимается организацией праздничных круизов. MSC была основана в Неаполе в 1970 году. Ее основателем стал Капитан Джанлуиджи Апонте сразу после покупки своего первого корабля. Вскоре Апонте купил второй корабль и запустил линию доставки контейнеров из Средиземного моря в Сомали. Он расширял компанию, приобретая подержанные суда. В конце 1970-х годов компания уже работала на территории Африки, Северной Европы и даже Индийского океана. Сегодня MSC имеет 480 офисов в 150 странах и более 24 000 сотрудников. С 14,7 % доли рынка этот бизнес занимает еще одну значительную часть мирового судоходного бизнеса.
3. CMA CGM
Третье место в списке крупнейших морских контейнерных линий занимает CMA CGM. Эта французская компания использует 420 портов в 150 странах и имеет 200 различных маршрутов доставки. Основной штаб CMA CGM находится в Марселе, но компания также имеет штаб-квартиру в Северной Америке. CMA CGM – это французский акроним. В переводе на английский язык он означает «Морская грузовая компания – General Maritime Company». Эта компания даже старше, чем две транспортные контейнерные линии, рассмотренные нами выше. CMA CGM была основана в середине 1800-х годов. Она родилась из двух компаний, которые первоначально поддерживались французским государством. В настоящее время она насчитывает 29 000 сотрудников по всему миру. Ей принадлежит 11,6% доли рынка контейнерных перевозок.
4. China COSCO Shipping
Этот китайский бизнес-конгломерат имеет штаб-квартиру в Шанхае и также занят во многих других секторах. В дополнение к контейнерным перевозкам, COSCO также оказывает финансовые услуги, занимается производством оборудования и логистикой. COSCO была официально основана в 2016 году в результате объединения COSCO Group и China Shipping Group. Эти два крупных игрока создали компанию еще большую, которая теперь занимает 8,4% доли рынка контейнерных перевозок.
5. Evergreen Marine
Evergreen Marine – тайваньская контейнерная судоходная линия. Эта компания имеет штаб-квартиру городе Таоюань, Тайвань, но является глобальной компанией с маршрутами от Дальнего Востока до Северной и Центральной Америки, Австралии, Южной Америки, Южной Африки и других стран. Evergreen имеет более 150 контейнеровозов и использует 240 портов в 80 странах по всему миру. Этот бизнес был основан в 1968 году Юн-Фа Чангом, миллиардером и председателем компании. На момент написания настоящей статьи компании принадлежит 4,9% доли рынка.
6. Hapag-Lloyd
Эта транспортная компания является многонациональной, но базируется в Германии. Она была создана в 1970 году, когда объединились две транспортные и морские компании в Германии. С тех пор многие последующие слияния сделали ее шестой по величине в мире контейнерной морской линией. Теперь эта компания имеет 4,7 процента доли рынка, а также работает в сфере туризма и круизов.
7. Orient Overseas Container Line
Этот контейнерный транспортный бизнес базируется в Гонконге и занимается не только перевозками, но и проектной логистикой. OOCL имеет более 300 офисов в 70 странах мира. Он эксплуатирует 57 судов различной мощности. Для работы в экстремальных погодных условиях компания имеет два судна ледового класса. Эта компания уделяет особое внимание защите окружающей среды. Например, до того, как это было предусмотрено международным договором, OOCL уже переработала свой холодильный механизм, чтобы избавиться от опасных ХФУ (хлорфторуглероды). Этот транспортный контейнерный бизнес имеет 3,3% доли рынка.
8. Hamburg Sud
Технически, Hamburg Sud является частью Maersk Group, крупнейшей транспортной контейнерной линии в этом списке. Тем не менее, компания по-прежнему значится в большинстве списков крупнейших морских контейнерных линий в мире.
Компания зародилась в 1871 году, когда 11 торговых домов в Гамбурге создали свой логистический бизнес. Сначала он состоял из трех пароходов, которые раз в месяц отправляли товары в Аргентину и Бразилию. Теперь Hamburg Sud является восьмым по величине контейнерным грузовым бизнесом в мире, на долю которого приходится 2,9% рынка.
9. Yang Ming Marine Transport Corporation
Эта судоходная компания основана в Тайване. Датой ее основания часто считают 1972 год, однако в действительности ее история гораздо богаче и дольше. Yang Ming объединилась с компанией China Merchants Steam Navigation, которая прослеживает свою историю до поздней династии Цин. В настоящее время Yang Ming имеет 84 контейнеровоза и подразделение логистики, занимая 2,8% рынка.
10. NYK Line
NYK Line связана с Yang Ming, и имеет 2,8 процента от доли рынка на рынке. NYK расшифровывается как Nippon Yusen Kabushiki Kaisha. Эта японская компания на самом деле является одной из старейших морских контейнерных линий в мире. В ее флоте насчитывается 800 кораблей, но не все они являются контейнерными судами, поэтому она занимает лишь десятое место в этом списке. Ее история восходит к судоходной компании Tsukumo Shokai, основанной в 1870 году. После нескольких изменений названия и слияний компания наконец обрела свое нынешнее название.
11. Mitsui O.S.K. Lines
Mitsui – еще одна японская судоходная компания со штаб-квартирой в Токио. Она был основана в 1964 году и с тех пор пережила множество изменений. На долю Mitsui приходится 2,4 процента рынка судоходной контейнерной отрасли.
Прибыль плывет контейнерами
Линейные операторы ожидают рекордного квартала
Фото: Иван Шаповалов, Коммерсантъ
Фото: Иван Шаповалов, Коммерсантъ
На рынке морских контейнерных перевозок после нескольких лет стагнации со второго полугодия 2020 года наблюдается бурный рост. Причины — возникший на фоне постпандемического оживления экономики дефицит контейнеров в Китае вследствие замедления их возврата из США и Европы. В результате ставки фрахта кратно увеличились, взлетев до 13-летнего максимума (см. “Ъ” от 3 декабря 2020 года и 22 марта). Ситуацию усугубили и точечные факторы, такие как недельная блокада Суэцкого канала в конце марта контейнеровозом Ever Given компании Evergreen (см. “Ъ” от 13 апреля). Спрос на контейнеры отразился на росте доходов не только морских, но и железнодорожных контейнерных перевозчиков.
Ажиотажный спрос на контейнерном рынке сохраняется, а ситуация в портах продолжает оставаться напряженной. Гендиректор Maersk Сёрен Скоу на конференц-звонке сообщил, что простой контейнеровозов в ожидании разгрузки в порту Лос-Анджелеса составляет сегодня 16 дней. Пробка в Суэцком канале, по оценкам господина Скоу, рассосется только в июне.
Maersk ожидает, что «исключительно благоприятное» состояние рынка сохранится в течение всего года.
Maersk пересмотрела и прогноз спроса на морские контейнерные перевозки в 2021 году — по ее оценкам, рост спроса составит не 3–5%, а 5–7%. С ней солидарны и другие лидеры рынка. По мартовским оценкам CMA CGM, рост рынка будет продолжаться как минимум в первом полугодии. Hapag-Lloyd ожидает, что результаты 2021 года по EBIT и EBITDA явно превзойдут показатели 2020 года.
Российские компании сектора также придерживаются оптимистической оценки перспектив рынка контейнерных перевозок. По прогнозам FESCO (компания работает и в морском, и в железнодорожном сегменте контейнерных перевозок), контейнерный рынок России по итогам 2021 года увеличится на 10% по сравнению с 2020 годом — примерно до 6,4 млн TEU, пояснили “Ъ” в компании. По расчетам FESCO, контейнерный рынок России в физическом выражении по итогам января—марта вырос на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, до 1,495 млн TEU. Экспорт вырос на 9%, до 490 тыс. TEU, внутренние перевозки — на 10%, до 235 тыс. TEU, импорт — на 8%, до 568 тыс. TEU. В то же время транзитные перевозки выросли на 72%, до 202 тыс. TEU, подчеркивают в FESCO.
Как сообщили “Ъ” в «Трансконтейнере» (работает в железнодорожном сегменте), по итогам первого квартала объем перевозок под управлением компании вырос на 14,5% к уровню первого квартала 2020 года.
Рост рынка железнодорожных перевозок контейнеров по сети ОАО РЖД составил 14,4%, основные драйверы — транзит и импорт. «Мы видим, что рынок растет высокими темпами,— говорят в «Трансконтейнере»,— при этом ожидаем, что во втором полугодии ситуация на рынке стабилизируется, а темпы роста снизятся и в целом по итогам года будут ниже, чем в 2020 году». Это обусловлено высокой базой второй половины прошлого года, поясняют в компании, когда на фоне ограничений и изменений цепочек поставок на железные дороги переключились объемы, ранее перевозимые другими видами транспорта.