рейтинг лучших советских фильмов всех времен
100 лучших советских и российских фильмов
Никита Михалков/Мосфильм, 1980
Пётр Тодоровский/Мосфильм, 1989
Сложно представить, что фильм снят еще в Советском Союзе: валютные проституки, сцены секса, полицейский произвол… Для своего времени картина стала настоящей кинореволюцией и получила возрастной ценз 16+. Сюжет и крутится вокруг проституки, мечтающей найти иностранца и уехать за границу. Осуществив мечту, героиня чувствует себя чужой и никому не нужной, но вернуться в СССР уже не может.
Малоизвестная певица переживает ряд трудностей, становится матерью-одиночкой. Но потом восходит ее “звезда”, к ней приходит слава и любовь зрителей, однако, личного счастья ей это не приносит. Это фильм-бенефис культовой в СССР эстрадной певицы Аллы Пугачевой, которая здесь по сути играет саму себя.
Любителям “Безумного Макса” и ранних «Звездных войн ” будет любопытно познакомиться с советским стимпанком от Георгия Данелии: двое случайных знакомых оказываются в другой галактике, где знакомятся с инопланетянами, у которых есть космический корабль. Но чтобы вернуть землян домой, нужен утерянный элемент. Помогает лишь то, что у героев есть спички, которые в этой галактике на весь золота.
Всеволод Пудовкин, 1926
По мнению Эмира Кустурицы, это один из лучших фильмов в мире. История Ромео и Джульетты перенесена во времена вражды гуцульских племен Украины. По воспоминаниям современников, режиссер отразил в фильме схожую личную трагедию.
Элизабет Бостан/Мосфильм, 1976
Довольно психоделический музыкальный фильм-сказка по мотивам “Волка и семерых козлят”: мама-коза отлучается из дома, оставив козлят одних; серый волк похищает их и требует выкуп. Это один из первых советских киномюзиклов, песни из которого долгое время были хитами и у детей, и у взрослых.
Владимир Бортко/Ленфильм, 1984
Эльдар Рязанов/Мосфильм, 1991
Станислав Говорухин/Одесская киностудия, 1988
Популярнейшая экранизация детектива Агаты Кристи. Десять незнакомых друг с другом людей оказываются без связи на отдаленном острове, все они прибыли по приглашению хозяина, которого, однако в доме не обнаруживают. Один за другим их находят мертвыми. Леденящая душу история была блистательно сыграна целым созвездием русских актеров.
Исидор Анненский/Тбилисская киностудия, 1944
Исторический фильм культового режиссера-новатора, снятый по госзаказу, должен был поднять патриотический дух граждан. Из-за сжатых сроков пришлось снимать летом сцену масштабного Ледового побоища, в котором рыцари должны были провалиться под лед замерзшего озера. Асфальт посыпали солью, деревянные доски-”льдины” покрасили белым.
Мрачный отец двух мальчиков возвращается домой после нескольких лет отсутствия. Мальчики не знают, где он пропадал и с опаской общаются с ним. Как ни в чем не бывало, он увозит сыновей из дома в некий поход. Первый фильм Андрея Звягинцева принес ему «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и славу одного из самых выдающихся режиссеров современности. Фильм определил и авторский стиль режиссера, молчаливый со смакованием каждого кадра.
Роман Качанов/Film Studio.ru, 2001
Программист Мышкин возвращается из-за границы. Его попутчик Рогожин, новый хозяин жизни, рассказывает о предмете своей страсти, некой Настасье Филипповне. Мышкин влюбляется заочно в ее образ. Этот абсурдистский фильм представляет сюжет романа Достоевского «Идиот», перенесенный в “шальные” 1990-е.
История советских рок-н-ролльщиков, которые нелегально покупают иностранные модные вещи, слушают запрещенную западную музыку, танцуют буги-вуги и, конечно, влюбляются. Их подпольные тусовки разгоняют добровольные отряды правоверных коммунистов, их осуждают на партсобраниях. Ностальгический фильм-мюзикл Тодоровского сделал хорошую кассу в год выхода фильма.
Николай Лебедев/«ТриТэ», 2013
Марк Захаров/Мосфильм, 1980
80. Белый Бим черное ухо, Станислав Ростоцкий, 1977
Если вам кажется, что «Хатико» грустный фильм, то над «Белым бимом» вы и вовсе обольетесь слезами, как это делает уже не одно поколение россиян. Бим, щенок шотландского сеттера с одним черным ухом, попадает в дом любителю охоты Ивану Ивановичу. Но когда хозяин попадает в больницу, Бим отправляется на его поиски…
Фильм о жестоком средневековом царе, видимо, должен был поднять патриотический дух и оправдать репрессии самого “вождя народов” Иосифа Сталина. Фильм снимался по госзаказу прямо во время Великой Отечественной Войны, и многие актеры страдали от голода. Планировалось выпустить три части, но Эйзенштейн умер, сняв лишь две.
Александр Рогожкин/Ленфильм, 1995
Алексей Коренев/Мосфильм, 1972
Невероятно добрый четырехсерийный фильм о вечерней школе для рабочей молодежи. Только что вышедший из пединститута преподаватель истории с именем как у древнерусского летописца Нестор, пытается совладать с очень сложным, но очень талантливым классом, в котором многие гораздо старше его и опытнее в жизненном плане.
Виктор Титов/Творческое объединение «Экран», 1975
По сюжету актрису оперетты утверждают на роль ученого в новом фильме. Однако время репетиций в театре и кино совпадает, и она не может быть в двух местах одновременно. Обнаруживается, что среди настоящих ученых есть ее точная копия. Актриса уговаривает серьезного научного работника подменить ее на съемочной площадке.
Обе роли здесь играет народная любимица, актриса Любовь Орлова, которая в годы Великой Отечественной ездила на фронт с выступлениями для солдат.
Афганская война долгое время была слишком больной темой внутри России, поэтому и так мало фильмов о ней. Но режиссер Федор Бондарчук рискнул, и сделал пронзительный блокбастер в духе американских фильмов о Вьетнаме.
Лента японца Куросавы, снятая на русском языке, получила «Оскар» за лучший иностранный фильм. Совместная советско-японская картина снята по автобиографической повести исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Во время экспедиций ему помогал охотник Дерсу Узала, коренной житель Уссурийского края, отлично знавший местность и что делать, если, например, рядом окажется тигр.
Леонид Гайдай/Мосфильм, 1982
Карен Шахназаров/Мосфильм, 1986
Молодой парень, не поступивший в университет, устраивается работать курьером и заводит роман с профессорской дочкой. Отец девушки не в восторге от ее выбора, а парень решает позлить его и сообщает, что дочь якобы беременна. Еще один фильм перестроечных времен, в котором ярко показаны новые времена и даже первый советский брейк-данс.
Красивая сага о молодом юнкере царской России. Он влюбляется в американскую авантюристку и готов на все, чтоб отстоять ее и свою честь. В дуэте с актером Олегом Меньшиковым играет голливудская звезда Джулия Ормонд. Фильм известен и тем, что ради его съемок президент Борис Ельцин разрешил отключить кремлевские звезды.
66. Питер FM — Оксана Бычкова, 2006
Оксана Бычкова/СТС, 2006
Романтическая история в декорациях летнего Петербурга стала в свое время едва ли не символом года, даже несмотря на незамысловатый сюжет. По нему, девушка Маша теряет мобильный, его находит Максим и хочет вернуть, но пара никак не может встретиться, разминаясь буквально на доли секунды. Долгие переговоры по телефону привели, как понятно, к большой любви.
Дебютная картина режиссера Александра Ханта с нетривиальным сюжетом взбодрила российское кино, показав настоящих народных героев. В этом приключенческом роуд-муви гопник Витька узнает, что у него есть отец-уголовник, который стал инвалидом. Ему может достаться квартира родителя, если он сможет сдать его в дом инвалидов.
Документальный фильм авангардиста от кино Вертова об одном дне из жизни молодой советской республики: едут машины и автобусы, рабочие трудятся на заводах, прохожие куда-то спешат. Тут и свадьба, и роды, и похороны, снятые новаторскими приемами легендарного режиссера.
Марлен Хуциев, Феликс Миронер/Одесская киностудия, 1956
Фильм-символ времени так называемой хрущевской оттепели. Ударник труда на металлургическом комбинате посещает вечернюю школу и влюбляется в молодую учительницу, приехавшую по распределению из пединститута. Оба они гордые советские люди с принципами, и отношения у них складываются непросто.
62. Человек-амфибия, Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский, 1962
Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский/Ленфильм, 1962
Оскароносная «Форма воды» меркнет по сравнению с советской экранизацией фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия». В отличие от зеленого чудища, в русском фильме Ихтиандра-амфибию играет невероятной красоты Владимир Коренев. Он живет в воде и дружит с дельфинами, пока случайно не спасает тонущую прекрасную девушку. Тогда он хочет стать человеком, но, увы, долго без воды прожить не может.
Сергей Бондарчук/Мосфильм, 1966
Георгий Данелия/Мосфильм, 1975
Трогательный и одинокий сантехник Афоня работает спустя рукава и не упускает возможности выпить. На собрании рабочего коллектива его отчитывают, грозят увольнением, но даже это не останавливает героя. Одна только девушка Катя верит в то, что он может измениться… Эта смешная комедия о простом русском мужике покорила зрителя и типично выписанными персонажами, и отличными диалогами.
Марк Захаров/Мосфильм, 1979
Ученик старших классов решает уйти с головой в религию и воспринимает все прочитанное и сказанное наставником с маниакальной прямотой. Он начинает принуждать окружающих жить по собственным догмам, но ничего хорошего из этого не выходит. Фильм знаменитого театрального и кинорежиссера Кирилла Серебренникова вырос из его же успешной сценической постановки в московском Гоголь-центре. Он получил несколько призов на международных кинофестивалях, в том числе и в одной из программ в Каннах.
Один из самых известных фильмов Звягинцева был снят в крохотном поселке Териберка Мурманской области, ставшем теперь меккой начинающих режиссеров арт-хауса. Драма о беспомощности человека перед лицом государственной машины удостоена “Золотого глобуса” и была номинирована на Оскар.
Валерия Гай Германика/ПРОФИТ, 2008
Драма Валерии Гай Германики о проблемах взросления среди подростков, нашумела в программе дебютов в Каннах. Именно этот фильм сделал в то время 24-летнюю Валерию настоящей звездой, хотя и остался до сегоняшнего дня ее единственной яркой работой в кино.
Сергей Бондарчук/Мосфильм, 1975
Экранизация одноименного романа Михаила Шолохова была сделана оскароносным Бондарчуком. Фильм о подвигах советских войск во время Второй мировой войны вышел к 30-летию Победы и стал своего рода классикой в этом жанре.
Станислав Ростоцкий/Киностудия имени Горького, 1968
В фильме показаны три дня из жизни обычной советской школы на фоне любовной истории между новой молодой учительницей и старым преподавателем. Картина признана лучшим фильмом года, получила главный приз Московского кинофестиваля и даже госпремию СССР.
Эльдар Рязанов/Мосфильм, 1966
Один из самых популярных советских фильмов показывает идеал советского гражданина, для которого совесть и социальное равенство превыше всего.
Никита Михалков/Мосфильм, 1974
Советский вестерн о конце гражданской войны. Бывшим красноармейцам, а ныне чекистам доверяют везти конфискованное у буржуев золото в Москву, но его грабят сначала белогвардейцы, а потом бандиты.
Дебютная режиссерская работа Никиты Михалкова уже считается классикой кинематографа. Она участвовала в нескольких международных фестивалях.
Кирилл Серебренников/Hype Film, 2018
Эльдар Рязанов, Франко Проспери/Мосфильм, 1974
Оказывается, в Петербурге огромное количество статуй львов. Чтобы найти, под какой именно зарыт клад, итальянские аферисты роют под всеми подряд. А всему виной пожилая русская эмигрантка, которая спрятала во время революции сокровища подо львом.
Евгений Карелов/Мосфильм, 1968
Один из лучших фильмов о Гражданской войне в России, который даже учителя истории советуют смотреть. Отряд белогвардейцев окружен в Крыму Красной Армией. Командир поручает двум красноармейцам снять на кинокамеру с воздуха расположение белых, но их аэроплан падает и они попадают в плен.
Константин Ершов, Георгий Кропачёв/Мосфильм, 1967
Советские хоррор-фильмы можно пересчитать по пальцам одной руки. Но от просмотра «Вия» вы рискуете поседеть, прямо как персонаж в конце фильма. В основу легла повесть Николая Гоголя, в которой студента духовной семинарии отправляют читать ночные молитвы над умершей красавицей. Правда, девушка оказывается ведьмой и в первую же ночь встает из гроба.
Сергей Герасимов/Киностудия имени Горького, 1958
Георгий Данелия/Мосфильм, 1978
Грузин по прозвищу Мимино трудится летчиком на местных авиалиниях, но мечтает летать по всему миру, а заодно и завоевать сердце красивой стюардессы из “большой авиации”. Осуществив мечту, герой начинает тосковать по родине.
Колорит советской Грузии покорил все СССР и невероятными видами, и героями и песней “Чито-гврито, чито-маргалито”, которую поют до сих пор.
Кадры взятия матросами Зимнего дворца из этого фильма часто выдают за архивные. Немного приукрасив действительность, Эйзенштейн показывает свержение царской власти и установление власти большевиков. Это настоящий киногимн Октябрьской революции, интерес к которой вновь возник в прошлом году по случаю 100-летнего юбилея.
Константин Бромберг/Одесская киностудия, 1980
Валерий Тодоровский/Киностудия имени Горького, 1998
Парень Риты задолжал бандитам деньги и скрылся, оставив ее как залог. Ее спасает и дает приют глухая стриптизерша, которая мечтает уехать далеко-далеко в заветную и справедливую «страну глухих».
Один из первых и до сих пор редких в России фильмов, поднимающих тему особенностей развития, полюбился зрителям благодаря отличному актерскому дуэту Дины Корзун и Чулпан Хаматовой.
Геральд Бежанов/Мосфильм, 1985
Станислав Ростоцкий/Киностудия имени Горького, 1972
Владимир Мотыль/Мосфильм, 1970
Александр Серый/Мосфильм, 1971
Воспитатель в детском саду оказывается слишком похож на опасного бандита и именно поэтому полиция просит его о помощи в расследовании кражи золотого шлема Александра Македонского. Но для этого кроткому воспитателю надо вжиться в преступную банду и даже устроить побег из тюрьмы. Гениальная актерская игра и авантюрный сюжет вывели фильм в лидеры проката.
Георгий Данелия/Мосфильм, 1964
Эльдар Рязанов/Мосфильм, 1979
Алексей Балабанов/Кинокомпания «СТВ», 2007
Капитан милиции Журов насилует девушку и приковывает ее наручниками к кровати. Следить за пленницей оставляет свою сумасшедшую мать. В это время из Афганистана прибывают цинковые гробы с погибшими на войне солдатами, но их даже некому похоронить.
Станислав Говорухин/Одесская киностудия, 1979
Оператор фильма вспоминал, что во время показа сериала по телевизору в СССР снижалась преступность. Вся страна, не отрываясь, следила за тем, как сотрудники уголовного розыска Глеб Жеглов (его исполнил Владимир Высоцкий) и Владимир Шарапов гонялись за преступниками в молодой советской стране. Героев можно считать Холмсом и Ватсоном своих дней.
Эльдар Рязанов/Мосфильм, 1982
Леонид Быков/Киностудия имени А. Довженко, 1974
Что делают летчики-истребители в перерывах между боевыми вылетами? Живут обычной жизнью. Влюбляются, ждут писем из дома и даже создают самодеятельный оркестр. В фильме впервые была исполнена популярная и сейчас фронтовая песня «Смуглянка».
Леонид Гайдай/Мосфильм, 1973
Инженер Шурик создал машину времени и случайно перенес царя Ивана Грозного в СССР. В то же время человека очень похожего на царя и мошенника, грабящего соседнюю квартиру, случайно отправил в суровое средневековье. Комедия снята по мотивам малоизвестной пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» и, как и многие комедии легендарного Гайдая, была лидером проката.
Владимир Роговой/Киностудия имени Горького, 1971
Элем Климов/Мосфильм, 1964
Григорий Чухрай/Мосфильм, 1959
Отличившегося в бою молодого солдата отпускают повидать мать. Он долго едет домой, встречая на своем пути разных людей и первую любовь. Сложно сдержать слезы, видя сцену, как солдат обнимает мать и как она провожает его обратно на фронт, не зная, суждено ли ему вернуться оттуда… Еще одно сильное кино о Второй мировой войне.
Юрий Чулюкин/Мосфильм, 1961
Комедия о поварихе Тоське, которая влюбляется в главного бабника на советской стройке. Оба гордые, так что при взаимной симпатии ни один не хочет делать шаг навстречу друг другу. Фильм, прославляющий рабочий класс и лелеящий мечту о “светлом будущем”, стал классикой на все времена. Кроме того, из него можно узнать, сколько блюд можно приготовить из картошки.
Леонид Гайдай/Мосфильм, 1965
Студент Шурик постоянно попадает в передряги. На стройке, где он подрабатывает, ему приходится отбиваться от проделок хулигана. Во время сессии он настолько зомбирован учебниками, что не види происходящего вокруг. Наконец, случайно он становится свидетелем преступной операции трех жуликов.
Леонид Гайдай/Мосфильм, 1967
Еще одна любимая советская комедия, породившая мем об образцовой девушке СССР, которая должна быть «студенткой, комсомолкой и просто красавицей».
Владимир Меньшов/Мосфильм, 1984
Андрей Тарковский/Мосфильм, 1974
Одна из ключевых работ в фильмографии культового режиссера Тарковского, фильм-воспоминание. В картине он показывает фрагментарные сцены из собственного детства: деревенский дом, мать, взросление, войну. Фильм сопровождается стихами советского поэта Арсения Тарковского, отца режиссера.
Эльдар Рязанов/Мосфильм, 1956
Молодые работники Дома культуры репетируют новогодний вечер и всячески издеваются над директором, который пытается превратить карнавал в скучное казенное мероприятие. Самый кассовый фильм 1956 года и триумфальный кино-дебют режиссера Эльдара Рязанова и актрисы Людмилы Гурченко, который подарил стране одну из самых популярных новогодних песен «5 минут». Лента была и ежегодным телеразвлечением, пока не появился фильм №1 нашего списка.
Татьяна Лиознова/Киностудия имени Горького, 1973
Советский разведчик внедряется в высшие эшелоны СС нацистской Германии под фамилией Штирлиц. За судьбой главного героя весь Советский Союз наблюдал с трепетом и обливался слезами над сценой, когда Штирлиц встречается со своей женой после долгих лет разлуки, но чтобы не выдать себя, даже не может взглянуть на нее. Штирлиц стал народным героем, а его имя нарицательным, породив огромное количество мемов и шуток.
Михаил Козаков/Мосфильм, 1983
Веселый парень Костик приезжает в Москву учиться и останавливается в коммунальной квартире своей тети, взрывая своей беспечностью и жизнелюбием жизнь ее обитателей-интеллигентов… Фразы ярких героев фильма разошлись на цитаты, а саму комедию можно считать своего рода гимном Москве.
Эльдар Рязанов/Мосфильм, 1977
Руководить большого предприятия Людмила Прокофьевна так привыкла быть жесткой и одеваться в строгие костюмы, что, кажется, даже забыла, что она молодая привлекательная, но все еще одинокая женщина. Интрига начинается тогда, когда один из сотрудников на спор решает закрутить с ней роман, в надежде подняться по карьерной лестнице, но всерьез влюбляется в босса. Романтическая комедия о советском «офисном планктоне» стала лидером проката в год выхода и одним из часто показываемых фильмов по ТВ сегодня.
Георгий Юнгвальд-Хилькевич/Одесская киностудия, 1978
Внезапно пропавший после Гражданской войны в России Митя появляется в доме своей бывшей возлюбленной Маруси в страшные годы сталинских репрессий. Она замужем за советским офицером, и еще не знает, что ее старая любовь пришла, чтобы погубить новую…
Это еще один российский фильм-обладатель Оскара, многослойная психологическая драма. События разворачиваются на фоне щемящих душу звуков танго «Утомленное солнце».
Леонид Гайдай/Мосфильм, 1971
Обаятельный авантюрист Остап Бендер ищет бриллианты, которые на смертном одре спрятала в одном из стульев старинного гарнитура теща его случайного знакомого. Сложность в том, что стулья распроданы по одному на аукционе и разъехались по всей стране…
Эта комедийная экранизация романа соавторов-юмористов Ильи Ильфа и Евгения Петрова стала культовой постановкой во многом благодаря таланту исполнителя роли Бендера Арчилу Гомиашвили, а знаменитые фразы героев памятны до сих пор.
Контрабандисты по ошибке подкладывают драгоценности в гипс не того человека, а потом пытаются поймать ничего не подозревающего добропорядочного семьянина. Молодой Андрей Миронов проснулся всесоюзно знаменитым после премьеры этой комедии. Фильм посмотрело рекордные по тому времени 76.7 миллионов человек.
Владимир Бортко/Ленфильм, 1988
Что будет, если пересадить собаке мозг человека? Советский профессор Преображенский решил попробовать. Получившийся из этого эксперимента товарищ Шариков очень похож на человека, но ведет себя, как собака. Это экранизация стала едва ли не более популярной, чем известная повесть Михаила Булгакова.
Андрей Смирнов/Мосфильм, 1971
Это один из самых душещипательных фильмов о войне, где впервые прозвучала песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа», остающаяся невероятно популярной и сегодня.
Игорь Масленников/Ленфильм, 1979
Главный герой по прозвищу Сталкер зарабатывает на жизнь тем, что водит людей в закрытую аномальную Зону, образовавшуюся после падения метеорита. Как-то раз к нему обращаются Профессор и Писатель с просьбой проводить их туда. Сталкер соглашается, но даже не догадывается, какие планы у этих обычных на первый взгляд людей…
Фильм-притча основан на фантастической повести «Пикник на обочине» Братьев Стругацких, которые работали и над сценарием. Это один из самых популярных лент легендарного режиссера.
Философский мультфильм для детей и взрослых о ежике, который заблудился в тумане, упал в реку, но течение вынесло его в нужное место, завораживает и сегодня. В 2003 году в Токио эту работу Норштейна признали лучшим анимационным фильмом всех времен.
Владимир Меньшов/Мосфильм, 1980
Девушка из провинции приезжает в Москву и притворяется профессорской дочкой; беременеет от коренного москвича из интеллигентной семьи, но брак не складывается. Ребенка ей приходится воспитывать одной, параллельно работая и получая образования. Спустя 20 лет она становится директором большого предприятия. Фильм о том, как сбываются мечты, получил Оскар как «Лучший фильм на иностранном языке».
Алексей Сидоров/Аватар фильм, 2002
Фильм о любви девушки криминального авторитета со случайно встреченным юношей стал настоящим символом горбачевской перестройки. Во многом этому поспособствовал саундтрек, записанный андеграундными советскими рок-группами, среди которых оказалась и легендарная «Кино» со своим хитом «Мы ждем перемен!»