рейтинг лучших мультфильмов за последние 10 лет
20 лучших мультфильмов уходящего десятилетия
Выбирать любимчиков было сложно, но исполнимо
Мультфильмов много не бывает, особенно, если они качественные, запоминающиеся и появились в одно десятилетие. Редакция Тлум.Ру подводит самый грандиозный итог и вспоминает лучшие 20 мультфильмов (да-да, именно мультфильмов, никаких live-action ремейков и тому подобного), которые вышли в период с 2010 года по 2019 год.
В конце будет традиционное голосование, не забудьте принять в нём участие!
№ 20: «Мегамозг»
Год выхода: 2010
Студия: DreamWorks Animation
Рейтинг IMDB: 7,2
Итог: злодеями не рождаются! Именно люди стали причиной перехода Мегамозга на сторону зла. Мультфильм отлично показывает, что может произойти, если поддаться стереотипному мышлению. Ни Мезамозг, ни Метромэн не были изначально добрыми или злыми. Они были детьми, а земляне решили судить пришельцев про внешности, чем обрекли себя на долгие годы мучительной войны двух могущественных созданий. «Мегамозг» — отличный пример того, как не стоит делать выводы о жизни другого человека. И вообще, лучше следить за собой!
№ 19: «Город героев»
Год выхода: 2014
Студия: Walt Disney Animation Studios
Рейтинг IMDB: 7,8
Итог: депрессия не всегда заметна. История мальчика-подростка Хиро, неспособного справиться с потерей брата, доказала — семью можно найти где угодно. Даже среди подростков, помешанных на науке, и особенно, если вся эта компания в состоянии противостоять главному злодею. Отдельным плюсом идёт раскрытие истории антагониста, а то, знаете, как это бывает: плохими люди становятся просто по щелчку пальцев. Успех мультфильма можно подтвердить выходом мультсериала «Город героев: Новая история» (с рейтингом 7,2).
№ 18: «История Игрушек: Большой побег»
Год выхода: 2010
Студия: Pixar
Рейтинг IMDB: 8,3
Итог: игрушечная жизнь тоже тяжела. Третья часть франшизы отражает кризис веры. Было бы странно наделить игрушки человеческими качествами, но избежать того, что испытывают многие люди за всю жизнь (и делают это не один раз). Отъезд Энди, несчастливое стечение обстоятельств, новые знакомства, стресс… толпа знакомых зрителям игрушек проходит через настоящие испытания. Если описать третий мультфильм словочетнием «эмоциональная мясорубка», то попадание будет точным. Но мы всё же смотрим на ожившую сказку — счастливый конец неизбежен, за что и спасибо студии Pixar.
№ 17: «Ветер крепчает»
Год выхода: 2013
Студия: Ghibli
Рейтинг IMDB: 7,8
Итог: многие посчитали, что именно этот мультфильм стал прощальным для Хаяо Миядзаки. Сразу напомним, что режиссёр-аниматор в данный момент готовит ещё одну ленту, но работает в свободном режиме. А пока наш внутренний ветер крепчал, на экране разворачивались различные события: мечты, жертвы, достижение целей, любовь, полёт, полёт… и ещё раз полёт. Это уже не такая типичная невозможность фантазии Миядзаки, как привыкли зрители. «Ветер крепчает» рассказывает историю более жизненную, пусть и не без выдумок. После просмотра с лёгкостью представляется, что и наша собственная жизнь — красивый и философский мультфильм.
№ 16: «Твоё имя»
Год выхода: 2016
Студия: CoMix Wave Films
Рейтинг IMDB: 8,4
Итог: пора поверить в родственные души? Нет? После просмотра мультфильма Макото Синкая вы сможете дать шанс подобной концепции, если не в реальной жизни, то хотя бы в мультфильмах. Много ли было историй о том, как герои оказывались в телах друг друга, когда речь идёт об анимации? Синкай же со своей удивительной (порой до страшного) историей про двух подростков очень успешно попал на большой экран и вновь доказал, что японские мультфильмы совсем не хуже мультфильмов других стран.
№ 15: «Семейка Крудс»
Год выхода: 2013
Студия: DreamWorks Animation
Рейтинг IMDB: 7,2
Итог: досторические приключения удались. В мультфильме много интересного, начиная со способов охоты и заканчивая изобретениями, что были созданы ещё до электричества (и прочих интересных вещей современности). Но даже самые чудастые создания или решения героев не сравнятся по важности в посылом мультфильма. Какой он? Очень неудобный и колкий, потому что относится к выходу из зоны комфорта. Приключения Крудсов прямым текстом говорят, как важно новое. Жить строго в границах привычного и устоявшегося — терять возможности и шансы. В том числе на выживание.
№ 14: «Книга жизни»
Год выхода: 2014
Студия: 20th Century Fox
Рейтинг IMDB: 7,3
Обзор Тлум.Ру: здесь
Итог: сказка ложь, да в ней намёк. История в истории, начавшаяся с рассказа экскурсовода, и закончившаяся… а закончилась ли история в самом деле? Однозначный ответ дать не так просто, и каждый зритель может принять решение лишь за себя. В этом неизвестном мультфильме много прекрасного: легенды, любовь, соперничество, музыка, схватки. И всё это пронизано культурой Мексики. Рекомендуем.
№ 13: «Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя»
Год выхода: 2012
Студия: StudioCanal
Рейтинг IMDB: 7,9
Обзор Тлум.Ру: здесь
Итог: равенство важно! И, что примечательно, мультфильм этот не только о равенстве, но и о том, что нужно нежно относиться к своим мечтам, не позволять чужим людям оценивать то, о чём вы фантазируете и чего хотите добиться по жизни. Тут уже совсем неважно, кто вы — человек или медведь. Эрнест и Селестина — необычный пример того, насколько крепкой может быть дружба. Даже если ваш будущий друг когда-то пытался вас съесть.
№ 12: «Хранители снов»
Год выхода: 2012
Студия: DreamWorks Animation
Рейтинг IMDB: 7,3
Итог: изгой нашёл друзей и настоящее счастье. Мультфильм этот без зазрений совести может с гордостью сказать, что так много волшебных персонажей нет больше ни в одном из остальных 19 участников нашего топ-20. Здесь вам и магия, и жутька, и очаровательные герои, а подкреплено всё командной работой против мощного антагониста. И где-то там Ледяной Джек почувствовал, как его сердечко немного оттаяло, ведь другие волшебные создания оказались классными и дали тьме отпор.
№ 11: «Клаус»
Год выхода: 2012
Студия: SPA Studios
Рейтинг IMDB: 7,3
Обзор Тлум.Ру: здесь
Итог: смотреть всем! Удивительная история Клауса (который Санта), его помощников, чудес и подарков. Он с лёгкостью зарядит любого посмотревшего новогодним настроением. Однако повторить эксперимент с просмотром мультфильма можно и летом, ведь чудо на то и чудо, чтобы происходить в любое время года. Такой истории про волшебника ещё никто не придумывал. Дети увидят магию в обычных вещах, а взрослые обязательно растрогаются спокойной, но удивительно наполненной сюжетными поворатами сказкой.
№ 10: «Зверополис»
Год выхода: 2016
Студия: Walt Disney Animation Studios
Рейтинг IMDB: 8
Итог: запоминающийся мультфильм о равенстве. Конечно, не стоит забывать, что и в жизни для достижения цели нужно упорно работать, как это делала Джуди. И пусть ей не нравилась низкая должность и бесполезное выписывание штрафов, но стоило повстречать Ника, как жизнь завертелась. Не упускайте любые возможности для изменений в своей жизни, даже если возможности эти хитрые, рыжие и очень хвостатые!
№ 9: «Головоломка»
Год выхода: 2015
Студия: Pixar
Рейтинг IMDB: 8,2
Итог: а что, если бы у эмоций были эмоции? Хотя идея оживить то, что сложно оживить, многим могла показаться невыполнимой, но студия Pixar, как обычно, приятно удивила. Тем более, что мультфильм показывает такой сложный период, как переходный возраст, который происходит на фоне непростых событий в семье. Здесь зрителями должны в первую очередь становиться не дети (хотя и для них «Головоломка» чертовски полезна), а взрослые, ведь они по прошествии долгих лет уже и забыли, какая это сложная работа — становиться из ребёнка подростком.
№ 8: «Кубо. Легенда о самурае»
Год выхода: 2016
Студия: Laika Entertainment
Рейтинг IMDB: 7,8
Обзор Тлум.Ру: здесь
Итог: кукольные мультфильмы всё ещё великолепны и долго будут оставаться такими. Особенно, если речь идёт о мультфильмах студии Laika. Быстро напомним, что «Потерянное звено», вышедшее в этом году, тоже является их детищем. Кубо же открыл зрителям пусть уже не такой и загадочный, но удивительный путь настоящих самураев. Является ли мультфильм аллегорией взросления? Кто знает, но даже если так, это лишь придаёт ему важности.
№ 7: «Песнь моря»
Год выхода: 2014
Студия: Cartoon Saloon
Рейтинг IMDB: 8,1
Обзор Тлум.Ру: здесь
Итог: нежная морская сказка успокоит нервы и подарит веру в завтрашний день. Нам показали древние легенды, волшебных существ, жизнь неполной семьи и то, как можно стать лучшей версией самого себя. В «Песни моря» хочется взглядываться каждую секунду, ставить мультфильм на паузу и наслаждаться удивительно детальной картинкой, за что спасибо «европейскому Миядзаки» Томму Муру.
№ 6: «Моана»
Год выхода: 2016
Студия: Walt Disney Animation Studios
Рейтинг IMDB: 7,6
Обзор Тлум.Ру: здесь
Итог: поможет ветер найти новые пути! Моана собственным примером доказала, что цель лучше не упускать из поля зрения и двигаться к ней любым способом. Даже если для этого придётся задействовать упрямого полубога, разочаровавшегося в жизни из-за случавшихся с ним несправедливостей. Ещё Моана показала, что для решения конфликта совсем не нужно с горячей головой бросаться в войну (даже если война словесная) — иногда достаточно успокоиться и предложить решить всё мирно.
№ 5: «Рапунцель: Запутанная история»
Год выхода: 2010
Студия: Walt Disney Animation Studios
Рейтинг IMDB: 7,7
Итог: взаперти не станешь счастливой. Рапунцель, конечно, жила в башне нормально, но кому захочется всю жизнь провести всего лишь нормально? Юная душа требовала приключений, открытий, новых свершений. Это стало возможным после встречи с тем самым Юджином. Вместе с приключениями он принёс и неприятности, но Рапунцель словно всю жизнь ждала момента начать делать всё, что захочет. Захочет — найдёт своих родителей, вдарит кому-нибудь по голове сковородкой, откроет у себя магический дар. Запоминающаяся принцесса.
№ 4: «Тайна Коко»
Год выхода: 2017
Студия: Pixar
Рейтинг IMDB: 8,4
Обзор Тлум.Ру: здесь
Итог: если ваша душа хочет петь — пойте! И не запрещайте никому увлекаться тем, что нравится человеку. Почему? Да потому что, кто его знает, может человека этого, прямо как Мигеля, занесёт не куда-то там (подальше от ваших нотаций), а в загробный мир. Выбираться оттуда ну очень сложно. Не верите? Значит, мультфильм вы так и не посмотрели, и сердце ваше от песен в нём не разбивалось. Рекомендуем эту ситуацию исправить, а то вы и дальше будете гадать, что же там у Коко за тайна.
№ 3: «Холодное Сердце»
Год выхода: 2013
Студия: Walt Disney Animation Studios
Рейтинг IMDB: 7,5
Итог: отпусти и забудь! Но изредка всё же пересматривай, зритель. Мультфильм стал хитом, о нём говорили, писали, по нему даже сделали театральную постановку, не говоря уже о количестве игрушек для фанатов (со второй частью их стало значительно больше). Эльза покорила зрителей всем, начиная с нарядов и заканчивая настоящими песнями-лозунгами. Анна на фоне сестры не потерялась, ещё бы, ведь её характеру многие позавидуют. Заснеженная сказка обернулась неожиданным успехом для студии и надолго запомнилась зрителям.
№ 2: «Человек-паук: Через вселенные»
Год выхода: 2018
Студия: Sony Pictures Animation
Рейтинг IMDB: 8,4
Обзор Тлум.Ру: здесь
Итог: многие знают о Человеке-пауке по имени Питер Паркер, но создатели мультфильма решили сосредоточиться на другом герое из комиксов Marvel, так главную роль занял Майлз Моралес. Чтобы было ещё интереснее, создатели устроили так, что паучьи миры ненадолго столкнулись, но ровно до того момента, пока злодей не будет повержен. Новаторский в сфере анимации мультфильм собрал множество наград и был очень-очень тепло встречен зрителями и критиками. Их сердца попали в эту паутину!
№ 1: «Как приручить дракона»
Год выхода: 2010
Студия: DreamWorks Animation
Рейтинг IMDB: 8,1
Итог: один из мульт-прорывов десятилетия. И это не пустые слова, ведь за собой первая часть истории Иккинга, Беззубика и их близких понесла зрителей на драконьих крыльях дальше, закончившись лишь в этом году вместе с финальной частью мультфильма, где всё пришло в идеальный баланс (Танос позавидовал бы). Отдельно хочется поблагодарить Крессиду Коуэлл, создавшую этот замечательный мир. Студия DreamWorks идеально экранизировала сказку, наполненную не только викингами, драконами и битвами, но и магией. Той магией, что останется в сердце каждого зрителя после просмотра.
Именно так нам запомнились прошедшие 10 мультипликационных лет. Теперь Тлум.Ру предлагает своим читателям принять участие в голосовании за лучший мультфильм десятилетия. Нажимайте на стрелочку напротив своих любимых участников нашей 20-ки и продвигайте их наверх.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать свежие подборки и интересные статьи про мультфильмы.
10 лучших анимационных фильмов десятилетия
Продолжаем подводить итоги 2010-х — в этот раз делимся списком достижений анимации, от пиксаровских шедевров до новой классики аниме.
Промокадр к мультфильму «История игрушек 3: Большой побег»
Новая эра анимации — анимации компьютерной — началась в 1995 году с компании Pixar и их дебютной «Истории игрушек». Со временем качество графики росло, улучшались технологии, модельки становились детализированнее и живее, но приключения куклы-ковбоя Вуди и его друзей так и оставались главной анимационной франшизой XXI века (поспорить с этим мог бы «Шрек», но из него франшиза не очень получилась).
В 2010-м, прямо на заре этого десятилетия, вышел «Большой побег» — третий и, по мнению многих, лучший мультфильм в серии. Авантюрный сюжет в нём оборачивается проникновенной драмой о взрослении, важности юношеских переживаний и о том, как нам всем сложно (но и абсолютно необходимо) расставаться с детством. Финал «Большого побега» — один из самых разрывающих моментов в истории и без того богатой на сантименты Pixar, который, к слову, легко мог испортить четвёртый сиквел, вышедший в этом году. Но не испортил, потому что тоже оказался отличным.
Кадр из мультфильма «Головоломка»
И снова Pixar, и снова взросление — только если «История игрушек» фиксировала эмоциональные качели переходного возраста как бы отстранённо, косвенной речью, «Головоломка» фигурально и буквально залезает своей героине в голову. И показывает — прямо как в том старом меме про сюжеты Pixar, — что и у эмоций тоже есть эмоции, а значит, никакое переживание не может быть простым и монолитным.
Как и все лучшие мультфильмы, «Головоломка» показывает, как можно на понятном языке говорить о совершенно неподъёмных, откровенно мрачных вещах, мешать смешное и грустное, оптимистичное с чуть ли не депрессивным — иные кадры «в реальности» здесь выглядят как заправская инди-драма, снятая на нестабильную, трясущуюся камеру («Головоломка» стала первым анимационным фильмом, где использовали полноценную симуляцию кинокамеры с разными объективами и методами съёмки).
Кадр из анимационного фильма «Ветер крепчает»
Последний на данный момент фильм великого Хаяо Миядзаки не очень-то похож на его самые известные работы. В «Ветер крепчает» нет явного контакта между реальным и фэнтезийным, он не обращён к легендам прошлого и, кажется, вообще не предназначен для детского глаза. Это кино, рассказывающее практически о сегодняшнем дне (20-30-х годах прошлого века), о нашей физической реальности, политическом произволе и личной трагедии человека, одновременно влюблённого в свою работу и девушку, что вот-вот умрёт от туберкулёза.
Из фантазий в нём — лишь мир мечтаний главного героя, который он делит со всеми другими мечтателями с похожими стремлениями. Именно отношение грёз и реальности, которое раньше Хаяо выражал куда более открыто, Миядзаки здесь демонстрирует с удивительной тонкостью, внезапными вторжениями фантазий и лирическими отступлениями, минутами тихой созерцательности и громкой, страшной действительности. Отдельное гениальное решение — озвучить самолёты с помощью человеческих голосов, обозначая отношение героя-авиаконструктора к ним как к чему- то живому и дышащему.
Для Миядзаки, огромного фаната авиации (его отец к тому же тоже был конструктором самолётов), «Ветер крепчает» — очевидно, самое личное и важное кино. И понятно, почему после него он собирался завершить карьеру: картина действительно выглядит как его завещание всем мечтателям будущего. Сейчас, правда, маэстро передумал и собирается делать новый фильм — что ж, верим и ждём.
Промокадр к мультфильму «Тайна Коко»
Третий и, честно, последний пиксаровский мультфильм в нашем топе. «Тайна Коко», тематически и сюжетно перекликающаяся с другим, не-пиксаровским, но тоже отличным мультфильмом «Книга жизни», эксплуатирует тему мексиканского «дня мёртвых», макабрического праздника, в котором яркий карнавал становится способом выразить почтение умершим родственникам и смерти в целом как обязательному этапу жизни. В чём-то это напоминает бёртоновский «Труп невесты», где мир задорных скелетов тоже показывался веселее и красочнее (в буквальном смысле), чем скучный мир живых.
Но в «Коко», конечно, контраст не так силён, да и тематически он уходит совсем в другие дебри. Это мультфильм, который можно воспринимать как хрестоматийную сказку с моралью о том, что нужно почитать и помнить старших (даже если старшие уже на том свете), а можно как вполне себе прогрессивную историю о примирении традиции и индивидуализма, трогательную притчу о принятии смерти и культурном диалоге между поколениями.
Кадр из мультфильма «Кубо: Легенда о самурае»
Любопытно, что так много выдающихся анимационных фильмов — жанра, до сих пор многими считающегося исключительно детским, — фокусируются на проблемах максимально мрачных. Вот и «Кубо. Легенда о самурае», как и пиксаровский «Коко» (и ещё несколько фильмов, о которых позже), обращается к теме принятия смерти. У них вообще очень много общего: и история, связанная с потерянной памятью, и обращение к локальной мифологии как способу метафорически передать переживания героя.
В «Кубо», правда, это сделано несколько тоньше и оттого ещё трогательнее. К тому же, даже если откинуть выдающуюся драматургию, картина Трэвиса Найта — ещё и огромное техническое достижение. Это самый сложный и визуально впечатляющий фильм студии Laika — чуть ли не единственной (ещё разве что Aardman) современной анимационной компании, настойчиво сохраняющей традицию stop-motion вместо более дешёвой и удобной компьютерной графики. Этот «ручной», тактильный подход к созданию истории, конечно, не пустое бахвальство, а мощный драматический рычаг, усиливающий тему невозможности будущего без сохранения прошлого.
Промокадр к мультфильму «Моана»
Несколько потерявшаяся за другими громкими диснеевскими релизами этой декады, «Зверополисом» и «Холодным сердцем», «Моана» тем не менее лучшее, что делало анимационное подразделение Disney в 2010-х. Колоритная этнографическая история квазипринцессы, которая, чтобы спасти свой народ, пробирается через толпы мифических существ и сюжетов из забытых легенд (кстати, тут вновь возникает и тема народной памяти), интересно работает с национальной культурой тихоокеанских племён, внезапно мешает её с отсылками к «Безумному Максу» и типичными диснеевскими песнями, которые здесь на удивление и уместные, и действительно хорошие. Впрочем, с Лил-Мануэлем Мирандой в композиторским кресле по-другому, наверное, и быть не могло.
Кадр из мультфильма «Ранго»
После трилогии «Пиратов Карибского моря» Гор Вербински решил полноценно использовать свои визионерские умения и ушёл в анимацию — в 2011-м он выпустил «Ранго», мультфильм про домашнюю ящерицу (конечно же, Джонни Депп), которая случайно попадает в населённый животными городок, будто застрявший на Диком Западе.
Несмотря на детский рейтинг 0+, «Ранго» очень дотошно следует жанровым лекалам заправского вестерна — тут и привычные грязные салуны с не самыми приятными мордами внутри, и архетипические злодеи, и тема столкновения с Новой Эпохой (а ещё отсылка к «Страху и ненависти в Лас-Вегасе», а что, «0+» же). Это прекрасный и визуально изобретательный фильм с явным ностальгическим флёром по «тому самому» кино, ревизионистский вестерн для самих маленьких, мирящий архаичный жанр с быстро меняющейся современностью. Как результат — заслуженный «Оскар», в кои-то веки вырванный из лап «Диснея» с «Пиксаром».
Кадр из мультфильма «Сказание о принцессе Кагуя»
Последний фильм великого Исао Такахата, второго легендарного режиссёра студии Ghibli после Миядзаки и автора «Могилы светлячков». В «Сказании» Такахата взял старинную японскую легенду (считается, что самую старинную из сохранившихся) о маленькой девочке, найденной бедным крестьянином в бамбуке, и на её основе — недалеко, впрочем, отойдя от оригинала, — построил глубокую притчу о поисках себя, пагубном мещанстве и, да, о смерти.
Нарисованная акварелью, весьма условными и как будто бы примитивными штрихами, «Сказание о принцессе Кагуя» — прекрасная метафорическая картина, тонко работающая с национальными мифологемами и, возможно, лучше всех в этом десятилетии использующая рисунок для передачи тех эмоций, что невозможно визуально воплотить ни в каком другом искусстве. Сцена с бегущей из дворца Кагуя — совершенно гениальный пример использования анимации, момент сконцентрированного, выраженного отчаяния, за который фильму уже должны были отдать все возможные награды (но нет, он проиграл на «Оскаре» «Городу героев»).
Промокадр к мультфильму «Лего. Фильм»
Два отвязных постмодерниста, Фил Лорд и Кристофер Миллер, после ремейка 21 Jump Street и забавного мультфильма «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» взялись за, казалось бы, абсолютно коммерческий проект, фильм- рекламу конструктора «Лего», призванный привлечь дополнительный интерес детей к и без того монополизирующей рынок игрушке.
Впрочем, Лорда и Миллера коммерческая основа их проекта интересовала мало и не помешала им сделать отличное кино. На первый взгляд «ЛЕГО Фильм» — типичная история об «избранном», но настолько точно и смешно осмысляющая все поп- культурные веяния современности, что даже шаблонный сюжет здесь видится осознанной иронией. К тому же фильм сделан невероятно с точки зрения компьютерной детализации — со всеми этими отпечатками пальцев на фигурках, реалистичным освещением и потрясающей тактильностью; в «ЛЕГО Фильме», вероятно, одна из самых технологичных анимаций в современном кино.
Под крылом Лорда и Миллера, к слову, позже вышел «Человек-паук: сквозь вселенные», тоже прекрасный (хоть и недосчитавшийся места в этом топе) и похожим образом использующий поп-культуру для своего мощного метамодернистского посыла.
Кадр из мультфильма «Песнь моря»
Фильм ирландского режиссёра Томма Мура, хотя так и не подумаешь, имеет много общего с «ЛЕГО Фильмом». В обеих картинах антагонисты — это не злобные, в общем-то, персонажи, которые по разным причинам пытаются избавить весь мир от проклятия чувств и обернуть их в стоический, неподвижный камень (лорд Бизнес — из- за мании контроля, сова Макха — от большой сердобольности). К тому же оба рассказывают бытовую историю через призму локальной мифологии: «ЛЕГО Фильм» делает это с помощью современного поп-культурного мифа, а вот «Песнь моря» — на основе кельтских легенд и сказок.
Весёлые фэйри, селки, сиды, каменные гиганты и совы-ведьмы у Томма Мура становятся частью предельно понятной, но оттого не менее цепляющей и мощной метафоры личных переживаний отдельной семьи, потерявшей мать и не способной справиться с этой утратой. «Песнь моря», со своей искривлённой перспективой отсылающая в том числе к скандинавской живописи, старую как мир историю и рассказывает как будто бы языком прошедших лет: ведь такая открытая метафора, опять же, это чисто мифологический троп.
Надеемся, вам понравилась наша подборка, а теперь вы можете отметить фильмы, которые смотрели, и рассказать об этом друзьям!