рейтинг лучших лицеев россии
100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников
Рейтинговое агентство составило ежегодный рейтинг 100 лучших школ по конкурентоспособности выпускников. В список вошли школы, чьи ученики наиболее успешно поступают в лучшие вузы России из рейтинга RAEX.
Количество регионов, представленных в рейтинге, растет: в 2018 году в топ-100 входили школы из 22 субъектов РФ, год спустя – из 24, а в этом году в сотню лучших вошли учреждения из 27 регионов России. При этом более трети самых конкурентоспособных школ – 35 – сконцентрировано в Москве. 11 участников топ-100 представляют Московскую область, 10 – Санкт-Петербург, шесть – Татарстан и пять – Челябинскую область.
Тройка призеров рейтинга претерпела изменения. СУНЦ МГУ не уступил своих лидерских позиций, однако второе место занял дебютант рейтинга – созданная в 2019 году Общеобразовательная школа Центра педагогического мастерства, учреждённого Правительством Москвы. На третьем месте расположился Лицей «Вторая школа».
Рейтинг лучших школ России по конкурентоспособности выпускников
1) СУНЦ МГУ
2) Общеобразовательная школа Центра педагогического мастерства
3) Лицей «Вторая школа»
4) Физтех-лицей им. П.Л. Капицы
5) Физико-математический лицей № 31 г. Челябинска
6) Университетская гимназия МГУ имени М.В. Ломоносова
7) Президентский физико-математический лицей № 239
8) Лицей КЭО
9) Школа № 2007 ФМШ
10) Школа № 179
11) Республиканский лицей для одаренных детей
12) Московская школа на Юго-Западе № 1543
13) СУНЦ НГУ
14) Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30
15) Лицей при ТПУ
16) Лицей «Физико-техническая школа» имени Ж.И. Алферова
17) Школа «Интеллектуал»
18) Физико-математический лицей № 5 г. Долгопрудный
19) Школа № 1589
20) Лицей научно-инженерного профиля
21) Бауманская инженерная школа № 1580
22) Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ
23) Областная Гимназия имени Е.М. Примакова
24) Югорский физико-математический лицей-интернат
25) Лицей НИУ ВШЭ
26) Сергиево-Посадский физико-математический лицей
27) Школа № 1535
28) Физико-Математическая школа
29) Предуниверситарий МИФИ
30) Естественно-научный лицей СПбПУ
Топ-30 школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России
1) Лицей НИУ ВШЭ
2) Бауманская инженерная школа № 1580
3) Предуниверситарий МИФИ
4) Школа № 1535
5) СУНЦ МГУ
6) СУНЦ НГУ
7) Школа № 1502 «Энергия»
8) Президентский физико-математический лицей №239
9) СУНЦ УрФУ
10) Школа № 171
11) Школа «Покровский квартал»
12) Школа № 2086
13) Лицей «Вторая школа»
14) Школа № 1501
15) Лицей при ТПУ
16) Школа № 179
17) Школа № 548 «Царицыно»
18) Школа № 1253
19) Школа № 1799
20) Академическая школа № 1534
21) Школа № 1547
22) Академическая гимназия № 56
23) Пятьдесят седьмая школа
24) Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30
25) Школа № 1568 имени Пабло Неруды
26) Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова
27) Курчатовская школа
28) Школа № 1514
29) Физтех-лицей им. П.Л. Капицы
30) Лицей № 131
100 лучших лицеев России
100 лучших лицеев России
ГБОУ Лицей № 1533 (информационных технологий) г. Москва
Директор — Кравчук Татьяна Петровна
ГБОУ Лицей № 1547 г. Москва
Директор — Баринов Андрей Юрьевич
ГБОУ Лицей «Вторая школа» г. Москва
Директор — Овчинников Владимир Федорович
ГБОУ Лицей № 1502 при МЭИ г. Москва
Директор — Чудов Владимир Львович
ГБОУ Лицей № 1568 им. Пабло Неруды г. Москва
Директор — Кулешов Виктор Петрович
ГБОУ Лицей № 1574 г. Москва
Директор — Клоков Денис Юрьевич
ГБОУ Лицей № 429 «Соколиная гора» г. Москва
Директор — Дроздов Сергей Юрьевич
ГБОУ Лицей № 1524 г. Москва
Директор — Басевская Ольга Борисовна
МАОУ «Лицей № 6 «Перспектива» г. Красноярск
Директор — Алексеева Наталия Алексеевна
Естественно-научный лицей ФГАОУ ВО «СПбПУ» г. Санкт-Петербург
Директор — Байбиков Роман Анатольевич
ГБНОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат» г. Кемерово
Директор — Мурышкина Елена Вадимовна
МБОУ Лицей «Содружество» Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Директор — Пескина Светлана Завильевна
МБОУ Лицей № 2 гор. Воронежа
Директор — Шаповалов Александр Серафимович
ГБОУ Лицей № 1561 г. Москва
Директор — Пазынин Валерий Вячеславович
ГБОУ Лингвистический лицей № 1555 г. Москва
И.о. директора — Родина Надежда Александровна
ГБОУ Лицей информационных технологий № 1537 г. Москва
Директор — Викторов Александр Яковлевич
ГБОУ Лицей № 1158 г. Москва
Директор — Киркова Татьяна Григорьевна
ГБОУ Пушкинский лицей № 1500 г. Москва
Директор — Щетнева Елена Евгеньевна
ГБОУ Лицей № 1560 г. Москва
Директор — Орлова Надежда Вячеславовна
ГБОУ «Лицей № 1580 при МГТУ имени Н.Э.Баумана» г. Москва
Директор — Граськин Сергей Сергеевич
ГБОУ «Многопрофильный лицей № 1501» г. Москва
Директор — Рахимова Наталия Турсуновна
МБОУ лицей № 1 г. Сургут
Директор — Воронин Павел Владимирович
МБОУ лицей № 67 г. Тольятти
Директор — Колосов Константин Александрович
МАОУ Сибирский лицей г. Томска
Директор — Поликарпова Зинаида Терентьевна
МБОУ городского округа Тольятти «Лицей № 57»
Директор — Козырева Людмила Александровна
МБНОУ «Лицей № 84 имени В.А. Власова» г. Новокузнецк
Директор — Фоменко Наталья Анатольевна
МБОУ «Ульяновский городской лицей при УлГТУ»
Директор — Доброхотов Сергей Борисович
МБОУ «Гуманитарно-юридический лицей № 86» г. Ижевск
Директор — Заварзина Надежда Анатольевна
ЧОУ «Лицей № 36 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» г. Иркутск
Директор — Шатунов Сергей Николаевич
ГБОУ Аграрный лицей Республики Тыва
Директор — Тулуш Резеда Тас-ооловна
МБОУ лицей № 66 имени Героя Советского Союза С.П. Меркулова г. Липецк
Директор — Буркова Нина Яковлевна
МАНОУ «Шуховский лицей» г. Белгорода
Директор — Зарубин Александр Владимирович
МБОУ «Образовательный комплекс «Лицей № 3» города Старый Оскол Белгородской области
Директор — Котарева Валентина Ивановна
МАОУ Гуманитарный лицей г. Томска
Директор — Алифоренко Сергей Викторович
ГБОУ «Многопрофильный лицей № 1799» г. Москва
Директор — Сычева Татьяна Евгеньевна
Лицей «Физико-техническая школа» ФГБОУ ВО «СПНИАУ РАН» г. Санкт-Петербург
Директор — Иванов Михаил Георгиевич
ГБОУ «Президентский физико-математический лицей № 239» г. Санкт-Петербург
Директор — Пратусевич Максим Яковлевич
ГБОУ «Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30» г. Санкт-Петербург
Директор — Третьяков Алексей Андреевич
ГБОУ Лицей № 214 Центрального района г. Санкт-Петербург
Директор — Витте Ирина Яковлевна
ГБОУ Лицей № 369 Красносельского района г. Санкт-Петербург
Директор — Тхостов Константин Эдуардович
ГБОУ Лицей № 533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района г. Санкт-Петербург
Директор — Кунц Майя Юрьевна
ГБОУ Лицей № 64 Приморского района г. Санкт-Петербург
Директор — Иванова Галина Ивановна
МБОУ «Лицей № 3 им. К.А. Москаленко» г. Липецка
Директор — Тюнина Светлана Валерьевна
МБОУ лицей № 10 города Ставрополя
Директор — Соловьёва Наталья Ивановна
Березовское МАОУ «Лицей № 7»
Директор — Архипова Лидия Ивановна
МБОУ «Многопрофильный лицей № 9» г. Махачкала
Директор — Насрулаева Шамсигат Алимирзаевна
МБОУ «Социально-экономический лицей № 45» г. Ижевск
Директор — Полякова Ирина Викторовна
МБОУ г. Шахты Ростовской области «Лицей № 3 имени академика В.М. Глушкова»
Директор — Файзулина Асия Исаковна
МБОУ «Воткинский лицей» города Воткинска Удмуртской Республики
Директор — Стрелкова Ольга Валерьевна
МОАУ «Лицей № 4» г. Оренбург
Директор — Довгань Людмила Николаевна
МКОУ «Лицей № 7 г. Усть-Джегуты»
Директор — Чомаева Зухра Магометовна
МКОУ «Лицей Мюрего» (Республика Дагестан)
Директор — Арсланалиев Казимагомед Магомедович
МАОУ «Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Директор — Попова Галина Александровна
МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой городского округа «город Якутск»
Директор — Алексеева Нина Афанасьевна
МБОУ «Музыкально-гуманитарный лицей им. Д. Аюшеева» г. Улан-Удэ
Директор — Грешилова Светлана Борисовна
МБОУ муниципального образования город Краснодар лицей № 48 имени Александра Васильевича Суворова
Директор — Гайдук Татьяна Алексеевна
МБОУ — «Лицей № 1» г. Тула
Директор — Сушков Николай Афанасьевич
МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района»
Директор — Джуламанова Жанчак Балобекова
МБОУ Самарский международный аэрокосмический лицей городского округа Самара
Директор — Архипов Валерий Викторович
НГОУ «Лицей № 35 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» г. Ржев
Директор — Ключникова Антонина Ивановна
МБОУ городского округа Тольятти «Лицей № 19»
Директор — Кизилов Денис Сергеевич
МБОУ «Сунтарский политехнический лицей-интернат»
Директор — Сосин Олег Константинович
МОУ лицей № 2 г. Сердобска
Директор — Савёлова Зоя Петровна
МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»
Директор — Болеста Гульжан Жилкамановна
МКОУ «Лицей им. О. Батырая» (Республика Дагестан)
Директор — Исаева Ханум Набигуллаевна
МКОУ «Общеобразовательный лицей-интернат а. Хабез им. Хапсироковой Е.М.» (Карачаево-Черкесская Республика)
Директор — Сидакова Жанна Аликовна
МАОУ Лицей № 9 г. Новосибирск
Директор — Филимонов Георгий Феликсович
МБОУ Лицей № 130 им. академика М.А. Лаврентьева г. Новосибирск
Директор — Сопочкин Сергей Владимирович
БОУ Лицей № 64 г. Омск
Директор — Лукьянович Татьяна Сергеевна
БОУ Лицей № 92 г. Омск
Директор — Домосканова Наталья Геннадьевна
МОАУ Лицей № 1 г. Новотроицк
Директор — Рыбина Наталья Анатольевна
МОБУ Лицей № 3 г. Оренбург
Директор — Игнатьева Татьяна Алексеевна
МОБУ Лицей № 5 г. Оренбург
Директор — Иванова Елена Викторовна
МБОУ Лицей № 1 г. Орел
Директор — Панюшкина Наталья Васильевна
МБОУ Лицей № 42 (г. Барнаул)
Директор — Татарникова Генриетта Викторовна
ГБОУ «Астраханский технический лицей» (г. Астрахань)
Гутман Ляйля Равильевна
МБОУ Лицей № 32 г. Белгород
Директор — Перестенко Николай Васильевич
МОУ «Лицей № 5 им. Ю.А. Гагарина» г. Волгоград
Директор — Тропкина Лариса Александровна
МБОУ Лицей «Многоуровневый образовательный комплекс № 2» г. Воронеж
Директор — Свердлов Владимир Яковлевич
МБОУ Лицей № 6 г. Воронеж
Директор — Золотарева Лариса Анатольевна
МБОУ Лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева» г. Воронеж
Директор — Столяров Валерий Анатольевич
НОУ Лицей № 36 ОАО «Российские железные дороги» г. Иркутск
Директор — Шатунов Сергей Николаевич:
МКОУ Лицей № 2 г. Нальчик
Директор — Мальбахов Борис Касбулатович
МАОУ Лицей № 17 г. Калининград
Директор — Зубкова Людмила Георгиевна
МАОУ Лицей № 18 г. Калининград
Директор — Теличко Ирина Александровна
МАОУ Лицей № 49 г. Калининград
Директор — Осипова Людмила Григорьевна
ГБНОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат» г. Кемерово
Директор — Мурышкина Елена Вадимовна
МБНОУ «Лицей № 84 имени В.А. Власова» г. Новокузнецк
Директор — Фоменко Наталья Анатольевна
МБОУ Лицей № 20 г. Междуреченск
Директор — Бозина Ирина Геннадьевна
КО ГОАУ «Многопрофильный лицей» г. Вятские Поляны
Директор — Смирнов Владимир Демьянович
МОАУ Лицей № 21 г. Киров
Директор — Кожевникова Любовь Дмитриевна
МБОУ Лицей № 17 г. Кострома
Директор — Троицкая Евгения Петровна
МБОУ Лицей № 48 им. А.В. Суворова г. Краснодар
Директор — Гайдук Татьяна Алексеевна
МБОУ Лицей № 64 г. Краснодар
Директор — Карлова Светлана Петровна
МБОУ Лицей № 90 г. Краснодар
Директор — Белоусов Владимир Алексеевич
МАОУ ОУ Лицей № 7 г. Красноярск
Директор — Перевалова Ирина Дмитриевна
МБОУ Лицей № 21 г. Курск
Директор — Первенкова Инна Анатольевна
МБОУ Лицей № 8 г. Сосновый бор
Директор — Чернышева Эльвира Васильевна
МБОУ «Гатчинский лицей № 3 им. Героя Советского Союза А. И. Перегудова» г. Гатчина
Директор — Линчевский Евгений Эдуардович
МБОУ Петрозаводского городского округа «Университетский лицей»
Директор — Пекарчик Надежда Васильевна
RAEX публикует рейтинг 100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников
Москва, 29 сентября 2021 года
Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) составило ежегодный рейтинг 100 лучших школ по конкурентоспособности выпускников. В список вошли школы, чьи ученики наиболее успешно поступают в лучшие вузы России из рейтинга RAEX.
Количество регионов, представленных в рейтинге, растет: в 2018 году в топ-100 входили школы из 22 субъектов РФ, год спустя – из 24, а в этом году в сотню лучших вошли учреждения из 27 регионов России. При этом более трети самых конкурентоспособных школ – 35 – сконцентрировано в Москве. 11 участников топ-100 представляют Московскую область, 10 – Санкт-Петербург, шесть – Татарстан и пять – Челябинскую область.
Тройка призеров рейтинга претерпела изменения. СУНЦ МГУ не уступил своих лидерских позиций, однако второе место занял дебютант рейтинга – созданная в 2019 году Общеобразовательная школа Центра педагогического мастерства, учреждённого Правительством Москвы. На третьем месте расположился Лицей «Вторая школа».
Наибольший рост в верхней части списка продемонстрировал Лицей КЭО (Ростов-на-Дону), который поднялся сразу на 11 позиций (8 место) и стал единственной негосударственной школой в десятке лидеров. Также в топ-10 рейтинга вошли Физтех-лицей им. П.Л. Капицы, Физико-математический лицей № 31 г. Челябинска, Университетская гимназия МГУ имени М.В. Ломоносова, Президентский физико-математический лицей №239, Лицей КЭО, Школа № 2007 ФМШ и Школа № 179.
«На конкурентоспособность школы сильно влияет партнерство с университетом и поддержка региональных властей. Почти половина участников рейтинга – школы с особым статусом, нацеленные на создание условий для развития талантливых и целеустремленных детей. Многие воспитанники таких школ поступают в университеты по результатам олимпиад – у школ из первой десятки рейтинга доля выпускников, зачисленных в ведущие вузы без экзаменов, составила 42%», – отметил генеральный директор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков.
Одновременно с рейтингом топ-100 школ по конкурентоспособности выпускников, агентство RAEX также публикует список 300 школ, лидирующих по абсолютному количеству поступивших в ведущие вузы России. В отличие от рейтингов по конкурентоспособности, школы в перечне ранжированы без поправки на численность выпускных классов. Крупнейшим поставщиком студентов в ведущие отечественные вузы является Лицей НИУ ВШЭ, вторую и третью позиции заняли Бауманская инженерная школа № 1580 и Предуниверситарий МИФИ.
Рейтинги лучших школ России по конкурентоспособности выпускников показывают, в каких школах наибольшая доля выпускников, успешно поступающих в лучшие университеты России. Рейтинги базируются на предоставленной ведущими вузами эксклюзивной информации о приемных кампаниях 2019 и 2020 года. Использовались данные 50 из 53 вузов, входивших в топ-50 рейтинга вузов RAEX в 2019 или в 2020 году. Всего агентством обработана информация о 220 тыс. выпускников 20 тыс. школ.
Рейтинг отвечает на вопрос: в каких школах наиболее высока концентрация выпускников, ставших студентами ведущих университетов страны. Для этого количество выпускников школы, поступивших на очную форму обучения в лучшие вузы, делилось на общее количество выпускников рассматриваемого учебного заведения. Влияние на итоговый балл школ также оказывал уровень вузов, в которые поступали выпускники, и основание для зачисления абитуриента (на бюджетной основе по общему конкурсу, на платной основе, по целевому набору или без вступительных испытаний по результатам олимпиад).
Таблица 1. Рейтинг лучших школ России по конкурентоспособности выпускников, 2021 г.
Слагаемые сильной школы
Рейтинг агентства RAEX выявил 100 лучших школ с самыми конкурентоспособными выпускниками
RAEX ежегодно анализирует успешность поступления выпускников школ в ведущие российские вузы. Лидерами рейтинга стали школы, которые выигрывают борьбу за три важнейших ресурса — педагогов, талантливых учеников и финансовые средства.
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото
Все школы, вошедшие в топ-100, отличает высокий уровень подготовки учащихся. 74% выпускников этих школ стали студентами ведущих российских университетов из топ-50 рейтинга вузов RAEX, причем 7 из 10 поступивших приняты на бюджетной основе. Показатели лидеров рейтинга из топ-20 и вовсе впечатляют: 88% их выпускников успешно поступили в топовые российские университеты, причем 40% из них были зачислены без экзаменов как победители олимпиад.
О рейтингах школ RAEX
Количество регионов, представленных в рейтинге, растет: в 2018 году в топ-100 входили школы из 22 субъектов РФ, год спустя — из 24, а в этом году в сотню лучших вошли учреждения из 27 регионов России. При этом более трети самых конкурентоспособных школ — 35 — сконцентрировано в Москве. 11 участников топ-100 представляют Московскую область, 10 — Санкт-Петербург, шесть — Татарстан и пять — Челябинскую область.
Рейтинг лучших школ России по конкурентоспособности выпускников, 2021 год
|
Источник: рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика»).
Помимо общего рейтинга 100 лучших школ RAEX также составил отдельные рейтинги в рамках укрупненных направлений подготовки. Все четыре списка возглавили школы при вузах: «технарей» лучше всех готовит СУНЦ МГУ, будущих медиков — Сеченовский медицинский предуниверсарий. На экономические и управленческие направления успешнее всего поступают выпускники Экономического лицея РЭУ им. Г. В. Плеханова, а на другие социальные и гуманитарные направления — воспитанники Горчаковского лицея МГИМО.
50 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Социальные и гуманитарные направления», 2021 год
|
Источник: рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика»).
Предметные рейтинги показали высокую конкурентоспособность региональных школ по техническим, естественно-научным направлениям и точным наукам: 34 из 50 строчек рейтинга заняли школы за пределами Москвы и Подмосковья. Что касается поступления на социальные и гуманитарные направления, то здесь расклад противоположный: почти 60% школ-лидеров находятся в столичном регионе, а в топ-50 рейтинга по направлению «Экономика и управление» лишь семь школ расположены за пределами московской агломерации. Еще одна отличительная особенность «экономического» рейтинга — весьма крепкие позиции частных школ: они заняли свыше 20% мест в списке. При этом три участника вошли в топ-10 — это Ломоносовская школа, школа «Президент» и ростовский Лицей КЭО.
Высокие отношения
Элитные школы определяются целым рядом факторов: сильные педагоги, талантливые учащиеся и хорошая ресурсная база. За счет чего достигаются эти показатели?
50 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Технические, естественно-научные направления и точные науки», 2021 год
|
Источник: рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика»).
Школы, дающие лучшее образование, как правило, имеют влиятельного партнера. В топ-100 рейтинга RAEX из года в год растет количество специализированных школ и все меньше мест достается муниципальным учреждениям. В рейтинге 2021 года почти половина участников топ-100 имеют особый статус — это 22 школы при вузах, 8 региональных центров подготовки одаренных детей и 18 базовых школ РАН.
Почти у всех сильных университетов сегодня есть свои подшефные структуры: при вузах из первой двадцатки рейтинга RAEX создано 19 школ. Их выпускники впоследствии становятся студентами «материнского» вуза и других ведущих университетов страны. Что же касается региональных правительств, то они могут вносить не меньший вклад в развитие элитных школ в своем регионе — и это не только финансирование, но и создание особых условий, и широкая административная поддержка.
50 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Экономика и управление», 2021 год
|
Источник: рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика»).
Особенно яркий пример — созданная в 2019 году общеобразовательная школа Центра педагогического мастерства, которая в 2021 году дебютировала в рейтинге RAEX, с ходу заняв второе место. Такой выдающийся результат объясняется особыми возможностями Центра педагогического мастерства, учрежденного правительством Москвы. Центр координирует деятельность, связанную с олимпиадным движением, в частности, готовит учащихся к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. Новая школа активно привлекает учащихся из регионов: победители и призеры многих региональных олимпиад могут поступить в школу без экзаменов. В Школе ЦПМ почти 40% учеников очной формы и 76% учеников очно-заочной формы — дети из регионов. «Для школьников из регионов мы изначально придумали очно-заочный формат обучения, при котором уезжать из дома в течение учебного года не требуется, можно подключаться к парам онлайн из любой точки России и даже мира,— сообщил “Ъ” академический руководитель Школы ЦПМ Артем Шишов.— Ребята могли (и до сих пор могут) готовиться к Всероссийской олимпиаде школьников с московскими преподавателями и получать качественное образование, не покидая стен своей уютной комнаты».
Региональным школам в последние годы стало сложнее состязаться с Москвой в борьбе за юные таланты: у способных школьников появился дополнительный стимул для переезда в столицу — финансовый. В 2019 году в Москве увеличили выплаты победителям Всероссийской олимпиады школьников: для участников заключительного этапа они составили 100 тыс. руб., для призеров и победителей — от 300 тыс. до 500 тыс. руб. В связи с пандемией и отменой заключительного этапа олимпиады в прошлом году выплаты несколько сократились, но в текущем году вернулись на прежний уровень. Вслед за Москвой такие же щедрые вознаграждения победителям пообещала и Московская область. Иные регионы не могут похвастаться похожими цифрами — например, в Татарстане сумма выплат не превышает 40 тыс. руб.
Ценные ресурсы
Топовые школы, как правило, финансируются лучше, чем обычные образовательные учреждения. Несмотря на то что в большей степени бюджет ведущих школ наполняется по общему принципу подушевого финансирования (в соответствии с числом учеников), существует и масса государственных программ поддержки — как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, ведущие московские школы получают гранты от правительства Москвы. «Дополнительное финансирование прежде всего связано с результатами лицея и возможностью его педагогического коллектива работать на другие школы.
50 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Медицина», 2021 год
|
Источник: рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика»).
Поскольку наш лицей традиционно входит в топ московских школ, он получает грант Москвы 1-й степени,—рассказал “Ъ” директор лицея “Вторая школа” Михаил Случ.— Мы получаем значительные финансовые средства на развитие математического образования, прежде всего как ресурсный центр московского проекта “Математическая вертикаль”. Некоторые дополнительные средства мы привлекаем, развивая систему платных образовательных услуг».
Некоторым школам удается привлекать меценатов из числа бизнес-структур. Так, знаменитый 239-й лицей Санкт-Петербурга имеет партнерские отношения со многими представителями бизнеса. Например, это компания—производитель ПО JetBrains, которая на две трети состоит из выпускников лицея, это фармацевтическая компания «Биокад», с подачи которой в лицее был создан химико-биологический класс. Компания не только финансирует стипендиальные программы для учащихся и учителей, но и участвует в процессе обучения.
Важнейшая особенность большинства лучших школ — заработанный за годы существования авторитет. Высокая репутация, возможно, даже более ценный ресурс, чем финансирование: она позволяет привлекать сильных учеников и педагогов, заинтересованных в работе с одаренными детьми. «Думаю, наиболее важные факторы, обеспечивающие хороший кадровый состав,— реноме и традиции школы, дающие учителям уверенность в направлении развития,— говорит Михаил Случ.— Еще один важный фактор — приход в школу выпускников. Они помогают в проведении олимпиад, они выступают в роли ассистентов на уроках (необходимый момент, связанный со спецификой углубленного физико-математического образования, когда решение нужно не только проверить, но и выслушать), они ведут кружки, и, наконец, они становятся учителями. Во Второй школе таких учителей-выпускников довольно много именно среди математиков и физиков».
Лояльность выпускников — это огромное подспорье для школы, особенно в условиях кадрового дефицита. Директор Президентского физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич рассказал “Ъ”, что у школы есть даже свой кадровый резерв, а педагогический состав кафедр физики и математики во многом пополняется за счет выпускников, которые с удовольствием возвращаются в родную школу, но уже в другом качестве: «Я очень люблю брать в лицей студентов, которые потом становятся учителями и остаются у нас преподавать. Мы не скупаем и не “пылесосим” хороших учителей. В отличие от некоторых богатых московских школ, мы предпочитаем “воспитывать Бабу-ягу в своем коллективе”». При этом мотивацией для педагогов в большинстве случаев является отнюдь не уровень зарплаты, который во многих топовых школах не сильно отличается от среднего заработка учителей по региону, а особенная атмосфера и возможность работать с одаренными детьми. По словам Максима Пратусевича, зарплата учителя в лицее №239 составляет чуть более 60 тыс. руб., примерно как в среднем по школам Санкт-Петербурга.
Екатерина Филиппенко, Алексей Ходырев, Дмитрий Ходырев