рейтинг ликвидности кроссоверов на вторичном рынке в россии
Эксперты назвали популярные кроссоверы с пробегом за 2020 год в России
В России в 2020 году было продано 1 млн 350 тыс. кроссоверов и внедорожников с пробегом, что на 10% больше, чем в 2019 году. Об этом 1 февраля сообщает аналитическое агентство «Автостат».
За счет того, что весь вторичный рынок легковых машин вырос лишь на 2%, доля сегмента кроссоверов и внедорожников на нем увеличилась с 22,8% в 2019 году до 24,6%. Таким образом, каждый четвертый купленный подержанный автомобиль — это кроссовер или внедорожник.
По данным экспертов агентства, самой популярной подержанной моделью в данном сегменте стал трехдверный внедорожник Lada 4×4, который за минувший год был куплен в количестве 93,6 тыс. экземпляров.
Следом идет внедорожник Chevrolet Niva, который приобрели 78 тыс. россиян. За ним расположился кроссовер Toyota RAV4, в 2020 году было продано 51,6 тыс. таких подержанных машин.
Замыкают пятерку две модели Nissan — X-Trail и Qashqai (41,6 тыс. и 41 тыс. шт. соответственно).
22 января сообщалось, что средняя цена подержанного легкового автомобиля в России в декабре 2020 года составила 666,4 тыс. рублей, что на 6,1% выше, чем в ноябре того же года.
Рост цен на вторичном рынке сохраняется с начала осени. Если же сравнить декабрьские цены на подержанные машины с теми, что были год назад, то они увеличились еще сильнее — на 8,8%. В декабре 2019 года этот показатель был равен 612,5 тыс. рублей.
Составлен рейтинг самых популярных внедорожников на «вторичке» России
Первое место на вторичном авторынке среди внедорожников удерживает Lada 4х4 (Niva Legend): на нее пришлось 9,21 от всех продаж. Средняя цена отечественного автомобиля с пробегом за год выросла на 9,1 процента и составила 180 000 рублей.
Вторую строчку рейтинга занимает Chevrolet Niva, которая в прошлом году «переродилась» в Lada Niva Travel. На подержанной «Ниве» с шильдиком Chevrolet остановили выбор 6,69 процента от всех покупателей на «вторичке», заплатившие в среднем 295 000 рублей (+13,5 процента).
Замыкает тройку лидеров Kia Sportage, средняя цена которого за год увеличилась на 16,1 процента до 900 000 рублей. У него покупателей значительно меньше: их доля составила 3,41 процента.
Четвертая строчка и 3,01-процентная доля рынка досталась Renault Duster, подорожавшему за год на 18,4 процента до 675 000 рублей. Пятое место заняла самая дорогая модель рейтинга – Toyota RAV4, который на «вторичке» оценивают в среднем в 1 250 000 рублей, что на 27,6 процента больше, чем годом ранее. Японский кроссовер выбрали 2,87 процента покупателей.
Весь рейтинг кроссоверов и внедорожников на «вторичке» с динамикой цен – в таблице ниже.
Модель | Доля в продажах | Средняя цена в рублях | Рост средней цены за год |
---|---|---|---|
1. Lada 4×4 | 9,21% | 180 000 | 9,1% |
2. Chevrolet Niva | 6,69% | 295 000 | 13,5% |
3. Kia Sportage | 3,41% | 900 000 | 16,1% |
4. Renault Duster | 3,01% | 675 000 | 18,4% |
5. Toyota RAV4 | 2,87% | 1 250 000 | 27,6% |
6. Nissan Qashqai | 2,75% | 745 000 | 18,4% |
7. Nissan X-Trail | 2,52% | 855 000 | 14,8% |
8. Volkswagen Tiguan | 2,42% | 976 000 | 26,8% |
9. Mitsubishi Outlander | 2,16% | 920 000 | 24,3% |
10. BMW X5 | 2,12% | 950 000 | 15,2% |
Что касается новых автомобилей, то их продажи в России ушли в минус как по итогам марта, так и по итогам квартала. В январе-марте сокращение продаж составило 2,8 процента. Всего за три месяца было реализовано 387 322 машины, что на 11 196 меньше, чем за тот же период прошлого года.
Самые надежные кроссоверы с пробегом за миллион. 5 вариантов
В ходе подготовки этого материала мы решили не отталкиваться от класса или возраста автомобиля, а смотреть исключительно на один, пожалуй, самый главный параметр для автомобиля с пробегом — надежность. Тем более, что сейчас в разных странах мира существует масса рейтингов надежности, основанных на статистике поломок тех или иных моделей.
Например, в Германии рейтинги надежности составляют операторы техосмотра Dekra и TUV, а также немецкий автомобильный клуб ADAC. Самые крупные исследования в США выпускают независимая организация Consumer Reports и маркетинговое агентство J.D. Power, которые проводят анкетирования тысяч автовладельцев.
Все эти рейтинги отличаются друг от друга методиками исследований, но если обратить внимание на их шот-листы, то самыми стойкими и надежными во всем мире оказываются примерно одни и те же модели.
Немецкая «Ассоциация технического надзора» (VdTUV) в ноябре прошлого года опубликовала очередной, двадцать третий по счету, рейтинг надежности поддержанных автомобилей, официально представленных на рынке Германии. В шот-лист «TUV Report 2020» попали несколько десятков моделей, которые на протяжении эксплуатации продемонстрировали минимальное число отказов, а также поломок, не влияющих на безопасность при движении. Причем этот список может быть интересен не только европейцам, но и российским автолюбителям, поскольку немалая часть тех же самых машин продавалась и в России.
Среди автомобилей возрастной группы «от 4 до 6 лет» лидирующую позицию занял спорткар Porsche 911. А сразу за ним, на второй строчке, расположился паркетник Opel Mokka с результатом менее 5% поломок при пробегах свыше 60 000 км. Этот автомобиль в свое время был очень популярен в нашей стране и пользовался стабильным спросом вплоть до 2015 года, когда Opel, находящийся в ту пору под крылом General Motors, покинул Россию.
Поэтому за сумму до миллиона рублей на вторичке легко можно подобрать отличный вариант «Мокки» последних годов выпуска, чей возраст не будет превышать 5-6 лет. Что касается технической начинки, то кроссовер оснащался двумя 140-сильными бензиновыми моторами. Базовым был 1,8-литровый «атмосферник», а на ступень выше стоял 1,4-литровый турбомотор.
Оба двигателя отличаются высокой надежностью при надлежащей эксплуатации. Они сочетаются с практически неубиваемой механикой или достаточно надежным 6-диапазонным автоматом. У последнего случаются проблемы на версиях с начальным мотором, поскольку 1,8-литровый агрегат отличается высокой теплонагруженностью и в пробках может вызвать перегрев автомата и его дальнейший выход из строя. Никаких других серьезных проблем Mokka не доставит своему владельцу.
И сам бренд Lexus, и его флагманский кроссовер много лет подряд удерживают верхние строчки американских рейтингов надежности. По данным J.D. Power кроссовер Lexus RX доставляет владельцам меньше проблем, чем любой другой одноклассник. Показатель степени надежности этой модели составляет приличные 95,35%. То есть у менее чем 5% этих машин старше пяти случаются поломки и отказы. К слову, и сама марка Lexus много лет подряд делит верхние строчки рейтингов надежности с родственным брендом Toyota.
Схожие оценки RX дает и исследование британского издания Auto Express, а также эксперты немецкого клуба ADAC. Да и в нашей стране о надежности RX достаточно лестно отзываются сервисмены. Быть может, именно по этой причине японский кроссовер сохраняет столь высокую остаточную стоимость на вторичном рынке.
С суммой в один миллион рублей на руках, увы, можно рассматривать к покупке лишь рестайлинговый RX второго поколения, выпускавшийся с 2006 по 2009 год. Больших пробегов бояться не стоит, но брать можно машины только с атмосферным мотором. Гибридная версия 400h может доставить много хлопот из-за деградировавшей с годами литий-ионной батареи на борту. А вот модификация RX350 c 3,5-литровым 276-сильным V6 точно не станет головной болью. А если и будет расстраивать, то скорее высоким расходом топлива и немалым транспортным налогом, чем неожиданными поломками.
Девять из десяти владельцев Toyota RAV4 никогда не сталкивались с техническими проблемами. Так утверждает и североамериканское агентство J.D. Power и рейтинг надежности Consumer Report. Кроме того, высокую надежность модели регулярно отмечают европейские специалисты из немецкого автомобильного клуба ADAC.
Причем это касается машин чуть ли не всех поколений, поскольку из года в год эта модель не просто попадает в рейтинги надежности, но и стабильно занимает там высокие места.
В нашем случае в пределах миллиона рублей можно приобрести автомобиль третьего поколения, который выпускался с 2005 по 2014 год. А главное, что в данном бюджете будет доступен уже рестайлинговый автомобиль, выпущенный после 2010 года. Так что возраст RAV4 за миллион не будет превышать 10 лет. А в наборе салонного оборудования будет практически все необходимое для комфортного существования в автомобиле и в 2020 году, за исключением, наверное, каких-то водительских ассистентов.
Что же касается техники третьего RAV4, то атмосферные моторы объемом 2,0 и 2,4 л можно назвать вечными. Вариатор, сочетающийся с младшим мотором, достаточно крепкий, а «автомат» для старшего — практически неубиваемый. А ведь еще есть достаточно надежный 2,2-литровый дизель с автоматом. Но таких машин у нас на вторичке — единицы. Обслуживание и ремонт подвесок RAV4 может оказаться недешевым, но требуется крайне редко. А вот электроника у японца совсем некапризная.
Традиционно высокие рейтинги надежности марке Honda обеспечивает кроссовер CR-V, который практически в любой своей итерации без проблем и серьезного ремонта выхаживает свыше 300-350 тысяч километров пробега.
Высокую надежность CR-V всех поколений не раз отмечало агентство Consumer Reports, которое много лет подряд называло его лидером по надежности в своем классе.
Кроме того, японский кроссовер последние несколько лет стабильно попадает в тройку лидеров рейтинга надежности немецкой TUV среди машин до 10 лет. А это значит, что по мнению американцев и европейцев одним из самых крепких автомобилей классе небольших кроссоверов считается рестайлинговый CR-V третьего поколения, выпускавшийся с 2009 по 2012 год.
В пределах миллиона рублей можно легко найти автомобиль в приличном состоянии возрастом до десяти лет, которые при надлежащем внимании еще долгое время не доставит проблем. Ведь подвеска и автоматическая коробка передач третьего CR-V славятся надежностью. Впрочем, так же, как и атмосферные моторы объемом 2.0 (150 л.с.) и 2.4 (166 л.с.) и бортовая электроника.
Авито Авто: эксперты назвали самые популярные в России кроссоверы и внедорожники на вторичном рынке
Эксперты Авито Авто проанализировали рынок подержанных автомобилей сегмента SUV за I полугодие 2020 года и назвали самые популярные на вторичном рынке России модели внедорожников и кроссоверов. Первую строчку в топе занимает ВАЗ (LADA) 4×4 (Нива) со средней ценой 224 000 рублей. На второй позиции – Chevrolet Niva, средняя стоимость автомобиля в I полугодии 2020 составила 300 000 рублей. Третье место в рейтинге самых популярных автомобилей сегмента SUV досталось кроссоверу KIA Sportage со средней ценой 812 000 рублей.
ВАЗ (LADA) 4×4 (Нива) стала самым востребованным автомобилем сегмента SUV во всех крупных городах России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. В столице первое место по популярности занял премиальный кроссовер BMW X5, который стоит в городе в среднем 1 642 000 рублей. В Санкт-Петербурге самым востребованным подержанным автомобилем сегмента SUV стал кроссовер KIA Sportage, средняя стоимость этой модели в городе составляет по итогам I полугодия 793 000 рублей.
В каких городах кроссоверы и внедорожники пользуются наибольшим и наименьшим спросом
Активнее всего в I полугодии интересовались покупкой внедорожников и кроссоверов жители Москвы и Санкт-Петербурга: на долю столицы приходится 10% от общефедерального спроса, а на долю Санкт-Петербурга – 5%.
Уфа, Самара, Нижний Новгород и Казань в I полугодии 2020 генерировали по 2% от общефедерального спроса на автомобили сегмента SUV, а Краснодар – 3%.
Kia Sportage 2014–15
Меньше всего в I полугодии интересовались кроссоверами и внедорожниками в Тюмени, Омске, Красноярске, Новосибирске, Барнауле и Иркутске – на каждый из этих городов в I полугодии пришлось менее 1% от общего спроса по стране.
Популярные модели SUV в России: динамика цен
Стоимость самого популярного в России внедорожника – ВАЗ (LADA) 4×4 (Нива) за год выросла на 3% и в I полугодии 2020 года достигла 224 000 рублей. Второй по популярности внедорожник – Chevrolet Niva – наоборот, подешевел на 3% и стал стоить в среднем 300 000 рублей. На 3% опустилась в I полугодии и средняя стоимость кроссовера Renault Duster, составив 604 000 рублей.
Самый заметный рост средней цены на вторичном рынке продемонстрировали по итогам полугодия кроссоверы BMW X5 и Volkswagen Touareg. Средняя стоимость подержанного BMW X5 в России увеличилась на 12% и достигла 1 223 000 рублей, а Volkswagen Touareg вырос в цене на 8% и стал стоить 1 107 000 рублей.
Топ-10 популярных автомобилей сегмента SUV в России, I полугодие 2020 года
№ | Бренд | Модель | Средняя цена |
---|---|---|---|
1 | ВАЗ (LADA) | 4×4 (Нива) | 224 000 (+3% за год) |
2 | Chevrolet | Niva | 300 000 (-3% за год) |
3 | KIA | Sportage | 812 000 (+1% за год) |
4 | BMW | X5 | 1 223 000 (+12% за год) |
5 | Toyota | Land Cruiser | 2 165 000 (+4% за год) |
6 | Toyota | RAV4 | 1 011 000 (+5% за год) |
7 | Toyota | Land Cruiser Prado | 1 686 000 (+1% за год) |
8 | Renault | Duster | 604 000 (-3% за год) |
9 | Volkswagen | Touareg | 1 107 000 (+8% за год) |
10 | Nissan | Qashqai | 705 000 (+1% за год) |
Динамика спроса на автомобили сегмента SUV
Спрос на внедорожники и кроссоверы в I полугодии 2020 в большинстве регионов России снизился по сравнению с прошлым годом, отрицательную динамику по итогам полугодия показало и предложение. При этом в некоторых крупных городах интерес к автомобилям сегмента SUV, наоборот, вырос. Так, в Барнауле спрос на внедорожники и кроссоверы в I полугодии вырос на 6%, в Красноярске и Санкт-Петербурге – на 4%.
Продать через три года: какие компактные кроссоверы дешевеют медленнее всего
В последние годы тенденция ездить на новом автомобиле больше трех лет стала популярнее, чем раньше: машины стали дороже, а кредиты – злее. Тем не менее, именно три года – это популярный срок владения автомобилем, после которого многие предпочитают выгодно его продать и приобрести новую машину. Сегодня мы разберемся, какие из кроссоверов компактного класса теряют в стоимости быстрее, а какие медленнее.
Как будем считать?
С начала кратко определимся с условиями того, как будем считать удешевление. Логичнее всего, разумеется, делать это, исходя из средней стоимости предложений на вторичном рынке, ведь он – система саморегулирующаяся. Кроме того, за исходную стоимость моделей возьмем современные цены – ведь стоит учитывать, что помимо прайс-листов трехлетней давности на цены «вторички» влияет и актуальная стоимость тех же машин, да и в целом с 2016 года колебания цен были не такими шокирующими, как пересчеты из-за падения курса рубля.
Конечно, с учетом всего этого, а также разницы в объемах продаж, нюансов популярности комплектаций и других факторов, полученные результаты не претендуют на абсолютную объективность, а в отдельных случаях выборку и вовсе сложно считать репрезентативной. Но мы будем это отмечать, и из этих любопытных и забавных частностей тоже можно сделать выводы, а благодаря статистике в целом определенно можно получить впечатление о том, как же обстоят дела с ценами на ту или иную модель на вторичном рынке. Итак, давайте приступим – и выясним, как влияет на удешевление автомобиля страна происхождения бренда, популярность, ликвидность на «вторичке» и другие факторы, и владельцы каких компактных кроссоверов смогут продать их наиболее выгодно.
Цифры и факты
Корейские бренды нынче стабильно числятся среди лидеров по объему продаж на первичном рынке, и ликвидность их на вторичке тоже высока. Недавно, к примеру, мы выбирали подержанный Hyundai Creta и выяснили, что за двухлетние машины в неплохой комплектации, но с приличным пробегом просят около миллиона – то есть, практически столько же, сколько за новый автомобиль с более скромным списком оснащения. При этом самих машин в продаже не так и много для модели, входящей в топ-5 самых популярных на первичном рынке.
Справедливо ли это для других «корейцев»? Как выясняется, вполне: вот, к примеру, Kia Sportage. При средней стоимости новой машины в 1 740 000 рублей (от 1,3 до 2,2 миллиона рублей) экземпляры 2018 года выпуска, но с пробегом оцениваются в среднем чуть выше, чем в 1,5 миллиона – то есть, в первый год машина теряет около 11% стоимости. Прошлогодние кроссоверы совсем немногим дешевле – в среднем ровно 1,5 миллиона, что составляет 86% от стоимости новой машины. Но даже те экземпляры, которые готовятся отметить трехлетие, тоже уступают совсем немного – то есть, в среднем удешевление составляет около 15% за 3 года. При этом выборка по модели вполне реалистичная: на одной из крупных онлайн-досок бесплатных объявлений в продаже представлено более ста машин 2017 года, а машин 2016 года – почти 200.
Схожие результаты демонстрирует «земляк» Sportage – Hyundai Tucson. На вторичном рынке таких кроссоверов вдвое меньше, но выборка, тем не менее, вполне полноценная. При этом в первые два года Tuscon теряет даже меньше, чем Sportage: средняя стоимость годовалой машины всего на 7% ниже, чем новой. Это отчасти объясняется распределением популярных у покупателей комплектаций в пользу более дорогих – достаточно взглянуть на минимальную стоимость машин в продаже. А вот автомобили 2016 года выпуска делают больший скачок вниз и теряют сразу 20% стоимости относительно новых.
Hyundai Tucson ‘2018
Следующая группа брендов, от которых ожидаешь хороших результатов – это, конечно, «японцы». Но здесь результаты, как выясняется, не такие однородные. К примеру, Toyota со своей RAV4 держится хорошо: машин в продаже достаточно, чтобы составить нормальную картину, и годовалые экземпляры оказываются в среднем на 12% дешевле новой машины в промежуточной комплектации. Автомобили 2016 года выпуска при этом демонстрируют практически такое же удешевление, как и у Kia Sportage: около 16%.
Toyota RAV4 ‘2015–н.в.
А вот у Nissan Qashqai показатели поскромнее. Он, конечно, изначально дешевле всех вышеперечисленных коллег, но и снижение стоимости оказывается более ощутимым. Немногочисленные подержанные машины 2018 года выпуска, имеющиеся в продаже, указывают на то, что покупатели Qashqai предпочитают «средние» комплектации, а годовалые автомобили имеют ценник на 17% ниже, чем у новых. На третьем году жизни потери еще заметнее: за самые дешевые кроссоверы просят уже меньше миллиона рублей, а средняя стоимость относительно новой снижается на 27%.
Nissan Qashqai ‘2017–н.в.
Для еще одного японского бренда – Mazda с ее CX-5 – полученные результаты и вовсе сложно считать показательными. Кроссовер претерпел рестайлинг в 2017 году, так что включать в статистику дорестайлинговые машины было бы неправильно. А «пустые» версии покупатели CX-5 не любят: единичные экземпляры 2018 года выпуска имеют среднюю стоимость даже выше, чем у нового автомобиля. В общем, единственная более-менее приличная цифра – это удешевление за первый год: оно составляет около 12%. Ну а с учетом распределения по комплектациям – еще чуть больше.
Европа и Америка в лице Volkswagen и Ford тоже показывают разнородные результаты. Volkswagen Tiguan, к примеру, на вторичном рынке держится молодцом: машины 2018 года с небольшими пробегами на продажу выставляют практически по цене новых, а крайне малочисленные экземпляры 2016 года выпуска и вовсе стоят дороже годовалых. Последняя шутка, конечно, не показательна – 2016 год был дебютным для нового поколения Tiguan, и все машины в продаже – дорогие. Более дешевые базовые версии массово пошли уже в 2017 году, и фактически только для него можно объективно рассчитать удешевление: для годовалых машин оно составляет около 12%, что является очень неплохим результатом.
Volkswagen Tiguan ‘2016–н.в.
А вот у Ford Kuga показатели поскромнее – как в штучном выражении, так и в ценовом. Модель не такая свежая, как большинство конкурентов, и продажи у нас невелики, несмотря на недавний рестайлинг. Немногочисленные подержанные машины 2018 года выпуска подсказывают, что основной спрос приходится на комплектации от начальных до средних, что визуально «обрушивает» среднюю стоимость «бэушной» машины на 16%. Однако и более богатая выборка автомобилей прошлого и позапрошлого годов выпуска эту тенденцию продолжает: средняя стоимость годовалой машины относительно новой снижается на 20%, а двухлетней (точнее, почти трехлетней) – на 22%.
Ну а в числе отстающих вполне ожидаемо значатся китайские бренды. Им удается постепенно наращивать объемы продаж новых машин, но одним из основных факторов, тормозящих их прогресс, является именно недостаточная ликвидность на вторичном рынке и, как следствие, высокая потеря остаточной стоимости. К примеру, Chery Tiggo 5, который мы включили в нашу выборку, эти тезисы подтверждает: во-первых, число предложений на вторичном рынке исчезающе мало, но даже эти штучные экземпляры продаются по цене, ощутимо ниже средней стоимости новой машины. Так, подержанных машин 2018 года найти в продаже не удалось вовсе, 9 годовалых автомобилей стоят в среднем на 21% дешевле, чем у дилера, а для 3 двухлеток снижение средней стоимости и вовсе составило 28%.
Chery Tiggo 5 ‘2015–н.в.
Выводы
Краткие выводы из полученных цифр сделать несложно. Во-первых, корейские бренды на сегодняшний день явно выполнили задачу по убеждению покупателя в своей привлекательности: и ликвидность, и показатель удешевления у них одни из лучших. Кроме того, в этом классе компактных кроссоверов неплохо себя чувствуют Toyota и Volkswagen – хорошие продажи означают и востребованность их машин на вторичном рынке. Поскромнее дела у Mazda, Ford и Nissan: первые двое продают не так много машин, чтобы наполнить ими и вторичный рынок, а Qashqai теряет в цене побольше, чем сегодняшние лидеры. Ну а покупка китайского кроссовера пока, как и раньше, остается хороша практически во всем, кроме его последующей продажи: ни быстроты, ни выгоды тут ждать не стоит.