рейтинг краш тестов автомобилей авторевю
ARCAP, Autoreview Car Assessment Program Первый российский независимый рейтинг пассивной безопасности автомобилей
От аварии, увы, не застрахован никто. В какой машине у водителя и пассажиров будет больше шансов остаться в живых и получить как можно меньше увечий при столкновении? В той, у которой лучше пассивная безопасность!
Оценить уровень пассивной безопасности можно только одним способом: устроить имитацию аварии, то есть краш-тест. Автопроизводители проводят краш-тесты при разработке и сертификации новых моделей, но у всех разный подход к пассивной безопасности: иные уделяют ей больше внимания, другие вообще не заботятся о судьбе людей, попавших в аварию… Как выяснить, кто есть кто? С помощью независимых сравнительных краш-тестов!
В России этим занимается только газета Авторевю. Наш первый краш-тест был проведен в 1996 году, а с 2001-го мы испытываем автомобили фронтальным ударом по методике европейской независимой ассоциации Euro NCAP — самой современной и позволяющей наиболее полно оценивать пассивную безопасность. К сожалению, нам не хватает финансов на то, чтобы по образу и подобию ассоциации Euro NCAP устраивать еще и боковой краш-тест, ведь мы за счет редакции покупаем испытуемые автомобили в торговой сети и платим за аренду дорогостоящего и сложного оборудования: разгонные катапульты и современные манекены Hybrid III с оборудованием для их калибровки в нашей стране имеются только на Дмитровском автополигоне под Москвой и на АвтоВАЗе.
Силуэт водителя или пассажира будет перечеркнут, если один из жизненно важных органов переднего пристегнутого седока подвергается серьезному риску (нагрузки превысили границы красной зоны). Силуэт машины мы перечеркиваем, если остаточное перемещение руля составит более 150 мм по любому из направлений или дверной проем сократится более чем на 250 мм, — по нашему мнению, такие автомобили конструктивно не способны обеспечить сколь-нибудь приемлемую защиту, даже если их оснастить подушками безопасности и преднатяжителями ремней.
При составлении рейтинга ARCAP мы привели к единому знаменателю все ранее выставленные оценки, еще строже придерживаясь методики Euro NCAP. К примеру, вазовская «десятка», которой в 2002 году в попытке подчеркнуть ее относительную безопасность мы начислили четыре балла, в рейтинге ARCAP получила лишь 0,7 балла безо всяких поблажек — поскольку дистанцировать ее от таких «капсул смерти», как Иж Ода и ВАЗ-2106, помогают неперечеркнутые силуэты автомобиля, водителя и переднего пассажира. А после стопроцентно «европейской» пенализации потенциально травмоопасной передней панели по одному баллу лишились Daewoo Matiz, Chevrolet Lanos, Renault Logan и Symbol.
Для удобства восприятия рейтинга все машины сгруппированы по степени защиты, которая отражается цветом перед фотографией автомобиля. Причем не всегда главным критерием является число набранных баллов — мы учитываем и слабость кузова, и повышенный риск травм головы, шеи и груди.
Автомобили с тремя или четырьмя звездами способны обеспечить высокий «зеленый» уровень защиты пристегнутых седоков. Желтым отмечены машины с двумя звездами, не подвергающие повышенному риску жизненно важные органы своих седоков. Удовлетворительный «оранжевый» уровень защиты — в автомобилях с одной звездой, у которых не перечеркнуты символы водителя и переднего пассажира. Также в эту категорию попадают машины с двумя звездами, но не обеспечивающие должной безопасности для головы, шеи или грудной клетки (например, Geely MK).
Автомобили, которые не набрали ни одной звезды, но не допустили критических нагрузок на голову, шею и грудь манекенов (к примеру, ВАЗ-2110 и Москвич Святогор), встают на один уровень слабой «коричневой» защиты с однозвездными машинами, в которых риск травм жизненно важных органов выше (Лада Калина, Chery QQ).
И даже среди опасных машин мы выделяем три группы. В первую из них, наименее опасную, попадают автомобили, обладающие прочным кузовом: ВАЗ-2109, Волга и обе Нивы. Вторая — это машины со слабым кузовом, но не допустившие смертельно опасных нагрузок на манекены: серпуховская Ока и ВАЗ-2114. Ну а третья и наиболее опасная группа — «беззвездные» автомобили с двумя или тремя «крестами»: от ижевской Оды до вазовской «классики».
Надо помнить, что краш-тест и рейтинг ARCAP оценивают лишь вероятность выжить и/или не получить травмы при смещенном фронтальном ударе. Исход реальной аварии будет зависеть от множества факторов, начиная от соотношения масс автомобилей (шансы выжить у седоков «опасного» УАЗа при столкновении с крепким, но маленьким Матизом гораздо выше), их скоростей и угла соударения.
Рейтинг-тест Авторевю 2020: объявляем победителя!
Вы же в самом начале мысленно сделали ставки на победителя? Ну, хотя бы догадались, кто стал фаворитом судейского очного голосования? Финишировали ноздря в ноздрю, как сказали бы фанаты BMW, — но и на самом деле борьба была плотной. Так почему сначала лидировал X7, потом его обогнал GLS, а на финише у нас появился третий автомобиль-лидер?
Какое главное потребительское качество автомобиля? Кто прошептал «управляемость»? На пересдачу, горячие головы! Главное — все же цена. Так было и так будет — особенно с учетом кризисов, скачек рубля относительно твердых валют и прочих макроэкономических потрясений.
Эмоциональные «примерки» членов жюри вряд ли помогли вам быстро определить победителя после экспедиции — BMW X7 или Mercedes GLS? Эксель беспристрастен: «икс-седьмой» по итогам десяти протоколов набрал 295 баллов, а GLS — 285. Углубимся?
Преимущество BMW перед Мерседесом больше всего в «драйве»: разница — 14 баллов! Даже Arteon по баллам у нас менее драйверский. А еще у наших судей учащается пульс при виде именно X7: в эмоциональности он переигрывает не только GLS, но и остальные автомобили. Зато большой Mercedes показался нашей десятке самым комфортным и наиболее приятным в быту по сравнению с X7 и другими финалистами. Но отрывы здесь от BMW меньше, и этого не хватило. Или…
Посмотрите на схему рейтинг-теста в начале номера — и потом возвращайтесь к битве под Дмитровом. Да-да, в ход вступают «бонусы за полигон»! А там лидер другой — GLS.
Почему не BMW? В шкафах Мохова, забитых бесчисленными приборами, нет моциофона — измерителя эмоциональности. А еще смотрите, как субъективно, вдали от спецдорог, мы воспринимаем «драйв».
И все же полигон важен! Этого диапазона дорог, да еще сконцентрированного в одном месте, мы никогда не попробуем в путешествии, а такая бесшовность очень важна для комплексной оценки автомобилей. Поэтому и дополнительные очки «от полигона» у нас весомые для победителя — максимально возможные 40 баллов. Будто один из судей счел его идеальным автомобилем. За второе место отрыв — 15 баллов (прибавляем 25), за третье — 25 (плюсуем 15). И далее по списку.
Мы действительно хотим подчеркнуть, что в идеальном мире, без финансовых проблем и неподъемных кредитов, наш лидер 2020 года — Mercedes-Benz GLS. Классная инженерия, свежие подходы к мультимедиа… Ну а то, что на лайфстайловом солнце бывают глянцевые пятна, — правило, а не исключение. Возможно, эти проплешины, которые отметило наше жюри, и не дают Мерседесу стать популярнее BMW X7 в России: за восемь месяцев продано 3647 «икс-седьмых» и 2588 «джи-эл-эсов».
Или дело в ценах? Ведь «в базе» X7 на два миллиона дешевле, чем GLS! А Mercedes к тому же самый дорогой участник теста. Вот и мы думаем, что без рублей тут не обошлось.
Итак, самый ответственный момент — ценовая эквализация наших автомобилей-финалистов. Как учесть фактор цены в таком буйном цветнике?
До публикации результатов рейтинг-теста мы провели опрос среди посетителей сайта Авторевю. Вот как распределились голоса среди 19240 участников. Некоторые читатели заметили, что в какой-то момент резко сменился лидер: Шкоду обогнал кроссовер Toyota RAV4, прибавив разом около тысячи голосов. В этот же день мы проверили логи опроса и убрали множественные дубли голосов за Тойоту, отданные с одного ip-адреса и имеющие ряд других особенностей (таких оказалось около четырехсот). Остальные шесть сотен голосов за Тойоту после проверки оказались «чистыми» (мы не убираем результаты «флешмобов», если за такими голосами по всем признакам стоят реальные люди с разными устройствами).
Для начала скажем, что мы берем в расчет цену именно предоставленных на рейтинг-тест машин (по состоянию на 25 декабря 2020 года). Были у нас разные гипотезы определения единой стоимости автомобиля в зависимости от всех версий на рынке, но все же наиболее точная оценка будет по отношению к конкретным машинам и ценам. К этому решению мы пришли еще и по другой причине, о которой скажем в самом конце.
Итак, самый простой вариант — уравнять всех в цене по стоимости балла. Но тогда, очевидно, в лидерах окажутся самые доступные автомобили из номинантов. Ведь какой-то драйв, комфорт, практичность и даже эмоциональность они дарят. И при семикратном ценовом отрыве Polo окажется выше GLS, а может, и переиграет всех.
Вспомним детскую игру «царь горы» и представим, что на эту самую горку, ловко обойдя других игроков, взобрался Mercedes GLS. Все благодаря итоговым 325 баллам! Чтобы его сбросить с вершины, другим номинантам нужно набрать хотя бы на один балл больше. То есть 326 баллов. И каждому из номинантов до этой вершины необходимо преодолеть разное «расстояние»: например, тому же Polo недостает 124 баллов, а большому Мерседесу зеркалом подать — всего балл.
И тот и другой путь не будет бесплатным, ведь каждый дополнительный балл стоит денег. Но каких? Можно, конечно, пройти через оценку своего рода «балла разницы», но мы решили не усложнять, тем более на самом главном результате это не сказалось. В итоге вычислили среднюю стоимость балла всех финалистов (на десятку наших автомобилей получилось 17070 рублей), недостающие каждому автомобилю баллы для победы умножили на среднюю стоимость балла, а после к полученной сумме прибавили цену тестового автомобиля.
А вот теперь можно уже смотреть на межклассовую стоимость балла! У кого она меньше, тот и победил в рейтинг-тесте после ценовой эквализации.
Говорите, тонкая настройка эквалайзера? Заденешь ползунок, и зазвучит по-другому? Но мы попробовали и пресет. Еще до того, как судьи получили формуляры таблиц с четырьмя критериями, сразу после экспедиции они оценили автомобили по шкале, схожей с той, что используется в европейском конкурсе Car of the Year. На всю десятку каждому члену жюри выделялось 35 баллов, главное распределить их так, чтобы выявить одного лидера (которому положено не больше десяти баллов), а критерии — в совокупности, включая цену! Догадываетесь, кто был на первом месте? Karoq с 52 баллами. Меж тем как GLS оказался на втором (49 баллов), а X7 — на третьем (48 баллов).
После финального обсуждения (все ли учли, согласны ли мы с математическим лидером?) сомнений нет и на эмоциональном уровне: победителем рейтинг-теста Авторевю в 2020 году стал кроссовер Skoda Karoq! Поздравляем не только представителей марки, но и россиян: спустя несколько лет после европейского дебюта мы получили очень сбалансированный автомобиль.
Так каков рецепт победы в рейтинг-тесте Авторевю, спросите вы? Ведь с такой ценовой эквализацией, похоже, нет никаких шансов у дорогих автомобилей? Не совсем так. Точнее, совсем не так!
Помните, мы говорили, что учитываем цену конкретных автомобилей, участвующих в тесте? А они в этом году, как вы видели на стр. 8, совсем не базовые. Порой оснащенные такими опциями, которые даже не имеют значения при выставлении баллов. Окажись у нас базовые X7 или GLS, они, пожалуй, все равно не выбились бы в лидеры после ценового фильтра, но навязали бы более острую борьбу в «финансовом» зале.
Зато у базовых младших братьев X5 и GLE, участвуй они в испытаниях, шансов на свержение Карока было бы гораздо больше. Поэтому наша очередная прикладная цель рейтинг-теста — оценивать рыночные версии автомобилей, а не космолеты, чего вы и просите. Надеемся, будем услышаны.
А еще из максимально возможных 440 баллов «доценовой» лидер в этот раз у нас набрал только 325 очков. Хорошо, но не идеально. Все-таки от дорогих автомобилей мы ждем лучших результатов и больших отрывов от преследователей. Причем, уверены, шансы на победу после ценовой эквализации есть даже у эмоциональных электромобилей с большими батареями. Останется «правильно» проложить маршрут.
Узнать цены на кроссовер Skoda Karoq и предложения дилеров по всей России вы можете прямо сейчас на сайте Авито Авто.
Всегда ли в России действителен рейтинг Euro NCAP?
Увы, нет. Потому что одни и те же модели в Европе и в России иногда оснащаются системами активной и пассивной безопасности по-разному. Например, Mitsubishi Outlander на российском рынке в «базе» имеет всего две подушки безопасности, а в Европе — семь. Почему? В России так проще держать выгодные цены. А в Евросоюзе машину без боковых подушек нынче никто не купит. Ибо она будет иметь низкий рейтинг Euro NCAР, не выше двух звезд, да и полис на нее обойдется дороже — ведь западные страховые компании, вкладывающие в исследования пассивной и активной безопасности колоссальные средства, рассчитывают тарифы не только по ущербу «железу», но и за вред здоровью, который им обходится куда дороже.
Другой момент: в странах ЕС система стабилизации обязательна к установке с 2014 года так же, как и в России. Но в Европе это требование относится ко всем продаваемым автомобилям, а у нас — исключительно к новым моделям. Производители пользуются этим как лазейкой, представляя сертификаторам машину нового поколения как версию предыдущей — и избегают обязательной установки системы стабилизации.
Мы посмотрели на это — и решили свести в единую таблицу все модели, для базовых версий которых в России рейтинг Euro NCAP недействителен. Надеемся, что этот список со временем сократится — ведь экономия на безопасности напрямую угрожает нашим жизням.
От Arkana до Oсtavia: результаты краш-тестов важнейших новинок года
Минувший год был богат на краш-тесты. Испытатели разбили более 30 новых моделей, интересных для России. Часть из новинок начали продавать у нас в этом году, часть приедет к нам только в 2020-м. Большинство краш-тестов провели специалисты Euro NCAP, но некоторые тесты были проведены и в России.
Новая Skoda Octavia была представлена в ноябре, а в Россию приедет только в конце следующего года. Но модель уже приняла участие в европейских краш-тестах. За безопасность взрослых автомобиль получил 92%, детей — 88%, других участников движения — 73%, а работу электронных помощников оценили в 79%. Специалисты отметили хорошую работу практически всех вспомогательных систем, лишь эффективность работы системы контроля скорости оценили низко. Правда, это не помешало Skoda Octavia завоевать пять звезд по итогам тестов.
Kia Ceed с дополнительным пакетом безопасности заслужил пять звезд в краш-тестах Euro NCAP, однако без пакета оценка оказалась чуть ниже. Рейтинг защиты водителя и взрослых пассажиров у модели составляет 88%, безопасность детей — 85%. За работу бортовых систем безопасности и защиту пешеходов автомобиль получил 68% и 73%. Невысокую оценку дали за защиту грудной клетки водителя при боковом столкновении со столбом. Также отмечена высокая вероятность травмы шеи у пассажира при ударе сзади. Что касается электронных помощников, то специалисты Euro NCAP остались недовольны системой контроля скорости.
Mazda3 нового поколения появилась у российских дилеров летом уходящего года. Степень безопасности водителя и взрослых пассажиров новой модели европейские эксперты оценили в 98%. Этот результат поставил Mazda3 на четвертое место в рейтинге безопасности за всю историю испытаний Euro NCAP после Volvo V40, Volvo XC60 и Alfa Romeo Giulia.
Кроссовер Toyota RAV4 начали продавать в России в начале ноября. Машина нового поколения за безопасность взрослых получила 93%, детей — 87%, других участников движения — 85%. Все виды краш-тестов практически не вызвали нареканий специалистов. Оценка работы электронных систем безопасности оказалась на уровне 77% — не в последнюю очередь из-за особенностей настройки системы динамической стабилизации. Компания Toyota уже объявила о том, что будет дорабатывать электронику, и это касается именно российского рынка.
Псевдокроссовер Citroen C5 Aircross получил четыре звезды в рейтинге Euro NCAP. Однако эта же машина с пакетом Safety+, который включает в себя дополнительные системы безопасности, оценили уже на пять звезд. Безопасность водителя и взрослых пассажиров достигла 89%, детей — 86%, пешеходов и велосипедистов — 67%, а работу электронных систем оценили в 82%. Краш-тесты показали высокую вероятность получения серьезных травм головы передним пассажиром в случае фронтального столкновения без перекрытия. При боковом ударе существует вероятность травм грудной клетки у водителя.
Информации о сроках появления в России нового Nissan Juke пока нет, но популярную модель наверняка привезут в течение следующего года. Маленький кроссовер получил 94% за защищенность водителя и взрослых, 85% — за детей, 81% — за пешеходов, 73% — за устройства обеспечения безопасности. Эксперты отметили, что системы контроля полосы хорошо работают и без разметки, но в темноте эффективность помощников хуже. Показания, снятые с манекенов, выявили риск получения травм грудной клетки водителем при столкновении со столбом.
Рейтинги Toyota Corolla нового поколения достаточно высоки: за безопасность взрослых пассажиров — 95%, детей — 84%, других участников движения — 86%, а электронным «помощникам», как и в случае с RAV4, поставили 77%. Специалисты отметили хорошую работу практически всех вспомогательных систем, однако эффективность работы функции удержания автомобиля в занимаемой полосе оценили средне — как достаточную.
Кроссовер Mercedes-Benz GLB выйдет на российский рынок, предположительно, весной 2020 года. Этот автомобиль по оценкам Euro NCAP получил 92% за безопасность водителя и пассажиров, 88% — за безопасность детей, 78% — за пешеходов, а эффективность устройств обеспечения безопасности оценили в 74%. Конкретных нареканий было немного, но специалисты отметили низкую степень защищенности водителя при столкновении со столбом.
Довольно высокую оценку заслужил новый BMW третьей серии. Безопасность водителя и взрослых пассажиров 3-Series оценили в 97%, детей — в 87%, пешеходов — в 87%. Работа электронных вспомогательных систем была оценена в 76%. Автомобиль почти без нареканий прошел все виды краш-тестов, включая имитацию бокового столкновения со столбом. Единственное, что отметили специалисты, — незначительный риск получения травмы грудной клетки у водителя и переднего пассажира при лобовом столкновении.
Кроссовер Range Rover Evoque получил полноценные пять звезд. Безопасность водителя и взрослых пассажиров оценили в 94%, детей — в 87%, пешеходов — в 72%, а работу электронных вспомогательных систем — в 73%. Специалисты лишь отметили, что при ударе сзади есть вероятность получения травмы шеи у заднего пассажира. Эксперты также указали на высокую степень защиты пассажиров-детей.
Флагманский кроссовер Audi Q7 также заслужил высокую оценку экспертов. Безопасность водителя и взрослых пассажиров оценили в 92%, детей — в 86%, пешеходов — в 71%, а работу электронных вспомогательных систем — в 72%. При лобовом столкновении существует риск получения травмы грудной клетки у переднего пассажира и водителя.
У нового Subaru Forester тоже хороший рейтинг и заслуженные пять звезд. Безопасность взрослых эксперты оценили в 97%, детей — в 91%, других участников движения — в 80%, а электронным «помощникам» поставили оценку 78%. Показания, снятые с манекенов, выявили лишь высокую степень риска травм грудной клетки пассажира при лобовом столкновении.
Несмотря на архаичный стиль, Mercedes-Benz G-Class нового поколения показал очень неплохие результаты. Безопасность водителя и взрослых пассажиров «Гелендвагена» оценили в 90%, детей — в 83%, пешеходов — в 78%, а работу электронных вспомогательных систем — в 72%. Нарекания специалистов вызвала только низкая защищенность грудной клетки переднего пассажира при фронтальном столкновении по всей ширине. Существует также риск получения травм груди у водителя при лобовом столкновении с деформируемым препятствием. Эксперты отметили высокую степень защиты пассажиров-детей.
Российское издание «АвтоРевю» провело краш-тест новой модели Renault Arkana по собственной методике ARCAP, которая во многом базируется на стандартах Euro NCAP. Оказалось, что это самый безопасный автомобиль марки Renault из числа производимых в России. До максимальных у экспертов ARCAP 16 баллов машина недобрала всего 0,2 балла. Штраф связан с небольшим превышением нагрузок на голени водителя и пассажира. Renault Arkana получила 15,8 балла, что квалифицируется как четыре звезды.
Эксперты из «АвтоРевю» провели также краш-тест Lada XRAY Cross. Машина базируется на той же платформе, что и Renault Logan, но защищает пристегнутых пассажиров лучше французского родственника. Оценки были снижены за потенциальную травмоопасность рулевой колонки и незначительный риск для голеней. Эксперты отметили, что клетка салона автомобиля после краш-теста деформировалась сильнее, чем у Hyundai Solaris или Creta при аналогичных испытаниях «АвтоРевю». Однако XRAY Cross в сумме набрал 13,7 балла из 16, что эквивалентно четырем звездам ARCAP.
Как выбрать безопасный автомобиль
Любой продаваемый в России легковой автомобиль с первого июля 2008 года обязан иметь сертификат об успешном прохождении смещенного фронтального краш-теста на скорости 56 км/ч (Правило ECE R94) и бокового — на 50 км/ч (ECE R95). Но гораздо больше о безопасности автомобиля можно узнать из результатов независимых испытаний, проводимых по более жестким методикам. В краш-тестах Авторевю и других организаций (Euro NCAP, ANCAP, JNCAP, Latin NCAP) скорость фронтального столкновения 64 км/ч — на 8 км/ч выше, чем при сертификационном ударе: это увеличивает кинетическую энергию автомобиля и тяжесть удара на 30%. Строже независимые испытатели подходят и к оценке защиты седоков. Верность такого подхода подтверждает жизнь: согласно данным Euro NCAP и шведской статистике, риск получить травмы и увечья в «четырехзвездочном» автомобиле вдвое ниже, чем в «двухзвездочном»!
Немаловажную роль играет комплектация: при прочих равных один производитель оснащает автомобиль боковыми подушками, ремнями с преднатяжителями или системой стабилизации, а другой предлагает за них доплатить. На наш взгляд, безопасная машина должна иметь не менее шести подушек, преднатяжители ремней, АБС, систему стабилизации и Isofix-крепления для детских кресел.
Следует обратить внимание и на «родословную» конкретной модели автомобиля. Если в основе ее кузова конструкция более чем двадцатилетней давности, то уровень защиты наверняка будет хуже по сравнению с более современными аналогами.
Не стоит забывать и о совершенствовании автомобилей. К примеру, с августа 2008 года кузова всех Приор должны иметь все положенные усилители (Фаза 2) — в отличие от автомобиля Фазы 1, испытанного нами в 2007 году. Поэтому реальный уровень безопасности может быть выше, чем в рейтинге ARCAP.
Покупая подержанный автомобиль, обратите особое внимание на наличие систем безопасности и их работоспособность: к примеру, иногда недобросовестные продавцы отключают индикаторы сработавших подушек и преднатяжителей ремней, чтобы не тратиться на дорогостоящую замену. При аварии такая «использованная» машина не сможет защитить вас так же, как новая!
И конечно же, нужно помнить, что более тяжелый автомобиль априори имеет преимущество в столкновении с более легкой машиной. Шансов не получить увечья и травмы у водителя полноразмерного внедорожника всегда будет больше, нежели у того, кто управляет маленьким хэтчбеком.
А главное — никакие звезды и подушки не гарантируют выживания при лобовом столкновении, если вы не пользуетесь ремнями безопасности или если скорость перед ударом будет более 80 км/ч!