рейтинг корпоративных университетов россии
Топ-15 лидеров корпоративного образования в России
Сбербанк, «Евросеть» и «Газпром нефть» – лидеры корпоративного образования в России, согласно недавнему исследованию информационного агентства РБК.
Группа компаний «РосБизнесКонсалтинг» провела собственное исследование рынка российского корпоративного обучения. Достоверную информацию по этой теме, как утверждает РБК, очень сложно найти, поэтому сотрудники агентства отправили анкеты-запросы в крупнейшие компании. На вопросы издания ответили далеко не все лидеры российской экономики. Так, например, отказались разглашать информацию об обучении сотрудников ЛУКОЙЛ, «Норильский никель», «Роснефть», ВТБ, X5 Retail Group.
Итоговый рейтинг РБК составлен с учетом бюджетов опрошенных компаний на корпоративное обучение, общего количества сотрудников и прозрачности принявших участие в анкетировании в раскрытии информации по финансовому вопросу. Каждый участник получил определенное количество баллов, которое сотрудники РБК высчитывали по определенной формуле с учетом всех вышеперечисленных показателей.
Абсолютным лидером оказался Сбербанк России. Он потратил на обучение сотрудников более 2 млрд рублей в ушедшем году. Напомним, что тогда же Сбербанк построил корпоративный университет общей стоимостью около 10 млрд рублей. В этом учебном заведении не только разрабатывают собственные образовательные программы, но и поддерживают широкую сеть контактов с ведущими бизнес-школами мира – например, с INSEAD и школами бизнеса в Лондоне и Стэнфорде. Лекции сотрудникам Сбербанка читают штатные преподаватели, приглашенные лекторы и топ-менеджмент компании. А чтобы попасть в университет Сбербанка, нужно не только подписать контракт, обязывающий вас отработать в компании несколько лет после завершения обучения, но и сдать вступительные экзамены. Последнее, кстати, удается далеко не всем.
На втором месте в рейтинге – гигант розничной торговли, компания «Евросеть». Ей приходится тратить много средств на обучение основной массы сотрудников – так называемого линейного персонала.
Замыкает тройку лидеров «Газпром нефть», где считают необходимым тратить бюджет на формирование кадрового резерва – определенных потенциальных работников компании, которых планируют в будущем перевести на необходимые должности.
РБК также замечает, что, несмотря на кризис, компании активно инвестируют в образование сотрудников. Так, в 2014 году участники рейтинга выделили на корпоративное обучение около 8 млрд рублей и обучили 2 млн человек. И, более того, эксперты прогнозируют, что в 2015 году расходы компаний на подготовку квалифицированных работников только возрастут.
Рейтинг компаний – лидеров корпоративного обучения
1. Сбербанк
2. Евросеть
3. Газпром нефть
4. Сибур
5. Росатом
6. Альфа-Банк
7. Русгидро
8. Вымпелком
9. НЛМК
10. Ростелеком
11. Северсталь
12. МТС
13. МГТС
14. Мечел
15. Рольф
От Стэнфорда до Сколково: лучшие корпоративные программы бизнес-школ по версии Financial Times
Executive Education — это краткосрочные образовательные программы для руководителей и владельцев бизнеса, которые не предполагают получения степени. Они могут быть открытыми для всех желающих или созданными по заказу конкретного корпоративного клиента. Поэтому издание составляет два рэнкинга — открытых и корпоративных программ, — а после объединяет их в общий. При его формировании учитывают состав преподавателей и участников программ, мнение клиентов и влияние школы на рынке, среду, в которой проходит обучение, степень вовлеченности персонала в процесс и другие параметры.
Первое место уже шестой год подряд занимает испанская бизнес-школа Iese, второе — французская HEC. Швейцарская IMD получила третье место в общем рэнкинге и первое — среди открытых программ.
Российская бизнес-школа «Сколково» первый раз попала в рейтинг, заняв 46-е место (44-е среди корпоративных программ и 62-е — среди открытых). Она стала самой молодой школой в рейтинге (основана в 2006 году) и единственной, находящейся в Восточной Европе.
«Новый рейтинг бизнес-школ от Financial Times — это всегда большое событие, которое с нетерпением ждут во многих школах. В этом году особенно отрадно, что в рейтинге впервые Сколково — объективный флагман российского бизнес-образования», — прокомментировал новость для Forbes Education Алексей Долинский, сооснователь платформы Coursalytics.com, сервиса поиска и бронирования образования для менеджеров и предпринимателей. По его словам, школа проделала колоссальную работу, чтобы оказаться в топ-50, и это большое событие для всех участников российского рынка: «В конце концов, образовательные продукты лидеров мирового рынка мы видим не каждый день, а теперь Сколково можно использовать как своего рода прокси и сравнивать себя с ними».
Тем не менее Долинский отметил, что любые рейтинги неидеальны и не всегда отражают реальную картину на рынке: «Рейтинг Financial Times еще и существенно страдает с прошлого года от того, что его покинули многие лучшие школы мира. Это результат изменения европейской регуляторики, и часть школ просто отказалась участвовать в сборе оценок своих программ. Это существенный искажающий фактор. Кроме того, известно, что часть школ прилагают очень серьезные усилия, чтобы оказаться в рейтинге повыше, и это тоже может приводить к некоторым искажениям».
Топ-10 краткосрочных образовательных бизнес-программ 2020 по версии Financial Times:
Как выглядит корпоративный университет в 2021 году
Изменения на рынке корпоративного образования за последние полтора года можно перечислять бесконечно: создание дистанционных академий, экстренное производство онлайн-курсов, эксперименты со стратегией обучения и так далее. В процессе этих перемен сформировались определённые направления в развитии корпоративных университетов компаний, которые необходимо знать, чтобы успешно обучать и развивать сотрудников. Однако сразу спойлернём, что без цифровых технологий уже не обойтись.
От каких трендов нужно отталкиваться, чтобы организовать корпоративный университет в 2021? Рассказываем вместе с Марией Зыковой, проектным менеджером федеральной HR-службы компании DNS.
Кажется, что многие организации окончательно пришли к тому, что растить своих сотрудников намного выгоднее, чем искать новых — как с точки зрения экономии бюджета, так и лояльности сотрудников. И для этого принимают различные меры. Например, Facebook и Google ввели такие должности как директор по wellbeing и менеджер по развитию карьеры. Первый заботится о том, чтобы пребывание сотрудника на всем цикле его жизни в компании было комфортным, а второй помогает развиваться и строить карьеру.
Вместе с тем интересы людей зачастую лежат за пределами их нынешних должностей и даже областей деятельности. И сегодня вторая, третья или четвертая карьера в жизни стали нормальным явлением. Современные компании понимают это и разными способами поддерживают сотрудников. Например, КРОК может дать длительный отпуск, чтобы человек подумал, куда и каким образом ему двигаться дальше.
Актуализация контента — важная составляющая образовательного процесса. С одной стороны, информация сейчас меняется очень быстро. С другой — удалённый формат работы сократил личное общение между сотрудниками, а значит и передачу нужных компетенций. Организовать процесс создания нового контента можно собственными силами или арендовать готовые курсы у облачного провайдера. И, если в первом случае всё предельно ясно (нужно выделить ресурсы и произвести контент), то со вторым в компаниях возникает много вопросов. В основном это связано со страхом аренды стороннего контента из-за угрозы безопасности или несоответствия принципам и правилам организации. Мария Зыкова, проектный менеджер федеральной HR-службы DNS, говорит что так было и в их компании. Но в этом году у них появились две веских причины арендовать контент:
Временные и денежные затраты на создание собственного обучающего материала были несоизмеримо высоки;
Возьмём “Технологии продаж” у нас в цифровом ритейле и в ритейле одежды или стройматериалов. Курс будет практически одинаковым. Дело в том, что пока никто ничего другого не придумал. Мы пришли к этому опытным путём, когда сами сделали несколько курсов на общие темы. Мы осознали, что внутри него ничего нового и сверхъестественного не придумали. Рассчитав экономику и время — мы поняли, что проще контент арендовать.
Корпоративный университет сегодня — это не просто решение, вроде громоздкой LMS, а элемент единой экосистемы. Возможность создания такой экосистемы доступна в разных решениях. Например, мы внедрили для DNS Корпоративный портал на базе Битрикс24. Внутри можно собирать все необходимые сервисы: корпоративный университет, интранет, рекрутинговую систему и даже CRM для отдела b2b-продаж. Это удобно не только потому что все данные находятся в одном месте, но и тем, сотруднику больше не надо переходить из одного приложения в другое, чтобы пройти курс или заполнить профиль.
В дополнение, Битрикс24 очень гибок в настройках, что позволяет кастомизировать систему под себя — добавить инструменты и интерфейс, которые отвечают задачам пользователя.
Корпоративный университет можно сделать в любом решении, допустим, в iSpring или в WebTutor. Однако мы выбрали внедрять Битрикс с Ульем, потому что в этом решении сотрудник может учиться прямо в корпоративном портале. Человеку не нужно делать лишних движений.
У Улья очень приятная оболочка и достаточно широкая функциональность, которой в других решениях не было. Теперь мы платим не за двадцать разных продуктов, а за один. Мы делаем всю работу в одном месте, и обучаем персонал, в том числе.
Рейтинг РБК: 15 лидеров корпоративного образования
Рейтинг составлялся на основе анкетирования — всего сотрудники РБК разослали около сотни анкет в крупнейшие российские компании, отозвались на запрос чуть меньше половины. Многие проигнорировали запрос, ряд компаний отказался предоставить необходимую информацию, в том числе и известных своими масштабными программами корпоративного обучения.
«Мы готовы рассказывать, как мы обучаем, но не готовы выворачивать карманы», — заявил РБК официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Отказались заполнить анкеты ЛУКОЙЛ, ВЭБ, «Росгосстрах», «Норильский никель», не прислали данные «Роснефть», ВТБ и X5 Retail Group.
Положение компании в рейтинге определялось долей затрат на обучение сотрудников в фонде оплаты труда, ростом образовательных расходов в последние годы, ростом доли сотрудников, вовлеченных в образовательные программы. Значение имел и размер штата — при прочих равных, более многочисленные компании занимали более высокое место в рейтинге. Наконец, мы учитывали прозрачность в области раскрытия бюджетов и программ, что повлияло на итоговую позицию в рейтинге. Например, «Росатом» получил меньший балл (подробнее о корпоративном обучении в госкорпорации), предоставив не всю необходимую информацию (в анкете не было вопросов, так или иначе затрагивающих вопросы гостайны).
На первом месте в рейтинге — Сбербанк (подробнее о лидере рейтинга), который также является лидером по абсолютным затратам на корпоративное обучение: больше 2 млрд руб. в 2014 году. Одно только строительство корпоративного университета, завершившееся в конце 2014 года, обошлось банку более чем в 10 млрд руб. За ним — компания «Евросеть» (рознице приходится много вкладывать в обучение линейного персонала), на третьем — «Газпром нефть», которая тратит значительные деньги на формирование кадрового резерва. В число лучших 15 компаний рейтинга вошли еще один банк, четыре телекоммуникационных и три металлургических компании, еще по одной представляют добычу нефти и нефтехимию, энергетику и атомную промышленность.
У всех компаний, заполнивших анкеты, средние затраты на обучение существующих и потенциальных сотрудников составляют 0,73% ФОТ и колеблются в широких пределах (0,11–3%). Только три компании из опрошенных тратят на эти цели больше 1% ФОТ. Но за один только 2014 год все вместе участники опроса — заметная, но не большая часть российской экономики — дали новые знания и навыки около 2 млн человек, потратив на это больше 8 млрд руб. И в 2015 году, если верить предоставленным прогнозам, расходы вырастут, а не упадут, несмотря на кризис.
Рейтинг корпоративных университетов россии
Востребованность у работодателей
Для оценки этого критерия Forbes Education провел опрос 100 лучших работодателей России и проанализировал, выпускники каких вузов устроились на работу в лучшие компании, а также получили повышение зарплаты и должности в 2020-2021 годах.
Кроме того, работодателей попросили перечислить вузы, чьих выпускников они стремятся нанимать в первую очередь, так как считают их наиболее подготовленными.
Наиболее востребованными у работодателей оказались вузы технической направленности. В числе университетов, чьих выпускников стремятся нанимать в первую очередь чаще всего упоминались ВШЭ (вуз упомянули 54% опрошенных работодателей), МГУ им. М.В.Ломоносова (49%), МГТУ им. Н.Э. Баумана (40%), МФТИ (37%), МИФИ (31%) и УрФУ им. Б.Н. Ельцина (31%). При этом рекордсменом по числу успешно трудоустроившихся выпускников оказалась Российская экономическая школа: в вузе обучается всего 413 студентов (для сравнения, в МГУ им. М.В. Ломоносова – 35 080), однако выпускники РЭШ оказались в штате значительного числа лучших компаний России.
20 самых востребованных вузов у работодателей:
Нетворкинг
5 самых востребованных российских вузов среди детей миллиардеров:
20 вузов с лучшим нетворкингом (по сумме баллов)
Качество образования
Качество образования в вузе оценивалось на основе данных мониторинга Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и учитывало такие параметры, как: соотношение числа преподавателей и студентов, зарплату профессорско-преподавательского состава, долю молодых преподавателей (до 40 лет) и международную деятельность вуза.
20 вузов с лучшим качеством образования
Международное признание
Существует три наиболее авторитетных мировых рейтинга вузов: шанхайский Academic Ranking of World Universities (ARWU), британские Quacquarelli Symonds (QS) и Times Higher Education (THE). Присутствие вуза в рейтингах говорит о его узнаваемости за пределами России. Forbes Education посчитал средние показатели каждого вуза по всем трем рейтингам и перевел результат в 10-балльную систему.