рейтинг комиксов россии журнал
Рейтинг стендап-комиков, составленный самими комиками
Журнал MAXIM в своё время делал ТОП популярных комиков России, но нам интересно мнение самих комиков. Кого они сами смотрят, любят и рекомендуют? На 3 мая 2021 года мы опросили 25 комиков и получили следующие результаты.
5 место
Комики, которые получили по одному голосу.
4 место
Комики, которые получили по 2 голоса:
3 место
Комики, которые получили по 3 голоса:
2 место
Комики, которые получили по 4 голоса:
1 место
Комик, который набрал больше всех голосов… целых 8
Louis C.K.
Ведь никто не сомневается, что Louis C.K. на первом месте?
Не согласны с комиками? Проголосуйте! Кому бы вы отдали первое место?
Из России с любовью: 6 отечественных комиксов, которые достойны внимания
Однако российские комиксы до сих пор считаются неизведанным пространством, и непонятно, создают ли местные художники качественный контент, который при этом не копирует наработки всемирно известных мастеров. Создают, очень даже. Рассказываем о незаурядных графических романах, с которыми ты точно не заскучаешь.
1. «Майор Гром»
Поначалу издательство Bubble, создававшее линейки авторских комиксов, подражало Marvel, но не столько в плане сюжетов, сколько в контексте управления, оплаты труда художников. Однако позже они нашли свой путь, а заодно сформировали множество концепций, среди которых каждый найдет то, что придется ему по душе.
Так, поклонники фэнтези зачитываются «Экслибриумом», «Тагаром» и «Мироходцами», любители шпионских историй и конспирологии полюбили «Союзников». Однако франшиза об Игоре Громе — это едва ли не самый успешный проект, по которому к тому же готовится полнометражный фильм.
Суть представляется простой до безобразия (местами даже кажется, что подобные сюжетные твисты уже где-то были), но первое впечатление обманчиво. Игорь Гром — майор МВД из Петербурга, который мастерски отлавливает преступников в образах диснеевских принцесс, сотрудничает со шпионками мирового уровня, останавливает грабителей, выдающих себя за хоккеистов из мультфильма «Шайбу! Шайбу!». Однако новое дело заставит его выложиться на все сто: город терроризирует Чумной Доктор, желающий воздать по заслугам верхушке общества и между делом избавить страну от маргиналов.
2. «Детектив Мопс»
Он — единственный, кто еще не утонул в грязи прогнившего города. Он — тот, кто чтит закон и порядок. Он — мопс.
Комикс покажется наивным и странным, и напрасно! Здесь создательница истории Лена Мурзина обыграла штампы, связанные с нуаром и криминальными драмами прошлых лет. Детектив Мопс спешит на выручку прекрасным пуделихам, потерявшим всякую надежду, втягивается в скандалы с местной полицией, отважно охраняет город, бодро перебирая маленькими лапками. И пусть поначалу его не уважают, считая маленьким и незначительным, позже герой доказывает всем, что заслуживает уважения.
Если ты до сих пор не знаешь, перечитать «Город грехов» или пересмотреть с младшей сестрой «Зверополис», — выбор очевиден.
3. «Сурвило»
У Валентины Сурвило было счастливое детство в Ленинграде, но его омрачила неприглядная юность: в 1937 году арестовали её отца, саму девушку сослали в башкирскую деревню, позже умерла мать… Казалось, долгожданное возвращение в родной город всё изменит, однако оно совпало с блокадой. Переживала Валя тяжелые для всей страны годы в тюремном госпитале — единственном месте, куда согласились взять на работу дочку врага народа.
В романе «Сурвило» художница Ольга Лаврентьева поделилась историей своей бабушки, с достоинством прошедшей через испытания, которые были способны сломать любого человека, но только не Валентину. Сквозь призму восприятия самой обычной женщины, столкнувшейся с несправедливостью системы, художница показывает реалии тех времен. Особого внимания заслуживает гнетущая монохромная графика, задающая тон повествованию.
4. «Кафка-кодекс»
О несовершенстве судебной системы в России и говорить нечего: здесь ни в чём не повинного подростка отправляют в ПНД на принудительное лечение, но тут же отпускают с оправдательным приговором мужчину, надругавшегося над младенцем. Служители Фемиды всё больше напоминают безликих, бездушных персонажей кафкианского «Процесса»; в новостях всё чаще мелькают репортажи о несправедливо начатых делах.
5. «Золотой ключ»
Карабас — металлист-пропойца, Буратино — обитатель типичного спального района, Тортилла — пенсионерка, живущая на отшибе, а Артемон — самый обычный пес, не умеющий говорить. Окружают героев серость современной провинциальной России: полуразбитые «семерки», столбы, оклеенные надоедливой рекламой, сыщики в лице участковых. Согласись, совсем не так ты представлял сюжет знакомой сказки об ожившем мальчике, вытесанном из бревна.
Художница Екатерина Волжина разрушила привычный сценарий, погрузив героев в реалии, понятные каждому. Здесь нет ярких шапито, Полей чудес, городов, где ты можешь обменять азбуку на несколько золотых монет. Тут лишь шум и ярость панелек с окраин. Более того, иллюстратор, адаптировавшая историю, решила поиграть со стереотипами, связанными с миром комиксов в целом. Принято считать, что графические романы — это взаимосвязь текста с картинкой, и никак иначе. Волжина же лишила своих героев возможности говорить, однако при этом история всё еще остается понятной.
6. «Собакистан»
Добро пожаловать в лапудающую дружекратическую республику закрытого типа! Лидер государства, товарищ Дружок Трезорович Шарическу, трагически погибает, и сотни журналистов со всего света отправляются в столицу Собакистана, чтобы почтить его память, а заодно посмотреть, как живут граждане страны, в которую нет ни входа, ни выхода. Однако позже мирная дипломатическая поездка превращается в целый международный скандал.
Авторы комикса Виталий Терлецкий и Катя отмечают, что в своей работе хотели показать не нравы СССР, Северной Кореи, Туркмении или другой определенной тоталитарной страны. Здесь представлен тот абсурд, с которым сталкивался каждый, кто жил в странах СНГ до 1990-х годов.
ТОП-10 Лучших русскоязычных Stand-up комиков прямо сейчас
Всем привет! Я решил составить ТОП-10 лучших стендап комиков СНГ, на данный момент. Ориентируясь на их последние работы, а также на количество выступлений за последнее время. Прошу любить и жаловать! Поделитесь мнением в комментариях какой лично Ваш Топ-10 комиков.
На 10 месте у нас расположился комик из Воронежа, но родившийся в Праге, участник шоу «Comedy Club», «Смех без правил» и других передач на телевидении – Руслан Белый. Называет себя отцом русского стендапа, без доли иронии поэтому и отправляется всего лишь на 10 место нашего списка.
На 9 месте у нас менее известный, но не менее смешной комик, резидент «Стендап клуба №1», активный участник всех проектов этого клуба – Саша Малой. 9 место заслужил благодаря недавно вышедшему искрометному сольному концерту под названием «Консьерто Вульгар», советую вам его посмотреть, а также посмотреть его после концерта белого «Индикатор», тогда возможно вы не будете писать в комментариях почему Саша стоит в рейтинге выше белого)
На 8 месте в нашем рейтинге оказался еще один участник «Стендап клуба №1», Идрак Мирзализаде. С ним очень много интересных проектов, для тех кто не знаком с творчеством этого комика я могу посоветовать шоу «вечервечер», а также «Порараз Бирацца». Ну и конечно его сольные выступления.
На 7 место попал довольно известный комик в прошлом, потерявший былую популярность, но приобретший свой стиль и свое направление – Александр Незлобин. За последнее время Незлобин выпустил спешл, полудокументальный фильм про стендап в Америке (очень интересный) и участвовал в различных юмористических проектах.
На 5 месте рейтинга у нас довольно-таки известный комик, участник проекта «StandUp на ТНТ», Дмитрий Романов. По своим сугубо личным оценочным суждениям, для меня он был слишком однообразен и шутил только на тему своей национальности, сейчас же можно сказать, что Дмитрий достаточно разноплановый комик. Последний спешл выделяется тем, что его можно смотреть в семейном кругу, записан он на 100% без мата. Хотя в нем и затрагиваются некоторые деликатные темы.
На 4 месте у нас, резидент «Стендап клуба №1», сейчас возможно даже более известен как независимый комик, автор YouTube канала Сергей Орлов – Сергей Орлов. Последний его спешл «Генетическая провинция», понравится вам на 100%, я гарантирую. Также на канале Сергея много других различных интересных проектов.
3 место. Бывший работник московского метрополитена, а ныне, успешный стендап комик; участник проекта «StandUp на ТНТ», один из участников шоу «Что было дальше?»; любитель перелезать через заборы – Алексей Щербаков. Мир делится на три типа людей, те, кто считают, что Алексей уморительный комик, те, кто считают что Алексей посредственный комик и те, кто считают, что он где-то посередине. Какое место в мире займете вы, решать вам)
1 место. На вершине нашего рейтинга, на самом Топе нашего Топа, расположился возможно менее известный, но не менее крутой. Мастер альтернативной комедии, человек с биполяркой и убежденный феминист – Александр Долгополов. Для кого-то покажется странным его нахождение на первом месте этого рейтинга, но в этом и есть весь Долгополов. Вначале карьеры был известен как фрик, и откровенно странный комик. Сейчас же, он приобрел свой собственный уникальный стиль, постоянно экспериментируя над формами и жанрами в своих бесконечных выступлениях на открытых микрофонах. Открыто критикует действующую власть, за что был «сослан на каторгу» в Израиль, а после в Европу, вернувшись в Россию снова продолжает радовать зрителей своей комедией.
10 лучших стендап-комиков России
Наш рейтинг поможет тебе понять, над чьими шутками смеяться. А вот в каком именно месте смеяться, ты должен решить самостоятельно.
10 Иван Абрамов
Кто это?
В КВН Иван (бывший капитан команды «Парапапарам» из МГИМО) прославился благодаря таланту пародиста. В стендапе же он, к счастью, избрал иной путь – дорогу, вымощенную черно-белыми клавишами. Иван показывает музыкальный стендап: почти всегда он выступает, подыгрывая на синтезаторе или подбрынькивая на гитаре. Если ты думаешь, что такой ход должен держать комика в границах шуток о современных поп-звездах, то подумай еще раз. Музыка – это еще и новый угол зрения, позволяющий взглянуть с неожиданной стороны практически на что угодно.
Где увидеть
Stand Up на «ТНТ», живьем в твоем городе.
Шутки
Русские рэперы не гнушаются вставлять американские слова в свои песни, но со стороны это смотрится очень дико. Все равно как если бы в американском рэпе присутствовали русские слова: «Welcome to New York city – it is a great населенный пункт. We gonna start our мероприятие. My sexy барышня is cool. Oh my боженька!»
Из любой красивой мелодии можно сделать мелодию, которую будешь презирать всем сердцем. Нужно просто во время ее звучания добавить волшебные слова: «Ваш звонок очень важен для нас».
Билет на концерт Дениса Мацуева, знаменитого пианиста, стоит 20 тысяч. И там нет никакого шоу. Он не разбивает крышку рояля о голову фаната, там нет в конце какого-то стендапа вроде «Знаете, за что я люблю Моцарта? За то, что музыку написал он, а бабки получаю я».
9 Нурлан Сабуров
Кто это?
Даже в нашей не слишком напуганной политкорректностью стране шутки про национальные меньшинства со сцены осмеливаются произносить лишь представители этих самых национальных меньшинств. Но мы любим Нурлана не только за то, что он казах, но и за то, что дал нам возможность с чистой совестью – он первый начал! – посмеяться над азиатами и мигрантами.
Нурлана часто сравнивают с королем «уанлайнеров» (так в лексиконе стендапа называют лаконичные шутки, «в одну строку») Джимми Карром. Кроме тяготения к минимализму нашего казаха и их британца объединяет и манера общения со зрителями. И тот и другой в импровизированном разговоре с выхваченной из зала жертвой чувствуют себя как рыба в воде, в то время как жертва чувствует себя рыбой на сковородке. Впрочем, благодаря харизме комика, людям это даже нравится.
Где увидеть
Stand Up на «ТНТ», живьем в твоем городе.
Шутки
Ходить в гостях в туалет всегда неловко. Ты будешь делать это максимально тихо, чтобы у них сложилось впечатление, что ты пошел туда постоять.
Я не против геев. Я просто за то, чтобы их было четное количество.
У меня есть дочь, и я считаю, что ребенка первые четыре года можно не любить: он все равно ничего не вспомнит.
До 18 лет я много дружил с чеченцами. Или ингушами. Я так и не выяснил. Когда боишься, не уточняешь.
8 Александр Долгополов
Кто это?
Александр начал выступать в 2013 году в Воронеже. Почти с первых шагов в стендапе он выделялся среди коллег по жанру. (Воронежская стендап-сцена, заметим, вообще отличается от других мест России. У воронежских комиков заметна театральность в комедии: они выразительно говорят на «высокие» темы, их движения плавны и элегантны.) В 2016-м Долгополов перебрался в Москву. По словам Александра, весь его воронежский материал мало того что иссяк в столице за неделю, так еще и принят был довольно прохладно. После этого он поменял все: в прошлое ушли длинные монологи о прекрасном и странном, шутки стали резче, реалистичнее и приземленнее.
История Александра Долгополова – это история комика, который остался ни с чем в чужом городе, начал с чистого листа, и у него все получилось. Он даже, как видишь, попал в наш рейтинг.
Где увидеть
Стендап-клуб на Арбате, стендап-шоу на Paramount Comedy, интернет-шоу «Порараз Бирацца».
Шутки
У меня на двери в подъезде висит огромный рекламный плакат «Теннис для всей семьи». И там, на плакате, фотография счастливой семьи царя Николая II, где у всех в руках ракетки. Не понимаю, как вообще царская семья может мотивировать заниматься спортом. Ты смотришь такой и думаешь: «Вау! Всегда хотел, чтобы меня причислили к лику святых! Куплю ракетку!» Это немного странно – завлекать людей на теннис при помощи трагедии прошлого века. Мне кажется, единственное, что можно рекламировать с помощью царской семьи, – это эмиграция. Типа: «А вот они не успели уехать».
Как-то раз во время беспорядков хулиганы перевернули мою машину, так что я просто решил дождаться следующих беспорядков.
7 Виктор Комаров
Кто это?
Виктор Комаров начал выступать со стендапом еще в 2010 году, когда смысл слова «стендап» на самодельных афишках был понятен лишь одному человеку из двадцати пяти. К 2013-му новый для России комедийный жанр окреп настолько, что в телевизоре робко заявил о себе первый сезон программы Stand Up на «ТНТ». Именно тогда ты, скорее всего, и познакомился с Виктором, который до сих пор является постоянным участником этой передачи.
В первых выпусках программы Виктора пытались загнать в узкие рамки амплуа страдальца-оптимиста, или, как значилось в сопроводительном титре, «позитивного неудачника». И хотя самоуничижительные шутки и подтрунивание над собой – обязательный багаж практически любого комика, только избавившись от постоянных историй о жизненных неудачах, Виктор смог найти собственный голос и седьмое место в нашем рейтинге.
Где увидеть
Stand Up на «ТНТ», живьем в твоем городе.
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.
Рейтинг комиксов россии журнал
Главная победа российской комикс-индустрии – ее существование и то, что мы можем теперь с уверенностью говорить, что она есть, хотя всего несколько лет назад об этом не шло и речи. Браво всем издателям, которые рисково бросаются на амбразуру и делают столько всего прекрасного, о чем раньше никто и мечтать не мог. Браво людям, открывающим магазины комиксов и порой теряющим на этом деньги, но продолжающим нести все это в массы. Браво покупателям, которые поддерживают издателей и раскупают тиражи. Победа – наличие тех людей в комикс-индустрии, которые работают, не прекращая, и вкладываются в ее развитие.
Что касается бед, то их много, они разные, все с этим по-разному пытаются справиться. Для меня главным минусом является то, что когда издатель обещает что-то, но не сдерживает обещание, в итоге у него появляется дурная слава, хотя сам он в общем-то мало в чем виноват, и порой от него мало что зависит. И тем не менее – главные похвалы уходят все же тем, кто неукоснительно соблюдает сроки. Второй «бедственный» момент – так называемая «элитарность» многих читателей западных комиксов, которые уткнулись только в западные книжки и не хотят помогать советом или деньгами развивать нашу индустрию, лишь изредка отвлекаясь от чтения западных авторов и бурча «говно» в интернете. По-хорошему нет ничего непреодолимого, и все перечисленные беды со временем сойдут на нет, но пока есть куда развиваться и издателям, и читателям.
Михаил Богданов, генеральный директор издательства «Комильфо»
Главная победа в том, что комиксы стали появляться в обычных книжных магазинах, т.е. комиксы медленно, но все же начинают пользоваться спросом уже у широкой аудитории, а не только среди тех, «кто в теме», как это было несколько лет назад. К комиксам стали относиться лояльно, российскими издателями проделана огромная работа, чтобы снять с комиксов клеймо «книжек с картинками для детей, не любящих читать». Уже практически никому не нужно объяснять, что комиксы бывают разными, что они делятся на жанры, отличаются по направлениям и тому подобное.
Не может не радовать, что за последние пару лет по всей России стали открываться специализированные магазины комиксов, причем даже в городках с очень небольшим населением, и занимаются этим делом зачастую люди увлеченные комиксами, а что может быть лучше, чем работа, которая доставляет удовольствие. Побед на самом деле очень много, индустрия активно развивается, встает на ноги и вокруг нее происходит много значимых событий, каждое из которых можно рассматривать как весомое достижение. О бедах. На мой взгляд, беда индустрии в том, что стало появляться много новых издательств, которые выводят на рынок синглы с плохим переводом, неважной полиграфией и неоправданно завышенной ценой. Молодые амбициозные и самоуверенные издатели покупают права на относительно популярные в США серии комиксов и на скорую руку запускают сделанные на коленке макеты в печать.
Я считаю это проявлением неуважения к читателю. И благодаря им рынок периодики насыщается некачественными изданиями, которые в какой-то мере отпугивают от этого направления многих читателей, и это пагубно сказывается на продаже изданий, которые на самом деле достойны внимания. Это печально. Но со временем произойдет естественный отсев, на рынке останутся только те, кто делает все качественно, с душой и с уважением к своему читателю. Еще одна беда – пиратство. Аниме- и комикс-магазины частенько производят и нелегально торгуют различной атрибутикой по комиксам и сериалам, нарушая права создателей данных персонажей и владельцев франшизы. Хотелось бы, чтобы со временем в нашей стране все перешло в легальное русло. А то репутация у российских предпринимателей в глазах зарубежных партнеров не самая лучшая, возможно, поэтому так сложно порой договориться с ними о сотрудничестве.
Игорь Смирнов, генеральный директор магазина комиксов Bazinga
На мой взгляд, главная беда российской комикс-индустрии заключается в российском менталитете. Большинство жителей нашей страны убеждены в том, что комикс – это такой веселый детский журнал с картинками для лиц не старше 18. К большому сожалению, целевой аудиторией издательств становится именно сегмент 12-16 летних подростков, которые, в своем большинстве, неплатежеспособны и зависят от решения родителей –выделять им деньги на комиксы или нет. Тем не менее, очень приятно, что постепенно увеличивается количество взрослых, которые по-настоящему интересуются комиксами и комикс-культурой в целом. Всегда приятно, когда в наш магазин заходит взрослый человек, который хочет найти что-то себе по вкусу. На мой взгляд, главным катализатором «взросления» аудитории становятся комикс-экранизации, благодаря которым многие узнают о первоисточнике. И именно постепенное «взросление» аудитории и является скромной, но все же победой российской комикс-индустрии. Именно благодаря этому появляются маленькие, но гордые издательства, которые закупают лицензии на интересные работы лучших зарубежных авторов.
Василий Шевченко, владелец магазина комиксов «Чук и Гик»
Главной победой российской комикс-индустрии, очевидно, надо признать то, что она начала создаваться. Главным признаком ее возникновения является все большее количество людей, которые зарабатывают на жизнь комиксами – создателей, издателей и продавцов. Дальше, как видите, уже надо начинать оговаривать, что такое «зарабатывать на жизнь», насколько это получается у создателей комиксов и так далее. И, тем не менее, о чем-то мы все-таки говорим, и это, безусловно, большая победа. Непосредственно «бедой» я бы назвал только закрытие журнальной программы Panini (издавали комиксы Marvel в формате синглов – прим. ред.), но сейчас гораздо большую опасность я вижу в так называемой «политике анонса и лайка», когда реальная работа подменяется обещаниями издателя и похвалами от аудитории, желающей увидеть тот или иной комикс на русском языке. Все, конечно, молодцы, но разговоров и анонсов я все еще вижу гораздо больше, чем результатов.
Артем Габрелянов, главный редактор издательства Bubble
Беда и победа российской комикс-индустрии состоит в одном и том же факте – во внезапном осознании доступности создания/издания комикса. Это как две стороны одной медали. С одной стороны, все резко поняли, что делать комиксы достаточно легко: надо либо купить зарубежную лицензию, либо основать собственную серию – и готово (собственно, отсюда и бум роста различных издательств). С другой – многие люди начинают этим заниматься, не понимая, насколько все легко на старте и неимоверно сложно во время самого процесса изготовления комикса. Здесь и начинаются всевозможные проблемы – от кривой печати и перевода и до задержек обещанных серий.
Дмитрий Яковлев, директор фестиваля рисованных историй «Бумфест» и глава издательства «Бумкнига»
По моему мнению, беда российской комикс-индустрии состоит в том, что у большинства она четко ассоциируется с гик-культурой и минимально включена в контекст современной книжной культуры и литературных процессов. Но отчасти именно это является и победой – увеличение и развитие специализированных магазинов, а также появление отдельной системы дистрибуции.
Евгений Федотов, сценарист издательства Bubble
В русскоязычном пространстве за последнее время появилось немало хороших комиксов от новых и старых авторов, есть стрип-сериалы долгожители.
Пришла мода на комиксы (на героев и на форму повествования «комикс») и надо успеть построить рынок, оттянуть туда деньги и покупателей. Мода пройдет, а структура и люди останутся, это было бы хорошо.
Дмитрий Каменев, администратор магазина комиксов Bizarrebook
Наше «Броуновское сообщество издателей комиксов» невозможно назвать полноценной комикс-индустрией. Самая главная беда – это разрозненность, разобщенность людей, занимающихся изданием комиксов и их реализацией. Прежде всего, хаотичность в выборе самих комиксов и графических романов.
Разве что сложно упрекнуть в этом «Ашет-коллекцию» (раз в две недели в продаже в твердой обложке появляются лучшие сюжеты Marvel самых разных лет – от классических до новейших; всего планируется 60 книг) и те, что выпускает «Азбука». Эта хаотичность напоминает скорее какую-то сезонную моду и вскоре может всем надоесть.
Если же говорить о победах, то главная из них в том, что крупные книжные издатели обратили внимание на этот жанр. Но и они не всегда относятся к переводу комиксов добросовестно.
Анастасия «Phobs» Ким, художница издательства Bubble
Я считаю основной победой то, что отечественные комиксы наконец стали издаваться на регулярной основе.
А основной бедой агрессивное восприятие аудиторией всех начинаний, которые подаются не как «авторские».
Стас Якимов, художник издательства «42»
Победа российской комикс индустрии пока одна – она родилась и она есть. О ней все больше говорят, все больше замечают, все больше людей втягиваются в тему комиксов. Вообще радует, что у большинства авторов и издателей сменился настрой с «Да кому это нужно» на «А почему бы и нет, давай сделаем». Единственный минус этой победы – разного рода критики и обзорщики, которые в погоне за просмотрами и лайками в соцсетях снимают абсолютно трэшовые обзоры, рецензии, мнения и прочее (видео со сравнением DC и Marvel на Comic Con Russia, например). Но я, конечно, надеюсь, что это временно.
Основная беда – некомпетентность некоторых авторов в вопросах сценария, неосведомленность в культуре комиксов вообще и завышенное без весомых причин самомнение некоторых деятелей. Из-за последнего, в частности, они не могут увидеть своих ошибок и не думают о том, как это повлияет на имидж художников, сценаристов или издательств в целом. Помимо этого, происходит навязывание читателям завышенных ожиданий: позиционируя себя как «Большая двойка России», авторы некоторых комиксов, в итоге, попросту не дотягивают до того уровня и до тех «рангов», к которым сами себя причислили. Все это весьма негативно сказывается на отношении к русским комиксам в целом, и всю эту грязь, которую после себя оставили те, кто успел издаться раньше других, в итоге будет очень трудно отмыть.
Кирилл Сухов, главный редактор фэнзина Big Name Fan: Weekly и администратор в магазине комиксов Bizarrebook
Беды и победы – не более чем две стороны одной медали: с одной стороны многие издательства начали издавать кучу как импортных, так и своих комиксов, а с другой – большинство этих издательств не укладываются в сроки, выпускают «сырой» продукт и всячески «плошают».
Александр Волокитин, основатель сайта Comicsboom.net
Наверно к бедам я могу отнести предвзятое мнение о комиксах в целом. Люди смотрят кино, играют в игры, но при этом комиксы для них до сих пор являются некой темой, вокруг которой сосредоточены одни задроты. Подобные стереотипы ломаются очень сложно. Вторая беда состоит в том, что так же думают многие крупные издатели, не желая посмотреть на предмет современным взглядом. Ну и третья – проблема распространения. В крупных городах все не так уж плохо, в то время как периферии остается лишь интернет. Просто дойти до магазина и купить нужный комикс – для многих сегодня несбыточная мечта.
Победы – несомненно, это рост количества издаваемых в нашей стране комиксов. Само по себе это привлекает новых читателей и помогает бороться с двумя бедами, которые я описал выше. Кроме того, нарастающий пиар. Ведь прошел же в России первый Comic Con. И прошел вполне неплохо.
Игорь Кислицын, журналист сайта Сomicsboom.net
Победой, пожалуй, могу считать формирование четырех столпов – «Комильфо», XL Media, «Комикс Арт» (ныне отдел издательства «Азбука, прим. ред) и Bubble. Плюс, как обзорщик, назову хорошую тенденцию предоставления материалов для отзывов.
Беды: несколько неудачных стартов отечественных энтузиастов и общее упадническое состояние отечественного комикса – реет только Bubble, отношение к которому у многих неоднозначное, а прочие лишь мелькают на горизонте.