рейтинг кинопроката в россии
Самые кассовые фильмы российского кинопроката в 2020 году
Подводим финансовые итоги уходящего года. В нашем обзоре – самые кассовые кинокартины 2020-го по данным системы ЕАИС Фонда кино.
Обзор кассовых хитов российского кинопроката 2020 года – по данным Фонда кино (система ЕАИС).
1 место – «Холоп» (3,071 млрд рублей)
Комедия Клима Шипенко сделала, казалось, невозможное – фильму удалось обойти спортивную экшен-драму «Движение вверх», ставшую самым кассовым российским фильмом 2018 года (2,7 млрд рублей). «Холоп» устремился в погоню за «Аватаром» Джеймса Кэмерона, который в далеком 2009-м освоил 3,6 млрд рублей. Догнать рекордсмена, к сожалению, не удалось, но «Холоп» очень элегантно намекнул на то, что голливудскому кино в ближайшие годы все-таки придется потесниться, ведь российские картины становятся все более конкурентоспособными.
2 место – «Лёд 2» (1,5 млрд рублей)
Выход на экраны второй части киносерии «Лед», следуя традиции, был приурочен ко Дню всех влюбленных. Сиквел зрителей не разочаровал, а удивил: авторы кардинально поменяли жанр, при этом сохранив основную «фишку» – музыкальные номера. Будет ли третий «Лед»? Никто не знает. Однако зрители хотели бы увидеть продолжение истории – об этом они рассказывают в социальных сетях.
3 место – «Джентльмены» (1,2 млрд рублей)
Самый кассовый оригинальный фильм Гая Ричи в нашей стране. Сняв «Аладдина» и «Меч Короля Артура», Ричи вернулся к «своему» жанру: «Джентльмены» – яркий представитель криминальной комедии. Главную роль режиссер отдал неподражаемому Мэтью МакКонахи. Картина вышла на экраны еще до пандемии коронавируса – и к моменту ее появления в онлайн-кинотеатрах успела стать настоящим народным хитом.
4 место – «Вторжение» (959,6 млн рублей)
Фантастика мирового уровня от режиссера Федора Бондарчука. «Вторжение» продолжает историю, начатую блокбастером «Притяжение». Фактически этим фильмом Бондарчук создал новую кинематографическую вселенную, в рамках которой уже частично разрушил Москву. Получилось у него это изящно и красиво.
5 место – «Довод» (942,6 млн рублей)
Долгожданный фильм Кристофера Нолана вышел в прокат в сложное время, но даже несмотря на существующие ограничения из-за пандемии коронавируса, заработал в нашей стране почти 950 млн рублей. «Довод» – самый кассовый фильм российского проката в посткарантинный период. Если бы коронавируса не было, он мог бы рассчитывать на гораздо большую сумму.
6 место – «Соник в кино» (637,2 млн рублей)
Экранизация серии популярных видеоигр японской корпорации Sega. Фильм, ориентированный на семейную аудиторию, мог бы вовсе «не взлететь», если бы студия Paramount в 2019 году не прислушалась к зрителям. Все дело в том, что первоначальный вариант дизайна ежика Соника публике не понравился – первый трейлер вызвал волну негодования в Сети. Второй ролик увидел свет через несколько месяцев: стало ясно, что это потенциальный хит. Дети остались в восторге от увиденного, а Paramount, обрадованная финальными сборами «Соника», запустила в работу сиквел.
7 место – «Плохие парни навсегда» (613,8 млн рублей)
Четвертая часть голливудской киносерии зрителей, конечно, обрадовала, однако фильм получился слабее своих предшественников. Уилл Смит и Мартин Лоуренс все еще держат марку, чего не скажешь о сценаристах. К счастью Sony Pictures, собранных денег оказалось достаточно, чтобы дать зеленый свет продолжению.
8 место – «Союз спасения» (570,7 млн рублей)
Российская историческая драма, посвященная истории декабристов. Действительно, в отечественном кинематографе эта тема практически не использовалась – авторам «Союза спасения» пришлось ступить на тонкий лед. К сожалению, в формате полнометражного фильма зрители историю не оценили, а вот сериал, премьера которого состоялась позднее, напротив, понравился (как пишут в социальных сетях, телевизионная версия получилась более подробной и обстоятельной).
9 место – «Удивительное путешествие доктора Дулиттла» (557 млн рублей)
10 место – «Непосредственно Каха» (543,6 млн рублей)
В последний вагон уходящего поезда заскочила российская комедия «Непосредственно Каха», освоившая всего за месяц 543,6 млн рублей. В основу фильма положен одноименный популярный веб-сериал. Зрители, обделенные в этом году громкими новинками, истосковались по легким комедиям, поэтому многие делали выбор в пользу хулиганского «Кахи» – и, судя по отзывам, оставались довольны увиденным.
От «Экипажа» до «Холопа»: 10 самых кассовых российских фильмов за всю историю
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Экипаж», 2016 год, режиссёр Николай Лебедев
Кассовые сборы: 1 504 миллиона рублей
Несмотря на довольно противоречивые отзывы как критиков, так и зрителей о фильме, «Экипаж» посмотрели больше 500 миллионов человек. У картины, несомненно, есть свои недостатки, но при этом хватает и достоинств. А если брать в целом, то режиссёру удалось создать масштабное зрелище, в основу которого легла серьёзная работа всей съёмочной группы. А вот масса отрицательных отзывов появилась, скорее всего, лишь потому, что новый «Экипаж» не совсем похож на культовый фильм Александра Митты с таким же названием.
«Лёд», 2017 год, режиссёр Олег Трофим
Кассовые сборы: 1 502 миллиона рублей
Одни называют «Лёд» сплошным фарсом, другие – гимном во славу силы духа и спортивного азарта. Наверняка, у каждого из шести миллионов человек, посмотревших фильм, есть своё мнение по этому поводу. Но картина однозначно заслуживает внимания зрителей хотя бы потому, что может помочь каждому поверить в себя и сделать то, что ещё вчера казалось недостижимым.
«Лёд-2», 2020 год, режиссёр Жора Крыжовников
Кассовые сборы: 1 544 миллиона рублей
«Викинг», 2016 год, режиссёр Андрей Кравчук
Кассовые сборы: 1 534 миллиона рублей
Картина вышла довольно противоречивой и неоднозначной. Сразу после премьеры многие критики отмечали, что создателям «Викинга» пришлось находить баланс между не слишком положительным главным героем князем Владимиром и невозможностью очернять того, кто привел Русь к крещению.
«Сталинград», 2013 год, режиссёр Фёдор Бондарчук
Кассовые сборы: 1 670 миллионов рублей
«Последний богатырь», 2017 год, режиссёр Дмитрий Дьяченко
Кассовые сборы: 1 731 миллион рублей
Современную русскую сказку с весьма типичными героями и нетипичным сюжетом посмотрели почти 7,5 миллиона человек. При этом мнения зрителей снова разделились: одни не увидели в фильме ничего выдающегося, другие остались в полном восторге от сюжета, режиссуры и актёрской игры. В «Последнем богатыре» есть весёлые шутки и яркие краски, очень колоритные герои и потрясающие пейзажи. Всё то, что позволяет фильму понравиться и взрослым, и детям.
«Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел», 2018 год, режиссёр Илья Куликов
Кассовые сборы: 1 762 миллиона рублей
Наверняка, многие из шести с лишним миллионов зрителей, отправляясь в кинотеатр на просмотр нового фильма Ильи Куликова, надеялись увидеть новогоднюю комедию, которая могла бы по силе эмоций сравниться с культовыми новогодними фильмами советской эпохи. Но этот фильм не похож ни на один из них. Это не значит, что он плох, у картины своя атмосфера, свои герои и свой, иногда весьма неожиданный сюжет.
«Т-34», 2018 год, режиссёр Алексей Сидоров
Кассовые сборы: 2 273 миллиона рублей
Весьма атмосферный и очень неоднозначный фильм. Один из тех, что вызывают множество споров и дискуссий среди критиков и простых зрителей. Впрочем, у этой картины действительно равное количество как плюсов, так и минусов, а посмотреть его стоит хотя бы уже для того, чтобы составить о нём собственное мнение.
«Движение вверх», 2017 год, режиссёр Антон Мегердичев
Кассовые сборы: 3 043 миллиона рублей
Спортивная драма о силе духа и о способности одного мгновения изменить если не ход истории, то расположение сил на спортивной площадке. Наверняка, у картины Антона Мегердичева хватает недостатков, но о его достоинствах говорит один только факт. Очень часто зрители в кинотеатрах вставали и аплодировали экранным героям, как когда-то болельщики аплодировали баскетбольной сборной СССР, завоевавшей «золото» на Олимпиаде в 1972 году.
«Холоп», 2019 год, режиссёр Клим Шипенко
Кассовые сборы: 3 071 миллион рублей
Во многом успех картины Клима Шипенко кроется в том искромётном юморе, который переполняет фильм, в прекрасной актёрской игре и совершенно невероятных пейзажах. Это лёгкая романтическая комедия, без налёта пошлости и нравоучений.
Студенты киноведческих специальностей, несомненно, должны знать историю кино и быть знакомы с лучшими фильмами всех времён. Гарвардский университет для своих студентов, претендующих на получение кандидатской степени в области киноведения, рекомендовал к обязательному просмотру 725 фильмов разных жанров и направлений, среди которых есть и наши отечественные ленты.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Итоги кинопроката в 2020 году: от успешного января через локдаун к печальному декабрю
Целые индустрии стали жертвами пандемии коронавируса, среди них оказался и кинопрокат. Точные потери еще только предстоит оценить, но уже сейчас известно, что, по предварительным данным, только сборы кинотеатров сократились примерно на 70% (на 30 млрд долларов в абсолютных цифрах) год к году. К году, когда был установлен исторический рекорд: кинотеатры во всем мире заработали 42,5 млрд долларов. На этот раз все было совсем иначе.
Хронология кинопроката в 2020 году
Январь в России прошел при доминировании комедии «Холоп», которая в итоге заработала 2,7 млрд рублей и стала самым кассовым российским фильмом в истории, обойдя «Движение вверх». В мировом прокате в это время гремел фильм «Плохие парни навсегда», который оказался не просто неплохим боевиком, но полноценным перезапуском давно, казалось, заглохшей франшизы. Мало кто мог тогда представить, что возвращение Уилла Смита и Мартина Лоренса, собрав 426 млн долларов, останется в числе лидеров проката по итогам года. Уже тогда с пугающей частотой появлялись новости о вспышке коронавирусной инфекции в Китае, где, в итоге, кинотеатры были закрыты уже в начале года.
Кассу февраля в России сделали, по сути, два фильма: отечественная мелодрама «Лед-2» и «Джентльмены» Гая Ричи. Последний фильм был настолько тепло принят российскими зрителями, что стал самым кассовым проектом Ричи в российском прокате. Также достойно как в России, так и в мире выступили «Соник в кино» и «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн».
Уже в марте ситуация с распространением вируса приняла глобальный масштаб, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о пандемии коронавируса. Одна за одной страны объявляли локдауны, с 23 марта в России прекратили работать кинотеатры, концертные площадки, театры и другие общественные пространства. Тогда же последовали первые громкие переносы премьер: раньше других на полгода был отложен 25-й фильм о Джеймсе Бонде «Не время умирать» (осенью MGM вновь перенесла премьеру, на этот раз на 1 апреля 2021 года), после этого кинокомпании было не остановить. Вот лишь малая часть релизов, которые стояли в графике премьер на 2020 год, переносились по несколько раз, но так и не вышли в российский прокат по тем или иным причинам: «Черная Вдова», «Тихое место-2», «Форсаж-9», «Чудо-женщина: 1984», «Дюна», «Душа», «Пила: Спираль», «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан», «Топ Ган: Мэверик».
Российские кинотеатры были закрыты более четырех месяцев и открылись с 50-процентными ограничениями посещаемости лишь в августе. В период локдауна внимание зрителей переключилось на стриминговые сервисы, которые оперативно предложили пользователям бесплатные подписки. Некоторые премьеры фильмов вместо кинотеатров были перенесены в онлайн (как в России, так и в мире), самый громкий и успешный пример у нас — «Спутник» Егора Абраменко, который сразу полюбился отечественным зрителям, а осенью неождианно вошел в лидеры жанрового чарта iTunes. В конце весны российские прокатчики и кинотеатры попробовали запустить формат автокинотеатров в разных городах, показывая по большей части хиты начала года или прошлых лет, но существенного влияния на близкие к нулю сборы это не принесло.
В середине июля российские власти объявили, что кинотеатры смогут возобновить работу с 1 августа при ограниченной 50% заполняемости залов. Тогда же стало известно, что первые громкие премьеры после локдауна состоятся в начале сентября: на эти даты были утверждены «Довод» Кристофера Нолана, диснеевская «Мулан» и даже «Новые мутанты». Если первые два фильма по большей части оправдали ожидания прокатчиков, заработав в России 942,5 млн и почти 400 млн рублей соответственно, то «Новые мутанты» провалились даже в условиях отсутствия в прокате почти всех блокбастеров, собрав 82 млн рублей.
Важно отметить решение Disney выпустить «Мулан» в гибридном формате: в условиях закрытия большей части кинотеатров в Северной Америке фильм вышел сразу на стриминговом сервисе Disney+ в тех странах, где он доступен, и в традиционных кинотеатрах, где стриминг не работает. Например, в России и Китае. Чуть позже эту схему дистрибьюции в несколько измененном виде анонсирует Warner Bros. для всех своих премьер в 2021 году.
Оставшаяся часть года прошла по похожему сценарию. С началом второй волны эпидемии заполняемость российских кинотеатров сократили с 50 до 25%, но график релизов оставался стабильным (стабильно пресным), как и бокс-офис (слабым). Крупнейшие сборы после снятия локдауна в России показали «Довод», «Непосредственно Каха» (543 млн рублей) и «Мулан».
Еще один итог, последствия которого еще только предстоит осознать, — то самое решение Warner Bros. выпустить все свои громкие релизы 2021 года в гибридном формате: одновременно на стриминговом сервисе HBO Max и в обычных кинотеатрах. Первой ласточкой на рождественских праздниках стала «Чудо-женщина: 1984» (в российских кинотеатрах — c 7 января), далее в списке значатся «Дюна» Дени Вильнева, «Матрица-4» Ланы Вачовски, экранизация бродвейского мюзикла «На высоте мечты», «Множественные святые из Ньюарка» (приквел «Клана Сопрано»), «Отряд самоубийц-2» Джеймса Ганна, триллер «Мелочи» с Дензелом Вашингтоном, новые «Том и Джерри», «Смертельная битва» и «Космический джем», «Годзилла против Конга», «Воспоминание» и другие картины.
Корпорация Disney тоже не осталась в стороне и поделилась планами сразу на несколько лет вперед. Студия объявила, что продолжит выпускать фильмы в кинотеатральный прокат, однако все больше проектов будут создаваться именно для выхода на Disney+ и других стримингах компании.
Лидеры российского и мирового проката 2020 года
Самые кассовые фильмы российского проката :
Для сравнения отметим, что по итогам 2019 года сразу три фильма преодолели отметку в 2 млрд рублей в российском прокате: «Король лев», «Мстители: Финал» и «Т-34». Еще 11 релизов собрали более миллиарда рублей: от продолжения «Малефисенты» и «Джокера» до «Форсажа: Хоббс и Шоу» и «Оно-2».
Самые кассовые фильмы мирового проката :
Этот рейтинг еще нагляднее демонстрирует масштаб катастрофы, которая постигла кинорынок. Как мы видим, ни один релиз не собрал в прокате даже полумиллиарда долларов. Совсем иначе обстояли дела в 2019-м, когда только блокбастер «Мстители: Финал» заработал почти 2,8 млрд долларов, установил исторический рекорд и стал самым кассовым фильмом в истории кино, обогнав «Аватара». Еще восемь картин в прошлом году преодолели рубеж в миллиард долларов: от «Короля льва» и «Холодного сердца-2» до «Аладдина».
Итоги кинопроката в 2020 году
В 2020 году совокупные кассовые сборы кинопроката Российской Федерации составили 22,8 млрд рублей, из которых 10,7 млрд рублей (46,9%) собраны от продажи билетов на сеансы российского кино.
В кинотеатрах страны, приостановленных на срок от 4 до 9 месяцев 2020, было продано 88,7 млн билетов, из которых 68,6% в первые три месяца 2020 года.
Объем рынка кинопроката сократился на 58,8% по кассовым сборам (в рублевом выражении – на 32,6 млрд рублей) и 59,6% по количеству проданных билетов.
По состоянию на конец года кинопоказ осуществлял 1914 цифровых кинотеатров, что на 8,7% ниже, чем на аналогичный период 2019 года (на 31.12.2019 осуществляли кинопоказ 2096 кинотеатров).
Сокращение рынка обусловлено приостановкой деятельности кинотеатров на срок от 4 до 9 месяцев, ограничениями заполняемости залов в связи с мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, а также переносом ряда крупных зарубежных премьер на 2021 год. Темп снижения кассовых сборов удалось сдержать благодаря российскому кино, позволившему в значительной степени компенсировать отсутствие больших зарубежных премьер в период возобновления кинопоказа.
Сборы зарубежных фильмов в 2020 году составили только 12,1 млрд рублей, было продано 46,2 млн билетов, что ниже результатов проката зарубежных фильмов за 2019 год на 71,9% и 72,6% соответственно.
Динамика показателей кинопроката за календарный год, 2019-2020гг
Кассовые сборы, млрд руб.
Количество проданных билетов, млн
Названы самые кассовые фильмы 2020 года в России
Названа десятка самых кассовых фильмов 2020 года. Фото: Владимир Мартьянов.
Фонд кино назвал десятку самых кассовых фильмов 2020 года. Лидером проката стала картина «Холоп».
Комедия была выпущена в прокат в конце 2019 года, но основная часть кассовых сборов пришлась на 2020 год (2,696 млрд из 3,072 млрд рублей). Фильм посмотрели 10,2 млн зрителей.
Тройку лидеров замкнула картина Гая Ричи «Джентльмены». Показывать её в кинотеатрах страны начали 13 февраля. Кассовые сборы достигли 1,224 млрд рублей. Фильм посмотрели 4 млн человек.
Также в топ-10 вошли:
Среди российских кинолент в числе лидеров проката, кроме уже названных фильмов, оказались «(Не)идеальный мужчина» (521 млн рублей, 2,2 млн зрителей), «Отель «Белград» (437 млн рублей, 1,7 млн зрителей), «Иван Царевич и Серый Волк 4» (389 млн рублей, 1,7 млн зрителей), «Стрельцов» (355 млн рублей, 1,4 млн зрителей) и «Серебряные коньки» (273 млн рублей, 1 млн зрителей).
Добавим, в 2020 году совокупные кассовые сборы кинопроката в России составили 22,8 млрд рублей (10,7 млрд из них собраны от продажи билетов на российское кино). За год жители страны посетили 88,7 млн сеансов в кино. Объём рынка кинопроката сократился на 58,8% по кассовым сборам и на 59,6% по количеству проданных билетов. Это связано с приостановкой деятельности кинотеатров на несколько месяцев и ограничениями заполняемости залов в связи с антиковидными мерами.
О самых кассовых фильмах 2019 года можно прочитать здесь.