рейтинг качества человеческого капитала
Население РФ подорожало собой
Всемирный банк обновил рейтинг стран по индексу человеческого капитала
Всемирный банк оценил индекс человеческого капитала в России в 68%, определив страну на 41-е место среди 174 стран мира. Ее соседями в рейтинге стали Люксембург, Венгрия, Сербия и Арабские Эмираты. Среднемировой показатель составляет 56%, индекс для стран с низкими доходами равен 37%, с высокими — 70%. В то же время РФ оказалась в десятке стран, где человеческий капитал быстрее всего рос в последнее десятилетие — обеспечила это в основном образовательная система (за счет доступности всеобщего среднего и дошкольного образования), а также рост показателей здоровья детей и взрослых, среднемировых оценок пока, впрочем, не достигших.
Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ / купить фото
Индекс человеческого капитала (ИЧК) в России составляет 68%, что позволило стране оказаться на 41-м месте в одноименном рейтинге Всемирного банка. Напомним, индекс измеряет человеческий капитал, которым ребенок, рожденный сегодня, может обладать к совершеннолетию, на основе анализа пяти индикаторов. В их числе — вероятность выживания до пяти лет, ожидаемая продолжительность обучения детей в школе, оценки по единому экзамену как показатель качества обучения, выживаемость взрослого населения (доля доживших до 60 лет из числа достигших 15-летнего возраста) и процент детей, не имеющих задержек в развитии. По сравнению с версией 2018 года, в ИЧК 2020 вошло на 17 стран больше (174), что позволило ему аккумулировать данные о 98% населения Земли.
Как отмечают авторы доклада, поскольку данные для расчета индекса собирались до марта 2020 года, он отражает уровень человеческого капитала до начала пандемии коронавируса — а она могла привести к его снижению.
Тогда глобальный индекс был равен 56%, индекс для стран с низким доходом — 37%, с высоким — 70%. Впрочем, как говорится в докладе, корреляция между индексом и ВВП на душу населения существует, но человеческий капитал не всегда напрямую сопоставим с экономическим развитием. Например, такие страны, как Бурунди, Эстония, Киргизия, Узбекистан и Вьетнам имеют результаты выше, чем можно было бы прогнозировать на основе их ВВП на душу населения. Основной вклад в различие между странами с низким и высоким уровнем дохода вносят вариации в количестве и качестве школьного образования. Если разница между этими группами стран составляет 33 процентных пункта, то на образование приходится 25 из них. Еще одно различие, заметное на глобальном уровне,— между мальчиками и девочками. Индекс капитала последних выше на 1,06% — в основном также из-за более высокого уровня образования.
На первых местах рейтинга находятся Сингапур (88%), Гонконг (81%) и Япония (80%). Также в первую десятку входят Южная Корея, Канада, Финляндия, Швеция и Макао (по 80%), Ирландия и Нидерланды (79%). На последних местах рейтинга — Центральноафриканская республика (29%), Чад (30%) и Южный Судан (31%). Россия находится в верхней четверти рейтинга наравне с такими странами, как Люксембург (69%), Венгрия, Сербия (по 68%), и Арабскими Эмиратами (67%).
Результат РФ соответствует среднему показателю по странам региона Европы и Центральной Азии и является третьим показателем в мире среди стран с аналогичным уровнем доходов.
Как отмечают аналитики Всемирного банка, в то же время Россия оказалась в десятке стран, где темпы прироста человеческого капитала оказались наивысшими за период с 2010 года. Помимо нее туда входят Макао, Албания, Кот-д’Ивуар и Азербайджан. Показатель РФ за 10 лет вырос на 6 процентных пунктов, с 62% до 68% — в основном из-за улучшения показателей здоровья детей и взрослых, а также высоких оценок системы общего среднего образования (превышают их для многих стран с более высоким уровнем дохода). Впрочем, в абсолютных цифрах показатели здоровья в РФ по-прежнему хуже, чем средние по миру.
Россия сползла по лестнице инноваций
Россия потеряла еще одну позицию в рейтинге «Глобальный инновационный индекс», подсчитываемом Корнелльским университетом, бизнес-школой INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO), опустившись с 46-го на 47-е место. Несмотря на традиционно высокие показатели по качеству рабочей силы, по доле расходов на образование РФ заняла лишь 82-е место, а при высоком числе регистрируемых патентов по объему венчурных инвестиций оказалась в шестом десятке. Впрочем, самыми низкими остаются показатели, измеряющие верховенство закона и качество регулирования.
Рейтинг и показатели индекса человеческого развития стран мира
Друзья, приветствую вас на проекте Тюлягин! В сегодняшней статье пойдет речь об индексе человеческого развития и рейтинге по данному показателю для стран мира. Я подробно и просто расскажу что такое индекс человеческого развития (ИЧР), для чего он нужен и как рассчитывается. Кроме этого вы узнаете топ 10 стран по индексу человеческого развития. В заключении мы рассмотрим индекс человеческого развития в России.
Содержание статьи:
Что такое Индекс Человеческого Развития
Индекс человеческого развития — это комплексный показатель, который характеризует развитие людей в странах мира. Данный показатель рассчитывается Организацией Объединенных Наций (ООН) и независимыми экспертами. Показатель ИЧР используется для изучения социальных процессов в рамках ежегодных исследованиях о развитии человека с 1990 года. До 2013 года можно было также встретить другую аббревиатуру индекса — ИРЧП, которая расшифровывается как индекс развития человеческого потенциала.
Изначально индекс был разработан пакистанским экономистом Махбубом уль Хаком. После 2010 года для индекса человеческого развития была добавлена поправка на неравенство и разработан отдельный индекс который учитывает неравенство людей в образовании, доходах в странах мира. Также отдельно были исследованы индексы гендерного неравенства (неравенства прав мужчин и женщин) в странах мира.
Показатель ИЧР часто формулируется с позиции, могут ли люди «быть тем кем захотят» и «делать то чего они желают» в своей жизни. Другими словами индекс человеческого развития показывает насколько люди могут быть сытыми, здоровыми, образованными в той или иной стране мира, могут ли принимать участие в общественных началах, голосовать и т.д.. Нередко показатель ИЧР путают с уровнем жизни.
Несмотря на все плюсы рейтинга, у него есть и ряд критиков. Которые указывают на то, что индексу человеческого развития не хватает учета ряда дополнительных показателей, например, уровень преступности, качество товаров и услуг, уровень выбросов в атмосферу, чистое благосостояние на душу населения и другие.
Показатели ИЧР. Как рассчитывается индекс человеческого развития.
Как я уже сказал индекс человеческого развития это интегральный показатель, который включает в себя ряд других. Начиная с 2010 года ИЧР рассчитывается на основе:
Соответственно чем выше у страны показатели продолжительности жизни, образованность и доход на человека, тем выше будет ее индекс человеческого развития.
Если быть более точным, то ИЧР рассчитывается как среднее геометрическое трех индексов (индекс дохода, образования и продолжительности жизни). На выходе мы получим индекс в пределах от 0 до 1. Чем ближе значение к 1, тем выше индекс человеческого развития в стране. Исходя из полученного значения, эксперты ООН делят все страны мира на 4 группы:
Индекс Человеческого Развития с учетом неравенства
Несмотря на то, что показатель ИЧР является полезным для отображения уровня человеческого развития в странах мира. Начиная с 2010 года ООН отдельно рассчитывает индекс человеческого развития с поправкой на неравенство людей в стране. Таким образом, ООН объявило, что стандартный показатель ИЧР — это показатель отражающий потенциал человеческого развития, то есть максимально возможный индекс, которого можно достичь в конкретной стране, если бы в ней не было бы неравенства.
Что касается ИЧР с учетом неравенства, то он характеризует «среднего» человека в стране, с учетом неравенства в здравоохранении, образовании и доходах. В зависимости от уровня неравенства в стране, показатель ИЧР с учетом неравенства может отличаться от основного ИЧР до 40%. Важно отметить, индекс человеческого развития с учетом неравенства рассчитывается не для всех стран, а только для тех у которых есть объективные данные по неравенству. На 2020 год это 151 страна из 189 исследуемых ООН.
Рейтинг стран мира по индексу человеческого развития
В представленной ниже таблице вы можете ознакомится с рейтингом стран мира по индексу человеческого развития на 2020 год. Помимо основного ИЧР я указал также ИЧР с учетом неравенства в странах и разницу между двумя показателями. Чем выше разница — тем больше неравенство. Лидером на 2020 год по ИЧР является Норвегия. Это бессменный лидер начиная с 2009 года, также Норвегия занимала первое место в 2001-2006 годах. Помимо Норвегии лидерами по ИЧР в другие года, начиная с 1990, были: Исландия (2007,2008), Канада (1990,1992,1994-2000) и Япония (1991,1993).
Топ 10 стран по индексу человеческого развития на 2020 год выглядят следующим образом:
С полным списком стран мира по индексу человеческого развития вы можете ознакомится в таблице ниже:
Индекс человеческого развития России. Динамика и субъекты
По состоянию на 2019-2020 года ИЧР России составляет 0.824, что соответствует группе стран с очень высоким индексом человеческого развития. Однако Россия далеко не всегда находится в этой группе, так вы можете проследить динамику изменения индекса человеческого развития в России с 1991 года на графике выше.
Рейтинг субъектов РФ по индексу человеческого развития
Что касается субъектов РФ, то согласно исследованию Высшей Школы Экономики на 2016 год (более поздние данные к сожалению недоступны), лидерами по ИЧР являются Москва, Санкт-Петербург и ХМАО. ИЧР Москвы по своему значению практически соответствует ИЧР Норвегии — лидеру среди стран мира. Единственным регионом, где ИЧР меньше 0.800 — это Республика Тыва. Полный список субъектов РФ с рейтингом на 2016 год доступен ниже в таблице.
А на этом сегодня все про индекс человеческого развития! Надеюсь статья вам понравилась и была интересна. Успехов друзья, и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Россия уступила Прибалтике по качеству человеческого капитала
Доступные знания
Всемирный экономический форум совместно с Mercer представил в среду «Отчет о человеческом капитале 2015». Россия по развитию человеческого капитала оказалась на 26-м месте из 124 стран, обогнав всех остальных членов группы БРИКС, но уступив странам Прибалтики.
Рейтинг измеряет возможности для развития человеческого капитала в различных возрастных группах, включая доступность и качество образования и возможностей для повышения квалификаций; занятость или, другими словами, вовлеченность в экономику, а также навыки и компетенции.
Человеческий капитал остается одним из ключевых конкурентных преимуществ России, говорит партнер Strategy Partners Group и координатор программы ВЭФ по оценке конкурентоспособности стран в России Алексей Праздничных.
Сильные позиции страны во много связаны с доступностью системы образования на всех уровнях: от начального школьного до высшего образования. Практически по всем показателям, характеризующим доступность образования, Россия занимает высокие места, например первое место по доступности начального образования.
Слабые стороны России связаны с демографическими факторами, то есть относительно низкой долей населения в трудоспособном возрасте (82-е место), относительно высоким уровнем безработицы (52-е место), ограниченными возможностями для развития на рабочем месте (79-е место). Также к слабым сторонам относится качество системы образования (73-е место) и здоровье населения (81-е место).
Два года назад ВЭФ уже представлял подобный рейтинг, тогда Россия оказалась на 51-м месте по уровню развития человеческого капитала. Столь резкие изменения Праздничных объясняет серьезным изменением методологии исследования — больший вес стал даваться показателю доступности образования. «С методологической точки зрения фокус на доступность образования, возможно, несколько преувеличен», — рассуждает Праздничных.
Бесполезная наука
Для сохранения и развития человеческого капитала, по словам Праздничных, нужно не только обеспечивать доступность образования для широких слоев населения, но и все более активно создавать условия для самореализации — сделать фокус на качественных рабочих местах, последовательном повышении качества системы образования, особенно среднего и высшего профессионального, а также развивать систему здравоохранения.
На низкое качество российского образования указывал президент Сбербанка Герман Греф (Сбербанк занял первое место в составленном РБК рейтинге российских компаний, которые больше других озабочены образованием сотрудников). Россия по качеству человеческого капитала стоит выше Европы, но это конкурентное преимущество мы быстро теряем, заявил Греф, выступая на Апрельской экономической конференции ВШЭ.
Сегодня качеством образования недовольны все: и ученики, и учителя, и работодатели, 60% которых считают квалификацию сотрудников критически недостаточной, жаловался Греф. При этом в России самый высокий процент людей с высшим образованием — 53,5%. В 2000–2013 годах госрасходы на высшее образование выросли в 21 раз. Однако российские университеты до сих пор не входят в топ-100 в мире по основным глобальным рейтингам.
Улучшить систему образования можно за шесть лет, считает Греф. Для этого, в частности, нужно обновлять вузы от «закрытых систем», которые он отнес к первому поколению, до университетов третьего поколения. Их ключевая роль в обществе не защита истины (институты первого поколения) или открытие законов природы (второе поколение), а создание ценности.
Непроизводительные студенты
«Есть такая пословица: если 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе, то диплом превращается в справку, что ты не дурак», — рассуждает директор программы Executive MBA ВШКУ РАНХиГС Илья Томорадзе. По его словам, нужно думать не только о доступности образования, но и о том, как впоследствии оно трансформируется в производство добавочной стоимости.
А с этим в России проблемы. Если индекс человеческого капитала для России сильно выше, чем, например, у Бразилии (78-е место, по оценке ВЭФ) и тем более Индии (100-е место), то по уровню конкурентоспособности экономик две страны находятся примерно на одном уровне. Разница нивелируется в том числе низкой производительностью труда.
Один из майских указов Путина, подписанный в 2012 году, содержал поручение правительству принять меры для увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года. Пока эта задача не выполняется, хотя она сохраняется в проекте основных направлений деятельности кабинета министров.
«Самый эффективный способ поддержать рост производительности труда — структурные реформы, которые пока что ожидают попадания в список приоритетных задач кабинета министров», — говорится в комментарии аналитиков Deutsche Bank, выпущенном на следующий день после выступления президента. По их мнению, снижение производительности отчасти связано со снижением спроса на российские товары вследствие внешних шоков, таких как санкции и падение цен на нефть.
Всемирный банк отвел России 100 лет на развитие человеческого капитала
Почти половину всего совокупного богатства России составляет человеческий капитал — 46%. Такие данные приводит Всемирный банк в специальном докладе «Насколько богата Россия?». Хотя это относительно много для сырьевой державы, до среднего показателя развитых стран в 70% еще очень далеко. Чтобы догнать развитые экономики по этому показателю, стране потребуется от 50 до 100 лет, подсчитали аналитики.
Структура совокупного богатства России по данным за 2017 год в оценке Всемирного банка выглядит так:
Доля человеческого капитала в богатстве страны намного меньше, чем в среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — 70%. Произведенный капитал в этих государствах в среднем составляет 28% совокупного богатства, природный — лишь 3%, чистые иностранные активы — минус 1%.
100 лет догоняющего развития
«При нынешних темпах, для того чтобы догнать другие страны, России потребуется почти 100 лет», — отмечается в докладе. Если ежегодный прирост человеческого капитала достигнет среднего темпа 2000–2017 годов, потребуется около 50 лет.
Возможно, в оценках Всемирного банка вклад человеческого капитала несколько занижен, уточнил РБК главный экономист Всемирного банка по России Апурва Санги. «Но все равно почти 50% — это относительно много, для меня такая оценка стала сюрпризом», — отметил он. Всемирный банк оценивал человеческий капитал как дисконтированное значение заработка российского населения в течение человеческой жизни.
Также, по его словам, точно недооценен вклад природных ресурсов, поскольку рассчитать все природные богатства для такой огромной страны, как Россия, проблематично.
По мнению директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, оценка Всемирного банка относительно доли человеческого капитала близка к истине. «Судя по уровню производительности труда, а в нем выражается качество человеческих ресурсов, мы явно сейчас отстаем. На производительность труда влияют несколько факторов: капитал, труд, энергия, материалы, — но именно труд является решающим», — сказал он РБК.
Что рекомендует Всемирный банк
В России целесообразно проводить политику, последовательно направленную на увеличение доли человеческого капитала в структуре национального богатства и на повышение отдачи от накопленного человеческого капитала, пишут экономисты Всемирного банка.
В частности, они рекомендуют:
Экономисты Всемирного банка называют удивительным то, что доля человеческого капитала в совокупном богатстве России значительно ниже, чем в странах ОЭСР, «поскольку показатели образования в России, по-видимому, находятся на одном уровне и даже лучше, чем показатели ОЭСР в некоторых областях». Например, доля рабочей силы с высшим образованием в России выше, чем в ОЭСР, а качество образования, измеряемое с помощью стандартных тестов, соответствует уровню ОЭСР. Кроме того, российские женщины «давно опередили мужчин в доступе к университетскому образованию», отмечается в докладе.
Николаев отмечает, что помимо вложений в образование и здравоохранение важно создавать «нормальную конкурентную экономику на всех уровнях, чтобы была должная мотивация, работали социальные лифты». «Это будет мотивировать людей приобретать новые знания, навыки, осваивать технологии и, соответственно, быть более конкурентоспособными», — пояснил он.
На недостаточные расходы государства на развитие человеческого капитала указывали в своих заключениях на проект бюджета на 2020–2022 годы экономисты из ВШЭ, РАНХиГС, Института экономической политики им. Гайдара и Финансового университета при правительстве. В частности, доля расходов бюджетной системы на образование сократится с 3,8% ВВП в 2020 году до 3,6% в 2022-м, а расходы на здравоохранение по отношению к ВВП составят 3,6% в 2020 году и 3,4% — в 2022-м.
Нефть, газ и недвижимость
В структуре природного капитала России доминируют нефть (43%) и газ (23%). Вообще невозобновляемые ресурсы являются наиболее ценными, указывает Всемирный банк. Согласно его оценкам, на долю нефти приходится богатство в 764 тыс. руб. на душу населения. В целом невозобновляемые ресурсы, включая нефть, природный газ, уголь и минерально-сырьевые запасы, составляют около 75% общего объема природного капитала России.
Объем природного капитала на душу населения в России (около 1,75 млн руб.) в два раза выше среднего показателя стран ОЭСР, но ниже среднего показателя других стран — экспортеров сырья.
Произведенный капитал из расчета на душу населения оценивается примерно в 3 млн руб. На здания и сооружения в структуре произведенного капитала приходится около 80%, около 12% — на станки и оборудование, около 4% — на транспорт.
Истощение природных ресурсов ставит перед Россией и другими сырьевыми странами уникальную задачу — преобразование истощаемого ресурса (нефти) в активы, способные создавать доход и рабочие места, когда нефть закончится, отмечает Всемирный банк. Нефтяная рента обеспечивает большой объем доходов для финансирования развития и перехода страны к более динамичному росту, однако это работает только при наличии надлежащих институтов и системы государственного управления, подчеркивается в докладе.
Всемирный банк при работе над этим докладом взял за основу свой прошлогодний глобальный доклад о национальных богатствах, в котором исследование заканчивается на 2014 году, и продлил данные по России до 2017 года, сообщил Санги. Экономисты опирались на данные Росстата и другие источники.
Оценка человеческого капитала на основе глобальных экономических рейтингов
Рубрика: 13. Экономика труда
Дата публикации: 28.02.2018
Статья просмотрена: 986 раз
Библиографическое описание:
Шумейко, А. А. Оценка человеческого капитала на основе глобальных экономических рейтингов / А. А. Шумейко. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/294/13811/ (дата обращения: 16.10.2021).
В данной статье представлен комплексный подход анализа человеческого капитала на макроуровне. Методика позволяет выявить позиции государства в мировой экономической системе по отдельным показателям, характеризующим уровень развития человеческого капитала.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, человеческий капитал, рейтинг, инновации.
Одним из направлений социально-экономического развития государств постсоветского пространства выбрано построение экономики, основанной на знаниях, что предполагает создание условий для превращения их научно-технического потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Динамика информационных трансформаций существенно меняет основы стратификации общества — владение собственностью уступает владению информацией, а классовая структура заменяется статусной иерархией.
В модели постиндустриального общества функции экономической элиты переходят к интеллектуалам и профессионалам, которые имеют высокий уровень образования, компетентность, знания, владеют современными технологиями.
Именно поэтому актуальным направлением исследований является изучение подходов к управлению человеческим капиталом как фактором роста в условиях инновационной экономики, который способен обеспечить реализацию задач, стоящих на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Исследовав классические и современные подходы авторов к сущности понятия «человеческий капитал» [2], авторы придерживаются модифицированного определения Васильева: человеческий капитал — знания и навыки, накопленные человеком в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности и влияющие на возможность его трудоустройства и уровень получаемой зарплаты. Согласно Всемирному Экономическому Форуму (WEF), человеческий капитал — это люди, обладающие знаниями и навыками, которые позволяют создавать ценность в глобальной экономической системе [3].
Для выявления и оценки человеческого капитала в работе применяются составляющие глобальных мировых рейтингов, что обусловлено возможностью определения скрытых тенденций в его развитии и установлении взаимосвязи с ключевыми комплексными индикаторами. Большое количество стран, в особенности развивающихся, пытаются создать экономические ценности, основываясь на дешевой рабочей силе. Технологические изменения, вызванные четвертой промышленной революцией, влекут за собой реальную возможность срыва такой стратегии. И, наоборот, во все большем числе стран с развитой экономикой создание экономических ценностей базируется на высокоспециализированных ноу-хау. Но рабочие места и сектора, стимулирующие эти тренды, рискуют остаться без притока трудовых ресурсов. «. Мы сталкиваемся с глобальным кризисом талантов. Нам нужны новое мышление и настоящая революция, чтобы адаптировать наши образовательные системы к образованию, которое нужно для будущей рабочей силы», — цитируется в отчете Клаус Шваб, основатель и исполнительный глава Всемирного экономического форума. Инвестиции в развивающийся талант, через образование и занятость — увеличивают человеческий капитал.
Глобальный индекс развития человеческого капитала в 2017 г. охватил 130 экономик мира. При определении успехов той или иной страны в развитии человеческого капитала учитывались свыше 50 показателей, объединенных в четыре основные группы: образование (высшее, среднее, начальное) и профессиональная подготовка; здоровье, физическое и психологическое благополучие; трудоустройство и занятость; инфраструктура, правовая защита, социальная мобильность
Рис. 1. Резерв развития человеческого потенциала по регионам, 2017 г.
В среднем мир развил только 62 % своего человеческого капитала, как измерено данным индексом, страны пренебрегают или тратят впустую, в среднем, 38 % своего таланта (Рисунок 1). В Северной Америке и Западной Европе недоиспользуют человеческий капитал на 26 и 29 % соответственно, а в странах Африки резерв составляет 47 %. Как правило, лидируют в Индексе, страны с высоким уровнем дохода и многолетней приверженностью образовательным достижениям своих людей. Первенство в развитии кадрового потенциала и человеческого капитала удерживают Норвегия, Финляндия, Швейцария, США, Дания, Германия и Новая Зеландия. Они получили более 70 баллов из 100 возможных.
Пять последних позиций в рейтинге распределились между Мали, Эфиопией, Сенегалом, Мавританией и Йеменом. Россия в рейтинге развития человеческого капитала заняла 16 место. Среди стран СНГ и Балтии позиции распределились следующим образом: Латвия — 28 место, Армения — 49, Молдова — 62, Украина в рейтинге заняла 24-ю позицию из 130 стран, обогнав всех соседей, кроме России, которая оказалась выше на 8 позиций. При этом разница в оценке — менее 1 балла (у Украины 71,31, у РФ — 72,16). Крупнейшие экономики мира расположились на разных местах в рейтинге: Япония занимает 17 место, Соединенные Штаты — 4, Китай — 34.
Ключевые составляющие глобального индекса развития человеческого капитала
Показатели
Возрастные группы (лет) и% от населения страны