рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси

Опубликован рейтинг инвестиционного климата АСИ

Результаты рейтинга объявила генеральный директор АСИ Светлана Чупшева в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2021). Третий год подряд список возглавила Москва, а за ней в пятерку лидеров вошли Татарстан, Тюменская и Тульская области и Башкортостан.

Впервые в топ-10 в рейтинге вошла Нижегородская область, заняв 6-е место. Примечательно, что региону удалось подняться с 2018 года на 64 позиции. Высокие показатели Нижегородской области по итогам 2020 года обусловлены ростом объема инвестиций в основной капитал региона, развитием центров «Мой бизнес», созданием геопортала государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), цифровыми решениями по упрощению процессов получения разрешений на строительство и подключение к электросетям и другими нововведениями.

Первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Андрей Белоусов подчеркнул, что Нижегородская область в условиях пандемии сделала «фантастический рывок». «Такой успех не бывает случайным», — подчеркнул Белоусов.

«Вхождение Нижегородской области в ТОП-10 регионов по качеству инвестиционного климата в стране, тем более в столь непростой 2020 год, — это настоящий прорыв. Это означает, что мы принимали оптимальные и действенные решения, что позволило выйти на новый уровень работы с инвесторами. Несмотря на пандемию, по итогам года объем инвестиций в основной капитал Нижегородской области вырос на 20,6%, до 383,1 млрд рублей. И это заслуга не только правительства региона, но и всех представителей инфраструктуры поддержки бизнеса», — отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Национальный рейтинг инвестиционного климата оценивает усилия региональных управленческих команд по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и рассчитывается на основе опросов предпринимателей. Он включает такие направления оценки, как скорость и легкость административных процедур (разрешения на строительство и регистрации права собственности), наличие и качество инфраструктуры и ресурсов, работа институтов для бизнеса и поддержка малого бизнеса. На сегодняшний день методология подсчетов Нацрейтинга АСИ включает 44 показателя.

Источник

Рейтинг регионов по инвестиционной привлекательности

Лидеры рейтинга

Первые три места в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ заняли Москва, Республика Татарстан и Тульская область.

В июле этого года во время заседания Наблюдательного совета АСИ был представлен рейтинг регионов России-2020, который показал все преимущества и недостатки бизнес-среды субъектов для отечественных и иностранных инвесторов. Были также озвучены наиболее эффективные практики повышения показателя и шаги по улучшению инвестиционного климата конкретных регионов. Однако полную картину можно получить, проанализировав показатели не только текущего года, но и прошлых лет.

Под инвестиционной привлекательностью субъекта понимают определенное количество факторов, которые отличают регион от других и в полной мере характеризуют его инвестиционный климат. Данный показатель определяется двумя параметрами:

рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси. картинка рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси. рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси фото. рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси видео. рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси.

Тщательный анализ инвестиционной привлекательности субъектов РФ прошедшего 2019 и текущего года позволяет не только сформировать позитивное мнение инвесторов о том или ином регионе, но также выявить причины, способствующие снижению показателей и своевременно предпринять шаги по улучшению инвестиционного климата.

Исходной информацией для оценки привлекательности инвестиций в конкретный субъект выступают законодательные акты, региональные исследования, публикации и опросы. Но самыми важными источниками для оценки являются статистические данные по развитию регионов, которые собираются уполномоченными органами. На основании полученных данных компания Эксперт РА составляет рейтинги, которые позволяют потенциальным инвесторам получить максимум информации по интересующему субъекту.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019–2020 года

Существует множество методик оценки показателя бизнес-привлекательности субъектов Федерации. Они различаются между собой позициями в методологическом расчете и самими методами проведения расчетов. Национальный рейтинг субъектов Федерации базируется на официальной информации, которая собирается Росстатом и уполномоченными федеральными ведомствами. Среди них — Министерство экономического развития РФ.

За последние четыре года явно виден рост привлекательности некоторых регионов для успешной и долговременной инвестиционной деятельности. Однако в определенные периоды показатель лидирующих субъектов снижался. По данным прошлых лет, почти 80% всех иностранных инвестиционных вливаний получают лишь 16 регионов.

рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси. картинка рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси. рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси фото. рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси видео. рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси.

Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2020 году

На лидирующих позициях в рейтинге 2020 года оказались мощные регионы с большим ресурсно-сырьевым потенциалом. Анализ показал падение бизнес-привлекательности субъектов-аутсайдеров. Исключением является Калужская область, власти которой приложили усилия для разработки выгодных условий для инвестиционных вложений, направленных на инновационные и технологичные отрасли.

Что же касается субъектов по отдельности, то национальный рейтинг регионов России 2020 года охватил всех участников и отображает следующие результаты:

На снижение показателей субъектов-аутсайдеров повлияли низкие темпы развития инфраструктуры, слабая экономика, отрицательные данные по притоку инвестиций, разработка неэффективных бюджетов и внушительная долговая нагрузка. В качестве метода создания приемлемых условий для инвесторов, регионам рекомендовано усилить государственную поддержку и расширить возможности бюджетов в данном направлении.

Специалистами Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив была разработана обширная «дорожная карта» по улучшению инвестиционного климата — как субъектов в отдельности, так и страны в целом. Её реализация стала одной из приоритетных задач, поставленных перед государством. Таким образом, рейтинг регионов России 2020 внушает инвестиционный оптимизм, о чем свидетельствуют уже проведенные оценки.

АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2020 года

Являясь совместным проектом АСИ (Агентства стратегических инициатив), Торгово-промышленной палаты, Российского союза предпринимателей и промышленников, а также других деловых объединений, рейтинг дает оценку предпринимаемым шагам региональных властей по улучшению инвестиционного климата субъектов. В процессе оценивания выявляются эффективные практики, а результаты рейтинга выполняют важную цель — создание конкурентоспособной инвестиционной среды и стимулирование регионов к борьбе за инвестиции.

В этом году на заседании Наблюдательного совета АСИ был представлен национальный рейтинг регионов России 2020 от АСИ. В оценке полученных данных важное место занимал не только анализ инвестиционного климата по традиционным показателям, но также критерии качества оказания различных государственных услуг. Здесь речь идет о выдаче разрешений и лицензий, регистрации юридических лиц, поддержке малого бизнеса и прочее.

По традиции последних лет была озвучена первая двадцатка лидеров, но специалисты отметили, что многие субъекты улучшили свои показатели благодаря ранее разработанной «дорожной карте» и предпринимаемым экономическим усилиям региональных и местных властей.

Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2020 год)

Первые двадцать мест в рейтинге расположились следующим образом:

Экспертами также был отмечен отличный результат Ханты-Мансийского автономного округа — Югра и Новгородской области, которые заняли 14 и 11 места соответственно в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Рейтинг регионов РФ в 2020 году по инвестиционной привлекательности

СубъектИтоги 2020 годаИтоги 2019 годаСравнение позиций
Москва110
Республика Татарстан220
Тульская область36+3
Санкт-Петербург45+1
Московская область57+2
Краснодарский край613+7
Белгородская область78+1
Калужская область84-4
Республика Башкортостан916+7
Ярославская область1018+8
Новгородская область1114+3
Тюменская область123-9
Ленинградская область139-4
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра1417+3
Воронежская область15150

Выводы

На основании данных рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ за 2020 год, можно с уверенностью отметить — залогом первых мест в рейтинге становятся хорошие условия для ведения бизнеса, природные ресурсы и столичные преимущества.

На первых строчках по-прежнему находится Москва. Постепенно выбиваются в лидеры регионы с развивающимся ресурсным потенциалом. Важным условием для инвестиционного успеха также остается комфорт оказания институционных услуг, что доказали Белгородская и Калужская области.

рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси. картинка рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси. рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси фото. рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси видео. рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг инвестиционной привлекательности регионов аси.

В ряде регионов наблюдается повышение инвестиционного потенциала, что достигнуто поддержкой государства и разумным распределением средств между отраслевыми структурами. Многие субъекты занялись проведением реформ, включая создание системы привлечения инвесторов, снижение барьеров административного уровня, оптимизация регистрационных процедур и прочее. Появляются интенсивные иностранные вливания из Китая и других стран, что восполняет пробел от потери некоторых европейских партнеров.

Многообещающий «Региональный инвестиционный стандарт» пока не дал ощутимых результатов, однако эксперты прогнозируют положительный эффект через 2–3 года. Поэтому перед рядом субъектов страны стоит важная задача — воплотить реформы не на бумаге, а на практике.

Источник

Национальный рейтинг

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом. В 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЙТИНГА

В 2019 году презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ состоится 7 июня на площадке Петербургского международного экономического форума.

«Мы хотели привлечь внимание к тем регионам, которые дают результаты, и у кого есть смысл учиться. Сегодня важно смотреть на тех, кто двигает страну вперед и дает нам хорошие практики поддержки и развития бизнеса».

Методология

Методология включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата.

Структура рейтинга

Система показателей Рейтинга разработана с учетом лучшего отечественного и мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации рейтинга в 2014 году.

Рейтинг Рейтинг рассчитывается по 44 показателям по 4 направлениям:

Качество предоставления государственных услуг – показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).

Вне рамок Рейтинга проводится сбор данных по 31 дополнительному показателю в целях анализа их применимости для включения в методологию в будущих периодов, а так же для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Рейтинг.

Сбор и первичная
обработка данных

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:

Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.

Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.

Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий «Спарк-Интерфакс». Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.

Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).

Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.

Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).

Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.

Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

Методика
расчета результатов

После формирования массива исходных данных результат Рейтинга рассчитывается и представляется на четырех уровнях:

Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.

Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).

В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:

Также области значений всех показателей достаточно сильно различаются и после всех дополнительных преобразований для удобства восприятия все их нужно привести к одной шкале 0-100-баллов:

Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:

Обработка выбросов в исходных данных

Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных «опрос-числовые параметры». К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Расчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.

Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые, явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.

Расчет показателей

После обработки выбросов в опросных числовых данных, ответы респондентов агрегируются для получения единой оценки по показателю. Так, например, среднее время подключения к электросетям рассчитывается по отдельным ответам респондентов. Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, считается средняя оценка по различным критериям удовлетворенности. Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются и получается средняя оценка удовлетворенности по региону в целом. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».

Восстановление пропущенных данных

Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.

Для расчета Рейтинга в случае отсутствия данных, их недостаточного количества или их низкого качества используется восстановление значения. Возможны четыре типа восстановлений: 1) по наихудшему значению для данного показателя по всем регионам, 2) по средней перцентиле данного региона по всем показателям, 3) с использованием данных по прошлому году для данной пары регион-показатель, 4) для парных показателей «среднее время – среднее количество процедур» пропущенное значение восстанавливается по наихудшему значению группы парного показателя, если оно имеется. Тип восстановления задается экспертно.

Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета Рейтинга, однако оно не является результатом региона по пропущенному показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов Рейтинга (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк).

Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием

В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему. Если по показателю известны теоретические границы (т.е. минимально и максимально возможные значения), то к нему применяется преобразование

Если же по показателю теоретические границы не известны, то к нему применяется несколько иное линейное преобразование

x_norm= 100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

x_norm= 100-100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

если показатель является убывающим.

Этап 2: переход между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).

Факторы рассчитываются как средние значения, входящих в него показателей. Направления – как средние значения, входящих в него факторов. Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *