рейтинг городов россии по качеству образования
Рособрнадзор впервые представил рейтинг регионов России по качеству образования
11 марта 2021 года Рособрнадзор на специальном интернет-ресурсе, который доступен для ознакомления всем желающим, опубликовал результаты проведенной им оценки регионов России по качеству образования.
По словам руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, которые приводятся на сайте ведомства, это сделано с целью «обеспечить открытость для граждан информации о системе школьного образования в субъектах Российской Федерации», которая «будет способствовать совершенствованию и развитию этих систем, а руководству регионов поможет в принятии правильных управленческих решений».
Оценка проводилась по 12 показателям, разбитым на 3 группы:
1.Результаты обучения школьников:
— достижение минимального уровня подготовки,
— достижение высокого уровня подготовки,
2.Практикоориентированность школьного образования:
— использование лабораторного оборудования,
— поступление в образовательные организации СПО своего региона,
— поступление в вузы своего региона;
3.Управление системой школьного образования:
— объективность оценочных процедур,
— эффективность механизмов управления качеством образования,
— эффективность организационно-технологического обеспечения процедур ЕГЭ-2020,
— аналитика и интерпретация результатов ГИА.
По их результатам определялся сводный рейтинг.
Возглавляют рейтинг г. Санкт-Петербург (92,1 балла) и г. Москва (92 балла), а в Топ-5 вошли также Ленинградская область (77,1), Калининградская область (76,5) и Ярославская область (76,2).
Но есть регионы, набравшие в рейтинге менее 20 итоговых баллов: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Тыва, Чеченская Республика, Забайкальский край.
По словам Главы Рособрнадзора А.А.Музаева, для регионов, которые оказались в аутсайдерах рейтинга, уже организовано консультационное и методическое сопровождение, сформированы «дорожные карты», и Рособрнадзор обеспечивает им полную поддержку и открытость со своей стороны.
По информации Рособрнадзора, рейтинг будет регулярно обновляться не менее двух раз в год. Также Рособрнадзор намерен представить рейтинг российских муниципалитетов по качеству образования, а вот составлять рейтинг по школам Рособрнадзор не собирается.
Рейтинг регионов можно посмотреть по ссылке:
Регионы оценили по средней школе
Вышел первый в России рейтинг качества общего образования
Рособрнадзор представил региональный рейтинг качества общего образования в РФ. Согласно подсчетам ведомства, качественнее всего школьников обучают в Санкт-Петербурге и Москве. В отстающих — Ингушетия, Чечня и Дагестан. В Рособрнадзоре надеются, что рейтинг поможет властям субъектов федерации провести работу над ошибками. Эксперты в беседе с “Ъ” выразили опасение, что он, напротив, создаст «административное напряжение и погоню за показателями».
Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото
Рособрнадзор совместно с Федеральным институтом оценки качества образования (ФИОКО) подготовил первый рейтинг регионов РФ по качеству школьного образования. Лидируют в списке Санкт-Петербург (92,1 из 100 возможных баллов), Москва (92,0), Ленинградская (77,1), Калининградская (76,5) и Ярославская (76,2) области. Наиболее низкие показатели у Ингушетии (7,8), Дагестана (10,6), Чечни (13,7), Карачаево-Черкесии (13,7) и Кабардино-Балкарии (15,5).
Регионы оценивали по 12 критериям, разделенным на три группы:
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев подчеркнул, что по ряду показателей, например по числу поступивших в вузы выпускников и по фактическому использованию лабораторного оборудования и компьютеров, система школьного образования оценивается впервые. Директор ФИОКО Сергей Станченко пояснил, что доступность лабораторного оборудования рассчитывали исходя из количества старшеклассников, которые сдают выпускные экзамены, предполагающие его использование. «Если в школе их этому не учили, они, соответственно, не выберут такой экзамен»,— уточнил господин Станченко.
По словам Анзора Музаева, Рособрнадзор с 2014 года пытался выстроить модель оценки качества образования, однако данных «катастрофически не хватало». В частности, необъективным главе надзорного ведомства представляется сравнение регионов по среднему баллу ЕГЭ, хотя он и уточнил, что сделать это «тоже чесались руки». «Если в девятых классах экзамены сдают свыше 1,2 млн учеников, то ЕГЭ — 610–615 тыс. То есть это оценка ребят, которые решили поступить в вузы, а не оценка субъекта в целом»,— сказал Анзор Музаев. В результате ни ЕГЭ, ни всероссийские проверочные работы (ВПР), которые, по словам господина Музаева, учителя часто воспринимают как контроль собственной работы, а не знаний учеников, напрямую не влияют на положение в рейтинге. «Поэтому необходимости и смысла, как в прошлом году, рисовать высокие оценки у региональных органов образования нет. Сейчас многим придется встряхнуться и работать, так как эти направления искусственно не подтянешь»,— заявил Анзор Музаев.
Впрочем, господин Музаев добавил, что Рособрнадзор не хочет никого «наказывать и учить, цель рейтинга — организовать открытость для граждан России, чтобы они понимали, на каком уровне по качеству образования субъект находится, а также мотивировать на изменения чиновников».
По словам господина Музаева, ведомство уже ведет методическое сопровождение шести субъектов из «красной зоны».
Чиновники пообещали обновлять рейтинг минимум дважды в год — после ВПР весной и экзаменов летом. Кроме того, к концу 2021 года должен появиться аналогичный рейтинг муниципалитетов России, так как «каждому гражданину важно знать, какой уровень образования у него в районе». До уровня школ, уточнил господин Музаев, доходить пока не планируется.
В Рособрнадзоре обсуждают альтернативный госэкзамену механизм оценки абитуриентов
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский заявил “Ъ”, что не приветствует такого рода региональные обобщения. «Сами посудите, означает ли этот рейтинг, что ребенок, живущий в Санкт-Петербурге, получает лучшее образование, чем ребенок, живущий в Архангельске, Новосибирске или Красноярске? Очевидно, нет, потому что качество образования зависит от того, какая школа, какой учитель»,— говорит он.
Господин Адамский выразил опасение, что последуют «административные действия, касающиеся региона в целом», а также предположил, что инициатива не приведет к улучшению качества образования.
По его мнению, напротив, могут возникнуть «административное напряжение и погоня за показателями».
По мнению сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, положение региона в списке напрямую связано с финансированием образования. «На самых низких местах оказались самые бедные. Это еще раз должно показать, что региональное финансирование образования в наших условиях приводит к реальному неравенству,— сказал господин Луховцкий.— Получается, права ребенка в Карачаево-Черкесии и ребенка в Питере совершенно разные».
Всех посчитали: представлен рейтинг качества школьного образования 85 российских регионов
Все 85 регионов Рособрнадзор распределил по 4 зонам: зелёной, салатовой, красной и бордовой
Что за рейтинг такой? Зачем он вообще нужен?
Презентовал свежий рейтинг глава Рособрнадзора Анзор Музаев на часовой пресс-конференции в агентстве ТАСС.
А что за критерии оценивания? Как вообще можно сравнивать разные регионы с разным финансированием из центра?
Такой фактор, как «финансирование региона» в рейтинг не заложен. Список регионов по качеству школьного образования формировался путём начисления баллов каждому субъекту РФ по 12 критериям.
Все эти 12 критериев сгруппированы в три основные показателям:
2. Практикоориентированность школьного образования.
3. Качество управления системой школьного образования.
Результаты обучения школьников оценивались в баллах на основании статистики ЕГЭ, ОГЭ и ВПР 2019 года.
Практикоориентированность приносила баллы, если школы региона активно использовали лабораторное и компьютерное оборудование ( в том числе и на экзаменах). Кроме того, при расчёте уровня практикоориентированности учитывалась статистика поступления выпускников школ региона в учреждения СПО и вузы.
Третий показатель отражает эффективность работы региональных образовательных чиновников: как они справляются с методической помощью отстающим школам, занимаются ли профориентацией и социализацией школьников, поддерживают ли талантливых детей, объективно ли школы их региона проводят и оценивают ОГЭ, ЕГЭ и ВПР и т.д.
Подробнее со всеми 12 критериями можно ознакомиться здесь.
И кто же занял первое место в общем списке? Опять Москва впереди планеты?
Нет, сенсацией стал тот факт, что лидером рейтинга оказался Санкт-Петербург. Правда, отрыв Питера от Москвы оценивается в одну десятую балла.
Подходим к самому интересному. Как мы уже анонсировали ранее, все 85 регионов были оценены по 100 балльной шкале, а затем распределены по четырём зонам. Рейтинг можно посмотреть и в формате списка, и в формате карты.
Кстати, помимо общего сводного рейтинга на сайте ФИС-ОКО можно увидеть и отдельно сформированные рейтинги регионов по каждому из критериев. Вот так выглядит общая картина качества образования в регионах РФ.
Отдельно надо отметить, что на пресс-конференции глава Рособрнадзора сказал, что в зоне риска в основном находятся только регионы из «бордовой зоны». С регионами, попавшими в зеленую, салатовую и красную, всё более или менее в порядке.
«Зеленая зона» (5 регионов):
«Салатовая зона» (48 регионов):
«Красная зона» (28 регионов):
«Бордовая зона» (4 региона):
И что дальше? Слабые регионы будут наказывать?
Это очень правильный и важный вопрос. Ему, правда, в пресс-конференции уделено лишь 5 минут от общего времени мероприятия. Рособрнадзор уверяет, что наказывать никого не будут. С регионами-аутсайдерами будут работать. Со слов Анзора Музаева, уже сформированы дорожные карты, будет оказана поддержка в формате методических рекомендаций, и вообще с регионами из «бордовой зоны» с осени ведётся активная работа.
Как часто рейтинг будет обновляться?
Рейтинг качества школьного образования будет постоянно меняться. Сегодня в него внесены статистические показатели 2019 года. Цифры коронавирусного 2020 года решили не учитывать, хотя ВПР осенью всё-таки провели. Ближайшая дата обновления рейтинга запланирована на сентябрь 2021 года, когда будет доступна статистика ОГЭ и ЕГЭ 2021 года.
Рособрнадзор впервые представил рейтинг регионов по качеству школьного образования
В топе — Санкт-Петербург и Москва. В хвосте оказались республики Северо-Кавказского федерального округа.
Рособрнадзор оценил российские регионы по качеству образования в школах. Результаты представлены на специальном ресурсе. Это интерактивная карта, где можно увидеть данные по разным показателям, кликнув на регион.
В ходе конференции, на которой презентовали рейтинг, руководитель ведомства Анзор Музаев заявил, что главная цель ресурса — обеспечить гражданам свободный доступ к информации о состоянии школьного образования в их регионах. Предполагается, что такая открытость поспособствует развитию региональных систем и поможет руководству субъектов принимать правильные управленческие решения.
Для составления сводного рейтинга субъектов ведомство использовало 12 показателей, разбитых по трём направлениям: результаты обучения в школе, практикоориентированность, а также эффективность управленческих механизмов в системе образования.
Результаты обучения
Сюда вошли комплексные показатели, которые составлялись на основе данных об итогах ВПР (всероссийских проверочных работ), ОГЭ и ЕГЭ. Особое внимание уделили объективности их проведения.
Отмечается, что эти показатели рассчитывали с учётом обширной статистики, не ограничиваясь лишь числом двоек и пятёрок: здесь охвачены как учащиеся, которым не удаётся освоить школьную программу, так и те, кто успешен в учёбе.
Практикоориентированность школьного образования
В этом разделе анализируют, используются ли в школе компьютеры и лабораторное оборудование и если да, то в какой степени. А ещё здесь отражены показатели поступления выпускников школ в колледжи и вузы регионов, в которых они проживают.
Управление системой школьного образования
Тут учтены результаты многоплановой оценки управления региональными системами образования, которую осуществляет Рособрнадзор. В эту группу показателей входит организация ЕГЭ и контроль качества образования с использованием современных подходов.
Кто в топе и конце рейтинга
Лучшие результаты, конечно, показали столичные регионы — Санкт-Петербург (сводный показатель — 92,1) и Москва (92). В топ-5 также вошли Ленинградская (77,1), Калининградская (76,5) и Ярославская области (76,2). На последних местах оказались регионы Северо-Кавказского федерального округа: Калмыкия (22), Чечня (13,7), Дагестан (10,6) и Ингушетия (7,8).
«Для регионов, которые оказались в аутсайдерах рейтинга, уже организовано консультационное и методическое сопровождение, сформированы „дорожные карты“, не реже раза в месяц мы встречаемся, обсуждаем ситуацию, обеспечивая полную поддержку и открытость с нашей стороны», — цитирует Музаева пресс-служба Рособрнадзора.
При составлении статистики специалисты ведомства использовали данные за 2019 год. Обновление аналитики запланировано на осень текущего года, проводить переоценку намерены не менее двух раз в год. По задумке Рособрнадзора система показателей будет расширена. В дальнейшем там хотят представлять данные не только на региональном, но и на муниципальном уровне.
Почему нельзя оценивать регионы только по ЕГЭ
Музаев считает, что некорректно оценивать качество школьного образования в конкретном регионе по среднему баллу ЕГЭ. Обусловлено это тем, что его сдаёт примерно половина ребят из соответствующей возрастной группы: из-за этого аналитика выходит неполной. Так, если в ОГЭ участвуют около 1,2 млн учащихся, то участниками ЕГЭ становятся лишь 610–615 тысяч, потому что после девятого класса многие поступают в колледж.
Руководитель Рособрнадзора добавил, что попытки оценивать регионы по результатам ЕГЭ регулярно предпринимались из-за отсутствия других видов годовых контрольных работ. Однако теперь есть ещё и ВПР.
Кстати, Музаев призвал учителей не «натаскивать» учеников на ВПР и не «подкручивать» их результаты. Он подчеркнул, что эти работы должны показывать реальные знания школьников и положение дел в региональных системах образования. Глава ведомства отдельно отметил, что результаты ВПР не являются оценкой работы педагога.
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
Молодежь назвала лучшие российские города для учебы и карьеры
Наибольшая часть опрошенных сервисом «Работа.ру» молодых россиян (46%) назвали Москву лучшим городом для молодых специалистов. Из них 68% увидели в столице возможности для карьерного роста, а 66% отметили как фактор высокие зарплаты. Результаты есть у РБК.
Согласно результатам исследования, 37% участников опроса считают Санкт-Петербург привлекательным для молодых специалистов городом, а 34% — Новосибирск (опрос допускал несколько вариантов ответа). Причем в Петербурге респондентов привлекает высокий уровень жизни (52%) и развитая инфраструктура (49%), а в Новосибирске — уровень высших учебных заведений (48%).
В исследовании приняли участие более 2400 пользователей сервиса 18–25 лет из всех регионов страны. Опрос проводился в течение августа 2021 года. Заявленная цель исследования — выяснить, в каких городах существует больше возможностей для обучения и построения карьеры молодых специалистов.
Наименее подходящими для молодежи опрошенные сочли Владивосток (19%), Калининград (12%) и Ростов-на-Дону (11%).
В качестве городов с возможностями для карьерного роста опрошенные выделили Краснодар (51%) и Владивосток (48%), с высокими зарплатами — Екатеринбург (37%) и Калининград (38%). 43% опрошенных считают, что развитая инфраструктура есть в Краснодаре, а 34% — в Калининграде.
По данным опроса, хороший баланс между работой и личной жизнью можно соблюдать, живя в Казани (40%) и Ростове-на-Дону (34%). Высокий уровень жизни есть в Сочи, по мнению 33% участников исследования, а также в Ростове-на-Дону, по мнению 30% опрошенных.