рейтинг городов по количеству мостов в мире
Какой город является рекордсменом по количеству мостов?
Дубликаты не найдены
суббота, 14 мая 2016, выходной
История. 9 мая 1975 года
Ленинград. Ветepaны идyт по Невскому проспекту в тридцатилетнюю годовщину окончания войны.
Правда ли, что первый День благодарения был празднованием геноцида индейцев?
В ряде источников утверждается, что один из главных американских праздников, чьё появление описано в красивой легенде, на деле изначально был приурочен к резне коренного населения континента. Мы проверили, правда ли это.
(Спойлер для ЛЛ: фейк. Геноцид индейцев не имеет отношения к этому празднику)
Контекст. Традиционно считается, что, прибыв в Америку в конце 1620 года, переселенцы тяжело пережили зиму, но затем научились у местных индейцев выращивать кукурузу и другие культуры, отличать съедобные растения от ядовитых, заодно переняв ещё много полезных навыков. Осенью 1621 года колонисты собрали хороший урожай, за который они решили поблагодарить Господа. На торжество были приглашены индейцы, помогавшие колонистам. С тех пор празднование стало регулярным и в наши дни известно под названием День благодарения.
«Во время одной из очередных войн индейцы собрались на свой Праздник зелёного урожая. Сейчас там штат Коннектикут, город Гротон. Индейцев было 700 человек — женщины, дети, мужчины и старики. Они собрались в одном большом доме. Переселенцы, узнав об этом, выследили их и устроили нападение. Мужчин убили на улице, всех остальных сожгли в большом доме. Часть индейцев были проданы в рабство. В честь этой победы губернатор колонии объявил День благодарения. Так в первый раз отметили этот праздник. Вдохновившись победой, колонисты стали уничтожать одну деревню за другой. Часть индейцев убивали, а часть продавали. Из Америки стали отплывать корабли с индейскими рабами. За скальпы назначались награды. После очередной удачной резни был объявлен второй День благодарения. На этот раз это случилось в штате Массачусетс, город Стэмфорд. Так продолжалось много раз. Зверства приобретали всё более массовый характер. Джордж Вашингтон заметил, что праздник надо отмечать один раз в году, а не каждый раз после удачной резни. Позже Авраам Линкольн сделает День благодарения официальным государственным праздником. В день утверждения праздника Линкольн отдаст приказ наступления против умиравших от голода индейцев сиу, штат Миннесота. По факту День благодарения — это день геноцида индейцев».
Подобную информацию можно узнать как из русскоязычных публикаций в соцсетях, так и из англоязычных. Во втором случае историю рассказывает Джей Уинтер (Ночной Волк) — представитель коренного населения и бывший ведущий радиошоу «Правда об американских индейцах и других коренных народах». В публикации авторитетного журнала Time за 2019 год уточняется, что речь идет о первом официальном упоминании Дня благодарения — после резни представителей племени пекотов в 1637 году в Коннектикуте. Более подробно эта история рассказывается в газете Huffington Post. Во многих публикациях звучит призыв заменить День благодарения Днём геноцида индейцев.
Давайте разберёмся, что известно наверняка о событиях 1637 года. В ночь на 26 мая отряды колонистов вместе с представителями двух местных племён напали на укреплённую деревню пекотов у реки Мистик. Этот поход стал одним из эпизодов длительной войны, в которой союзниками указанного племени были голландские переселенцы, а этнические англичане действовали в коалиции с историческими врагами пекотов. В результате нападения погибли не менее 500 местных жителей, включая мужчин, женщин и детей, а деревня была сожжена дотла. Дошедшие до нас сведения позволяют говорить о том, что случившееся действительно можно назвать резнёй или даже попыткой геноцида, учитывая как свидетельства командовавших нападением англичан, так и тот факт, что война унесла жизни более чем половины всех пекотов планеты. Вскоре для этого племени была организована одна из первых резерваций, а к 1910 году численность этнической группы упала до 66 человек. В наши дни тенденцию вроде бы удалось выправить.
Теперь о реакции на уничтожение деревни. Джон Уинтроп, губернатор колонии Массачусетс (тоже воевавшей с пекотами), написал в своём дневнике 15 июня 1637 года: «Во всех церквях состоялся благодарственный молебен за победу над пекотами и другие благодати».
Аналогичное мероприятие состоялось и в октябре, по случаю новых триумфов над пекотами. По-видимому, эти молебны и стали основанием для появления рассматриваемой нами версии происхождения Дня благодарения. Ведь в английском языке благодарственный молебен обозначается тем же словом thanksgiving, которое фигурирует в названии любимого американцами праздника. И в церквях, и за их пределами подобные религиозные посвящения (назовём их даже днями благодарения) в те времена устраивались регулярно. Тот же Джон Уинтроп часто упоминает их в своём дневнике — например, «день благодарения на всех плантациях» за благополучное прибытие кораблей из Англии в июле 1630 года, за семь лет до резни у реки Мистик. Ещё один день благодарения был объявлен в сентябре 1641 года «за успех парламента в Англии».
Индейцы, которые, как считается, помогли в 1621 году первым поселенцам обжиться в Плимутской колонии (ныне штат Массачусетс, к востоку от Коннектикута), принадлежали к племени вампаноагов. Дэвид Сильверман, профессор Университета Джорджа Вашингтона и автор книги «Эта земля — их земля: индейцы вампаноаги, Плимутская колония и тревожная история Дня благодарения», в ответ на вопрос о связи праздника с резнёй заявил:
«Нет никаких сомнений в том, что в Коннектикуте и Массачусетсе после тех событий прошёл благодарственный молебен… но проводить связь между ним и современным праздником несостоятельно. Среди англичан было традицией отмечать дни благодарения Богу за благодати. Были сотни, если не тысячи дней благодарения. Некоторые из них были связаны с победами над индейцами, но большинство — нет».
Аналогичного мнения придерживается и Крис Ньюэлл, экс-руководитель отдела образования в Музее и исследовательском центре пекотов.
«Что касается английских дней благодарения, имевших место в XVII веке, то они не имеют ничего общего с праздником, который мы отмечаем сегодня, — говорит он. — Этого праздника не было до XIX века. Английский день благодарения был днём молитвы… днём поста, совершенно отличным от праздника».
Праздником же День благодарения стал действительно при президенте Аврааме Линкольне. Считается, что это была попытка объединить страну на фоне Гражданской войны. По словам Ньюэлла, хрестоматийная история о совместном праздновании была выбрана просто как красивый фундамент. Причём в продвижении этой истории в газетах и учебниках ключевую роль сыграла Сара Джозефа Хейл, которая больше известна как автор детского стихотворения «У Мэри был барашек».
Дэвид Сильверман же считает, что красивая предыстория появилась чуть позже, ближе к концу XIX века. Он добавляет, что дружественные отношения вампаноагов с европейцами, действительно имевшие место, были результатом холодного политического расчёта аборигенов — пусть и ошибочного, поскольку это не спасло их племя от завоевания. Праздник урожая в 1621 году состоялся, но без индейцев.
Ну и, наконец, факты говорят о том, что День благодарения отметили и ещё раньше, в 1619 году, в колонии Вирджиния. Просто, по-видимому, в дни Гражданской войны упоминать южный штат в положительном ключе сочли нецелесообразным, и роль первопроходца досталась Северному Массачусетсу.
Таким образом, хотя традиционная история Дня благодарения не обошлась без мифов, история геноцида индейцев не имеет к нынешнему празднику практически никакого отношения.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Поверженные гиганты
Крымский мост — самый длинный в России, сообщают по случаю его открытия СМИ. Забывая о том, что он на данный момент является и самым длинным в Европе. О многомиллиардных проектах-гигантах, которые потеснил новый российский мост, читайте в материале портала iz.ru.
Общая длина моста через Керченский пролив составляет 19 км. Из них 7,5 км проходят над морем, остальные 11,5 км — по суше, в том числе по полуострову Тамань. До его открытия звание самого длинного в Европе 20 лет сохранял португальский «Васко да Гама».
«Васко да Гама», Португалия (17,2 км)
В марте 1998 года недалеко от Лиссабона открыли вантовый мост «Васко да Гама». Общая его длина составила 17,2 км, при этом надводная часть — 10 км. Принято считать, что соорудили лиссабонский мост за рекордные полтора года — это существенно больше общего времени работы над Крымским, начало работ над которым датируется февралем 2014 года (тогда было учреждено ОАО «Транспортный переход через Керченский пролив»). Но на самом деле на сооружение лиссабонского моста понадобилось ненамного меньше времени — подготовка к строительству началась в феврале 1995 года, когда было принято решение разгрузить единственный в то время автомобильный мост Лиссабона, небольшой висячий мост имени 25 апреля.
Стройкой занимались одновременно четыре независимых строительных консорциума, а на площадке работали 3,3 тыс. рабочих. Это было связано с желанием властей открыть мост непременно 29 марта 1998 года, через 500 лет после того, как великий мореплаватель Васко да Гама открыл путь из Европы в Индию. На стройке Крымского моста вначале трудились 2 тыс. специалистов. В пиковый период их количество выросло до 7 тыс. Поскольку в соседней Тамани живет всего 10 тыс. человек, специалисты на стройку приехали со всей страны, в том числе из находящегося с другой стороны страны Приморского края.
Автомобили едут по мосту «Васко да Гама» по шести полосам. При необходимости в часы пик открывают еще две разгрузочные полосы. Крымский мост немного уже — полосы для автомобилей здесь всего четыре, но рядом с ними проложены железнодорожные пути, которые откроют для движения в конце 2018 года.
Ехать по лиссабонскому мосту можно в хорошую погоду со скоростью 120 км/ч (на небольшом отрезке — 100 км/ч), а в ненастье действует ограничение в 90 км/ч. Такова максимальная разрешенная скорость движения по Крымскому мосту. Она «установлена в связке со скоростными режимами на автоподходах и согласована с Госавтоинспекцией», сообщали в начале 2018 года в инфоцентре «Крымский мост». При этом уточнили, что автодорога Крымского моста будет относиться к категории IБ (скоростная автодорога). Соответственно расчетная скорость движения по ней составляет 120 км/час. «Это [расчетная скорость] означает проектную способность дорожного конструктива обеспечить безопасность движения автомобилей при таком скоростном режиме», — уточняли в инфоцентре.
Проезд по «Васко да Гама» платный, хоть и только в одном направлении — в город. За легковой автомобиль приходится платить €2,25 (больше 165 рублей по курсу на середину мая), за грузовой транспорт — до €10,1 (около 740 рублей). Проезд по Крымскому мосту абсолютно бесплатный. «Официально такого [о платном проезде по транспортному переходу через Керченский пролив] никто не говорил. Всегда и везде мы писали, что проезд бесплатный», — отвечали в апреле этого года на запрос журналистов в инфоцентре.
Главной инженерной удачей моста «Васко да Гама» считается то, что он способен выдержать порывы ветра, достигающие в этих местах 70 м/с, и землетрясения в 4,5 раза сильнее знаменитого 8,7-балльного лиссабонского землетрясения 1755 года. Обтекатели на арках Крымского моста спроектированы так, чтобы спокойно переносить порывы до 40 м/с. Чтобы почувствовать, какое это давление, достаточно проехать на мотоцикле без шлема со скоростью 150 км/ч.
По поводу землетрясений высказывался главный инженер проектов ЗАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» Сергей Лютый. По его словам «сейсмичность участка» в районе строительства Крымского моста достигает 8–9 баллов. «Но даже при землетрясении с аркой не произойдет ничего плохого, потому что конструкции запроектированы с хорошими запасами», — отмечал Лютый.
Еще одна причина, почему португальцы гордятся проектировщиками когда-то самого длинного в Европе моста — архитекторы учли шарообразную форму планеты. Если бы изгиб не был внесен в расчеты, разница высоты между северным и южным краями моста составила бы 80 см.
Ну и наконец, цена. Стоимость реализации проекта моста «Васко да Гама» составила €897 млн, по сегодняшнему курсу это больше 65,9 млрд рублей.
Мост через Каму, Россия (13,97 км)
Сразу три места в списке самых длинных в Европе еще до открытия Крымского занимали российские мосты. Первый — почти 14-километровый мост через Каму. Начали его строить в 1992 году. Первую часть открыли в октябре 2002 года, а целиком — только в августе 2016-го. За это время сменились три подрядные строительные организации, а на затянувшейся стройке трудились порядка 3 тысяч рабочих. Общая стоимость сооружения оценивается в 8 млрд рублей.
Для республики, как и для России в целом, мост имеет огромное значение. Он фактически связал южные районы Татарстана с Казанью. После его открытия оказались не нужны и закрылись аэропорты городов Чистополь и Нурлат — из-за отсутствия необходимости в авиасообщении с Казанью. До этого устойчивого, быстрого и безопасного наземного пути из татарстанской столицы не было и в Самару, Тольятти и Димитровоград. Сообщение по реке в этих местах зимой осуществлялось по льду Куйбышевского водохранилища, летом — на пароме.
Татарстанский автомобильный мост, вернее, мостовой переход, имеет четыре полосы движения. И сам состоит из нескольких мостов, пересекая не только Каму, но и речки Архаровка и Курналка. Он стал частью автодороги Р239 из Казани до границы с Казахстаном и включился в евразийский транспортный коридор «Европа–Западный Китай» — самый длинный современный наземный маршрут.
Президентский мост, Россия (12,97 км)
Третий по длине российский мост и один из самых длинных в Европе — это Президентский мост в Ульяновске через Волгу. Его начали строить еще в 1986 году и планировали уложиться в девять лет и 400 млн рублей. В итоге потратили 23 года и 38,4 млрд рублей. С 1995 по 1998 годы работы вообще были заморожены из-за отсутствия финансирования из федерального бюджета.
Отличает от конкурентов по длине, да и вообще от большинства мостов в России ульяновский мост то, что кроме четырех полос для автомобилей на нем предусмотрена велодорожка в метр шириной. А зимой автомобили здесь едут со скоростью 60 км/ч — ограничение специально ввело ГИБДД.
Мост двухъярусный, и изначально нижний ярус было решено отвести под скоростной трамвай. Однако сроки его запуска неизвестны, и пока по верхнему ездит автобус. Надводная часть моста составляет 5,8 км — долгое время это был рекорд для России.
Саратовский мост, Россия (12,76 км)
Еще один мост-рекордсмен через Волгу соединяет Саратов с городом-спутником Энгельсом. Общая его длина почти 13 км, при этом, как и татарстанский мост через Каму, он пересекает сразу несколько рек. Строить его начали в 1991 году, первую очередь открыли в 2000-м, вторую через девять лет — осенью 2009 года.
Саратовский мост рассчитан только на проезд автотранспорта. Его появление позволило значительно сократить дорогу из Европы в Азию. Известен он в частности тем, что в процессе строительства песок брали из карьера, после заполнения которого водой образовалось Голубое озеро — такого цвета там вода. Как и Президентский мост в Ульяновске, Саратовский строили для того, чтобы разгрузить старые городские мосты, рядом с которыми они и были построены.
«Виадук Мийо», Франция (2,46 км)
Мост на юге Франции попал в этот список не из-за длины. Она у него сравнительно скромная — меньше 2,5 км. Зато «Виадук Мийо» является самым высоким автомобильным мостом в мире. Самая высокая из его башен имеет высоту 343 метра. Для сравнения, высота Эмпайр Стейт Билдинг — 381 метр.
Инженерная особенность моста в том, что для лучшего обзора водителей во время проезда (по крайней мере так принято считать), конструкцию выполнили с искривлением радиусом в 20 км. Ехать по мосту можно по двум полосам в каждую сторону.
В России проезд по мостам бесплатный, а здесь, как и в целом в Европе, платный — обойдется он от €4 до €7 (300–500 рублей), при этом мост у автомобилистов очень популярен, так как является частью автострады A75-A71 от Парижа до Монпелье.
Обошлось его строительство в €400 млн (29,4 млрд рублей) и длилось 38 месяцев — машины по нему поехали в декабре 2004 года. Виадук до сих пор держит сразу три мировых рекорда: по высоте опоры (181 м), по высоте опоры с пилоном (343 м) и по высоте дорожного полотна автомобильного моста (270 м в самой высокой точке). По этим показателям 35-метровый в высоту Крымский мост, конечно, отстает.
Крытый, стеклянный, кирпичный: 9 мостов-рекордсменов
Мосты — важные транспортные сооружения, но любим мы их не только за это. Уже давно многие из них стали популярными достопримечательностями, а некоторые завоевали звания рекордсменов благодаря уникальным особенностям.
Самый старый мост, Турция
Самым старым мостом в мире, который все еще используется, признан каменный одноарочный мост через реку Мелес в Измире (бывшая Смирна) в Турции [1]. Его строительство датируется примерно 850 годом до н. э. Мост служил воротами Смирны. По некоторым версиям, этот мост пересекал древнегреческий поэт Гомер.
Состоящая из тесаных каменных блоков (которые, как считается, были построены во II веке до н. э., в римский период) поверхность строения сегодня скрыта под современным мостом. За прошедшие годы восстановлены поврежденные участки конструкции, особенно на верхних каменных рядах. В 1951 году исторический мост шириной 6 м был расширен до 17 м — к нему добавили железобетонную часть.
Самый длинный мост, Непал
До недавнего времени самым длинным подвесным мостом был Arouca 516 в Португалии.
Но летом 2020 года первое место перешло к другом мосту — Baglung Parbat в Непале, который длиннее всего на 60 м (576 м). Мост расположен в 300 км от Катманду, на высоте 122 м над рекой. Он способен выдержать одновременно 612 человек. Строительство моста через реку упростило передвижение местным жителям и туристам, приезжающим в регион.
Самый длинный стеклянный мост в мире, Китай
Китайская студия архитектурного проектирования и исследований Института Чжэцзянского университета осенью 2020 года завершила строительство 526-метрового моста со стеклянным дном, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Мост находится в живописном районе Хуанчуань, конструкция состоит из трех слоев сверхпрозрачного закаленного многослойного стекла толщиной около 5 см, ограждения выполнены из нержавеющей стали. Чтобы улучшить ветроустойчивость конструкции, проектировщики использовали наклонную защитную кабельную систему, которая крепится к бетонным анкерам. В общей сложности мост рассчитан на 500 человек.
Поверхность моста, огороженная стальными перилами, расширяется до 8,8 м в четырех секциях, чтобы создать большие смотровые площадки для посетителей. Он подвешен на тросах, укрепленных на двух башнях по обе стороны реки.
Андрей Михайлов, главный конструктор архитектурного бюро «Крупный план»:
— Мост пересекает каньон между двумя горными утесами в национальном лесном парке Чжанцзяцзе. Его изначально открывали как туристический объект. Стекло — непростой материал из-за его хрупкости. Объемные конструкции из стекла сложны для проектирования, поскольку нужно рассчитывать большое количество укрепляющих балок. Опоры моста были врублены в стены каньона и значительно углублены. В такой конструкции надежность каждой детали — гарантия того, что мост не упадет, поэтому все его элементы проверяли на аэротрубе. Мост состоит из металлического каркаса, который поддерживается стальными тросами, и 120 панелей из закаленного стекла. Стеклянные мосты пользуются большой популярностью в Китае — сейчас их там более 2 тыс.
Самый высокий мост, Франция
Виадук Мийо протянулся через долину ущелья реки Тарн на юге Франции. Чтобы построить самый высокий мост в мире, потребовалось 17 лет от первоначальных эскизов до его завершения в 2004 году. Конструкция была спроектирована, чтобы помочь предотвратить летние пробки для путешественников, направляющихся из Мийо на юге Франции на отдых в Испанию. Мост поддерживают самые высокие пилоны в мире — 244,75 м, на его строительство ушло более 120 тыс. кубометров бетона и более 18 тонн стали [3]. Общая стоимость проекта составила около €400 млн.
Мийо также имеет самую высокую палубу моста в Европе — 270,05 м. В своей пиковой точке она достигает 342,9 м. Мост выше многих небоскребов, включая Крайслер-билдинг в Нью-Йорке.
Виадук Мийо закрыт для пешеходов. Но спортсмены имеют право бегать по нему: виадук входит в маршрут некоторых беговых марафонов [4].
Андрей Михайлов:
— Самый высокий автомобильный мост в мире, если считать высоту полотна, — творение архитектора Нормана Фостера и инженера Мишеля Вирложо. Авторы хотели соединить сложную инженерию и изящную архитектуру, которая вписалась бы в существующий пейзаж. Стилистически мост напоминает другой проект Фостера — мост Миллениум в Лондоне. Объект вызвал много критики и упреков в неуместности и нецелесообразности виадука в провинциальной части Франции. Защитники же моста, среди которых были власти страны, отмечали его важность для создания высокоскоростной трассы из Парижа до побережья Средиземного моря. Мост побил несколько рекордов и стал самым высоким строением во Франции, опередив Эйфелеву башню.
Самая необычная опора моста, Вьетнам
Мост, который открылся в 2018 году недалеко от Дананга во Вьетнаме, имеет уникальные опоры. Его держат две гигантские руки, которые выглядят так, будто сделаны из камня. На самом деле они из стальной сетки, покрытой стекловолокном.
Конструкция моста — из дерева с перилами из нержавеющей стали, обработанными под золото. Фирма TA Landscape Architecture, базирующаяся в Хошимине, которая руководила проектированием моста, сравнила его с «гигантскими руками Богов», держащими золотую нить.
Известный как Золотой мост, этот пешеходный виадук возвышается почти на 1402,08 м над уровнем моря на холмах Ба-На. С золотистой дорожки длиной 45,72 м открывается впечатляющий вид на окружающую местность.
Андрей Михайлов:
— Опоры этого моста сделаны в виде рук, удерживающих стальной каркас. На первый взгляд может показаться, что руки сохранились от какой-то исторической монументальной статуи, но это грамотная стилизация: мосту всего три года. Он построен в первую очередь для туристов — соединяет канатную дорогу с городскими садами. Золотой мост — показательный пример того, что фантазии есть место в даже в таком функциональном сооружении.
Самый широкий мост, Египет
Длина моста составляет 17,2 км в обоих направлениях с шириной от 48 м до 67,3 м (в самой широкой его части). Сегодня Ось Род Эль-Фараг служит связующим звеном между районами северного и восточного Каира и западным Каиром. Он также признан самым широким подвесным мостом в мире по версии Книги рекордов Гиннесса [6].
Андрей Михайлов:
— Если говорить о самых широких мостах, то к ним можно причислить и арочный Синий мост в Санкт-Петербурге. Визуально мост не воспринимается как отдельная городская структура — он продолжает Исаакиевскую площадь. Все из-за его размеров (ширина — 97 м). Мост, построенный в 1818 году вместо деревянного, в ходе эксплуатации ремонтировался и расширялся.
Расширение моста происходило дважды — при укреплении береговой линии Мойки и во время строительства Мариинского дворца. Синий мост — один из трех цветных мостов в Санкт-Петербурге — неподалеку расположены Красный и Зеленый. Красили их для удобства — чтобы облегчить навигацию жителям.
Самый большой кирпичный мост, Германия
Большинство мостов построено из стали и бетона, виадук долины Гельцш стоит особняком — он сделан из 20 млн кирпичей.
Это самый большой кирпичный виадук. Его строительство завершилось в 1851 году, он охватывает долину реки Гельцш, соединяющую Майлау и Нецшкау, и является частью скоростной магистрали Дрезден — Нюрнберг. Высота сооружения — 78 м, длина — 574 м, всего в нем 29 пролетов и четыре этажа [7].
Кирпич может показаться странным и дорогим выбором для строительства моста. Но именно в этой части Саксонии такое решение было оправданным: в момент строительства там находились несколько крупных месторождений глины, что делало кирпич дешевым и доступным ресурсом.
Самый длинный морской мост, Китай
Самая длинная в мире морская переправа строилась почти десять лет и была открыта в 2018 году. Общая длина моста составляет 55 км, он соединяет Гонконг с Макао и материковым китайским городом Чжухай. Чтобы пропустить корабли, участок длиной 6,7 км в середине переправы погружается в подводный туннель, который проходит между двумя искусственными островами.
Сооружение спроектировано так, что способно противостоять землетрясениям и тайфунам. Мост построен с использованием 400 тыс. тонн стали — из такого количества металла могло получиться 60 Эйфелевых башен.
Раньше путешествие на автомобиле между Чжухаем и Гонконгом занимало до четырех часов, новый мост сокращает это время до 30 минут. Те, кто хотят пересечь переправу, должны получить специальные разрешения, транспортные средства обязаны платить пошлину. Мост не предназначен для общественного транспорта, поэтому по маршруту курсируют частные маршрутные автобусы.
Андрей Михайлов:
— Мост расположен между Нанкином и Шанхаем в Китае, он самый длинный в мире — его длина 165 км. Строительство шло пять лет, а в процессе было задействовано 10 тыс. рабочих. Один из самых сложных участков — 9 км над озером Янчен. Для строительства этого участка понадобилось установить 2 тыс. опор. По мосту проходит высокоскоростная железная дорога, что заставило проектировщиков закладывать запас прочности.
Самый длинный крытый мост, Канада
Первые крытые мосты датируются первым десятилетием XIX века, когда североамериканские строители начали использовать деревянные крыши для длинных пролетов. Хартлендский крытый мост длиной 390,75 м через реку Сент-Джонс был открыт в 1901 году.
Мост Хартленд имеет только одну полосу движения и пропускает транспортные средства массой менее 10 тонн и высотой менее 4,20 м. Он был объявлен национальным историческим памятником Канады.
Андрей Михайлов:
— Проектирование и строительство мостов существенно отличается от проектирования и строительства зданий. Мост — сложное инженерное сооружение, которое испытывает большие эксплуатационные нагрузки и должно противостоять различным воздействиям (течения, волны, ветер, сейсмика). Сложность создания мостов связана с уникальностью технических решений — высокими опорами, огромными пролетами. Во время проектирования мостостроители должны учитывать геометрически нелинейное поведение конструктивной схемы и физически нелинейное поведение материала, анализировать динамическую ветровую нагрузку. В ходе исследования инженеры изучают образование вихревых потоков, галопирование, флаттер, бафтинг. Все эти переменные, каждую из которых сложно даже объяснить несведущему человеку, необходимо учитывать при проектировании мостов.
Невозможность учесть те или иные факторы приводит к обрушению мостов с самыми трагическими последствиями. Наиболее известный случай, который даже был заснят на пленку, — это обрушение Такомского моста. Разрушение произошло из-за недоучета ветровых воздействий, причиной стал аэроупругий флаттер (самовозбуждающиеся, незатухающие крутильные колебания конструкции, вызванные динамическим ветровым воздействием). Анализ причин разрушения дал большой толчок исследованиям в области строительной механики.