рейтинг гчп за 2020 год
Итоги на рынке ГЧП: за 2020 год запущено 80 проектов на 280 млрд рублей
События 2020 года заставили рынок ГЧП экстренно адаптироваться под новые реалии. Давление на участников оказывала не только пандемия коронавируса, но и кадровые перестановки в федеральном правительстве и регионах, перераспределение и сокращение бюджетных средств.
Однако нельзя сказать, что весь инвестиционный цикл приостановился: за год коммерческое закрытие прошли 80 крупных и средних проектов ГЧП с общим объемом инвестиций не менее 269,1 млрд руб., из них частных – 151,1 млрд руб. (за исключением проектов в сфере ЖКХ стоимостью менее 100 млн рублей).
Наиболее капиталоемкие проекты были запущены в транспортной сфере – 3 проекта на 172 млрд руб. В феврале было подписано соглашение по строительству платной автодороги от Солнцево до Железнодорожного в Подмосковье с общим объемом инвестиций 86,7 млрд. руб. В этом же месяце была заключена концессия по строительству мостового перехода через реку Лена в Якутии стоимостью 83,2 млрд руб. В июле РЖД подписали соглашение по строительству железнодорожной инфраструктуры к ОЭЗ «Титановая долина» в Свердловской области с объемом инвестиций 1,6 млрд руб.
Несколько крупных проектов также были запущены в социальной сфере. Речь идет о строительстве многофункционального спортивно-концертного комплекса «Петербургский» (25 млрд руб.) и спорткомплекса «Арена» в Омске (12 млрд руб.), создании единого образовательного комплекса в Нижегородской области (6,2 млрд руб.).
В коммунальном секторе крупнейшим проектом стала концессия в отношении объектов тепло- и водоснабжения Орехово-Зуево в Московской области (8,8 млрд руб.). В отрасли обращения с ТКО запущены сразу 6 концессионных проектов на 7,7 млрд руб., при чем половина из них реализуется на территории ХМАО.
В итоге, по данным платформы «РОСИНФРА» на конец декабря, в России реализуются 3459 проектов как в формате классического ГЧП, так и квази-ГЧП, с совокупным объемом инвестиций в 4,2 трлн руб., из которых 2,9 трлн руб. – средства частных инвесторов.
ФИНАНСОВОЕ ЗАКРЫТИЕ
Однако не все подписанные соглашения в этом году успели пройти финансовое закрытие. Договоренности о банковском финансировании были достигнуты по проекту строительства мостового перехода через реку Лена в Якутии, кредитную линию с лимитом до 25 млрд руб. на 10 лет открыл Сбербанк. Совкомбанк открыл финансирование на 2,73 млрд руб. компании «Интеллектуальные Коммунальные системы Орехово-Зуево» по концессии систем тепло- и водоснабжения городского округа. Банк «Открытие» предоставил кредитные средства по проекту строительства Центра ядерной медицины в Улан-Удэ (Республика Бурятия). ВЭБ.РФ, ВТБ и ООО «Башкирская концессионная компания» (входит в ВТБ Инфраструктурный Холдинг) подписали соглашение о предоставлении синдицированного кредита для строительства Восточного выезда из Уфы с лимитом до 11,6 млрд руб. в рамках «фабрики проектного финансирования». Также финансовое закрытие прошел ряд других проектов, реализуемых в регионах.
АНТИКРИЗИСНАЯ ПОДДЕРЖКА ГЧП-ИНИЦИАТИВ
В мае ВЭБ.РФ и Национальный Центр ГЧП запустили антикризисную программу поддержки региональных ГЧП-проектов. Изначально пилотами программы выступили 40 субъектов РФ, к концу года число участников программы достигло 54.
Для управления проектами и координации программы в 23 субъектах были созданы специальные проектные офисы, 2,4 тыс. представителей органов региональной и муниципальной власти подключились к платформе «РОСИНФРА».
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Интерес иностранных инвесторов к российским инфраструктурным проектам во многом подкосила пандемия коронавируса и ограничения, которые она вызвала. В первом квартале и в середине лета были заявления о потенциально интересных проектах и сферах сотрудничества. Однако новая волна коронавируса опять приостановила все переговоры. Среди планируемых инициатив зарубежных партнеров можно выделить – строительство мусороперерабатывающих заводов в Ленинградской области, создание современного геронтологического центра в Подмосковье, локализацию оборудования для канатных дорог в Москве.
СУДЕБНАЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПРАКТИКА
В 2020 году суды вынесли 843 решения по концессионным спорам, подавляющее большинство из них пришлось на коммунально-энергетические проекты (725 актов).
Примерно четверть споров была связана с непередачей объектов в концессию, на этом фоне в 1,5 раза меньше решений (142 акта) вынесено по денежным обязательствам, по оспариванию документов публичной стороны – всего 118 актов. По итогам судебных процессов было принято 32 решения о расторжении концессий, в 22 случаях утверждены мировые соглашения.
Одним из интересных судебных споров стало дело о неподписании концессионного соглашения регионом, выступающим третьей стороной по соглашению в отношении объектов водоснабжения. Сначала спор рассматривался в антимонопольном органе. Чукотское УФАС решило, что регион неправомерно отказался подписывать соглашение, которое было согласовано в межведомственном порядке. Однако в ходе разбирательства суд пришел к другому выводу, установив, что неподписание концессионного соглашения само по себе не может являться нарушением ст.15 Закона о защите конкуренции.
Органы Федеральной антимонопольной службы за год вынесли 50 решений. Больше половины актов связано с проведением конкурсных процедур. 36 споров возникли в отношении коммунальных проектов, для сравнения на проекты в социальной сфере опубликовано лишь 5 актов. Отдельно можно выделить дела по рассмотрению ФАС России жалоб участников конкурса на право заключения концессионного соглашения по созданию инфраструктуры аэропорта Благовещенска. Антимонопольный орган рассмотрел возможность консолидации ресурсов нескольких компаний для принятия участия в конкурсе, а также вопросы, связанные с содержанием таких критериев конкурса, как «Объем инвестиций» и «Качественная характеристика решения».
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законодательная повестка в этом году заключалась в основном в донастройке действующих механизмов и формировании условий для применения новых. В частности, были внесены точечные корректировки в Закон о концессиях – в отношении объектов электроэнергетики, по уточнению статуса решений межгосударственных органов. Также регламентировано участие концессионеров и частных партнеров в конкурсе по социальному заказу, применение механизмов ГЧП в Арктической зоне и на федеральной территории «Сириус». Распространено применение соглашений о ГЧП/МЧП на строительство вытрезвителей.
1 апреля утвержден новый механизм привлечения инвестиций – соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Применение СЗПК потребовало изменений в Бюджетном кодексе в части субсидирования таких проектов. Эти правки вызвали вопросы у участников рынка ГЧП. Разграничить субсидирование СЗПК и других инвестиционных соглашений, в частности, концессий и соглашений о ГЧП, позволят новые поправки в Бюджетный кодекс РФ, подготовленные Минфином России. Кроме того, были разработаны несколько значимых законодательных инициатив.
Наиболее приоритетным для участников отрасли стал законопроект Минэкономразвития, предполагающий комплексные изменения в сфере ГЧП. Документ должен закрепить формы бюджетного участия, ввести институт особых обстоятельств, перевести торги в электронную форму (опционально), утвердить компенсацию подготовки ЧКИ и другие новеллы.
Расширить применение механизмов ГЧП на другие сферы поможет ряд разработанных документов. Так, в Госдуму внесены два законопроекта, которые дадут возможность распространить закон о ГЧП на сферу обращения с медицинскими и биологическими отходами. Ускорить запуск IT-проектов поможет инициатива по закреплению оборота данными в ГИС и распространение на такие объекты механизма контрактов жизненного цикла. Также в рамках двух нормативных актов разработан порядок мониторинга реализации концессий и соглашений о ГЧП/МЧП.
Департамент экономического развития Белгородской области
Адрес: 308000, Белгородская область, город Белгород, проспект Славы, 72
Телефон: +7 (4722) 33-62-88
Рейтинг «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации» за 2020 год
Министерство экономического развития Российской Федерации подвело итоги ежегодного рейтинга «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации» за 2020 год.
По итогам 2020 года Белгородская область вошла топ-20 среди субъектов Российской Федерации по развитию ГЧП и заняла 19 место, улучшив свои позиции по сравнению с 2019 годом на 3 пункта.
Рейтинг был подготовлен на основании методики расчета показателя, утвержденной Минэкономразвития России. В 2020 году были пересмотрены существующие подходы к расчету показателя в сторону повышения удельного веса опыта реализации проектов ГЧП.
При формировании рейтинга за 2020 год показатель уровня ГЧП определялся как средневзвешенное значение трех факторов, характеризующих особенности развития сферы ГЧП в субъекте Российской Федерации:
Среди субъектов Центрального Федерального округа позиции нашей области не изменились и занимают 4 место.
Наилучших показателей удалось достичь в рамках фактора «Состояние нормативно-институциональной среды», где Белгородская область заняла 6 позицию.
Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития сферы ГЧП опубликован на официальном сайте Минэкономразвития России.
Департамент экономического развития Белгородской области
Адрес: 308000, Белгородская область, город Белгород, проспект Славы, 72
Телефон: +7 (4722) 33-62-88
Рейтинг «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации» за 2020 год
Министерство экономического развития Российской Федерации подвело итоги ежегодного рейтинга «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации» за 2020 год.
По итогам 2020 года Белгородская область вошла топ-20 среди субъектов Российской Федерации по развитию ГЧП и заняла 19 место, улучшив свои позиции по сравнению с 2019 годом на 3 пункта.
Рейтинг был подготовлен на основании методики расчета показателя, утвержденной Минэкономразвития России. В 2020 году были пересмотрены существующие подходы к расчету показателя в сторону повышения удельного веса опыта реализации проектов ГЧП.
При формировании рейтинга за 2020 год показатель уровня ГЧП определялся как средневзвешенное значение трех факторов, характеризующих особенности развития сферы ГЧП в субъекте Российской Федерации:
Среди субъектов Центрального Федерального округа позиции нашей области не изменились и занимают 4 место.
Наилучших показателей удалось достичь в рамках фактора «Состояние нормативно-институциональной среды», где Белгородская область заняла 6 позицию.
Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития сферы ГЧП опубликован на официальном сайте Минэкономразвития России.
Все о ГЧП и концессиях в России плюс рейтинг регионов по ГЧП: аналитика от Минэкономразвития
Минэкономразвития России впервые подготовило информационно-аналитический обзор о развитии ГЧП в России на основе официальных статистических данных ГАС «Управление».
Открыть Обзор на сайте Минэкономразвития
Распределение объема инвестиций в концессионные соглашения по источникам финансирования
Напомним, в декабре 2019 специально к VI Общероссийскому форуму «Частные операторы коммунальной инфраструктуры» Национальный Центр ГЧП при поддержке ИнфраВЭБ выпустили аналитический обзор «ГЧП в коммунальной инфраструктуре и благоустройстве», в котором представил срез по применению ГЧП в отрасли и основные типовые решения. По данным Центра, в России в коммунальной сфере реализуется 2769 проектов на 722 млрд рублей, и сконцентрированы они, в основном, в муниципалитетах.
Одновременно с аналитическим обзором Минэкономразвития сформировало рейтинг регионов по уровню развития сферы государственно-частного партнерства за 2019 год.
Открыть рейтинг на сайте Минэкономразвития
В первой десятке Самарская область, Москва, Московская и Нижегородская области, Пермский край, ХМАО-Югра, Свердловская, Тамбовская, Иркутская, Новосибирская области.
Показатель «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации» рассчитывается в настоящее время по временной, переходной методике. Она была утверждена Минэкономразвития в ноябре 2019 года. В частности, к оценке показателей институциональной среды и нормативно-правового обеспечения государственно-частного партнерства в субъектах РФ привлекаются независимые экспертные организации. Фактические данные о проектах основаны на информации ГАС “Управление”.
Предполагается, что рейтинг по итогам 2020 года будет рассчитан уже по новой методике.
Власти впервые раскрыли объем соглашений в рамках ГЧП
Минэкономразвития впервые обнародовало статистику сферы государственно-частного партнерства (ГЧП) в России. РБК ознакомился с материалами ведомства.
Эти данные говорят о недостаточном уровне инвестиций в инфраструктуру через договоры ГЧП, констатирует Минэкономразвития. Объем принятых инвестиционных обязательств по заключенным концессионным соглашениям составляет порядка 1,6% от объема ВВП за 2019 год. При этом в Великобритании, например, объем инвестиций в проекты ГЧП составляет не менее 6,6% ВВП, в Канаде — 8,1%, отмечает замминистра экономического развития Михаил Расстригин.
По его словам, почти все регионы используют механизмы ГЧП для привлечения инвестиций, однако только десять из них подписали 100 и более концессионных соглашений с учетом муниципальных концессий. «Количество соглашений с размером инвестиций более 10 млрд руб. составляет всего 32 штуки», — сказал Расстригин РБК.
В среднем в России ежегодно заключается порядка 500 новых соглашений с объемом инвестиций порядка 280 млрд руб. При сохранении таких темпов Россия в обозримом будущем не достигнет уровня Великобритании по инвестициям в концессии, подчеркивает Минэкономразвития.
Сегодня рынок ГЧП находится на вполне безопасном уровне, России есть куда расти, говорит руководитель InfraONE Research Александра Галактионова. «Деньги, которые можно привлекать, есть, а проектов на рынке не хватает», — сказала она РБК.
«Есть длинные деньги, которые можно было бы вложить, но нет проектов», — согласна управляющий директор — руководитель центра ГЧП Сбербанка Анна Багинская. Кроме того, российский рынок ГЧП достаточно молод, ему порядка десяти лет. Федеральные органы власти «уже набрали компетенции, у них есть квалифицированные кадры, понимание, как это делать». «У региональных и муниципальных органов власти такой квалификации нет, они боятся в эти проекты идти, так как нет средств, чтобы разрабатывать соглашения, и людей, которые будут их сопровождать», — отмечает Багинская.
В каких сферах чаще всего заключают концессии
Однако именно транспортные концессии являются наиболее крупными по общему объему инвестиций — на них приходится 70% денежных средств. В основном это проекты по строительству инфраструктуры автомобильных дорог.
Самыми крупными концессионными соглашениями на сегодняшний день являются транспортные проекты, оба находятся на стадии проектирования (см. инфографику). Это строительство железнодорожной линии Обская — Салехард — Надым в Ямало-Ненецком автономном округе (общий объем инвестиций — 130 млрд руб.), и создание железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино в Туве и Красноярском крае (127 млрд руб.).
Минэкономразвития составило также рейтинг регионов России по уровню развития сферы ГЧП. Показатель каждого определялся как средневзвешенное значение трех факторов: опыт реализации проектов ГЧП в субъекте, развитие институциональной среды в сфере ГЧП и нормативно-правовое обеспечение данной сферы. Лидерами рейтинга стали Самарская область, Москва и Московская область (у каждой более 98 из 100 возможных баллов). За ними следуют Нижегородская область (96,9 балла) и Пермский край (95,8). Хуже всего сфера ГЧП развита в Северной Осетии (6,7 балла), Ингушетии (7,5), Брянской области (11,3 балла), Карачаево-Черкесии (14,7) и Тверской области (15,6 балла).
Потенциал ГЧП в России пока остается невостребованным, считает завкафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. Основную сложность он видит в том, что стороны «никак не научатся разделять ответственность». «При директивной системе управления в государстве сложно придумать механизм, чтобы находить решения компромиссно», — сказал он РБК.
Более подробно о состоянии рынка концессий в России читайте в материале «РБК Pro».