рейтинг чувгу среди российских вузов
Рейтинг чувгу среди российских вузов
Карта сайта
Чувашский госуниверситет в рейтингах
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова укрепил позиции в международном рейтинге научных учреждений SCImago 2020
Всего в международном рейтинге SCImago 2020 (SCImago Institutions Rankings (SIR) 2020) представлены более 7 тысяч научных учреждений мира. В этом году в него вошли 278 российских организаций, в том числе всего 136 вузов. В ранжировании учреждений высшего образования нашей страны Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова находится на 64 позиции.
Критерий включения учреждения в рейтинг SIR — публикация не менее 100 работ, включенных в базу данных научного цитирования SCOPUS. В целях ранжирования расчет производится ежегодно на основе результатов, полученных за пятилетний период, заканчивающийся за два года до выпуска рейтинга. Например, если выбранный год публикации — 2020, используются результаты за пятилетний период 2014–2018 годов. Единственным исключением является случай веб-показателей, которые рассчитываются только за последний год.
В основе рейтинга — три группы индикаторов:
1. Оценка научно-исследовательской деятельности – ее составляют одиннадцать индикаторов, суммарный весовой коэффициент которых равен 50%.
2. Оценка инновационной деятельности – ее составляют три индикатора с суммарным весовым коэффициентом 30%.
3. Оценка социального воздействия – это три веб-индикатора с суммарным весовым коэффициентом 20%.
Для справки:
Рейтинг SCImago Institution Rankings (SIR) – это платформа для анализа, оценки и ранжирования результатов исследований университетов и исследовательских организаций по всему миру. Платформа SIR нацелена на разработку аналитических инструментов, чтобы помочь учреждениям в мониторинге и оценке результатов их исследований и принятии решений с целью повышения эффективности исследований.
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова занял лидирующие позиции в Национальном агрегированном рейтинге вузов России
В декабре 2019 года Гильдия федеральных экспертов в сфере профессионального образования поздравила коллектив Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова с тем, что
«вуз занял лидирующие позиции в Национальном агрегированном рейтинге вузов России. Университет получил высокую рейтинговую оценку».
Всего в исследовании был представлен анализ достижений 721 вуза России. Мониторинг проводился на основе анализа публичных признаваемых рейтингов лучших вузов России.
Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования (НФПИ, nfpi-edu.ru ) впервые опубликовал «Рейтинг по результатам профессионально-общественной аккредитации». Его основным показателем является профессионально-общественная аккредитация программ вузов в признанных мировых аккредитационных агентствах. ЧГУ им. И.Н. Ульянова занимает в рейтинге 3 место среди вузов России.
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова вошел в число 100 лучших вузов России в рейтинге «Национальное признание»
Опубликован рейтинг высших учебных заведений России «Национальное признание: лучшие вузы 2019», анализирующий качество научно-педагогического персонала вуза через признание отечественным профессиональным сообществом его научных, инновационных и научно-практических достижений. По результатам исследования экспертов портала «УниверЭксперт – Академический критик», Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова занял 27 место среди классических вузов с государственной аккредитацией и 77 место в общем рейтинге из 695 вузов страны.
Главные принципы построения рейтинга вузов «Национальное признание» включают в себя несколько направлений: оценка вуза через его ключевой персонал – основной профессорско-преподавательский состав; оценка значимости для каждого предмета, в которых вуз введет свою деятельность; признание российским профессиональным сообществом научных, инновационных и научно-практических достижений (в основу этой оценки положены простые арифметические операции с индексом Хирша); национальное признание в качестве номенклатуры предметных областей – Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ).
В этом рейтинге есть и показатели по предметам. Так, по предмету «Электротехника» ЧувГУ занял 10 место.
ЧГУ почти не виден. Опорный вуз Вологодской области занял 169 место из 288 университетов России
Первым 6 июня обнародовал свои данные глобальный рейтинг Quacquarelli Symonds (QS) 2018. Было бы, конечно, опрометчивым видеть в нём провинциальный вуз из Череповца, учитывая, что всего в него вошли 27 российских вузов, а в первую сотню — лишь один Московский госуниверситет имени Ломоносова, занявший 90-е место. И это ещё лучшие показатели российских вузов в наиболее авторитетном мировом рейтинге с 2004 года!
Кроме того, в этом году в академический совет QS впервые вошли два представителя России — ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор РУДН Владимир Филиппов.
Наверное, с удовлетворением можно отметить, что из вошедших вQS27 отечественных вузов, 17— участники проекта «5–100», программы созданной после президентского указа 2012 года о вхождении не менее пяти российских университетов в первую сотню по ведущим мировым рейтингам. Можно сказать, что программа работает. При этом её главную задачу, сформулированную президентом Путиным, выполнил лишь МГУ.
Успехи российских вузов в QS связывают с улучшением большинством участников показателей по индикатору «Репутация среди работодателей»
Кроме того, 18 российских вузов улучшили показатели в категории «Доля иностранных студентов». «Ахиллесовой пятой» российских участников остается индекс цитируемости научных публикаций, региональный директор QS Зоя Зайцева: «Почти все вузы показали негативную динамику, ни один не вошел в топ-800 по этому показателю. Судя по оценкам работодателей и академических экспертов, с профессиональным сообществом мы научились работать, хотелось бы теперь подтянуть и научную составляющую».
Страна
Два других рейтинга отранжировали вузы России по значимости и достижениям внутри страны. В среду топ-100 лучших вузов России за 2018 год опубликовало рейтинговое агентство RAEX. ЧГУ среди них опять нет. Зато эксперты RAEX выявили низкий уровень финансирования ведущих педагогических и аграрных вузов России и проблемы с их кадровым составом.
«На одного студента педагогических вузов приходится в два раза меньше средств, чем в среднем в вузах из топ-100 рейтинга (143,9 тыс. руб. против 315,5 тыс.), аналогичный показатель по аграрным вузам также невысок — 186 тыс. руб.», — говорится в отчете исследователей.
Исследование выявило ещё несколько проблем, характерных для системы российской высшей школы.
Во-первых, это моноцентричность высшей школы: 50 из 100 лучших вузов России расположены в четырех регионах — Москве, Санкт-Петербурге, Томской и Московской областях. Тот факт, что сильные университеты сконцентрированы в очень ограниченном количестве субъектов Федерации, препятствует развитию региональных экономик.
Во-вторых, отраслевые вузы взяли четкий курс на многопрофильность. Преимущества в рейтинге вузов RAEX получили те из них, кому удалось выйти за рамки привычных предметных областей. Узкая специализация содержит немало угроз и идет вразрез с междисциплинарным подходом, который важен как для научных исследований, так и для успешности выпускников на рынке труда.
Наконец, среди социально значимых вузов наилучшие успехи демонстрируют медицинские образовательные учреждения: 13 медицинских вузов вошли в топ-100 рейтинга. При этом педагогические вузы представлены в сотне лучших всего тремя участниками, аграрные университеты — двумя. Такая ситуация создает риски с точки зрения развития человеческого капитала в масштабах страны.
Регион
Единственным рейтингом, в котором упомянут Череповецкий госуниверситет, ставший в прошлом году опорным вузом Вологодской области, оказался национальный рейтинг университетов, составленный Интерфаксом.
Здесь ЧГУ оказался на 169 позиции из 288 оценённых экспертами вузов. Деятельность вузов оценивалась по шести параметром: образование, исследования, социальная среда, международное и межрегиональное сотрудничество, инновации и бренд университета.
Можно отметить, что череповецкий вуз по сравнению с прошлым годом (сам проект «Интерфакса» запущен в 2010 году) сумел подняться на 36 позиций и остался лидером в Вологодской области. Эксперты отметили прогресс ЧГУ по пяти критериям оценки: образование, бренд, исследования, интернационализация, инновации.
Так радоваться ли нам или печалиться таким результатом, глядя на результаты всех трёх рейтингов?
Скорее всего, к приведённым показателям нужно относиться спокойно. Речь идёт всё-таки о таком небыстром процессе, как образование, в котором почти не бывает стремительных прорывов. Здесь нужна кропотливая, упорная, повседневная работа. Приоритеты которой у разных вузов даже одной страны отличаются весьма существенно.
К примеру, эксперты Московской школы управления «Сколково» делят российские вузы на две большие группы. В первую входя так называемые глобальные университеты (в частности, те, что фигурируют в рейтинге QS). Их роль — определять «дизайн» системы высшего образования страны. Они —»горный хребет«, который определяет «климат» национальной высшей школы. Такие вузы являются стандартом качества, и их лидеры задают направление дискуссии о высшем образовании. Несмотря нанациональную укоренённость, они соревнуются на мировом рынке за таланты, проекты и влияние.
Гораздо большую группу составляют так называемые регионообразующие университеты.
«Это значит, — полагают исследователи „Сколково“ Андрей Волков и Дара Мельник, — что университет имеет проактивную позицию во взаимодействии с региональными индустрией и правительством, принимает участие в разработке стратегии и берет на себя часть ответственности за развитие региона. Наряду с образованием, исследованиями и инновациями это еще одна миссия университета».
Регионообразующие университеты должны быть порталом, по которому идеи с глобального уровня переходят на региональный. Но это не должна быть профанация, упрощение при адаптировании идей к «почве», полагают в «Сколково»: нужно, чтобы у региональных вузов были собственные интересные исследовательские, R&D и образовательные предложения для партнеров за пределами региона.
Региональные вузы должны доступны для всех желающих, но по-разному. Здесь должны найти для себя сверхсложные треки талантливые и требовательные молодые люди, но здесь же должно быть и массовое «незаурядное образование для обычных людей». Так, например, определял свою миссию вуз Мичигана, считающийся одним их успешных примеров регионального университета мирового класса. Плюс к этому, в региональном вузе должна быть система дополнительного образования для всех возрастов и всех групп локального населения — от предпринимателей до учителей. При этом программы должны быть так по-разному хороши в разных регионах, чтобы студентам хотелось не только уезжать, но и приезжать.
Насколько смог понять СамолётЪ из прошлогодней беседы с ректором ЧГУ Дмитрием Афанасьевым, все три упомянутые составляющие сегодня присутствуют в стратегии развития вуза. И это, в общем, вселяет оптимизм.
Сергей Михайлов
СамолётЪ
ЧувГУ в ТОП-3 рейтинга эффективности работы российских вузов с социальной сетью ВКонтакте
Минобрнауки России представило рейтинг медийной активности 219 высших учебных заведений в социальных сетях и СМИ в июле. Официальная страница ЧГУ в социальной сети ВК признана одной из лучших.
Хорошую ленту новостей хочется лайкать, репостить и просматривать более ранние публикации, в надежде узнать что-то полезное и увлекательное. Так считают специалисты Минобрнауки, которые разработали и представили в рамках Международного фестиваля «Российская креативная неделя» новую методику анализа рейтинга медийной активности высших учебных заведений.
Для оценки качества контента были выбраны показатели, которые можно посчитать или увидеть в метриках. Всего в рейтинге их 57. В разработке методики приняли участие представители более 30 университетов, общественных организаций и СМИ, а также эксперты в области медиалогии и социологии.
Чувашский госуниверситет занимает в этом рейтинге очень достойные позиции: рейтинг эффективности работы вузов с социальными сетями — 16 место; общий рейтинг медийной активности вузов — 41 место; рейтинг эффективности работы вузов с официальными сайтами — 50 место.
Самое значимое достижение для регионального вуза на фоне крупных федеральных университетов – второе место в рейтинге эффективности работы вузов с социальной сетью ВКонтакте. В нем Чувашский госуниверситет уступил лишь МГТУ им. Н.Э. Баумана, третьим в этой тройке стал Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
«Чтобы привлекать внимание тех, кто интересуется жизнью вуза, в социальных сетях, а ЧувГУ представлен во Вконтакте, Инстаграме и Тик-токе, рассказывать интересные истории из жизни вуза, давать самую актуальную и проверенную информацию для студентов, преподавателей, абитуриентов, их родителей, работодателей, в нашем университете работает целая команда специалистов. От их слаженного взаимодействия и даже от их искренности и зависит конечный результат – то, что вы видите в своей ленте новостей. Конечно, мы делаем это не ради рейтингов, но получить высокую оценку своего труда приятно каждому», — поделился ректор Чувашского госуниверситета Андрей Александров.
Рейтинг медийной активности вузов будет обновляться и публиковаться на сайте Минобрнауки.
Рейтинг чувгу среди российских вузов
Востребованность у работодателей
Для оценки этого критерия Forbes Education провел опрос 100 лучших работодателей России и проанализировал, выпускники каких вузов устроились на работу в лучшие компании, а также получили повышение зарплаты и должности в 2020-2021 годах.
Кроме того, работодателей попросили перечислить вузы, чьих выпускников они стремятся нанимать в первую очередь, так как считают их наиболее подготовленными.
Наиболее востребованными у работодателей оказались вузы технической направленности. В числе университетов, чьих выпускников стремятся нанимать в первую очередь чаще всего упоминались ВШЭ (вуз упомянули 54% опрошенных работодателей), МГУ им. М.В.Ломоносова (49%), МГТУ им. Н.Э. Баумана (40%), МФТИ (37%), МИФИ (31%) и УрФУ им. Б.Н. Ельцина (31%). При этом рекордсменом по числу успешно трудоустроившихся выпускников оказалась Российская экономическая школа: в вузе обучается всего 413 студентов (для сравнения, в МГУ им. М.В. Ломоносова – 35 080), однако выпускники РЭШ оказались в штате значительного числа лучших компаний России.
20 самых востребованных вузов у работодателей:
Нетворкинг
5 самых востребованных российских вузов среди детей миллиардеров:
20 вузов с лучшим нетворкингом (по сумме баллов)
Качество образования
Качество образования в вузе оценивалось на основе данных мониторинга Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и учитывало такие параметры, как: соотношение числа преподавателей и студентов, зарплату профессорско-преподавательского состава, долю молодых преподавателей (до 40 лет) и международную деятельность вуза.
20 вузов с лучшим качеством образования
Международное признание
Существует три наиболее авторитетных мировых рейтинга вузов: шанхайский Academic Ranking of World Universities (ARWU), британские Quacquarelli Symonds (QS) и Times Higher Education (THE). Присутствие вуза в рейтингах говорит о его узнаваемости за пределами России. Forbes Education посчитал средние показатели каждого вуза по всем трем рейтингам и перевел результат в 10-балльную систему.
ЧГУ, ЧГПУ и ЧГСХА вошли в национальный рейтинг российских ВУЗов
Национальный рейтинг вузов РФ, который показывает их востребованность со стороны российской экономики, был представлен во вторник, 12 декабря, проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня».
В 2017 году в исследование вошли 448 вузов из 81 субъекта РФ. Оценка вузов проводилась по таким критериям, как востребованность подготовленных специалистов работодателями, коммерциализация интеллектуального продукта, производимого вузом, а также востребованность научно-исследовательского продукта (методика).
Как сообщается в пресс-релизе Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, три вуза, расположенные на территории Чувашской Республики, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия и Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева также прошли исследование по показателям рейтинга.
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова занял 67-е место среди 89 представленных в рейтинге классических вузов страны. Профиль вуза по показателям выглядит следующим образом: доля выпускников, получивших направление на работу – 24,1%; доля средств от коммерциализации интеллектуальных продуктов – 6,74%; i-индекс цитирования трудов сотрудников организации – 11.
Чувашская государственная сельскохозяйственная академия находится на 32-м месте среди 54 сельскохозяйственных вузов. Доля выпускников, получивших направление на работу, составила 91,6%; доля средств от коммерциализации интеллектуальных продуктов – 6,99%; i-индекс цитирования трудов сотрудников организации – 6.
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева – на 37-м месте среди 69 гуманитарных вузов. Профиль вуза следующий: доля выпускников, получивших направление на работу – 73,1%; доля средств от коммерциализации интеллектуальных продуктов – 4,96%; i-индекс цитирования трудов сотрудников организации – 7.