рэп раньше было лучше
Молодой, плохой и злой: почему рэп новой волны стал главной музыкой двадцатилетних
«Курить я бросил, но тебя бы никогда не бросил» — такая незамысловатая поэзия в сочетании с простыми, но запоминающимися битами сделала Ивана Дремина (Face) одним из главных кумиров поколения Z, а его треки — гимном российского рэпа новой школы (новая школа, или нью-скул — направление в хип-хопе, основанное на широком использовании звуков 808-й драм-машины, смешении различных музыкальных стилей и минимализме в текстах).
Успех Face у сегодняшних подростков можно объяснить тем, что его музыка и тексты резонируют с их проблемами — первая влюбленность, непонимание со стороны родителей, депрессия, поиски себя. Еще до выхода альбома «Пути неисповедимы» и погружения в политику Дремин выпустил несколько релизов, которые можно назвать квинтэссенцией подросткового взгляда на мир. В его песнях — категоричность, бунтарство и чувство одиночества, переданные максимально искренне и просто — в форме эдлиб-рэпа (разновидность хип-хопа, которая отличается минимальным количеством текста и частым использованием выкриков — эдлибов: например, graaah в треке Panda рэпера Desiigner или «эщкере» у того же Face).
Безусловно, популярность Face и его коллег по цеху остается загадкой для тех, кто не родился со смартфоном в руках. Сам Дремин так объясняет популярность рэпа у поколения двадцатилетних: «У молодежи всегда есть желание что-то запретное делать, что-то запретное обсуждать. И где-то в такой обстановке, где нет их родителей». Тексты современных хип-хоп-исполнителей как раз об этом — сексе, сумасшедших вечеринках и демонстративном пренебрежении родительскими советами — с соответствующей, хорошо знакомой лексикой.
Еще одна важная характеристика хип-хопа — ориентированность на богатство и успех и желание этим кичиться (или, выражаясь современным сленгом, — флексить). Эстетика блинг-блинг в русском переложении — это красный цвет Lamborghini и лимитированные кроссовки в треках Элджея, «цацки» на груди и на запястье у Yanix, про часы Rolex, заменившие G-Shock, у рэпера OG Buda.
Конечно, внес свою лепту и набирающий популярность трэп — большинство артистов новой школы, включая Yanix, Face, OFFMi и OG Buda, вдохновлялись именно этим поджанром. Герой трэпа — гангстер, который прошел через трудности, победил обстоятельства и теперь живет в роскоши, вступая в беспорядочные связи и принимая запрещенные вещества в окружении прекрасных пышногрудых дам. Один из самых ярких представителей жанра — рэпер 21 Savage — действительно повидал разное: торговал наркотиками, промышлял грабежом и крупным воровством, потерял в перестрелках брата и лучшего друга, а сам в возрасте 21 года получил шесть огнестрельных ранений.
Двадцатилетние хотят быть не только успешными и дерзкими, но и модными, а хип-хоп, как известно, — это не только музыка, но и лайфстайл. Интерес к уличной моде в России резко подскочил после прорыва Гоши Рубчинского, а теперь едва ли не каждый подросток сможет пересказать вам биографию Вирджила Абло, основателя Off-White, креативного директора мужской линии Louis Vuitton и близкого друга Канье Уэста, а также легко назовет имя рэпера, ставшего лицом нового кампейна Gucci.
Рэп стал доступным, такую музыку может делать буквально каждый, кто не поленится установить на компьютер программу FL Studio, и это тоже причина сверхпопулярности жанра. Нарочито простые инструменталы ложатся в основу самых хитовых треков. Так случилось с треком Gucci Gang (более 970 миллионов просмотров в YouTube на октябрь 2019 года): продюсер Брендан Мюррей (Bighead) набросал бит для платинового хита Лил Пампа за пару минут, пока рэпер играл в баскетбол на площадке рядом со студией. Аналогичная история произошла с треком Pharaoh и Boulevard Depo «5 минут назад», бит для которого, по словам продюсера Saluki, был в буквальном смысле написан за пять минут.
Появилось целое поколение молодых исполнителей — так называемых bedroom artists, тех, кто делает музыку «на коленке», в домашних условиях. Один из них — британец Rex Orange County, сотрудничавший с рэп-звездой Tyler, the Creator в рамках его легендарного альбома Flower Boy. Певцу удалось не только самостоятельно выпустить два лонгплея (релиз третьего — Pony — намечен на 25 октября), но и поработать с Рэнди Ньюманом над обновленной версией You’ve Got a Friend in Me — знаменитой песни из саундтрека «Истории игрушек».
Кроме того, рэп вслед за своими слушателями сам стремительно молодеет. Возьмем, к примеру, Lil Tecca — хитмейкера, чей сингл Ransom закрепился в топах главных музыкальных чартов. Ему 17 лет, и из-за учебы он вынужден заниматься рэпом исключительно в выходные. Столько же в этом году исполнилось Smooky MarGielaa, который уже отметился на нескольких релизах A$AP Mob и записал фиты с Twelvyy, Ferg и Marty Baller. Что уж говорить о 16-летней Bhad Bhabie, которая успела не только выпустить успешный дебютный альбом, но и поучаствовать в бифах (публичные разборки. — Esquire) с Игги Азалией. К слову, хип-хоп любят в том числе и за бифы — не существует другого жанра в музыке, в котором конфликты возникали бы настолько часто и с таким накалом.
Современная музыка деградирует! Или же нет?
Пост, после которого вы станете смотреть на нынешнюю отечественную попсу другими глазами.
Всё чаще в интернете я стал наблюдать отчётливый вой 30-летних старпёров. Словно «пригожинские тролли», они заходят под любую новость или пост о современной российской популярной музыке, будь то новый клип Моргенштерна или свежий сингл Клавы Коки, и включают вечное стариковское брюзжание: «Сейчас-то вся музыка говно, а вот в наше время. » Частота появления подобных комментариев могла бы навести на мысль о спланированности и чьём-то злом умысле, но нет, – нытьё про «раньше было лучше» было с нами всегда. Впрочем, плохая музыка тоже.
Кто сейчас самый ненавистный персонаж в русской музыке? Безусловно, Моргенштерн, эта квинтэссенция беспощадной русской попсы. Морген собрал в себе чуть ли не всех покемонов, раздражающих любого противника попсы: примитивные тексты, выделяющаяся внешность и вызывающее поведение, дополняемые сомнительными инфоповодами. Именно его имя чаще всего мелькает рядом с обличающими современную поп-музыку постами, именно его обвиняют в деградации всего и вся, видя в Алишере не музыканта, а лишь чудовищное порождение зла.
Но, позвольте, 15 лет назад точно так же костерили Диму Билана. Это сейчас к нему обращаются не иначе как Дима Николаевич, а тогда только ленивый не пинал Билана за пошлейшие тексты, наподобие этого шедевра:
Этой ночью всё будет гладко
Я люблю тебя так сладко
Яркий имидж, неоднозначные поступки, максимальная монетизация своего имени, – такое в истории отечественной музыки уже случалось. Это уже потом Дима образумился, стал петь на английском чуть более осмысленные песни, триумфально победил на Евровидении, в конечном итоге заслужив почёт и уважение. Так что не удивляйтесь, если через пару лет Алишер Тагирович поедет на тот конкурс, – тем более, что его коллеги из Little Big почти сделали это.
Вам всё ещё мало аргументов и кажется, что хуже современной музыки ничего не было и уже не будет? Давайте сделаем небольшой экскурс в историю отечественной эстрады и убедимся, что плохая музыка была рядом с нами всегда.
Кто помнит бурную музыкальную деятельность ютуберов в 2010-х? Тогда взлетевшие на интернет-лицедействе блогеры – Рома Жёлудь, Катя Клэп, Саша Спилберг, Хованский – внезапно решили, что умеют петь, и один за другим кинулись записывать синглы и пилить альбомы. Так как ЦА их песен была сложившаяся масса подписчиков ютуб-каналов, большого успеха блогеры здесь не добились, ведь за пределами этой тусовки такое творчество было особо никому не интересно.
Судьба Жёлудя показательна: выпустив дебютный альбом, он переехал в США, но, не найдя там поклонников и растеряв былую славу, через три года вернулся обратно и, по слухам, ныне подрабатывает в салоне связи.
Двухтысячные? Нытьё насчёт скатившейся эстрады раздавалось ничуть не реже, а глупые песни всё также гремели из каждого утюга. Артисты не парились по поводу смысла текстов и в случае затруднений в рифмовке легко переходили на простое «ла-ла-ла». За примерам далеко ходить не надо: «Блестящие», Митя Фомин, Акула, – тысячи их. А Жанна Фриске и вовсе назвала этой словесной конструкцией одну из своих самых хитовых песен.
Руки Вверх! Это сейчас их причисляют к классикам, слагая в комментариях на ютубе ностальгические оды, а когда-то группу считали безбожной попсой и издевательством над музыкой. И совершенно заслуженно, ведь их альбомы изобилуют весьма одиозными рифмами в значительно упрощённых текстах. Конечно, странно было бы ожидать глубины текста от поп-музыки, но на первых пластинках группы невозможно не заметить убогость и недалёкость мысли авторов, а некоторые треки вполне могут претендовать на приз самой глупой песни про любовь.
Также в вину группе можно поставить появление в стране кучи клонов самих себя и просто плохих музыкантов, а всё благодаря неуёмной продюсерской энергии Сергея Жукова. К слову, не так давно маэстро Жуков открыл продюсерский центр, так что ждём новую волну музыкальных талантов.
В девяностые вообще был полный мрак как в стране, так и на эстраде. Так как петь внезапно стало можно обо всём и любому желающему, на сцену пробирались многочисленные фрики, абсолютно не умевшие петь, но мечтавшие поиметь свои пять минут славы.
Один из них – Алексей Стёпин. Начав в 1995-ом творческий путь с дворовой тематики, ко второму альбому сделал он резкий разворот в сторону популярной музыки. Контракт с продюсером Александром Толмацким, отцом небезызвестного Децла, дал возможность Стёпину записаться в студии ОРТ-Рекордс, рекорд-лейбла Первого канала, ведомого Иосифом Пригожиным. Результатом этой сомнительной затеи стал выход в 1997 году кассеты «Гули-гули» с одноименным чудовищным шлягером про любовные метания жителей простого российского села.
К счастью, после выхода кассеты отношения между продюсером и подопечным расстроились, Алексей ушёл в сторону русского шансона, перестав быть интересным широкой публике, и его песни исчезли из эфира ТВ-каналов и популярных радиостанций. В нулевых у Стёпина были несколько попыток вернуть былую славу, но эта деятельность не смогла оставить в истории ничего, кроме сухих строчек в Википедии.
Не меньший ущерб умам населения в те мрачные для отечественной попсы времена нанесли такие персонажи, как Виктор Королёв, Шура, Каролина, Наталья Сорокина. Тогда их «хиты» гремели из колонок на всех рынках необъятной, вызывая у прохожих праведный гнев. К сожалению, на авторские права тогда всем было абсолютно покласть, а РАО ещё не лютовало с взиманием штрафов, так что управу на эти импровизированные дискотеки найти было сложно.
Можно было бы также упомянуть и других забытых героев, например, Софию Бубнову, ярко вспыхнувшую на ТВ благодаря значительной раскрутке всё того же Первого канала, и так же быстро погасшую. Но зачем? Эти имена справедливо отправились на свалку истории, так что не будем ворошить прошлое и сделаем ещё один шаг назад по исторической шкале.
В Советском Союзе, несмотря на присутствие цензуры и контроля за творчеством со стороны органов госвласти, плохой музыки хватало в избытке. Тогдашняя эстрада, выхолощенная и высушенная словно сухофрукт могущественным Министерством культуры, совершенно не отражала жизненные потребности общества.
Тяжелой рукой Минкульта из текстов убиралось всё острое и двусмысленное, делая тексты плоскими и бездушными. Как результат – песни были прекрасными по звучанию, но донельзя глупыми по смыслу. Солидные люди с хорошим музыкальным образованием пели о какой-то несусветной, оторванной от реальности ерунде, которая была адресована взрослым и вроде бы умным людям Страны Советов.
Советский человек, простой работник завода, вытачивал болванки из куска железа под бредни холёного солиста о поездке на маленьком плоту, что, согласитесь, не лучшим образом влияло на производительность труда. После тяжёлой смены он преодолевал путь домой вдоль унылых заборов в сторону облезлых домов-коробок, из окон которых ВИА «Поющие сердца» пели про облака, смотрящие в реку. А дома, в антураже убогого быта типовой советской квартиры, из радиолы ему в уши неслась песня про яблоки на снегу. Сюрреалистическая картина в лучших традициях кафкианства.
Конечно, были в СССР и отличные вещи, например, Давид Тухманов сделал впечатляющий, поистине мирового уровня альбом «По волне моей памяти». Но на одного такого Тухманова приходились, к сожалению, приходились десятки Пахмутовых и Гребенниковых. Безусловно, здесь велико влияние запроса «сверху», со стороны госорганов, но это не оправдывает творившийся в текстах популярных шлягеров трэш, причём без всякого угара.
Несмотря на то, что музыка в исполнении всевозможных ВИА была разнообразна – от фолка и народных песен до диско, рок-музыки и новой волны – тексты имели чисто прикладное значение, и было это на протяжении всего времени существования СССР. Пытаясь вложить в головы граждан нужные установки, композиторы придумывали такие шедевры, как «Мой адрес — Советский Союз», «Олимпиада-80», «ЛЭП-500». Красиво, патриотично, но – ни о чём.
А про соцреалистические песни раннего СССР даже вспоминать не хочется, это отдельный и особо изощрённый вид насилия над музыкой.
Надеюсь, вы убедились в том, что плохая музыка была, есть и будет. Если вам понравился текст и вы хотите знать ещё больше, подписывайтесь на Rubbish Music – телеграм-канал, где я почти каждый день рассказываю о разнообразной и не всегда плохой музыке.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПРОЧТЕНИЮ ЛЮБИТЕЛЯМ РОССИЙСКОГО РЭПА.
Пожалуй одно из лучших творений человечества, в последнее десятилетие омраченное заразой под названием «РЭП».
Рэп пришел в мир из грязных нигерских кварталов Америки, да простят меня любители толерантности и терпимости к другим народам, но негры раса особо умом не блещущая, за исключением некоторых личностей, все мы прекрасно знаем как живут черные в США да и в принципе в любой стране мира где есть ниггерские гетто, так вот, живут в убожестве, проживая в своих жалких домах, погрязнув в криминале и нищете. Естественно когда тебе правительство годами платит пособие по безработице, то у тебя появляется куча свободного времени, которое можно посвятить «творчеству» в результате которого и родилось исчадие ада под названием “rap”. Возьмем к примеру мегапопулярного в мире, но не в России (ведь те кто слушают рэп у нас в стране не то что английского, они даже родной речи толком не знают), да, что то я отступил от темы, так вот возьмем белого рэпера Эминема, огромное влияние на его творчество оказало то что он жил. как вы думаете где? Правильно в ниггерском, мать его, квартале.
Хотите я вам обрисую образ типичного слушателя данного направления «музыки» на просторах СНГ? Итак, это человек до 25 лет, преимущественно школьник или «студент» бурсы или пту, разговаривающий преимущественно матом и блатным жаргоном, помешанный на так званной «жизни по понятиям», пацанских цитатках, и бандитской жизни. Особая концентрация этих индивидумов наблюдается в пабликах по типу «Брат за брата», «Басота» или «АУЕ».
Зайдя на ютуб и просмотрев топ, мы увидим какой популярностью пользуются петушинные сходки под названием «Версус», или посмотрев на любом музыкальном сайте топ песен, мы сразу поймем интеллектуальный уровень среднестатистического пользователя интернета.
Так вот, суммируя все вышесказанное, можно утверждать что рэп является социо-культурным индикаторм который позволяет отследить динамику деградации молодежи. Ужас берет от того куда катиться современный мир, а ведь нам еще с этими долбаебами жить и развивать челевочество.
Так что слушайте господа классику, да что угодно слушайте, но умоляю вас, не нужно идя по городу или рассекая по городским кварталам на тонированной девятке слушать каспийский груз так что бы уши вянули у всего города.
«Кто, как цепку и амулет, таскал клеймо жертвы с самооценкою на нуле долгих несколько лет, после всю жизнь стоит перед выбором: сдаться, измениться внутри или компенсировать. Я выбрал третье и стал бороться вовсю против мира вдали от мест, где родные березки растут».
Рэпер признается, что был неуверенным в себе с самого детства. Когда Мирону исполнилось 9 лет, семья переехала из Санкт-Петербурга в Германию — эмиграция, неспособность прижиться на чужой земле, инаковость в последующем станут одной из магистральных тем оксимироновского сторителлинга (взять хотя бы его первый альбом «Вечный жид» — в данном случае скорее скиталец — и второй микстейп «Долгий путь домой»). Бороться мальчик из интеллигентной семьи решил цивилизованными методами — занялся рэпом (первые треки Мирон выпустил еще в 2001 году под псевдонимом MC Mif — тогда он зарегистрировался на портале Hip-Hop.ru и стал участником первых онлайн-баттлов).
«Баттл-рэп с ходу налез, как супергеройский костюм. В нем я умел все, о чем не мог и мечтать, и пришло время закрывать подростковый гештальт».
Молодой человек пристрастился именно к баттл-рэпу — подвиду жанра, напоминающему прожарку, в котором оппоненты посредством рифм, панчей (хлестких, запоминающихся строчек) деконструируют образы друг друга.
«Жаль, костюм забыл научить отвечать за свои слова».
Жесткость, бескомпромиссность, маскулинность, агрессия — в рэпе Федорову наконец-то стали доступны качества и эмоции, неприсущие ему в реальной жизни, но, отодвигая микрофон, он снова становился пай-мальчиком с заниженной самооценкой.
«Shokk, мой напарник тех лет, на вид был жестче внутри, но тоже дите и с демонами громче моих».
В 2008 году, после семилетнего перерыва, Федоров — уже выпускник Оксфорда по специальности «средневековая английская литература» — выпускает трек «Лондон против всех», начинающийся словами «Это 008 — помни памятную дату: мы вас разносим, будто в цирке сахарную вату. Без меня русский рэп загнется, как усы Дали». Дело в том, что в подростковом возрасте Мирон считал себя родоначальником рэпа на русском, но после короткого визита на родину обнаружил, что хип-хоп до России дошел и без него. Впрочем, это не помешало Федорову привезти из-за границы баттл-рэп и показать, как и — главное — о чем можно рифмовать и читать на самом деле. «Лондон против всех» привел Оксимирона на Optik Russia — немецкий лейбл русскоязычных эмигрантов, где он познакомился с Дмитрием Хинтером (Shokk), имевшим славу скандального рэпера из-за многочисленных бифов (отраженных в треках конфликтах с коллегами). Новоиспеченные товарищи покинули лейбл под предлогом расхождения интересов и организовали собственный — Vagabund (с немецкого — «скиталец»), концертным директором позвали Ваню Ленина. Вскормленные западным, преимущественно немецким агрессивным рэпом, парни противопоставляли себя рэперам из России, пытаясь привить им спортивную злость, хаяли отечественных коллег на чем свет стоит, часто прибегая к запрещенному (хотя просто еще не дошедшему до России) приему — подкалыванию ближайших родственников, особенно мам, в грубой форме. Дмитрий и Мирон в шутку называли себя «мамо***». Вот что читал Оксимирон о русских рэперах на сольном альбоме «Вечный жид» в 2011 году: «Я помню в детстве миг, как девственник, заняв неизвестный ник, из протеста вник в русрэп, сказав: «Я буду здесь вместо них». И полез в архив, бездна книг, я верил — ликбез велик, но, проведя десять лет в пыли, понял, что себя искать бесполезно в них».
«Мы диссили всех: Касту, Димасту, Басту, Жигана, Джигана. Были искренни, но по-разному».
Cлава о дерзости скитальцев разошлась годом раньше. Во время первого тура Vagabund кричали со сцены: «На*** «Касту!», так как по вине менеджера «Касты» у ребят отменились концерты в нескольких небольших городах. Оксимирон извинился за эту фразу перед участниками группы на «Пикнике «Афиши» в 2012 году.
«Еще в середине октября дал знать, что я ухожу — только докатаем города».
Оксимирон называет Vagabund «альянсом ботаника с гопником» — они с Шокком действительно были зеркальными противоположностями, и если Федорову хватало злости и наглости только на треки и громкие высказывания со сцены, то Хинтер был всамделишным антагонистом: резким, конфликтным, нажившим проблемы с законом (например, он прятался у Оксимирона в Лондоне после того, как был пойман с наркотиками). Но причина распада группы не в этом — Оксимирона перестала устраивать работа Вани Ленина, артист считал, что менеджер их обманывает и без него они могут зарабатывать гораздо больше. Шокк эту точку зрения не разделял.
«Но ровно тогда судьбою в античной пьесе на сцену входит Рома Жиган».
«От нас требовали извинений со сцены, Шокк улетел, осмелел и повторил оскорбления: я понимаю стресс — с нами была его дама, но зачем [врать], что мы напишем заяву?».
Как писал позже Дмитрий Хинтер, Мирон уговаривал его пойти на условия Чумакова и извиниться на концерте в Санкт-Петербурге. Но Шокк не послушал: «Я снял маску с лица и показал свой разбитый *** [лицо]. Нас в Москве подловили и избили. Нас хотят сломать и опозорить. Требуют, чтобы мы извинились со сцены». После этих слов Хинтер поднял средний палец вверх и закричал: «Я их маму *** [трахал]!» Видео, на котором Шокку дают пощечину, разлетелось по сети в начале ноября.
Оксимирон не понял поступка товарища и снял ответное видео со следующей речью:
«Я удивился, что за меня был принят целый ряд очень важных решений, под которыми я никаким образом не подписывался. Дима своим внезапным отъездом из России поставил меня в положение, из которого я должен отвечать за весь Vagabund в целом. Так как я здесь остался один, я буду отвечать за себя. Я считаю как минимум глупым сначала оскорблять, а потом убегать. Я заявы не пишу, я пишу треки».
На этом Vagabund официально пришел конец.
«Новая глава: я перебираюсь в Россию, строю заново с нуля все один, первый микстейп, у Неваляшки появляются силы, встречаю Порчи, потом Booking Machine — мы начинаем расти».
После злосчастного концерта Оксимирон на некоторое время улетел в Лондон, а затем решил самостоятельно нести хип-хоп в Россию. «Неваляшка» — название трека 2012 года, в котором рассказывается о тернистом, беспросветном пути артиста («Нас все меньше, и хоть это тяжко, выживает сильнейший, но побеждает неваляшка»). Это один из первых треков, спродюсированных Porchy (Дарио Виейрой) — лондонским битмейкером португальского происхождения, по сей день верным менестрелем Оксимирона, написавшим помимо прочего биты «Горгорода». А Booking Machine — концертное агентство Ильи Мамая, основанное в 2009 году, изначально специализировавшееся на букинге метал-исполнителей. В 2013—2014 годах Booking Machine занималась организацией рэп-баттлов Versus — тогда Федоров, отец рэп-баттлов в России, сдружился с Мамаем. В 2017 году Booking Machine переросло в лейбл с разнокалиберными артистами (от лондонских друзей Мирона типа Markul до калифорнийца Ghostemane), а Мирон занял кресло CEO.
«Шокк сходит с ума — посвящает мне песни».
Хинтер долгие годы не упускал возможности задеть, оскорбить, подколоть бывшего друга в интервью, переписках с фанатами и треках. Вот строчка из дисса «Струя»: «Мы оба получали леща, но только на тебя он подействовал», а вот — из «Мясорубки»: «Ты променял дружбу на шанс — твое право, клоун жалкого субжанра «Геростратова слава».
«У меня нет выбора, если не хочу, чтобы мои будущие дети в школе увидали видео с отцом на коленях и пощечиной, и делаю то, что от меня хочет он».
Оксимирон понимал, что обрек себя на долгий, унизительный плен в темнице Жигана. Например, в 2013 году, перед первым сольным туром по России, Оксимирон выложил в твиттер фотографию с Батиштой и Жиганом и подписью «Пора взрослеть». В 2018 году Жиган вышел на сцену во время концерта «Я буду петь свою музыку», организованного Мироном в поддержку рэпера Хаски. Примерно в 2017 году (судя по татуировке Федорова Imperium на пальцах, которую он набил после выхода трека Imperail) артист рекламировал звукозаписывающую студию Жигана «Октава». Жиган напомнил об этом в ответе на десятиминутный трек. В 2019 году Оксимирон снялся в фильме Жигана про русский рэп Beef и дал интервью для его видеоблога. («Иду в его фильм, для хайпа нужен я, я соглашаюсь на прогиб — второй компромисс»). Шокк по истечении времени оправдал многочисленные компромиссы Мирона в одном из интервью: «Сначала меня злило то, что Мирон снялся [в фильме Ромы Жигана Beef]. Я считал это предательством. Впоследствии я понял, что он попал в ситуацию, в которую он не должен был попадать, и ему пришлось выкручиваться. Наверное, когда его просят поддержать какие-то мероприятия этого человека, Мирону приходится это делать. Я не думаю, что он делает это добровольно».
«Входит Женя — выходит «Горгород», деньги льются рекой, по три тура в год, бурный поток, Ургант, бомонд, *** [чертов] список Forbes».
«Каждый оппонент на баттле стелет про лещей — запретная тема, но секрет Полишинеля».
Рома Жиган отреагировал на внезапное перерождение Федорова так: «Я иногда поражаюсь твоему таланту рассказывать всем о том, о чем и так знает каждая собака, и делать это так громко и с пафосом, будто бы открыл всем глаза на новую вселенную, это нужно правда уметь». Претензия небезосновательна: рэп-тусовка и правда знала историю Vagabund от и до, а вместе с ней — и преданные фанаты. Было понятно, что Шокк стоял на коленях и получал леща не один. Мирон стоически молчал, чем только раззадоривал соперников на Versus.
Вот перепалка из баттла с Крип-А-Крипом: «Ты не гремлин, ты лепрекон. Твой горшочек с золотом с*** Жиган, и уже давно. Помню эпизод, как у вас кто-то деньги спер. Бедный орг, бедный Schokk, ты их спрятал под стельку в бот» — и ответ Оксимирона: «Чем Жигано́м задеть меня, получше повод ищи. Забудь про слово «лещи». Чувак, мы оба дрыщи». В баттле с Johnyboy Федоров сыграл на опережение и произнес такие строчки: «Я берусь угадать его панчи. И будут упомянуты в который раз лещи». А в 2017 году во время разгромного (для Оксимирона) баттла Слава КПСС выстрелил по хип-хоп-артисту номер один такой речитативной очередью : «Снимаешься в фильме Жигана? Это весьма красноречивый симптом. По ходу, это единственный в мире даун, у которого еще и стокгольмский синдром».
«Ледовый», прайм-тайм, KOTD — я скоро практически номер один».
После уничижительного баттла со Славой КПСС Федоров бодрился, объяснял первый в карьере проигрыш тем, что сознательно ушел в лирические отступления, хотя должен был посмотреть на новое поколение баттловиков «чей мир с тех пор перерос в нечто иное и самостоятельное». дал два стадионных концерта (в «Олимпийском» и «Ледовом»), что немыслимо для баттл-рэпера, чьи сложносконструированные тексты без вспомогательной литературы способны понять не все. Восстановил звание мессии баттл-рэпа, словесно уничтожив американского MC Dizaster в канадской баттл-лиге King of the Dot (KOTD), но ровно за месяц до этого выпустил депрессивный трек «Биполярочка» — не то что звоночек, а колокольный перезвон истинного душевного и морального состояния. Например, там есть такие строки: «Каждый мой шаг под микроскопом и рил ток: если хоть раз оплошал —всё. Я ждал год, чтобы отдать трон. Шапка Мономаха тяжела, я подустал всех *** в рот». Как будто бы Оксимирон не только признал превосходство Славы КПСС и рэп-поросли, но и воспользовался им, чтобы замолчать на долгих четыре года.