Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства

Предметная деятельность — ведущая деятельность детей раннего возраста

Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. картинка Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства фото. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства видео. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Федорова Ирина Алексеевна
Предметная деятельность — ведущая деятельность детей раннего возраста

Ранний возраст является важным и ответственным периодом жизни человека, который формирует фундаментальные определяющие дальнейшее развитие ребенка. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок-предмет-взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. За предметом ребенок не видит взрослого человека, однако без взрослого не может овладеть человеческими способами употребления предметов.

В период раннего возраста рождается новый тип деятельности – предметная деятельность, направленная усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. В ней решается противоречие социальной ситуации развития. Даже общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности.

Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка второго-третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы.

Предметная деятельность детей является для детей раннего возраста новообразованием и существенно влияет на социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие детей.

Изучением психического развития ребенка в рамках предметной деятельности, которая является ведущей в раннем возрасте,занимались такие выдающие ученые как: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Н. Галигузова, М. И. Лисина, С. Л. Новоселова, А. Р. Лурия, В. С. Мухина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, К. Л. Печора, Д. Б. Эльконин и другие.

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста.

Ранний возраст определяется большинством исследователей с года до трех лет. По мнению Л. С. Выготского, ранний возраст связан с интенсивным психическим развитием ребенка,которое происходит: в предметной деятельности; в общении с взрослым; в речевой деятельности; в поведенческих реакциях (произвольность поведения); в общении со сверстниками; в игровой деятельности; в сознании и самостоятельности [2, с. 14].

Социальная ситуация развития связана с прямохождением ребенка, что делает его более свободным в ориентировании в пространстве. Уверенная ходьба ребенка увеличивает его автономность от взрослого человека. Он более свободно и самостоятельно может ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с предметами. Основной потребностью данного возраста является познание окружающего мира через действия с окружающими предметами. Но самостоятельно овладеть способами употребления орудий или культурно обусловленными предметами ребенок не может. Поэтому у ребенка возникает потребность в предметном взаимодействии с взрослым человеком на основе ситуативно-личностной формы общения. Формируется новая форма общения между ребенком и взрослым ситуативно-деловое общение, представляющее собой деловое сотрудничество с взрослым на основе взаимодействия с предметами.

Контакт взрослого и ребенка опосредуется предметом и действием с ним. Взрослый для ребенка раннего возраста выступает как соучастник игры и предметной деятельности, как образец для подражания действий с предметами, как оценщик действий ребенка и эмоционально поддерживающий его успехи и достижения. Средством общения выступает обмен игрушками, привлечение внимания к предмету [1].

Полноценное общение взрослого и ребенка характеризуется:

инициативностью ребенка по отношению к взрослому, стремлением привлечь внимание взрослого к действию с предметами;

выбором сотрудничества с взрослым на основе предметной деятельности, настойчивость в требовании взрослого в соучастии в действиях с предметами и играх;

эмоциональным отношением, доверчивостью, открытостью, проявлением любви к взрослому;

чутким отношением к взрослому, его оценкам и подстраиванием поведения ребенка от поведения взрослого, восприятие похвалы и порицания;

активным использованием речи во взаимодействии с взрослым

Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. картинка Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства фото. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства видео. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства.Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. картинка Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства фото. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства видео. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства.Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста. Художественно-эстетическое развитие» Художница На листочке я рисую, Я рисую, как умею: То вверху я, то внизу я, То правее, то левее. На меня глядят, красуясь, Загогулинки,.

Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. картинка Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства фото. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства видео. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства.Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника» Консультация для родителей «Игра – ведущая деятельность дошкольника» Подготовила: Л. В. Кикина Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,.

Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. картинка Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства фото. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства видео. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства.Организованная образовательная деятельность по сенсорике с детьми 2 группы раннего возраста «Росинка». Организованная образовательная деятельность по сенсорике с детьми 2 группы раннего возраста «РОСИНКА». ТЕМА: «В гости к мишке» Задачи:.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста. Человек – это совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.

Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. картинка Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства фото. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства видео. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства.Проектная деятельность в группе раннего возраста «Солнечный лучик» (фотоотчёт) Здравствуйте, уважаемые коллеги! В эти пасмурные, ненастные, осенние деньки хочется поделится с вами нашими солнечными лучиками. Проектная.

Источник

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. картинка Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства фото. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства видео. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Памятка для родителей «Психологические особенности детей раннего возраста» В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера,.

Проект оформления предметно-пространственной среды для детей второго года жизни в условиях дома ребенка ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТАВ группе «Цыплятки» проживают дети в возрасте от года до двух лет. Особенностями развития детей данного.

Источник

Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)

Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. картинка Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства фото. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства видео. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. картинка Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства фото. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства видео. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. картинка Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства фото. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства видео. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. картинка Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства фото. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства видео. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства.

Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. картинка Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства фото. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства видео. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства.

Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. картинка Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства фото. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства видео. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства.

План

2. Развитие психических функций в раннем возрасте

3. Проявление личности в раннем возрасте

1.Социальная ситуация развития

Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Познание мира окружающих вещей совместная деятельность со взрослым»

Ведущая деятельность раннего детства

Предпосылки предметно-­манипулятивной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Ее целью является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.
Т.о., ведущей деятельностьюявляется не просто манипуляция с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением общественно-выработанными способами действий с предметами. Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий.» (Д.Б. Эльконин). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

Значимыми для психического развития оказываются соотносящиеиорудийныедействия.
Соотносящие действия состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия – это, например, складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек и т. д.

Орудийные – это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы.

К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.

2. Развитие психических функций в раннем возрасте

Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.

Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.

Источник

Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве

Ранний возраст как период зарождения и развития новых видов деятельности. Речевое общение ребенка для усваивания знаний. Закономерности и особенности в развитии предметно-орудийных и соотносящих действий. Развитие психических познавательных процессов.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления20.10.2013
Размер файла30,9 K

Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. картинка Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства фото. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства видео. Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Предметно манипулятивная деятельность ведущая деятельность в период раннего детства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребёнка, использование или неиспользование которых может иметь серьёзные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трёх лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Прямохождение обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации.

Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре.

Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека. Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на двух ногах и прямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. В физиологическом плане истоки такого стремления восходят к рефлекторным движениям младенца первых месяцев жизни, когда прикладывание ладони к ступням полусогнутых ног ребёнка вызывает их автоматическое разгибание. Благодаря переходу к вертикальной походке ребёнок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентировочно-исследовательской деятельности и конструкторской, творческой работы.

Примерно к трём годам память, восприятие, воображение и внимание ребёнка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребёнок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие.

Развитие познавательных процессов и речи помогает ребёнку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения. Именно в раннем возрасте ребёнок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет своё название. Через речь, которой ребёнок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение с взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для ребёнка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребёнку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определённой степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребёнком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Для того чтобы представить себе, как в раннем возрасте идёт процесс развития предметной и игровой деятельности, начавшийся ещё в младенчестве, необходимо расширить систему понятий, с помощью которых описываются данные виды жизнедеятельности.

Продуктивная деятельность ребёнка, которая содержит в себе попытку трансформировать и преобразовать воспринимаемую реальность. Такая деятельность включает в себя совокупность всех действий ребёнка, за исключением тех, которые исполняют роль копирования действительности, например восприятие, подражание.

2. Этапы развития предметной деятельности на протяжении раннего детства. Закономерности и особенности в развитии предметно-орудийных и соотносящих действий

Третий этап связан с возникновением предметно-опосредствованных действий, которые осуществляются орудийными операциями (дети начала второго года едят с помощью ложки; используют коляски для катания куклы, грузовики для перевозки кубиков).

Качественные преобразования, которые претерпевает ребёнок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят её к трём годам. Действительно, трёхлетний ребёнок владеет употреблением многих предметов обихода. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается с взрослыми и другими детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

Главное психологическое новообразование раннего возраста: отделение ребёнком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

В ходе психического развития ребёнка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребёнок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

Отличительной особенностью поведения ребёнка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются, прежде всего, тем, что непосредственно окружает ребёнка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребёнок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.

Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение ребёнка более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации, создаёт основу для развития речевой регуляции поведения, т.е. выполнения действий, направленных на словесно обозначенные цели.

К концу раннего детства ребёнок овладевает целенаправленными действиями при рисовании, при игре в кубики. Он начинает обозначать словами то, что хочет изобразить или построить. Однако словесная регуляция действий ещё очень слаба: замыслы детей неустойчивы, они изменяются по ходу дела, на них влияет восприятие результатов собственных действий, замыслы сплошь и рядом не доводятся до конца. В течение всего раннего возраста влияние ситуации часто оказывается сильнее, чем влияние объяснений взрослого и возникших у ребёнка намерений.

Начиная с полутора лет, оценка поведения ребёнка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.

Несколько позднее, чем чувство гордости, ребёнок начинает испытывать чувство стыда, в случаях если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребёнку становится стыдно, если он неправильно произносит слова, ошибается, рассказывая стишок, и.т. п. Но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослыми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его. В некоторых случаях чувство стыда может быть настолько сильным, что перевешивает другие побуждения и заставляет ребёнка отказаться от привлекательной игрушки или совершить какой-либо другой трудный для него поступок.

Один из наиболее важных моментов развития ребёнка раннего возраста состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, не изменяющегося при изменении ситуации, имеющего свои желания, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с желаниями взрослых.

Ребёнок начинает знакомиться с собой с конца второго года жизни. Это знакомство относится сначала к внешнему миру, а потом к внутреннему миру. На втором году жизни дети обычно не узнают себя в зеркале, на фотографии или в кино, сосредоточивая внимание на изображениях других людей, которых они знают. Узнавание возникает при помощи взрослых. Оно очень занимает ребёнка, и он как бы упражняется в запоминании своего облика.

Осознание себя как постоянного источника разнообразных желаний и действий, отделённого от других людей, происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребёнка.

Ребёнок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разнообразные предметные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребёнок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.

Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей, в свою очередь, приводят к появлению нового отношения ребёнка к взрослым. Он начинает сравнивать себя с взрослыми и хочет быть таким, как взрослые, выполнять те же действия, пользоваться такой же самостоятельностью и независимостью.

Становление речи, которое наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, перестраивает все психические процессы ребёнка. Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средство общения с взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и овладения своим поведением. Между до-вербальным периодом и периодом разговорной речи находится этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова ребёнка этого возраста отличаются от взрослых слов и по звучанию и по значению. Они неразрывно связаны с воспринимаемой ситуацией и выполняют в основном указательную функцию в ней. Примеров автономных детских слов множество. Так, детское слово «пу-фу» может означать йод, ранку, горячую кашу, сигарету, из которой идёт дым, огонь, сам процесс тушения и многое другое, где нужно дуть. Слово «кх» может означать кошку, мех, волосы, шапку, шубу и многое другое, что связано с ощущением мягкости и пушистости. С точки зрения взрослого в этих вещах нет ничего общего. Для взрослого этот признак мягкости и пушистости совершенно неважен, а для малыша он может быть главным, потому что в своих первых обобщениях он руководствуется, прежде всего, непосредственным ощущением и своим собственным, неповторимым опытом. Период автономной детской речи есть в развитии каждого ребёнка. В этот период нельзя сказать, есть у ребёнка речь или нет, потому что у него нет речи во взрослом смысле слова, и в то же время он уже говорит.

Следующий этап развития речи ребёнка знаменуется появлением его первых настоящих слов. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребёнка к речи. Рождение первых настоящих слов ребёнка происходит в предметном сотрудничестве с взрослым и проходит через три этапа: ориентация на предмет, на взрослого, на слово. Усвоение слов имеет примерно ту же логику, что и усвоение орудийных действий.

На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка (связи слов в предложения, падежей, предлогов, союзов и т.д.). Овладение грамматической структурой языка позволяет ребёнку выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации.

Раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, которые возникают в процессе смены ручных операций на орудийные. При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий. Функционально-предметные образования, сформированные в практической деятельности ребёнка, отражаются в его сознании и способствуют развитию мышления.

Формирование интеллектуальных операций у ребёнка в возрасте от 1 до 3 лет в основном происходит в процессе овладения орудийными действиями. Во-первых, эти действия являются более определёнными и постоянными, чем все другие виды действия; поэтому они легче выделяются и фиксируются в сознании ребёнка. Во-вторых, в орудийных операциях гораздо рельефнее выражена связь между различными предметами (т.е. связь орудия с теми предметами, на которые направлено его действие).

При усвоении предметных действий, главным образом орудийных, в предметах выделяются наиболее общие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих черты общих понятий.

· развитие предметной деятельности и делового общения со взрослым;

· развитие активной речи ребёнка;

· развитие произвольного поведения;

· появление игровых замещений;

· формирование потребности в общении со сверстником;

· развитие самосознания и самостоятельности ребёнка;

· овладение прямой походкой.

Однако, несмотря на значительный прогресс в психическом развитии, на протяжении всего раннего возраста ребёнок остаётся существом ситуативным, все действия и все психические процессы которого определяются наглядной ситуацией.

3. Ведущее значение предметной деятельности в развитии психических познавательных процессов и личности ребёнка раннего возраста.

Значит, обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причём способ, доступный детям.

Теперь мы можем заключить, что, овладевая предметными действиями, ребёнок усваивает, что делают с тем или другим предметом и как это делают. Вместе с тем, он учится сам выполнять соответствующие действия. Иначе говоря, дети усваивают назначение предметов, способы действий с ними и (в доступных пределах) технику выполнения этих действий.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребёнку впервые открываются функции предметов. Функция, назначение вещей является их скрытым свойством. Оно не может быть выявлено путём простого манипулирования. Так, ребёнок может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, долго стучать ложкой об пол, но этим ни на шаг не продвинется в познании функции предметов. Только взрослый способен в той или иной форме раскрыть ребёнку, для чего служит шкаф или ложка.

На первых ступенях развития предметной деятельности действие и предмет очень жёстко связаны между собой: ребёнок способен выполнить усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Если ему предлагают, например, причесаться палочкой или попить из кубика, он оказывается просто не в состоянии выполнить просьбу, действие распадается. Только постепенно происходит отделение действия от предмета, в результате которого дети раннего возраста приобретают возможность выполнить действие и с не соответствующими ему предметами или использовать предметы не по прямому назначению.

Важно, что, усваивая действия по употреблению предметов обихода, ребёнок вместе с тем усваивает и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами. Так, рассердившись на взрослого, ребёнок может швырнуть чашку на пол. Но тут же на его лице выразится испуг и раскаяние: он уже понимает, что нарушил правила обращения с предметом, которые обязательны для всех. В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребёнка в новых для него ситуациях, при встречах с новыми предметами. Если в период манипулирования ребёнок, получив незнакомый предмет, действует с ним всеми известными ему способами, то впоследствии его ориентировка направлена на выяснение того, для чего этот предмет служит, как его можно употребить. Ориентировка типа «что такое?» сменяется ориентировкой типа «что с этим можно делать?».

Не все действия, усваиваемые ребёнком в этот период, однотипны, и не все они имеют одинаковое значение для психического развития. Особенности действий зависят, прежде всего, от особенностей самих предметов. Одни предметы имеют совершенно определённый, однозначный способ употребления. Это одежда, посуда, мебель. Нарушение способа их употребления может рассматриваться и как нарушение правил поведения. С другими предметами можно обращаться гораздо свободнее. К ним относятся игрушки. Но и между ними разница очень велика. Некоторые игрушки созданы специально для выполнения определённых действий, в самом своём строении несут способ употребления (пирамидки, матрёшки, шаробросы), а есть и такие игрушки, которые можно употреблять по-разному (кубики, мячи). Наиболее важно для психического развития овладение действиями с теми предметами, способ употребления которых достаточно однозначен. Помимо предметов с фиксированным функциональным назначением и способами действия, закреплёнными исторически, в культуре существуют и так называемые полифункциональные предметы. В игре ребёнка и практической жизни людей эти предметы могут замещать другие предметы. Ребёнок открывает возможности применения полифункциональных предметов чаще всего с помощью взрослого.

Из числа действий, которыми овладевает ребёнок в раннем детстве, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия.

речевой ребенок общение психический

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика личностного и эмоционального развития ребенка в раннем детстве. Сензитивный период развития речи. Особенности развития предметной деятельности, игры, воображения. Восприятие, внимание, память, мышление в раннем возрасте. Кризис трех лет.

контрольная работа [33,5 K], добавлен 19.01.2011

Процесс зарождения логического мышления в ходе умственного развития ребенка. Смена ведущих форм деятельности как основа развития психики индивида. Предметно-манипулятивная деятельность в период раннего детства. Формирование наглядно-действенного мышления.

реферат [21,0 K], добавлен 10.02.2010

Дошкольный возраст как период интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. Психоаналитическая концепция З. Фрейда о развитии ребенка в период от 0 до 7 лет. Стремление ребенка к подражанию взрослым.

контрольная работа [20,9 K], добавлен 21.12.2013

Раннее детство как важный этап в развитии ребенка. Социальная ситуация развития ребенка. Прямохождение как условие расширения пространства ребенка. Развитие речи, восприятия, действия и мышления в раннем возрасте. Эмоциональное развитие ребенка.

курсовая работа [53,2 K], добавлен 11.08.2014

Возрастные характеристики и особенности психических процессов в раннем детстве (речь, мышление, память). Способности в виде ключевых компетенций. Клинические признаки задержки эмоционального развития. Физиологическое воздействие музыкальной терапии.

курсовая работа [69,7 K], добавлен 01.11.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *