Празднование дня памяти святой равноапостольной княгини ольги во пскове
День памяти святой равноапостольной княгини Ольги
Xрам во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове (Фото: Lucertolone, Shutterstock)
Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена, происходила из рода Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде, родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в языческой семье из династии князей Изборских.
В 903 году она стала супругой великого князя Киевского Игоря. После его убийства в 945 году восставшими древлянами не пожелавшая выйти замуж вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси.
В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Ее поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.
По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» — на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».
Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году, завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве.
Другие праздники в разделе «Православные праздники»
В городе Пскове прошли торжества по случаю 1050-летия со дня отшествия ко Господу святой равноапостольной княгини Ольги.
24 июля 2019 года, в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова и праздничный молебен на Вечевой площади Псковского кремля.
Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Великолукский и Невельский Сергий; протоиерей Андрей Вахрушев, секретарь Псковского епархиального управления; архимандрит Спиридон (Иващенко), наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни; протоиерей Олег Тэор, настоятель воинского храма святого благоверного князя Александра Невского; протоиерей Владимир Попов, настоятель храма святителя Николая в Любятове города Пскова; архимандрит Елевферий (Попов), клирик храма Успения Пресвятой Богородицы (с Полонища) города Пскова; игумен Савва (Комаров), наместник Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря; настоятели и клирики храмов епархии, гости праздника в священном сане. Также участниками богослужения стали: митрополит Евсевий (Саввин); игумения Маркелла (Павлова), настоятельница Спасо-Казанского женского монастыря; монахиня Мария (Корх), настоятельница Спасо-Елеазаровского женского монастыря.
Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Псковской епархии под управлением Любови Быковой. Многочисленные прихожане и паломники собрались в этот день в сердце Пскова почтить святую равноапостольную княгиню Ольгу.
По окончании молебна на Вечевой площади митрополит Тихон обратился к собравшимся с архипастырским словом. Всем богомольцам в этот день вручили памятный подарок “Келейную книжицу архимандрита Иоанна (Крестьянкина)”.
Фоторепортаж Льва Савинова и Николая Иванова
Под защитой Ольги: как отметили праздник покровительницы дома святой Троицы в Псковской епархии
«Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую, да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление»: сегодня, 24 июля, в Пскове отметили день памяти покровительницы города святой равноапостольной княгини Ольги. Эта дата значима для многих тысяч псковичей, сохраняющих предание о том, что именно Ольга основала Град святой Троицы на Великой реке 1117 лет назад.
Колыбель русского православия
В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином. Ее поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.
Таинство Крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».
Почитая заслуги святой равноапостольной княгини, торжественное богослужение в Троицком соборе сегодня возглавил митрополит Псковский и Порховский Тихон. Владыке сослужили священники Псковской епархии, гости епархии в священном сане. Песнопения Божественной литургии и молебна исполнил сводный хор под управлением диакона Александра Амерханова.
В проповеди, обращенной к многочисленным прихожанам, митрополит Тихон псковичей с днем памяти святой княгини Ольги и напомнил верующим, собравшимся на богослужение, о значимости ее личности в утверждении православия на Русской земле.
«Здесь, на этом месте, — самое древнее прибежище Божие на русской земле, — подчеркнул владыка Тихон. — Здесь совершалась первая литургия, если не считать служб в Херсонесе и Тмутаракани. Именно здесь трудами Ольги был воздвигнут храм, на месте которого сегодня возвышается Троицкий собор. Потом возвели храмы в других городах, но здесь, в Пскове, где мы молимся сейчас равноапостольной Ольге, это произошло впервые».
Праздничное богослужение, по многолетней традиции, завершилось вознесением молебна святой Ольге. Тучи над Псковом разошлись и опять, как и в начале службы, осветило золотые купола Троицкого собора яркое солнце.
«Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная».
24 июля 2021 года, в день памяти святой равноапостольной Великой княгини Ольги, митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова
Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Великолукский и Невельский Сергий; протоиерей Андрей Вахрушев, секретарь Псковского епархиального управления; иеромонах Алексий (Годлевский), настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова; благочинные церковных округов епархии, наместники епархиальных монастырей; руководители епархиальных отделов; клирики Псковской епархии и гости праздника в священном сане.
Песнопения Литургии исполнили: хор кафедрального собора под управлением Любови Быковой и хор Псково-Печерского монастыря под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились прихожане кафедрального собора и паломники.
За Литургией митрополит Тихон рукоположил клирика Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакона Александра Короплясова в сан пресвитера.
По окончании богослужения митрополит Тихон обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом.
Также от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Владыка митрополит вручил духовнику Свято-Введенского монастыря села Владимирец архимандриту Нифонту (Корчеву) орден преподобного Сергия Радонежского.
В этот же день в Доме Причта Свято-Троицкого кафедрального собора состоялось заседание Епархиального совета Псковской епархии.
День Святой равноапостольной княгини Ольги празднуют жители Пскова
День Святой равноапостольной княгини Ольги празднуют 24 июля православные. Для жителей Пскова День святой княгини Российской Ольги, основательницы города – день особенный.
С утра в храмах Псковской Епархии служат божественные литургии в честь памяти Святой равноапостольной княгини Ольги. Как передает корреспондент Псковской Ленты Новостей к Троицкому собору Пскова с раннего утра стекаются сотни верующих. Отслужен водосвятный молебен.
В 10 часов от храмов Пскова начнется крестный ход к Троицкому собору, возле которого на Вечевой площади Псковского Кремля в 12 часов будет отслужен торжественный молебен.
Также сегодня в Пскове пройдет целый ряд мероприятий, посвященный празднования Дню святой княгини Ольги. В сквере у центральной городской библиотеки Пскова (ул. Конная, 6) откроется праздник псковской книги «О, Псков мой, город – книгочей». В 14 часов в школе № 24 (ул. Печорская, 3) откроется картинная галерея «В дар городу».
В 17.45 колокола всех православных храмов Пскова огласят окрестности «Псковским благовестом».
Ольгинская часовня в Пскове
В 18 часов в Зеленом театре начнется праздничный концерт ансамбля песни и пляски Воздушно-десантных войск России (г. Москва), а в 20 часов- концерт солиста Концертного оркестра военно-космических сил РФ Андрея Приклонского (г. Москва) «Песни России».
Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи н обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини — устроительницы Русской земли. Обратимся к повествованию о ее жизни.
Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей — «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.
Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.
После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.
Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, — пишет летописец, — и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.
Памятник кн. Ольги в Пскове (Октябрьская площадь)
Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.
Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.
Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».
Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 — 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».
Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.
Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.
Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Поэтому святая Ольга обращает Взоры на Запад — Церковь была в то время едина. Вряд ли могла знать русская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения.
«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими». 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.
Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.
Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.
Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.
Сбылось ее пророчество о злой кончине сына. Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.
Исполнилось и пророчество святой о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира (память 15 (28) июля) — Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.
Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.
Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость. Сама Пресвятая Богородица — Дом Премудрости Божией — благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство ею Софийского собора в Киеве — матери городов Русских — явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери по Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси — святую равноапостольную Ольгу.
Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России. (Использованы материалы сайта «Православный календарь»)