Празднование 40 дней ребенку
40 дней ребенку у казахов: правила и значение обряда
40 дней ребенку у казахов: YouTube/Айсулу Байбатырова
В древнем казахском обряде қырқынан шығару сокрыта мудрость народа Великой степи. Почему детей не показывают до 40 дней с момента рождения и как защитить малыша с помощью священного обряда? Важно понимать его глубинную суть и четко придерживаться правил.
Значение и общие правила обряда
Окружающий мир считается небезопасным для новорожденного малыша. Ему необходима особая забота, внимание, поддержка со стороны рода и высших сил. Обряд, который проводится спустя 40 дней с момента появления на свет ребенка, имеет особое значение и проходит по правилам, установленным предками.
Сроки проведения обряда для мальчиков и девочек
Почему отмечают 40 дней ребенку? Обряд қырқынан шығару переводится с казахского как ‘выведение из сорока дней’. Его можно считать вторым рождением: малыша представляют родным, близким и друзьям семьи.
Считается, что за 40 дней с момента рождения в ребенка вселяется душа и его можно без опасений выводить в люди. После проведения обряда ребенок становится полноценным человеком. Физиологически у него улучшаются зрение и слух, становится более развитой мелкая моторика.
40 дней ребенку у казахов: Pixabay
Сроки проведения обряда для девочек и мальчиков отличаются. Как считать 40 дней ребенку? Канат Тасибеков в книге «Ситуативный казахский: Мир казахов» пишет, что обряд для мальчиков проводят на 37–39 день, то есть немного раньше 40 дней. Считается, что так будущий мужчина станет сильным, смелым и здоровым, будущим главой семьи и ее защитником.
Обряд для девочек проводят немного позднее. Как правило, это 41–43 день. Это позволит девочке вырасти нежной, заботливой и покладистой, как и положено настоящей казахской дочери, жене и матери.
Существуют определенные табу на дату обряда:
Что можно и нельзя делать до 40 дней
В связи с ограничением общения ребенка с окружающим миром на 40 дней с момента рождения есть и другие правила, которые нужно соблюдать:
До праздника 40 дней ребенка одевают в ит көйлек — специальную рубашку. Позже в эту рубашку заворачивают сладости для приглашенных на праздник детей или отдают ее бездетной женщине из окружения семьи.
Традиции 40 дней у разных народов
Традиция, которая велит особенно тщательно оберегать ребенка в течение 40 первых дней со дня рождения, существует не только в казахской культуре. У карачаевцев и балкарцев женщина с новорожденным до 40 дней может пребывать лишь в доме своей семьи и семьи мужа. Только по истечении этого времени они могут войти в дом супруга.
У ногайцев считается, что до 40 дней ребенок принадлежит Аллаху, а не семье. У крымских татар существует обряд «чилле» («сорокадневье»): младенец и мать в первые 40 дней после родов сокрыты от посторонних глаз в своем доме.
В Азербайджане 40 дней никто не навещает ребенка. Подобное правило действует и у кыргызов. В православии на сороковой день принято крестить ребенка, а его мать уже может входить в храм и присутствовать на празднике.
Традиции обряда 40 дней ребенку
Какие обряды проводят казахи на 40 дней ребенка? В книге «Казахстан. Национальная энциклопедия» под редакцией Б. Аягана, подробно описаны все этапы қырқынан шығару. Обряд 40 дней включает ритуальное омовение и одаривание младенца. У каждого из этих этапов есть свои важные особенности.
Как приготовить купель и кому доверить купание младенца
На 40 дней младенцу ему готовят купель: Pixabay
Как отмечают 40 дней ребенку у казахов? Основа обряда 40 дней ребенку — это ритуальное омовение новорожденного. В старину на праздник приглашали все женское население аула. Семья новорожденного выбирала из приглашенных трех достойных и уважаемых женщин.
Сегодня в празднике қырқынан шығару принимают участие только новорожденный ребенок и женщины, близкие к нему и к его семье. Из них мать выбирает трех главных участниц:
Главную женщину называют «кіндік шеше». Ее роль приравнивается к роли крестной мамы в православном обряде крещения. Готовят купель с чистой пресной водой. Вот как это делают:
После купания ребенку стригут ногти и волосы. Раньше ноготки закапывали в землю там, где не ходят люди, а пряди волос зашивали в мешочек из белой ткани и вешали возле колыбели. Сейчас волосы оставляют на память, а ногти просто сжигают. Воду после купания не выливают, так как она считается целебной. Ею умывают малыша, если он проявляет беспокойство, плохо спит или заболевает.
В современных казахских семьях допускаются некоторые отступления от традиционных правил. Ритуальную чашу кладут монеты номиналом 20–50 тенге или 100 тенге. Ребенку могут состричь один ноготок, а не все, срезать лишь прядь волос, а не стричь голову целиком. Можно даже заранее искупать малыша, сделав подготовку чаши для омовения лишь символической частью ритуала.
Набор для празднования 40 дней ребенку: YouTube/Айнұр Айтымбетқызы
Ритуал одаривания
Что дарят на 40 дней ребенку у казахов? Ритуал омовения ребенка переходит в одаривание символическими подарками всех, кто принимает участие в празднике:
Всем гостям праздника раздают полезные подарки, упакованные в красивые коробки — тойбастары. В них кладут сладости и конфеты, бижутерию, аксессуары и сувениры.
На 40 дней ребенку на стол ставят традиционные казахские блюда: YouTube/allmedia
В монографии «История, культура и традиции казахского народа» Лариса Утюшева рассказывает, что обряды завершаются торжественным застольем. Для гостей накрывают дастархан в кафе или дома. На стол ставят традиционные казахские блюда:
Отмечать 40 дней ребенку принято до сих пор. Важно соблюдать традиции и адаптировать обряд к современным реалиям. Приглашенные участники и гости станут добрыми друзьями и покровителями, оказав ребенку поддержку, в которой он нуждается.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Как отмечать 40 дней ребёнку?
Время важнее совершенства
Отвечу на все вопросы!
Отвечу на все вопросы!
А тетя и сестренка у меня сделали так: отмечали без ляльки, потом привезли ненадолго, показали и домой. Правда было с кем лялек оставлять.
Много мыслей у меня!
Существуют замечательные традиции у казахов по случаю рождения ребенка.
Шилдехана – празднование рождения ребенка. Старшие родственники: дедушки и бабушки, или самые почетные люди из окружения дают имя ребенку.
Бесик той – “Праздник колыбели”. Мудрая бабушка кладет ребенка в колыбель в первый раз, так ребенок будет спать спокойно и видеть добрые сны.
Калжа – празднование по случаю исполнения ребенку 40 дней. Женщины впервые стригут ребенку волосы, кладут в специальный мешочек и подвешивают к колыбели. По исполнению сорока дней, ребенка разрешается показывать людям.
Тусау кесу – это событие празднуется, когда малыш начинает делать свои первые шаги. Его ноги связывают черно-белой веревкой, затем один из наиболее уважаемых и успешных людей должен перерезать веревку. Это значит, что ребенок будет иметь светлую дорогу в жизни и сумеет отличить хорошее от плохого.
http://www.balaumiti. page=traditions
Отвечу на все вопросы!
Время важнее совершенства
Ведьма Я в 5 поколении. )))))))
Как праздновали наши предки дни рождения и именины
Сегодня хочу Вам рассказать про традиции и обычаи празднования рождения и именин в Старой Руси. Как и сегодня, пышно и размахом всей нашей широкой славянской души, праздновали эти события человеки из высшего общества, потому как людям простым не хватало звона в своих мешочках, смутно напоминающих древний кошелек, да и некогда было.
Рождение ребенка во все времена было большим праздником. Если учесть, что жадность — не порок, а средство накопления, то люди, преуспевшие в этом навыке ставили «родильные столы» (со всякими вкусностями), а крестьяне приготовляли особое пивцо (говорил же Вам, покупайте свою пивоварню), может доходило и до специального 40-градусного, кто ж сейчас правду скажет.
Новоиспеченные мамаши получали от гостей подарки по обыкновению монетками. Не было у них тогда ни ходунков, ни колясок, ни Интернета, где все это можно найти, так и обходились деньгами. Это соблюдалось и у знатных, но только для исполнения обычаев, ибо родильнице в доме боярском давали по золотому.
Русские спешили крестить младенца, и чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда и в сороковой, так как эти числа напоминали в младенческой жизни Иисуса Христа события обрезания и сретения. Имя давали чаще всего случайно, по названию святого, память которого отмечалась в день крещения.
Крещение происходило у всех сословий в церквях и в домах допускалось только по болезни или крайней слабости новорожденного и непременно не в той комнате, где он рожден, так как та комната долгое время считалась оскверненной.
Выбор крестного папы падал чаще всего на духовного отца или родственника. При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался на всю жизнь. Крестному священник возлагал на шею белый платок и связывал его обоими концами, а по окончании обряда платок этот снимался и оставался в церкви.
После обряда в тот же день учреждался крестинный стол, и при этом, кроме гостей, кормили и нищих. Царь в день крещения делал торжественный стол для патриарха, духовных властей и светских сановников. По окончании обеда духовные благословляли новорожденного, а прочие гости подносили ему дары. В царском быту это был единственный раз, когда царское дитя показывали до совершеннолетия. С тех пор оно долго оставалось в глубине царских хором.
Красота спасет мир, но мне некогда!
Время важнее совершенства
Лучше чтобы ребенок постарше был (мне так кажется), он тогда менее восприимчив к чужим бактериям и энергетике.
Красота спасет мир, но мне некогда!
Красота спасет мир, но мне некогда!
Отвечу на все вопросы!
Как отмечают 40 дней новорожденному у русских
Громница, или Зимнее Перунье – отмечается 1 лютеня (февраля). Посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) – богине молнии и кормления детей. По русским народным поверьям, в этот праздничный день единственный раз за зиму гремит гром – Громовержец Перун начинает битву с силами Зимы и хлада.
Традиция Громницы основана на реальном подходе древних русов к процессу рождения ребёнка. На Руси после того, как женщина родила ребёнка, для неё и ребёнка существовало три обязательных периода восстановления.
Первый период – 3 дня после родов. В это время женщине прописан исключительно постельный режим. Первые три дня разрешалось только лежать на спине.
Второй период – с 3-го по 9-й день. В это время женщина после родов (не только на Руси, но и во многих других странах) не должна была выходить из своего угла и приравнивалась к лежачей больной.
Третий период 40 дней – отродки. Этот срок является важной вехой даже по мнению современных врачей. В древности роды происходили дома, и доула-додола (домашняя акушерка) до сорокового дня навещала роженицу (так называли на Руси женщину после родов). Об этом и древняя русская песня:
Крышень — в небесах.
У нас вдоволь хлеба –
Сойди к нам с неба!
У нас вдоволь соли –
Честным людям на диво!
Гости были желанными в доме роженицы, но приготовления к их встрече вела повитуха или члены семьи, а роженице только передавали подарочки для нее и малыша. Каждый гость старался помочь роженице по дому. Стремился что-то сделать или принести. Гости спешили подарить свою любовь и помощь.
Народные приметы: какова погода первого числа – таков и весь февраль; ясный, солнечный день – ранняя весна; На Громницу капель – в весну раннюю верь, если метель разгуляется – долго будет погода метельная, на всю Комоедицу (www.dazzle.ru).
И последнее. Христианство вывернуло русскую традицию наизнанку. И все указанные сроки теперь относятся не к младенцам, а к покойникам. И даже в поведении с роженицей произошёл тот же переворот: теперь мамочке гости не помогают, а спешат встретиться с младенцем Солнцем (Христом) – это и есть сретенье.
Время важнее совершенства
Отвечу на все вопросы!
Отвечу на все вопросы!
А мы свою на 40 дней покрестили. И только потом устроили вечер в кафе, через дорогу от дома. Доча присутствовала эпизодично, как и я, собственно.
Самое интересное, что доча в эту ночь спала как убитая, хотя я очень переживала, что вообще не уснет, потому как масса впечатлений и народу.
Но в целом вроде все было ок. Хотя я долго не решалась отмечать.
А тетя и сестренка у меня сделали так: отмечали без ляльки, потом привезли ненадолго, показали и домой. Правда было с кем лялек оставлять.
Много мыслей у меня!
Существуют замечательные традиции у казахов по случаю рождения ребенка.
Шилдехана – празднование рождения ребенка. Старшие родственники: дедушки и бабушки, или самые почетные люди из окружения дают имя ребенку.
Бесик той – “Праздник колыбели”. Мудрая бабушка кладет ребенка в колыбель в первый раз, так ребенок будет спать спокойно и видеть добрые сны.
Калжа – празднование по случаю исполнения ребенку 40 дней. Женщины впервые стригут ребенку волосы, кладут в специальный мешочек и подвешивают к колыбели. По исполнению сорока дней, ребенка разрешается показывать людям.
Отвечу на все вопросы!
Время важнее совершенства
Мы были на 40 дней и у племянниц с моей стороны и со стороны мужа, там особо ребенка то и не показывали, они же маленькие, ну вынесли показали и лялька уже спать собралась. так что ничего страшного в этом не вижу.
Еще была у подружкий дочи тоже после 40 дней, были все наши друзья — нам же тоже хотелось их поздравить, пусть мы и не родственники Но там конечно мы ляльку няньчили, она не против была, спокойненькая такая девчушка
У племянника 40 дней не делали, по финансовым вопросам, да они и не скрывали его, почти все родственники увидели его до этой даты. Так что и сам смысл смотрин отпал.
Ну мы наверное будем делать смотрины и не 1 раз т.к. живем в квартире в отличие от наших родственников, так что собрать всех сразу не получиться, планирую разделить родню мужа отдельно, моих отдельно, а потом и наших друзей пригласить.
Но как потом будет не знаю, хватит ли сил на все эти мероприятия
Ведьма Я в 5 поколении. )))))))
Как праздновали наши предки дни рождения и именины
Сегодня хочу Вам рассказать про традиции и обычаи празднования рождения и именин в Старой Руси. Как и сегодня, пышно и размахом всей нашей широкой славянской души, праздновали эти события человеки из высшего общества, потому как людям простым не хватало звона в своих мешочках, смутно напоминающих древний кошелек, да и некогда было.
Рождение ребенка во все времена было большим праздником. Если учесть, что жадность — не порок, а средство накопления, то люди, преуспевшие в этом навыке ставили «родильные столы» (со всякими вкусностями), а крестьяне приготовляли особое пивцо (говорил же Вам, покупайте свою пивоварню), может доходило и до специального 40-градусного, кто ж сейчас правду скажет.
Новоиспеченные мамаши получали от гостей подарки по обыкновению монетками. Не было у них тогда ни ходунков, ни колясок, ни Интернета, где все это можно найти, так и обходились деньгами. Это соблюдалось и у знатных, но только для исполнения обычаев, ибо родильнице в доме боярском давали по золотому.
Русские спешили крестить младенца, и чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда и в сороковой, так как эти числа напоминали в младенческой жизни Иисуса Христа события обрезания и сретения. Имя давали чаще всего случайно, по названию святого, память которого отмечалась в день крещения.
Крещение происходило у всех сословий в церквях и в домах допускалось только по болезни или крайней слабости новорожденного и непременно не в той комнате, где он рожден, так как та комната долгое время считалась оскверненной.
Выбор крестного папы падал чаще всего на духовного отца или родственника. При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался на всю жизнь. Крестному священник возлагал на шею белый платок и связывал его обоими концами, а по окончании обряда платок этот снимался и оставался в церкви.
После обряда в тот же день учреждался крестинный стол, и при этом, кроме гостей, кормили и нищих. Царь в день крещения делал торжественный стол для патриарха, духовных властей и светских сановников. По окончании обеда духовные благословляли новорожденного, а прочие гости подносили ему дары. В царском быту это был единственный раз, когда царское дитя показывали до совершеннолетия. С тех пор оно долго оставалось в глубине царских хором.
Красота спасет мир, но мне некогда!
Время важнее совершенства
Лучше чтобы ребенок постарше был (мне так кажется), он тогда менее восприимчив к чужим бактериям и энергетике.
Красота спасет мир, но мне некогда!
Красота спасет мир, но мне некогда!
Отвечу на все вопросы!
Первые полтора месяца особенные в жизни новорожденного. По истечении срока проводят специальные ритуалы, суть которых — принять в общество нового члена. Казахи 40 дней ребенку отмечают по-особому. Расскажем об этом подробнее.
Традиции и обычаи казахского народа — это показатель высокой духовной и религиозной культуры. Казахские традиции, связанные с рождением и первым годом жизни ребенка, занимают особое положение среди ритуалов. Их задача — социализировать малыша, привлечь удачу, позаботиться о его здоровье.
Поэтому традиции казахского народа, объектом которых становился младенец, до сих пор не утратили своей ценности и значимости. Сегодня молодые родители не отказываются от обычаев предков и отмечают 40 дней ребенку.
Сакральность сорока дней есть во многих религиях. В культуре Востока этот период ассоциируется с временем духовной и физической трансформации человека. Поэтому на 40-й день казахи проводят ряд ритуальных действий: пришло время представителям рода принять его в свой круг и попросить защиты у рода.
Фактически первые сорок дней жизни малыша — период его очищения и адаптации. Завершается он особым обрядом — кыркынан шыгару. Суть его в ритуальном омовении новорожденного, которое проводится по особым правилам.
Вот основные из них:
Завершается празднование щедрым дастарханом. В старину на сороковой день во время ат кою мулла нарекал нового члена общества. Теперь этот обряд практически не соблюдается из-за обязательного условия регистрации ребенка в первые тридцать дней его жизни.
Богатые традиции казахского народа демонстрируют трепетную заботу о новорожденном. Все силы родителей, гостей, родственников направлены на то, чтобы принять и социализировать малыша.
Ритуальное омовение — главное событие кыркынан шыгару — сопровождается пожеланиями здоровья, благополучия и счастья новорожденному. Эта позитивная коллективная энергия наполняет ребенка силами, привлекает к нему удачу.
Простите, просто накипело. Решила высказать свою точку зрения на этот день. Не кому не навязываю так же думать, просто интересно, много ли думают так же? или я одна такая
Комментарии пользователей
Я например мусульманская, и на третий день после выписки у нас был праздник реьенка всем показали и искупали сразу после выписки, а я хоть каждый день купаюсь, а 40 дней это как обычай с древних времен
В кремлевских палатах по случаю рождения царских детей устраивалось застолье. В монастырях и на площадях раздавалась милостыня, а в храмах служились молебны о здравии царя, царицы и новорожденного. В меньшей золотой палате Кремля, которая иначе называлась царицыною, накрывались родинные столы. Туда приходили придворные, бояре и духовные служители высшего ранга с дарами.
На восьмой или сороковой день после рождения, ребенка крестили. В крестных выбирали старших монахов Троице-Сергиевой лавры и родственниц царицы. После крестин стол в царицыной палате накрывался во второй раз. Быть приглашенным к нему считалось особой честью. После трапезы младенца благословляли иконами, а затем уносили.
Так что за столье еще с Ц арской Руси )
Первый раз слышу, что 40 дней отмечают… Обычно крестят в 40 дней, это да. И на крестины как бы смотрины малыша устраивают. А многие и крестины не отмечают, и не собирают толпу народа. Лично мое мнение что все это празднование лишний повод бухнуть и все.
Почему казахи 40 дней не показывают посторонним новорожденного
Некоторые считают суеверием не показывать ребенка посторонним людям в течении 40 дней после его рождения. Еще до принятия ислама у казахов существовало поверье о том, что в этот период жизни малышу угрожают всяческие опасности. Поэтому ребенка надо было ограждать от злых духов, которые могут его подменить.
Казахский обряд «Қырқынан шығару», который проводится на 40-й день жизни малыша, – первый и самый священный в жизни. Издревле казахи верили, что первые полтора месяца ребенок живет в пограничном состоянии, между двумя мирами. Задача близких в этот период – помочь ему закрепиться в реальном мире. Новорожденного окружали повышенным вниманием и заботой, а чтобы уберечь от дурного глаза, не выводили на улицу и не показывали чужим людям. В этот период мать ежедневно купает новорожденного, чередуя соленую воду с купанием в воде с мылом. При этом на дно ванночки кладут серебряные изделия, которые у казахов считаются символом чистоты и оберегом, так как к серебру не приближаются злые духи.
По прошествии веков в Казахстане по-прежнему придерживаются этих традиций. Праздник «сорока дней» отмечается как второе рождение. День, когда ребенку проводят обряд «Қырқынан шығару», определяют в зависимости от пола. Мальчику – раньше, на 37-38-й день, чтобы он был сильный и смелый, а девочке позже – на 41-42-й день, чтобы она была прилежной и спокойной.
На 40 дней собирают исключительно женщин – родственниц и соседок. Среди гостей выбирают трех самых уважаемых женщин. Одна стрижет ногти, другая волосы, а третья купает малыша в 40 ложках воды. Кипяченую воду остужают, кроме серебряных монет добавляют в нее сорок штук фасоли или же другие зерна, а также бусины (для девочки) или игральные кости – асыки (для мальчика). Придерживая ребенка рукой, начинают поливать его 40 раз ложкой, каждый раз произнося доброе пожелание. В конце серебро из детской ванночки женщины делят между собой. После купания малышу впервые в его жизни убирают волосы и ногти. Волосы заворачивают в кусок белой ткани и, как оберег, вешают возле колыбельной, а ногти закапывают подальше – там, где не ступает человеческая нога.
Еще один интересный момент связан с «иткойлек», это специальная детская рубашка, в которую одевали ребенка до 40 дней. Ранее в «день икс» в эту рубашку заворачивали сладости, потом привязывали ее на шею собаке, а дети бегали за псом, чтобы достать угощение. Сегодня обычай трансформировался. «Иткойлек» теперь отдают женщинам, которые не могут иметь детей или потеряли ребенка.
В этом обряде также осуществляется «ат кою» и «азан шакыру». Суть заключается том, что аксакал или мулла читает молитву и три раза произносит в ухо ребенку его имя. И, конечно, дают бата, благословление. В этот же день проводят обряд «колжа». Колжа – это ритуальное угощение матери после родов, чтобы она набралась сил и укрепила здоровье. Именно роженице в первую очередь подается горячий бульон, и только потом им угощают гостей. Причем, когда дело доходит до мяса, то большое значение придают шейному позвонку. Участники трапезы откусывают мясо зубами. Первой это делает роженица, а последней – «кіндікшеше» (крестная мать). После трапезы кость не выбрасывают, а насаживают на палочку сквозь спинномозговой канал и вешают, ранее – на женской половине юрты, а сейчас – в укромном месте квартиры. Снимают его только тогда, когда ребенок уже умеет держать голову.
После окончания праздника всем гостям дарят подарки, особенное внимание уделяют крестной матери. Кстати, казахи верят, что характер «кіндік шеше» передается малышу, поэтому к выбору крестной подходят со всей ответственностью. Крестная мать навсегда становится желанным гостем в доме, где растет ее подопечный, и помогает родителям в его воспитании.