Праздники в великий пост 2021

Православные посты в 2021 году

Пост – время воздержания от принятия пищи животного происхождения и духовного очищения человека (посещение храмов и чтение молитв, удержание от ссор и раздражительности). Этот период сопровождается отказом от всяких развлечений: посещения кинотеатров, просмотра развлекательных программ, прослушивания веселой музыки, хождения в гости и т.п.

Календарь постов 2021

Многодневные посты

Великий пост

Общая продолжительность поста – 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.

Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.

Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье – горячая с маслом.

Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.

Петров пост

Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2021 году он длится 14 дня.

В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник – горячая пища без масла, а в среду и пятницу – сухоядение.

В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

Успенский пост

Начинается 14 августа, а заканчивается 27 августа. Его продолжительность составляет 14 дней.

В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.

В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

Рождественский пост

Начинается 28 ноября, а заканчивается 6 января. Его продолжительность составляет 40 дней.

В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу – сухоядение.

С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.

Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.

В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво – вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.

В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.

Однодневные посты

Крещенский сочельник

Установлен на 18 января – канун праздника Крещения Господня.

В этот пост разрешено кушать лишь горячую пищу с маслом (независимо от того, на какой день недели он выпадает).

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Установлен на 11 сентября – день мученической смерти Иоанна Предтечи (крестителя Иисуса Христа).

В этот пост нельзя принимать мясо, яйца, молочную продукцию и рыбу. Разрешено кушать горячую пищу с маслом во все дни недели, кроме среды и пятницы, когда допускается только сухоядение.

Воздвижение Креста Господня

Установлен на 27 сентября – день обретения Животворящего Креста.

В этот пост нельзя употреблять яйца, мясную и молочную продукцию, а также рыбу. Разрешена горячая пища с маслом (кроме среды и пятницы – в эти дни недели допускается лишь сухоядение).

Пост в среду и пятницу

Среда и пятница – дни строгого поста.

В эти дни недели в период зимнего мясоеда (между Рождественским и Великим постами) и весеннего (между Великим и Петровым постами) запрещено употреблять в пищу мясо и молочную продукцию. Во время летнего мясоеда (между Петровым и Успенским постами) и осеннего (между Успенским и Рождественским постами) предписано сухоядение.

В Сырную седмицу разрешается пища без мяса, а в остальные сплошные седмицы (Святки, Мытаря и фарисея, Пасхальная, Троицкая) пост в среду и пятницу отсутствует.

В среду и пятницу первой недели после седмицы Мытаря и Фарисея принимают горячую пищу без масла.

выпадающие на среду или пятницу, разрешено употреблять рыбу.

На Рождество Христово (7 января) и Крещение Господне (19 января) пост в среду и пятницу отменяется.

Сплошные седмицы

Святки

Период с Рождества до Крещения. Начинается 7 января, заканчивается – 17 января (включительно). Продолжительность этой седмицы составляет 11 дней. Во время Святок отсутствует пост в среду и пятницу, можно есть мясо каждый день.

Мытаря и фарисея

Начинается за 21 день до Великого Поста (в понедельник) и заканчивается в субботу. Длится 6 дней. Во время этой седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, можно употреблять мясную пищу каждый день.

Сырная (масленица)

Неделя перед Великим Постом. Длится 7 дней, с понедельника по воскресенье. Во все эти дни разрешена пища без мяса (яйца, рыба, молочные продукты).

Пасхальная (Светлая)

Неделя после Пасхи. Длится 6 дней, с понедельника по субботу. Во время этой седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, можно кушать мясо каждый день.

Троицкая

Неделя после дня Святой Троицы. Длится 7 дней, с понедельника по воскресенье. Во время этой сплошной седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, разрешено употреблять в пищу мясо каждый день.

Мясоеды

Зимний мясоед

Период между Рождественским и Великим постами. В 2021 году он начинается 7 января и заканчивается 14 марта (в Прощеное воскресенье). Во время зимнего мясоеда поста нет в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни можно кушать мясную пищу. В среду и пятницу разрешена рыба.

Весенний мясоед

Период между Великим и Петровым постами. В 2021 году он начинается 2 мая и заканчивается 27 июня. Во время весеннего мясоеда пост отсутствует в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни разрешается есть мясо. В среду и пятницу можно кушать рыбу.

Летний мясоед

Период между Петровым и Успенским постами. В 2021 году он начинается 12 июля и заканчивается 13 августа. Во время летнего мясоеда поста нет в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни можно употреблять мясо. На среду и пятницу предписано сухоядение.

Осенний мясоед

Период между Успенским и Рождественским постами. В 2021 году он начинается 28 августа и заканчивается 27 ноября. Во время осеннего мясоеда пост отсутствует в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни разрешено есть мясо. В среду и пятницу предписывается питаться сухоядением.

Источник

Православный календарь на 2021 год

Православные праздники, дни памяти, посты.

Двунадесятые переходящие праздники

Церковные многодневные посты

Церковные однодневные посты

среда и пятница всего года,

за исключением сплошных седмиц и Святок

О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

О ПОСТАХ:
Пост — форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост — борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное — нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Православный календарь на каждый день 2021 года

Источник

Праздники Великого поста — 2021

Память великомученика Феодора Тирона — 20 марта

Неделя 1‑я Великого поста. Торжество Православия — 21 марта

Память 40 мучеников Севастийских — 22 марта

Неделя 2‑я Великого поста. Святителя Григория Паламы — 28 марта

Неделя 3‑я Великого поста. Крестопоклонная — 4 апреля

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля

Неделя 4‑я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника (VI в.) — 11 апреля

Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста — 17 апреля

Неделя 5‑я Великого поста. Преподобной Марии Египетской (VI в.) — 18 апреля

Лазарева суббота — 24 апреля

Неделя 6‑я. Неделя ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе — Неделя цветоносная, Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим — 25 апреля

Родительские субботы Великого Поста

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Память великомученика Феодора Тирона — 20 марта

Воин Феодор («Тирон» буквально — новобранец) — великомученик, память которого отмечается в субботу первой недели Великого поста.

Он жил в III веке при правлении императора Максимилиана. За то, что Феодор отказался принести жертву языческим богам и объявил себя христианином, воина бросили в тюрьму, жестоко пытали и, в конце концов, сожгли на костре. По преданию, огонь не повредил его останки. Их забрала христианка Евсевия и сохранила в своем доме. Позднее мощи святого были перенесены в Константинополь.

Накануне дня памяти святого Федора Тирона, в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах читают канон великомученику Феодору и раздают прихожанам коливо (вареные зерна пшеницы с медом). Это делается в память об одном удивительном событии. Дело в том, что в IV веке к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник. Он притеснял христиан разными способами. Однажды в первую седмицу Великого поста, он приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты, которые продавались в городе. В ближайшую ночь местному архиепископу во сне явился великомученик Феодор и рассказал о кознях императора. Мученик повелел христианам не покупать идоложертвенную пищу, а сварить коливо из домашних запасов зерна.

Неделя 1‑я Великого поста. Торжество Православия — 21 марта

В церковнославянском «неделя» значит «воскресенье», а неделя в современном смысле слова называется «седмица». Каждое воскресенье Великого поста имеет особое посвящение.

В первое воскресенье Великого называется Торжество Православия в честь события, которое произошло в 843 году в Константинополе. Тогда царица Феодора собрала иерархов Церкви, одобрявших иконопочитание, и низложила иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика. Так были воплощены решения VII Вселенского собора, который постановил почитать святые иконы.

Этот праздник решили сделать ежегодным, чтобы напоминать людям об опасности впадения в ересь. Отмечают Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на такой день. Тексты чина Торжества Православия говорят о победе Церкви над ересями и провозглашают постановления семи Вселенских соборов.

Память 40 мучеников Севастийских — 22 марта

Военачальник приказал им принести жертву языческим богам, но воины отказались. Тогда их раздели и оставили на ночь на замерзшем озере. Рядом поставили тёплую баню, чтобы соблазнить их отречься от Христа. Наутро один из воинов не выдержал испытаний и побежал в баню, однако там сразу же упал замертво. Зато один из стражников по имени Аглаий, видя стойкость духа мучеников, добровольно разделся и присоединился к ним. По преданию, мученики не замерзли, простояв много часов на льду. Тогда стража перебила им голени, а затем сожгла. Обугленные кости мучеников бросили в воду, чтобы христиане не могли захоронить их. Но, как говорит житие, через три дня мученики явились во сне епископу Севастийскому Петру и попросили похоронить свои останки. Епископ с несколькими помощниками пошел к озеру и увидел, что кости мучеников светятся под водой ярким светом. Он собрал их и с честью похоронил.

Память Сорока мучеников относится числу наиболее чтимых праздников, поэтому в этот день облегчается строгость Великого поста и совершается литургия преждеосвященных Даров.

Существует также народная традиция готовить на праздник Сорока мучеников «жаворонки» — фигурки птиц из постного теста с глазами-изюминками. Эти птички символизируют улетающие к Богу души мучеников.

Неделя 2‑я Великого поста. Святителя Григория Паламы — 28 марта

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, — один из величайших богословов и учителей Церкви. Его главный вклад — учение о непрестанной молитве, исихии (молчания), нетварных энергиях и Фаворском свете. Святитель писал, что верующий человек способен (с Божией помощью) удалиться от греха настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом еще при жизни, увидеть нетварный фаворский свет, который был открыт апостолам на горе Преображения.

Преображение — одно из важнейших событий евангельской истории (праздник в честь него отмечается Церковью 19 августа). Однажды Христос, взяв с Собой учеников Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. Во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. Ученики увидели, что с Ним беседуют пророки Моисей и Илья. Это поразило апостолов. Долгое время не только простой народ, но и ученики Христа считали Его прежде всего земным царем. В день Преображения Господь приоткрыл им завесу будущего и показал, что Он — Сын Божий. На иконах праздника Христа обычно изображают в ореоле «фаворского света» — необычайного сияния, которое увидели апостолы.

Пост — лучшее время для упражнений в воздержании и молитве, поэтому на второй неделе мы вспоминаем святителя Григория Паламу, который учил, что внутреннее преображение доступно каждому из нас.

Неделя 3‑я Великого поста. Крестопоклонная — 4 апреля

Великий пост подходит к своей середине, и верующие начинаютуставать от ограничений и напряженной духовной жизни. Чтобы ободрить их, Церковь предлагает вспомнить о цели постного подвига. Мы постимся, чтобы разделить с Христом Его страдания, а затем глубже прочувствовать радость Пасхи. В центре внимания в этот день — крест, главный христианский символ.

На воскресной всенощной Животворящий Крест Господень выносится в центр храма и остается там до пятницы. Под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» верующие совершают перед крестом поклоны. Крест напоминает нам о страданиях Спасителя, укрепляет в намерении духовно трудиться в ожидании Пасхи. Митрополит Антоний Сурожский говорил об этом так: «Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно».

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля

В этот день Дева Мария услышала радостную (благую) весть о том, что Она станет Матерью Спасителя мира.

Об событии Благовещения рассказывает Евангелие от Луки. Там говорится, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Бог послал архангела Гавриила в город Назарет к Деве Марии с вестью о том, что она родит Спасителя мира.

Войдя к Марии, ангел произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Он также добавил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк. 1:28-33) Слова архангела — первая добра весть от Бога для человечества после грехопадения. Теперь связь человека и Бога, прерванная грехом Адама и Евы, восстановлена, а значит, начинается новая страница истории человеческого рода.

Благовещение ежегодно отмечается 7 апреля — за девять месяцев до Рождества.

Неделя 4‑я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника (VI в.) — 11 апреля

Преподобный Иоанн — подвижник шестого века, который сорок лет провёл в подвиге молчания и молитвы. Он написал духовное сочинение «Лествица» — наставление и руководство к духовной жизни. В этой книге путь христианина представлен как постепенное восхождение по лестнице (лествице).

«Настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви», — говорится в «Лествице».

Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста — 17 апреля

Суббота пятой седмицы Великого поста называется Субботой акафиста (иначе — Похвалой Пресвятой Богородицы).

Акафист Пресвятой Богородице — хвалебный гимн Пресвятой Деве Марии, составленный в Византии между V и VII вв. Греческое слово «акафистос» означает «неседален», т. е. песнь, во время которой нельзя сидеть. Акафист Богородице долгое время был единственным в своем роде, но постепенно стали появляться другие богослужебные гимны, повторяющие его структуру. Сейчас есть множество акафистов — Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, акафисты святым. Однако византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать исключительное положение: это единственный акафист, исполнение которого предписано богослужебным уставом. Он поется на утрене субботы пятой седмицы Великого поста (фактически — в пятницу вечером).

Есть несколько версий о причинах появления праздника. С одной стороны, благодаря заступничеству Богородицы, по преданию, удалось избавить Константинополь от нашествия арабов и персов в VII веке. Также празднование связано с Благовещением Пресвятой Богородицы (до того, как датой празднования назначили 7 апреля, его совершали в пятую субботу Великого поста).

Неделя 5‑я Великого поста. Преподобной Марии Египетской (VI в.) — 18 апреля

В конце Великого поста мы вспоминаем святую, которая прошла долгий путь покаяния. Пре­подобная Мария родилась в Александрии в середине V века. В двенадцать лет она ушла из дома, влекомая порочной жизнью. Долго Мария жила в грехе: «Семнадцать лет, и даже больше, я совершала блуд со всеми, не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть». Но внезапно Господь обратил ее к покаянию.

Это случилось, когда Мария случайно попала в Иерусалим и оказалась у храма Воскресения Христова. Все люди свободно входили в храм, а Марию останавливала невидимая сила. Так она поняла, что Господь не допускает ее войти в святое место.

Марию охватили страх и раскаяние. После этого она зашла внутрь. Молитва у Гроба Господня изменила грешницу: Мария оставила свою прошлую жизнь и ушла в Иорданскую пустыню. Там она провела почти пятьдесят лет в одиночестве, молясь и постясь. В пустыне ее встретил старец Зосима из Иорданского монастыря. Он беседовал с преподобной и был поражен ее праведностью. Также он видел, как во время молитвы она приподнималась над землей и переходила Иордан по воде как по суше. Год спустя старец причастил святую, а еще через год — нашел в пустыне ее тело и похоронил. По преданию, могилу ему помог выкопать лев.

Святой Серафим Саровский говорил, что разница между погибающим грешником и грешником, который находит путь к спасению, — в решимости. Примером такой решимости служит Мария Египетская.

Житие Марии Египетской читается за богослужением на пятой неделе Великого поста, в среду вечером, когда в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской (Мариино стояние).

Лазарева суббота — 24 апреля

В этот день мы вспоминаем невероятное чудо — воскрешение Христом праведного Лазаря, который четыре дня был мертв.

По преданию, после Воскресения Христа Лазарь из-за гонений покинул Иудею. Он поселился на Кипре и впоследствии стал епископом. После своего воскресения Лазарь прожил еще около 30 лет.

Неделя 6‑я. Неделя ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе — Неделя цветоносная, Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим — 25 апреля

В этот праздник мы вспоминаем, как вскоре после воскрешения Лазаря Христос торжественно въехал в Иерусалим. Зная о совершённом чуде, горожане встречали Его как царя Иудеи и освободителя от римского владычества, кричали «Осанна сыну Давидову!» и бросали под ноги одежды и срезанные пальмовые ветви. Фарисеи призывали Иисуса запретить это делать, но Он отвечал: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40). В то же время Христос подчёркивает, что царство Его — не от мира сего. Он входит в Иерусалим не на коне, как все правители и полководцы, а на осле, символизирующем мир.

Тем не менее, народ приветствовал Христа как царя. Много веков иудеи ждали Мессию, о котором говорили пророки Ветхого завета. Кроме того, Иудея тогда находилась под римским владычеством, и многие воспринимали пророчества о Мессии как пророчество о великом земном царе.

До сих пор в Церкви сохраняется традиция встречать праздник с ветвями пальм в руках — они освящаются во время Всенощного бдения. Но поскольку в России и других северных странах пальмы не растут, верующие приносят в храм ветви вербы — первые весенние цветы.

Как и Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим отстоит особняком от Великого поста. Эти дни подводят нас к особому периоду — Страстной седмице, которая хотя и является постной, но уже вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова. Страстная седмица (26 апреля — 1 мая) — особая неделя в церковном году, когда мы переживаем пребывание Христа в Иерусалиме, Его предательство Иудой, Тайную вечерю, Распятие и положение во гроб. Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим».

Родительские субботы Великого Поста

Родительские субботы — дни, когда мы особенно глубоко, вместе со всей Церковью, молимся за умерших родных и близких. В календаре Русской Православной Церкви восемь родительских суббот, и целых три из них приходятся на Великий пост. Дело в том, что во время Великого поста полная Литургия в будние дни не совершается, а значит — нет и поминовения усопших на проскомидии (первая часть Литургии, когда готовятся хлеб и вино для Причастия). Три великопостные родительские субботы призваны восполнить этот «пробел» — дать верующим возможность собраться для заупокойной молитвы.

Название «родительская», скорее всего, произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Суббота 2-й седмицы Великого поста — 27 марта 2021 года.

Суббота 3-й седмицы Великого поста — 3 апреля марта 2021 года.

Суббота 4-й седмицы Великого поста — 10 апреля 2021 года.

Источник

Епархия.инфо

Великий пост: даты начала и окончания, питание по дням

Великий пост

На смену масленичной неделе традиционно приходит Великий пост, а первый день поста — это всегда понедельник. Сроки начала и конца Великого поста — переходящие и зависят от даты Великой Пасхи.

Начало и окончание Великого поста в 2021 году

В 2021 году Великий пост начинается 15 марта, заканчивается 1 мая. 2 мая православные празднуют Светлое Христово Воскресение. Длится он 7 недель (седмиц), каждая из которых имеет своё название и свой смысл. Последняя неделя называется Страстной. Все дни на этой недели именуются Великими.

Питание в Великий пост

Это постный период — наиболее строгий в году. Тот, кто решит поститься по церковному уставу, употребляет с понедельника по пятницу только растительную пищу, причём без масла. Растительное масло разрешается добавить в еду по субботам и воскресеньям. Всего лишь дважды за 7 недель верующие едят рыбу — это праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (07.04.2021) и праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье — 25.04.2021). 24 апреля, в Лазареву субботу, можно рыбную икру. Как питаться в Великий пост по дням — читайте далее в подробном описании седмиц. Также можно воспользоваться таблицей:

Праздники в великий пост 2021. картинка Праздники в великий пост 2021. Праздники в великий пост 2021 фото. Праздники в великий пост 2021 видео. Праздники в великий пост 2021 смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в великий пост 2021.

Первая седмица, Торжество православия

Даты: с 15 по 21 марта 2021 года

Первая неделя Великого поста является очень важным периодом, потому что именно она задает весь тон и темп всему посту. Как начнем, так и будет дальше. И надо сказать, что некоторые начинают очень резво и очень даже строго. И богослужения посещают, и сидят на хлебе и воде, а потом к сожалению сходят с дистанции, бывает и так. Или потому что здоровье расстроилось, человек взял на себя ношу не по силам, или в общем так и было задумано: попощусь в первую неделю, и потом немножечко перед пасхой попощусь, а всё остальное пространство Великого поста не для меня. Лучше не очень строго соблюдать пост, но пройти его весь и Страстную седмицу, и тогда вы сможете где-то в какие-то периоды и усилить пост, скажем, перед самой Пасхой и в то же время не сойти с дистанции.

У первой недели Великого поста есть некая изюминка — это чтение Великого Покаянного Канона Андрея Критского. Он читается на вечерних богослужениях первые четыре дня — с понедельника по четверг. Этот Канон является высочайшим произведением церковной поэзии. Он являет собой поэтические образы событий, образы личностей, которые нам известны из ветхозаветной истории. И в этом Каноне преподобный Андрей Критский даёт некое переосмысление ветхозаветной истории в её образах, которые мы прилагаем к себе. Эти образы очень живо предстают перед нашим взором, применительно к каждому из нас, и они нам дают настрой сожалеть о своих грехах.

Вторая седмица, свт. Григория Паламы

Даты: 22-28 марта 2021 года

Питание по дням недели:

Вторая неделя Великого поста называется неделей святителя Григория Паламы. Священнослужители призывают людей не забывать о том, что пост — это не только воздержание от мясной и молочной пищи. Главное помнить, что в первую очередь важен пост духовный.

Во вторую неделю читается «Евангелие о расслабленном». Когда четыре человека принесли к дому, в котором находился Спаситель, человека, который был расслаблен жилами (то есть парализованный, немощный), они увидели, что войти не могут. И настолько была крепка их вера, что они, разобрав крышу, опустили на веревках прямо на одре этого расслабленного человека. Господь, видя их веру, исцеляет его. Человек может быть физически расслаблен или духовно. В начале Великого поста мы ставим перед собой цель, что будем делать, читать на протяжении этого периода, как молиться или воздерживаться от пищи, от страстей, которые нас окружают. Но проходит неделя, проходит другая, и некоторые начинают опускать руки. Человек расслабляется духовно, расслабляется духом своим. Для того, чтобы Господь помог нам пройти Великий пост, нам необходимо иметь веру, желание, смирение, терпение, любовь.

В субботу второй седмицы (27 марта) во всех храмах читают поминальные молитвы за упокой усопших. Священнослужители говорят, что независимо от того, какая по счету неделя Великого поста, следует как можно больше читать молитвы, осознавать свои грехи и раскаиваться в них.

Третья седмица, Крестопоклонная

Даты: 29 марта — 4 апреля 2021 года

Календарь питания по дням:

Третья неделя Великого поста называется «Крестопоклонной». Выносится на середину храмов крест, животворящее древо, и люди поклоняются этому кресту. Крест выносится для того, чтобы укрепить человека, дать ему силу. Он становится тростью в руке, опорой, на которую опираются. Человек несёт свой крест, начал нести его в течение первых недель Великого поста. Он является источником сил, терпения, мужества для всякого верующего. Крест поддерживает и укрепляет, отгоняет уныние, тоску и злобу. Человек верующий в его животворящую силу получает необходимую силу, чтобы дальше совершить свое шествие по постному подвигу.

Четвёртая седмица, святого Иоанна Лествичника

Даты: 5-11 апреля 2021 года

Календарь питания по дням:

В неделю Великого поста христиане вспоминают жизнь и творения свт. преподобного Иоанна Лествичника, автора знаменитой «Лествицы» (лестницы), книги которая оказала очень большое влияние не только на всю православную аскетическую традицию, на монашеское делание, но и на всех искренне подвизающихся Христа ради божьих людей. Особое значение этой книги в том, что она подробно, по ступеням разбирает как человек может взойти к Богу, что нужно для этого делать, с чего начинать, что делать потом и чем все это закончится. И человек действительно получает как бы некий метод, некое правило, методику восхождения к Богу. Конечно, можно делать это и по-другому, но «Лествица» потому и была возлюбленной святыми отцами восточно-христианской традиции, что она давала как бы карту, руководствуясь которой можно взойти к Богу.

Пятая седмица, преподобной Марии Египетской

Даты: 12-18 апреля 2021 года.

Что можно употреблять в пищу:

В течение пятой недели церковь помогает христианам укрепиться. Многим людям кажется, что воздержание- это непосильный труд, некоторые думают что понести этот подвиг в Воскресение Христово невозможно. Поэтому в среду на вечерней службе устанавливается чтение Канона свт. Андрея Критского. Полного Канона, потому что на первой седмице читали только по частям четыре дня с понедельника по четверг. А в среду пятой седмицы на вечерней читается полностью Великий Канон свт. Андрея Критского, и эта служба называется «Мариино стояние».

В эти дни читается и житие святой Марии египетской, которая 47 лет прожила в пустыне. Она покаянием, любовью, слезами и смирением переосмыслила свою жизнь. Благодать Святого Духа снисходила на неё, укрепляла Марию египетскую на протяжении сорока семи лет жизни в пустыне. Читая житие, видя её образ, православные христиане также становятся сильнее в вере, молитве, несении подвига Великого поста.Мы слышим на службе не только «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Мы слышим также «Преподобная Мария египетская, моли Бога о нас», «Преподобный Андрей Критский, моли Бога о нас».

Шестая седмица, Цветоносная

Даты: 19-25 апреля 2021 года.

Предпоследняя седмица Великого поста посвящена воспоминанию торжественного Входа Господа в Иерусалим, куда он шел для страдания и крестной смерти. В канун этого праздника церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря. Святой праведный Лазарь и его сёстры Марфа и Мария были особо любимы Иисусом. После того, как Лазарь умер, Господь приходит и воскрешает его. Множество людей собирается, чтобы посмотреть на это чудо, чтобы увидеть Лазаря, который умер и был воскрешён Спасителем.

В этот день по церковному уставу разрешаются попущения. А именно: людям, которые воздерживались от
скоромной пищи на протяжении всего Великого поста, дозволяется кушать рыбную икру. Но и тут
нужно помнить о мере. Не нужно пресыщаться, переедать, ибо от избытка пищи организм расслабляется и человек уже не хочет молиться и совершать праведные дела.

В воскресенье шестой недели Великого поста православные христиане празднуют Вход Господень в Иерусалим. По преданию, когда Иисус въезжал в Иерусалим, собралось много людей. Они постилали ему под ноги свои одежды и восклицали: «Асана сыну Давидову»! Но пройдёт буквально несколько дней, и эти же люди будут стоять и кричать: «Распни, распни его»!

Во всех православных храмах в субботу в канун праздника Входа Господня в Иерусалим на вечернем богослужении после чтения евангелия совершается освящение вербы. Каждый верующий берет веточку растения и несет её домой, где она хранится на протяжении всего года. По традиции многие люди в канон Чистого четверга (Великий четверг Страстной недели) омываются, запаривая эту вербу.

В праздник Входа Господня в Иерусалим верующим разрешается немного упростить пост и побаловать себя рыбными блюдами. С этого дня православные христиане готовятся к Страстной седмице. Будем просить Бога, чтобы он дал нам сил и терпения достойно провести Страстную, особенно строгую неделю и с радостью встретить праздник Светлого Христова Воскресения.

Страстная неделя

Даты: 26 апреля — 1 мая 2021 года

Что можно употреблять в пищу:

Страстная седмица — неделя страданий. На протяжении этого периода все верующие вспоминают последние дни земной жизни Христа. Предательство Иуды, тайную вечерю, несправедливый суд, распятие, погребение, сошествие в Ад. Трудна эта неделя и для постящихся.

Священник о Великом посте

Священник Покровского кафедрального собора иерей Максим Золотухин: Великий пост всегда заканчивается Пасхой, и мы готовимся к этому празднику. Пасха — это Воскресение, жизнь, а пост — это умирание для мира, умирание страстей, умирание для суеты, пресыщения удовольствиями.

Великий пост — очень строгий. Если хотите прямо по уставу поститься, достаточно лишь сказать, не вдаваясь в подробности, что с понедельника по пятницу мы едим лишь растительную пищу. Только в субботу и воскресенье разрешено растительное масло, и лишь два раза за пост мы едим рыбу. Это Вербное воскресенье и Благовещение Пресвятой Богородицы. Как найти какие-то послабления для тех, кто может быть себя неважно чувствует, или кто-то находится в положении, или для спортсменов, которые вынуждены интенсивно тренироваться, или у кого-то может быть работа связана с физическими нагрузками. И можно ли как-то по-другому поститься? Беременным и кормящим лучше вообще не поститься. Всё-таки забота о поколении будущем — это очень важно. Пост — это личный подвиг каждого. Каждый должен взять для себя свою планку.

Святой преподобный Сергий Радонежский, который жил более 600 лет назад, жил очень просто в своей обители. И люди со всего мира приходили посмотреть: что же это за человек? Они искали чудес, святости, а видели обычную простоту. Простой человек, просто говорит, просто молится, обычное облачение из простых кусков материи. И настолько всё было просто, что люди, видя эту простоту, уходили как бы разочарованными. Так вот, его высота в его простоте. И Великий пост — это шаг в простоту, чтобы мы поняли, что можно жить без телевизора, без увеселений, без огромного количества еды и питья, без огромного количества развлечений. Наши страсти нас постоянно подогревают, кипятят, мы становимся суетными. И мы не можем успокоиться и прийти в себя, стать реальными живыми людьми. Вот давайте вдохнем и остановимся хотя бы на время Великого поста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *