Праздники в россии в начале 20 века
Праздничный календарь Российской империи на рубеже 19-20 веков
Господни, царские, государственные, военные, гражданские, городские, сельские, семейные,— праздники в XIX веке были разнообразны и многочисленны. Согласно словарю В. И. Даля, праздник — день, посвященный отдыху, не деловой,
«не работный», противоположный будням. Однако на деле эта грань была условной, «подвижной», зависящей от сочетания традиций, «высочайших» повелений, местных обычаев и социального положения участников.К ежегодно повторяющимся, цикличным праздникам добавлялись особенные торжества, свидетелями которых доводилось стать лишь раз в жизни. Общая численность праздничных дней в календаре Российской империи была высокой, а к началу XX века увеличилась еще больше.
«Царские» дни и рабочие будни
Все дни в календаре делились на присутственные (когда работали «присутствия», то есть казенные учреждения) и неприсутственные (воскресные и праздничные). Основу праздничного календаря составляли так называемые «царские» дни, то есть праздники, непосредственно связанные с именем самодержца. На рубеже XIX-XX веков их насчитывалось десять: день рождения и тезоименитства императора Николая II, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, императрицы Александры Федоровны и наследника престола, а также ежегодно отмечаемые дни восшествия на престол и коронации. В такие дни городские улицы украшались флагами и вензелями с коронами, в церквях шли благодарственные богослужения, раздавался звон колоколов, пушечная пальба; городская управа устраивала праздничные мероприятия; вечером — загоралась иллюминация. Еще более многочисленной была группа церковных праздников. Для православных жителей Российской империи (а таковых было порядка 70%) именно они служили разделительными вехами повседневной жизни. Самыми большими празднованиями славилась Пасхальная неделя. Ежегодный цикл составляли двунадесятые праздники — Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Богоявление, Сретение и другие. Кроме того, в каждой местности имелись свои, особо почитаемые святые и дни их поминовений. Церковь служила важным связующим звеном для жителей Российской империи, а церковные службы, завершавшиеся возглашением многолетия царствующему дому,— должны были олицетворять духовную связь правителя и его народа. Крестные ходы представляли собой как самостоятельные празднования, так и часть масштабных имперских торжеств.
К ежегодным праздничным мероприятиям относились также регулярно проводившиеся парады. Как правило, они устраивались в воскресные или праздничные дни. Излюбленным зрелищем для жителей Петербурга был красочный майский парад на Марсовом поле. «А полюбоваться было чем! — утверждали современники.— Чтобы это понять, надо знать, какая красивая ярко цветистая форма была у гвардии, особенно у конной гвардии. Все виды конной гвардии имели свою отличительную форму: кирасиры, гусары, уланы, драгуны, казачьи части и многие другие. Так и хочется описать эти формы! Но даже при самом удачном описании невозможно создать хоть сколько-нибудь правильного представления о их красоте, разнообразии, яркости. В каждой кавалерийской части лошади имели свою масть. Это еще более увеличивало эффект при прохождении части. Но, пожалуй, самая красивая форма была у кавалергардов. У них были белые суконные мундиры, обшитые золотым кантом, с блестящими пуговицами, белые суконные брюки. Поверх мундира были одеты латы. На голове — каска с двуглавым орлом. И латы, и каска, и пуговицы были начищены до предельного блеска и, если погода была солнечная, горели на солнце. Вооружены они были палашами. При прохождении на параде они держали палаши наголо». Парады и смотры устраивались не только в столице. Они по праву считались одним из важнейших элементов общеимперских торжеств.
Единственным гражданским праздником в начале XX века был Новый год, на празднование которого, согласно календарю, отводился один день — 1 января (здесь и далее даты приводятся по старому стилю). В канун Нового года в храмах совершались богослужения по чину новолетия, города расцвечивались флагами. Традиция новогоднего поздравления введенная еще Петром I неизменно оживляла городские улицы. Мелкие чиновники спешили поздравить свое начальство, приказчики — хозяев-купцов, родственники — родственников, друзья — друзей и так далее. Принять всех или нанести всем полноценные визиты не представлялось возможным, поэтому ограничивались тем, что оставляли у швейцаров визитные карточки или записывались в книги визитов. Только очень обеспеченные столичные жители могли позволить себе отметить праздник в ресторане, распивая французское шампанское «Fin de Siecle» («Конец века») или «Nouveau Siecle» («Новый век»). Все остальные «кисло соображали», что «ничего, кроме календарной, то есть чисто условной перемены, не произошло и под луной все осталось по-прежнему». Для мастеровых, торговцев и других категорий работников Новый год и «царские» дни зачастую лишь по календарю значились праздниками, на деле мало чем отличаясь от трудовых будней. На этот случай имелась даже своя присказка: «Мужик-проказник работает и в праздник». Но так было не всегда и не везде.
Уникальные торжества
В России рубежа XIX-XX веков широко отмечались общеимперские торжества. Первым, самым главным и масштабным празднованием каждого нового царствования становилась коронация. Коронационные празднества императора Николая II растянулись на три недели — с 6 по 26 мая 1896 года. 14 мая — день Священного Коронования в Успенском соборе Московского Кремля — объявлялся неприсутственным. В кафедральных соборах, городских и сельских церквях были отслужены литургии. После оповещения посредством телеграмм о совершении таинства миропомазания по всей империи были совершены благодарственные молебствия с последующими церковными парадами. На городских улицах, украшенных имперской символикой и флагами, проходили народные гуляния, вечером на центральных площадях устраивалась иллюминация. Основное внимание было приковано к Москве, где собрались представители всех сословий, чтобы поздравить императора. Все этапы торжеств, начиная с ослепительной церемонии въезда нового правителя со свитой в Первопрестольную, подробнейшим образом освещались периодической печатью. На память о праздновании были выпушены многочисленные подарочные издания, брошюры, сделаны фотографии, и — впервые в российской истории — была проведена съемка «царской» кинохроники. В последующие годы кадры коронационной процессии демонстрировались во всех кинотеатрах империи. Однако ни фотографии, ни киносъемка не могли в полной мере передать великолепия момента. «Можно пожалеть, что фотография не дошла еще до такого усовершенствования, чтобы снимать с сохранением красок,— отмечал в «Письмах о коронации» известный театральный деятель В.И. Немирович-Данченко,— Тогда вы могли бы хоть на десятую долю понять представлявшуюся всем нам картину. Колоссальная площадь, залитая со всех сторон народом, машущим шапками, шляпами и платками, залитая чернеющей и пестрой, многоголовой толпой, расцвеченная щитами и флагами, освещенная ярким солнцем, и по всей середине ее поразительная по блеску, богатству и красоте процессия, среди которой их Императорские Высочества со всей Царской Фамилией и с множеством прибывших в Москву принцев, Высочайших Особ и высокопоставленных лиц иностранных держав». Впрочем, с задачей «сохранения цвета» прекрасно справлялись художники, присутствовавшие на коронационных торжествах и подготовившие разнообразные эскизы для «Коронационного сборника».
В продолжение царствования Николая II организовывались и другие знаковые торжества, такие, как церемонии открытия имперских памятников, встречи глав дружественных государств, юбилеи городов, учреждений, военных баталий. Но сопоставимым по размаху с коронацией было, пожалуй, только одно торжество – празднование 300-летия Дома Романовых. Юбилейные празднования в принципе стали отличительной чертой позднеимперской эпохи. После революционной волны 1905-1907 годов их организовывали с целью сплочения нации и усиления патриотических настроений. Полтавские торжества в 1909 году, Рижские — в 1910-м, Киевские — в 1911-м, Бородинские и Московские — в 1912 году. Апогеем «юбилейного цикла» стал династический праздник, под знаком которого прошел весь 1913 год. В прессе постоянно мелькали слова и словосочетания «Романовский», «к юбилейным торжествам», «в честь 300-летия Дома Романовых» и так далее; издавалась специальная литература, в популярной форме излагавшая историю династии и главные заслуги ее представителей; для солдат, рабочих и учащихся читались просветительские лекции; снимались фильмы «Воцарение дома Романовых» и «300-летие царствующего дома Романовых. 1613-1913 годы». Единым неприсутственным днем во всей империи было объявлено 21 февраля — день избрания на царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых. Официальные празднования начались в феврале в Петербурге, а затем продолжились весной во Владимире, Суздале, Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Ростове, Переславле-Залесском и Москве. По пути высочайшего следования вокзалы, пристани, улицы и дома декорировались флагами, драпировками, вензелями, арками с зеленью, надписями «Добро пожаловать!» и «Боже, Царя храни!». При этом «везде со стороны народа было одинаковое восторженное стремление увидеть Царя и Его приветствовать, везде приходили тысячи народа за 40 и 50 верст с женами и детьми». Во время высочайших посещений государем императором той или иной местности там устанавливались собственные праздничные дни.
По воспоминаниям современников, торжества в провинции прошли более радостно и воодушевленно, чем в «казенных» Петербурге и Москве, давно привыкших к разного рода праздничным мероприятиям. На это мог повлиять и еще один важный аспект. Во время коронации 1896 года в Москве традиционный народный праздник завершился трагедией: в погоне за царскими подарками погибло и получило разного рода увечья более двух тысяч человек. С тех пор при подготовке празднований вопросу устройства народных гуляний уделялось особое внимание, а действовавший до этого принцип централизации торжества в целях безопасности был переориентирован на децентрализацию — «растягивание» общего празднества во времени и пространстве.
Для чего нужен календарь?
На рубеже XIX-XX веков вопрос унификации праздников в Российской империи оставался открытым. Если обратиться к печатным изданиям того времени («Придворный календарь», «Адрес-календарь», «Календарь-справочник» и прочие), то красным цветом было отмечено от 35 до 40 праздничных дней (расхождения были связаны с наличием переходящих церковных праздников, разным подсчетом праздничных дней (например, в одних календарях Пасха обозначалась одним днем, в других — Пасхальной неделей, возможным совпадением праздничных дней с воскресеньями, в таком случае перенос не предусматривался). Прибавив к ним 52 воскресенья, получаем около 90 неприсутственных дней в году (25%). Однако «на местах» общая картина выглядела по-другому. По подсчетам этнографа И. И. Шангиной, в русском быту праздничных дней было довольно много — до 140-150 в году (38-41%). Согласно данным историка Б. Н. Миронова, по всей империи могло насчитываться до 258 нерабочих дней (71%), включая, помимо официальных воскресных и праздничных дней, разнообразные местные, религиозные, сезонные, бытовые и семейные праздники. Такой разброс можно объяснить «размытостью» самого понятия «праздники-будни», сезонным характером работ в сельской местности (в том числе зависимостью от погоды, из-за чего сохранялись различные вариации языческих праздников) и национальными особенностями регионов.
Исследовавшая городскую культуру отдыха С. Ю. Малышева пришла к выводу, что подобный опыт унификации не увенчался успехом. Имперская идеология «одна империя, один народ» подразумевала сближение временных алгоритмов жизни горожан, формирование единого современного календаря. «Эту идею и тенденцию в какой-то мере воплощал официальный досугово-праздничный календарь, чьи даты и праздники демонстрировали тесную связь с православной церковью и самодержавием, династией Романовых. Однако этот официальный, государственный досуговый календарь так и не был распространен не только на всех жителей империи, но даже на все категории городского населения». Более того, после манифеста 17 октября 1905 года, даровавшего «незыблемые основы гражданской свободы», революционные силы все активнее стали продвигать «альтернативные» праздники и памятные даты, такие, как 9 января (память о «Кровавом воскресенье») или Первомай (праздник солидарности трудящихся). Эти праздники становились «протестными», «смущали умы», подрывали авторитет монархии. В то же время сочувствие им со стороны простых обывателей служило маркером возраставшего общественного недовольства. Революционеры отказывались от праздно-досугового («буржуазного») времяпрепровождения, постепенно превращая городской праздник в действенный инструмент идеологической борьбы.
В столь непростой ситуации усилия правительства были направлены на то, чтобы максимально раскрыть объединяющий потенциал имперских торжеств. «Сценарии» для их проведения на разных уровнях (общегосударственном, городском, местном) составлялись, исходя из вполне конкретных задач. Вместе с тем, универсальность таких торжеств была довольно условной. Обширность империи, влияние местных факторов, невозможность даже в отдельно взятом городе собрать всех желающих в одном месте, необходимость соблюдать охранительные меры и обеспечивать санитарные нормы, рассредоточивать и развлекать публику (к чему, в частности, привлекались многочисленные «попечительства о народной трезвости»),— все это не способствовало целостности торжества.
Данная задача в конце концов решалась благодаря монархической прессе и специальным изданиям, печатавшим на своих страницах подробные описания официальных торжественных мероприятий и транслировавшим необходимый общеимперский образ. В результате происходило символическое объединение столичных и провинциальных празднеств в единое торжественное действо, про которое можно было сказать: «В священном торжестве мысленно участвует весь многомиллионный русский народ» или «Великое торжество совершается в сей день на Руси. Страна русская от Белого моря до Черного, от Амура до Днепра, как один человек, празднуя, чтит сей день, радуясь о Царе своем». Такое торжество, по замыслу организаторов, служило наглядным воплощением территориального, национального и духовного единства державы. Праздничная мозаика Российской империи рубежа XIX-XX веков являлась прямым отражением ее географической, социальной, этнической, конфессиональной и культурной специфики. Дальнейшие попытки по разработке универсальных торжеств и созданию единого календаря предпринимались уже в советской России.
Источник: журнал «Знание – сила» № 12 2020
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
«Веселится и ликует весь народ». О государственных праздниках Российской империи
Начать беседу о государственных праздниках Российской империи следует с того, что такого понятия в стране… вовсе не существовало! Нет, праздничные дни, носившие тогда название «неприсутственных», в календаре имелись, причем было их с лихвой. Однако все они делились на две четкие категории: «царские дни» и дни религиозных торжеств. Если вспомнить, что православие имело в России статус государственной религии, а представители царствующего дома Романовых правили ею в качестве абсолютных монархов, то именно эти даты и стоит считать государственными праздниками империи.
«За веру, царя и Отечество!»
Рассмотрим праздничный календарь, взяв за основу наиболее близкие к нам последние годы существования империи, подробнее. Начнем с дней «царских», коих в нем имелось десять. Четыре дня рождения – императора Николая Александровича и двух императриц, его супруги Александры Федоровны и его матери, Марии Федоровны, а также наследника престола — цесаревича Алексея Николаевича. Соответственно, такое же количество именин, или, в тогдашних терминах, «тезоименитств», тех же самых сиятельных персон. Также отдельно праздновалась годовщина восшествия на престол государя и дата священного коронования их императорских величеств: Николая и его супруги.
Церковных праздников было, конечно же, намного больше. Все они делились на двунадесятые и великие. Среди первых были как непереходящие (то есть отмечавшиеся годами и веками в одну и туже календарную дату), так и переходящие, которые были привязаны к определенному количеству дней, миновавших после одного из главных церковных праздников, как правило, Пасхи. Перечислять здесь весьма богатый на памятные даты православный календарь вряд ли стоит: места не хватит, и ни к чему. Остановимся на том, что в среднем получалось 12-13 двунадесятых и 6-7 великих. Иногда два праздника попадали на один день и вообще в календарях разных лет встречались «вариации».
В общем и целом количество «неприсутственных дней» в Российской империи превышало сорок в году. Ведь некоторые праздники отмечались по два-три дня. «Веселится и ликует весь народ», как поётся в дошедшей до нас песне. На Пасху же «каникулы» длились и всю декаду. Кстати, привычное нам 1 января, день Нового года, нерабочим было исключительно в силу того, что на него выпадали опять-таки даты, отмеченные в церковном календаре. Все эти выходные были закреплены на государственном уровне специальным законом, который 2 июня 1897 года подписал император Николай II. В соответствии с этим же документом принуждать праздновать по православному календарю лиц «иных вероисповеданий» не допускалось, зато предписывалось и дозволялось вносить в их рабочих график праздничные дни «сообразно законам их веры».
Прежде чем кто-то начнет охать, ахать и завидовать нашим предкам, имевшим такой роскошный трудовой график, позволю себе кое о чем напомнить. Прежде всего все субботы в Российской империи были рабочими. Это раз. Обязательный выходной в воскресенье, кстати говоря, был установлен тем же императорским законом, о котором было упомянуто выше. Ни о каких ежегодных оплачиваемых отпусках не шла речь примерно для 90% населения страны. Исключением были госслужащие (как военные, так и статские), а также работники казенных (государственных) промышленных предприятий. Им отпуск предоставлялся по специальному прошению.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
ЛЕТНИЙ БЕЖЕВЫЙ ТОП – ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ УЗОР КРЮЧКОМ. Схемы https://zen.yandex.ru/media/id/5fbe05c57f61.
Ажурный палантин связан крючком. Это цитата сообщения КЕЙТАС Оригинальное сообщениеАжурный палант.
Женский пуловер крючком. http://knit-crochet.ru/publ/vjazanie_krjuchkom/pulovery_zhenskie_krju.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
Какие праздники были в СССР в 20-е годы 20 века
Гуляй, рванина!
А вы знаете, какие нерабочие праздничные дни официально отмечались в СССР, например, в 1929 году?
Лично я был удивлен!
Но, если приглядеться, можно заметить и еще кое-какие особенности..
Так в 1925 году всех праздников было вроде бы тоже восемнадцать, но наборчик их был несколько иным:
В следующем же 1926 году Крещение с Благовещением и вовсе были проигнорированы безо всяческой «революционной» компенсации:
В 1927 году вдруг вновь вспомнили про Благовещение :
В 1928 году значилось всего пятнадцать праздничных дней и дней отдыха (но одиннадцать реальных выходных):
Реферат на тему: Праздники и развлечения в России в 19-начале 20 века
Содержание:
Введение
В современной России начала третьего тысячелетия, переживающей период постиндустриальной модернизации, ситуация в некоторой степени схожа с той, что была в либеральный период модернизации во второй половине XIX-начале XX века.
В постсоветской России монополия на образовательную деятельность среди населения со стороны государственных учреждений прекратила свое существование. Государство не может содержать за государственный счет все необходимые обществу учебные заведения. Коммерциализация образования в стране стала признаком новой эпохи. С одной стороны, благодаря открытию ряда коммерческих вузов количество студентов в стране увеличилось вдвое по сравнению с советским периодом. С другой стороны, на общем фоне падения уровня жизни значительной части россиян коммерциализация образования привела к тому, что образование, особенно высшее, да и полное среднее тоже перестало быть доступным для всех слоев российского населения. Сегодня наблюдается тревожная тенденция увеличения числа детей школьного возраста, не посещающих школу. Растет число неграмотных и неграмотных детей и подростков. Проблема безнадзорности детей по целому ряду причин, в том числе локальных вооруженных конфликтов, также стоит очень остро.
Рост алкоголизма, наркомании и патологических азартных игр среди населения России сегодня, и особенно среди молодежи, сопровождается ростом числа преступлений и хулиганских выходок. Борьба с такими явлениями просто невозможна вне развития образовательных и культурных учреждений. Развитие образования и культуры в конечном счете определяет прогресс общества и успех его постиндустриальной модернизации.
Объектом исследования были выбраны образовательные организации и принадлежащие к ним учреждения, деятельность которых была направлена на решение не только общеобразовательных, но и культурно-просветительских задач для широких слоев населения, отдельных вопросов досуга населения, в первую очередь связанных с играми.
Предметом изучения курсовой работы явилось определение места системы организаций и учреждений, занимающихся культурно-просветительной работой с населением в 1859-1917 гг., в буржуазной модернизации России во второй половине XIX-начале XX вв. Предметом исследования также является игровой бизнес.
История культурно-просветительской деятельности.
В дореволюционной России социальный прогресс был непосредственно связан с развитием культуры. В то время остро стояли также проблемы неграмотности населения, отсутствия доступа к образованию, организации культурного досуга, борьбы с алкоголизмом.
Усилий одного правительства было явно недостаточно. Значительный вклад в решение этих проблем внесла российская общественность с помощью учреждений культуры и образования. Этот положительный исторический опыт дореволюционного периода дает богатый материал для осмысления и открывает широкие возможности для использования многих форм воспитательной работы и ее содержания в современных исторических условиях.
История культурно-просветительской деятельности общественных организаций и отдельных лиц в дореволюционной России-один из богатейших пластов отечественной истории. Она изобилует прекрасными примерами подлинного служения делу просвещения народа лучших представителей отечественной интеллигенции.
Исторический опыт просвещения в дореволюционной России-это малоизученный и чрезвычайно интересный опыт социальной самодеятельности в условиях самодержавного политического строя общества. Те демократические традиции, которые были заложены в недавнем историческом прошлом нашего общества, дают сейчас свои новые всходы в контексте радикального реформирования российского общества. Вовлечение ведущих общественных масс в решение насущных проблем в области образования и культуры в дореволюционную эпоху заслуживает сегодня, как никогда, изучения и осмысления, как и вся другая общественная деятельность той эпохи, направленная на развитие демократических традиций.
Большая часть полезной работы, проделанной либералами по повышению образовательного и культурного уровня трудящихся масс, незаслуженно игнорировалась советскими исследователями, поскольку не признавалась положительным историческим опытом для советской власти, заслуживающим дальнейшего использования и распространения. Более того, некоторые инициативы либералов были прямо представлены в негативном свете, как вредные для пролетариев.
Понятно, что еще более негативно в советской литературе была представлена та значительная работа, которая была проделана по преодолению культурной отсталости народа, по ликвидации неграмотности взрослого населения монархическими проправительственными и церковными организациями и учреждениями. Отношение советских историков к ним было крайне отрицательным, как и к реакционным организациям правительства.
Восстановление исторической справедливости по отношению к различным группам российской общественности, которые в большинстве своем работали совершенно бескорыстно на благо народа, на наш взгляд, сегодня является обязанностью современных историков. Вот почему история дореволюционного просвещения, безусловно, заслуживает серьезного изучения в наши дни.
У истоков ее стояла народническая интеллигенция. Именно среди них родилась идея возвращения интеллигенции народу того долга, в котором, как признавала сама интеллигенция, она была перед народом. Интеллигенция, просвещенная и образованная, занятая умственным трудом, жила за счет физически работающих людей, темных, суеверных, неграмотных, не имевших доступа к образованию и культуре. И передовые умы интеллигенции были озабочены поиском путей возвращения народу его долга в виде знаний. Одним из таких путей была частная и общественная деятельность по повышению культурного и образовательного уровня народа.
Интеллигенция шла к народу, чтобы учить и лечить его, отстаивать его интересы в суде и перед чиновниками, организовывать его здоровый и разумный досуг, отвлекать его от вредной привычки пьянства и хулиганства.
Со временем круг участников культурно-просветительского движения стал расширяться. Профессора и студенты университетов, учителя школ, учителя и учительницы, священнослужители, ведущие представители дворянства, бюрократии, инженеры, врачи, агрономы, фабричная администрация, фабриканты-вот далеко не полный перечень участников начавшегося в стране культурно-просветительского движения.
Воспитательная деятельность заняла определенную нишу в общественной самодеятельности и со временем стала значительным дополнением к воспитательной деятельности государственных учреждений.
Культурно-просветительская работа среди простого народа с самого начала ее осуществления в дореволюционной России была плодом частной и общественной инициативы. Кроме того, с самого начала этой деятельности преобладали революционные или оппозиционные настроения по отношению к власти. Эти обстоятельства породили сложное отношение к нему со стороны общества вообще и со стороны власти в частности. Таким образом, реакция чиновников соответствующих ведомств на просветительскую деятельность общественных сил была неоднозначной. С одной стороны, общественность помогала государству за свой счет и своими силами решать давно назревшие вопросы ликвидации взрослой неграмотности в обществе, отвлекая трудящихся от бесполезного и даже вредного времяпрепровождения. Такую деятельность следовало бы поддерживать. С другой стороны, такая общественная инициатива не могла не вызвать серьезной озабоченности властей. Потому что в России в то время под видом учебных заведений могла быть организована легальная революционная пропаганда среди народа. Вот почему политическая благонадежность тех, кто организовывал образовательные мероприятия, больше всего беспокоила местные власти и центральную власть.
Консервативные социальные круги были на стороне правительства. И прогрессивно настроенная часть общества приветствовала образовательную инициативу.
Но, как оказалось, эти репрессивные меры со стороны правительства ничего изменить не могли. Социальная активность, порожденная либеральными реформами, уже не могла быть уничтожена в зародыше. Закрытые частные воскресные школы все еще возрождались там, где они были закрыты, но на нелегальной основе (что, кстати, было еще хуже для правительства), или появлялись на новых местах. И власти ничего не могли с этим поделать. Тогда властям оставалось только признать существование общественной самодеятельности в области внешкольного образования взрослых и поставить ее под максимально возможный контроль. Что было в скором времени сделано. Поэтому существует целый ряд документов, которые строго регламентируют деятельность всех образовательных учреждений.
Кроме того, властные структуры общества стремились создать через сеть провластных общественных организаций собственные культурно-просветительные учреждения, во многом финансируемые государством и, соответственно, являющиеся проводниками государственной идеологии и политики в массы.
Даже самих участников движения, а позднее и исследователей его развития волновал вопрос о том, насколько культурно-просветительским движением Россия обязана Западу. Летописцы просветительного движения изучали зарубежный опыт в этом отношении. Некоторые из них пришли к выводу, что Россия напрямую заимствовала специфические формы учебных заведений у западных стран. Другие, напротив, не признавали этого заимствования и подчеркивали различия между культурно-образовательными учреждениями России и их аналогами в Германии, Англии, Франции, США и других странах.
Эти различия коренились, прежде всего, в том, что в нашей стране общее среднее образование до революции 1917 года было недоступно широким слоям населения, в то время как правительства западных стран уже в XIX веке ввели всеобщее образование. В связи с этим деятели учебных заведений России не ставили перед собой тех узких задач, которые решали педагоги Европы и Америки. Ведь в этих странах народное образование развивалось благодаря совместным усилиям государства и общества. Поэтому учебные заведения на Западе в большинстве своем носили либо конфессиональный характер, либо характер углубленной профессиональной подготовки населения. Деятели русского просвещения, напротив, помимо решения узких или более частных воспитательных задач с помощью культурно-просветительных учреждений, преследовали более широкие воспитательные и культурные цели. Для них просвещение было едва ли не единственной формой легальной общественной деятельности.
Влияние западного опыта в просветительском движении отчетливо проявилось в России во второй половине XIX века. Но это было только отправной точкой для начала такого движения в России. Сама интеллигенция всегда была носителем образования и культуры в стране и в то же время ретранслятором культуры в народные массы. А так как со времен Петра I и Екатерины II русская интеллигенция получала образование в западном, прагматическом духе и все больше ощущала свою культурную оторванность от масс, то уже в XIX веке она пыталась совместить полученное образование и приобретенные ею культурные ценности с массами. Перенося на русскую почву западнические культурно-просветительские начинания XIX века, русская интеллигенция обогащала их новым содержанием и развивала сами формы работы с населением. Поэтому культурно-просветительское движение, возникшее в России под влиянием Запада, развивалось в нашей стране весьма оригинальным образом, со временем превратившись в русское явление.
Что побуждало ученых, преподавателей вузов, учителей и воспитателей, общественных деятелей и деятелей культуры, а затем инженеров, врачей, агрономов, фельдшеров, просто хорошо образованных людей в дореволюционной России активно заниматься просветительской деятельностью для народа? После работы в воскресных школах, народных библиотеках и читальнях, в классах рабочих курсов при факультетах государственных университетов, ведущих воскресные чтения для народа, создающих дома и театры, народная интеллигенция посвящала этому делу весь свой ежедневный и воскресный досуг, не оставляя времени для себя. В просветительском движении участвовали люди разного социального статуса, разных идеологических убеждений и политических предпочтений (от консерваторов до революционеров). Что объединяло этих людей? И что же, все, что их разделяло, заключалось в этом Всеобщем воспитательном служении народу? Эти два трудных вопроса до сих пор занимали умы исследователей.
Но были и другие мотивы участия различных лиц и целых организаций в культурно-просветительской деятельности. Для учителей и учительниц с их скудным заработком, для священнослужителей и других малообеспеченных слоев интеллигенции, работавших в воскресной или вечерней школе, заведовавших библиотекой, проводивших народные чтения, были дополнительные заработки, конечно, при условии, что эта работа оплачивалась. Это были весьма прозаические, но веские основания для участия некоторых групп интеллигенции в просветительской деятельности.
Но, например, на земских учителей земскими управами возлагалась прямая обязанность работать в земских культурно-просветительных учреждениях без всякой платы. Таким образом, не обошлось без элементов принуждения в организации культурно-просветительной работы на местах. Хотя, надо признать, что земские учителя были настоящими подвижниками просвещения.
Таким образом, нельзя сводить всю культурно-просветительскую деятельность в дореволюционной России только к голому энтузиазму участников воспитательной работы.
Образовательные учреждения и их особенности
К «учебным заведениям» в исследуемый период относятся:
Отличительными чертами «учебных заведений» были следующие:
Из перечисленных выше особенностей культурно-просветительных учреждений можно выделить основные принципы их организации, а именно: публичность, самостоятельность, доступность, полнота отдельных связей, преимущественная бесплатность, системность, систематичность, принцип районной организации.
Следует также учитывать, что в досоветской России существовали и провластные общественные организации, которые также участвовали в образовании. Работа различных лиц в таких организациях диктовалась самой властью. Это обязательное для определенных категорий должностных лиц и даже принуждение со стороны властей по отношению к определенным категориям граждан (имеется в виду купцы, купцы, которых власти безжалостно штрафовали по малейшему поводу, если они отказывались финансово поддерживать провластные учебные заведения). Наиболее характерным примером такого рода официальной общественной организации было Попечительство о народной трезвости, созданное в 1894 году по инициативе правительства. Организация имела свою разветвленную сеть культурно-просветительных учреждений по всей стране. И сторонники отрезвления народа вербовались в нее различными способами,в том числе и насильно. Хотя для высокопоставленных чиновников участие в трезвом движении было очень почетным.
Работа в других проправительственных организациях, таких как комиссия народных чтений, учрежденная под покровительством государства, под августейшим или административным покровительством, вообще считалась почетной обязанностью всех чиновников, лояльных правительству.
Другой пример-церковные учебные заведения. Их организация обязательно вменяется Священному Синоду в прямую обязанность местных православных священников прихода.
Участники провластных учебных заведений выполняли государственный заказ, были проводниками государственной политики в области образования и государственной идеологии в массы. Но они также много сделали для просвещения народа, для повышения его общего культурного уровня.
Таким образом, культурно-просветительское движение в России, основанное народнической интеллигенцией (середина 50-х-начало 60-х годов), примерно к 90-м годам XIX века превратилось в разнородное и многогранное по составу участников движение. Наряду с бескорыстным служением народу, в воспитательной деятельности присутствовали элементы государственного воздействия и принуждения, а также личные мотивы улучшения своего материального положения со стороны отдельных отрядов участников движения. Объективный анализ этого аспекта движения в пользу просвещения народа позволяет представить его как более многомерное явление, чем это было сделано до сих пор исследователями.
Предлагается следующая периодизация этапов дореволюционной культурно-просветительской деятельности за весь период ее существования (этапы, в свою очередь, делятся на отдельные периоды времени).
Выделение внутренних периодов в двух последних и основных этапах культурно-просветительской деятельности связано как с историческими событиями в стране, так и с изменениями в самой образовательной деятельности.
Таким образом, выделение в отдельный период первой половины 1890-х годов обусловлено тем, что в это время страна, пережив жесточайший аграрный кризис 1891-1892 годов, постепенно вышла из него и, примерно, с 1893 года вступила в период бурного промышленного развития. В годы аграрного кризиса представители разных слоев общества одновременно обратились к проблемам просвещения народа, избавления его от тьмы и невежества. Именно интеллигенция, люди различных профессий и званий формировали свои учебные организации и создавали учебные заведения, видя в этой деятельности выход из аграрного кризиса и к подъему народного хозяйства, к повышению культурного и жизненного уровня крестьянства. Более того, прямую связь между неурожаем, голодом, эпидемией в стране и общественной инициативой и самодеятельностью в области просвещения народа отмечали практически все современники, начиная от чиновников из правительства, Департамента полиции МВД, департамента образования и заканчивая прогрессивно мыслящими общественными деятелями, педагогической общественностью и др.
Вторая половина 1890-х годов была периодом, уже связанным с промышленным бумом в стране. Потребность новой промышленности в квалифицированных кадрах диктовала новые, более утилитарные и прагматичные задачи в области воспитания народа. Бурное промышленное развитие, рост числа городов и промышленных центров, урбанизация населения-все эти изменения выдвинули на первый план проблемы народного образования. К решению задач повышения культурно-образовательного уровня трудящихся обращаются не только общественные деятели, непосредственно связывающие дальнейший прогресс страны с развитием народного образования, но и государственные чиновники управления образования, а также непосредственные организаторы промышленного производства-предприниматели, то есть владельцы фабрик, заводов и других предприятий. Неслучайно именно в 1895 году впервые был поставлен вопрос о необходимости введения всеобщего начального образования в стране.
Следующий решающий (III) этап в развитии просвещения начинается в годы первой революции в России и продолжается до революционных событий 1917 года. За это время в России выросли масштабы культурно-просветительской деятельности, появились новые виды воспитательной работы, появились новые участники культурно-просветительского процесса.
Можно сказать, что из чисто общественной самодеятельности, аскетизма интеллигентских слоев населения 50-60-х годов XIX века, в XX веке выросло широкое движение со многими составляющими. Политический спектр этого движения был представлен всеми политическими течениями того времени-от правительственно-монархического до либерально-демократического и до революционно-демократического.
Революция привела к небывалой активности трудящихся масс, их самодеятельности. Наряду с интеллектуальными организациями и их культурно-просветительными учреждениями стали возникать пролетарские, крестьянские и другие низшие слои общества (чиновники, мелкие служащие и т. Некоторые из них, явившиеся прямым продуктом революционного периода, как, скажем, рабочие клубы, были уже разогнаны властями во время революции и после ее поражения.
Хотя клубная деятельность трудящихся масс была возобновлена позднее, перед лицом правительственной реакции, эти клубы уже не были революционными учреждениями трудящихся, какими они были в 1905-1906 годах. Неработающие массы также были вовлечены в клубную деятельность в этот период.
Многие учебные заведения, созданные в годы революции, сохранились, уцелели, а позже также участвовали в просветительской деятельности.
Важнейшим революционным достижением общественности было разрешение властей тайно открывать для трудящихся масс различные культурно-просветительные учреждения.
Далее можно выделить период между двумя революциями в России-1908-1916 гг., в развитии культурно-просветительской деятельности.
Начало промышленного подъема 1909 года не могло не сказаться на состоянии народного образования и культурно-просветительной работы. Проблема введения начального всеобщего образования в эти годы, особенно после 1908 года, поставила внешкольную работу на совершенно небывалую высоту. Развитие внешкольного образования в стране было признано управлением образования во главе с министром просвещения А. Н. Шварцем важнейшей государственной задачей, решение которой позволило бы ликвидировать неграмотность взрослого населения в стране.
Для дальнейшего развития культурно-просветительной работы, расширения ее масштабов и качественных изменений большое значение имело активное вовлечение органов местного самоуправления в решение задач внешкольного образования после 1911 года, когда на Всесемейском съезде культурно-просветительная работа была должным образом признана одним из важнейших направлений деятельности земств.
Рост числа кооперативов в стране и внимание кооператоров к решению культурно-просветительских задач также сыграли важную роль в дальнейшем развитии образовательной деятельности. Пик культурной работы кооперативов пришелся на 1913 год. Но даже в последующий период нет необходимости говорить о спаде.
События Первой мировой войны, в которую Россия была вовлечена с 1914 года, оказали двоякое влияние на состояние культурно-просветительной работы. Из-за военных расходов и трудностей военного времени (например, из-за мобилизации активных и деятельных участников в культурно-просветительные учреждения) наблюдался определенный спад в культурно-просветительной работе. Но, с другой стороны, вынужденное «отрезвление» страны, возникшее с введением сухого закона в 1914 году, привело к быстрому росту потребности в культурно-просветительных учреждениях и мероприятиях. И чем дольше длилась война, тем больше разрушений она приносила стране, тем более очевидным для всех прогрессивно мыслящих людей в России было то, что выход из войны и восстановление экономики страны будут просто невозможны без культурной пропаганды, развития народного образования.
Поэтому в годы Первой мировой войны культурно-просветительская деятельность общественных организаций, прежде всего просветительских-обществ грамотности, обществ содействия народному образованию, библиотечных обществ, общественных читательских обществ, общественных университетских обществ и многих других, а также кооперативов, не только не прекращалась, но, напротив, продолжалась всеми возможными средствами. В годы войны Трест трезвости, земские органы и кооперативы сосредоточили свои усилия на создании таких комплексных культурно-просветительных учреждений, как народные дома. Эти организации имели долгосрочные планы строительства сети народных домов как на 1916, так и на 1917 год.
Но революционные события 1917 года в стране закрыли эту страницу в истории существования культурно-просветительных учреждений. В Советской России откроется иная страница в истории национальных культурно-просветительных учреждений. Но основная основа культурной работы в советское время будет заложена в те дореволюционные годы, к которым мы обратились в нашем исследовании.
Особенности игрового досуга в России в XIX-начале XX века
Главная игра, которая была очень популярна в допетровской Руси, называлась «зерно». В нее играли все без исключения, независимо от возраста и социального статуса. «Зерно» представляло собой набор маленьких одинаковых семян, с одной стороны белых, а с другой-черных или темно-красных. Выигрыш зависел от выпавшего цвета и от комбинации, в которую было помещено «зерно».
В России азартные игры обычно называли «ипотекой». Помимо «зерна», были популярны так называемые «яичные бои». Существовало несколько вариантов этой игры. Например, сырое куриное яйцо пропускалось через специальный желоб, в конце которого помещалось вражеское яйцо. Чье яйцо было разбито ударом, тот проиграл. Другой способ-бороться «рука об руку», то есть держать яйцо в руке. Для этой игры использовались вареные яйца. Говорят, что самые продвинутые игроки знали секреты специальных «куриных диет», благодаря которым куры откладывали яйца с очень крепкой скорлупой.
Как ни странно, шахматы тоже считались обычной азартной игрой, в которую играли почти все. Правда, шахматных досок тогда еще не было-простейшие неуклюжие фигуры ставились на специально нарисованный стол или широкую скамью (так называемый «Майдан»). Шахматные баталии часто сопровождались ожесточенными спорами, а иногда даже драками.
Где вы предавались азартным развлечениям? Пивные, или как их еще называют, «центры» были довольно редки, а в сельской местности их почти не было. Поэтому прообразом первых игорных домов были. бани! Именно там люди могли спокойно наслаждаться игрой, развлечениями и приятным общением за чашкой кваса или сусла (продажа спиртного в бане была строго запрещена).
Как и во всем мире, азартные игры также часто запрещались в России с древних времен. Причинами стали большие убытки, участившиеся случаи краж и грабежей, рост преступности и, конечно же, обман и мошенничество. В результате царское правительство запретило азартные карточные игры и открытие игорных домов. Этот запрет был постоянным вплоть до падения самодержавия. Все карточные игры делились на азартные (например, «ecarte», «chemin-de-faire», что по-французски означает «железная дорога», более известная по сей день как игра в «железо») и коммерческие («преферанс», «шестьдесят шесть», «вист» и др.).
Азартные игры в современной социокультурной деятельности
Азартные игры в России-это казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы и тотализаторы. До 2006 года эта отрасль индустрии развлечений регулировалась федеральным законодательством (глава 29 НК РФ и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») и местным законодательством (в части установления различных ограничений на размещение игорных заведений).
Требования, связанные с участием в игре или ставке, включают как требования победителя о выплате выигрыша от игры или ставки, так и требования проигравшего о возврате добровольно уплаченного проигрыша. Поэтому, если проигравшая сторона добровольно исполнила свой долг, она не имеет права требовать в суде то, что было исполнено обратно.
В настоящее время деятельность, связанная с проведением лотерей, регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (в ред. от 23.07.2008). В соответствии с настоящим Законом лотерея-это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) привлекает призовой фонд лотереи, а другая сторона (участник лотереи) имеет право на выигрыш, если она признана победителем в соответствии с условиями лотереи.
В действующем законодательстве отсутствует юридическое определение понятия «тотализатор». Статья 364 Налогового кодекса Российской Федерации определяет организатора тотализатора как организацию или индивидуального предпринимателя, осуществляющих посредническую деятельность в сфере азартных игр по организации азартных игр, приему ставок от участников взаимных ставок и (или) выплате выигрышей.
К другим играм, указанным в статье 1063 ГК РФ, относятся: игры в казино (рулетка, карточные игры, кости), мгновенное лото (лото), игры с игровыми автоматами с денежными или натуральными выигрышами, а также другие игры, на которые выдаются лицензии.
Договор лотереи, участник пари (кредитор) несет свою ответственность в момент заключения договора, покупки билета, документа, товара или оплаты стоимости участия в игре или тотализаторе, а держатель (должник) несет следующие обязанности: играть или подводить итоги тотализатора, обеспечивать участие должника, выдавать или выплачивать выигрыш должнику в случае его проигрыша.
Статья 1063 ГК РФ не устанавливает, что за участие в игре или тотализаторе взимается плата, то есть лотерейные и тотализаторские договоры могут быть как платными, так и бесплатными. Поэтому нормы ГК РФ о лотереях применяются к случаям проведения розыгрышей рекламных призов среди покупателей определенных товаров (потребительских услуг), для выигрыша кредитов и т. д. Пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О лотереях» на основании рассмотрения выделяет два вида лотерей: лотереи, право на участие в которых связано с оплатой, и лотереи, право на участие в которых не связано с оплатой.
Федеральный закон» О лотереях » определяет организатора лотереи в качестве основного должника по договору лотереи. Даже если лотерея проводится через оператора лотереи, согласно Закону, он действует от имени и по поручению организатора.
Статья 7 Федерального закона» О лотереях » предусматривает уведомительный порядок проведения стимулирующих лотерей.
Форма договоров на проведение лотерей, тотализаторов и других игр может быть как письменной, так и устной. Лотерейный билет, квитанция или иные документы, фиксирующие существенные условия таких договоров, не являются письменной формой игровых договоров, они должны рассматриваться как документы, удостоверяющие факт заключения игрового договора в устной форме и фиксирующие его содержание.
В Федеральном законе «О лотереях» лотерейный билет-это документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений между организатором лотереи и участником лотереи. Толкование данного определения возможно только в сочетании с комментируемой нормой ГК: результаты лотерейного билета являются формализацией договорных отношений с ними, дополнительной регистрации не требуется. В случае иного толкования оформить договор с участником практически невозможно.
Предложение заключить договор лотереи, тотализатора или иной рисковой игры должно содержать все его существенные условия: срок, порядок определения приза, его размер и порядок выдачи и т. д. Условия договора лотереи должны содержаться в документе, который в Федеральном законе «О лотереях» называется «Условиями лотереи». Условия проведения лотереи утверждаются организатором для каждой лотереи и представляются в уполномоченный орган для получения разрешения на проведение лотереи.
Заключение договора лотереи, тотализатора или иной игры осуществляется путем оплаты участия в игре, приобретения билета или иного документа; для стимулирующей лотереи-путем приобретения определенного товара, обеспечения или совершения иных действий. Конкретный способ заключения лотерейного договора должен быть описан в правилах и условиях лотереи.
Пункт 4 статьи 1063 Гражданского кодекса устанавливает обязанность организатора игры выплатить выигрыш. Федеральным законом» О лотереях » также установлено право участника лотереи требовать денежный эквивалент приза в натуральной форме, за исключением приза в стимулирующей лотерее.
Часто условия проведения тотализаторов взимают плату за выплату (выдачу) приза, возлагают на третье лицо расчеты по банковскому переводу для проведения лотереи, организацию, реализующую лотерейные билеты и т. д. Однако в случае неуплаты выигрыша третьим лицом лотерея вправе потребовать оплаты непосредственно от организатора лотереи с момента заключения с ним лотерейного договора.
Поскольку Федеральным законом» О лотереях » предусмотрено, что кредитная организация выступает в качестве поверенного (от имени и за счет организатора или оператора лотереи), требования к ней о выплате выигрыша вообще не могут быть предъявлены (пункт 1 статьи 182 ГК РФ).
К 2006 году в России было выдано более 6300 лицензий на азартные игры. В 2005 году оборот этой сферы составлял 5-6 миллиардов долларов, в стране насчитывалось около 400 тысяч игровых автоматов и 5 тысяч игровых столов.
До 60% российских игорных клубов располагалось в Москве и Санкт-Петербурге. Лидерами отрасли стали Ritzio Entertainment Group (сеть Vulkan), Storm International (сеть Super Slots и несколько казино в Москве и Санкт-Петербурге) и Jackpot company.
Путин внес в Госдуму предложения по законопроекту «О государственном регулировании организации и проведения азартных игр», суть которого заключается в консолидации и концентрации игорного бизнеса в четырех специальных игорных зонах. В декабре 2006 года законопроект был подготовлен и принят.
До 1 июля 2007 года планировалось ликвидировать бизнес компаний с активами менее 600 млн рублей по всей стране. С этого момента организация азартных игр с использованием Интернета и мобильной связи также была запрещена, казино с менее чем десятью игровыми столами и площадью менее 800 квадратных метров и игровые залы с менее чем 50 игровыми автоматами и площадью менее 100 квадратных метров были прекращены. Запрет коснулся не только букмекерских контор и тотализаторов.
Расположение игорной зоны на юге страны определено вблизи поселка Порт-Катон в Азовском районе Ростовской области, граничащем с Щербиновским районом Краснодарского края. Расстояние от Ростова-на-Дону до Порта Катон составляет около 80 км, от Краснодара-около 300 км. В Калининградской области игорная зона будет создана в районе села Поваровка Зеленоградского района. Было решено создать игорную зону в Алтайском крае рядом со знаменитым курортом Белокуриха, более чем в 200 км от Барнаула. В Приморском крае игорную зону планируется построить недалеко от города Артема (35 км от Владивостока), в бухте Муравьиная. В феврале 2010 года в игорной зоне «Азов-Сити» открылось первое казино.
Альтернативой игорным компаниям может стать букмекерский бизнес, выход в лотерейный сегмент, открытие покерного клуба или онлайн-казино. Кроме того, есть основания полагать, что некоторые предприниматели попытаются увести свой бизнес в подполье. Несмотря на запрет, игорный бизнес продолжает свою работу, сговариваясь под интернет-кафе, лотерейные клубы, а иногда даже под ночные клубы или что-то еще. Уголовные наказания за организацию азартных игр в неположенном месте классифицируются как незаконная предпринимательская деятельность. За такое преступление статья 171 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет.
Заключение
На фоне развала советской системы культурно-просветительных учреждений и современной коммерциализации образования и культуры, на мой взгляд, особенно важна в прошлом опыте та основа, на которой была организована образовательная деятельность. Речь не идет о чистой благотворительности, так как многие дореволюционные культурно-просветительные учреждения не были бесплатными. В то же время стоимость их использования была доступной для наиболее финансово неблагополучных слоев населения. Не говоря уже о совершенно бесплатных учреждениях, таких как публичные библиотеки-читальни.
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.