Праздники в иконостасе по порядку
Праздничный ряд икон в русском иконостасе
Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас – это ярусное бытие, все ряды его, в конечном счете, являются ни чем иным, как раскрытием смысла первой и основной иконы – образа Иисуса Христа. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.
Самый верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева (праотцы, ближе всех стоящие по времени райской жизни: Адам, иногда Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и т.д.).
Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа (вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки; центральные фигуры – Давид, Соломон, Даниил).
Третий ряд – праздничный, появляется в иконостасе позднее, с XIV в. (в XVII–XVIII вв. он помещался еще ниже, под деисусом). В этом ряду изображена земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», годовой литургический круг).
Дополнительно к этим двенадцати, или, как говорили в старину, двунадесятым, праздникам (а иногда и взамен некоторых из них) в этот ряд включали иконы на другие евангельские темы. Чаще всего это были «Сошествие Святого Духа на апостолов» (иначе называемое «Пятидесятницей»), «Покров», «Воскресение Христово — Сошествие во ад», «Преполовение Пятидесятницы» и другие.
Кроме этого в праздничном ряду могли присутствовать иконы страстного цикла, где изображались страдания (или «страсти») Христа, связанные с его распятием и смертью на кресте, а также непосредственно предшествовавшие «страстям» события; сюда входили такие композиции, как «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Суд Пилата», «Бичевание Христа», «Водружение тернового венца», «Шествие на Голгофу», «Распятие», «Снятие со креста», «Жены-мироносицы у гроба», «Молитвы в Гефсиманском саду».
Иногда в праздничном ряду помещали «Евхаристию», то есть причащение апостолов. Иконы с изображением «Евхаристии» ставили в центре ряда, но чаще этот сюжет писали на сени царских врат.
Четвертый ряд – деисис («молитва», «моление»). Он символизирует исполнение новозаветной Церкви, осуществление всего того, что изображено в трех верхних рядах иконостаса. Это моление Церкви за весь мир.
Нижний (местный) ряд – изображения местночтимых святых, а также икона того праздника, которому посвящена церковь. В центре этого ряда – царские врата, слева (если смотреть от молящегося) – икона Богородицы, справа – икона Спасителя.
Иконы двунадесятых праздников
Каждый день в году хранит в себе воспоминания о событиях мирской жизни Иисуса Христа и Богородицы, приурочен к имени святого или посвящен чествованию чудотворных икон. Но есть ещё и большие праздники, такие как Светлая Пасха и Воскресение Христово. После них следует сказать о двунадесятых праздников, имеющих огромное значение для христианства, так как приурочены к событиям из жизни Христа и Пресвятой Богородицы. Раньше эти праздники были и гражданскими, эти дни были нерабочими.
Иконы двунадесятых праздников обычно располагаются между местными и деисусными иконами во втором снизу ряду. Храмы, посвященные какому-либо из 12 праздников, могут разместить свою икону и в местном ряду.
Двунадесятые праздники – это двенадцать православных праздников, каждому из которых соответствует одноименная икона. Праздники условно делят на непереходящие и переходящие, это связано с датами праздников: девять непереходящих ежегодно отмечаются в один и тот же день, а даты переходящих праздников отсчитываются от Пасхи, перемещаясь по календарю вместе с ней.
Каждый из двенадцати праздников имеет кроме самого дня празднества дополнительные дни: предпразднство – подготовка верующих к празднику, попразднство – продолжение празднества, отдаяние – заключительный день. Также почитаются и двенадцать праздничных икон, каждая из которых посвящена отдельному событию. По старому календарю новый год начинался с первого сентября, именно с этого дня и начинаются церковные праздники.
Описание двенадцати православных праздников
Все иконы двенадцати православных праздников очень важны для истинно верующих. Эти праздники, в отличие от светских, воспитывают дух и очищают разум.
Иконостас. Инфографика
+ кликабельные материалы и материалы для распечатки
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Иконостас — перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части храма.
Современный классический пятиярусный иконостас сформировался на Руси в XV-XVI веках.
Из чего состоит иконостас:
Кликните по изображению, чтобы открыть в большем размере
Ряды иконостаса:
Праотеческий
В этом чине изображаются ветхозаветные праведники, жившие до Моисея, через которого Бог даровал Закон. Здесь могут быть иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама, Исаака, Иакова, Ноя, Мелхиседека и других. Центральная икона ряда — ветхозаветная Троица, соответствующая ветхозаветным представлениям о Боге.
Пророческий
Здесь расположены иконы ветхозаветных пророков, свидетельствовавших о Христе: цари Давид и Соломон, пророки Илия, Захария, Даниил, Иезекииль и другие. В центре — икона Богородицы «Знамение» как символ исполнения всех пророчеств.
Праздничный
Иконы двунадесятых и великих праздников — основных событий жизни Христа и Богородицы. Иконы располагаются в порядке их следования в церковном году, начиная с 1 сентября по старому стилю, либо в хронологическом порядке. Первой (слева) и в хронологическом, и в богослужебном порядке идет образ Рождества Богородицы, далее следуют (по хронологии): Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресвятой Богородицы (эта икона при любой последовательности будет крайней справа). Часто в праздничный ряд включают Крестовоздвижение, Покров и другие праздники.
Деисус
Главный ряд иконостаса. Основная тема: второе пришествие Христа во славе и моление святых за человечество («деисус» — моление). В центре чина — Спаситель на престоле. Справа и слева иконы молящихся Христу: слева — Богородица, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Предтеча, архангел Гавриил и апостол Павел. Далее следуют иконы святителей, мучеников и преподобных, либо — 12 апостолов.
Праздничный чин и Деисус могут меняться местами.
Завершение
Икона Распятия или Крест — символ искупительной жертвы Спасителя.
Местночтимая икона
Дьяконские двери
Чаще всего на них изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидьяконов Стефана и Лаврентия.
Икона Богородицы
Если престол храма освящен в честь какой-то богородичной иконы или события из жизни Богородицы, то именно эта икона будет находиться здесь.
Царские врата
символизируют вход в Царство Божие. На створках врат изображают Благовещение (символ начала Нового Завета) и либо четырех евангелистов, либо святителей — составителей Литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Тайная вечеря
Центральное место в богослужении занимает Евхаристия, совершаемая по образу Тайной вечери.
Спаситель с Евангелием
Если престол храма освящен в честь события из жизни Спасителя, то именно эта икона будет находиться здесь.
Храмовая икона
изображает святого или праздник, в честь которого освящен храм.
Праздничный ряд иконостаса
Единственный (кроме местного) ряд, включённый в состав нашего иконостаса – праздничный, состоящий из икон важнейших праздников литургического года. Исследователи считают его одним из наиболее древних чинов. Предполагают, что наряду с деисусом, он начал формироваться ещё в Византии.
В иконостасе Калининградского собора положение праздничного ряда достаточно своеобразно: иконы тондо, располагаются в дуге триумфальной арки. Поскольку весь традиционный спектр праздничных икон не мог быть умещён в её ограниченном пространстве выбор был остановлен на семи сюжетах: Рождество, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Сошествие во ад, Вознесение и Воздвижение Креста Господня. Так выглядит список икон праздничного ряда, составленный в хронологическом порядке. При соблюдении именно такой последовательности, центральным и наиболее высоко расположенным сюжетом должен был стать «Вход Господень в Иерусалим», что не отвечало бы художественным задачам — икона этого праздника имеет ориентированное вправо движение, ей не свойственна симметрия, которая важна в композиции иконостаса. Кроме того, сюжет «Входа в Иерусалим» не удовлетворяет смысловым задачам центральной иконы, которая должна нести важную семантическую нагрузку, связанную с осуществлением спасения, явлением Царства Небесного, а также литургически обоснованную.
Перед иконописцами встала проблема центра композиции. Поскольку решить её, сохранив наиболее распространённое, хронологическое расположение сюжетов не удавалось, предстояло выбрать иной принцип компоновки икон. Календарная последовательность, имеющая не меньшую популярность в древнерусских иконостасах, также не удовлетворила иконописцев. В результате был выбран иной — художественно-эстетический принцип, связанный с созданием гармонии через симметрию и уравновешивание объёмов. Этот принцип вполне допустим, поскольку красота и гармония – важнейшие качества церковного искусства, имеющие не только эстетическое, но и смысловое значение. Красота – одно из имён Бога.
Попытаемся проследить логику, которой руководствовались мастера при компоновке праздничного чина нашего иконостаса. Направленность движения в иконе Входа в Иерусалим продиктовало перемещение этого образа в левую часть арки, на третье от начала место. Это позволило сохранить хронологию евангельских событий в первой части ряда. Однако простой обмен местами икон «Преображения» и «Входа в Иерусалим» не удовлетворил иконописцев. Несмотря на соответствие иконы Преображения композиционным задачам центрального образа (икона имеет симметричную композицию), с точки зрения значимости она также не смогла претендовать на центральное положение в ряду праздников.
В полных иконостасах приближенное к центру место, как правило, занимает сюжет Распятия, но в нашем случае этот образ включать в иконостас не планировалось. В его отсутствии выбор, вероятнее всего, должен был пасть на икону «Сошествие во ад», которая является образом главного христианского праздника – Пасхи. Но в иконостасе Кафедрального собора образ Сошествия мы видим расположенным на шестой позиции, центральное же место занимает икона «Вознесение Господне». Действительно, только это изображение из написанных для нашего иконостаса обладает абсолютной композиционной симметрией, усиленной фронтальным расположением центральных персонажей — Богородицы и возносящегося Христа, а также направленным в центр разворотом двух групп апостолов. Но неужели выбором иконы Вознесения в качестве центральной (и самой верхней) иконы решаются только эстетические задачи?
Образ «Вознесение» — отображает события сорокового дня по Пасхе, когда в присутствии двенадцати апостолов и Богородицы, собравшихся на горе Елеонской, Христос в сиянии славы вознёсся на Небеса. Вознесением завершилась Миссия Христа на земле. Этот день ещё и завершение Пасхи — Пятидесятница.
Кроме того, сам сюжет, изображающий Христа возносящимся в небесные сферы (на всех других праздничных иконах нашего иконостаса Христос изображён либо стоящим на земле, либо нисходящим – иконы «Сошествие во ад» и «Крещение Господне»), располагает к тому, чтобы поместить его в самой верхней части иконостаса. Подобное высокое положение сцены Вознесения можно наблюдать в ряде древних памятников.
Ещё одна причина расположения иконы Вознесения именно в этом месте иконостаса, может быть связана с особенностью её композиции: очертания горок и фигур апостолов, воспроизводят форму евхаристической чаши. Причём верхней её части усвоен золотой цвет фона (символ нетварного Божественного света), тогда как основание и стоян оказались земляных оттенков, что, вполне соответствует значению частей потира. В «чаше» помещена фигура Христа, что в ещё большей степени соотносит настоящую икону с образом евхаристического сосуда, вместилища Тела и Крови Спасителя. Разместив в центральной и наиболее высокой части алтарной преграды икону с чашеобразной композицией, иконописцам удалось акцентировать литургическую семантику иконостаса, в программе которого отсутствует икона Тайной вечери, или Причащения апостолов.
А при отсутствии в иконостасе Деисуса, на центральную икону возложены ещё и функции восполнения образного строя этого важнейшего чина. Ни одна из праздничных икон в такой мере как «Вознесение» не приближается к решению этой задачи. Только в иконе этого праздника, как и в центре деисусного ряда, Христос представлен восседающим на Престоле, с благословляющим сложением рук. Богородице и апостолам только здесь преданы жесты адорации, что может указывать на их молитвенное предстояние Спасителю.
Таким образом, выбор «Вознесения» в качестве центральной и самой верхней иконы, имеет не только эстетическое, но богословское обоснование.
Обратим наше внимание на расположение других икон праздничного ряда. Как уже было сказано выше, первые три из них, находящиеся в левой части арки, в результате перемещений, не утратили хронологического порядка: «Рождество Христово», «Крещение», «Вход в Иерусалим». Иконы правой части ряда усвоили следующую последовательность: «Преображение», «Сошествие во ад» и «Крестовоздвижение», — что также составляет отражение развития событий во времени. Таким образом, икона Вознесения словно делит ряд на две части, каждая из которых в отдельности представляет сюжеты в хронологическом порядке.
Настоящее расположение икон поддерживает ещё и эстетический принцип, выраженный в композиционной симметрии. Наиболее заметно он нашёл проявление в расположенных на одном уровне иконах «Крещение» и «Сошествие во ад», чашеобразные композиции которых выглядят практически идентично. Композиционное уподобление двух икон не лишено смысловой обоснованности: в образе Крещения Христа – начала Его служения, есть также и прообраз Его жертвы. Форма чаши, образованная очертаниями гор и водами Иордана, в которые входит Господь, представляет «образ жертвенной чаши,…образ искупительной смерти Спасителя».[1] Это является подтверждением слов Иоанна об Иисусе: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29). Не случайно в иконе нашего иконостаса в водах Иордана изображён именно крест, а не аллегорические фигуры, которые в русской иконописи встречаются гораздо чаще.
Иконы Рождества и Крестовоздвижения также составляют симметрично расположенную пару. Можно заметить, что пропорциональные соотношения золотого фона и изображений в двух иконах почти одинаковы. Обе они многофигурны, обе имеют в качестве фоновых объектов архитектурные сооружения, причём если в иконе Воздвижения креста Господня изображение Храма вполне традиционно, то в «Рождестве Христовом» привычная пещера обретает очертания палатки, словно специально для того, чтобы уравновесить изображение храма на иконе Крестовоздвижения. В семантическом плане сопоставление этих двух образов, отображающих два крайних события праздничного ряда, также представляется логичным. Храм является домом Божиим, ну а Вифлеемская пещера стала первым земным домом Спасителя.
Среди расположенных на одном уровне икон лишь «Вход в Иерусалим» не составляет художественно обоснованную пару с иконой «Преображение». Кроме того, их последовательность внутри пары оказалась нарушенной: Преображение совершилось прежде, чем Христос вошёл в Иерусалим. Зато смысловая взаимосвязь парных икон и здесь присутствует. «Осанна!» — приветствовали Христа жители Иерусалима. Они прославляли Небесного Царя, но видели в Нём лишь царя земного. А мы знаем, как тщетна земная слава… Четыре дня спустя та же толпа уже скандировала: «Распни Его!». Преобразившись на Фаворе, Христос явил ученикам свою Небесную Славу – ту, которая не перестаёт…
Внимательные прихожане уже обратили внимание, что у всех икон праздничного ряда нашего иконостаса отсутствует опушь – тонкая полоса красного, коричневого, иногда зелёного цвета по краю иконы. Она часто воспринимается как обычная декоративная рамка, но в иконе каждая деталь наполнена своим смыслом. В. С. Кутковой называет опушь «огненной границей, обозначающей конец одного мира и начало другого…, запрещающей человеку входить в сакральное пространство святого образа».[2] Дело в том, что роль опуши должны были выполнять выделенные цветом края углублений, в которые планировалось поместить иконы. Однако при расчете диаметра икон произошла ошибка, и они оказались несколько большего размера, чем приготовленные для них ниши, в результате чего декоративные обрамления были полностью закрыты. Окантовка проходит лишь по краю всего праздничного ряда, возможно, по стечению обстоятельств, именно она и выполняет роль опуши. В древних иконостасах нередки случаи, когда весь ряд обводился одной общей опушью, поскольку весь он трактовался, как единая икона, отдельные сюжеты которой одинаково важны для спасения. В иконостасе калининградского Кафедрального собора это семантическое обоснование не было продумано заранее – помещение всех икон праздничного ряда в общую окантовку стало следствием несогласованности действий отдельных мастеров. Но иконопись всегда мыслилась как соборное делание, осуществляемое под водительством Божиим. Возможно, именно так проявился Промысел, логически завершивший созидание целостного образа праздничного ряда в нашей алтарной преграде.
[1] Языкова И. К. Храм свв. Бесср. Космы и Дамиана. Наш иконостас. http://damian.ru/
[2] Кутковой В.С. Краски мудрости. М.: Паломник, 2008. – С. 94.
Иконографический состав высокого иконостаса
В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к зрителю, стоящему перед иконостасом) — Северные врата, справа — Южные. Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).
Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:
Нижний ряд (или по-другому «чин») — местный
В нем располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырех евангелистов.
Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии — Причащения апостолов Христом. Справа от царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.
На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил, иногда святые архидиаконы Стефан и Лаврентий, могут изображаться ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил), бывает изображение благоразумного разбойника, редко другие святые или святители. Встречаются дьяконские двери с многофигурными сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.
Второй ряд — деисус, или деисусный чин
«Спас в силах» — центральная икона ростового деисусного чина. Тверь, около 1500 года.
Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения — Христос Пантократор (Вседержитель).
Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.
Третий ряд — праздничный
В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением — «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.
«Вознесение» из праздничного чина Успенского собора во Владимире. 1408 год.
Четвертый ряд — пророческий
В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила — камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма). В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.
«Царь Давид», икона из пророческого ряда, церковь Преображения, Монастырь Кижи
Пятый ряд — праотеческий
В нем располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда — «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная». Существуют серьезные возражения против возможности употребления этих иконографий в православной иконописи. В частности они были категорически запрещены Большим Московским собором 1666—1667 гг. Возражения основываются на невозможности изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого Денми (в древности Ветхий Денми был изображением только Христа, грядущего воплотиться). Еще одним доводом в пользу отказа от этих двух икон является искаженное в них представление о Троице. Именно поэтому в некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму. Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. Однако изображение «Отечества» и «Троицы Новозаветной» получили сильное распространение и до сих пор употребляются в иконописи.
«Авраам». Икона из праотеческого чина. Ок. 1600 г. МиАР.
Завершение
Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.
Дополнительные ряды
В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:
* Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12 апостолов.
* Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.
Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.
Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.
Символика иконостаса
Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветного Иерусалимского храма, где завеса закрывала Святая святых. За завесой находился Ковчег завета со скрижалями 10 заповедей. Только раз в году, в день очищения первосвященник входил во Святое святых с жертвенной кровью козла и тельца(Лев:16), прося у Бога очистить грехи народа. Деление христианского храма на алтарь, наос и притвор повторяет устройство ветхозаветного храма. Однако теперь алтарь — место совершения Евхаристии — стал доступен для человека. Апостол Павел называет завесу храма плотью Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:19-20). Таким образом, благодаря искуплению человечества Христом, люди получили возможность входить в храм и Святое святых, то есть наос и алтарь. Но апостол Павел указывает на роль в этом самой завесы. Существуют моменты евангельской истории, когда завеса сравнивается с плотью Христа. По преданию в момент Благовещения Богоматерь, будучи воспитана при Иерусалимском храме, ткала для него новую завесу. Сопоставление зачатия Христа и исткания завесы можно найти в богослужении: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем»(богородичен 8 песни канона Андрея Критского). Это предание отразилось на некоторых иконах Благовещения, где в руках Мария держит клубок красных ниток. Особое понимание получил момент смерти Христа в Евангелии: « Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху-донизу» (Мф.27:50,51). Итак, завеса не просто отделяла, закрывала от взора алтарь, но сама изображала плоть Христа, что неразрывно было связано с тем, что здесь христиане принимали Причастие.
С развитием иконопочитания и позже в связи с формулированием церковного учения о иконе на VII Вселенском соборе (787 год) символическая завеса не могла не смениться рядом изображений. Вместо ветхозаветного символа надо было показать новозаветную реальность. Преграда в форме ряда колонн также сама по себе служила символом. Колонны часто делались числом 12 (как 12 апостолов), а центр преграды венчался крестом — образом Христа. Появление над преградой иконы Христа стало заменой символа его прямым значением. Отсюда происходит главный ряд иконостаса — деисус (от греческого «деисис» — моление). Композиция «Деисус» изображает Христа во славе (на престоле или в окружении сияний и ангельских сил) в окружении молящихся Ему Богоматери, Иоанна Крестителя и других святых. Здесь показывается момент второго пришествия Христа и Страшного суда, когда Церковь молит Христа-Судью за человечество. Изображение 12 апостолов («апостольский деисус») также напоминает Страшный суд, когда апостолы сядут на престолы вместе с Христом судить 12 колен Израилевых (Мф.19:28). В конце XVII века встречаются деисусные чины именно с сидящими апостолами, как в иконе «Страшный суд».
Праздничный чин иконостаса развивает тему Церкви, соединенной Христом, и показывает важнейшие моменты пришествия Спасителя в мир и совершенного Им искупления — двунадесятые праздники. Воскресение Христово как главный момент спасения человечества от смерти и выведение людей из ада в рай обычно предваряется более подробным изображением событий страстной седмицы, что связано с особым выделением этих дней в богослужении. Также показываются важнейшие события по Воскресении Христа, свидетельствующие о истинности произошедшего. Праздничный чин является не просто иллюстрацией Евангелия, но выделяет события, имеющие вечный для человечества смысл. Он также неотделим от хода богослужебного года, поэтому встречается не историческая последовательность событий, а их порядок в церковном календаре.
Богоматерь Знамение.
Пророческий ряд обращается к теме ветхозаветных пророчеств и предзнаменований о Спасителе, Который должен прийти в мир. Пророки со всем израильским народом ждали рождения в мир Мессии. Именно поэтому в центр ряда стали помещать образ Богоматери, от которой родится Христос. При этом распространенным вариантом стала икона «Знамение» с изображением Христа в медальоне на фоне чрева Богородицы, так как эта иконография лучше показывала воплощение в мир Бога.
Пятый ряд, называемый праотеческим, расширил ветхозаветную тему. Если пророки жили после Закона, данного Моисею на Синае, то здесь изображаются древнейшие праведники от самого Адама, знавшие единого Бога и также имевшие обетование о спасении. Центральная икона ряда, должна была в этом случае изображать Самого Бога, в Которого верили эти люди. Имеенно поэтому здесь поместили образ «Отечество», показывающий все три ипостаси: Отца, Сына и Святого духа, посредством имеющихся в христианстве символов. Образ Ветхого Денми (старца) взят из видения пророка Иезекииля и Апокалипсиса Иоанна Богослова. Если первоначально Ветхий Денми понимался как предвечный образ Бога Сына, то теперь им стали изображать Отца, о Котором можно узнать только через воплотившегося Сына. Сам Христос — вторая ипостась — показан отроком, сидящим на коленях Отца, то есть в иконографии Эммануила. Спасом Эммануилом называют изображение Христа юным, в знак Его вечности. Святой Дух показан в виде голубя так, как Он явился в момент Крещения Христа. Медальон (славу) с голубем держит в руках отрок Христос.
Уже в XVII веке допустимость этой иконографии была поставлена под сомнение[19]. В «Отечестве» прямо было сделано изображение Бога Отца, Который «неизреченен, неведом, невидим, непостижим»(литургия Иоанна Златоуста). Здесь оно совмещалось с образом Христа, Который будучи совечным Отцу, воплотился и получил человеческий облик. К этому было добавлено символическое изображение Святого Духа в виде голубя. Различное изображение трех ипостасей создавало их неравнозначность в образе.
В некоторых современных иконостасах «Отечество» заменено иконой Троицы в иконографии Андрея Рублева или в более раннем варианте «Гостеприимство Авраама». Этот образ показывает явление Бога в виде трех ангелов, обещавшего Аврааму рождение сына. Авраам уже знал, что от его потомства родится Спаситель, поэтому и здесь нужно видеть пророчество о пришествии Христа в мир. Вариант, созданный Андреем Рулевым, показывает трех ангелов без служащих им Авраама и Сарры. Здесь акцентируется, что сами пришедшие изображали собой троичность Бога. Более того, в иконе Рублева передан момент предвечного божественного совета о том, как спасти человечество, которое отпадет от Бога. Здесь Бог Сын принимает на Себя роль Искупителя, что продчеркнуто головой жертвенного тельца в чаше на столе.
Распятие в завершении иконостаса еще раз подчеркивает, что Христос есть Искупитель и Жертва, благодаря которой создана Церковь.
Деисус. Псковская икона XIV века.
Таким образом, 5-ярусный иконостас нужно рассматривать сверху вниз. Вначале на иконостасе показывается ожидание человечеством обещенного Богом Спасителя, затем явление Христа в мир и совершенное Им искупление. Деисусный «чин есть завершение исторического процесса: он образ Церкви в ее эсхатологическом аспекте»[20]. Здесь святые показаны соединенными со Христом как единое тело.
Если сверху вниз содержание иконостаса показывает Божественное откровение и домостроительство спасения человечества, то программа изображений на царских вратах в местном ряду показывает путь к спасению каждому верующему. В Благовещении Мария согласилась стать Матерью Христа, и в Ней соединилось земное и небесное. Также и сами врата соединяют храм с алтарем — образом небесного мира и рая. Через евангелистов весть о спасении прошла во все концы мира. Наконец в образе Евхаристии над царскими вратами показано принятие людьми Христа и соединение с Ним.
Как в евхаристической молитве на литургии поминаются в вере почившие ветхозаветные праотцы, отцы, патриархи, пророки, новозаветные апостолы, мученики, исповедники, а потом и все живые и находящиеся в храме верующие, так и иконостас как бы не замкнут. Его продолжают собравшиеся в храме христиане.
Домашний и походный иконостасы
В жилых домах православных христиан есть особо отведенное для икон место — красный угол — в устройстве которого повторяются принципы церковного иконостаса. Существуют многофигурные иконы 16-19 вв, содержащие изображения деисуса, праздников и пророков, а иногда (особенно в XIX веке) всего многоярусного иконостаса с местным рядом. В древней Руси такие миниатюрные иконы-иконостасы назывались «Походная церковь», то есть могли браться с собою в путешествие.
Складной иконостас походной церкви русской армии.
красный угол в избе или в доме