Праздники традиции и ремесла народов россии 1 4 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России». 4 класс
Директор МАОУ СОШ № 8 г. Ишима
«____»__________ 201____ г.
Приказ от «__» ___201____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Барашиной Ирины Анатольевны,
по курсу внеурочной деятельности,
« Праздники, традиции и ремёсла народов России »,
Нормативно-правовой основой рабочей программы «Литературное чтение» являются:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N373 (в редакции от 29.12.2014 года) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №8 г. Ишима, утвержденная приказом директора от 29.05.2015 №_____од;
Учебный план МАОУ СОШ№8 г. Ишима, утверждённый приказом директора от _____года № ___од ;
Положение о Рабочей программе педагога в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Ишима», утверждённое приказом по школе №683 от 15.10.2014 года;
Авторская программа по внеурочной деятельности УМК «Начальная школа 21 века» Н.Ф.Виноградова «Сборник внеурочной деятельности 1-4 класс»
Общая характеристика курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.
Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее. Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства — творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства. Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям. Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные унверсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений. Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.
Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.
4 класс – 32 часа, 1 раз в неделю.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о праздниках, традициях и ремёслах народов России.
У обучающихся будут сформированы:
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
— умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
— умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
— организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
— осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
— проводить сравнение и классификацию объектов;
— понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
— проявлять индивидуальные творческие способности.
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
Содержание курса «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).
Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород.
Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами. Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными
манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты. Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие
юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин). Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги.
Русские пословицы и поговорки об одежде.
Усадьба. Дворянские особняки. Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией. Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.
Камины. Изразцовые печи. Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр. Быт дворянской семьи. Балы и праздники.
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета.
Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства.
Знакомство с деятелями культуры и искусства.
Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря.
Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике. Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.
Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси
Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей. Сочетание языческих и христианских праздников.Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.
Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года — зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево). Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа). Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки — окончание жатвы. Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.
Русские народные промыслы
Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от
Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели
известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус ма-
Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках. Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел — расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.
Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи ветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.
Вятская и богородская игрушка.
Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки.
Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;
игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение.
Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века:
окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка».Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на все- российских и международных выставках.
Русские народные игры
Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.
Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)
Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.
Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводетанца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» (1- 4 класс)
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 78»
на заседании педагогического совета
протокол № 3 от14.02.2016
замдиректора по УВР
д и рек т о р М АОУ « С ОШ № 7 8 »
по курсу внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
(духовно – нравственное направление)
начальное общее образование (4 года)
Иванова Марина Александровна,
учитель начальных классов
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла России»…………………………………………………..3
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности ………………………………………….5
Тематическое планирование …………………………………………………18
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремёсла России»
Курс внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла России» относится к духовно – нравственному направлению, которое обеспечивает:
— приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
— о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;
-о правилах конструктивной групповой работы;
— об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;
— о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
– формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности « Праздники, традиции и ремёсла России »:
— этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
— умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
— умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
— умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности « Праздники, традиции и ремёсла России »:
— организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
— осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
— проводить сравнение и классификацию объектов;
— понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
— проявлять индивидуальные творческие способности.
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности « Праздники, традиции и ремёсла России »:
— формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
— овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Старинный русский быт – 9 часов
Функциональный характер одежды в старину.Рубаха, порты, брюкши, кафтаны,зипуны, тулупы и армяки —у крестьян (мужская одежда).Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня)Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Игры и забавы детей. Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек)Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция))
Форма организации – игра, инсценировка, практикум.
«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи. Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Воспроизводить атмосферу дворянского дома, светский этикет. Понимать особенности архитектуры дворцов, особняков дворян(Москва, Санкт-Петербург; провинция).Сравнивать атрибуты и аксессуары барского дома и комнаты для прислуги. Воспроизводить атмосферу бала и праздника, маскарада. Оценивать особую роль литературно-музыкальных салонов. Изготавливать маски для маскарада. Анализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. Сравнить обучение в различных учебных заведениях. Сравнить особенности образования 18 века и 21 века. Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
Русские народные праздники – 8 часов
Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.
Егорьев день — 6 мая. День Святой Троицы («Зелёные Святки»).Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Христианские легенды о Спасах (Спас наводе; Преображение; день Нерукотворного образа).
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучивать некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; знакомиться с пословицами и поговорками о праздниках; изготавливать маски и костюмы для новогоднего карнавала. Познакомиться с пословицами и поговорками о праздниках. Встреча Масленицы; разучить песни и игры;научиться печь блины. Воспринимать традиции масленичных игр; разучивать песни и игры; учиться печь блины, красить пасхальные яйца; разучивать игры с катанием пасхальных яиц. Познакомиться с особенностями праздник. Легендами. Познакомиться с особенностями праздника День Святой Троицы. Разучивать песни; научиться плести венки. Сравнивать Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; Рисовать на тему осенней ярмарки; Показывать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке». Познакомиться с легендами о Спасах.
Русские народные промыслы – 4 часов
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Различать декоративные росписи жостовских и хохломских мастеров. Раскрашивать узоры хохломских ложек и жостовских подносов. Сравнить орнаменты нескольких шалей. Изготавливать из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.
Роль игр в жизни детей. Игры для мальчиков и для девочек.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Познакомиться для чего нужна игра для детей. Виды игр. Различать игры для мальчиков и для девочек. Сравнивать старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Песни для детей – 2 часов
Колыбельные песни для детей. Песни-потешки.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Р азучить несколько песенок, считалок; научиться разгадывать загадки. Воспроизводить народные песни, считалки
Народные танцы – 2 часов
Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить хороводы, игры-хороводы. Понимать слияние в хороводе танца, игры и песни. Знать виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Воспроизводить хороводы, игры-хороводы. пляски парные. переплясы.
Головные уборы девушек и женщин, украшения. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Красный угол. Иконы.
Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Письменные принадлежности. Береста и бумага.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Познакомиться с особенностями Наряда девушек и дам 19 века. Пелерины из бархата и меха; легкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Прически с локонами. Познакомиться с одеждой дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шелковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Рассуждать о предметах народного декоративно-прикладного искусства, о работе наших мастеров. Осваивать понятие стилизация. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.
Новый русский быт – 6 часов
Наряды девушек и дам XIX века. Атрибуты придворных. Атрибуты и аксессуары барского дома. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Сравнивать наряды 19 и 21 веков. Находить отличия. Изготавливать эскизы нарядов. Познамиться с атрибутами придворных. Воспроизводить атрибуты. Сравнивать атрибуты 19 и 21 веков. Выявить отличия жизни дворянина в столице и усадьбе. Составление меню обеда. Соблюдение норм этикета.
Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек. Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День Петра и Павла — 12 июля. Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа).
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи. Познакомиться с пословицами и поговорками о праздниках;
Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
Воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.
— разучить песни и игры;
— научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
— разучить игры с катанием пасхальных яиц.
— разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
— научиться плести венки.
— нарисовать картинку на тему праздника Ивана Купала.
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне.
Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины. Букеты, венки, гирлянды, натюрморты Жостова. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика. Вятские матрёшки.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Нарисовать несколько гжельских орнаментов.
Раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов. Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.
Командные игры.Горелки. Прятки
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить несколько игр (прятки, горелки, коршун, бояре и др.).
Песни для детей – 2 часа
Загадки, пословицы, поговорки. Трудовые песни.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить несколько песенок, считалок;
Научиться разгадывать загадки.
Народные танцы – 2 часа
Переплясы. Кадрили.Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник».
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить хороводы, игры-хороводы.
Старинный русский быт – 9 часов
Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья.Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Блины. Пироги. Мёд. Взвары. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»).Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Новый русский быт – 6 часов
Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички». Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги. День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).Спожинки — окончание жатвы. Сочиняем загадки. Учимся отгадывать.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Воспроизводить дворянскую одежду. Оценивать особую роль литературно-музыкальных салонов. Воспроизводить одежду купцов. Познакомиться с отличиями камина и печи. Изготавливать маски для маскарада. Прочитать несколько произведений 19 в. Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
Русские народные праздники – 8 часов
Сочетание языческих и христианских праздников. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа. Колядование, гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы. Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). Спожинки — окончание жатвы. Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучивать некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; знакомиться с пословицами и поговорками о праздниках; изготавливать маски и костюмы для новогоднего карнавала. Познакомиться с пословицами и поговорками о праздниках. Древними обычаями. Воспринимать традиции Пасхи; разучивать песни и игры; учиться печь блины, красить пасхальные яйца; разучивать игры с катанием пасхальных яиц. Познакомиться с особенностями праздник. Легендами. Разучивать песни; научиться плести венки. Сравнивать Рисовать на тему осенней ярмарки; Показывать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».
Русские народные промыслы – 5 часов
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Различать декоративные росписи Жолтовских и хохломских мастеров. Раскрашивать узоры хохломских ложек и Жолтовских подносов. Сравнить орнаменты нескольких платков. Изготавливать из глины и пластилина несколько видов вятской и Богородской матрешек. Изготавливать игрушки из глины, ткани.
Русские народные игры – 2 часа
Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Сравнивать старинные русские игры, известные детям и сейчас. Разучить правила игр.
Песни для детей – 2 часа
Загадки, пословицы, поговорки,
Сочиняем загадки. Учимся отгадывать.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Воспроизводить народные песни, считалки. Сочинить загадки.
Народные танцы – 2 часа
Пляски парные. Переплясы.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить хороводы, игры-хороводы. Понимать слияние в хороводе танца, игры и песни. Знать виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Воспроизводить хороводы, игры-хороводы. пляски парные. переплясы.
Старинный русский быт – 9 часов
Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —у бояр.
Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень. Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки.
Летние забавы: качели; ярмарочные карусели. Девичьи посиделки.
Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»).
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Познакомиться с особенностями наряда девушек и дам 19 века. Пелерины из бархата и меха; легкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Прически с локонами. Познакомиться с одеждой боярынь и боярышень. Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Новый русский быт – 6 часов
Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских имещанских семей.
Русские пословицы и поговорки об одежде.Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты.Картинные галереи. Домашний театр.Пансионы и гимназии. Разница в обучении в мужских пансионах и в женских. Смольный институт благородных девиц. Жизнь и обучение в стенах института. Строгий распорядок дня в институтах и пансионатах.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Сравнивать наряды 19 и 21 веков. Находить отличия. Изготавливать эскизы нарядов. Выучить поговорки и пословицы об одежде. Найти иллюстрации музыкальных инструментов 19 века. Выявить отличия пансионата и гимназии. Познакомиться с особенностями института благородных девиц. Составление распорядка дня.
Русские народные праздники – 8 часов
Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева».Традиционные кушанья в Рождество: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Краснаягорка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень:Народные приметы. «С Ильина дня ночь длинна», Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние
Познакомиться с пословицами и поговорками о праздниках;
Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
Воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.
— разучить песни и игры;
— научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
— разучить игры с катанием пасхальных яиц.
— разучить песни о завивании берёзки, хороводы;
— научиться плести венки.
— нарисовать картинку на тему праздника Ивана Купала.
Русские народные промыслы – 5 часов
Огромная популярность декоративной росписи Жолтовских подносов во всём мире.Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали.Павлово-Посадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.Бытовой жанр в игрушке: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат, игрушки с движениями.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Нарисовать несколько гжельских орнаментов.
Раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.
Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки. Выявить особенности Павлодарской шали. Изготовить игрушку из глины, ткани. Изготовить игрушку из дерева.
Русские народные игры – 2 часа
Подвижные игры. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта.) Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям сейчас.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить несколько игр.
Песни для детей – 2 часа.
Загадки, пословицы, поговорки, считалки Знакомство с народной мудростью.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить несколько песенок, считалок;
Научиться разгадывать загадки.
Народные танцы – 2 часа
Кадрили. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
Форма организации – игра, инсценировка, практикум
Виды деятельности: Разучить хороводы, игры-хороводы.