Праздники сегодня 19 июля церковный и народный
19 июля Сисой и Еремей. ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ сегодня, а что можно в церковный праздник?
19 июля представители православной церкви чтят память ученика Антония Великого Сисоя, а также священномученика Ермия, отдавшего жизнь за Иисуса Христа. Он был монахом-отшельником и проживал в Египетской пустыне.
Он читал христианские проповеди язычникам, убеждал их отречься от идолопоклонничества, учил смирению и покорности. Сисой владел чудодейственным даром исцелять больных от самых тяжелых душевных и телесных заболеваний и однажды даже сумел вернуть к жизни умершего мальчика.
Умер Сисой в преклонном возрасте, в окружении своих верных последователей.
Что можно делать на Сисоя и Еремея
В народе святого Сисоя считали покровителем земледелия. Крестьяне верили, что 19 июля Сисой наделяет росу на поверхности травы чудодейственной силой и помогает растениям, деревьям, животным и людям.
Что разрешается делать в день Сисоя и Еремея:
На Руси считалось, что не стоит обращать внимания на трудности и проблемы, возникшие в день Сисоя и Еремея. Они не несут никакой важности и в скором времени решатся сами собой.
Что нельзя делать на Сисоя и Еремея
День памяти Сисоя и Еремея не относится к большим христианским праздникам, но существовало несколько правил и запретов, которые нужно было соблюдать 19 июля.
Что запрещается делать в день Сисоя и Еремея:
Матерям ни в коем случае нельзя ссориться и выяснять отношения с дочерьми в день Сисоя и Еремея, а особенно желать им каких-либо бед. Это приведет к серьезным несчастливым изменениям в жизни как матери, так и дочери. Поэтому в этот день нужно быть предельно осторожными со своими словами и мыслями.
Собор Радонежских святых. Православный календарь на 19 июля
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
19 июля (6 июля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 6-я по Пятидесятнице (шестой воскресный день после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня совершается празднование Собору Радонежских святых, а также память более трёх десятков других святых и одной святыни.
Собор Радонежских святых. Праздник Русской Православной Церкви, установленный в память о нескольких десятках православных подвижниках Радонежской земли. Празднование совершается 19 июля (6 июля по церковному юлианскому календарю), на следующий день после дня Обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Преподобный Сисой Великий. Египетский святой V века от Рождества Христова. Монах-отшельник, совершавший свои молитвенные подвиги в удалении от других людей в Египетской пустыне — в пещере самого преподобного Антония Великого, основателя христианского монашества. Ещё при земной жизни за свои аскетические труды отец Сисой сподобился от Господа дара чудотворения. Одним из чудес, совершённых старцем, стало воскрешение умершего отрока. Перед блаженной кончиной лицо отца Сисоя просияло божественным светом. Святой отошёл ко Господу в 429 году от Рождества Христова.
Преподобный Сисой Великий. Фото: pravoslavie.ru
Святые мученики Марин, Марфа, Авдифакс, Аввакум, Кирин, Валентин пресвитер, Астерий и иные многие с ними в Риме. Эти святые страдальцы за Христа и Его Церковь были замучены в Риме в числе нескольких сот христианских мучеников в годы правления императора-язычника Клавдия II (268-270 гг. от Рождества Христова).
Святой мученик Коинт (Квинт) Фригийский. Младший современник Римских мучеников, упомянутых ранее, святой Коинт был уроженцем малоазийской провинции Фригии. С юных лет он был воспитан в христианском благочестии. Повзрослев, будущий страдалец пришёл в Неолиду, где стал проповедовать Слово Божие, творить милостыню, исцелять и изгонять бесов. В числе исцелённых был и правитель этой области, язычник Руф, которого святой Коинт также излечил от беснования. По пути в Пергам святого арестовали язычники, после чего подвергли страшным мучениям. Но милостью Божией даже от самых тяжёлых травм он был исцелён. Скончался святой Коинт в 283 году от Рождества Христова.
Мученики Исавр диакон, Иннокентий, Филикс, Ермий, Василий, Перегрин. Святые афиняне, пострадавшие за Христа и Его Церковь в македонском городе Аполлонии в годы правления императора-язычника Нумериана (283-284 гг. от Рождества Христова). Вместе с этими страдальцами были усечены мечом уверовавшие во Христа градоначальники Руф и Руфин, позднее также прославленные в лике святых.
Святые мученики Лукия дева, Рикс, Антоний, Лукиан, Исидор, Дион, Диодор, Кутоний, Аронос (Орион), Капик и Сатур. Святая Лукия с юных лет была ревностной христианкой. В молодости она попала в плен к одному из германских племён, однако искренняя вера совершила чудо: вождь племени Рикс даровал ей отдельный дом и возможность молиться Богу. Более того, когда Рикс отправлялся в военные походы, он просил Лукию молиться о победах. В годы антихристианских гонений императора-язычника Диоклетиана принявший христианство Рикс, оставив свой замок и семью, вместе со святой Лукией отправился в Рим, чтобы пострадать за Христа. Там святые были обезглавлены вместе с мучениками Антонием, Лукианом, Исидором, Дионом, Диодором, Кутонием, Ароносом (Орионом), Капиком и Сатуром. Это произошло в 301 году от Рождества Христова.
Преподобный Сисой, схимник Печерский. Этот древнерусский святой, схимник и постник совершал монашеские подвиги в XIII веке в Киево-Печерской лавре. Его честные мощи и по сей день покоятся в лаврских Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Обретение мощей праведной девы Иулиании, княжны Ольшанской. Эта юная святая подвижница, дочь благочестивого князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского, скончалась на 16-м году земной жизни в первой четверти XVI века. Ее тело, погребённое в Киево-Печерской лавре, спустя столетие было обретено нетленным.
Преподобномученики Евфимий (Любовичев) и Феодор (Богоявленский). Святые страдальцы из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской, погибшие в годы советских богоборческих гонений в 1931-м и 1943 году соответственно. Преподобномученику Феодору посвящён более подробный материал, опубликованный на страницах Царьграда.
Богородско-Уфимская икона Божией Матери. Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы, особенно почитаемый в Уфимской епархии Русской Православной Церкви и по типу изображения подобный знаменитой Казанской иконе Божией Матери, был явлен в селе Богородском (ныне район Уфы) в 1621 году от Рождества Христова.
Поздравляем православных христиан с памятью этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!»
Народные приметы 19 июля, в Сысоев день
Представители духовенства в этот прекрасный и летний день чтут память Сисоя Великого, а также мученика Еремея. Если верить древним традициям, то в этот день отмечают так называемый Сысоев день. Говорят, что Сысой защищает и помогает земледельцам, поэтому крестьяне ему сегодня молятся о хорошем урожае, а также что можно и нельзя делать в этот день.
Что нельзя делать 19 июля, в праздник Воскресителя
Народные приметы 19 июля
19 июля: традиции и обычаи
В народе преподобного Сисоя почитали как покровителя земледельцев. День его памяти обычно отличается сильными росами. Говорят, что роса девятнадцатого июля дает птицам, зверям и людям силы и здоровья, а туманы — живительную влагу природе и растениям. В этот день народ вставал ранним утром для того, чтобы пройтись босиком по росе. Люди верили, что это поможет укрепить здоровье и избавиться от болезней. После прогулки ноги нельзя обтирать, следует надеть теплые сухие носки, обуться и ходить так некоторое время.
Издревле наши предки считали, что Сысой всю свою силу отдает природе, питает растения и насылает туманы, которые поят хлеба. Именно поэтому крестьяне молились в этот день преподобному, они просили его послать хороший урожай.
Наши предки в этот день чистили погреба, так они готовили их к первым урожаям. Обычно уборкой занимался хозяин дома, это делалось для того, чтобы обезопасить свою супругу и дочерей от встречи со злым домашним духом — подпояльником. Если верить легендам, этот дух живет в подполье и никогда не выходит на улицу. По отношению к человеку он ведет себя очень агрессивно, и только хозяин дома может с ним справиться. Особенно подпояльник не любит молодых дам за их веселый нрав. Есть легенда о том, что темные духи забирают к себе девушек, проклятых матерями, а затем заставляют их рожать им детей.
Сысой и Еремей — еще одно название этого праздничного дня в народном месяцеслове. Праздников Еремея в году было целых семь. Обычно они совпадали с началом каких-либо полевых работ. Поэтому в народе говорили:
«Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скриды убирать».
В этот день люди продолжали славную традицию сбора трав. Ранним утром после того, как народ пройдется босиком по росе, они уходили в лес для того, чтобы собрать целебные травы и цветы. Процесс сбора трав длился недолго, достаточно было пробыть в лесу двадцать минут, чтобы все собрать. После этого люди приносили травы домой и сразу же делали из них венки или целебные отвары. Для целебного отвара достаточно положить в банку несколько трав и цветов, залить кипятком и подождать, пока они настоятся сорок минут. Далее следует пить отвар три раза в день, на ночь его лучше не употреблять, иначе можете не уснуть. Представительницы слабого пола делали из трав и цветов венки, которые носили на голове как оберег от темных сил.
Для того чтобы целебный отвар был еще более полезным и выполнял свои функции (исцелял от болезней), следует добавить в него еще и несколько ягод. Нужно просто перемешать их с травами и пить. При желании можно добавить мед, что только усилит полезные свойства вашего напитка, однако мед следует добавлять только тогда, когда напиток остыл, иначе он просто потеряет все свои целебные свойства. В древние времена люди называли такие отвары природным энергетиком.
Православный календарь на 19 июля
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
Среда 7-й седмицы по Пятидесятнице (седьмой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). День постный. По церковному Уставу, на трапезе сегодня благословляется пища с растительным маслом.
19 июля в Русской Православной Церкви совершается празднование Собора Радонежских святых, а также память более трех десятков святых и одной святыни. Далее коротко расскажем о них.
Собор Радонежских святых. Праздник Русской Православной Церкви, установленный в память о нескольких десятках православных подвижников Радонежской земли. Празднование совершается 19 июля (6 июля по церковному юлианскому календарю), на следующий день после дня обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Преподобный Сисой Великий. Египетский святой V века от Рождества Христова. Монах-отшельник, совершавший свои молитвенные подвиги в удалении от других людей в Египетской пустыне, в пещере самого преподобного Антония Великого, основателя христианского монашества. Еще при земной жизни за свои аскетические труды отец Сисой сподобился от Господа дара чудотворения. Так, одним из чудес, совершенных старцем, стало воскрешение умершего отрока.
Перед блаженной кончиной лицо отца Сисоя просияло божественным светом. Но и в эти минуты он просил ангелов не забирать его душу и дать немного времени на покаяние. Услышав беседу учителя с Небесными силами, ученики старца возразили: «Тебе, отче, нет нужды в покаянии». На что преподобный по великому смирению ответил: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». Святой Сисой отошел ко Господу в 429 году от Рождества Христова.
Святые мученики Марин, Марфа, Авдифакс, Аввакум, Кирин, Валентин-пресвитер, Астерий и иные многие с ними в Риме. Эти святые страдальцы за Христа и Его Церковь были замучены в Риме в числе нескольких сот христианских мучеников в годы правления императора-язычника Клавдия II (268-270 гг. от Рождества Христова).
Святой мученик Коинт (Квинт) Фригийский. Младший современник Римских мучеников, упомянутых ранее, святой Коинт был уроженцем малоазийской провинции Фригии. С юных лет он был воспитан в христианском благочестии. Повзрослев, будущий страдалец пришел в Неолиду, где стал проповедовать Слово Божие, творить милостыню, исцелять и изгонять бесов. В числе исцеленных был и правитель этой области, язычник Руф, которого святой Коинт также излечил от беснования.
По пути в Пергам святого арестовали язычники, после чего подвергли страшным мучениям. Но милостью Божией даже от самых страшных травм он был исцелен. Скончался святой Коинт в 283 году от Рождества Христова.
Мученики Исавр-диакон, Иннокентий, Филикс, Ермий, Василий, Перегрин. Святые афиняне, пострадавшие за Христа и Его Церковь в македонском городе Аполлонии в годы правления императора-язычника Нумериана (283-284 гг. от Рождества Христова). Вместе с этими страдальцами были усечены мечом также уверовавшие во Христа градоначальники Руф и Руфин, позднее также прославленные в лике святых.
Святые мученики Лукия-дева, Рикс, Антоний, Лукиан, Исидор, Дион, Диодор, Кутоний, Аронос (Орион), Капик и Сатур. Святая Лукия с юных лет была ревностной христианкой. В молодости она попала в плен к одному из германских племен, однако искренняя вера совершила чудо: вождь племени Рикс даровал ей отдельный дом и возможность молиться Богу. Более того, когда Рикс отправлялся в военные походы, он просил Лукию молиться о победах.
В годы антихристианских гонений императора-язычника Диоклетиана принявший христианство Рикс, оставив свой замок и семью, вместе со святой Лукией отправился в Рим, чтобы пострадать за Христа. Там святые были обезглавлены вместе с мучениками Антонием, Лукианом, Исидором, Дионом, Диодором, Кутонием, Ароносом (Орионом), Капиком и Сатуром. Это произошло в 301 году от Рождества Христова.
Преподобный Сисой, схимник Печерский. Этот древнерусский святой, схимник и постник совершал монашеские подвиги в XIII веке в Киево-Печерской лавре. Его честные мощи и по сей день покоятся в лаврских Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Обретение мощей праведной девы Иулиании, княжны Ольшанской. Эта юная святая подвижница, дочь благочестивого князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского скончалась на 16-м году земной жизни в первой четверти XVI века. Ее тело, погребенное в Киево-Печерской лавре, спустя столетие было обретено нетленным.
Преподобномученики Евфимий (Любовичев) и Феодор (Богоявленский). Святые страдальцы из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской, погибшие в годы советских богоборческих гонений в 1931 и в 1943 годах соответственно. Преподобномученику Феодору посвящен более подробный материал, опубликованный на страницах «Царьграда».
Богородско-Уфимская икона Божией Матери. Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы, особенно почитаемый в Уфимской епархии Русской Православной Церкви и по типу изображения подобный знаменитой Казанской иконе Божией Матери, был явлен в селе Богородском (ныне район Уфы) в 1621 году от Рождества Христова.
Поздравляем всех православных христиан с днем этой чудотворной иконы Божией Матери, а также с памятью сегодняшних святых! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения и при монашеском постриге получил имена в их честь, особо поздравляем с именинами!
19 июля
Чтения Священного Писания
Богослужения
Каноны
Акафисты
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Воскресный
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст,/ и сме́рть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Ко а́ду, Спа́се мо́й, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко Всеси́лен,/ уме́рших я́ко Созда́тель совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бы́сть,/ Человеколю́бче, те́мже вси́ зове́м:// спаси́ на́с, Го́споди.
Перевод: Во ад сошел Ты, Спаситель мой, и врата его сокрушив, как Всемогущий, как Творец умерших воскресил с Собою, и жало смерти уничтожил, [Христе,] и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. Потому все мы восклицаем Тебе: «Спаси нас, Господи!»
Преподобному Сисою Великому
Плотски́я стра́сти умертви́в воздержа́нием,/ ми́ру распя́лся еси́/ и, в пусты́ни живы́й, всех по́хотей отсече́нием/ А́нгел земны́й и Небе́сный челове́к показа́лся еси́,/ сего́ ра́ди тя, я́ко наста́вника и́ноком, пое́м, Сисо́е о́тче наш, и про́сим:// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Телесные страсти умертвив воздержанием, ты распялся миру и, живя в пустыне, отсечением всех похотей стал как земной Ангел и Небесный человек, потому тебя как наставника монахов воспеваем, Сисой отче наш, и просим: «Моли Христа Бога, да спасет души наши».
Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Сисо́е,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя, и ду́ши ве́рою притека́ющих ти́./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.
Перевод: Пустынным жителем, и во плоти Ангелом, и чудотворцем явился ты, Богоносный отче наш Сисой: постом, бдением, молитвою небесные дарования стяжав, исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему через тебя всем исцеления.
Подвиза́вся, А́нгел на земли́ ви́ден был еси́,/ озаря́яй, преподо́бне, помышле́ния ве́рных Богозна́меньми всегда́.// Те́мже тя ве́рою, Сисо́е, почита́ем.
Перевод: Подвизавшись, ты был как ангел на земле, всегда просветляя, преподобный, разум верующих знамениями от Бога. Потому с верой тебя, Сисой, почитаем.
Я́ко безпло́тным единожи́тель/ и всем преподо́бным соприча́стник,/ по́стническими труды́ и бде́нии моли́твенными непреста́нно себе́ вооружа́я, му́дре,/ тем и дар прия́л еси́ от Бо́га/ исцеля́ти неду́ги и прогоня́ти бе́сы./ Того́ ра́ди вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче наш Сисо́е преподо́бне.
Перевод: Как живущий подобно ангелам и всем преподобным сопричастный, постническими трудами и молитвенными бдениями постоянно себя вооружал, мудрый, потому и дар ты принял от Бога исцелять болезни и изгонять бесов. Поэтому взываем к тебе: «Радуйся, отче наш Сисой преподобный».
Собору Радонежских святых
Днесь све́тло пра́зднуем, ве́рнии лю́дие,/ пресла́вныя Тро́ицкия оби́тели торжество́:/ се бо ве́лий собо́р святы́х чудотво́рцев Ра́донежских,/ я́ко ди́вныя пти́цы небе́сныя,/ явля́ет нам Це́рковь Росси́йская,/ стезя́ми честна́го их жития́ ше́ствовати всех призыва́ющи,/ к ни́мже, с ве́рою и любо́вию притека́юще, воззове́м:/ моли́теся о нас ко Пресвяте́й Тро́ице,/ преподо́бнии отцы́ на́ши с Богоно́сным а́ввою Се́ргием,/ мир ми́рови дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лия ми́лости.
Перевод: Сегодня светло празднуем, верующие люди, преславной Троицкой обители торжество, ибо великий собор святых чудотворцев Радонежских, как удивительных птиц небесных, являет нам Церковь Российская, призывая всех идти путями почитаемого их жития, к ним же с верой и любовью обращаясь, воззовем: «Молитесь о нас ко Пресвятой Троице, преподобные отцы наши с Богоносным аввой Сергием, мир даровать миру и душам нашим великие милости».
Плоды́ доброде́телей на земли́ прине́сше,/ преподо́бнии отцы́,/ в Небе́сных черто́зех ны́не благоуха́ете, я́ко ра́йстии цве́ти,/ и лице́м к лицу́ зри́те Пресвяту́ю Тро́ицу,/ Ю́же дерзнове́нно моли́те,// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Плоды добродетелей на земле принесшие, преподобные отцы, в Небесных чертогах сейчас благоухаете, как райские цветы, и лицом к лицу созерцаете Пресвятую Троицу, Ее же с дерзновением молите о спасении душ наших.
Прииди́те, вси концы́ оте́чества на́шего,/ просла́вим святы́й лик уго́дников Ра́донежских,/ я́ко зве́зды, украси́вших не́бо церко́вное по́двиги земна́го жи́тельства,/ тех бо предста́тельством те́плым ко Го́споду/ мно́гия нам ми́лости Его́ низпосыла́ются,/ бе́дствия отгоня́ются и злы́я стра́сти укроща́ются./ И́хже всесвяту́ю па́мять ны́не пра́зднующе, та́ко возопии́м:/ ра́дуйтеся, Се́ргие и Ни́коне и вси Ра́донежстии чудотво́рцы,// усе́рднии служи́телие Живонача́льныя Тро́ицы.
Перевод: Придите, все концы Отечества нашего, прославим святое собрание угодников Радонежских, как звезды, украсивших небо церковное подвигами земной жизни, ибо их горячим заступничеством перед Господом многие нам милости Его ниспосылаются, бедствия прогоняютя и злые страсти укрощаются. Их же всесвятую память сегодня празднуя, так воззовем к ним: «Радуйтесь, Сергий и Никон и все Радонежские чудотворцы, ревностные служители Живоначальной Троицы».
Радонежским святым
Молитва Радонежским святым
О, преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши Се́ргие, Ни́коне и вси Ра́донежстии святи́и во оби́тели Животворя́щия Тро́ицы благоле́пно процве́тшии и в земли́ Росси́йстей пресла́вно возсия́вшии! Я́ко лучи́ многосве́тлыя Со́лнца пра́вды, Христа́ Жизнода́вца, во оте́честве на́шем вы у́бо яви́стеся, све́том благода́ти Боже́ственныя чуде́сне ду́ши правосла́вных озари́вше, наста́вите у́бо и вразуми́те нас, в ле́ности су́щих, на путь пра́вды жи́зни ве́чныя. Внемли́те гла́су моле́ния на́шего, да испо́лним, я́ко раби́ благоразу́мнии, вся повеле́нная нам Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м. И ны́не, в день всесвяты́я па́мяти ва́шея и прославле́ния во оби́тели сей, мо́лим вас приле́жно, святи́и уго́дницы Бо́жии, на́ши те́плии предста́телие пред Престо́лом Святы́я Тро́ицы и хода́таи усе́рднии, да испроси́те нам, гре́шным и недосто́йным рабо́м, вели́кия и бога́тыя ми́лости Бо́жия, да прии́дем вси в позна́ние и́стины, принося́ще плоды́ досто́йныя покая́ния, и́мже обря́щем благода́ть Всесвята́го Ду́ха. О, до́брии наста́вницы на́ши и моли́твенницы ко Го́споду! Неусы́пно предста́тельствуйте о Це́ркви на́шей, да пребыва́ет при́сно в чистоте́ Правосла́вия и да свиде́тельствует непрело́жно в ми́ре сем о ве́чней и Боже́ственней Христо́вой и́стине, ю́же апо́столи святи́и утверди́ша и отцы́ Це́ркве невреди́му соблюдо́ша. Я́ко иму́ще дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, неосла́бно бди́те в Небе́сных моли́твах ва́ших о правосла́внем оте́честве на́шем, о тишине́ и благосостоя́нии всего́ ми́ра, да вси, преуспева́юще в ве́ре, благоче́стно поживе́м и сподо́бимся неосужде́нно ста́ти одесну́ю Всеще́драго Бо́га, иде́же вы ра́дуетеся и весели́теся со все́ми, от ве́ка Ему́ угоди́вшими. Ами́нь.
Преподобному Сисою, схимнику Печерскому, в Дальних пещерах
Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Сисо́е,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Перевод: Пустынным жителем, и во плоти Ангелом, и чудотворцем явился ты, Богоносный отче наш Сисой: постом, бдением, молитвою небесные дарования стяжав, исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему через тебя всем исцеления.
Сисо́е чу́дне,/ на стра́сти вельми́ подвиза́выйся/ и посто́м и нощны́ми моли́твами сия́ успи́вый,/ благода́ть от Христа́ прия́л еси́/ в страсте́х бе́дствующим посо́бствовати.// Тем и на́ша стра́сти пло́ти и ду́ха исцели́, мо́лимся.
Праведной Иулиании деве, княжне Ольшанской
Я́ко непоро́чная неве́ста Нетле́ннаго Жениха́ Христа́,/ пра́ведная де́во Иулиани́е,/ с све́тлою свеще́ю до́брых дел вошла́ еси́ в черто́г Его́ Небе́сный/ и та́мо со святы́ми блаже́нства ве́чнаго наслажда́ешися./ Те́мже моли́, Его́же возлюби́ла еси́/ и Ему́же де́вство твое́ обручи́ла еси́,// спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: Как непорочная невеста Нетленного Жениха Христа, праведная дева Иулиания, с яркою свечой добрых дел вошла ты в чертог Его Небесный и там со святыми наслаждаешься вечным блаженством. Потому моли, Кого ты возлюбила и Ему же девство свое обручила, о спасении душ наших.
Де́вства добро́тами преочище́на/ и целому́дрия цветы́ венча́вшися,/ Богоблаже́нная де́во Иулиани́е,/ яви́лася еси́ ми́ру в нетле́ннем телеси́ твое́м,/ исто́чник исцеле́ний и даро́в духо́вных подаю́щи всем к тебе́ притека́ющим,/ и ны́не, я́ко свеща́ те́плая, благода́ти еле́ем возжже́нная,/ предстоя́щи Престо́лу Го́спода и Жениха́ твоего́ Небе́снаго,/ Того́ моли́, де́во чи́стая,/ изба́вити нас от вся́каго зла,// чту́щих па́мять твою́ ве́рою и любо́вию.
Перевод: Девства красотою совершенно очищена и целомудрия цветами увенчана, Богоблаженная дева Иулиания, явилась ты миру в нетленном теле твоем, источник исцелений и даров духовных подавая всем к тебе обращающимся, и сейчас, как горячая свеча зажженная елеем благодати, предстоя Престолу Господа и Жениха твоего Небесного, моли Его, дева чистая, об избавлении нашем от всякого зла, почитающих память твою с верой и любовью.
Храм Бо́жий одушевле́нный,/ де́вственною чистото́ю благоукра́шенный,/ ве́мы тя, свята́я и пра́ведная де́во, княжно́ Иулиани́е,/ те́мже, с лю́бовию пра́зднующе/ святы́х твои́х моще́й обре́тение, мо́лим тя,/ изве́стная жела́ний на́ших хода́таице:/ принеси́ за нас моли́твы твоя́ ко Го́споду/ и от вся́ких бед свобожда́й нас/ предста́тельством твои́м у Престо́ла Всевы́шняго, да зове́м ти:// ра́дуйся, де́во свята́я Иулиани́е, неве́сто Христо́ва прекра́сная.
Перевод: Как храм Божий одушевленный, девственной чистотой великолепно украшенный, знаем тебя, святая и праведная дева, княжна Иулиания, потому с любовью празднуя святых твоих мощей обретение, молим тебя, постоянная наших желаний посредница: «Принеси о нас молитвы твои ко Господу и от всяких нас бед освободи представительством твоим у Престола Всевышнего», да взываем к тебе: «Радуйся, дева святая Иулиания, невеста Христова прекрасная».
Приво́дим Ти, о Всеще́дре, Иулиани́ю,/ присносветя́щую свещу́, еле́ем благода́ти обдержи́мую,/ немощны́м цельбу́./ Ея́же моли́твами от вся́каго зла свободи́ нас и спаси́ всех,// и́же Тя с поклоне́нием велича́ют.
Перевод: Представляем Тебе, о Всещедрый, Иулианию, всегда светящую свечу, елеем благодати объятую, для немощных исцеление. Ее же молитвами от всякого зла освободи нас и спаси всех, кто Тебя с поклонением прославляет.
Молитва праведной Иулиании деве, княжне Ольшанской
О, свята́я пра́ведная де́во Иулиани́е, княжно́ Ольша́нская, помо́щнице всем жа́ждущим спасе́ния и исцеле́ния от боле́зней душ и теле́с, принеси́ моли́твы ко Го́споду на́шему Иису́су Христу́ и Пречи́стей Его́ Ма́тери и Присноде́ве Мари́и за вся наро́ды Вели́кия, Ма́лыя и Бе́лыя Росси́и. Умоли́ Спаса́ на́шего, да обратя́тся вси лю́дие к ве́ре Правосла́вней, да укрепя́т любо́вь взаи́мную и духо́вное еди́нство. Ты, му́драя де́во, ве́лию си́лу благода́ти Бо́жия в себе́ показа́вшая и в со́мне святы́х Пече́рских просла́вленная, укрепи́ испове́дников ве́ры Правосла́вныя, пода́ждь им тве́рдость и му́жество, обрати́ заблу́дших к покая́нию и исправле́нию, сохрани́ всю страну́ на́шу от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, междоусо́бныя бра́ни и от всех враго́в ви́димых и неви́димых. О, свята́я а́гнице Бо́жия, я́ко име́яй дар мно́зи боле́зни цели́ти и от ко́зней враго́в огражда́ти, исцели́ у́бо на́ша страсти́ душе́вныя и облегчи́ тя́жкия боле́зни теле́сныя, отра́ду в скорбе́х да́руй и изба́ви нас от вся́ких бед и напа́стей. При́зри на вся предстоя́щия честны́м твои́м моще́м и прося́щия твоея́ по́мощи се́рдцем сокруше́нным и ду́хом смире́нным, да принесе́м во всем житии́ на́шем плоды́ духо́вныя: любо́вь, бла́гость, милосе́рдие, ве́ру, кро́тость, воздержа́ние, да сподо́бимся жи́зни ве́чныя и да любо́вию твое́ю огражда́еми пое́м просла́вльшему тя Го́споду Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва и честь со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святителю Арсению, епископу Тверскому
Благоче́стно пожи́в во святи́тельстве,/ лю́ди пpосвети́л еси́ уче́нием твои́м,/ и о хpа́ме Пpечи́стыя вельми́ подвиза́вся,/ и люби́тель мона́хов быв,/ сего́ pа́ди от Хpиста́ па́ствы твоея́ вене́ц пpия́л еси́./ Те́мже, я́ко апо́стольскаго пpесто́ла наме́стника,/ и святи́теля вели́каго чту́ще тя, мо́лим ча́да твоя́, блаже́нне:/ от всех бед изба́ви нас я́же ко Хpисту́ моли́твами твои́ми,// святи́телю Хpисто́в Аpсе́ние, о́тче наш.
Перевод: Благочестиво пребывая в чине святителя, просветил людей своим учением и для храма Пречистой [Богородицы] много потрудился, и заботился о монашеской братии, из-за этого от Христа принял венец твоей паствы. Поэтому, как наместника апостольского престола и великого святителя почитая тебя, молим тебя, блаженный, чада твои: от всех бед избавь нас ко Христу твоими молитвами, святитель Христов Арсений, отец наш.
Восприе́мши ра́достно честны́я твоя́ мо́щи, пречи́стая це́рковь,/ в ню́же че́стно вноси́ми мно́жеством священномона́хов, и кня́зи благове́рными,/ и я́же прие́мши я́ко сокро́вище многоце́нное./ Те́мже и мы ны́не твоея́ огра́ды слове́сныя о́вцы,/ о́крест ра́ки твоея́ предстоя́ще,/ любе́зно вопие́м ти́:/ не забу́ди чад твои́х, о́тче,/ и́хже му́дре собра́л и возлюби́л еси́,/ я́ко да зове́м ти́:// ра́дуйся, святи́телю Арсе́ние, па́стырю и учи́телю наш.
Перевод: Приняла с радостью чтимые твои мощи Пречистая Церковь, в которую они с почтением вносятся множеством иеромонахов и благоверных князей, и которые были приняты как драгоценное сокровище. Также и мы сейчас твоей ограды словесной [пастырский труд святителя] овцы, вокруг раки твоей стоящие, с любовью воспеваем тебя: не забудь чад твоих, отец, которых ты с мудростью собрал и полюбил, чтобы мы взывали к тебе: радуйся, святитель Арсений, пастырь и учитель наш.
Я́ко богоявле́нная росси́йская звезда́,/ днесь, сия́я чудесы́,/ яви́лся еси́, святи́телю Арсе́ние./ Тем непреста́нно моли́ся Христу́ Бо́гу о ста́де твое́м/ и сохраня́й оте́чество твое́, град же и лю́ди,/ и́же ве́рою почита́ющих честно́е пренесе́ние твое́/ и к честны́м моще́м твои́м припа́дающих со стра́хом и любо́вию целу́ющих я́./ Да вси велегла́сно зове́м ти:// ра́дуйся, Богому́дре святи́телю Арсе́ние, о́тче наш.
Перевод: Как явленная Богом российская звезда, сегодня, сияя чудесами, явился ты, святитель Арсений. Потому не переставая молись Христу Богу о стаде твоем и сохраняй Отечество твое, город же и людей, с верою прославляющих священное перенесение твое и почитаемым мощам твоим поклоняющихся, со страхом и любовью прикладывающихся к ним. Да все громогласно взываем к тебе: «Радуйся, Богомудрый святитель Арсений, отче наш».
Молитва святителю Арсению, епископу Тверскому
При́зри от Го́рних высо́т, святи́телю о́тче Арсе́ние, на нас смире́нных и гре́шных, во умиле́нии душ и серде́ц к тебе́ прибега́ющих, ве́рою кре́пкою на тя упова́ющих, любо́вию нелицеме́рною прося́щих у тебе́ заступле́ния. Тебе́ бо моли́твенника благоприя́тнаго ве́мы ко Всеми́лостивому Бо́гу. Проле́й о нас твоя́ святы́я моли́твы и умоли́ Человеколю́бца Го́спода не погуби́ти нас со беззако́нии на́шими, но обрати́ти нас к покая́нию и исправле́нию, да про́чее вре́мя жития́ на́шего земна́го, не в рабо́те греху́ и страсте́м, но в де́лании за́поведей Его́ святы́х и в благоче́стии провожда́ем и со благо́ю наде́ждою дости́гнем кончи́ны на́шея. В час же сме́ртный наипа́че яви́ся нам, о́тче, засту́пник благи́й, ускори́ тогда́ на моли́тву о нас безпо́мощных и помози́ нам со прича́стием Та́инств Боже́ственных ми́рную и благу́ю кончи́ну улучи́ти, гро́зныя мыта́рства возду́шныя безбе́дно прейти́ и унасле́довати Го́рнее Ца́рство. Ей, святи́телю Бо́жий, не пре́зри нас и не посрами́ упова́ния на́шего, но бу́ди о нас предста́тель немо́лчный к Бо́гу. Па́стырю наш до́брый, упаси́ нас бо́дренными твои́ми моли́твами и сохрани́ ненаве́тны от вся́каго зла, да сла́вим неизрече́нное человеколю́бие Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ оте́ческое заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая святителю Арсению, епископу Тверскому
О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, святи́телю о́тче Арсе́ние! Се прино́сим тебе́ хвале́бное пе́ние мы, гре́шнии и недосто́йнии ча́да твоя́, и велича́ем по́двиги и доброде́тели твоя́, и мно́гую ми́лость твою́ ко всем с ве́рою притека́ющим к оте́ческому твоему́ покро́ву. Приими́ с любо́вию приноше́ние ве́ры и любве́ на́шея, и принеси́ е́ Вседержи́телю Бо́гу, от Него́же нисхо́дит вся́кое дая́ние бла́го и вся́кий дар соверше́нный, и я́коже благоде́тельствовал еси́ в земне́м житии́ твое́м всем иска́вшим твоея́ по́мощи, та́ко и ны́не не лиши́ нас, о́тче благосе́рдый, твоего́ пред Бо́гом многомо́щнаго заступле́ния. Се бо нетле́нныя и многоцеле́бныя мо́щи твоя́ дарова́ нам Госпо́дь во увере́ние, я́ко ве́лие дерзнове́ние и́маши к Нему́ и я́ко мно́го мо́жет предста́тельство твое́ пред Престо́лом бл́агости Его́. Те́мже не оста́ви нас си́рых и безпо́мощных, но при́сно помина́й нас во святы́х небе́сных твои́х моли́твах. Укрепи́ на́ша стопы́ тве́рдо и непоколеби́мо ходи́ти путе́м за́поведей Госпо́дних, утверди́ ру́це на́ша к воздея́нию моли́твенному и к соверше́нию до́брых дел, согре́й сердца́ на́ша любо́вию ко Го́споду и к жи́зни ве́чней. Испроси́ у Царя́ Небе́снаго гра́ду Твери и святе́й оби́тели твое́й благостоя́ние и всей стране́ Росси́йстей ми́лость Бо́жию и сохране́ние от вся́каго зла. Испроси́, святи́телю Бо́жий, и всем, с ве́рою прибега́ющим к ра́це святы́х моще́й твои́х и и́мя твое́ благогове́йно призыва́ющим, коему́ждо дар благопотре́бен: неду́гующим исцеле́ние, бе́дствующим избавле́ние, печа́льным утеше́ние, заблу́ждшим и́стины позна́ние, гре́шным исправле́ние, подвиза́ющимся преспе́яние, и всем вся к жи́зни вре́менней и ве́чней потре́бная, во сла́ву ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Молитва третья святителю Арсению, епископу Тверскому
О всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче, о́тче Арсе́ние! Не забу́ди нас, чад святы́я оби́тели твоея́ и всех с ве́рою и любо́вию прибега́ющих к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, но помина́й нас во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Моли́ за вся христиа́ны, о́тче святи́телю Арсе́ние, и за святу́ю сию́ оби́тель, ю́же вручи́ тебе́ Пречи́стая Влады́чица Богоро́дица, мним бо тя вы́ну предстоя́ща Христу́ Бо́гу на́шему и Пречи́стей Его́ Ма́тери и иму́ща ве́лие к Ним дерзнове́ние. А́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но душе́ю жив сый, неотсту́пен пребыва́еши с на́ми ду́хом. Сохраня́й нас твои́м предста́тельством пред Престо́лом Небе́снаго Царя́ от ко́зней вра́жиих, от собла́знов ми́ра, во зле лежа́щаго, и от вся́кия ско́рби и ну́жды. О преблаги́й па́стырю и учи́телю нaш, о́тче Арсе́ние! К тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся, моли́ся всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да очи́стившеся от вся́кия скве́рны грехо́вныя, Небе́сному Ца́рствию насле́дники сподо́бимся бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святителю Арсению, епископу Тверскому, на обретение мощей
Боже́ственною свы́ше просвети́вся благода́тию, святи́телю,/ и мно́гим терпе́нием во вре́менней жи́зни по́двиг соверши́л еси́./ Те́мже источа́еши чуде́с благода́ть/ и́же с ве́рою приходя́щим к честне́й ра́це моще́й твои́х, Арсе́ние преблаже́нне./ Мы же вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Перевод: Божественной свыше просветился благодатью, святитель, и со многим терпением во временной жизни совершил ты подвиг. Потому источаешь благодать чудес всем с верой приходящим к почитаемой раке с мощами твоими, Арсений преблаженный. Мы же взываем к тебе: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».
Собору Тверских святых
И́же в земли́ Тверско́й просла́вльшиися,/ святи́телие, му́ченицы,/ преподо́бнии, пра́веднии/ и вси святи́и,/ ве́рою, по́двиги благоче́стия,/ любо́вию, кро́тостию, сло́вом и житие́м/ Бо́гу благоугоди́вшии/ и венцы́ нетле́ния и сла́вы украси́вшиися,/ моли́те Христа́ Бо́га на́шего/ дарова́ти мир стране́ на́шей// и душа́м на́шим в ми́ре спасти́ся.
Перевод: В земле Тверской прославившиеся святители, мученики, преподобные, праведные и все святые, верой, подвигами благочестия, любовью, кротостью, словом и житием Богу благоугодившие и венцами нетления и славы украсившиеся, молите Христа Бога нашего даровать мир стране нашей и душам нашим в мире спастись.
На земли́ благоче́стно пожи́вшии,/ святи́и, в земли́ Тверско́й просия́вшии,/ и ны́не на Небесе́х со А́нгелы ра́дуетеся/ и Тро́ицу Святу́ю — Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во Еди́ном Божестве́ прославля́ете./ Мы же, земноро́днии, моли́твенно ублажа́юще вас/ и святу́ю па́мять соверша́юще, мо́лим:/ принеси́те на́ша моли́твы к Небе́сному Престо́лу Го́спода Вседержи́теля,/ да ва́шим хода́тайством// да́рует мир и спасе́ние душа́м на́шим.
Мысли свт. Феофана Затворника
Ум без веры – каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии. Так же относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе: он и их покрывает сомнением.
Притча дня
Жил один царь, который часто размышлял о вечности, но никак не мог понять её. Однажды ему донесли, что некий мальчик-пастух может давать удивительно разумные ответы на все мудрёные вопросы.
Царь позвал мальчика и спросил:
— Скажи мне, дитя моё, как долго продолжается один миг в вечности?
Мальчик подумал и ответил:
— В одной стране, государь, есть гора из чистого адаманта, имеющая семь вёрст в ширину, семь вёрст в длину и семь вёрст в вышину. К этой горе один раз через каждые сто лет прилетает маленькая птичка и точит о неё свой крохотный клюв. Когда птичка источит своим клювом всю эту гору, тогда и пройдёт один миг в вечности.