Праздники под открытым небом
Как провести отличное мероприятие на открытом воздухе
Свежий воздух и открытое пространство позволяют провести мероприятие на открытом воздухе. Особенно ценна такая возможность летом – когда на улице тепло, день длинный и нет никакой необходимости ютиться в закрытых помещениях.
А еще хорошая погода заряжает людей энергией и способствует праздничному настроению.
Но даже зимой можно провести отличное мероприятие на открытом воздухе. Например, как наши заказчики из Амурской области, которые установили подиум прямо на лёд!
Но все-таки при плюсовой температуре проводить мероприятие на улице гораздо приятней.
Об этом – наша статья.
Мы детально рассмотрим нюансы организации дня города, или любого другого мероприятия на открытом воздухе.
Где лучше всего провести мероприятие на открытом воздухе или день города?
Говоря о мероприятиях на открытом воздухе, мы имеем ввиду не пикник с друзьями на речке, а крупные праздники общегородского (или общепоселкового) значения.
Так где же лучше провести праздник?
Для этого есть несколько стандартных вариантов:
У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.
На главной площади, например, зачастую нужно будет перекрывать движение автомобилей (не всегда, конечно – площади разные бывают), но зато до нее легко добраться.
На прибрежной территории может быть красивый пейзаж и большее, чем на главной площади города пространство, но она будет не в шаговой доступности.
На спортивном стадионе можно легко организовать эффектное шоу, там можно спрятать за трибунами и доставать по необходимости нужную технику, но от крупных мероприятий страдает газон.
А парк хорош своей доступностью (как правило, они находятся в удобном для жителей месте), но не всегда способен вместить большое количество зрителей.
В любом случае, решать вам. Никто не знает ваш населенный пункт лучше вас самих.
Поэтому мы идем дальше.
Преимущества и недостатки проведения мероприятий на открытом воздухе
Вначале статьи мы обозначили, что проведение праздников на открытом воздухе способствует улучшению настроения и зарядке людей положительной энергией.
Но какие еще преимущества есть у такого формата, а главное – какие есть недостатки?
5 преимуществ проведения мероприятий на открытом воздухе
5 недостатков проведения мероприятий на открытом воздухе
Теперь, когда мы обсудили основные преимущества и недостатки проведения мероприятий на открытом воздухе, пора перейти деталям.
Организовываем мероприятие на открытом воздухе: 8 нюансов, на которые стоит обратить внимание
О том, что к выбору места проведения мероприятия нужно подходить максимально ответственно – понятно и так. Ясно также, что нужно обеспечить площадку электричеством, водой, туалетами и т. д.
Давайте поговорим о том, на что нужно обратить внимание при организации праздника вне помещения.
Какая техника нужна для проведения мероприятия на открытом воздухе
Во-первых, вам понадобится сценический комплекс. Он может быть как сборно-разборный, так и стационарный. У нас есть статья о том, как выбрать СК и на что нужно обращать внимание при его покупке.
Во-вторых, вам потребуется световое и звуковое оборудование. Важно, чтобы техника была не только высокого качества, но и правильно рассчитана. Особенно это касается звука.
К этому списку можно добавить LED-экран и барьеры ограждения – если вы проводите крупные мероприятия.
Подведем итог
Чтобы провести мероприятие на открытом воздухе – нужно как следует подготовиться. Стоит упустить хотя бы одну деталь – навигационные таблички, например, и гостям будет уже не так комфортно.
Или звуковое оборудование. Если не правильно рассчитать необходимую мощность, то часть гостей могут просто не услышать выступающих на сцене людей.
Поэтому не лишним будет обратиться за профессиональной помощью. Так вы точно проведете такое мероприятие, которое запомнится надолго.
12 крутых летних фестивалей в России
Лето – это не только период отпусков, но и череда ярких событий. Узнайте о лучших российских фестивалях и выставках из нашей подборки!
Лето, солнце, красивые люди и качественная музыка на фестивале @ Усадьба Jazz
Надоело путешествовать в погоне за достопримечательностями? Тогда попробуйте совершенно иной формат поездок – событийный туризм, благо наступающее время года идеально подходит для этого. Тёплые деньки принесут нам не только солнце и улыбки, но и огромное количество захватывающих мероприятий, которые пройдут по всей России. О самых интересных из них мы расскажем отдельно!
Фестиваль музыки и технологий Alfa Future People
На фестивале “Alfa Future People” легко удастся попасть в будущее
Где? Нижегородская область
Когда? 16-18 августа 2019
Перенестись в будущее под завораживающие ритмы электронной музыки этим летом можно будет на фестивале Alfa Future People. Лучшие российские и зарубежные диджеи выступят на футуристической сцене, расположенной на тайном аэродроме на берегу Волги. Помимо музыки этот российский фестиваль представит ультрасовременные технологии «Города будущего» и «Умного дома», проведёт мастер-классы по робототехнике и научные эксперименты, а все желающие смогут потренироваться в новейших видах спорта и попробовать свои силы в запутанных квестах.
Фестиваль науки, технологий и искусств Geek Picnic
Познайте науку с развлекательной стороны
Когда? 6-7 июля 2019
Если в школе вы скучали на уроках физики и химии, то Geek Picnic станет для вас настоящим открытием, ведь наука может быть безумно интересной! Организаторы обещают жаркие дебаты о технологиях бессмертия, зону космоса и шоу дронов, а героями фестиваля станут международные эксперты в сфере технологий и науки. Кроме того, вы сможете посетить 200-метровую game-зону, вдоволь наиграться в олдскульные игры и косплей, а ещё в этом году впервые построят специальную площадку Geek-kids для самых маленьких первооткрывателей!
Праздник выпускников «Алые паруса»
Насладитесь невероятно романтичным фестивалем в Петербурге
Когда? В ночь с 21 на 22 июня 2019
Самый романтичный праздник Петербурга и одно из наиболее зрелищных мероприятий России выпадает аккурат на период легендарных белых ночей, когда солнце скрывается за горизонтом лишь на несколько часов. В это время под звуки классической музыки и в лучах фейерверков через разведённые мосты по Неве проплывает сказочный корабль с ярко алыми парусами – символ мечты и надежды из повести Александра Грина. Так в Северной столице выпускники празднуют окончание школы, а вместе с ними прекрасным зрелищем наслаждается и весь город.
Музыкальный фестиваль «Усадьба Jazz»
Любителям джаза нужно непременно посетить Сочи
Где? Красная Поляна (Сочи)
Когда? 9-14 сентября 2019
Организаторы «Усадьбы Jazz» утверждают, что лучше гор могут быть только горы и джаз, поэтому один из популярнейших музыкальных фестивалей в России 2019 проводится и в Красной Поляне. Главные события фестиваля развернутся на высоте 1600 метров над уровнем моря в окружении живописных Кавказских гор. Однако увидеть выступления участников и даже встретить гуляющий оркестр можно будет и в долине реки Мзымта на уютной площади близ здания «Ратуши».
«Усадьба Jazz» пройдёт также в Москве (22-23 июня), Петербурге (13 июля) и Доброграде (27-28 июля).
Фестиваль еды в Петербурге «О, да! Еда!»
Поистине самый вкусный фестиваль в России
Когда? 27-28 июля 2019
Любите ли вы поесть так, как это любят организаторы самого вкусного фестиваля России «О, да! Еда!»? Оригинальные продукты и наиболее смелые их сочетания, меню лучших ресторанов города и целый караван кафе на колёсах: поверьте, голодным отсюда не уйдёт никто! Да и грустным тоже! Темой праздника еды 2019 станет кругосветное путешествие, и всё пространство фестиваля будет разделено на зоны Скандинавии, Азии, России, Америки, Средиземноморья и Востока. Гостей ожидают мастер-классы лучших шеф-поваров Северной столицы и детская кулинарная школа, командные поединки и бюро гастрономических путешествий, а ещё летний кинотеатр, кулинарная библиотека и, конечно, музыкальная программа!
Устроить праздник живота также можно в Екатеринбурге (3 августа), Иркутске (24-25 августа), Владивостоке (22-23 июня) и Ессентуках (6-8 сентября).
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние»
Оцените ландшафтные объекты в Калужской Области
Где? Калужская область
Когда? 26-28 июля 2019
Хотите вырваться из цепких лап мегаполиса и убежать за город в поисках чистого воздуха и свежих идей? Тогда отправляйтесь в Никола-Ленивец, крупнейшей ландшафтный парк Европы, на фестиваль «Архстояние». Этим летом он покажет таинственный процесс рождения объектов искусства: прямо на глазах у гостей вырастет огромный архитектурный объект «Угруан». Кроме того, на фестивале пройдут премьеры сразу пяти современных опер, созданных в условиях лаборатории. Их представят в декорациях самых знаковых объектов Архстояния – в Ротонде, Павильоне Шишек, во Вселенском Разуме, и, конечно, в новом Урагане.
А с 28 по 30 июня в Никола-Ленивце пройдет детская версия фестиваля. Взрослые и дети отправятся в фантастическое путешествие по арт-парку, увидят новые объекты и займутся творчеством на природе.
Военно-исторический фестиваль «День Бородина»
По сравнению с Нижним Новгородом здесь вы попадёте в прошлое
Где? Московская область
Когда? 1 сентября 2019
Настоящее путешествие во времени можно будет совершить под занавес лета, если приехать на военно-исторический фестиваль «День Бородина». Каждый год здесь вспоминают самое героическое сражение российской армии против Наполеона. Кульминацией праздника становится масштабная реконструкция эпизодов Бородинской битвы, в которой принимает участие около тысячи «солдат». В этот момент кажется, будто гусары и пехотинцы сошли с полотен русских художников! Завершается фестиваль военным парадом и награждением лучших бойцов.
Рок-фестиваль «Нашествие»
Этим летом посетите самый масштабный фестиваль рока
Где? Тверская область
Когда? 19-21 июля 2019
Ни одно лето не проходит без легендарного российского рок-фестиваля «Нашествие», который в этом году отмечает свой 20ый день рождения. Без преувеличения, это самый масштабный музыкальный open air страны, куда съезжаются десятки артистов и около 200 тысяч посетителей. С недавних пор «Нашествие» уже нельзя назвать просто музыкальным событием: теперь это удачный синтез шоу, театра и кино, замешанный на отличной тусовке всех возрастов. Одно остаётся неизменным – прекрасный подбор исполнителей, выступающих практически нон-стоп на двух сценах фестиваля.
Праздник «День вулкана»
Мечтали когда-нибудь покорить вулкан? Тогда вам на Камчатку!
Когда? август 2019 (даты уточняются)
Если этим летом вы совершенно случайно окажетесь на Камчатке, обязательно посетите колоритный местный праздник День вулкана. Его главным событием является массовое покорение Авачинского огнедышащего великана, где принимают участие несколько тысяч человек! Тем временем у подножья вулкана проходят выступления национальных ансамблей и спортсменов-экстремалов, разворачиваются мастер-классы по народным промыслам и выставки изделий из лавы. А в завершение праздника обещают показать захватывающее огненно-неоновое шоу!
Интерактивная выставка Faces & Laces
Faces&Laces – фестиваль стиля и моды
Когда? 8-9 июня 2019
Faces&Laces – это один из самых стильных и креативных летних российских фестивалей, проводящийся на огромной территории, однако место проведения в этом году пока держат в секрете. Известно только, что там разместятся десятки интерактивных стендов, посвящённых актуальной уличной моде и спорту, визуальным коммуникациям и альтернативному современному искусству. На выставке можно будет провести целый день: рассматривать дизайнерские вещицы или набить себе тату, подкачаться на спортплощадке или погонять на скейте, и, конечно же, сделать десятки оригинальных фото и увидеть выступление именитых музыкантов!
VK Fest
Посетите фестиваль самой популярной социальной сети в СНГ © VK Fest
Где? Санкт-Петербург
Когда? 20-21 июля 2019
А вам не кажется, что вы слишком засиделись в онлайне? Тогда отправляйтесь в Северную столицу, чтобы срочно развиртуализироваться! В разгар лета популярная соцсеть собирает своих участников на берегу Финского залива в огромном Парке 300-летия Санкт-Петербурга. Российский фестиваль VK Fest – это практически оффлайн версия ВКонтакте. Посудите сами: на трёх сценах выступят музыканты самых разных жанров, популярные блогеры расскажут о своей жизни и ответят на множество комментариев (то есть вопросов!), а на отдельных площадках развернутся видеоигры, клубы знакомств, зоны косплея, хенд-мейд маркеты и многое другое. Да, и не забывайте о селфи: будет, что выложить потом при возвращении в онлайн!
Праздники под открытым небом
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Реферат по истории и теории праздников
Праздники под открытым небом
Березин Александр Иванович
1.Праздники Древней Греции. Олимпийские и Панафинейские игры
.Праздники рабочего класса в дореволюционной России и СССР
.Формы праздника под открытым небом
.Массовое праздничное шествие
.Театрализованное массовое представление
. Типы праздничного действия. Торжество, зрелище, обряд, ритуал, карнавал
. Синтетический характер праздника под открытым небом
Список использованной литературы
праздник греция театральный карнавал
Культура Руси не уступает в наличии празднеств под открытым небом, календарно-обрядовые, такие как Троица, Масленица, день Ивана Купала и другие праздники традиционно проводили на улице.
Развитие праздников на открытом воздухе важно, так как оно дает возможность широкого социального общения масс, характеризующегося эмоциональным подъемом, отсутствием иерархии, стиранием границ между бедными и богатыми, начальниками и подчиненными, молодежью и взрослыми.
В празднике речь идет не просто о широком социальном общении, а о социальном общении, художественно оформленном. Это закономерный процесс, ибо в обществе у всех его социальных групп растет потребность к художественному оформлению быта как одному из видов культурной самодеятельности масс. Например, коллективное исполнение песен и танцев, красочное карнавальное шествие, театрализованное массовое действие, не требующее предварительной подготовки и специальных художественных навыков. Такой вид массовой художественно оформленной самодеятельности характерен именно для праздника. Н.К. Крупская писала: «Искусство больше всего захватывает тогда, когда человек остается не только простым зрителем или слушателем, а сам принимает участие в массовом действии».
Выбранная мной тема широко освещена в информационных источниках, таких как пособия для студентов факультетов искусств, всевозможных диссертаций и статей в сети интернет. Проведя анализ имеющейся информации, я соберу ее воедино и представлю как можно более интересно и точно.
Для достижения цели работы выполню следующие задачи:
Объяснить историю возникновения праздников под открытым небом
На основе имеющейся литературы исследовать механизм их проведения
Провести анализ результатов работы
Считаю, что реферат на заданную тему вызовет несомненный интерес не только у моих однокурсников, людей, занимающихся праздниками, но и у тех, кому интересна история мировой праздничной культуры, истоки ее развития.
1. Праздники Древней Греции. Олимпийские и Панафинейские игры
Первыми праздниками в мире принято считать праздники Древней Греции. Например, знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н.э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр.
Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия.
Торжественно происходило и награждение победителей. Победители игр (олимпионики) награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в нестоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя: он становился национальным героем и в течение всей жизни пользовался уважением.
С первого по третий день празднества проводились мусические соревнования: игра на флейте и струнных инструментах, сольное и хоровое пение. Затем следовали гимнические упражнения: исполнение под аккомпанемент лиры поэтических произведений. По преданию именно на Панафинеях впервые зачитал свою «Историю» великий Геродот. На шестой день праздника проводили конный агон. Малые агоны начинались на седьмой день, они включали в себя лампадодромию (факельное шествие) и состязания кораблей. В этот день происходили также атлетические соревнования: бег, пятиборье, борьба, бокс и панкратион, затем скачки на лошадях и гонки на колесницах, а также известное только в Афинах командное соревнование в «мужественности» (euandria), представляющее собой, прежде всего, демонстрацию величественности и силы, следовательно, красоты в греческом смысле. победителей агонов традиционно награждали афморами, наполненными священным оливковым маслом, и оливковыми венками. данные амфоры в древней Греции вызывали особенный интерес, о чем свидетельствует то, что при исследованиях выявлено большое количество случаев их подделки.
В средние века происходит расслоение массового праздника.
Массовые праздники средневекового города, как и светские постановки, так и театрализованные шествия горожан, выросшие из игр на масленицу, представляют собой важный шаг вперед в разработке драматургии и режиссуры массового праздника. Не случайно, например, В.В. Маяковский использовал именно эту форму и назвал свое красочное представление «Мистерия-буфф», подчеркивая его яркий, массовый, праздничный характер.
Позже, в трудах французского коммуниста-утописта Морелли празднества и увеселения рассматриваются как средства восстановления сил и здоровья человека, как важный способ регулирования общественных отношений.
Эти праздники представляли собой значительный шаг вперед в истории массового праздника, корнями своими уходили в народ, хотя подчас и сохраняли несколько помпезный характер. Их методическая ценность состоит, в том, что в них впервые в полном объеме присутствовал сценарий, в котором тщательно разрабатывалось все праздничное действие. Значительно расширилась и палитра выразительных средств режиссуры праздника. Так, в качестве выразительного средства широко использовалось хоровое пение. К одному из революционных праздников Давид готовил сводный хор из 2,5 тыс. стариков, юношей, женщин, девушек. Каждая возрастная группа составляла хор, а кроме того, объединялась в сводный хор. Праздник был построен на театрализованной перекличке всех этих хоров и на их объединенном финальном выступлении.
Главную часть всех празднеств французской революции составляли торжественные шествия народа. Однако в отличие от средневековых шествий это было тщательно продуманное и разработанное непрерывное действие с остановками и различными акциями у памятных мест революции и Парижа, с обязательным кульминационным действием, ради которого шествие и затевалось.
Подготовленное шествие и всеобщее итоговое действие превращались в гражданский акт необычайной силы.
. Праздники рабочего класса в дореволюционной России и СССР
Миллионы рабочих горячо откликнулись на призыв ежегодно отмечать Первое мая как революционный праздник рабочего класса. Впервые Первомай был проведен в ряде стран в 1890 г. и с этого времени отмечался ежегодно.
В начале XX в. в связи с особенностями возникновения и развития рабочего движения и деятельностью марксистской партии нового типа, созданной В.И. Лениным, празднование Первого мая в России с самого начала носило характер непримиримой революционной борьбы против самодержавия и капитализма.
Деятельность созданного в 1895 г. В.И. Лениным в Петербурге «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» способствовала не только дальнейшему распространению празднования Первомая, но и изменению характера празднования: от конспиративных собраний и тайных сходок за городом, в лесу, рабочие переходят к проведению первомайских стачек. С переходом рабочего движения к открытой политической борьбе против самодержавия первомайские стачки сопровождаются уличными демонстрациями. Первомайская политическая демонстрация, в которой приняло участие до 10 тыс. человек, состоялась 1 мая 1900 г. в Харькове. Рабочие несли красные знамена и транспаранты, на которых были написаны требования 8-часового рабочего дня и политической свободы.
Первомайские демонстрации трудящихся 1890-1917 гг. сыграли известную роль в завоевании народных масс России под знамя Коммунистической партии, в подготовке социалистической революции.
Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало новому периоду в истории массового праздника. Советские массовые праздники, рожденные в горниле Октября, отличаются четким политическим содержанием, проникнуты высоким гражданским пафосом. Они утвердили в качестве своих главных принципов активную борьбу за коммунистические идеалы, демократизм, связь и взаимодействие профессионального и самодеятельного творчества.
А.И. Пиотровский выделяет три основные линии развития советского массового праздника, соответствующие его назначению в советском обществе.
Идущее от масс праздничное оформление революционного быта.
Новые формы массовых зрелищ, вытекающие из нового праздничного быта.
Новые формы профессионального искусства, связанные с обслуживанием революционных празднеств, художественным производством.
Все эти линии тесно переплетены и могут развиваться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом. Границу между ними подчас трудно определить. Если первоначально они и развивались отдельно, то с годами тенденция к совмещению всех трех линий в едином массовом празднике все более и более росло.
Во всех праздниках нового советского быта главной целью было утверждение идей Советской власти, общественных отношений новой жизни.
В 50-е годы самым ярким было грандиозное праздничное шествие в Москве 26 июля 1957 г. в честь открытия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов и монументальный театрализованный митинг-манифестация на Манежной площади в Москве, посвященный борьбе за мир и разоружение, на котором присутствовало до полумиллиона человек. Этот митинг-манифестация наиболее полно воплотил все основные особенности театрализованного митинга, в котором важнейшее политическое содержание органически сочетается с художественной формой.
Такова первая линия массовых праздников, рожденная Октябрем.
Выдающийся советский режиссер народный артист СССР Николай Павлович Охлопков рассказывал, что именно с осуществления первомайской массовой инсценировки на площади в Иркутске начался его путь в режиссуру. Несмотря на угрозы белогвардейского атамана Семенова, агенты которого расклеивали по Иркутску листовки-предупреждения, что убьют каждого, кто пойдет на этот большевистский праздник, он состоялся и имел огромный успех.
Замечательные инсценировки 20-х годов были высоко оценены партией и всей советской общественностью, внесли большой вклад в разработку художественных принципов советского массового праздника. Конечно, инсценировки и массовые зрелища первого десятилетия Октября не всегда были удачны, подчас в них было много наивного, особенно в драматургии, но это был чрезвычайно важный шаг в становлении и развитии советского массового праздника. Не случайно эти первые эксперименты вызывали огромный интерес не только в нашей стране, но и во всем мире.
Широкое распространение, например, получил театральный спектакль на открытом воздухе в Первомайские и Октябрьские дни. Одним из первых таких спектаклей была постановка на Михайловской площади в Петрограде в 1918 г. пьесы «Овечий источник» Лопе де Вега (режиссер К.А. Марджанов). Позднее, в 20-х годах на ступенях Фондовой Биржи шел «Царь Эдип» Софокла с участием Ю.М. Юрьева. В 30-х годах широкую известность получили оперные постановки в Зеленом театре Центрального парка культуры им. М. Горького в Москве. Здесь были поставлены «Тихий Дон» И. Дзержинского, «Кармен» Бизе, «Дарвазское ущелье» Л. Степанова.
В 50-х годах театральные спектакли на открытом воздухе проходили в Риге, Вильнюсе и многих других городах страны.
Таковы первоначальные пути становления советского массового праздника, которому суждено было стать новой вехой в праздничной культуре человечества.
4. Формы праздника под открытым небом
Едва ли можно найти в нашей стране такой уголок, где бы не проходили массовые праздники. Исполненные глубокого смысла, насыщенные актуальным политическим содержанием, разнообразные по форме, они проходят в каждом городе, каждом селе, каждом трудовом коллективе и занимают ведущее место в культурной самодеятельности масс.
Наиболее полное представление о разнообразии массового праздника дает богатство форм его художественного воплощения и организации в наши дни. Это богатство и разнообразие форм определяется, в первую очередь, богатством и разнообразием содержания, палитры выразительных средств, площадок праздничного действия. Трудно перечислить все формы современного массового праздника под открытым небом.
Массовые представления на открытом воздухе (парк, стадион) более глобальны, менее привязаны к конкретной социальной общности и поэтому разворачиваются чаще всего как театр больших социальных обобщений, масштабных образов, символов.
. Массовое праздничное шествие
Массовое праздничное шествие было распространено еще в древние века, но получило качественно новое рождение в революционной борьбе международного пролетариата, и в СССР превратилось в ведущую форму массового праздника.
Массовое праздничное шествие отражает единство и сплоченность советского народа вокруг Коммунистической партии и Советского правительства. Шествие предоставляет возможность каждому советскому человеку выразить свое личное отношение к торжественным событиям, как политическим, так и культурным, а также продемонстрировать свою активность.
Наиболее яркими массовыми праздничными шествиями, охватывающими подавляющую часть населения нашей страны, являются Октябрьская и Первомайская демонстрации трудящихся. С каждым годом все более заметным становилось стремление к художественному оформлению праздничной демонстрации. Речь идет не только о портретах, стягах, лозунгах, знаменах и транспарантах, но и о введении в праздничные колонны театрализованных групп, символических фигур и построений, декорированных машин.
Широкое распространение получили праздничные шествия отдельных групп и категорий трудящихся, например, шествия по профессиям, шествия молодежи, пионеров, церемониальное прохождение воинских частей, духовых оркестров, шествия знаменосцев.
Так, в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Новосибирске и многих других городах третий трудовой семестр начинается и заканчивается праздничным шествием студенческих строительных отрядов по площадям и улицам своего города. Во многих центрах страны стало традиционным прохождение войсковых соединений церемониальным маршем по улицам в честь Дня Советской Армии, Дня Победы, годовщины освобождения данной местности от немецко-фашистских захватчиков.
6. Театрализованные митинги
Другой распространенной формой советского массового праздника являются театрализованные митинги, ведущие свое начало от первых революционных митингов русского пролетариата в начале XX в., ставшие важной формой пропаганды в первые годы революции и широко распространившиеся в 30-х годах.
В СССР, а также в современной России, массовый театрализованный митинг можно было увидеть в праздничные даты или в дни важнейших событий в городе, на селе, в районном Доме культуры и на площади большого города.
Звучат музыкальные позывные. На фоне мелодии чтецы-ведущие читают стихотворные строки о хлебе. На импровизированную трибуну поднимаются руководители хозяйства, а через живой строй почетного пионерского караула под торжественную мелодию марша к трибуне идут люди, трудом которых создана слава колхоза. Это гвардейцы алтайской жатвы-72, все они с орденами и медалями, с алыми лентами героев труда.
В честь и ветеранов, и молодых гвардейцев жатвы льются песни, звучат стихи в исполнении участников клубной художественной самодеятельности. Но вот наступает кульминационный момент митинга. Старейший колхозник разрезает ленточку перед первым комбайном. Команда: «По машинам!» Взревели моторы. Грянул «Марш трактористов» И. Дунаевского. Ярко украшенная, тепло провожаемая всеми собравшимися, колонна комбайнов и автомашин направляется в поле, на битву за большой алтайский хлеб.
Споет о своем несчастье,
Сердца вашего частью!
На эстраду вышла девочка в белом, положила цветы на «Камень Хиросимы» и зажгла большой факел Дружбы. Пламя его колыхалось на ветру и разгоралось все ярче и ярче.
Гневное «Нет!» на разных языках загорается на экране и повторяется сотнями тысяч голосов.
Как коллективная речь в защиту мира, продолжающая выступление Хисако Нагаты, звучит выступление хора «Поющие голоса Японии» и других коллективов. В финале все присутствующие поют «Гимн демократической молодежи».
Во-первых, театрализованный митинг выступает как очень мобильная, актуальная форма массового праздника, наиболее злободневно откликающаяся на важное конкретное событие. Во-вторых, в этой форме массового праздника заметна тенденция к органическому синтезу документального и художествен-ного начал, к художественной обработке жизненного явления, характерная для праздника вообще.
. Театрализованное массовое представление
Следующей, наиболее типичной праздничной формой является театрализованное массовое представление как на закрытой сценической площадке, так и на открытом воздухе, также сложившееся исторически и базирующееся на богатом опыте массовых инсценировок первых лет революции.
Вот, например, театрализованное массовое представление, посвященное Великому Октябрю, поставленное режиссером, заслуженным деятелем искусств РСФСР И.Я. Рахлиным на стадионе в Челябинске.
Сменяются эпизоды. Символические картины воскрешают историю. Держась за древко знамени, стоит в окружении бойцов революции легендарный уральский революционер С.М. Цвил-линг, руководивший борьбой за установление Советской власти в Челябинске.
И новая сцена: разгром Колчака. Застыли со штыками наперевес ряды партизан, как бы выхваченные «лучом воспоминаний». Развернутым строем проносится конница. Во главе отряда знамена 242-го полка, первым ворвавшегося в Челябинск и освободившего город от белогвардейцев.
Льются знакомые звуки «Песни о Родине» И. Дунаевского. Как олицетворение пятилеток предвоенных лет проплывает над стадионом в обрамлении знамен установленная на мотоциклах скульптурная группа, имитирующая известную скульптуру В. Мухиной «Рабочий и колхозница».
Победную поступь этой праздничной колонны прерывают грохот взрывов, вой сирены.
Одна за другой проходят живые картины, рассказывающие о Великой Отечественной войне: «народное ополчение», «бой с фашистами». Стремительно пролетает по гаревой дорожке стадиона танк с солдатами. На нем надпись, хорошо известная челябинцам: «Уральский танковый корпус». Финальный эпизод рассказа о войне,- возникший на глазах зрителей памятник советскому воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине.
Закономерным финалом этого массового представления на открытом воздухе стала «живая картина», символизирующая мир и дружбу между народами.
Вновь проплывает над стадионом алый стяг с силуэтом В. И. Ленина. Над стадионом раздаются здравицы в честь Коммунистической партии, советского народа, мира и дружбы между народами. Весь стадион скандирует: «Мир! Дружба!»
Перед входом в парк был установлен монумент павшим за Советскую власть. На нем изображен сраженный воин с вытянутой рукой, как бы застывший навечно в последнем предсмертном рывке. Монумент отлит из бронзы.
Светозвукоспектакль начался с того, что над парком прозвучало музыкальное вступление. Была исполнена 7-я симфония Д. Шостаковича, прозвучал «Рекзием» Д. Кабалевского на стихи Р. Рождественского.
Далее следуют эпизоды, показывающие при помощи света и звука подвиг героев Брестской крепости, подвиг панфиловцев на последнем рубеже под Москвой. Свет и звук создают полную иллюзию атаки: звуки боя, линии трассирующих пуль. Собравшиеся на площади попадают в блокадный Ленинград. Воздушная тревога. Приглушенный разговор в бомбоубежище, тревожные блики прожекторов. и песня «Темная ночь» Н. Богословского.
Новые и новые эпизоды войны. Сталинградская битва. Подвиг Матросова. Муса Джалиль перед казнью. Свет в сочетании со звуком, с музыкой рождает воспоминания, подводит к праздничному торжеству Победы.
Важной формой массового праздника сегодня является так-же театрализованный концерт, или, как часто его называют, спектакль-концерт, представляющий собой единое сквозное театрализованное действие на основе номеров, сгруппированных в эпизоды. Театрализованный концерт может быть проведен как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе.
Театрализованный концерт является вершиной праздничной кампании, ее кульминацией. Эта форма праздника доступна любому учреждению культуры. Она распространена как в художественной самодеятельности, так и в профессиональном искусстве.
Итак, массовое шествие, театрализованный митинг, массовое представление и театрализованный концерт являются ведущими формами современного массового праздника под открытым небом.
Однако нельзя забывать, что в силу комплексного характера массового праздника ни одна из этих форм не встречается в нем в «чистом виде».
Все эти формы массового праздника находятся в постоянном взаимодействии, взаимопроникновении и, ассимилируясь, приводят к возникновению новых форм.
Так, например, родились митинг и концерты. Впервые они были проведены на съездах ВЛКСМ, а в наши дни прочно вошли в праздничный быт современного общества.
Развитие нашего общества, успехи научно-технической революции, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся способствуют рождению новых форм массового праздника. Примером могут служить светозвукоспектакли. Очевидно, в дальнейшем этот процесс будет еще более интенсивным и даст целый ряд праздничных форм, достойных нашей эпохи.
. Типы праздничного действия. Торжество, зрелище, обряд, ритуал, карнавал
Сопоставляя праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между серьезным и игровым, строго определенным и произвольно свободным.
Если в обыденной жизни практическое и игровое действие разделены между собой, то праздник такого разделения не знает, так как в нем всегда есть условный, символический, обрядно-зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых правил (ритуалов, обрядов, символов) наиболее существенных, переломных моментов человеческой жизни, в этом он сродни театру.
Участникам праздника предлагается особый тип поведения, при котором каждый должен быть хотя бы немного актером и принимать условное действие всерьез. Такое поведение не умаляет значения реального события, лежащего в основе праздничного действия. Оно обеспечивает многозначность праздничного общения, снимает возможность утилитарного подхода к празднику, к чему может привести обеднение игрового начала. Однако природа праздника такова, что он не может, в свою очередь, оторвать игровое действие от реальности, ибо это приведет к ложной ситуации.
Таким образом, мы видим, что праздник необычайно разнопланов и предполагает несколько типов поведения людей. Одним из таких является торжество.
Праздник и торжество неразрывно связаны между собой. Торжество возникает и выливается в определенное, эмоционально окрашенное действие именно исходя из содержания праздника. Праздник, устремленный в будущее, утверждающий прогрессивные цели и идеалы и отмечающий их победу на том или ином этапе социального развития, всегда торжествен, полон высокого пафоса. Такое торжество в социалистическом обществе является подлинно всеобщим, соответствует устремлению всех членов общества или его подавляющего большинства, отражает единство общества.
Как разновидность праздничного действия торжество отличается именно этим всеобщим, публичным моментом политического единения, находящим свое выражение в митингах, шествиях и демонстрациях, манифестациях, соответственно оформленных сценарно-режиссерски, художественно, музыкально. Торжество не исключает, а, наоборот, предполагает настроение радости и веселья, личные эмоциональные переживания, которые вызываются слиянием общего и личного, единением каждого человека с торжествующим народом, классом.
В отличие от торжеств, зрелище всегда есть часть праздника. Ошибочно отождествлять праздник и зрелище. Эта ошибка имеет под собой реальную историческую почву, ибо на протяжении веков, начиная со времен Римской империи, господствующие классы всегда пытались подменить праздники широких народных масс зрелищами и тем самым лишить их социального характера.
Однако нельзя зачеркивать значение зрелища как неотъемлемой составной части любого праздника. Яркие, красочные зрелища дают людям сильные эстетические переживания, стимулируют возникновение коллективных эмоций и тем самым придают всему празднику эмоциональную окраску.
Сочетание различных форм самовыражения масс с восприятием ими зрелища выражает сущность праздника.
Рассмотрим теперь отношение массового праздника к обряду и ритуалу. Нельзя отрицать значение обрядов и обрядности в духовной жизни общества. Однако и абсолютизировать их не имеет смысла. Обряды и обрядность необходимо рассматривать в колтекстс массового праздника в качестве одного из его проявлений.
Ритуалом можно также считать раз и навсегда установившееся действие, закрепленное в привычках и традициях людей. Ритуал создает стереотип поведения, помогает сохранить сплоченность коллектива, служит средством переключения внимания людей от временного и случайного в их жизни к постоянному и устойчивому.
По отношению к обряду ритуал выступает как способ закрепления обрядового действия. Из всех других проявлений праздника, кроме обрядов, чаще всего подвергается ритуализации торжество. Как правило, ритуальный момент содержится в празднике всегда. Он порой сочетается с творческим элементом и с импровизацией, которые придают каждому массовому празднику черты неповторимости.
Праздник нельзя отождествлять также с карнавалом как действием, которым принято обозначать всеобъемлющее народное веселье. Карнавальный характер присущ каждому празднику. Он придает ему особую динамичность, создает праздничное мироощущение. Однако возможно и выделить карнавал или всеобъемлющее публичное народное веселье как особый тип праздничного действия. Анализируя римский карнавал, Гете выделял в нем всенародный характер, отмену иерархических граней, полное освобождение от жизненной серьезности.
Здесь очень точно подмечены специфические черты праздников такого рода, всегда принимающих наиболее всеобщий публичный характер и втягивающих массу в непосредственное веселье и активное действие в виде разнообразных игр, шуток и забав.
Организатору, режиссеру и сценаристу нужно хорошо разбираться в этих особенностях карнавала. Ведь иногда мы ошибочно называем карнавалами обычные костюмированные вечера, похожие на тот, о котором рассказывается в фильме «Карнавальная ночь». А между тем это скорее маскарадные вечера, ибо разноцветный дождь конфетти и серпантина, смешные маски и плащи еще не делают костюмированный праздник карнавальным.
Массовому народному публичному веселью, каким должен быть карнавал, тесно даже в очень просторном здании Дворца культуры, даже в парке,- ему необходимо охватывать улицы, площади и вовлекать в свою орбиту огромную часть населения. Именно таким был карнавал, проходивший во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в парках культуры и отдыха, на площадях и улицах Москвы и доказавший, что карнавалу необходима огромная площадь, что «география», его велика.
Известный исследователь средневековой культуры М.П. Бахтин считает карнавал единственным всенародным праздником, который во множестве своих форм противостоял официальным торжествам антагонистического эксплуататорского общества.
Итак, массовый праздник как особый вид социально-культурной жизни людей предполагает множество типов такого действа, в числе которых наиболее значительными представляются торжество, зрелище, обряд, ритуал и карнавал.
Преобладание того или иного типа социально-культурного действия людей в общем объеме массового праздника накладывает отпечаток на весь этот праздник и формирует его.
Если, например, преобладающим типом действия является торжество, то, несмотря на наличие других компонентов, праздник формируется как митинг, демонстрация или шествие, как праздничная церемония или манифестация.
Если главный упор в празднике сделан на зрелище, то его следует отнести к разряду массовых представлений или театрализованных концертов и т.д. Так, многие праздники на стадионах, участникам которых предлагаются игры, танцы, аттракционы, на которых можно посетить праздничный базар или ярмарку, все-таки воспринимаются посетителями как массовые представления, ибо последние занимают основную, самую зрелищную часть праздника.
Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип, ключ к классификации праздника.
Пользуясь этим принципом, можно определить три основные группы праздников в нашей стране.
1. Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.
Это, прежде всего великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно-историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична- это весь советский народ, все человечество.
Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, крестьян, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.
. Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.
3. Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.
Приведенные нами три вида праздников не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней. Внутри каждого вида возможно огромное количество градаций, в частности по содержанию и по типу общности. Кроме того, границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становится ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику.
. Синтетический характер праздника под открытым небом
Важной специфической чертой режиссуры и драматургии массового праздника является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового действия выступает синтез.
Массовый праздник под открытым небом обычно использует несколько разных площадок, которые действуют одновременно или поочередно. На них проходят разного рода действия: выступления хоров, оркестров, спортивных и хореографических коллективов. Причем все это не механическое объединение нескольких разнообразных действий, а действие единое, скрепленное одним замыслом, подчиняющееся единой теме массового праздника, тщательно разработанное в одном сценарии, нашедшее единое художественно-образное воплощение. Таким является, например, один из крупнейших международных фестивалей этнической музыки и ремесел «МИР Сибири».
Международный фестиваль этнической музыки «МИР Сибири» проводится каждый год в Красноярском крае, поселке Шушенское.
Синтетический характер мероприятий прослеживается не только в количестве площадок. «МИР Сибири» объединяет в себе различные виды искусства, такие как музыкальное искусство, танцы, декоративно-прикладное, изобразительное искусство. В концертной программе полностью задействованы возможности света и звука, большие экраны по обе стороны сцены не только помогают зрителям увидеть действие с дальних концов стадиона, но и участвуют в качестве дополнения к тому, что происходит на сцене.
Подводя итог, можно сказать: точность применения всего разнообразия специфических особенностей драматургии и режиссуры массовых праздников приводит к созданию сценария, а затем и к его яркому воплощению.
При недостаточно четкой организации, при слабости сценарно-режиссерского замысла праздник может иметь отрицательный эффект, оставить у человека чувство глубокой неудовлетворенности. Стремление широкой массы людей к празднику, готовность к нему еще не есть сам праздник. Его обязательно нужно организовать, создать, сделав это умно, красиво, тонко. Это особенно важно именно сегодня, когда так возрастает тяга к художественному оформлению быта людей, когда художественное начало проникает во все сферы деятельности человека.
Я с особой теплотой отношусь к таким крупным мероприятиям под открытым небом, как музыкальные, этно-фольклорные фестивали, и надеюсь, что работа над данной темой поможет мне в будущем стать режиссером одного из таких международных праздников.
Список использованной литературы
2.Луиза Бруит Зайдманн и Паулина Шмитт Пантель: Религия греков. Культ и миф.
.Д.М. Генкин. Массовые праздники. Москва, «Просвещение», 1975
.А.И. Мазаев. Праздник как социально-художественное явление. Москва, «Наука», 1978
Теги: Праздники под открытым небом Курсовая работа (теория) Культурология