Праздники нужны для того чтобы
Зачем нужны праздники
У старинных праздников было несколько особенностей. Они придавали определенный ритм человеческой жизни. В языческие времена праздники были сезонными, они обозначали начало сева, первый выгон скота, сбор урожая и другие важные события. Это имело глубокий смысл. Несоблюдение сроков сельскохозяйственных работ могло вызвать печальные последствия. Если по каким-то причинам сев не начинался вовремя, это приводило к неурожаю. Не успев связать шерстяные носки или варежки к Йолю, человек рисковал замерзнуть. Праздник обозначал смену характера работ.
Праздники, в особенности костюмированные, позволяют людям чувствовать себя равными. Недаром во многих странах очень популярны карнавалы. Человек в маске может вступить в разговор или потанцевать, совершенно не заботясь о том, кто скрыт под другой маской. Очень часто бывает, что люди, принадлежащие к разным классам, как бы меняются ролями. В старину знатный дворянин во время святок мог переодеться в лакея или кучера и отправиться гулять по таким местам, куда он в другие дни заглянуть бы не рискнул. Служанка переодевалась в принцессу и отправлялась на бал. И такие превращения приносили и приносят радость всем.
Праздник дает возможность каждому проявить свои творческие способности. Ничем не примечательный человек можно приготовить изысканное блюдо, сделать фантастические украшения или придумать самый оригинальный костюм. Он может проявить себя и в творчестве, приняв участие в домашнем концерте или спектакле.
Домашний или личный праздник способен сплотить семью. Все заняты общим делом, все думают, какие блюда приготовить, какие костюмы надеть и чем порадовать любимую бабушку в день ее юбилея или выпускника, только что получившего аттестат. Стремление сделать приятное любимому человеку заставляет внимательнее присматриваться друг к другу, учитывать желания как самого виновника торжества, так и его гостей. Поиск подарков, стремление приготовить тортик повкуснее, разработка сценария приятны и сами по себе, и дают каждому участнику почувствовать свою нужность, равно как и принадлежность к семье.
Несмотря на то, что праздники в нашей жизни играют довольно большую роль, любят их- не все. Некоторые считают их непосильной нагрузкой. Но праздник создан в первую очередь для того, чтобы люди могли почувствовать себя свободными, раскрепощенными. Он нужен, чтобы дать возможность каждому человеку хотя бы на время поменять вид деятельности. А перемена занятий во все времена являлась самым лучшим отдыхом.
Праздники нужны для того чтобы
Середина декабря — самое приятное и сказочное время! Праздник все ближе и ближе, и его предвкушение нарастает с каждым днем. Как жаль, что у нас пока нет снега. Это очень осложняет ситуацию, и создавать новогоднее настроение не так-то и просто, ведь белые просторы и пушистые холодные хлопья — это холст праздничной атмосферы.
Я знаю, что многие люди по определенным причинам не ощущают никаких новогодних чудес, не чувствуют волшебства и не считают 31 декабря (или 25) каким-то особенным днем, когда все мы обязаны как под копирку радоваться и веселиться. Я тоже прошла через этот период. Но, пожалуй, стоило было окончательно обесценить праздники в собственных глазах, чтобы в итоге понять их истинный смысл. И сегодня я хочу поговорить об этом с вами. Так для чего же нам нужны праздники и повседневные ритуалы?
ПОЧЕМУ МЫ ТЕРЯЕМ ОЩУЩЕНИЕ ПРАЗДНИКА
Помните наше детское предвкушение новогоднего волшебства: как мы ждали ту самую заветную ночь и с каким рвением просыпались и отправлялись к елке на следующее утро? Как мы легко заряжались новогодним настроением, мечтали о подарках, верили в чудо, рассматривали игрушки и украшения, наряжали елку, испытывали невероятное чувство восторга от всего происходящего. Эмоции были аналогичными и по отношению к любому другому событию: Дню рождения (своему собственному или празднику семьи или друзей), 8 марта, а чуть позже уже и Дню Святого Валентина :).
Со временем это чувство пропадает, а те, кто склонен искать во всем в жизни смысл, в итоге понимают, что праздник — не что иное, как обычный день в году, к которому кто-то когда-то приурочил событие и дал определенное название.
Мы теряем способность чувствовать праздник и понимать его. А в бешеном ритме жизни закрываем глаза и на повседневные ритуалы, объясняя это постоянной нехваткой времени и спешкой. Мы не можем позволить себе как следует отдохнуть и расслабиться, и даже если и выделяем на это время, то продолжаем мучиться, испытывая чувство вины.
Тем временем жизнь идет, а у некоторых даже проходит мимо. Мы больше не способны с таким же удовольствием чувствовать жизнь, замедляться, наблюдать со стороны, мы остаемся недовольными происходящим, впадая в уныния и пытаясь разобраться, когда и что именно в нас сломалось.
Причины у каждого свои. Безусловно важно пытаться расставаться с хандрой и унынием, а в тяжелых случаях необходимо бороться с окутывающей с ног до головы депрессией. Все это не так просто, как хотелось бы. И я очень хорошо это понимаю. Поэтому сегодня предлагаю каждому из вас понять и прочувствовать всю важность и необходимость маленьких ритуалов и праздников для нашего собственного и семейного счастья.
ЗАЧЕМ НУЖНО ОТМЕЧАТЬ ПРАЗДНИКИ
ПОЛЬЗА ОТ ПОВСЕДНЕВНЫХ РИТУАЛОВ
Продолжать можно вечно. Ведь у каждого из нас свои тайные и порой ни с кем не сравнимые по оригинальности ритуалы. Поделитесь в комментариях, как вы отдыхаете и расслабляетесь, что может унести вас далеко-далеко в неизведанные глубины внутреннего мира. Или какие семейные ритуалы и традиции вас сближают. Расскажите о любых других интересных особенностях вашей жизни.
РИТУАЛЫ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТ ОСОБОЕ МЕСТО В МОЕМ СЕРДЦЕ
Я люблю утро всей душой, хотя раньше никогда не понимала смысла раннего подъема и чувствовала себя ужасно. Это время наполняет меня ощущением возможности объять необъятное и переделать непеределываемое. Но с таким же трепетом я отношусь и к ночи: когда все спят, а ты погружена в свое любимое уединенное состояние. Эти две любви борются во мне день ото дня и не дают спокойно жить, войдя в какой-то определенный режим.
Забраться с кружкой какао или горячего шоколада на кровать с ноутбуком и смотреть сериалы или уютные фильмы. Или уткнуться в книги. Да, я отдыхаю именно так. И порой границы между работой и отдыхом стерты до безобразия. Так что приходится каждый день искать выход или сходить с ума к ночи от усталости и закипающих мозгов ).
Вечерний и ночной город. Я ощущаю невероятное тепло, когда вижу многоквартирные дома и горящие то тут, то там окна. Или редкие огоньки в одиноко стоящих частных домах. Эта картина вызывает у меня какой-то необъяснимый детский восторг, смешанный с дико уютным неизвестным мне чувством. А огни ночного города каждый раз заставляют биться сердце чаще. Очень люблю находится вечером в пути и разглядывать из окна автобуса всю эту красоту.
Смотреть на снегопад. Когда снег валит крупными-крупными хлопьями, существенно сокращая зону видимости. Даже вечером поднимаю жалюзи, закалываю шторы и смотрю на эту сказку, которая умиротворяет и дарит чудесные ощущения домашнего блаженства.
Писать в блог. Это для меня особенный и очень-очень важный ритуал. Будто бы выворачиваю себя наизнанку и вижу как на ладони все, что меня волнует, все проблемы, страхи, сомнения, печали, которые тут же испаряются, стоит лишь детально разложить их по полочкам в посте. В последнее время еще ощущаю огромный восторг, ведь я знаю, для кого пишу, знаю, кому могу помочь, что у нас с вами обязательно продолжится разговор в комментариях или письмах, что вы всегда поделитесь своими переживаниями или дадите советы. И это для меня бесценно! В блоге я чувствую себя именно собой! Без каких-либо масок, без желания одеться в броню и защищаться. И спасибо за это хочу сказать именно вам.
А теперь хочу поинтересоваться у вас и обсудить вот какие вопросы. В чем конкретно для вас заключается смысл праздников? Зачем по вашему мнению их нужно отмечать? Какие ваши любимые повседневные ритуалы? Или что бы вы хотели привнести в вашу жизнь, да все никак не удается? Думаю, многим было бы интересно почитать. Как всегда, продолжаем в комментариях ;).
P.S. Друзья, спасибо, что читаете! Приглашаю вас стать чуточку ближе и подписаться:
– НА МОЙ INSTAGRAM – там основная жизнь, полезные короткие посты, ежедневные мысли, находки и выводы;
– НА МОЮ ЛИЧНУЮ РАССЫЛКУ – два раза в месяц в теплых письмах по email делюсь с вами новостями проекта и личными событиями, мыслями, выводами и находками, о которых не пишу больше нигде;
– НА МОЙ КАНАЛ В ТЕЛЕГРАМ – резервный канал со всеми новостями моих проектов и с анонсами статей для тех, кому так читать удобнее. Если ссылка не открывается, ищите в поиске по названию «Вдохновленная Маша».
Поделитесь статьей с друзьями или сохраните себе на память.
Зачем нужны праздники
Приветствую Вас на странице моего блога ilyakolmakov.ru!
Поговорим о том, зачем нужны праздники. Если честно, то я сам не знаю, зачем они нужны. Точнее, я не знаю никаких разумных доводов в пользу их существования. Но если просто логически рассуждать, можно сделать вывод, что они всё таки нужны, если они до сих пор существуют. Но я бы хотел рассмотреть это явление не просто как наличие определённых дат в календаре, а причины, по которым они могут существовать.
То есть такие события как проведение чемпионата мира по футболу в России — это тоже праздник для людей. После чего, как мы знаем, общество было обрадовано повышением пенсионного возраста. Вообще, если кто-то обратил внимание, любой праздник знаменуется определёнными изменениями в жизни общества. Естественно не в пользу тех, для кого эти праздники проводятся. С позиции режима, праздники выполняют свою функцию.
Для рядового гражданина праздник — это повод лишний раз уйти от действительности, при том, что хомут на его шее становится всё тяжелее. Если подходить с позиции здравого смысла, естественное решение для человека в данном случае — это отношение к любому празднику как к обычному дню и, соответственно, не отмечать его в какой бы то ни было форме. Праздники вообще не должны ни как влиять на человека, если конечно, у него остались зачатки разумности в голове.
Новый год
Понятно, что к новому году году можно относиться как к смене астрономического цикла, но в общественном смысле — этот праздник означает нечто совсем другое. Это превратилось просто в дату, когда все ждут какое-то существо с белой бородой. Если даже посмотреть на всё это немного под другим углом, то становится смешно. Лично для меня новый год знаменуется плановым повышением цен и вырубкой несчастных ёлочек, больше ни чем.
Почему бы этому человеку не сходить в лес и просто насладиться видом этой ёлочки, тем как она живёт в своей естественной среде. Но нет, нужно её срубить, чтобы она постояла несколько дней дома, а потом её просто выкинуть. Но этот человек хочет пребывать в иллюзии праздника. Праздник, в общественном смысле, означает только уход от действительности. Или есть ещё такой вид идиотизма как футбол, я писал о нём в статье зачем нужен футбол.
23 февраля
8 марта — день дарения цветов
В этот день всем женщинам дарят цветы. Возникает вопрос: почему их не дарят в остальные дни или в этот день дарят обязательно? Нужно выразить не своё естественное отношение, а именно совершить бессмысленный ритуал, который кто-то придумал.
Так в чем же, всё таки, смысл праздников
Дополнение 26.06.2021
Праздники разделяют, а не объединяют.
Людей, на самом деле, может объединять только действительность, которая порождает адекватную её оценку и, как следствие, адекватную реакцию и последующее за ней действие.
Зачем нужны праздники?
Праздники занимают важное место в нашей жизни. Причем праздники бывают разные: дни рождения, семейные праздники, профессиональные праздники, национальные праздники, Новый год, например, или инаугурация. Все крупные революции оставляли после себя наследие в виде системы праздников, с помощью которой они пытались регулировать жизнь людей.
Праздники иногда удаются, иногда не удаются, иногда бывает хороший праздник, иногда неудачный, и мы говорим, что праздник не удался. Также мы знаем, что после или во время некоторых праздников люди начинают вести себя очень странно, у них как будто разблокируются все ограничения, они забывают о нормах и начинают делать то, о чем потом не хотят вспоминать. Почему так получается? Почему праздники иногда удаются, а иногда не удаются? Почему в ходе некоторых праздников люди теряют голову?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно разобраться с тем, как устроен праздник. Если мы подумаем над природой праздника, то быстро обнаружим, что единственное, что мы точно можем сказать о празднике, — он никогда не бывает индивидуальным, приватным. Мы можем сказать, например: «Старик, у меня сегодня праздник, пойдем выпьем». Но в таком случае мы уже пытаемся с кем-то разделить этот праздник. А личного, приватного, тайного праздника у нас быть не может, и о таком празднике мы никогда не сможем сказать, хорошо он прошел или плохо.
Праздник — это мероприятие всегда коллективное. Наиболее запоминающиеся праздники — те, в ходе которых каким-то образом интенсифицируется коллективность, где мы чувствуем себя захваченными некоторым коллективным чувством, где мы как будто бы теряем контроль над собой в пользу возникающей в этот момент коллективности, которая нас охватывает и кружит в едином порыве.
Как и почему возникает такая коллективность? Ответ на этот вопрос можно получить из теории сакрального. Теория сакрального возникла в конце XIX — начале XX века и развивалась одновременно целым рядом авторов. Центральная идея теории сакрального состоит в том, что все вещи, с которыми мы имеем дело, которые мы способны узнать, делятся на сакральные и профанные.
Общество, в котором мы живем, как бы изымает из общего оборота некоторый набор вещей и называет их вещами сакральными. Они оказываются выделенными в отдельную сферу, и нам запрещено обращаться с ними нормальным, регулярным образом, как мы обращаемся со всеми прочими вещами.
Сакральные вещи существуют для каждого из нас. Как бы мы ни хотели отрицать влияние на нас общества, для каждого из нас всегда существуют вещи сакральные, вещи, которые для нас максимально ценны, вещи, в отношении которых нам не все равно, как люди себя с ними ведут. Не все равно — это значит, что они могут вызывать в нас какие-то глубокие чувства, глубокие переживания. В ситуации осквернения сакральной вещи мы можем даже не среагировать, у нас может возникнуть желание остановить того, кто оскверняет, но мы можем подавить в себе это желание. Но сама эмоция, которая в нас возникает, само переживание, тяжелое чувство, которое мы испытываем, показывает, что эта вещь отделена для нас от остальных, а то, что в настоящий момент происходит, — это пересечение границы между профанным и сакральным.
Поскольку все вещи отделены друг от друга, разделены на профанные и сакральные, мир, в котором мы живем, обнаруживает порядок, в котором мы можем выходить из одних категорий и переходить в другие посредством пересечения границы между этими категориями. Таким образом, мир структурирован, вещи отделены друг от друга, и для того, чтобы перейти от одних вещей к другим, нам иногда нужно совершить переход от профанного к сакральному. Вещи не являются сакральными в абсолютном смысле. Они всегда сакральны по отношению к чему-то другому, они сакральны по отношению к тому, что сейчас профанно.
Переходы между профанным и сакральным означают переходы между разными состояниями. Эти переходы между состояниями отмечаются некоторым разрывом нашей обычной жизни. В этом разрыве и возникают ритуалы, которые мы опознаем как праздники, ритуалы, прерывающие обычный ход жизни. Для того чтобы праздник состоялся, нам необходимо пересечь границу между профанным и сакральным и оказаться в состоянии, которое в теории сакрального называется состоянием переходным, или лиминальным, — состояние, в котором мы как будто уже покинули предыдущую фазу, стандартное, привычное нам профанное состояние, но еще не перешли в другое состояние. И мы отмечаем этот переход.
Этот переход может происходить только совместно. В этом переходе мы должны соучаствовать с другими людьми. Они должны заверять, подтверждать этот переход и в результате этого перехода испытывать общую с нами эмоцию. Эта общая эмоция проистекает из того, что мы вместе переходим границу сакрального. Мы как бы сливаемся с ними воедино, образуем социальное единство, и нами овладевает коллективное чувство именно потому, что мы вместе переходим границу сакрального.
Именно в этот момент для нас оказываются доступными вещи, или образцы поведения, или мысли, которые традиционно для нас не были доступными. Именно поэтому в ходе праздников, которые реально интенсифицируют коллективные переживания, люди могут совершать непредсказуемые действия. Более того, они, скорее всего, будут совершать действия, которые в обычной, повседневной жизни запрещены. И если символы, которые участвуют в этом переходе, достаточно важны для них, чтобы запустить процесс коллективного приобщения к сакральному, то с большой вероятностью они будут чувствовать себя возбужденными, они будут приходить вместе в состояние, которое Эмиль Дюркгейм называл состоянием бурления, effervescence, и в этом состоянии будут делать вещи, которые в обычном порядке запрещены.
Один из последователей Дюркгейма, британский антрополог Виктор Тёрнер, говорил о том, что в состоянии лиминальности фактически перестают действовать принципы, которые структурируют нашу обычную жизнь, вообще перестает существовать обычная структура. Мы переходим в состояние, которое он назвал антиструктурой, где привычных границ либо нет, либо они перевернуты.
Начальник может выпивать вместе с подчиненным, они могут обращаться друг к другу на «ты» и могут позволять по отношению друг к другу вещи, которые в обычной жизни резко изменили бы статусную иерархию. Люди могут вступать друг с другом в отношения, которые опять же вне праздника для них являются непредставимыми. Люди могут позволять себе выходить из состояния, в котором они себя контролируют, именно потому, что то, ради чего они себя контролируют, то есть поддержание порядка, для них становится не особенно значимым. И чем сильнее это коллективное чувство, чем сильнее символ, который активирует коллективное переживание, тем более настойчиво и более последовательно будет разрушаться обычный порядок, тем большими будут следствия совместного переживания, в которое переходят люди.
Пожалуй, самый интересный вопрос, который можно задать: в какой степени можно контролировать такого рода процессы? Очевидно, что, используя символы, которые являются для людей сакральными, мы можем так или иначе манипулировать их переходом в другое состояние. Но, во-первых, способны ли мы сами при этом сохранять контроль над процессом? А во-вторых, до какой степени мы можем потом возвращать их в какое-то состояние порядка, до какой степени мы можем оставлять горизонт порядка, который уходит от нас, отдаляется от нас в ситуации праздника, переживаемого как бурление?
Еще один интересный вопрос, с которым приходится сегодня иметь дело социальной теории сакрального, — это вопрос о цикличности. Ясно, что сакральное интенсифицирует коллективное переживание, а потом коллективное переживание ослабевает. При этом мы понимаем, что, когда люди начинают входить в зону потери контроля, в зону захваченности коллективными переживаниями, они не думают о том, что за пределами того, что мы делаем, будет некоторый порядок, что завтра я проснусь, у меня будет соответствующее ощущение, мир будет снова упорядочен.
Но при этом мы знаем, что потом все равно эта интенсификация оборачивается успокоением, все выглядит так, будто это была запланированная, срежиссированная история, драма, конец которой ее герои знают заранее. Но это не так. И мы отлично знаем это по себе. Когда мы всерьез охвачены коллективным чувством, когда праздник действительно удался, то мы начинаем совершать действия, которые создают для нас некоторый настоящий риск.
Раз так, то вопрос в том, в какой степени этот риск может быть учтен теоретически. В какой момент круг будет разорван? Последователи Дюркгейма, в частности Роже Кайуа, который пытался создавать свою собственную теорию праздника, обращали внимание на то, что в современном обществе этот цикл начинает выглядеть немного по-другому: у него более сглаженные пики, мы редко участвуем в ситуациях, которые требуют от нас максимального выплеска энергии, мы редко попадаем в ситуации, когда действительно сливаемся в каком-то экстазе с другими в ходе праздника, при этом мы все время как будто бы чувствуем некоторые эффекты, которые оказывают на нас регулярные праздники. Если эта волна имеет тенденцию к сглаживанию, то вопрос в том, не создает ли предсказуемость праздника угрозу самому коллективному чувству. Иными словами, может ли случиться, что когда-нибудь мы окажемся в мире без праздников?
Психология
Зачем нужны праздники?
Последние дни уходящего года у многих ассоциируются не с праздничным настроением, а с суетной беготней по магазинам. Ведь столько всего надо сделать: докупить все, что не докуплено, выбрать последние подарки. И часто в этой беготне мы ругаем себя за то, что оставили все на последний момент или даже задаемся отчаянным вопросом: зачем вообще нужны праздники, если для нас они становятся таким стрессом? А если остановиться и подумать на минутку – и правда, зачем?
Праздники существуют с древних времен. Причем нельзя сказать, что их «придумала» какая-то конкретная власть или религия. Напротив, очень забавно наблюдать, как следующая историческая традиция переиначивает праздники предков под свои нужды. Так языческий Самайн сохранил некоторые черты под маской католического кануна Дня всех святых или Хэллоуина. И православие не имеет ничего против отмечания языческого праздника начала весны со сжиганием соломенного идола – а именно, Масленицы. Особенно успешно в переквалификации праздников под свои нужды упражнялась советская власть. Так Рождество было заменено светским Новым годом, Пасха с крестным ходом – Днем труда 1 мая с митингами и демонстрациями.
Но, так или иначе, любая власть понимала, что людям нужны праздники. Да и без власти люди это сами прекрасно знали. Ведь праздники существовали даже в первобытном строе. А если уж они отмечаются так давно, значит, зачем-то это нужно.
В первую очередь праздники нужны нам для снятия трудового напряжения. Раньше, для крестьян, это было важно не только психологически, но и даже физически. После страды – летнего периода напряженной работы людям нужен был период расслабления, иначе организм просто не выдержал бы постоянного напряжения. Да и сегодня люди часто работают с перегрузками, им надо отдыхать, пусть не от физического, а от умственного или нервного напряжения. Нехватка дней отдыха и праздников может привести к хронической усталости и профессиональному выгоранию.
Вторая причина – психологическая. Праздники не похожи на нашу обычную жизнь, они позволяют вырваться из рутины, делать что-то новое, необычное. И многим именно мысли о предстоящем торжестве помогают выдержать каждодневную рутинную работу. Легче выдержать нагрузку, зная, что впереди нас ждет отдых, а запланированная радость помогает справиться с психологическими трудностями.
Еще одна причина, скажем так, общественная. Практически любой праздник дает нам возможность почувствовать себя не одиночками, а частью большой общности людей. Религиозные праздники объединяют верующих, государственные – соотечественников. Например, когда все в едином порыве считают секунды до Нового года, одновременно загадывают желания и чокаются бокалами. Семейные праздники объединяют поколения, напоминают нам о том, что нужно больше времени проводить с родными. А ведь всем людям так важно чувствовать себя не одинокими.
И последнее. Во время религиозных праздников древние люди обращались с просьбами к божеству, пытаясь задобрить его с помощью жертвоприношений. Если отбросить мистику, в этом есть психологический смысл. Когда человек хорошо представляет, что ему нужно и чего он хочет добиться, он подсознательно двигается к этому результату. Так что сформулированное желание – это половина успеха. И не принципиально, обращено оно к божеству, провидению или Деду Морозу. Главное, чтобы вы сами о нем знали. О том, как правильно мечтать под Новый год, я уже писала.
Так что не обижайтесь на праздники, которые заставляют нас суетно носиться по магазинам. Ведь на самом деле мы рады, что есть повод заняться этим сложным, но, в то же время, интересным и необычным делом.
Долгие каникулы – стресс или праздник?
Споры по поводу того, нужны ли долгие зимние каникулы, не прекращаются и на бытовом, и на правительственном уровне. По мнению некоторых политиков, они становятся испытанием для здоровья и психики граждан, а не отдыхом. Так как уехать в это время довольно дорого, многие остаются в городе и на протяжении полутора недель едят, пьют и смотрят телевизор. После таких выходных нет ни сил, ни желания работать.
Так ли это? Зависит от того, как именно отдыхать. Есть такая мудрость – чтобы отдых запомнился, он должен быть спланированным.
Провести это время с пользой можно только в том случае, если заранее составить себе четкий план выходных. Простые установки: читать книги, заниматься спортом, ходить на концерты – скорее всего, не сработают. Но чем больше вы поставите конкретных целей, чем подробнее распланируете каждый день, тем больше реально успеете.
Иначе получится, как у группы «Несчастный случай» в песне «С 1-го и по 13-е».