Праздники ненецкого автономного округа

Праздники ненецкого автономного округа

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 12 июля 2019 года N 113-ОЗ

О праздничных днях и памятных датах ненецкого автономного округа

(с изменениями на 15 июня 2020 года)

Принят
Собранием депутатов
Ненецкого автономного округа
(Постановление от 27 июня 2019 года N 192-сд)

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего закона

Настоящий закон устанавливает праздничные дни и памятные даты Ненецкого автономного округа в целях формирования нравственных и духовных ценностей, уважительного отношения к историческим традициям, героическим подвигам предыдущих поколений, а также в целях повышения уровня информированности о важных исторических и общественно-политических событиях Ненецкого автономного округа.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе. Условия установления праздничных дней и памятных дат Ненецкого автономного округа

1. В настоящем законе используются следующие основные понятия:

2. Праздничные дни и памятные даты Ненецкого автономного округа устанавливаются настоящим законом при условии значимости события (личности) для истории или культуры Российской Федерации и (или) Ненецкого автономного округа, патриотического воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей граждан, значительного вклада работников отрасти в развитие Ненецкого автономного округа.

Статья 3. Праздничные дни Ненецкого автономного округа

1. В Ненецком автономном округе устанавливаются следующие праздничные дни Ненецкого автономного округа, посвященные его истории:

2. В Ненецком автономном округе устанавливаются следующие праздники:

Статья 4. Памятные даты Ненецкого автономного округа

1. В Ненецком автономном округе устанавливаются следующие памятные даты Ненецкого автономного округа, посвященные важнейшим историческим событиям Ненецкого автономного округа:

1.1. В Ненецком автономном округе устанавливается следующая памятная дата Ненецкого автономного округа:

2. В Ненецком автономном округе устанавливаются следующие памятные даты Ненецкого автономного округа, посвященные символам Ненецкого автономного округа:

3. В Ненецком автономном округе устанавливаются следующие памятные даты Ненецкого автономного округа, посвященные образованию административно-территориальных единиц и населенных пунктов округа:

4. В Ненецком автономном округе устанавливаются следующие памятные даты Ненецкого автономного округа, посвященные важным историческим, культурным и экономическим событиям в истории Ненецкого автономного округа:

Статья 5. Порядок организации, проведения и финансирования мероприятий, связанных с праздничными днями и памятными датами Ненецкого автономного округа

1. Органы государственной власти Ненецкого автономного округа в пределах своей компетенции обеспечивают проведение на территории Ненецкого автономного округа мероприятий, посвященных праздничным дням и памятным датам Ненецкого автономного округа, установленных настоящим законом, информируют граждан о проведении указанных мероприятий путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в средствах массовой информации, издания печатной продукции, содержащей сведения о праздничных днях и памятных датах Ненецкого автономного округа.

2. Финансирование расходов, связанных с организацией и проведением органами государственной власти Ненецкого автономного округа мероприятий, посвященных праздничным дням и памятным датам Ненецкого автономного округа, осуществляется за счет средств окружного бюджета, а также иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. На эти цели могут направляться средства местных бюджетов, а также внебюджетные средства и добровольные (в том числе целевые) взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

3. В организации проведения традиционного праздника День оленя вправе участвовать муниципальные образования Ненецкого автономного округа.

Порядок проведения мероприятий, посвященных памятным датам Ненецкого автономного округа День Пустозерска и День памяти участников оленно-транспортных батальонов в Великой Отечественной войне, порядок проведения традиционного праздника День оленя устанавливаются Администрацией Ненецкого автономного округа.

Источник

Праздники ненецкого автономного округа

От составителя

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера (ханты, манси и ненцев) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегаются традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.

Бренто Тамара Николаевна,
главный библиотекарь Губкинской ЦБС

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

МАНСИ – небольшой народ, около 7 тысяч человек, живущий в основном в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области. Манси объединяются с ханты под названием обские угры. Манси и их ближайшие родственники ханты являются коренным населением западно-сибирской тайги. Еще несколько столетий назад территория манси распространялась гораздо дальше к западу, но н более сильные и воинственные племена коми-зырян оттеснили их в Зауралье. В XVI веке манси были данниками сибирского хана Кучума, воевавшего с Ермаком. После поражения Кучума земли манси вошли в состав Российского государства. Прежнее название манси – вогулы.
Все группы манси в значительной степени смешаны. В их культуре можно выделить элементы, свидетельствующие о контактах с ненцами, коми, татарами, башкирами и др. Особенно тесными были контакты между северными группами ханты и манси.
Основные традиционные занятия – охота и рыболовство, у части манси – оленеводство.

ХАНТЫ – коренное население Западной Сибири, сосредоточенное в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Общая численность 22,5 тыс. человек.
Среди ханты выделяется 3 этнографические группы – северная, южная, восточная. Они отличаются диалектами, особенностями в хозяйстве и культуре. До начала XX века русские называли ханты остяками. Говорят на хантыйском языке, письменность на основе русской графики, верующие ханты – православные.
Основные занятия – охота и рыболовство.

НЕНЕЦКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Хомич Л.В. //Ненцы: СПб, Русский Двор, 1995 – 336 с.

НЕНЕЦКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ВЕСЕННЕЕ ОДАРИВАНИЕ НЕБЕСНОГО БОГА-ГРОМА

П.Турутина,
почётный гражданин Пуровского района
//«Северный луч», 2003.-6 июня. С.12

НЕНЕЦКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.
Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.
Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.
Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.
Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).
Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.
Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.
На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).

Хомич Л.В. //Ненцы: СПб, Русский Двор, 1995 – 336 с.

ПРАЗДНИКИ НАРОДА ХАНТЫ

//Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В.А.Тишков – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994 – 479 с. ил.

МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Звенят по снежному насту полозья легких нарт, мчат нас берегом Ляпина, самого рыбообильного притока Северной Сосьвы. Быстро бегут олени, поводя ноздрями в сторону синих зубцов Урала на горизонте, откуда дует свежий «ветер каслания» (перегон оленьих стад на новое пастбище) Мы летим, зарывшись в меховые доспехи, к таежной хозяйке — волшебнице миснэ (Миснэ – это добрые лесные великанши, помогающие людям). Богиня ожидания, она приютит в своих владениях и уставшего охотника, и продрогшего путника. Но как найти ее дом в этой лесной сказке со священными деревьями, на которых вырезаны таинственные личины? Как услышать ее зов? Быть может, он в этом скрипе полозьев или свисте ветра в лицо? А может быть, нужно искать миснэ не под покровом снежного леса, не в шуме кедров, а в тепле домашнего очага, в песнях мансиек, поддерживающих это тепло, чтобы обогреть ушедших на охоту или рыбалку мужей и сыновей?
Мы спешим с мансийским поэтом Юваном Шесталовым на главный охотничий праздник — самый архаичный и таинственный из всех, что сохранились у народов нашей страны,— на Медвежьи пляски, или игры, как называют его манси — маленький народ охотников, рыбаков и оленеводов, живущий в северной сибирской тайге. Именно об этом празднике писал Л. И. Толстой: «. недавно я прочел рассказ о театре у дикого народа вогулов. Одним из присутствовавших описывается такое представление: один большой вогул, другой маленький, оба одеты в оленьи шкуры, изображают один — самку оленя, другой — детеныша. Третий вогул изображает охотника с луком и на лыжах, четвертый голосом изображает птичку, предупреждающую оленя об опасности. Драма в том, что охотник бежит по следу матки с детенышем. Олени убегают со сцены и снова прибегают. Такое представление происходит в маленькой юрте. Охотник все ближе и ближе к преследуемым. Олененок измучен, жмется к матери, мать лижет ему рану. Охотник натягивает другую стрелу. Зрители, как описывает присутствующий, замирают, и в публике слышатся тяжелые вздохи и даже плач. И я по одному описанию почувствовал, что это было истинное произведение искусства».
Этот праздник нельзя предсказать или вычислить по календарю, ведь чтобы он состоялся, должен быть убит медведь. «Убит медведь» — манси никогда бы так не сказал: зачем поминать всуе имя хозяина тайги, своего великого предка, услышит, — обидится. Лучше сказать «вортолнут» — «в лесу живущий»:

По тайге летают сказки,
По тайге легенды бродят,
Как охотники медведя,
Встретив, хитростью «низводят».
В деревнях расскажут манси,
Как медведя «опускают».
Но никто сказать не смеет,
Что медведя — убивают.
«Низведен» медведь, «опущен»,—
Он поддался ненароком,—
Голова его большая
На столе лежит широком.
И тогда его мужчины
Как героя восхваляют,
Духом леса называют,
Куньей песней развлекают,
Птичьей пляской провожают.

Миловский А.С. //Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках.

–М.: Дет. лит., 1987. – 190 с.

ОХОТНИКИ – СОЗДАТЕЛИ ЭПОСА

Кулемизин В.М. Лукина Н.В. //Знакомьтесь: ханты.- Нвосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма.1992. – 136 с.

ПОМИНКИ ПО МЕДВЕДЮ

Ругина Вилена.//«Ямальский меридиан», 2001, №4, С.40-41

ПРАЗДНИКИ НАРОДА ХАНТЫ

ПРОВОДЫ ЛЕБЕДЯ

Александров М. //Ямальский меридиан 1992, №1, С.65

ПРАЗДНИКИ НАРОДА МАНСИ

Наибольшим почитанием из животных пользуется медведь. Существовали периодические (с декабря по март) и спорадические (по поводу удачной охоты на медведя) медвежьи праздники – сложный комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя и поеданием его мяса. Цели участников разнообразны, они включали в себя стремление снять с себя вину за убийство медведя и поедание его мяса, а также пожелание благодаря медведю и другим героям праздника добиться благополучия. Праздник включал в себя мифологические и бытовые интермедии, представления в масках, складывающихся народный театр, а также кукольные представления. В настоящее время медвежий праздник сохраняется как наиболее популярное и любимое развлечение.

ПРАЗДНИКИ НАРОДА МАНСИ

ВОРОНИЙ ДЕНЬ

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

//Северные просторы.- 1995.- № 2-3, С. 53-56

ПРАЗДНИК ТРЯСОГУЗКИ

Из сказки Анны Коньковой

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.С весенними праздниками у бабушки Околь — Матерей Матери было много хлопот и забот. Она обходила все жилища, узнавала, у кого в семье какие запасы. Расспрашивала, что могут принести на празднество в честь Трясогузки.
Все это делала Мать Матерей для детворы. Чтобы радость ребят не омрачилась, не вызвала обиды и зависти к другим. Бабушку Околь беспокоила и погода, какой она будет завтра? Не помешает ли детскому веселью? Может, зима прокрадется меж облаков да завалит праздничную площадь снегом. Вдруг старуха Зима поссорится с молодой Весной?
Утром Околь проснулась, и едва открыла глаза, тотчас озабоченно вышла за двери. Осмотрелась. Утро было прекрасное, оно обещало стать погожим деньком с голубыми небесами, залитыми солнечным сиянием.
Вот Околь, спокойная за погоду, идет по деревне, и всюду ей встречаются сереброкрылые трясогузки. Они покачиваются на своих тонких ножках, приветливо кланяются ей. Бабушка Околь тоже незамедлительно отвечает поклоном и здоровается:
— Пася, пася! Здравствуйте, здравствуйте, вестники Большого Света и Красной Весны!
А трясогузки, довольные, что вернулись на родину, то взлетают коротким взлетом, то садятся, потряхивая хвостиками. Вертят головками, показывая то один глаз-бусинку, то другой. Пританцовывают под музыку звонких ручейков. Коротким щебетом славят желанную весну. Большой Свет, белые ночи. Стряхивают с крылышек тепло, принесенное с южной земли.
Бабушка Околь стояла и радовалась птицам, словно увидела их впервые в жизни. Улыбаясь, рассуждала, шептала:
— Разве есть какая птаха лучше этой вежливой птицы в нашем краю? Нет! Конечно, нет. Она все лето, каждое утро встречает нас поклоном. Щебечет, что круглое лето будет с нами.
Все так же улыбаясь, бабушка Околь спешит в конец деревни на игровую площадку. Подошла к длинному столу, сколоченному из досок для праздника. Женщины ставят чашки с мансийской кашей — саламатом. Каша необыкновенная! Она щедро сдобрена ядрами кедровых орехов. А сами орехи поджарены на рыбьем жиру. Но каша с орешками — это еще не все. Болотисто-смуглые от жира, слепленные из теста фигурки трясогузок расставлены по обе стороны на столешнице. Они хрустящие, тают на языке, едва поднесешь ко рту.
Околь ласково с поклоном здоровается с матерями, хлопочущими ради детского торжества:
— Живите здоровыми долгие годы, мои дочери. Женщины обрадовано суетятся:
— О наша Мать Матерей, сейчас горячие угли в угольнице принесем, положим на угли ветки пихты и можжевельника. Ты пурлахтан — пошлешь молитву верхнему богу — Торуму.
Скоро над столом поднялся духовитый дымок, и Мать Матерей торжественно начала отдавать поклоны Небесному Торуму — богу. Женщины присели, всматриваясь в лицо своей Матери Околь. Лицо бабушки часто изменялось, то становилось радостным, то горестно-печальным. Все слушали, внимали ее тихим словам и радовались, и страдали вместе с ее молитвами.
Мать Матерей закончила молиться. Она оглядела угощение на столе, достаточно ли вкусна рыба, печенная в золе, аппетитны ли вяленое мясо, саламат.
Бабушка Околь берет одну фигурку трясогузки, вертит ее на ножке из березовой палочки. Ах, как живые у испеченной птички глазки из щучьих икринок! Предовольная Околь отошла в сторону, присела на чурбак. Подумала: «Искусны руки моих дочерей!» (Она с первых дней, когда ее выбрали Матерью евринских женщин-матерей, считала всех хозяек, имеющих семьи, своими детьми).
Околь думала про себя:
Охотиться, ловить рыбу и готовить еду впрок, шить и мыть — все могут вогулки. Вышивать и вязать, ткать и прясть. Вон как вылепили из теста точеную фигурку нашей священной птицы — Трясогузки.
Скоро на праздник явились мужчины, собрались ребятишки. Старик Петотка подошел к Матери Матерей, помог ей подняться с чурбака и заговорил:
— Мать Матерей, наверное, поздравишь своих детей со светлым праздником?
— Да, да! Сейчас подойду к столу. Она встала у нарядного обильного стола и молвила нараспев: — Милые мои взрослые дочери и сыновья, дорогие наши дети, я поздравляю вас! Прилетела первая весенняя птица — Трясогузка! Прилетела священная пташка — зима не вернется. Больше ей не достать, не морозить нас. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть скорее появятся завязи ягод. Пусть реки и озера рыбой полнятся, а леса зверями!
Околь подняла руки к небу и проговорила:
— Духи Неба, сделайте так, чтобы мои пожелания сбылись!
Все сидели за столом, ели, шутили весело и не заметили, как Петотка поднял деревянную чудо-птицу — Трясогузку. Поднялся и понес птицу вокруг стола, наклоняя ее над каждым сидящим за столом, будто она, священная, осеняла народ.
Обошел стол Петотка и направился по всей площади. Дети повскакивали из-за стола и помчались за Петоткой.
Деревянная птичка, поднятая на палке высоко, посверкивала ярко зелеными глазками-бусинками, вставленными мастером. Трясогузка встряхивала легкими ажурными крыльями из осиновой щепы.
Дети восторгались:
— Смотрите, смотрите, Трясогузка крылышками скидывает снег, который не дотаял в борах. Скоро, скоро нас бабушка Околь поведет в лес за весенней брусникой! Да, да, за весенней сладкой брусникой!
Петотка обогнул площадь и скрылся в зарослях ивняка над речкой Еврой. Бабушка Околь сказала:
А теперь девочки исполнят пляску Трясогузки!
Девочки поднялись, развели руки в стороны, будто у них выросли крылья. И вдруг разбежались, рассыпались, словно стайка разноцветных пичужек. Махали, разлетались полы их ярко расшитых халатов. За старшими девочками выбежали малышки. Движения у всех были вольные. Кто как умел, махал ручонками. Некоторые, подпружинив, похлопав в ладоши, повертев головкой, срывались с места и вприпрыжку бежали, словно летели над поляной — площадью.
Много было затаенных улыбок взрослых, когда самые маленькие девочки своими еще неловкими движениями старались подражать старшим.

//Северные просторы.- 1995, №2-3, С.57

МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Звенят по снежному насту полозья легких нарт, мчат нас берегом Ляпина, самого рыбообильного притока Северной Сосьвы. Быстро бегут олени, поводя ноздрями в сторону синих зубцов Урала на горизонте, откуда дует свежий «ветер каслания» (перегон оленьих стад на новое пастбище) Мы летим, зарывшись в меховые доспехи, к таежной хозяйке — волшебнице миснэ (Миснэ – это добрые лесные великанши, помогающие людям). Богиня ожидания, она приютит в своих владениях и уставшего охотника, и продрогшего путника. Но как найти ее дом в этой лесной сказке со священными деревьями, на которых вырезаны таинственные личины? Как услышать ее зов? Быть может, он в этом скрипе полозьев или свисте ветра в лицо? А может быть, нужно искать миснэ не под покровом снежного леса, не в шуме кедров, а в тепле домашнего очага, в песнях мансиек, поддерживающих это тепло, чтобы обогреть ушедших на охоту или рыбалку мужей и сыновей?
Мы спешим с мансийским поэтом Юваном Шесталовым на главный охотничий праздник — самый архаичный и таинственный из всех, что сохранились у народов нашей страны,— на Медвежьи пляски, или игры, как называют его манси — маленький народ охотников, рыбаков и оленеводов, живущий в северной сибирской тайге. Именно об этом празднике писал Л. И. Толстой: «. недавно я прочел рассказ о театре у дикого народа вогулов. Одним из присутствовавших описывается такое представление: один большой вогул, другой маленький, оба одеты в оленьи шкуры, изображают один — самку оленя, другой — детеныша. Третий вогул изображает охотника с луком и на лыжах, четвертый голосом изображает птичку, предупреждающую оленя об опасности. Драма в том, что охотник бежит по следу матки с детенышем. Олени убегают со сцены и снова прибегают. Такое представление происходит в маленькой юрте. Охотник все ближе и ближе к преследуемым. Олененок измучен, жмется к матери, мать лижет ему рану. Охотник натягивает другую стрелу. Зрители, как описывает присутствующий, замирают, и в публике слышатся тяжелые вздохи и даже плач. И я по одному описанию почувствовал, что это было истинное произведение искусства».
Этот праздник нельзя предсказать или вычислить по календарю, ведь чтобы он состоялся, должен быть убит медведь. «Убит медведь» — манси никогда бы так не сказал: зачем поминать всуе имя хозяина тайги, своего великого предка, услышит, — обидится. Лучше сказать «вортолнут» — «в лесу живущий»:

По тайге летают сказки,
По тайге легенды бродят,
Как охотники медведя,
Встретив, хитростью «низводят».
В деревнях расскажут манси,
Как медведя «опускают».
Но никто сказать не смеет,
Что медведя — убивают.
«Низведен» медведь, «опущен»,—
Он поддался ненароком,—
Голова его большая
На столе лежит широком.
И тогда его мужчины
Как героя восхваляют,
Духом леса называют,
Куньей песней развлекают,
Птичьей пляской провожают.

Миловский А.С. //Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках.

Источник

Кочевники нашего времени: как ненцы празднуют День оленя

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Когда живешь в городе и каждый день начинаешь с проверки социальных сетей, чашечки кофе, выбора наряда, даже не думаешь о том, что где-то есть совсем другая жизнь. Реальность, в которой нет интернета, воду нужно греть на костре, а одежду шьют из шкур животных. Где приходится переезжать с места на место в поисках еды и тепла. Где вечная мерзлота – это не термин с урока по географии, а привычная среда обитания. Сегодня в тундре за полярным кругом кочует почти 16 000 человек, десятки общин. Это люди, которые в 21 веке сохраняют традиционный уклад жизни и ни за что не променяют арктическое лето и зиму, чумы и оленьи упряжки на бетонные коробки в душном городе. Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Маршрут в небе

Ненецкий автономный округ по размеру как две Франции. И на его территории ни одного шоссе или автомагистрали. Все маршруты проложены в небе. Чтобы попасть на праздник оленя в одну из общин ненцев, нужно пролететь 500 километров из единственного города в Заполярье – Нарьян-Мара, а дальше провести четыре часа в пути. Температура здесь на 10 градусов ниже, чем в городе. Дует промозглый ветер с Баренцева моря. Вертолет жестко садится на болотистую почву тундры, тебя встречает пестрая толпа. Кто в национальных костюмах, а кто в современных куртках и штанах.

Это община Ямб-То. Вдалеке виднеются два чума, как выясняется после – гостевых. Их поставили специально для праздника. Люди преодолели сотни километров в оленьих упряжках. Многие из них не виделись целый год. День Оленя – самый главный для ненцев. Праздник встреч, веселья и день, когда заканчивается лето.

Олень – священное животное для этих людей. О нем слагают легенды, поют песни. На все праздники лучший подарок – олененок. Это только со стороны кажется, что великолепные животные подчиняются человеку. После разговора с пастухом становится ясно, что вся жизнь кочевников крутится вокруг стада. Олень знает, когда надо покинуть место стойбища, потому что подкрались холода или наступают жаркие дни. Ему известно, где найти еду и укрыться от ветров. И община послушно следует за ним. Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

«Олень. Это транспорт. Круглый год на нем ездят. Зимой, летом, осенью. Это мясо. Это наша еда. Это одежда. Она греет нас, когда холодно. Это наш дом. Из шкур мы делаем накидки для чумов», – рассказывает оленевод Евгений Тайберей.

Олени в стаде делятся на два типа. Аука – ручной олень. Он живет совсем рядом с человеком. Это домашнее животное кочевника. Может зайти в чум, спать у входа, играть с детьми. Точно кошка или собака.

Остальные олени пасутся в стаде в нескольких километрах от поселения. Среди них также есть особенная категория – ездовые. Транспорт кочевника – упряжка. Ее мощность составляет шесть оленьих сил. Два отвечают за левый поворот, два – за правый, посередине – ведущие. Поездка часто занимает несколько часов. Поэтому опытный ездок всегда знает, когда пришло время поменять местами «поворотники».

«Надо менять. Иначе они натрут себе плечи. А это боль. С болью оленя далеко в тундре не уедешь. Мальчиков обучаем этому мастерству – управлять упряжкой – с детства. Потому что общине нужно много водителей», – рассказывает оленевод Афанасий Семенович.

День оленя – день встреч

Праздник имеет символическое значение. Это последний день лета. Начинаются заморозки, подступает зима. Следовательно, кочевникам пора собираться в путь. Ненцы широко отмечают начало кочевого сезона.

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

На Дне оленя проходят тундровые «олимпийские игры». Мужчины соревнуются в силе, ловкости, меткости. Все состязания тоже связаны с оленем – метание аркана, прыжки через нарты, гонки в оленьих упряжках.

Женщины к празднику готовят традиционное заполярное угощение – похлебку из оленины. Некоторые кочевники едят сырое мясо. Это своего рода деликатес. Самыми вкусными считаются глаза, почки и печень оленя.

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Праздник можно сравнить с крупной вечеринкой. В этот день могут образовываться пары. Девушки и юноши присматриваются друг к другу. И только на следующий год может быть объявлено о свадьбе. Если, конечно, семьи молодых людей дадут свое родительское благословение. Но не стоит думать, что кочевники совсем оторваны от нашей действительности. Например, Аня с прошлого Дня оленя переписывалась в социальной сети с молодым человеком из соседней общины. За несколько дней до праздника он намекнул ей в сообщении, что хочет сделать предложение.

Праздники ненецкого автономного округа. картинка Праздники ненецкого автономного округа. Праздники ненецкого автономного округа фото. Праздники ненецкого автономного округа видео. Праздники ненецкого автономного округа смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники ненецкого автономного округа.

Девушка ответила согласием. Но брак так и не состоялся. Беспечный юноша много километров проехал в оленьей упряжке, но забыл о традициях. Прибыл свататься без старшего представителя своей семьи. И тундровый Ромео покинул праздник без дамы сердца.

День оленя перетекает в ночь, а затем наступает утро оленя. Кочевники могут покинуть праздничный лагерь не раньше следующего дня. Они разъезжаются по своим поселениям, чтобы собрать чумы, вещи, погрузить все в упряжки и отправится путешествовать по тундре в поисках нового жилья. Там тоже не будет ни названий улиц, ни номеров квартир. И если кто-то захочет отправить им открытку, то адрес будет «не дом и не улица», а «Россия, тундра, второй чум слева от полярной звезды».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *