Праздники народов дальнего востока
Праздники народов дальнего востока
Каждый традиционный праздник может быть отмечен только раз в год и с сохранением неразрывных констант: сочетание места, времени и действий, что формирует его неповторимый облик и гарантирует исключительные впечатления.
12.06.2019, г. Петропавловск-Камчатский, берег Авачинской бухты
Это одно из важнейших древних торжеств коренных жителей Камчатки. Суть обрядового праздника «День первой рыбы» заключается в том, чтобы с помощью ритуальных действий заманить рыбу в камчатские реки. Подготовка начинается с плетения косы из травы. На нее нанизывают рыбные головы и жабры. Хвост косы должен быть в воде. Все, кто участвует в обряде, берутся за косу и идут против течения, своим видом показывая, что тянут с трудом, потому что «много рыбы поймалось». При этом люди приговаривают на родных языках: «Столько рыбы, не можем справиться! Идите сюда, помогите нам!». По обычаю, если за травяную косу берется беременная женщина, это поможет не только ей в родах, но и одновременно обильному ходу рыбы во время нереста.
В программе праздника — концертная программа творческих коллективов, конкурсы, игры. Также организуется показ национальных причесок и костюмов. Все желающие могут отведать уху.
23.06.2019, Поронайск, Сахалинская область
На берегу залива терпения в городе Поронайске перед началом хода лосося, в середине лета, проводится праздник-обряд кормления Духа хозяина моря. Это ритуальное действо, пришедшее к нам из глубины веков, происходит в этно-деревне на берегу Охотского моря.
По верованиям коренных сахалинцев задабривание Духа моря принесет в невода рыбаков богатые уловы лосося, а значит обеспечит сытую и благополучную зиму для всех родовых общин.
05.08.2019, село Чир-Унвд, Тымовский городской округ, Сахалинская область
В тымовском селе Чир-Унвд в первую субботу августа каждого года проходит традиционный праздник «Тени Гу», который посвящен первому ходу горбуши. Местом проведения выбран берег священной для коренных народов реки Тымь.
Рыбный промысел является древнейшим и одним из важнейших занятий нивхов, именно с промыслом связаны основные обряды и обычаи коренных народов севера Сахалина. В программе праздника «Тени Гу»: гонки на традиционных лодках, национальная борьба, стрельба из лука, метание гарпуна, тройной прыжок, дегустация национальных блюд из рыбы и ягод.
04.11.2019, Камчатский Край, центр города Петропавловск-Камчатский
На протяжении всего праздника животные «присутствуют» на всех этапах как живые, они веселятся вместе со всеми, едят, а чтобы им не было жарко, их обсыпают снегом, поят водой. Во время сжигания чучел нерп, женщины и мужчины, танцуя, поворачиваются в направлении моря с возгласами «оча-а! хололо!», и таким образом они указывают непрпам дорогу домой.
Народ гуляет
На Дальнем Востоке России издавна живут северные народы: эвенки, орочи, чукчи, нанайцы. Несмотря на плотную ассимиляцию с русскоязычным населением в советские времена, они сохранили традиции, праздники и быт своих предков. К традиционным обрядам и торжествам прибавились современные, связанные с экологией и защитой природы. SmartNews собрал самые интересные и яркие праздники Дальнего Востока.
День вулканов
В августе самый известный вулканный край России — Камчатка — отмечает праздник, посвященный символу региона. День вулканов проводят в последние выходные августа на территории Налычевского природного парка, где находятся четыре действующих вулкана: Авачинский, Корякский, Жупановский и Дзензур.
Восхождение на Авачу — главное событие праздника. В этот день в заповедник со всего края съезжаются спортсмены и простые отдыхающие, чтобы побыть у подножия Авачинского, послушать лекции вулканологов и подняться на высоту 2 тыс. метров. Однако три года назад традиционный формат празднования пришлось поменять — после отдыхающих в заповеднике оставались горы мусора.
День вулканов уже три года подряд проводится просто как спортивный праздник. Пока не поменяли формат, мы проводили дискотеку, различные конкурсы. Любой желающий мог приехать и отдохнуть у вулкана, но это превратилось в обыкновенный городской пикник. Люди оставляли после себя бутылки, мусор, вытаптывали редкие цветы.
Теперь праздник решили не рекламировать, а в прошлом году День вулканов провели совсем необычно — устроили субботник у подножия Авачинского, который завершился массовым восхождением. В этом году организаторы надеются, что на праздник приедут только те, кто действительно интересуется вулканологией и природой Камчатки.
Видео
День вулкана на Камчатке
Экспертное мнение
Глеб Парунов
начальник отдела экологического просвещения природного парка «Вулканы Камчатки», SmartNews
— На Камчатке очень часто раньше проводили праздники, посвященные Дню птиц или медведя. В 2008 году мы решили сделать по такому же типу День вулканов. Но раньше этот праздник был только экологическим — собирались школьники, студенты, им читали лекции вулканологи, экологи, была прогулка по заповеднику. Потом туристический праздник стал превращаться в обыкновенное сборище — люди на запрещенных территориях ставили палатки, топтали редкие цветы, оставляли мусор. После этого мы решили не делать массовую рекламу праздника, отменить дискотеку — пусть приезжают только те, кого действительно интересуют вулканы. Теперь в праздник проходит только концерт бардов и восхождение на Авачинский вулкан. В нем участвуют около 200 людей, но это те люди, которые смогли дойти до вершины. Всего поднимаются где-то 500 человек. На восхождение уходит шесть часов вверх и четыре часа вниз. Еще в День вулканов мы проводим скайраннинг — кто быстрее поднимется на вулкан. В нем участвуют около 40 человек. Самый лучший результат — около двух часов. Высота Авачинского вулкана — 2041 метр, но после того, как там сошла лава и образовалась шапка, его высота увеличилась до 2751 метра.
День тигра
Один из хабаровских праздников посвящен символу дальневосточный тайги — амурскому тигру. Этот праздник придумал приморский писатель и охотовед Владимир Тройнин. С 2000 года на Дальнем Востоке его отмечают в последнее воскресенье сентября. По задумке организаторов, этот день должен привлечь жителей края к проблеме исчезновения самой крупной кошки планеты. В Хабаровске День тигра традиционно проводят в зоосаде «Приамурский». Люди выходят на улицы в костюмах тигра или полосатом гриме.
Праздники Дальнего Востока
Массовые праздники в современном мире, их роль и значение. Описание основных проблем, связанных с оптимальной организацией праздников в России. Изучение традиционных праздников Дальнего Востока на примере разработки сценария фестиваля «День тигра».
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.10.2016 |
Размер файла | 35,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Актуальность темы исследования. Праздники неотделимы от истории страны. Поводом для возникновения большинства из них послужили те или иные исторические события общенародного или местного значения. В то же время прослеживается и обратная связь: содержание праздника подчас являет собой живую историю, вышедшую на улицу. Праздник живет, переходит от поколения к поколению, обретая новые черты, приспосабливаясь к новым условиям. Правящие круги страны, учитывая их огромную социальную значимость, поддерживают и культивируют национальные праздники.
Основываясь на анализе происхождения и содержания наиболее популярных праздников, можно выделить несколько больших групп. Это прежде всего Новый год, точнее, новогодний праздничный комплекс. По времени он охватывает практически весь зимний сезон. С ним связано много других празднеств начала года, знаменующего исходный пункт нового жизненного и трудового цикла.
— рассмотреть роль массовых праздников;
— проанализировать проблемы и развитие массовых праздников на Дальнем Востоке;
— рассмотреть сценарий массового праздника на Дальнем Востоке.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
праздник традиционный сценарий фестиваль
ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1 Роль и значение массовых праздников
Мощным фактором духовного единения жителей Дальнего Востока России являются традиционные и новые массовые праздники, пришедшие на смену праздникам советской эпохи. Наиболее значительным из них стал День города. Этот праздник признан жителями городов региона. Они ждут его и серьезно к нему готовятся. В Хабаровске, например, кульминацией этого праздника стала демонстрация жителей всех округов города Хабаровска, которая представляет собой праздничное шествие учебных заведений, трудовых и творческих коллективов. Со временем эти демонстрации могут стать ярким карнавальным шествием, в котором будут представлены национальные культуры и молодежные субкультуры [14, c. 95].
1.2 Основные проблемы, связанные с оптимальной организацией праздников в России
Современные изменения, происшедшие в празднике, особенно в странах развитых или стремящихся достичь этого уровня, имеют много общих черт, поскольку в их основе лежат схожие, а часто и идентичные причины и механизмы.
На изменения в праздниках и способах празднования влияют, прежде всего, сдвиги в социально-экономической и профессиональной структуре. Сокращение во всех индустриально развитых и развивающихся странах числа занятых в сельском хозяйстве, постепенное исчезновение традиционной деревни с её социальной и культурной структурой влекут за собой значительные изменения в сфере праздников. Праздники аграрные, сельские, крестьянские с их тысячелетними традициями, глубоко укоренившиеся в жизни сельской общины, продолжают существовать в старых формах, и мало меняются только там, где сохраняется многочисленный крестьянский класс. В других регионах, где деревня стала урбанизированной, где число занятых в сельском хозяйстве резко уменьшилось, где изменение культуры опрокинуло старые барьеры, меняется и сельский праздник, особенно в восприятии молодого поколения, превращаясь в культурные, семейные и фольклорные представления, и, причём, это происходит тем легче, чем быстрее идет процесс освобождения от религии и чем больше присутствуют городские образцы поведения.
Однако в нашей стране преждевременно говорить, что этот процесс происходит быстро и что сельский праздник вообще исчезает. Пока деревня существует и ощущает собственную культурную традиционную самобытность, она сохраняет, прежде всего, свои праздники, ибо в них проявляются семейные и соседские связи, обновление собственных традиций. Как я уже говорила выше, значительная часть богатства каждой народной культуры связана именно с праздниками и праздничными обычаями [1, c. 39].
В городе, в условиях промышленного производства, формируется, и всё шире распространяется новый ритм жизни, охватывающий быстро меняющиеся фазы труда и свободного времени.
Проявляющееся во многих городских сообществах нежелание участвовать в праздниках возникает из ослабления чувства общественных связей, из желания изолировать себя в круг личных проблем, уйти в сферу частной жизни, убежищем которого становится внерабочее время. Там, где личная жизнь, служение своим интересам и прихотям, становятся высшей ценностью человека, сама идея праздника, как общественного института и формы совместной жизни, отбрасывается независимо от того, о каком конкретном празднике идёт речь: религиозном, национальным или политическом [8, c. 37].
Те, кто выдвигает лозунг освобождения личности от каких бы то ни было ограничений, вне каких-либо общественных и групповых ценностей, последовательно должны отрицать любой праздник, поскольку он, увеличивая временную свободу личности, одновременно накладывает на неё обязанности, то есть ограничивает эту свободу. Если же усматривать освобождение человека именно в увеличении свободного времени, то оно не может быть временем празднества.
Процессы отхода от религии, наблюдаемые повсеместно в индустриально развитых странах, порождают равнодушие к религиозным праздникам; равнодушие ко всякой идеологии естественным образом вызывает безразличное отношение к национальным, политическим и классовым праздникам, всегда выражающим определённые идеи и высшие ценности.
1.3 Традиционные праздники Дальнего Востока
На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.
Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями. Традиционные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство. Основу мировоззрения аборигенов Приамурья составляют древнейшие представления и верования. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет.
Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя и «возрождения» его вновь.
УДЭГЕЙЦЫ Самоназвание: удэхэ. Удэгейцы (в прошлом назывались «лесными людьми»), народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. Численность 2011 человек. В формировании удэгейского этноса участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы.
В последнее десятилетие XX века наше государство демонстрировало свою готовность исправить ошибки прежней ассимиляционной политики в отношении коренных малочисленных народов и следовать международным принципам и нормам.
Народности Дальнего Востока за долгое время существования в регионе создали своё, обособленное, изобилующее различными традициями культурное сообщество, в котором в одно и то же время сочетаются древние шаманские традиции и достижения социокультурной революции, смешиваются в разных пропорциях самые разнообразные культурные течения и направления.
Говоря о культурных традициях народов и народностей Дальнего Востока нельзя не отметить тот факт, что в них многие практики были соединены в одно целое. И так называемая дальневосточная фольклорная группа включает в себя особенно колоритный и самобытный музыкальный фольклор, традиционные песенные произведения искусства. Даже сейчас, в наше время продвинутых и прогрессивных развитых нанотехнологий, актуальной на долгие годы остаётся проблематика социоменьшинств, изучение их наследия, рассмотрение различных возможностей по внедрению их культурных, фольклорных традиций древности в жизнь современного общества.
К традиционным обрядам и торжествам прибавились современные, связанные с экологией и защитой природы. Рассмотрим некоторые из них.
Фестиваль «Бубен дружбы»
Это важное, в том числе и с точки зрения Президента Российской Федерации В.В. Путина, событие отмечается каждое четвертое воскресенье первого осеннего месяца сентября.
Мало того введена уголовная ответственность за убийство этого вида тигра. А в Приморье создан заказник «Средне уссурийский», в котором хозяин тайги, как еще уважительно величают дальневосточного тигра, надежно охраняется. За поведением его и потомства следят телекамеры, установленные на деревьях, транслирующие в режиме онлайн все, что происходит вокруг.
Особое отношение к дальневосточному тигру нашего Президента известно всему миру. Это он выпустил на волю тигрят Кузю, Борю и Илону в дикую природу. Когда-то у них была мать, которую убили браконьеры. Два тигренка погибли, а три остались живы, но, пока их нашли и приютили, истощены до крайней степени. Их вылечили, выходили и выпустили на волю. На них были прикреплены ошейники с начинкой, позволяющие со спутников следить за их передвижением. Удивительно, но Кузя, переплыв Амур, оказался на китайской стороне. Потом, словно, спохватившись, что родимую сторонушку покидать не гоже, снова переплыл Амур, и ныне обитает неподалеку от тех мест, где обрел свободу.
Сегодня День тигра отмечается не только на Дальнем Востоке, но и в европейских и средне-азиатских странах, в других регионах планеты. И думается, совместными усилиями численность этого редкого вида дальневосточного животного действительно удастся удвоить. А потом пойти еще дальше [15].
2. СЦЕНАРИЙ ФЕСТИВАЛЯ «ДЕНЬ ТИГРА»
Организационный этап. Регистрация участников фестиваля.
Слово для открытия и приветствия участников фестиваля предоставляется…
Спасибо за тёплые слова!
А мы продолжаем наш фестиваль! И сегодня вас ожидают: увлекательные, занимательные, весёлые конкурсы, игры и викторины, тигриный фейс-арт а также тигриный флеш-моб, где все вместе мы станцуем с озорными тигрятами!
Оценивать команды будет компетентное многоуважаемое жюри.
1. Конкурс на самый лучший агитационный рисунок на асфальте «Бегущий тигр».
Мы объявляем первый конкурс на самый лучший агитационный рисунок на асфальте «Бегущий тигр». Командам необходимо занять свои отмеченные площадки и за 10 минут нарисовать свой агитационный рисунок. Команды внимание, приступаем к выполнению задания!
2. Конкурс «Тигриная мода».
Спасибо участникам конкурса!
Спасибо участникам конкурса!
А пока жюри подсчитывают баллы и подводят итоги конкурсов. Расскажут вам о жизни Амурского тигра.
Сказка «Амурский тигр». Дружина охраны природы исполняет песню про тигра.
Спасибо ребятам из Дружины охраны природы за песню!
5. Тигриный флеш-моб.
А мы начинаем наш флеш-моб повторяйте все тигриные движения за нашими тигрятами!
Проводятся игровые площадки и фейс-арт.
Подведение итогов и награждение участников фестиваля.
Главное знайте, что самая крупная кошка планеты живет рядом с нами, и мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить это чудо природы!
А теперь настал долгожданный момент! Награждение участников конкурсов!
Награждение участников фестиваля. Вручение дипломов, благодарностей и призов.
Наш фестиваль подошёл к концу. И хотелось бы завершить сегодняшний праздник словами этнографа, Маргаред Мид: «Никогда не сомневайтесь, что небольшая группа преданных своему делу людей может изменить мир. В истории только так всегда и было». Благодарим всех за участие! До новых встреч, друзья!
В ходе проведенного исследования мы увидели суть праздника, что это неотъемлемая составляющая человеческого группового взаимодействия со времен появления homo sapiens. Человек нуждался не только в единении, в солидарности, в круговороте стрессово-экстремального бытия, он, как в воздухе, нуждался в хорошем оптимистическом настроении. Праздник изгонял стрессы и скуку, люди тосковали без эмоциональной подпитки друг друга. Уже у обезьян наблюдается эффект слияния, когда в стрессовой ситуации они бросаются друг к другу и обнимаются, прижимаются.
Праздник воздействует на чувства человека через художественные образы, вызывает у него яркие переживания, способствует формированию разнообразных чувств.
Также мы рассмотрели основные интересные праздники, которые проходят на Дальнем Востоке Сибири. На территории Дальнего Востока проживают различные северные коренные народы, и каждый из них привносит свой вклад в традиции празднования.
Массовые праздники сопровождают нас с самой зари человечества и до сегодняшних дней, приобретая разные формы, видоизменяясь, но суть и значение для культурного воспитания граждан не теряя. Значимость массовых праздников связана также и с тем, что они объединяют как форма досуга все возрастные категории, и самую разную по социальному статусу аудиторию социально-культурной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Амурский Н. Уссурийские рассказы. М., 1904. С. 106.
4. Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. М., 1977;
6. Будина О.Р., Шмелева М.Н. Город и народные традиции русских. М., 1989;
7. Вежновец А.Ф., Крадин Н.П. Записки краеведов. Хабаровск, 2000. С. 36, 250.
8. Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова А.М. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. М., 2003.
9. Востриков Л.А., Востоков З.В. Хабаровск и хабаровчане: очерки о прошлом. Хабаровск, 1991. С. 51.
10. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978;
11. Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. Владивосток, 1990. С. 86.
12. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978; Краснобаев Б.И.
14. Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX века: общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М., 1995. С. 127.
15. Шаманы и тигры. SmartNews собрал самые главные праздники Дальнего Востока
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сущность и особенность народных праздников и обрядов Великобритании. Государственные, национальные, официальные праздники государства. Современные религиозно-обрядовые праздники и обычаи Великобритании. День Гая Фокса как объект туристского интереса.
курсовая работа [51,6 K], добавлен 12.11.2014
Праздники Древней Греции, как игровой и культовый, а также зрелищно-действенный аспект культуры. История празднеств. Сценарная драматургия массовых праздников Древней Эллады. Культ Деметры, весенние праздники плодородия в Древней Греции, жертвоприношения.
реферат [23,7 K], добавлен 03.12.2008
Изучение истории массовых праздников как элемента народной культуры. Значение индивидуальных атрибутов в организации культурно-досуговых программ. Анализ деятельности «Дворца культуры области» г. Могилева. Организация массового мероприятия «День победы».
курсовая работа [62,6 K], добавлен 23.10.2014
Особенности культуры Китая и место праздников в ней. Изучение главных национальных китайских праздников, с присущими им кулинарными традициями и культурными обрядами. История и описание празднования дня Весны, праздника фонарей и Нового года в Китае.
курсовая работа [53,8 K], добавлен 21.10.2010
Определение и значение праздников, их функции как интегратора и стабилизатора общественной системы. Одинаковые и похожие международные праздники в Китае и России. Специфика китайско-русской национальной культуры и народного характера, причины различий.
курсовая работа [76,7 K], добавлен 10.06.2013
курсовая работа [86,9 K], добавлен 18.09.2010
Характеристика мифологических персонажей праздников, олицетворяющих темные и светлые стороны. Ознакомление с мифологическими основами и обрядово-ритуальными действиями великих, Богородичных и малых праздников России, рожденных по мотивам легенды.
контрольная работа [51,4 K], добавлен 14.03.2012
Народы Сибири и Дальнего Востока: история заселения и традиции
Российская Федерация — большое многонациональное государство. Этнический состав страны уникален. Здесь проживает более 190 народов, среди которых коренные, малые и автохтонные, отличающиеся культурой, традициями и бытом.
На российских землях живет 65 народностей, численность которых не превышает тысячи человек. Их них 25 занимают территории Сибири и Дальнего Востока.
Географическое положение Сибири
Это большой историко-географический регион, расположенный в Азиатской части света и охватывающий северо-восточные территории материка Евразия.
Ее земли протянулись с запада на восток от Уральского горного массива до тихоокеанских акваторий, охватывая весь Дальний восток, где крайней точкой являются водораздельные хребты побережья. Северные и южные окраины совпадают с государственными границами.
Занимает около 74 % общей площади РФ, что составляет примерно 13,1 млн. км2. Население 36 млн. человек, или 25 % от общероссийского.
Общую площадь региона условно разделяют на две основные части: Западную и Восточную Сибирь, в которых выделяют Южную (горную) область, Северо-восточную и Среднюю.
История заселения
Удивительный таежный мир под названием Сибирь стал частью России в период XVI—XVII веков. Название (по одной из версий) произошло от монгольского «Шибир», что означает «болотистая местность, поросшая лесом». Предполагается, что во времена Чингисхана монгольские народы так называли приграничную часть тайги.
Распространение понятия на большие территории связано с названием столичного города Сибирского ханства, захваченного Русским царством во времена правления Ивана Грозного. Именно тогда началось освоение земель, расположенных восточнее Урала.
История завоевания начинается с отказа зауральских племен платить дань русскому царю. Частые набеги ханской конницы на русские деревни, принадлежавшие семье Строгановых, вынудили их призвать наемников для борьбы с нежелательными гостями. Тогда небольшой казачий отряд во главе с атаманом Алениным Василием Тимофеевичем, вошедшим в историю под именем Ермак, начал свой легендарный поход за хребет.
После этого началось массовое переселение в западно-сибирские земли. Следом за казаками туда потянулись охотничьи отряды, крестьяне, духовники и чиновники. Оказавшись за Уралом, пришедшие становились вольными. Здесь не действовало крепостное право и не было помещичьего землевладения. Единственной платой стал государственный налог. Местные племена облагались меховой данью, которая стала существенным вкладом в государственную казну.
Позднее здесь были построены форпосты, служившие оборонительными укреплениями для дальнейшего покорения края. Вокруг них постепенно выросли города. Так, в 1604 году началось возведение Томска, ставшего крупным культурным и экономическим центром. Вскоре были выстроены Енисейский и Кузнецкий остроги, где расположились администрация и военные гарнизоны, контролировавшие сбор дани.
Самым массовым процесс переселения стал в конце Смутного времени. Тогда была освоена Восточная Сибирь. В начале XVII века осуществилось заселение берегов Иртыша, Оби и прилегающие к Енисею области. Начали возводиться крупные города — Тюмень, Тобольск, Красноярск. К завершению столетия русские достигли побережья Тихого океана.
В начале двадцатого века толчком к развитию края стало строительство Транссибирской магистрали. В период Второй Мировой войны сюда эвакуировали многие военно-промышленные предприятия, что привело к резкому росту населения региона. Только в первые годы войны в Сибирь перебралось более 1 млн. человек.
В послевоенное время началось бурное строительство дорог, заводов, электростанций и железнодорожных линий. Так появились современные символы Сибири — БАМ, Братская ГЭС, Новороссийский Академгородок и иные сооружения.
Коренные народы
Современный этнический состав этих земель включает не только русскоязычное население, но и ряд малочисленных народов, проживающих здесь с глубокой древности.
Тюркские
Отличаются культурой, бытом и религиозным укладом. Основная масса современных тюрок являются мусульманами. Но некоторые проповедуют православие, буддизм (тувинцы), существуют бурханисты (алтайская семья), тенгрианцы (хакасы, шорцы, якуты, телеуты).
Этнокультурные традиции тюркских общин складывались поколениями, со времен средневековья, из разных источников. Но постепенно сформировались особенности, присущие только тюркоязычному этносу. Сюда относят форму ведения хозяйства, жилища, национальную одежду, украшения, пищу и даже средства перемещения. Тюрки обладают собственной духовной культурой, искусством, фольклором и письменностью.
Тюркские кочевые племена занимаются оленеводством, охотничьим промыслом и рыболовством. Некоторые, например, Чулымцы — мастера деревообработки, изготавливающие лодки, посуду, лыжи и другие изделия из дерева.
В разных сибирских областях проживает несколько этнических групп, относящихся к тюркоязычным:
Монгольские
В РФ занимают территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края. Среди них в зависимости от области расселения выделяют 4 основные группы: восточные, западные, северные и южные.
Буряты относятся к самым северным монгольским народам. Как самостоятельный этнос образовались на землях Баргуджин-Токум (территория современной Республики Бурятия).
До момента признания буддизма в качестве одной из официальных религий РФ, буряты были приверженцами шаманизма и шаман занимал главенствующую позицию в общине. Но с конца 19 века начался период бурного расцвета новой веры (буддизма) в Бурятии. Он стал важным фактором развития культуры, формирования национального образа жизни, нравственности и искусства региона.
Самодийские
Народы, объединенные в одну (самодийскую) группу уральской языковой семьи.
В ее состав входят:
Тунгусо-манчжурские
Общая численность — 71 794 человека. Сюда входит несколько народов, населяющих различные территории.
Кроме крупных этносов на этих землях проживают маленькие группы, численностью не более 3000 человек. Это ульчи, удэгейцы, орочи, негидальцы и ороки.
Финно-угорские
К финно-угорской языковой группе относятся ханты, манси, вепсы, саамы.
Чукотско-камчатские
Это большая группа, где наибольшую численность среди других народностей имеют чукчи — коренной народ крайних северо-восточных земель Азии. Самая большая группа проживает на Чукотке, где является основным населением в регионе. Деятельность береговых чукчей — охота на крупное морское животное — тюленя. В летнее время добывают китов и моржей. Дом чукчей называется яранга. Это небольшие многоугольные шатры, закрытые оленьими шкурами.
Кроме них в Чукотско-камчатскую группу входят коряки, ительмены, алюторцы, камчадалы и кереки.
Эскимосо-алеутские
Народы одной языковой семьи: эскимосы и алеуты. Алеуты считаются вымирающим этносом, имеющим в России самую маленькую численность.
Нивхи
Являются автохтонным коренным населением территории Приамурья и о. Сахалин. В хозяйственной деятельности основное место занимает рыбный промысел. Менее развито охотничье дело, собирательство и собаководство. Религия нивхов основывалась на анимизме и промысловом культе. Они верили в духов, обитающих везде — на небе, на земле, в воде, тайге.
Енисейские
В Сибири проживает народность, относящаяся к Енисейской группе, — кеты. В 2002 году их насчитывалось 1494 человека. Расселены по территории нескольких районов Красноярского края.
Русское население
Численность русского населения на землях восточнее Урала быстро увеличивалась в период присоединения Сибири. Причиной стала не только добровольная колонизация, но и принудительное переселение и ссылки. К концу 17 века здесь насчитывалось более 11 тысяч русских крестьянских дворов. К началу 18 века численность русскоязычного населения достигала 180 тысяч. По данным статистики 2002 года, на территории Сибирского Федерального округа проживало 17 530 900 человек русских, что составляло 87,4 % от общего населения региона.
Традиции
На российских землях проживает огромное количество народов. Каждый из них отличается собственной культурой, религией, формой хозяйственной деятельности и обычаями, которые передаются из поколения в поколение и бережно хранятся на протяжении веков.
Каждый малый этнос имеет свой национальный костюм, жилище (дом, чум или иные строения) и уникальные обычаи. Многие из них, особенно приверженцы шаманизма, верили, что всем управляют духи, обитающие повсюду: в воде, земле и небе.
По поверьям северных народов, животные (к примеру, медведь или волк) являлись личными тотемами мужчин и женщин, достигающих зрелости.
В сибирских землях существуют коренной народ с очень низкой численностью и практически исчезнувший, культура которого может навсегда затеряться.
В видео рассказывается о традициях коренных народов Сибири.
Многочисленные и малые народы
За пределами Урала проживает 26,144 млн. человек, или 18,3 % от общероссийского населения, но численность этнических групп крайне неодинакова.
Название | Общая численность в регионе | Соотношение (в %) |
Якуты | 478 100 | 1,83 |
Буряты | 461 389 | 1,76 |
Тувинцы | 263 934 | 1,01 |
Хакасы | 72 959 | 0,28 |
Алтайцы | 70 800 | 0,27 |
Ненцы | 44 640 | 0,17 |
Эвенки | 38 396 | 0,15 |
Ханты | 30 943 | 0,12 |
Эвены | 21 830 | 0,08 |
Чукчи | 15 908 | 0,06 |
Нанайцы | 12 160 | 0,05 |
Манси | 12 269 | 0,05 |
Шорцы | 12 888 | 0,05 |
Коряки | 8 743 | 0,03 |
Долганы | 7 885 | 0,03 |
Сибирские татары | 6 779 | 0,03 |
Нивхи | 5 162 | 0,019 |
Селькупы | 4 249 | 0,016 |
Сойоты | 3 579 | 0,086 |
Ительмены | 3 180 | |
Ульчи | 2 913 | |
Телеуты | 2 643 | |
Эскимосы | 1 738 | |
Удэгейцы | 1 657 | |
Кеты | 1 492 | |
Чуванцы | 1 087 | |
Чулымцы | 355 | 0,018 |
Тофалары | 761 | |
Орочи | 686 | |
Негидальцы | 567 | |
Ороки | 346 | |
Нганасаны | 834 | |
Энцы | 237 | |
Тазы | 276 | |
Алюторцы | 40 | |
Кереки | 4 | |
Алеуты | 482 |
Интересные факты
Зауральский регион хранит множество тайн и интересных фактов.
Вот некоторые из них:
Видео
Смотрите увлекательное видео о жизни за Уралом.