Праздники народного календаря июль
Русские народные праздники в июле
Как только не прозвали в народе второй летний месяц — и червень (от слова «червленый» в значении «красивый»), и липец, и сенозорник, и грозник, а еще жарник, седмик, серпан и т. д. Щедр июль и на праздники, хотя и говорится, что «плясала б баба, да макушка лета настала», «сбил сенозорник спесь, что некогда и на полати лечь».
1 июля отмечали Ярилин день. Народ представлял Ярилу восседающим на коне добрым молодцем, с палицей в правой руке и пучком ржи — в левой. Стоит ему взмахнуть правой рукой — гремит гром и льет дождь, взмахнет левой — заколосятся хлеба. В этот праздник солнца съезжалась вся родня, проводились ярмарки, устраивали гуляния с катанием на качелях, старались взлететь на них повыше — к самому солнцу.
День Аграфены-купальницы (6 июля) предписывалось провести на природе. Открывался сезон купаний, считалось, что быть мокрым в этот день — к счастью, а потому полагалось с самого утра бегать по росе, брызгаться, купаться в открытых водоемах и обязательно попариться в русской баньке со свежими вениками. Именно в этот день заготавливали на зиму веники, для чего женщины и девушки запрягали после обеда лошадь и с песнями отправлялись в лес. А поскольку в этот день растения обретают магические свойства, собирали еще и лекарственные травы на целый год.
7 июля — Иванов день. Особенность его в том, что совмещаются два праздника — христианский (рождество Иоанна Крестителя) и языческий (Иван Купала по новому стилю). Помимо ритуальных костров и поисков цветка папоротника, в некоторых областях существовал такой обычай. Надев старую, грязную одежду, молодежь отправлялась к реке или болоту и, вернувшись в деревню с грязной водой, окатывала ею каждого встречного. Считалось, что тот, кого облили, будет весь год здоров.
8 июля, в день Петра и Февронии, покровителей супружества и верной любви, нельзя было страдать, ссориться, печалиться, находиться в одиночестве. По сути, это достойный аналог католического дня Святого Валентина.
9 июля, на Давида-земляничника, поспевает в лесу земляника, за которой и отправлялись девушки и дети. В лесу они пели песни, играли и пугали друг друга историями про леших и зверей. По поверью, именно в этот день легче всего взять в долг деньги, для чего достаточно положить в карман земляничные листья.
Петров день (12 июля) — окончание Петрова поста, «разговины», которые отмечались во многих селах общей праздничной трапезой. Молодежь устраивала гуляния с песнями и хороводами, которые длились с вечера и до самого рассвета. Петров день — это еще и праздник рыбаков, поскольку апостол Павел покровительствует рыбному промыслу. Кроме того, этот день на Руси считали днем любовной магии. Проводили обряды с целью привлечения внимания противоположного пола, ставили защиту от «венца безбрачия».
14 июля — Кузьма и Демьян, летние Кузьминки, «курьи именины». В этот день женщины должны были успеть и на покос с утра выйти, и домашние дела переделать, и праздник свой отметить вечерними посиделками с наливкой, чаем, пирогами. Все блюда готовили в складчину, а мужчины на эти посиделки обычно не допускались.
15 июля Берегиня — богиня, связывающая 2 берега реки, охраняющая живущих на них крестьян от всех бед и напастей, помогающая рыбакам — в этот день обходит сенокосы и наполняет целебными силами травы. Символизирует собой единство мира людей и животных.
На Прокла (25 июля) выпадают Великие росы, почитаемые на Руси как божьи слезы. Считалось, что роса в этот день обладает целебными свойствами. Ею обтирали новорожденных, давали испить роженицам, чтобы облегчить роды. Старушки собирали Прокловы росы для врачевания в уверенности, что лучшего средства от глазных болезней, а также для снятия сглаза и порчи, не найти. А крестьяне старались до Прокла высушить сено, чтобы роса его не сгубила.
На Афиногена (29 июля) лето начинает сдавать свои знойные позиции, замолкают птицы. Первый сжатый сноп, украшенный цветами, водружали в красный угол избы. Соломой из него кормили заболевших животных, а зерна считались целебными для людей и домашней птицы.
В целом весь месяц был для крестьян очень значимым, не зря говорится, «не топор кормит мужика, а июльская работа».
Народные приметы на июль 2021. Обряды, поверья, традиции и народные праздники июля 2021 на каждый день. Приметы на 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 18, 21, 24, 25, 29 июля.
Страдник (пора страды, сенокоса, убора урожая), сенозарник, липень или липец (месяц цветения липы), грозник (месяц летних гроз), червень (от «червленый» — красный, красивый), макушка лета — так именовался месяц июль у наших предков славян. Июль — «краса лета, середка цвета», то есть месяц цветов, ягод, когда все наливается соками и красками, а «солнце без огня горит». Но в то же время это и месяц самой напряженной работы, обеспечивающий процветание крестьянского хозяйства на весь будущий год. Сравниться с ним может разве что май — но если в мае все еще только засевают, то в июле приходит пора собирать готовый урожай. Соответственно, большинство примет, пословиц и обрядов июля связано с темой работы и сбора урожая.
Июль — макушка лета — устали не знает, все прибирает.
Плясала б баба, плясала, да макушка лета настала.
Не топор кормит мужика, а июльская работа.
В июле на дворе пусто, а в поле густо.
Сбил сенозарник спесь, что некогда на палати лечь.
Собьет спесь, как неколи присесть.
Июль — месяц ягод, зеленая страда.
Не только у людей, но и у пчел наступает время сбора урожая.
Особых обрядов с этим днем не связно, но традиционно в детских играх и песнях взрослых на Зосиму люди обращались к пчелам. Так, дети играли в «ульи»: игра заключалась в том, что двое водящих «ульи» стояли неподвижно, другие участники игры водили вокруг них хоровод, припевая:
Что вы сидите, не поле не летите?
Аль вас солнышко печет? Аль вас дождичек сечет?
Летите за горы высокие,
— после чего все разбегаются в стороны, а водящие их ловят. «Ужаленные» вновь в круг уже не становятся.
3 июля —
По Мефодию определяют будущую погоду:
На Мефодия дождь — будут идти сорок дней.
Если муравьи прячутся в кучи — жди сильного ветра, дождя, грозы.
Лягушки расквакались — перед дождем.
Если лебеди вечером раскричались — завтра будет дождь.
Кроме того этот день можно считать праздником охотников — начинается пора лова перепелов, откормившихся на созревших хлебах. Так, в «Записках ружейного охотника» (автор сказки про «Аленький цветочек») сказано:
«Как скоро начнут поспевать хлеба, особенно проса, перепела сбегаются к ним со всех сторон и постоянно около них держатся. На таком привольном и сытном корме не только старые, но и молодые перепелки жиреют с изумительной скоростью… В это время они уже весьма неохотно поднимаются с земли: летят очень тяжело и медленно и, отлетев несколько сажен, опять садятся».
В целом день неразрывно связан с днем Ивана Купалы, который следует за ним. Тут, однако, следует сделать оговорку, что Иван Купала в разные периоды отмечался в разные даты. Изначально это языческий праздник, привязанный к циклу солнца, поэтому приходился он на дни около (дни летнего солнцестояния), позднее же (в частности в послепетровские времена), когда он оказался интегрирован в христианский календарь — его празднование было «совмещено» с днем Рождества Иоанна Предтечи (24 июня по старому стилю или по юлианскому календарю). Церковь так и продолжает отмечать день Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (по своему внутрицерковному исчислению), однако, так как этот календарь с течением времени все дальше расходится с григорианским (который точнее привязан к обороту земли вокруг солнца), принятым для общегражданского оборота с 1918 года, то сегодня церковной юлианской дате «24 июня» на «обычном» то есть григорианском календаре соответствует дата «7 июля». Если же Ивана Купалу отмечать исходя из сути этого праздника — как день славления Солнца, то придется он НЕ на 7 июля, а на 21 июня, в этом случае и стоит отмечать накануне — то есть 20 июня (а не 6 июля). Подробнее о датах праздника Иван Купала — здесь.
На Аграфену начинают купаться, «закупываются», совершают различные обряды связанные с водой, умыванием росой, общими купаниями, заготавливают веники, парятся в банях.
Повсеместно были распространены походы в лес за травами — как целебными, так и для венков и украшения домов. Так, в Архангельской губернии на устилали пол в банях свежей травой и парились вениками из целебных трав, а в Тверской области парились вениками украшенными цветами. Сами веники, кстати, делали не только березовыми — часто в них включали по одной ветке от каждого дерева, что должно было усилить оздоровительный эффект.
Отмечается, что на сбор трав люди выходили вовсе без одежды, что свойственно и многим другим дохристианским обрядам, связанным с плодородием и культом Земли:
«Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя все рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады».
Особая роль в эти дни отводится и различным обрядовым действиям связанным с крапивой. Так, ее запасали и раскладывали на подоконниках как защиту от нечистой силы, устраивали шутливые игры со стеганием крапивой, призванные отогнать хвори.
На — то есть накануне Ивана Купалы, когда складывались пары (молодые танцевали, прыгали через костры, уговаривались о будущей женитьбе) — девушки гадали по травам: собирались 12 особых трав (папоротник и чертополох — обязательно), которые нужно было положить под подушку, чтобы во сне увидеть суженого.
7 июля (или 21 июня) Иван Купала, Иванов день, Купальская ночь, Иван цветной, Рождество Иоанна Предтечи
Всеволод Иванов. Купальская ночь
Споры о том когда стоит отмечать Купалу не утихают по сей день. «Официальная», если можно так выразится, дата этого праздника сегодня — 7 июля. Впрочем, стоит отметить, что совершенно никакого сакрального смысла она не имеет ни в какой традиции — она возникла в результате «пересчета» даты юлианского («церковного») календаря на григорианский (по которому весь мир живет сегодня). По церковному исчислению времени этот день соответствует июня и отмечается как Рождество Иоанна Предтечи.
Само название праздника Иван Купала является неким «компромиссом» между христианством (Иван=Иоанн) и исконным мировоззрением предков (Купала). Что касается сути и наполнения этого праздника — то, совершенно очевидно, что он — с его прыжками через костры, умываниями росой, хороводами, поисками цветка папоротника и кладов — насквозь языческий (или ведический), поэтому и дата его должна отталкиваться от поворотной точки солнечного цикла — дня летнего солнцестояния, как и было раньше испокон веков. же июля уместно отмечать Рождество Иоанна Предтечи — как то и велит церковный календарь, но с таким смысловым наполнением народные купальские гуляния уже слабо совместимы.
8 июля — Петр и Феврония
Муромский князь Петр и его жена Феврония — символ верной, сильной и красивой любви. Они были канонизированы церковью на соборе 1547 года. Каноническая легенда гласит, что Феврония избавила князя от болезни, взяв с него обещание жениться на ней. Выздоровев, князь забыл об обещании и недуг вернулся. Раскаявшись, он воссоединился со своей спасительницей уже навсегда и прожил счастливую жизнь.
Народная молва передавала несколько иной вариант предания, согласно которому, влюбленные были верны друг другу несмотря на все козни окружавших их недоброжелателей и жизненные трудности. Считалось, что они умерли в одно и то же время и хотя сначала были похоронены в разных местах, но чудесным образом оказались в одном гробу, не пожелав расставаться и после смерти.
Простев Александр / Житие Петра и Февронии (Прощание с Муромом)
9 июля —
Существует поверье: кто хочет занять деньги, должен положить в карман травы земляники — отказа не будет.
Перву ягодку в рот кладут, а вторую домой несут.
Собирай по ягодке, наберешь кузовок.
Николай Фомин. Серия «Ягоды наших лесов». Земляника
10 июля —
На Самсона дождь — через семь недель то ж.
На дождь — до бабьего лета мокро.
На Самсона идет подготовка к покосу и распахивают поля под будущие посевы — часть из них отведут под озимую рожь, часть — будут засеяны яровым хлебом уже будущей весной.
12 июля — Петры и Павлы, Петров день, Петровки
В земледельческом календаре этот день считался одним из краеугольных, точкой в которой сходятся разные процессы, заканчивается, а начинается. Так, ночи становятся ощутимо «чернее», начинают падать и желтеть первые листья, умолкают уже до новой весны некоторые птицы (кукушка, соловей) но при этом жара нарастает; приходит пора покоса и подготовки к озимому севу. Совпадает этот день и со значимой датой православного календаря — ведь наступает конец Петровского поста.
Из церковной традиции при этом идет еще один ряд ассоциаций — так как апостол Петр почитался покровителем рыбного промысла, Петров день стал негласным праздником рыбаков. На последние служат ему молебны и собирают на «мирскую» свечу, которая ставится всем миром к иконе Петра.
. Страдная пора (Косцы)
Как придет Петро так будет и тепло.
День убывает, жара прибывает.
Начинают темнеть ночи: Петр и Павел день убавил.
К Петрову дню вода в реках умежениться.
Придет Петрок — сорвет листок.
С Петрова дня — красное лето, зеленый покос.
Доставай косы и серпы к Петрову дню.
Не хвались, баба, что зелено, а гляди каков день Петров.
До Петрова вспахать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
После Петрова дня кукушка перестает куковать
Недалече кукушечке до Петрова дня.
Кукушечка ячменным колосом давится — умолкает. Когда заколоситься житарь (ячмень).
Соловей поет до Петрова дня.
В обрядах этого дня вновь можно увидеть пронизывающее всю народную культуру переплетение христианских и дохристианских обычаев. Так, с одной стороны — заканчивается церковный Петровский пост, что как бы дает старт праздничным застольям, походам в гости, встречам с родственниками из дальних деревень. С другой стороны — не забывают и о предках, после трапезы принято было (Калуж.губ) оставлять им еду на столе, чтобы все умершие также собрались в доме живущих.
Деревенская молодежь и вовсе отмечает Петров день разве что не с тем же размахом, что Купалу, только теперь уже не в лесу, а в полях — «еще с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь, „карауля солнце“: по народному понятию, солнце в день Петра и Павла играет особенными цветами, которые переливаются и искрятся как радуга». Приносят в поля горшки смолы, соломы, огонь, лавочки, жгут костры и гуляют всю ночь, вновь собирают «12 трав с 12 полей», чтобы как на положить под подушку и увидеть во сне суженого.
Скорый уход лета накладывает оттенок легкой печали и на традиционные петровские песни — в них часто поют про березу, измену старому нелюбимому мужу, тоску, гибель или отъезд мужа, часто встречаются песни про кукушку, которая в этот день умолкает.
14 июля — Кузьма и Демьян. Летние кузьминки
Кузьмы и Демьяны пришли — на покос пошли.
В огороде гряды полют, вырывают корневые овощи.
После сенокоса и работ по огороду, за который отвечали женщины, в этот день было принято собираться на посиделки в женском кругу. Праздник отмечался сугубо растительной пищей, которая собиралась и готовилась вскладчину («женские братчины»).
Федот Сычков. За работой.
18 июля — Афанасий Афонский
На Афанасия месяц вечером «играет» — к урожаю.
Как медь желты облака — к дождю.
Хороши игры месяца — хорош урожай и уборка его.
Выражение «месяц играет» указывает на его «игру» с облаками — он то тускнеет, то становится ярче, то прячется, то выныривает — создается впечатление, что он движется, прыгает с места на место.
21 июля — Прокопий, Явление Казанской иконы Богоматери
День знаменуется такими событиями как: начало сбора сена в валы, наступление самой сильной жары, поспевание первой черники, приготовление к жатве.
Прокопий — жнец, жатвенник, жатву начинает.
На Казанскую черника поспевает.
поспела — поспела и рожь.
Жатва поспела и серп изострен.
Что касается черники, ее ягоды и листья считались в народе целебным средством от множества болезней, включая сахарную, ревматизм, расстройства желудка. Многовековой опыт подсказывал, что очень полезно есть чернику в больших количества в жаркое летнее время.
22 июля — Панкратий и Кирилл
24 июля —
Сияние Стожар предвещает удачную охоту на медведя.
Стожарами (или Волосожарами, Волосинами, Влашичами, Власожельцами, Власами) на Руси называли созвездие Плеяд, которое является одним из самых заметных на небе. Примечательно оно тем, что если смотреть прямо на него, то оно не кажется таким уж ярким, но если глядеть краем глаза, то выглядит настоящим световым пятном — это связано с тем, что состоит оно из скопления небольших, но многочисленных звезд.
Созвездие Плеяды (Стожары, Волосожары)
Славяне почитали это созвездие как одно из важнейших на небосводе и связывали его с богом Велесом («ведающим богом»), который вместе с Перуном («побеждающий бог») составляет центральный божественный :
Помимо прочего Велес почитался покровителем земледелия, домашнего скота («скотий бог», «рогатый бог»), а также искусств и ремесел. Он — персонифицированное олицетворение вселенской мудрости (Дед), сакральных знаний о мироздании, скрытых от глаз, но могущественных сил.
Примечательно, что и Перун и Велес почитались среди всех славянских племен, одновременные клятвы их именами зафиксированы даже в договорах славян с византийцами. При этом у воинов преобладал культ Перуна (западные славяне, Аркона как центр воинской традиции, так называемые «), а у земледельцев (восточные славяне) — культ бога-мудреца Велеса.
Владислав Дзалба. Велес
Само название Волосожары («звезды/огни Волоса») прямо указывает на упомянутого бога. Все другие названия от корневой основы «волос», вероятно, являются производными от него. Название СТОЖАРЫ, вероятно, является одним из наиболее молодых, но именно оно стало самым распространенным в те времена, когда имя Велеса оказалось под запретом. Прочем, и оно косвенно указывает на покровителя земледелия, ведь «стожар» или «стожарь» согласно словарю В.Даля — это «шест, втыкаемый твердо в землю, посреди стога, чтоб он не клонился…»
25 июля — Прокл — великие росы
Начинается время туманов и обильных утренних рос, которые губительны для сена. Поэтому чтобы оно не загнило, рекомендовалось до Прокла его высушить.
С другой стороны — росы считались полезными для роста трав, поэтому в это время продолжается сбор целебных трав и растений по лесам.
28 июля — Кирик и Улита
Не жни на Кирика и Улиту — увидишь видения (мороки).
Кириков день, да все мокро, он льет дождь.
29 июля — Афиноген
На Афиногена пташки задумываются.
Считалось, что лето начинает клонится к закату и пора жать поспевший урожай. Сжатие первого снопа было обставлено целым рядом обрядов и ритуалов, носило сакральный характер. Первый сжатый сноп назывался именинником, зажинать его полагалось старшей в роде женщине. Его украшали цветами, несли с песнями в дом и ставили на видное место. Именно с него осенью начинали молотьбу, а зерна этого первого снопа считались целебными и потом использовались всю зиму для лечения хворей и у людей и у домашних животных.
Константин Васильев. Жница
В статье использовались материалы из книги: «Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.
Июль – народный календарь праздников и примет
Июль месяц в народном календаре принято называть «страдник», «червень». Наступает середина лета – самое жаркое время, поэтому все живое старается отсидеться днем в тени. Лес богат созревшими ягодами и лечебными травами, а небо в это время часто освещают грозы.
В июле поспевают хлеба, а значит, у крестьян очень скоро начнется тяжелая, но приятная работа – жатва.
Славится июль большим праздником – Иван Купала, который отмечают 7 июля, весело и задорно, не забывая о примете, запрещающей купаться в этот день, иначе нечисть, гуляющая повсюду, может забрать в свое царство. Именно от ее происков и пытались защититься ритуальными кострами.
Следующий большой праздник – Петров день – 12 июля. С этого времени жара становится знойной, а ночи безмолвными.
Месяц июль богат не только на праздники и торжества, – каждый день июля в народном календаре имеет свои традиции, обычаи, магические обряды, ритуалы и заговоры, а также приметы, по которым на Руси предсказывали и погоду, и урожай, и предстоящие осень и зиму.
Календарь народных праздников и примет на каждый день июля
1 июля – день Ярилы – утром по небу плывут пышные белые облака, но при появлении солнца они тают, – погода будет ясной, а лягушки беспокоятся, – к дождю.
2 июля – день Зосимы Пчельника – чистое небо без облаков рано утром, – примета к дождю после обеда. Огонь костра мечется – к перемене погоды. С деревьев падают сухие ветки, а ветра при этом нет, – значит, приближается сильная буря.
3 июля – день Мефодия-Перепелятника – клевер стоит столбиком ровно вверх, – к ненастью, а рыба не клюет, – примета к хорошей погоде.
4 июля – Ульянов день, день Ульяна – если утром на небе радуга, – значит, после обеда будет дождь. Если же на ней еще и искры сверкают, – значит, дождь будет с очень сильными порывами ветра.
5 июля – Ульянин день – нет ветра, а по небу очень быстро плывут темные облака, – примета, что приближается буря.
6 июля – Аграфена Купальница – на листьях смородины появились капельки, – будет затяжной дождь.
Праздник Иван Купала, Иванов День 7 июля – плыву по небу темные тучи, а за ними белые, – к грозе. А если все наоборот, – значит, будет пасмурно, но ждать сильного дождя не стоит.
8 июля – день Петра и Февронии – утренний дождь, – к погожему дню. Если дождь холодный, а ветер при этом дует теплый, – значит, скоро начнется засуха.
9 июля – день Давида Земляничника – после небольшого дождя на небе радуга с преобладанием желтого цвета, – примета к стабильной теплой погоде в следующие несколько дней.
10 июля – день Самсона Сеногноя – аквариумные рыбки начинают метаться, – к грозам. Пчелы злые, – к затяжной засухе.
11 июля – Павел, Крапивное заговенье – повышается уровень воды в колодцах и водоемах, – примета к сильному ливню. В ясный день сильные вихри, – к засухе.
Праздник Петров день 12 июля – жаворонки вверх взлетают, – к дождям. Луна приобретает слегка зеленоватый оттенок, – примета к длительной засухе.
13 июля – Макушка лета – пчелы усаживаются на стенках улья, – к сильной жаре, рыба уходит на дно и не клюет, – к дождям.
14 июля – день Кузьмы и Демьяна – свечи тускло горят, – к дождю, постоянно тухнут, – к ветрам, а огонек-солдатик, – примета ясной и солнечной погоды.
15 июля – день Берегини – активная деятельность муравьев, – к дождям, а если кулик улетает с болота и летит вдоль поля, – значит, погода будет хорошей.
16 июля – день Мокия и Демида – резко снижается уровень воды в колодцах, – к затяжным ливням, а улитки под листья прячутся, – к жаре.
17 июля – день Андрея Наливы – дубрава шумит, – к ясному дню, а птицы поздно в гнезда возвращаются, – к дождям.
18 июля – Афанасьев день – чем выше вороны взлетают, тем лучше погода будет. Если к костру слетается много насекомых, – на следующий день будет дождь.
19 июля – день Сысоя и Еремея – гуси не хотят идти на выгул, машут крыльями и гогочут, – примета приближающегося дождя. Если «ноготки» распускаются ранним утром, – значит, днем будет дождь. Вечером теплее, чем было днем, – на следующий день надо ожидать грозы.
20 июля – день Авдотьи Сеногнойки – снизу на листьях лебеды роса, – примета к дождю, а если пауки старательно трудятся над своей паутиной, – будет сухая погода.
21 июля – день Прокопия Жнеца – воробьи дерутся и кричат, – к засухе, но обычно в этот день всегда есть хотя бы небольшие осадки.
22 июля – день Панкратия и Кирилла – рыба выпрыгивает из воды, – к дождю, а если утром моросит дождик, то весь день будет ясным и солнечным. Много черники в лесу, – зима будет морозной.
23 июля – день Антония Рясочника – домашняя скотина укладывается на дворе под солнышком, – примета к ясной погоде, а прячется под навес, – к проливным дождям.
24 июля – день Ольги Страдницы – чрезмерно активное поведение пчелок рано утром, – к дождю после обеда. Если начали опадать листья с березы, клена, осины, – примета, что ранняя осень предстоит.
25 июля – день Прокла Плакальщика – много полевых мышей, – к проливным дождям, если же в воздухе вьется много трутней, – значит, следующие несколько дней будут ясными и погожими.
26 июля – день Архангела Гавриила – пчелы рано утром вылетают в поле, – примета к хорошей погоде на весь день. Получилось собрать много малины, – будет отличный урожай ржи.
27 июля – день Стефана Чудотворца – сухой воздух, – это примета хорошей солнечной погоды. Если еще до заката летучие мыши вылетают, – значит, на следующий день надо ждать дожди.
28 июля – день Кирика и Улиты – чем громче щебечу утром птички, тем жарче день будет, ну а если поникла морковная ботва, – скорее всего, будет дождь.
29 июля – Финогеев день – в небо высоко птицы не взлетают, – значит, погода будет ясной, если же высоко кружат коршуны, то скоро начнется дождь.
30 июля – день Марины и Лазаря – чайки садятся на воду, – по примете, погода будет ясной и солнечной, а если громко кричат и кружат сверху, – скорее всего, вот-вот начнется дождь. Если в этот день гроза, – осень будет дождливой, а зимой – сильные метели.
31 июля – Омельянов день – если в этот день жарко, – декабрь предстоит холодный.