Праздники и обряды беларуси
Интересные традиции белорусского народа
Интересные традиции белорусского народа
Одним из обрядов в купальскую ночь был поиск папоротника. Именно он по обычаю имел ключ ко всему происходящему. Хозяин этого цветка понимал речь животных и птиц, глядел на русалок и наблюдал, как перемещаются деревья с места на место. Это растение – не единственный цветок, которому поклонялись наши прадеды. В то время считали, что все цветы наделены невероятной целебной силой. Женщины и дети собирали различные травы, освещали их в церкви и лечились ими целый год. В этот праздник проводился еще один обряд – очищение водой. Если искупаться в эту ночь, то чистым будешь чувствовать себя весь год, так гласило поверье. Утром после праздника все катались по росе. Народ полагал, что роса наделит всех крепким здоровьем и силой. Праздник Купалье отмечали всей деревней, спать в эту ночь не разрешалось
Праздник Гуканне вясны
Она схожа со свадьбами других народов восточнославянских племен. Свадьба начинается со сватовства. Сваты от родных жениха приходят свататься к родителям невесты. Всех гостей усаживают за стол и заводят разговор, просят руки и сердца. По окончании разговора родители отвечают согласием или отказывают. Затем проводят смотрины. Родители невесты осматривают дом жениха, где будет жить будущая жена. Далее сватья и кумовья договариваются о приданом и о дате свадьбы. Невеста дарит будущим родственникам подарки, этот обычай называется заручины. Если кто-то против брака, то он оплачивает все расходы. Затем устраивали девичник. Плелись венки, молодые девушки танцевали и пели. И наконец, друзья жениха забирают невесту в дом, и начинается празднование свадьбы.
Масленица
Праздник масленицы в некоторых местах Белоруссии называют ещё и маслёнкой, сырницей.
Иноземный путешественник, некто Одеборн, посетивший славян в XVI в., писал: «Масленица названа такпотому, что в продолжение этой недели людям дозволяется есть коровье масло, а в постные дни ониупотребляют чёрное. В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; онипекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом иводкою до упаду и до беспамятства».
В отличие от восточных, русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, безособенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел,олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к нимлишь в конце XIX в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания. Соседи-литовцы пекли блины напоминки, и в масленицу, поминая своих покойных предков, приходили на кладбище.
Последнее воскресенье масленицы называют прощеным: люди как бы отпускают друг другу грехи, просятпрощения у близких.
Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толстые блины,стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. Вболее богатых хатах подают на стол верещаку — это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки смясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец. В воскресенье,когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенноусердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник белили печь, тщательно прибирали в хате, — теперьбы это назвали генеральной уборкой. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумноимпровизированные качели (гойданки).
Пасха
Неделя перед Пасхой называется вербной. Каждый из семьи старается встать пораньше и приготовленнымиветочками вербы будить остальных, приговаривая: «Не я б’ю, вярба б’е, за тыдзень вялікдзень» (Не я бью,верба бьет, за неделю пасха). Вербою же выгоняли коров пастись.
Как и громничные свечи, верба играла не последнюю роль в жизни белорусского крестьянина. С началомнедели все отправлялись в церковь, чтобы вербу освятить. Причем некоторые несли чуть ли не целые пуки.
Какие же волшебные свойства признавались за освященной в эти дни вербой? Во-первых, хозяин сразу жесъедал одну пупырышку — чтобы летом уберечься от молнии. Затем, придя из церкви, он стегал вербнымпрутиком каждого члена семьи, говоря: «Верба крест бьет до слез, не я бью, верба бьет, пускай на здоровьеживёт!». То же самое делали и с ним. Потом он обходил хозяйственные пристройки, втыкая в щель каждойпрутик, хлеща легонько по три раза скотину. С другим прутиком обходил огород, озимое поле, опять же потри раза хлеща в разных местах и втыкая после прутик в землю. То же делали на кладбище на могилесвояков.
Оставшиеся веточки хранились до будущей вербницы и лишь тогда сжигались в понедельник перед пасхой.Но всегда этот пучок был под рукой — в красном углу божницы. При грозе его ставили на окно, чтобы отвестимолнию. Когда кто-то заболевал, больного обкуривали вербой, а истолченной веточкой посыпали раны.
Если доводилось перебираться в новый дом, вербный пучок делили пополам и одну часть оставляли. Впервую среду после вербницы мыли в хатах все деревянные вещи — иначе станут гнить. В четверг передпасхой все шли в баню. Этот четверг так и звался в народе — чистый.
Со времен язычества — это праздник встречи тепла, солнечных дней. Потом уже он слился с церковнымпраздником Воскресения Христова, или Пасхи. На Беларуси его в основном называют Вялікдзень, иногдавяличка, В зависимости от календаря выпадает он на разные дни — между 4 апреля и 8 мая. Накануненичего нельзя было делать, иначе год пройдет без пользы. Считалось, что с этого дня до Вознесенья поземле бродят Христос с апостолами в виде нищих, награждая добрых людей и осуждая плохих.
В белорусских деревнях полагали, что в этот день «солнце играет», то есть переливается. Молодежь ходилана пригорки, взбиралась на звонницу, чтобы увидеть восход, ладила качели, водила хороводы.
Обязательно накануне пекли пасху — высокий круглый хлеб из пшеничной муки, на верху его выкладывалииз теста крест. Оставшиеся корки потом сушили, толкли и клали в водку — это оберегало от нечистой силы.
Символом праздника были яйца. Их отваривали в луковой шелухе, потом освящали в церкви. Освященноеяйцо, придя, домой, клали в воду, водой этой после умывались, а девушки яйцом гладили лицо, чтобы бытькрасивыми.
Очень любили в эти дни играть в битки — чье яйцо крепче — и катать яйца: катившееся с бугорка яйцоударялось о чьё-нибудь и играющий забирал его.
В первый пасхальный вечер по селам под окнами пели пасхальные (волочебные, от слова волочиться)песни. Песенников называли волочебниками, а запевал починальниками.
Белорусы справляют радуницу на 9-й день после пасхи.
В Троицкой летописи 1372 года написано:
«Литва и ляхи и жемоть приедоша изгоном к Переяславлю по Велице дни на другой недели во вторник назаутрие на радунице».
На радуницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали окрашенные в шелухеяйца, поливали могилы водкой. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушником, на которыйставили разную еду. Блюд должно быть нечетное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители,ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились. выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Моиродители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Как говорит белорусская присказка, «нарадуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».
Троица
У белорусов этот праздник называется называется Сёмухой или Зелёными святками. Понедельник послеТроицы — Духов день, или «Брэзжыны»: именно тогда, по преданию, на апостолов снизошёл Святой Дух,подвинувший их на проповедь христианства. Это богословский смысл праздника. Обрядность же его исходитиз глубин язычества.
Окна и двери хат украшали берёзовыми вениками или аиром. В церковь к обедне тоже несли веточки берез илуговые цветы. Потом их высушивали и хранили за иконами, за печью. Считалось, если на сёмуху походитьбосым по земле — не будут болеть ноги.
Из рощ в деревню приносили берёзки и сажали их на выгоне, где обычно гулял народ, убираяразноцветными лентами.
Происходила, собственно, встреча лета и проводы весны. И берёзовые ветки с почками, ранними листочкамисимволизировали возрождение живого, расцвет природы. Эти берёзки называли «май» и сохраняли их доКупалы, сжигая потом в купальском костре.
Традиции белорусов
Культура и традиции белорусов более других восточноевропейских народов сохранила в себе следы языческих традиций и обычаев, невзирая на многовековое христианство и далеко не обособленное географическое положение. На этой земле сохранилось множество отголосков всевозможных древних обрядов и ритуалов. С другой стороны, традиции и обычаи белорусов тесно связаны с земледелием и в целом с сельским хозяйством, поскольку являются отражением быта простых людей. При этом они неповторимы и колориты, как и уникальный устный национальный фольклор.
Традиционные ремесла и промыслы
Неземледельческие занятия, мелкое кустарное производство на основе индивидуального ручного труда на протяжении веков являлись дополнительным доходом и полезным занятием населения, помимо земледелия и скотоводства. В городах, в отличие от сельской местности, промысловые ремесла были подняты на более высокий профессиональный уровень, здесь производились не только всевозможные предметы домашнего обихода и кухонная утварь, но и сельскохозяйственный инвентарь, качественная обувь и даже транспортные средства.
Традиционными для белорусов являются такие ремесла, как ткачество, бондарное и гончарное дело, всевозможные изделия из дерева, из соломы, лозы и бересты, вышивка, валяние. До сих пор в деревнях еще можно встретить домашние ткацкие станки и прялки. Здесь живет трудолюбивый и рачительный народ, старшее поколение, как правило, предпочитает не покупать в магазине то, что можно сделать или вырастить своими руками.
Дожинки
Дожинки являются, пожалуй, самым широкомасштабно отмечаемым обрядовым праздником, сохранившимся в стране до сегодняшних дней. Означает конец уборочного сезона, жатвы. Это объемная и тяжелая работа, а потому и отмечали ее конец всегда с размахом, всем народом. Когда на поле оставался последний неубранный участок, возле него собиралась толока — так здесь называют добровольных помощников, обычно из числа родственников, соседей и просто знакомых. Всех пришедших распределяла по полю старшая, уважаемая среди родни женщина. Начинали жать одновременно, сопровождая каждый взмах серпа особой обрядовой песней. А ближе к завершению начинался обряд «завивания бороды», который представлял собой поклонение духу поля. Выглядит этот так: на борозду под последними колосьями ставится хлеб и соль, стебли на ними заплетаются и срезаются все вместе. Эта «борода» закладывается в последний сноп. Его следует украсить, занести в дом хозяина и поставить под образа.
Все это было раньше, но эта народная традиция белорусов оказалась настолько сильной, что ни советская власть, ни тяжелая война, ни распад СССР не смогли ее упразднить. И в 1996 году Дожинки официально были признаны общенациональным праздником. Более того, Дожинки превратились в ежегодный фестиваль-ярмарку, для которого каждый раз выбирается новый небольшой городок или поселок, поскольку это праздник тружеников села, и он никогда не проводится в областных центрах. Столь масштабно окончание уборочной поры не отмечается более нигде на постсоветском пространстве.
Купалье (Купалле)
Отмечается в православный праздник рождества Иоанна Крестителя, но на языческий манер. Если копнуть глубже, то уходит корнями в древнейшие традиции и обряды белорусов и других славянских народов.
День Ивана Купалы отмечается в стране, особенно вне больших городов, с большим размахом. Легенды гласят, что в ночь с шестого на седьмое июля происходят совершенно необычные вещи, которые не случаются никогда более. Разговаривают леечные звери, оживают растения, в ночь зацветает никогда не цветущий папоротник, а в реках и, особенно, в лесных озерах плавают в прозрачной воде и выходят на берег русалки. Купающихся в эту ночь они стараются утащить на дно. Про Иванов день у белорусов существует огромное количество преданий.
Слово «купало» в древние времена означало нечто очень горячее и яркое, но злобное, буквально кипящее злостью. Поэтому на Купалье издавна поклонялись Солнцу, благодарили его, а также воду и землю, дающие жизнь. В знак этого разжигали большие костры и прыгали через огонь в знак его укрощения и очищения тела. После принятия христианства языческие обряды этого дня тесно переплелись с православными. В знак появления на свет в этот день Иоанна Предтечи, который крестил Христа и приходящих к нему людей водой, Купалье стали связывать с купелью и купанием. К прыжкам через костер присоединились обряды с водой. Однако этот день по-прежнему связывают с нечистой силой.
По сей день сохранились национальные традиции белорусов разжигать в этот день костры, плести венки и пускать их по воде. Собирается в парках и у воды в основном молодежь, самые смелые купаются. Однако и сегодня крепко поверье, что именно в этот день на воде гибнет больше всего людей. Считается, что в эту ночь лучше совсем не ложиться спать.
Гуканье весны
Это одна из самых веселых и интересных традиций белорусов, перекликающихся с Масленицей, проводами зимы. Но в силу крепких языческих устоев он принимает особенные, уникальные национальные черты. В первую очередь, национальные проводы зимы примечательны своим символом, в роли которого выступает аист. Аистов в этот день делают из всего, из чего только можно — из бумаги, из картона, из фанеры, из теста и т.д. Обязательно вешают его фигурки, особенно съедобные, на деревья. Могут развешиваться и другие снадобья, привлекательные для пернатых. На них слетаются птицы со всей округи, которые, по древнему поверью, несут на крыльях весну. Считается, что дом, во дворе которого соберется больше всего птиц, будет в следующем году самым счастливым, а урожай на земле его хозяев — самым богатым. Все это сопровождается песнями, плясками и традиционными хороводами.
Зажинки
Если дожинки отмечаются в связи с последним скошенным снопом, то зажинки означают начало жатвы. С механизацией полевых работ они практически ушли в прошлое, а в недавнем прошлом были обязательными у тех, кто работал на земле и кормился с нее. Обычно начиналось все вечером в субботу. Поскольку прошлогодние запасы к этому времени практически заканчивались, все происходило гораздо скромнее по сравнению с дожинками. Хозяйка выпекала небольшой каравай. По семейной традиции белорусов, на стол его нес хозяин, он же ставил на него солонку с солью и закрывал рушником (вышитым полотенцем). Так испеченный хлеб лежал и на следующий день, во время которого хозяйке полагалось вымыть всю хату — стены, полы, деревянные лавки, окна. К вечеру, когда работа была завершена, она брала этот хлеб с солью и кусок сала, если он был в доме, и шла со свечкой в поле, где молилась Божьей Матери и кланялась полю. Первый сжатый сноп сохраняли в доме, добавляя зерна из него в посевной запас. К ночи все заканчивалось гуляньем и семейным застольем.
Колядки
Колядки известны многим христианским народам, как тесно связанные с Рождеством гулянья и традиции. Но в Беларуси они имеют свои, порой странные особенности. Так, в ночь перед Рождеством, в Сочельник, в деревнях принято снимать чужие калитки и закидывать их подальше, иногда даже на крышу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторые предусмотрительные жители частных домов заблаговременно снимают с вечера свою калитку и заносят ее в сарай или в дом.
Еще одна интересная рождественская традиция белорусов — хождение взрослых, а не детских, как обычно принято, компаний в сочельник по чужим домам с поздравлениями, песнями и танцами. За свои песни и пляски они не только ждут угощений, но и угощают сами, а также разбрасывают по полу пшено, желая дому счастья и благополучия.
Свадебные традиции белорусов
Свадьба или, по-белорусски, «вяселле» — один из самых любимых, веселых и традиционных национальных обрядов в стране. Какая бы ни была погода и сезон, как бы ни менялись политические события, свадьбы здесь всегда отмечались традиционно широко и с соблюдением огромного количества обязательных правил. В них, как и в других народных обрядах, смешались суеверия, христианские ценности, языческие ритуалы и многовековая мудрость.
Время бракосочетания
Белорусы, даже весьма далекие от церкви и соблюдения постов, очень ревностно относятся к тому, чтобы не справлять свадьбы в дни православных постов. Также запрет на торжество распространяется на кануны больших праздников и поминальные недели. Очень нежелательными считаются свадьбы в мае месяцы, високосные года и после смерти близких родственников.
Покупка свадебных нарядов и связанные с этим традиции
Платье невесты должно быть закрытым, откровенные наряды здесь крайне редко можно встретить и в наше время. Лучшим днем для покупки платья считается среда, а для туфель — пятница. Ни в коем случае нельзя давать примерять платье и фату подругам и знакомым девушкам. Если платье белое, то исключением из этого правила могла стать только девственница. Для тех, кто выходит замуж, будучи в положении, если этот факт не является тщательно скрываемым, полагается красное платье. В потайные места нарядов прикалывают обереги, образки и маленькие иконки. Особым оберегом здесь считается рябина. Ее листья принято класть брачующимся в обувь, а ягоды — жениху в карман. Еще одним сильным оберегом считается четверговая соль. Раньше ее всегда насыпали в мешочек и прикалывали в потайное место.
Кольца
Обручальные кольца должны быть обязательно куплены в одном месте и быть совершенно гладкими без резьбы, камней и рисунков. Их нельзя передавать, переплавлять и надевать поверх перчаток, даже свадебных.
Вход в дом жениха
При входе в дом будущего мужа невеста должна пригубить вино из бокала и выплеснуть его за спину, чтобы в доме никогда не было места пьянству. Также перед входом в дом она разбрасывает вокруг конфеты, которые с радостью собирает детвора.
Свадебный каравай
На белорусской свадьбе подарки не приято давать напрямую молодым. Для этого разыгрывается целое представление. Выпекается большой, обычно в несколько этажей, каравай, возле которого становится тамада (в Беларуси — дружко) с колотушкой. Громко стуча колотушкой о косяк, он вызывает по очереди каждого из гостей, громко и нарочито преувеличенно расписывая, кем работает и насколько богат этот человек. Вызванный подходит к молодым, говорит поздравление и кладет деньги на поднос (или отдает подарок). После этого для него отрезают кусок каравая и наливают стопку водки.
Это очень веселый обряд, особенно, если в роли тамады выступает многоречивый и остроумный родственник. Чаще всего на его роль выбирается крестный. Каравай может устраиваться дважды — для гостей со стороны жениха и со стороны невесты.
Снятие фаты
Особенностью белорусской свадьбы является то, что невеста переодевается и снимает фату не на второй день с утра, а после «каравая» (даже если он проводится на второй день). Свекровь лично снимает с невестки фату и повязывает на ее голову платок. В некоторых регионах в этот платок завязываются подаренные молодым деньги, после чего невеста должна на них посидеть в знак будущего богатства в доме. После «каравая» начинается танец невесты, который она танцует поочередно со всеми присутствующими незамужними девушками и девочками, поочередно надевая им на голову свою фату. Затем она уходит, чтобы переодеться в другое платье. Продавать или отдавать фату не положено. Она должна храниться в доме матери мужа в знак верности его супруги.
До сих пор многие старшие родственники ревностно следят за тем, чтобы между женихом и невестой, когда они рядом, никто не прошел, чтобы между ними не оказалась ножка стола, была поставлена одинаковая посуда, а также за тем, чтобы за стол они заходили по направлению часовой стрелки, а выходили — в обратном.
Все свадебные, семейные и прочие культурные традиции белорусов сложно описать даже кратко. При этом в каждом регионе страны обряды и правила могут быть совершенно разными, как и язык, вплоть до того, что одни белорусы порой с трудом понимают других. Особенно это касается восточных и южных регионов.
Праздники Беларуси
Представляем вашему вниманию праздники Беларуси.
Белорусский народ отмечает много праздников, но только 8 из них являются официальными днями, когда люди не работают. Это Новый год (1 января), Рождество Христово (25 декабря и 7 января), Женский день (8 марта), Радуница (второй вторник после Пасхи), День Труда (1 мая), День Победы (9 мая), День Независимости (3 июля) и День Октябрьской революции (7 ноября).
Этим список праздничных дат конечно же не ограничивается. Здесь отмечается большое количество национальных и христианских праздников, а также и памятных дат. В Беларуси языческие праздники и обряды гармонично переплетаются с христианскими традициями. Так, наряду с Пасхой и Рождеством белорусы празднуют Масленицу (перед Великим Постом), Купалле (24 июня и 7 июля), Коляды (между 25 декабря и 7 января), Дзяды (2 ноября) и Дожинки (конец августа — середина сентября).
Заметим, что в Беларуси все христианские праздники отмечаются дважды (по католическому и православному религиозным календарям).
Далее представляем 10 популярных праздников, отмечающихя в Беларуси в настоящее время. Приятного чтения!
1. Новый год (1 января)
Сегодня Новый год в Республике Беларусь считается главным зимним праздником. В преддверии него, улицы, площади, витрины магазинов начинают сверкать иллюминацией. На центральных площадях устанавливаются новогодние ели. Воздух наполнится сказочной атмосферой, а горожане чувствуют себя счастливее.
Повсюду появятся ёлочные базары. Добрые пожеланию от властей с Новым годом появятся в общественном транспорте, различных магазинах и на улицах. Бойко торгуют ёлочные базары и рынки. На них можно пробрести всё необходимое для успешного празднования Нового года. Люди спешат купить подарки своим друзьям и родственникам. Учреждения культуры готовят новогодние спектакли. концерты и весёлые представления для взрослых и детей.
Белорусские базы отдыха, пансионаты, загородные усадьбы готовятся к встрече, как местных жителей, так и иностранных гостей, среди которых много россиян. Их ожидают прогулки по лесу, катание на лошадях, лыжах, коньках, снегоходах, зимняя рыбалка и другие развлечения. Рестораны составляют меню и готовят интересные шоу для самого лучшего празднования Нового года. Уникальным шансом для гостей Беларуси будет также провести новогоднюю ночь в Мирском или Несвижском замках, где их будут ждать увлекательные праздничные программы с участием аниматоров.
Для белорусов обильный, переполненный стол — это обязательное условие новогоднего торжества. В Беларуси, как правило, склонны готовить большое количество блюд для ночных празднеств.
После обильного застолья белорусы выходят навстречу своим соотечественникам, чтобы поприветствовать их в Новом году. Ожидая фейерверков, они распивают бутылки шампанского и считают обременительными меры безопасности, предпринимаемые властями на Новый год.
Традиционно люди собираются в центрах городов около новогодних ёлок. Там обычно проходят организованные государством представления с участием Деда Мороза, певцов и танцоров, там проводятся и фейерверки.
2. Пасха (не раньше 22 марта и не позднее 25 апреля у католиков, у православных христиан обычно неделей позже)
Республика Беларусь является многоконфессиональным государством, где христианство — господствующая религия. По данным на 2001 год православные верующие составляют 37% от общей численности населения страны. Католики занимают второе место, их 15%. А вот протестантов здесь — 500 тысяч. В Беларуси все христианские праздники отмечаются дважды: по католическому и православному религиозным календарям.
Пасха или Воскресение Христово в Беларуси начинается с варёных яиц и других благословенных блюд, включая мясо, которое теперь разрешается после долгого периода поста. «Христос воскрес!», – традиционное приветствие на Пасху. Ответ также всем знаком: «Воистину воскрес!».
Белорусская детвора на Пасху забавляет себя играми, одна из них называется «битки». Эта знакомое всем сражение с помощью яиц. Тот, чьё яйцо остаётся нетронутым, становится победителем. В Беларуси есть игра, связанная со скатыванием яиц по куску коры. Те игроки, которым удаётся схватить яйцо внизу, могут забрать его себе.
Одним из наиболее интересных обычаев, связанных с Пасхальным циклом, является «Волочебництва», обычно совершаемая мужчинами. Волочебники — это группа людей, бродящих от хаты к хате, поющих песни и играющих на традиционных народных инструментах. Чтобы отблагодарить гостей, семья даёт им несколько крашеных яиц, пасхальную сдобу, домашние колбасы, самогон или немного денег.
3. День памяти жертв Чернобыльской аварии (26 апреля)
Последствия Чернобыльской катастрофы были трагичны для судеб многих людей. Эта авария унесла много жизней и здоровья людей, которые вступили в неравную борьбу с катастрофой, но всё же одержали над ней победу. В целом около 8,4 миллиона граждан Беларуси, России и Украины подверглись воздействию радиации.
В память по жертвам чернобыльской катастрофы Генеральная Ассамблея ООН учредила в 2003 году памятную дату на годовщину этих событий (26 апреля). Памятный день был назван «Международным днём памяти жертв радиационных аварий и катастроф». А в 2016 году название поменялось на «Международный день памяти о чернобыльской катастрофе».
В Республике Беларусь, где четверть территории была загрязнена радиоактивными осадками, реализуется уже шестая государственная программа по ликвидации последствий крупнейшей техногенной катастрофы XX века. Основное внимание уделяется социально-экономическому развитию пострадавших территорий. Помимо улучшения здоровья населения создаются новые предприятия, увеличивается количество рабочих мест, строится жильё. На возрождение пострадавших белорусских земель уже было потрачено 25 миллиардов долларов.
4. День Победы (9 мая)
С того момента, как Александр Лукашенко (1994 год) стал президентом Республики Беларусь, белорусский народ и его руководство окончательно определили День Победы, как священный для страны праздник.
Для этого было много причин. Одной из них была та цена, которую заплатила Беларусь за победу во II Мировой войне. Каждый третий её житель погиб за годы войны. Неоспоримый факт, что Беларусь внесла существенный вклад в победу, в том числе и партизанское движение, которое было уникальным по масштабу и интенсивности.
По этой и многим другим причинам в середине 1990-х годов новое белорусское руководство безвозвратно включило Великую Победу и всё, что с ней связано, в модель своей национальной государственности.
Каждый год, 9 мая, Республика Беларусь и её столица Минск с размахом празднует День Победы, привлекая многочисленных туристов из дальних и ближних стран. День Победы — это особенно важный и печальный день для Беларуси, где во время Второй мировой войны погибло более 25% населения бывшей советской республики.
Торжества, посвященные Дню Победы, проходят во всех городах и посёлках Беларуси, но в существенном масштабе, конечно, в её столице – Минске. В этот день весь Минск пестрит флагами и транспарантами в честь великой победы. Оформляются тематические банеры, музеи готовят специальные экспозиции, театры представляют спектакли на военную тематику.
День Победы уже много лет открывается шествием ветеранов по проспекту Независимости от Дворца ветеранов до Обелиска на площади Победы. В церемонии принимают участие президент Александр Лукашенко, ветераны, чиновники, молодежь, дипломаты, религиозные деятели и простые белорусы.
Ветераны войны в Беларуси пользуются особым почётом, поэтому торжественные шествия ветеранов являются главным праздничным событием Дня Победы. По всей Беларуси ветераны, нагруженные военными медалями, маршируют под разноцветными воздушными шарами и белорусскими флагами красного, зелёного и белого цветов.
В рамках акции «Беларусь помнит» люди несут портреты героев, членов их семей, которые воевали и освобождали Беларусь.
Ко всем мемориалам и городским памятникам люди будут нести цветы и венки в память о тех, кто отдал жизнь в борьбе с фашизмом. В их честь проводится минута молчания. Многие также возлагают венки или цветы на могилы близких людей, которые были ветеранами войны.
5. Купалле (24 июня и 7 июля)
Купальская ночь или Купалье — это самый любимый языческий праздник в современной Беларуси. Эта очень древняя традиция.
В эту ночь люди также благодарили и почитали другие силы, которым они поклонялись, такие, как Огонь, Вода и Земля.
В Беларуси существует целый комплекс традиционных ритуалов, верований, любовной и сельскохозяйственной магии. В древности на Купалу, 6 июля, молодые девушки шли на луга собирать разные «купальские растения» и лекарственные средства — кукурузный цветок, папоротник и др.
На костре готовилась особая ритуальная пища. Это могли быть яичница (яйцо символизировало и солнце, и жизнь), кулаха (разновидность пудинга из пшеничного порошка), вареники, фаршированные ягодами (черникой, вишней, малиной). Смазанное маслом деревянное колесо поджигалось, чтобы символизировать «солнце».
Празднование Купалья обычно привлекало молодёжь, идущую в леса и луга, носящую цветочные и травяные гирлянды и венки на головах. Также практиковалось множество ритуалов очищения — прыжки через огонь, купание в реке или перекатывание в траве с росой.
Считалось, что раз в году в Купальскую ночь, около полуночи, у папоротника появляется светящийся цветок — «Папараць-кветка». Счастливая пара, которая найдет этот цветок, будет жить счастливо и получит дар предвидения будущего. Блуждание по лесам в поисках цветка папоротника была одной из загадочных традиций Купалы. Считалось, что в ночь на Купалье «деревья могут светиться, говорить на человеческом языке и даже ходить с места на место».
В настоящее время белорусская Купальская ночь или Купалле празднуется в Беларуси повсеместно. Празднества представляют собой весёлый праздник, устраиваемый на берегах водоёмов, в парках, в дневное, вечернее и ночное время. Здесь древние ритуалы соседствуют с театрализованными концертами и весёлыми играми. Во многих местах Беларуси проводятся Купальские фестивали.
Однако есть места с устоявшимися традициями празднования Купальской ночи. Среди них нужно упомянуть Александрию (Могилёвская область), которая собирает людей на самый большой праздник Купальской ночи. Многочисленные гости из разных стран, таких как Украина, Литва, Россия, приезжают сюда, чтобы присоединиться к торжествам. Помимо концерта и традиционных купальских ритуалов и игр, здесь проводится конкурс на изготовлению лучших сувениров и символов Купалья.
В столице Беларуси, городе Минске, ночные фестивали проходят на территории Лошицкого парка, Центрального ботанического сада и зоопарка. В Минске, в парке Янко Купалы, есть фонтан со скульптурной группой, посвящённой празднику Купалье. Фонтан содержит фигуры двух девушек, которые гадают с помощью венков, кем будут их будущие мужья. Также можно полюбоваться и цветущим папоротником, расположенным внизу скульптурной группы.
Купальская ночь в Глубокском районе (деревня Ивес, берег озера Шо) приглашает гостей на «Купальную ночь в Озёрном крае». Гостей ожидает фольклорный концерт. Различные музеи Белоруссии также организуют свои праздники Купальской ночи.
6. День независимости (3 июля)
Во многих странах бывшего Советского Союза главные национальные праздники проходят в дни, когда эта страна обрела независимость после распада Советского Союза в начале девяностых годов. В Беларуси это произошло в 1990 году, когда Верховный Совет Беларуси 27 июля 1990 года провозгласил страну суверенным государством, свободным от СССР. До 1996 года эта дата отмечалась как День Независимости Беларуси.
Это изменилось в 1996 году. Александр Лукашенко, первый президент страны, инициировал референдум, на котором почти 90% белорусов проголосовали за празднование главного национального праздника 3 июля. Это день, когда Минск был освобождён в 1944 году от фашистов.
Когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз 22 июня 1941 года, Беларусь была первой, кто принял на себя основную тяжесть нападения. 24 июня Минск подвергся массированному артиллерийскому обстрелу и авиаударам почти 150 бомбардировщиков.
Несмотря на сопротивление местных бойцов, 28 июня 1941 года немцы захватили Минск. Не согласившись с оккупацией, жители начали движение сопротивления, которое продолжалось 1100 дней. Усилиями горожан 3 июля 1944 года войска 1-го и 3-го Белорусских фронтов при поддержке партизан освободили белорусскую столицу от оккупантов. Беларусь заплатила высокую цену за свободу, треть населения была убита во время войны.
День независимости — это дань героизму и стойкости минчан в их борьбе за свободу Беларуси. Он отмечается в Беларуси как национальный праздник. День обычно начинается с обращения президента, а затем следует чествование памяти павших героев, которые сражались с фашистскими войсками в 1944 году, чтобы провозгласить свободу для Минска.
Главным событием Дня Независимости является большой военный парад в Минске и праздничное шествие.Вечером в День независимости Белоруссии проводятся множество концертов и других праздничных мероприятий. Праздник завершается показом красочных фейерверков.
7. Дожинки (конеч августа до середины сентября)
На самом деле, фестиваль Дожинки появился на месте древнеславянской традиции. Это был праздник, обряд, символизирующий окончание времени сбора урожая зерновых культур. Он был важнейшим днём национального календаря в Беларуси, который приходился на конец августа — середину сентября. В этот период времени Православная Церковь чтила Успение Пресвятой Богородицы. Праздник включал в себя обряды, связанные с «дожинкой снопа», ритуал «завивки бороды» и праздничную трапезу.
Во время фестиваля Дожинки в разных областях Беларуси стали проводиться множество разных мероприятий для тружеников села и с их участием. Это, например, выставки достижений белорусского агропромышленного комплекса и ярмарки с продукцией сельского хозяйства. Активное участие в фестивале стали принимать участие десятки предприятий концерна «Белорусская лёгкая промышленность».
Программа фестиваля с самого начала также включала чествование работников сельского хозяйства, песни и танцы, конкурсы с сувенирами, которые может получить каждый.
Местные жители полюбили Дожинки, потому что их город становился краше для этого события.
Обычно в течение года в столице фестиваля обустраиваются социальные объекты, обновляются фасады домов, появляется новый асфальт на дорогах. На праздник привозят много дешёвой еды и напитков. Есть большие продажи и низкие цены на местные товары и продукцию лёгкой промышленности. Некоторые товары во время ярмарки продаются вообще без каких-либо наценок. Туристов привлекают аутентичные продукты, тёплая праздничная атмосфера конца лета — начала осени, дружелюбие белорусского народа.
8. Дзяды (2 ноября)
Дзяды по официальному белорусскому календарю отмечается 2 ноября, но в разных уголках страны он по-прежнему отмечается в разные дни.
Вечером на Дзяды белорусы садятся ужинать со своей семьей. Тарелка ставится там, где раньше сидели их близкие люди, ушедшие из жизни. На Дзяды готовят особую ритуальную пищу. Обычно любая трапеза, связанная с поминовением усопших, включая поминки, начинается с Куччи (блюдо из зерна, такого как ячмень или пшеница, мёд, ягоды и сухофрукты, такие как яблоки).Обычно произносят тост за усопших. Каждый ест немного Куччи и желает умершим иметь сладкую загробную жизнь, точно такую же, как вкус этого блюда.
По традиции часть еды и питья оставляют в специальной тарелке и стакане для умерших. В конце трапезы тихонько все встают и ложатся спать. Остатки еды в эту ночь не убирают. В старые времена двери и окна оставались приоткрытыми, чтобы впустить духов. В те времена каждый дом в деревне праздновал Дзяды, и ни один вор не осмеливался войти в дом, охраняемый духами предков. Эта традиция долгое время была под запретом, но теперь возродилась.
На следующее утро вся семья прерывает пост и отправляется навестить могилы своих любимых предков. В Беларуси принято ухаживать за могилами, сажать на них красивые цветы, березы или ивы и возлагать цветочные венки. Каждая семья садится и обедает на кладбище. Белорусы всегда ставят рюмку водки и немного еды на надгробие перед отъездом. Это делается для того, чтобы возлюбленные предки присматривали за семьёй.
9. День Октябрьской революции (7 ноября)
Белоруссия — это, наверное, единственная страна, которая праздник «День Октябрьской Революции» не отменяла вовсе. До настоящего времени его отмечают здесь 7 ноября, и он является официальным государственным праздником, а следовательно и выходным днём для населения. На предприятиях в праздничный день работают только дежурные специалисты. Отделы продаж принимают заказы автоматически.
В Беларуси в день праздника проходят парады, официальные церемонии, праздничные концерты.
Также ежегодно проводится церемония возложения цветов к памятнику Владимиру Ленину (Ульянову) коммунистами и Союзом офицеров Беларуси.
Празднование Великого Октября здесь объясняется словами президента Белоруссии Александра Лукашенко, сказанными им в 2007 году: «Октябрьская революция 1917 года не только изменила судьбу огромной страны, но и во многом определила исторический путь развития всего человечества».
В своём обращении к народу белорусский лидер также сказал: «Революция, произошедшая 90 лет назад, вовлекла миллионы людей в процесс построения нового общества, которое не на словах, а на деле свободно от эксплуатации, национального гнета и неравенства. Благодаря торжеству Великого Октября сбылась мечта многих поколений белорусов — мы обрели независимое государство, открытое для друзей.»
Из истории известно, что именно после революции 1917 года (25 марта 1918 года) было объявлено о создании Белорусской народной Республики. Затем она стала Советской Социалистической Республикой Беларусь, войдя в состав СССР (1922 год).
10. Рождество (25 декабря и 7 января)
Белоруссия разделились по рождественскому вопросу: некоторые семьи, в основном католические и протестантские, празднуют Рождество 25 декабря, а белорусские православные христиане — 7 января. Отметим, что Республика Беларусь является многоконфессиональным государством, где христианство — господствующая религия. По данным на 2001 год православные верующие составляют 37% от общей численности населения страны. Католики занимают второе место, их 15%. А вот протестантов здесь — 500 тысяч.
Поскольку между этими двумя датами отмечается ещё и Новый год, то подготовка ко всем этим праздникам происходит в один период времени.
Новогодние базары и рождественские ярмарки в Минске появляются на Октябрьской площади и рядом с Дворцом спорта задолго до праздников. Здесь предлагаются разнообразные подарки, сувениры и продукты питания. Эти рынки обслуживают, как празднующих Рождество, так и Новый год. Ремесленники Беларуси продают традиционные ремесла, такие как Соломенные украшения, деревянные статуэтки, тканые льняные ткани, керамику, валенки и многое другое.
Ели, сверкающие огнями, одновременно являются и рождественскими и новогодними. В некоторых местах устанавливаются рождественские вертепы. Обычаи Сочельника, аналогичны обычаям в соседних странах. Стол может быть накрыт сеном до того, как на него накроют скатерть. Это будет напоминать сено, которым были набиты ясли, где родился Иисус.
Традиционно рождественский ужин подается без мяса и состоит, как минимум, из 12 рыбных, грибных и овощных блюд. Число 12 означает «12 апостолов». Хлеб преломляется между членами семьи, а не режется ножом. После того, как обед съеден, стол остается таким, как он есть. Это делается для того, чтобы духи предков могли принимать участие в трапезе ночью.
Колядование также является частью белорусских рождественских традиций. Как и в других странах, эта традиция уходит своими корнями в более древние, языческие традиции, когда группы колядующих переодевались в животных и фантастических зверей, чтобы отпугнуть злых духов и собрать деньги или еду в обмен на свои услуги. Сегодня обычно колядуют только дети, хотя сейчас даже это не так распространено.
Вот так отмечаются праздники Беларуси! Про праздники и фестивали в разных странах мира читайте здесь.
Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте статьи на сайте «Мир праздников»!