Праздник у телеутов сегодня

Полумесяцы с начинкой

Кузбасские телеуты отметили национальный праздник «Пельменек»

На праздник в каждой семье вручную готовят пельмени в форме полумесяца, в качестве начинки используется только конина. При этом телеуты надевают национальные костюмы и поют обрядовые песни. При лепке в некоторые пельмени кладут монетки. Считается, что нашедшие «сюрприз» в новом году заработают много денег.

В праздничный день принято ходить по гостям и гадать по пельменям. По обычаю сибирского народа, только что сваренными пельменями сначала угощают гостей, а потом к трапезе присоединяются хозяева. В этот день телеуты предпочитают не ограничивать себя в порциях: чем больше съешь, тем здоровее, удачливей и счастливее будешь весь год. Есть пельмени нужно только ложками, чтобы не вылился вкусный мясной бульон, который находится внутри.

С наступлением сумерек телеутской молодежи позволительны некоторые традиционные шалости. Например, ребята могут закрыть кого-нибудь в доме или снять часть забора, унести его на соседнюю улицу или перекрыть им дорогу. На такие шутки никто не обижается.

В селе Заречное Беловского округа местные жители провели телеутский обряд «Чертек-тер», во время которого исполняли шуточные частушки на национальном языке. Также представители коренного народа рассказывали легенды и сказки, отгадывали загадки, пели национальные песни и участвовали в национальных играх. Кульминацией праздника стала дегустация горячих ароматных пельменей.

Для справки. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Кузбасса проживает 2520 телеутов. Больше всего представителей этого коренного малочисленного народа живет в селе Беково Беловского муниципального округа и в городе Белово. В 2020 году ассоциация телеутского народа «Эне-Байат» отметила 30-летие.

Ранее мы рассказывали, как Сергей Цивилев лепил шорские пельмени в Москве.

Источник

Телеуты Кузбасса отмечают праздник первого айрана «Шан-туу Пайрам»

Праздник у телеутов сегодня. картинка Праздник у телеутов сегодня. Праздник у телеутов сегодня фото. Праздник у телеутов сегодня видео. Праздник у телеутов сегодня смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник у телеутов сегодня.

Сегодня, 21 июля, телеуты Кузбасса собрались у священной горы «Тялбак туу» («Звенящая гора») в деревне Шанда Гурьевского округа. Здесь уже более 20 лет представители малочисленного народа проводят фестиваль «Шан-туу Пайрам». В этом году свой праздник они посвятили 300-летию региона.

«Главная цель фестиваля — развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности и языков коренных малочисленных народов Кузбасса. На сегодняшний день численность телеутов в России составляет 2643 человека, 2520 из них проживают в Кузбассе. Важно сохранить и передать молодежи те культурные традиции, которые чтят и соблюдают в семьях кузбасских телеутов», — подчеркнула министр культуры и национальной политики Кузбасса Марина Евса.

В телеутском празднике приняли участие творческие национальные коллективы и сборные команды спортсменов из сел Беково и Новобачаты Беловского района, села Заречное и микрорайона Телеут города Белово, поселка Телеут Новокузнецка и деревни Шанда Гурьевского округа.

На территории музея под открытым небом «Земля у звенящей горы» состоялся мастер-класс по установке юрт и готовке национальных телеутских блюд. Кроме того, участники праздника соревновались в национальных видах спорта: перетягивании палки, борьбе «Куреш», стрельбе из лука, «Камчи» (соревнования с плеткой), «Тебек» (набивание очков ногами, подбрасывая вверх тебек — кусок шкуры, утяжеленной камнем или иным грузом), метании камня.

Гости праздника смогли увидеть реконструкцию обрядов, попробовать блюда телеутской кухни, посмотреть декоративно-прикладное искусство телеутских мастеров, принять участие в мастер-классах.

Культурная программа фестиваля была представлена конкурсными номинациями: Ойно, чӧрчӧк (Театрализация легенд, сказок, притч, семейных преданий), Эң артық сарынчилдар (Лучший вокальный коллектив), Кӱмӱш ӱндӱ (Лучший вокалист), Эң артық секирчилдер (Лучший хореографический ансамбль), Алтын таман (Лучший солист-танцор), Jайғы кийим (Сценический летний костюм), Таамду қурсақ (Лучший праздничный столик), Сооқ чырай (Лучшая фото-зона).

В этом году фестиваль проводится на средства, выделенные из Фонда Президентских грантов. Гурьевский проект «Дети коренных» стал победителем и получил 1 млн 425 тысяч рублей. На эти деньги были приобретены три юрты, помост для проведения борьбы «Куреш», подарки для участников фестиваля, организована доставка делегаций и питание.

Для справки. Праздник Тун-пайрам (дословно — «первый, первородный праздник») возник в древнетюркскую эпоху и был связан с почитанием скотоводства — основы традиционного хозяйства. Для него готовились первые молочные продукты, заводили первый айран, шили новые национальные платья.

Источник

Телеуты

Праздник у телеутов сегодня. картинка Праздник у телеутов сегодня. Праздник у телеутов сегодня фото. Праздник у телеутов сегодня видео. Праздник у телеутов сегодня смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник у телеутов сегодня.

Происхождение народа телеуты

Телеуты – это тюркский коренной малочисленный народ России. Свое происхождение народ телеуты ведет от племени хуннов, которые в древности заселяли земли восточнее Енисея. Сегодня телеуты компактно проживают на территории РФ в Кемеровской области.

Телеуты называют себя «байат-пачат», «тадар» и «теленнет» от древнетюркского этнонима «теле». Сибирские воеводы прозвали их «белые калмыки» за характерную внешность. А за развитое родоплеменное занятие металлургией – «кузнецами». По мнению антропологов, именно телеуты сыграли главную роль в энтогенетическом формировании групп как северных, так и южных алтайцев.

Численность телеутов

По данным переписи 2010 года, в России насчитывается 2643 телеута. Более 2000 живут в селах невдалеке от Большого и Малого Бачата (Обь) – это бачатские телеуты. Часть народа живет на Алтае и в Монголии.

История телеутов

Упоминания о многочисленных воинственных племенах телеутов встречаются в летописях IV века. Они кочевали в Верхнем Приобье и предгорье Алтая вплоть до XVIII века. Проживали в основном между реками Иртыш и Томь.

В период, когда «все воевали против всех», телеуты попадали в зависимость к жужаням и тюркам, оказывались под властью Китая и Монгольской империи.

У них сформировались прочные феодальные отношения. Родовые объединения телеутов управлялось местными князьями. Князья в свою очередь подчинялся каану или хану.

Наибольшего расцвета телеутское объединение родов достигло при вассальной зависимости от Джунгарского ханства. В это время телеуты нередко участвовали в войнах против маньчжуров и давали отпор русским воеводам, осваивающим Сибирь.

Наибольший урон телеуты понесли в XVIII веке, когда полумиллионная китайская армия смела Джунгарское царство вместе с телеутами, из которых выжили менее 10 %.

Телеутские князья-зайсаны в первые же месяцы войны с китайцами обратились к коменданту Бийской крепости с предложением строить города на земле телеутов «где приглянется», чтобы помочь им избежать уничтожения. Телеуты без возражений приняли условие выплатить ясак наперед и поставлять русской армии при необходимости до двух тысяч воинов.

Русскими поданными телеуты стали в 1756 году, когда в крепость Бийска прибыли около 13 тысяч беженцев с кибитками.

Занятия и быт телеутов

Телеуты издавна делились на полукочевых скотоводов и охотников. Скотоводы разводили крупный рогатый скот, баранов и свиней, но в основном занимались коневодством. В каждом роду было свое тавро. Социальный статус телеута зависел от числа голов в табуне.

С XIV века телеуты обрели славу искусных наездников. Они знали много способов, как стреноживать и объезжать самых норовистых лошадей.

После объединения с русскими телеуты научились пахать землю и разводить пчел. Телеуты всегда славились изготовлением из кожи арканов, плетей и конской сбруи.

Язык телеутов

Язык относится к хакасским тюркской группы алтайской языковой семьи. Некоторые выделяют его в отдельную группу как самодостаточный. Другие считают его южным диалектом алтайского языка.

В России насчитывается всего около 1000 носителей телеутского языка. Остальные телеуты говорят и пишут по-русски.

Религия телеутов

Древние верования телеутов смешались с бурханизмом и шаманизмом. Некоторые свои традиции телеуты переняли у других малочисленных северных народов, а также у тюрков, алтайцев и русских.

Традиционная религия телеутов – шаманизм. Шаманы видят Вселенную, как конструктор из сфер. Небо в их представлении состоит из 16 слоев. В каждом обитают свои ульгени (духи).

Шаманство у телеутов передавалось по наследству, при этом шаманами могли становиться как мужчины, так и женщины.

Главные атрибуты шамана:

Моления и обряды телеуты совершали в священных местах. До наших дней известно такое место на горе Шаату («Звенящая») в Шанде. Телеуты считают, что это место обитания духов их предков. Они верили, что если загадать желание и стать в одну из впадин на этой горе, то можно услышать или звон как знак того, что желание сбудется, или гром как предвестник беды.

Как уже было сказано, телеуты преуспели в кузнечном деле и особо почитали кузнецов, которые в телеутской мифологии изображены как повелители огня.

С XIX века началась христианизация телеутов. Большую роль в этом сыграли миссионеры из Алтайской духовной миссии. Они открыли для телеутов первые школы и начали формировать в народе образованное сословие.

Традиции телеутов

Однако принятие христианства не помешало телеутам сохранить их традиционные праздники. Например, Троицу они празднуют вместе с Сомо. В этот весенний праздник у них принято было молиться вместе с шаманом самым уважаемым богам в березовой роще. По окончании праздника каждая семья приносила к своей изгороди «сомо» – символ бога, воплощенный в молодой березке. Шаман камланием освящал берёзовые стволы, после чего к ним привязывали белые и красные полоски материи. Эта традиция сохраняется у телеутов и доныне.

Кроме того, у них очень долго, вплоть до середины XX века сохранялся обычай общего угощения после забоя скота.

У телеутов брак можно было заключить двумя способами: через сватовство и через похищение. До начала XX века телеуты практиковали браки с несовершеннолетними, когда половозрелую девушку выдавали за 12-летнего мальчика.

Церемония состояла из куды (сватовства), яраштыка (мирения) и той (пира). Обычно за невесту необходимо было заплатить калым в 2-3 лошади плюс туша барана или кобылы, плюс алкоголь и деньги. Невеста готовила к этому дню приданое, куда входили платья, шубы, домашная утварь и постельные принадлежности.

Свадебный наряд шился только из красной материи, а с изнанки обшивался синими лентами, которые символизировали небо. Традиционная шапка для этого торжества называется «киш порук» и украшена синей кистью.

Золото, серебро и ткани аналогичных оттенков имели сакральное значение, ведь телеуты верили в покровительницу женщин Маг-ана с серебряными волосами, которая защищает свой народ, вооружённая золотым луком. Верховный бог Бай Ульген, кроме того, обитал на вершине золотой горы и сидел на золотом троне в золотом дворце. Поэтому воротник женских свадебных и просто нарядных платьев расшивали нитями из золота и серебра, а также украшали акчей – металлическими бляшками.

Наряды для свадебных торжеств, кроме того, украшали нагрудниками из бересты, обшитыми тканью, бисером, монетами и вышивкой. Эти нагрудники состояли из двух частей, символизирующих женское и мужское начало.

Женщины обязательно надевали на свадьбу серебряные серьги, браслеты и накосники с каури, поскольку телеуты верили, что ракушки каури защищают от сглаза. По этой же причине они клали каури в колыбельки детей.

Еще один интересный телеутский ритуал – укладывание новорожденного в колыбельку. Обряд совершался в новолуние, обязательно в присутствии старейшины рода.

Похороны и поминки у телеутов-христиан совершаются по канонам православия. Умерших обычно хоронили через два дня после кончины. В пути на кладбище исполняли сыгыт – плачи. В гроб клали гостинцы для умерших, посуду из дерева с надломанным краем, что-то из любимых вещей усопшего. Умершего обряжали в национальный костюм сообразно времени года.

Очень важный момент – наряд лошади, которая везёт гроб. Эту лошадь покрывали коврами, обвивали шалями, вплетали ей в гриву ленты. После похорон самый старший член семьи объезжал на этой лошади всю родню усопшего. Или водил ее в похоронном убранстве по знакомым и родне покойного. Все они должны были покормить эту лошадь овсом, а провожатого напоить чаем и вином.

Поминки делали на седьмицу и сороковины. Во время поминок обрядовую лошадь закалывали, мясо её съедали, а убранство раздавали. Иногда лошадь отдавали в бедные семьи.

Траур соблюдали три года. В первые 40 дней вдова не выходила из дома. Она распускала косы и носила вывернутую наизнанку одежду с распоротым воротником.

Над могилой устанавливали сруб.

Культура телеутов

Песни телеутов рассказывают о главных моментах истории народа: о джунгарских войнах, о битва с китайцами, о вступлении в Россию. Легендарные герои этих песен – Шюню-богатырь, Мамыт-князь и Балык.

У телеутов также очень развит ритуальный фольклор:

Современные телеуты стараются возрождать традиционный промысел валяния шерсти и изготавливают из неё национальных кукол.

У старшего поколения сохраняется традиция встречать гостя песней. Так телеут показывает, что его сердце открыто. Гость в ответ тоже должен открыть свое – а значит, тоже спеть. У телеутской молодёжи больше популярна традиционная чайная церемония.

Жилище телеутов

Традиционное жилище телеутов называется «аланчык». Это коническая постройка, в которой в качестве каркаса использовались жерди, покрытые корой, берестой и обмазанные глиной. Сверху телеуты натягивали шкуры. Позже кочевые племена телеутов перешли на монгольские юрты.

Земляной дом телеуты называют «йер». Зимник – «кышту». Это прямоугольная срубная полуземлянка с плоской или двускатной крышей. В зимнике и йере стены обкладывались дерном и обшивались плетнем. Глинобитная печь по традиции располагалась справа от входа. Вход всегда смотрел на восток.

«Йайла» – летнее жилье телеута. Оно срубное, просторное со сторонами длиной от четырёх метров. С XX века йайла используется как хозяйственное помещение.
Рядом с домами телеуты строили «мылча» – бани, амбары, загоны для скота, курятники, хлев.

Все жилища, кроме йайлы, делились на женскую и мужскую части с соответствующей обстановкой. Люльку ставили на женской половине.

Быт телеутов прост. Очаг они устраивали в центре жилища. За ним располагалась специальная подставка «дьаныртык», на которую устанавливали деревянный ящик с резьбой – «кайырчак», в котором размещались хранители рода – деревянные куклы идолов. Лица этим идолам мог вырезать только шаман. Божков кормили раз в год, а все остальное время их берегли и передавали по наследству.

Фото: Дмитрий Коробейников/РИА Новости ©

Праздник у телеутов сегодня. картинка Праздник у телеутов сегодня. Праздник у телеутов сегодня фото. Праздник у телеутов сегодня видео. Праздник у телеутов сегодня смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник у телеутов сегодня.

Внешность телеутов

Антропологически телеуты относятся к монголоидной расе центрально-азиатского типа. Но наряду с типичными монголоидными признаками у них во внешности есть европеоидный: светлый оттенок кожи.

Традиционной прической мужчин была косичка на темени выбритой головы. Девушки носили три и больше косичек (главное, чтобы нечётное число). Замужние женщины – две косы.

Традиционная одежда телеутских женщин – шаровары и туникообразное платье кунек с широкими рукавами и суженными манжетами. Воротник-стойку отделывали декором, как и пояс. Это наряд сакральный, телеуты верили, что он защищает женщину от злых духов и поддерживает её способность к деторождению. На всех элементах одежды, которые соприкасаются с открытой кожей, нашивали красную ткань – символ благодати и деторождения.

Праздничные шелковые халаты с накладным нагрудником называются «чиймек» и «очкар».

На ногах телеуты носили чарыки или мынту – сапоги из овчины, кожи. Подъем высокого голенища вышивали шелком или шерстью.

Головные уборы у мужчин и женщин – конические стёганые материей и бархатом шапки с кистью на макушке. Женщины также носили ситцевые платки.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Источник

Телеуты Кузбасса отмечают праздник первого айрана «Шан-туу Пайрам»

Праздник у телеутов сегодня. картинка Праздник у телеутов сегодня. Праздник у телеутов сегодня фото. Праздник у телеутов сегодня видео. Праздник у телеутов сегодня смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник у телеутов сегодня.

В телеутском празднике приняли участие творческие национальные коллективы и сборные команды спортсменов из сел Беково и Новобачаты Беловского района, села Заречное и микрорайона Телеут города Белово, поселка Телеут Новокузнецка и деревни Шанда Гурьевского округа.

На территории музея под открытым небом «Земля у звенящей горы» состоялся мастер-класс по установке юрт и готовке национальных телеутских блюд.

Кроме того, участники праздника соревновались в национальных видах спорта: перетягивании палки, борьбе «Куреш», стрельбе из лука, «Камчи» (соревнования с плеткой), «Тебек» (набивание очков ногами, подбрасывая вверх тебек — кусок шкуры, утяжеленной камнем или иным грузом), метании камня.

Гости праздника смогли увидеть реконструкцию обрядов, попробовать блюда телеутской кухни, посмотреть декоративно-прикладное искусство телеутских мастеров, принять участие в мастер-классах.

Культурная программа фестиваля была представлена конкурсными номинациями: Ойно, чӧрчӧк (Театрализация легенд, сказок, притч, семейных преданий), Эң артық сарынчилдар (Лучший вокальный коллектив), Кӱмӱш ӱндӱ (Лучший вокалист), Эң артық секирчилдер (Лучший хореографический ансамбль), Алтын таман (Лучший солист-танцор), Jайғы кийим (Сценический летний костюм), Таамду қурсақ (Лучший праздничный столик), Сооқ чырай (Лучшая фото-зона).

В этом году фестиваль проводится на средства, выделенные из Фонда Президентских грантов. Гурьевский проект «Дети коренных» стал победителем и получил 1 млн 425 тысяч рублей. На эти деньги были приобретены три юрты, помост для проведения борьбы «Куреш», подарки для участников фестиваля, организована доставка делегаций и питание.

Для справки. Праздник Тун-пайрам (дословно — «первый, первородный праздник») возник в древнетюркскую эпоху и был связан с почитанием скотоводства — основы традиционного хозяйства. Для него готовились первые молочные продукты, заводили первый айран, шили новые национальные платья.

Источник

Праздники телеутов

Зима настала

Праздник у телеутов сегодня. картинка Праздник у телеутов сегодня. Праздник у телеутов сегодня фото. Праздник у телеутов сегодня видео. Праздник у телеутов сегодня смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник у телеутов сегодня. Праздник у телеутов сегодня. картинка Праздник у телеутов сегодня. Праздник у телеутов сегодня фото. Праздник у телеутов сегодня видео. Праздник у телеутов сегодня смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник у телеутов сегодня. Праздник у телеутов сегодня. картинка Праздник у телеутов сегодня. Праздник у телеутов сегодня фото. Праздник у телеутов сегодня видео. Праздник у телеутов сегодня смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник у телеутов сегодня.

По календарю зима начинается первого декабря. А в природе — в разное время. В этом году она пришла неожиданно рано: белым снегом покрылась земля, присмирела наша речка Бачатка, мороз будто прикрыл её зеркальным стеклом. Уже в ноябре трещали сильные морозы — целую неделю. Наступил декабрь, впереди еще январь и февраль. Январь — середина зимы, февраль — с буранами и метелями.

В древности телеуты отмечали Новый год — Жыл Пажы — в день весеннего равноденствия. Пекли круглые, как солнце, калачи и пироги с разной начинкой. Пели обрядовые песни, просили у природы благоденствия. А сейчас они, как и все россияне, отмечают Новый год зимой, украшают елку и загадывают желания.

Декабрьские дни короткие и холодные. Некогда было веселиться телеуту-крестьянину: работал он в колхозе, на производстве, дома по хозяйству, готовился к праздникам. Ночи зимой длинные — есть время подумать: об уходящем годе и наступающем.

Январь же приходит с праздниками: и Новый год, и Рождество Христово, и Крещение Господне.

Особенно почитаемым праздником является Рождество Христово (7 января). В праздновании Рождества — Колодо — есть у телеутов свои обычаи и традиции. К празднику готовились от мала до велика. В сочельник (6 января) пекли курники, калачи, пироги, хворост. Многие православные шли на службу в храм на всю ночь. 7 января ходили в гости друг к другу: с утра мужчины (в великий праздник всех первым должен поздравить мужчина, чтобы год был удачным), ближе к обеду — женщины, а под вечер — мальчики. Мальчишки ходили по дворам и пели «урэй» под окном, прославляли хозяев дома, а хозяева выносили им хлеб с репой, одаривали поющих. К сожалению, этот обычай исчез к шестидесятым годам XX века.

Вечером — гулянье с гармошкой — вечёрки. В деревне Верховская вечёрки проходили в Красном уголке — раскомандировке бригады колхоза. На вечёрки приезжала молодежь со всех телеутских деревень, доставали из сундуков красивые платки и платья. Одевались понаряднее: женщины надевали крытые дорогой тканью шубы, отороченные мехом выдры, мужчины — шубы дубленые. На вечёрках было весело: все пели, плясали, играли на гармошке и шутили. В то время нотной грамоте никто не учился, но среди телеутов было много талантливых парней и девушек. Каждый умел плясать, отбивать дроби.

Был такой обычай — Чертектер. Эта удивительная традиция продолжается и сегодня. Наряжались в национальные платья, на голову накидывали большие платки, и плясали попарно с закрытым лицом. Ряженых так и называли — Чертектер. Студенты-телеуты спешили приехать домой на праздник и успеть нарядиться к Чертектеру, чтобы никто не смог их узнать. Колодо продолжалось целую неделю — с 7 по 14 января.

Другим большим праздником в январе является Крещение Господне — 19 января. У телеутов этот праздник называется Мылтыкту («С ружьем»). В сочельник с утра шла подготовка к празднику — делали деревянные кресты из березы. Эти кресты носили на реку и спускали в прорубь, раскладывали по четырём углам огорода, прикрепляли на постройки, клали в сенях на хранящуюся снедь со словами: «Старый год прошел, наступил Новый год! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!» С такими же словами рисовали кресты мелом над окнами дома и над входной дверью. После обеда начинали стряпать пельмени с мясом, морозили их в сенях. В пельмени клали на счастье монетки, загадывали желание. Монетки были разного достоинства, их тщательно мыли хозяйственным мылом, затем натирали пищевой содой или столовым уксусом. Только после этого монетки клали в пельмени. Загадывать можно было только хорошее: например, пусть эта монетка попадётся везунчику или счастливчику, или тому, кто хорошо будет учиться. Пельмени с монетками назывались «пельмени со счастьем». Варили и ели пельмени вечером, когда на небе покажется первая звезда. В каждом доме были «пельмени со счастьем». И вечером ходили друг к другу в гости: поесть пельменей, счастья поискать. Особенно любили «счастье искать» дети. Отведав пельменей, «поймав счастье», довольные гости уходили со словами: «К нам приходите на пельмени». Вот почему у телеутов 18 января называется Пельменек. К сожаленью, сейчас многие понимают этот праздник неправильно, начинают стряпать и есть пельмени с утра.

В этот вечер гадали. Парни и девушки гадали на суженных, а дети играли в особенные жмурки — «Тёрко кап». На столе раскладывали разные предметы: тёрку, стопку, кусок хлеба или пельмешек, ключи, книгу, кошелёк. Водящий завязывал игроку глаза, менял местами предметы, и игрок закрытыми глазами должен опускать руку на стол, поймать один предмет. Если поймаешь тёрку, то жених будет корявым, стопку — пьяницей, хлеб или пельмешку — богатым, ключи — жених с домом или с квартирой, кошелек — быть при деньгах, книгу — достигнешь успехов в учении.

19 января — на Крещение — все спешили на службу в храм на водосвятие. После службы праздновали великий праздник.

Вот такой славный месяц январь — начало года с рождественскими и крещенскими морозами, с народными гуляниями и гаданьями. Как проведешь первый месяц года, таким и год сложится. Готовьтесь к праздникам, дарите друг другу подарки и хорошее настроение!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *