Праздник у осетин джеоргуба когда
Джеоргуыба в Южной Осетии
Памятник Уастырджи в Северной Осетии (Фото: Tatil, depositphotos.com)
Джеоргуыба (осет. Джеоргуыба) — осенний праздник в честь осетинского дзуара Уастырджи, одного из героев Нартского эпоса. Это самый большой праздник у осетин, приуроченный к окончанию сельскохозяйственных работ.
Начинаются празднования с понедельника, а в воскресенье перед началом праздника, по традиции каждая семья приносит в жертву Богу какое-либо животное (быка, овцу). Этот предпраздничный день называют «галэргэвдэн».
Осетины, чтят своих дзуаров (святых), но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, занимает Уастырджи — покровитель мужчин, путников, защитник слабых и обездоленных, учитель молодежи. Осетин, где бы он ни находился, и что бы он ни делал, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. За столом традиционно первый тост (обращение) произносится к Всевышнему (Стыр Хуыцау), второе к его посланнику Уастырджи. Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех. В каждый дом в течение недели обязательно приходят соседи, друзья, родственники.
В пантеоне осетинских божеств Уастырджи — единственный, кто общается с народом, ведет такой же образ жизни, как простой горец. Он является посредником между богом и людьми. Место пребывания Уастырджи — небеса. Перед богом «Хуыцау» он заступается за бедных и обиженных людей и просит для них у него всяких даров.
Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Великий Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи». В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» — «Покровитель мужчин», но они на это не сетуют, ведь их мужчины тоже путники и воины, находящиеся под оком Уастырджи, а благополучие мужей — это залог мира и процветания в семье.
В Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.
Уастырджи был так почитаем предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» — месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи».
Эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу — Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым. Эти продукты в неделю Джеоргуыба не принято употреблять вообще.
Другие праздники в разделе «Праздники Южной Осетии»
Джеоргуба: как отмечают главный осетинский праздник
Начинается Джеоргуба в третье воскресенье ноября и продолжается неделю. Праздник не просто так отмечают в конце осени. У земледельцев и скотоводов в это время было меньше хлопот: заканчиваются полевые работы, убраны хлеба и корма. Теперь есть возможность спокойно распоряжаться плодами своих годовых усилий и добрыми молитвами вспомнить имя самого почитаемого святого в осетинском пантеоне — Уастырджи.
Фото: Константин Фарниев
Фото: Константин Фарниев
— Из всех праздников, которые отмечают осетины, наиболее значимый — праздник, посвященный Уастырджи, и называется он Джеоргуба. В образе Уастырджи следует видеть осетинское божество. Люди, которые отождествляют его со святым Георгием, глубоко ошибаются. Уастырджи не является исторической личностью, — поясняет историк, этнограф Людвиг Чибиров. — Осетины постоянно дополняли его имя украшающими эпитетами: золотой, золотокрылый, остроокий, доблестный, сильный. Имя Уастырджи и по сей день окружено ореолом недосягаемого почета и благоговейного обожания. Он представляется в воображении осетин всадником на белом коне, храбрым, симпатичным, добродушным, ростом высоким, с белой бородой. Место его пребывания — небеса. Перед богом он заступается и за бедных, и за обиженных и просит у него всяких даров для них.
Нередко в эти праздничные дни осетины справляли свадьбы. Многие молодые пары стремились пожениться именно в Джеоргуба, так как искренне верили, что браки, заключенные в этот праздник, будут более крепкими.
Празднование Джеоргуба начинается с жертвоприношения. Именно в воскресенье мужчины режут животное — быка или барана. В народе этот день так и называется — день закалывания быка. Такой обычай сохранился и в наши дни, но жертвенных животных теперь обычно забивают в сельской местности или в частных секторах городов — для больших застолий. Большинство же семей предпочитают покупать на рынке уже готовое мясо — чаще всего это три ребра. Их принято подавать на стол в вареном виде.
Праздник Джеоргуба у осетин
Осенний праздник Джеоргуба в честь осетинского дзуара Уастырджи, покровителя мужчин, путников, защитника слабых и обездоленных, в 2020 году отмечается 23 ноября. Это торжество является одним из главных в Осетии. К его подготовке и проведению подходят ответственно. Более того, осетины настолько чтят традиции, что праздник остается неизменным многие века.
Общая информация
В понедельник торжество ориентировано только на семейный круг. К столу подаются голова убитого животного, а также три пирога, называемых молитвенными. Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к празднованию. Женщины сидят за отдельным столом, так как Уастырджи является покровителем мужчин. Всю остальную неделю осетины ходят в гости к соседям, друзьям и родственникам. В последний же день с праздником прощаются, и происходит это снова в кругу семьи.
Принципы праздника
Вначале к трапезе приступают старейшины семьи. Они оставляют большие и сочные куски мяса молодым юношам, чтобы новое поколение росло здоровым и сильным. Женщины ранее не участвовали в праздновании, но сегодня они также отмечают его вместе с остальными.
Даже тогда, когда неделя торжеств заканчивается, никто не забывает про святого Уастырджи. Тосты и молитвы в его честь произносятся постоянно, независимо от того, какое происходит событие. Это может быть день рождения, юбилей, свадьба или даже корпоративная вечеринка.
История возникновения праздника
Праздник Джеоргуба у осетин основывается на нартском эпосе. Он пришел в страну из далекого прошлого, и сегодня никто точно не может сказать, когда именно зародилась традиция отмечать день святого Уастырджи. Известно только, что непосредственно само празднование ничуть не изменилось. На стол подаются те же самые блюда, традиции тоже остались аналогичными.
Кто такой Уастырджи?
Как известно, праздник Джеоргуба у осетин посвящен одному из святых этой нации. Это великий Уастырджи, пришедший их нартских эпосов. Его нередко сравнивают со святым Георгием, который фигурирует в христианских письменностях. Он представляет собой покровителя мужчин, путешественников и воинов.
Скорее всего, такое отношение к Уастырджи основывается непосредственно на том, что святой жил точно так же, как и остальные люди. Он вел привычный образ жизни, был горцем. Еще до смерти сделал много хорошего. Являясь посланником Всевышнего, он всегда наставлял на истинный путь каждого, кто к нему обращался. Однозначно можно сказать, что и сегодня любой осетин прежде, чем начать что-либо делать, всегда заручится его поддержкой.
Традиции и обряды
Праздник Джеоргуба каждый год проводится приблизительно одинаково. Разница заключается только в том, что не все семьи могут себе позволить большой размах. После того как его отметят в кругу семьи, осетины ходят в гости к соседям. Обычно те люди, которые дружны между собой, договариваются о том, кто, когда и к кому приходит в дом.
Нередки случаи, когда на празднование скидываются все отмечающие. Но в современности нет старых проблем с деньгами, поэтому эта традиция осталась только в деревеньках и небольших населенных пунктах.
Во время празднования непосредственно за столом старший член семьи говорит тост за Всевышнего. Вторую рюмку выпивают за божественного посланника Уастырджи. К каждому из них во время произнесения тоста обращаются со словами, чтобы они сохранили всю семью в целом и каждого ее члена в частности. В современности женщины тоже принимают участие в праздновании, только они садятся за другую часть стола. Тосты и молитвы не произносят, однако могут выпивать и радоваться наравне с остальными.
Заключение
Праздник у осетин джеоргуба когда
Осенний праздник Джеоргуыба в честь осетинского святого Уастырджи, покровителя мужчин, путников, защитника слабых и обездоленных, отмечается 22 — 23 ноября. Это торжество является одним из главных в Осетии. К его подготовке и проведению подходят ответственно. Более того, осетины настолько чтят традиции, что праздник остается неизменным многие века.
В последнюю неделю ноября наступает ответственный день, к проведению которого тщательно готовятся все осетины. Джеоргуыба празднуется по окончании сельскохозяйственных работ и проходит одинаково как в северных, так и в южных районах. Накануне праздника, который всегда наступает в понедельник и продолжается до конца недели, каждая семья закалывает животное для жертвоприношения. Предпраздничное воскресенье так и называют — «день закалывания быка».
В понедельник к столу подаются голова убитого животного, а также три пирога, называемых молитвенными. Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к празднованию. Женщины сидят за отдельным столом, так как Уастырджи является покровителем мужчин. Всю остальную неделю осетины ходят в гости к соседям, друзьям и родственникам. В последний же день с праздником прощаются, и происходит это снова в кругу семьи.
Джеоргуыба — осетинский народный праздник, история возникновения которого уходит далеко в прошлое. К столу в это время нельзя подавать рыбу, свинину или птицу. Основной рацион составляет говядина или баранина. В качестве главного блюда выступает голова быка или овцы, приготовленная по национальному рецепту.
Вначале к трапезе приступают старейшины семьи. Они оставляют большие и сочные куски мяса молодым юношам, чтобы новое поколение росло здоровым и сильным. Женщины ранее не участвовали в праздновании, но сегодня они также отмечают его вместе с остальными.
Даже тогда, когда неделя торжеств заканчивается, никто не забывает про святого Уастырджи. Тосты и молитвы в его честь произносятся постоянно, независимо от того, какое происходит событие. Это может быть день рождения, юбилей, свадьба или даже корпоративная вечеринка.
Праздник Джеоргуыба у осетин основывается на нартском эпосе. Он пришел в страну из далекого прошлого, и сегодня никто точно не может сказать, когда именно зародилась традиция отмечать день святого Уастырджи. Известно только, что непосредственно само празднование ничуть не изменилось. На стол подаются те же самые блюда, традиции тоже остались аналогичными.
Поскольку Джеоргуыба — праздник в честь осетинского святого, в этот день принято обращать свои молитвы только к нему. Но отмечающие не забывают и про Бога. Несмотря на то что святой покровительствует мужчинам, поднимаются тосты и в честь женщин.
В 1995 году Уастырджи поставили памятник — образ человека верхом на коне. Это очередной раз доказывает, что праздник Джеоргуыба в Осетии действительно почитается. Вес памятника — 28 тонн. Обычно, когда машины проезжают мимо него, водители останавливаются, чтобы преклониться перед главным из своих святых.
Праздник Джеоргуыба каждый год проводится приблизительно одинаково. Разница заключается только в том, что не все семьи могут себе позволить большой размах. После того как его отметят в кругу семьи, осетины ходят в гости к соседям.
Во время празднования непосредственно за столом старший член семьи говорит тост за Всевышнего. Вторую рюмку выпивают за божественного посланника Уастырджи. К каждому из них во время произнесения тоста обращаются со словами, чтобы они сохранили всю семью в целом и каждого ее члена в частности.
Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные — каждый человек мог обратиться к святому Уастырджи в своих молитвах. А то, что праздник Джеоргуыба у осетин до сих пор отмечается с большим размахом и соблюдением национальных традиций и обрядов, — прямое тому подтверждение.
Джеоргуба — осенний праздник в честь осетинского святого
Фото: Анна Кабисова
У входа в дзуар над аркой висят два старинных церковных колокола — это дары грузинских царей. Георгий и Арчил пожертвовали их Дзивгисскому «крестохранилищу» в 1613 и 1683 годах
Каждый год в конце ноября в горное село Дзивгис в Северной Осетии съезжаются семьи со всей республики, чтобы помолиться вместе. Здесь, в сорока километрах от Владикавказа, располагается культовый комплекс, посвященный осетинскому святому Уастырджи. Святилище так и называется — «Дзывгисы Уастырджи дзуар» (в осетинском языке слово «дзуар» имеет несколько значений: крест, святилище, святой). Сюда приезжают в воскресенье во время праздника Джеоргуба — его отмечают в течение недели. Гостей встречает главный дзуарлаг (буквально «мужчина святилища»), то есть смотритель святого места, Казбек Елканов.
Праздник Джеоргуба в честь святого Уастырджи широко отмечается в Северной и Южной Осетии в последнюю неделю ноября. В 2019 году Джеоргуба был внесен в календарь праздников Северной Осетии и первый понедельник праздника стал официальным выходным.
— Праздник Джеоргуба у осетин считается одним из самых почитаемых и по традиции приурочен к осени, когда все сельскохозяйственные работы окончены. Люди режут быков и баранов, молятся, посещают святые места. Всю праздничную неделю каждая семья накрывает стол с тремя пирогами и мясом, приглашает друзей и соседей, — рассказывает он.
Святой Уастырджи считается покровителем мужчин и путников, защитником слабых и угнетенных. Многие жители Осетии ассоциируют образ Уастырджи с образом христианского святого Георгия — с осетинского языка Уастырджи переводится дословно так: «уас» — святой, «стыр» — великий, «джи» — Георгий.
Фото: Анна Кабисова
Казбек Елканов встречает всех прибывших молитвой и благословляет надочажной цепью — для осетин этот ушедщий в прошлое элемент домашней обстановки имеет сакральное значение. Считается, что цепи — связующее звено между Всевышним и человеком.
— Каждый осетин раз в год должен пройти обряд благословения надочажной цепью, которые даны нам Богом, — объясняет смотритель. — В этом месте сильная энергетика, и надочажная цепь избавляет человека от всего плохого, очищает его мысли.
Дзуар условно поделен на две части — женскую и мужскую. Мужчины подходят к столу, за которым стоит Казбек Елканов, и молятся вместе с ним. Стол в осетинской традиции — алтарь для молитвы. В этот день на нем по традиции только три пирога, три ребра жертвенного животного и осетинское пиво. После молитвы мужчины и мальчики подходят ко второму смотрителю, Казбеку Ваниеву, за благословением — в руках у него надочажная цепь. Женщин благословляет сам Казбек Елканов. Некоторые приходят с атласными лентами и повязывают их в дзуаре, обращаясь к святому с молитвами и просьбами.