Праздник троица обычаи и обряды
Обычаи, обряды и традиции на Троицу
В истории российских праздников прослеживается одна любопытная черта: практически каждая знаменательная дата сопровождается как «официальными», так и народными традициями. Например, многие обычаи и обряды на праздник Троицы на самом деле возникли гораздо раньше, чем на Русь пришло христианство.
Интересно, что некоторые из них сохранились до сих пор. Тогда как же отмечать Троицу, какие обряды и ритуалы можно выполнять? Об этом расскажем прямо сейчас.
Троица, Духов день, Русальная неделя: народные традиции
Обрядов на Троицу действительно существует очень много – десятки традиций этого праздника дошли до нас из глубины веков. Многое станет понятным, если мы ненадолго уйдем в историю. Православие, как известно, начало распространяться с 10 века. А до этого наши предки жили по собственному календарю, богатому на свои события.
Сегодня мы называем это язычеством, но раньше культ составлял предмет священной веры. Народные обряды и ритуалы были обязательны для выполнения каждым членом общины. Год начинался весной, с наступлением сельскохозяйственного цикла.
А когда весна уступала свое место долгожданному лету, славяне отмечали так называемую Русальную неделю. Считалось, что в это время души умерших предков окончательно покидают земные пределы и уходят в иной, более прекрасный мир.
А еще верили, что в это время из водоемов выходили прелестные русалки и водяные. Своими заманчивыми взглядами они пленяли путников и случайных прохожих, которые оказывались неподалеку от рек и озер.
Если поддаться соблазну, русалка могла утащить беднягу на дно своего водного мира, что означало верную погибель. Вот почему даже до наших дней дошел такой обычай на праздник Троицы: считается, что мыться и купаться в этот день категорически запрещено.
Но ведь русалка – это почти та же девица, только с рыбьим хвостом. Возможно, она поймет загадочную женскую душу, и подскажет ей, где найти суженого, и как скоро она встретит его на своем жизненном пути.
Вот почему многие обряды и ритуалы на Троицу связаны с гаданием на любовь. Есть и свои денежные приметы, погодные признаки и другие традиции, как праздновать Троицу. Конечно, все они имеют отношение только к народным представлениям, но все равно вызывают неподдельный интерес многих людей.
Ну а потом история начала развиваться по православному вектору. В обиход вошел и праздник Троицы (его еще называют Духов день, потому что верующие отмечают сошествие Святого Духа на землю). Однако народные традиции не канули в лету – они продолжили развиваться и к тому же причудливо переплелись с традициями церковными.
Вот почему сегодня можно получить целый список из ответов на вопрос, какие обряды делают на Троицу. Несколько примеров таких ритуалов подробно описаны в следующем разделе.
Что делать на Троицу: обычаи и обряды
Итак, какие же обряды и приметы праздника дошли до наших дней? Иными словами, с какими традициями мы можем соприкоснуться и сегодня, в 21 веке?
Ритуалы для здоровья
Разумеется, здоровье – это основа основ, и наши предки уделяли этому вопросу очень много внимания. Практически на каждый праздник выполнялись свои обряды, чтобы подзарядиться здоровьем на целый год. Например, на Крещение купались в проруби, а в Вербное воскресенье легонько ударяли друг друга веточками ивы.
Что же касается Троицы, то и в этот день существовала такая интересная традиция: примета гласит, что нужно обязательно погулять под дождем (если он выпадет). Во-первых, он и сам по себе является добрым знаком.
А главное – силы прибавит, чтобы можно было исполнить все свои мечты. Еще для здоровья считалось полезным прогуляться по утренней росе. Если ее выпадало особенно много, считалось, что весь год будет благополучным.
Также народные приметы на Троицу гласят, что в этот день нужно непременно насобирать целебных трав и цветов. Растения в такие часы обладают особой чудодейственной силой, поэтому если засушить их впрок, а потом использовать для приготовления лекарственного чая, они помогут сохранить здоровье и вылечить болезни.
Зелень на Троицу: символ праздника
Интересно, что Троица вообще тесно связана с зеленью, ведь недаром ее иногда называют Зеленым воскресеньем. Дело в том, что смысл праздника связан с чудесным событием – сошествием на землю Святого Духа, которое состоялось на 50 день после Пасхи (вот почему эту дату нередко также называют Пятидесятницей). Это событие ознаменовало наступление благодатного времени, которое продолжается и по сей день: теперь каждый человек может искренне покаяться перед Богом и получить прощение всех своих грехов.
Дух Святой – это сила животворящая, третье лицо Бога. И неслучайно празднование дня Троицы выпадает как раз на конец весны – начало лета.
В это время даже в северных широтах нашей страны распускаются юная листва на деревьях, в полях начинает вырастать свежая трава, а на юге и вовсе снимают первый урожай кое-каких культур (например, того же редиса). Вот и получается, что с незапамятных времен символом, если угодно, цветовой темой дня стала зелень и все, что с ней связано.
Поэтому на Троицу всегда срывают молодые березовые ветви и освящают в церкви. Примета гласит, что их нужно непременно принести домой и положить рядом с иконой. Веточки освященной березы лучше сохранить на целый год – тогда они будут оберегать дом от неприятностей и помогут сохранить доброе здоровье всем членам семьи.
Считалось также, что березовые ветви могут предсказать, каким будет сенокос. Их втыкали в землю и наблюдали в течение трех дней:
Обряды и гадания на любовь
А еще есть несколько обычаев и примет на Троицу, связанных с гаданиями на суженого. Прежде всего, нужно сказать, что с сошествием Святого Духа исторически совпало еще одно событие, которое осталось в народной памяти еще с языческих времен. В это же время наступает Русальная неделя.
Но наряду с мистикой, русалка может и дать что-то хорошее – например, ответить на девичьи вопросы о суженом. Поэтому одно из распространенных поверий на Троицу связано с гаданием на судьбу.
В этот день девушки плели венки из полевых цветов и пускали их по воде: пусть русалка примет подарок и хотя бы намекнет на будущее:
Кстати говоря, венки можно запускать не молча, а проговорив такие слова:
По полю девки ходят, букеты носят, венки плетут да в воду бредут. Суженый, ряженый, ты венок слови, мне принеси. Во веки веков. Аминь.
Сразу после бросания венка нужно быстро отправиться домой, по пути не оборачиваться назад и ни с кем не разговаривать, в том числе и по телефону. Вообще этот обряд довольно интересен и уж точно произведен определенное впечатление. Ведь остаться наедине с собой, да еще и помолчать хотя бы пару часов – полезная процедура, которая, возможно, поможет, немного иначе взглянуть на свою жизнь.
А еще есть такая интересная примета Святой Троицы на любовь. Девушке нужно обязательно остаться дома одной (неважно – утром, днем или вечером), открыть форточку, подойти поближе к окну и прошептать:
Раб (имя) иди ко крыльцу, к моему дворцу, к моим сеням, к моему порогу, по моим следкам. Я тебя никому не отдам. Слово, замок, язык. Аминь.
Разумеется, это относится к тем дамам, которые уже выбрали мужчину сердца или по крайней мере точно представляют себе, кого бы они желали видеть рядом. Этот заговор читают 9 раз подряд, после чего опять же нужно немного побыть в безмолвии и дать полный простор для своей фантазии. Искренние мечты и душевные порывы имеют чудесное свойство сбываться.
Также в Троицу девушки обращали внимание и на знаки судьбы. Например, одно из суеверий на Троицу связано с приметой, когда в дом приходит незнакомый человек – путник или случайный прохожий. Его нужно встретить по высшему разряду, потому что это сулит хозяину дома счастье. Девушка, например, может встретить своего суженого.
Но самое интересное, если именно на Троицу девице будет сделано предложение руки и сердца (раньше домой приходили сваты, ну а теперь, как мы знаем, все стало значительно проще). Можно без раздумий соглашаться – а еще лучше подгадать так, чтобы пожениться на Покров (1 октября по старому стилю и 14 октября – по новому). Тогда отношения сложатся на редкость удачно, а брак будет счастливым.
Заговор на венок
Еще немного о венках. Их можно не только пускать по воде. Зелень, березовые ветви, трава и полевые цветы – это непреходящие символы праздника Троицы. Интересно, что даже среди священников принято облачаться в нарядные зеленые одеяния в этот день, поэтому служба выглядит особенно красиво.
Не молясь ложуся спать и не перекрестясь, Господи, прости Христос. Под голову кладу венок из святых трав.
Как эти травы в венок свивались-переплетались, так и пусть раб Божий (имя) вокруг меня рабы (имя) вьется-увивается, как венок будет вянуть и сохнуть, так пусть сохнет-горюет он по мне, Божьей рабе (имя), едой не заедает, питьем не запивает, гульбой не загуляет; при пире он или при беседе, в поле он или в доме — не сходила бы я с его ума-разума.
Будьте слова мои крепки и лепки, крепче камня и булата, острого ножа и борзометкого копья. А ключ моим словам и утверждение, и крепость крепкая, и сила сильная в небесной высоте, а замок в морской глубине.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
После этого нужно положить венок под подушку и поспать так ночь. Возможно, это и не совсем удобно, зато мечта непременно сбудется. Затем заговоренный венок ни в коем случае нельзя выбрасывать – его засушивают и хранят в любом месте ровно год.
Обряды на богатство
Вообще с венком из зелени и полевых цветов связано довольно много народных примет, обычаев и традиций на Троицу, поэтому его можно считать не только символом праздника, но и своеобразным неодушевленным героем этого дня.
Если хочется заручиться покровительством небесных сил и прожить год в достатке, освященный венок нужно принести домой вместе со святой водой. Ею опрыскивают каждый угол (по часовой стрелке), и причем в каждый угол кладут 1 или несколько монеток. При этом произносят такие слова:
Троица Святая, в помощь нам данная, не буду я лениться, буду трудиться. За это пусть злато ко мне в дом льется.
После того, как венок высохнет, его надо спрятать в недоступное для других место и хранить в течение всего года.
А еще среди примет на Троицу, связанных с богатством, есть и такие простые знаки, как например, увидеть радугу на небе или попасть под обильный дождь. Это сулит благоприятные события, здоровье и достаток на весь год. Ну а если в дом придет какой-то путник, пусть даже малознакомый гость, встретить его полагается очень тепло, тогда сделанное добро непременно вернется.
И еще одна интересная примета на здоровье, настоящий народный обычай, связанный с Троицей – раздача милостыни, которую нужно сделать на следующий день, в понедельник. Сначала нужно зайти в церковь, помолиться или даже послушать службу, если позволяет время.
А затем просто раздать всю мелочь, которая осталась по карманам и в кошельке. Это оградит от многих неприятностей, а главное – поможет сохранить здоровье. Конечно, обряд добровольный, и делать его нужно бескорыстно, иначе результата не будет.
Троица отмечается не один, а целых три дня: в воскресенье, понедельник и вторник. Причем понедельник получил название Духова дня – его также называют днем Святого Духа.
В народных поверьях распространилась примета, будто именно в этот день отмечаются именины земли. Поэтому многие люди отправлялись в это время на поиски… клада. Считалось, что хорошему человеку земля непременно откроет свою драгоценную тайну.
В наши дни можно просто попытать счастья – например, купить лотерейный билет. Кто знает – кому удача улыбнется именно сегодня?
Троицкая суббота: вспомните об усопших
Как ни странно, но праздник Троица связан со многими обычаями и приметами по поминанию умерших. Казалось бы, где связь между сошествием Святого Духа и воспоминанием усопших?
Ответ на этот вопрос можно найти, если приоткрыть для себя завесу тех далеких времен, когда в народно среде гармонично уживались не только христианские, но и языческие традиции.
Как уже говорилось, празднование этого торжества совпадает с наступлением Русальной недели. Наши предки полагали, что эти дни знаменательны не только выходом русалок из природных водоемов, но еще и отходом душ умерших предков. Дело в том, что раньше начало нового года отмечалось не 1 января, а с наступлением сельскохозяйственного цикла.
Поэтому время Троицы – это пора обновления, когда новый год окончательно вступает в свои права. А души всех умерших за прежние 12 месяцев, наконец, уходят в свою небесную обитель, т.е. покидают нашу грешную землю. Вот почему в день Святой Троицы существовала и существует примета, согласно которой нужно обязательно отправиться на кладбище и навести там полный порядок.
Правда, отношение православной церкви к такой традиции не слишком благосклонное: считается, что на могилу лучше все же сходить в другой день. Если подумать чуть более глубоко, с этим мнением можно согласиться.
Дело в том, что Троица – это праздник животворящей силы Господа, который по своей милости не только пожертвовал единственным Сыном Иисусом Христом, но еще и послал Святого Духа в помощь каждому человеку. Понятно, что торжество это светлое, и в палитре эмоций в такой день просто не должно оказаться темных красок.
К тому же накануне праздника предусмотрена специальная Троицкая родительская суббота – вот тогда и можно сходить на кладбище. А в саму Троицу лучше сходить в церковь, проникнуться светлыми чувствами, а затем провести день со своими близкими, сходить в гости и заняться какими-то добрыми, приятными делами.
Что готовить на Троицу по обычаю: праздничный стол
Любой церковный праздник считался на Руси большим событием, и к нему готовились заранее – чуть ли не за неделю или даже за месяц. Накануне Троицы хозяйки до блеска натирали полы, приводили весь дом в порядок.
И, конечно, нужно было еще побеспокоиться и о блюдах, которые подавались к праздничному столу. Традиционное меню на Троицу обязательно включало яичницу – это символ самой жизни, а еще – солнца, лета, всего доброго и светлого.
Также на стол подавали много овощей и фруктов, их можно было кушать как сырыми, так и приготовленными в составе любого блюда. Уместно сделать легкое рагу с диетическим мясом, приготовить тушеную капусту с яблочками или болгарскими перцами. Конечно, наши предки обожали пироги – их подавали с несколькими начинками: как по отдельности, так и в смеси.
На десерт полагались медовые коврижки – сегодня, кстати, мы вполне можем заменить их вкуснейшими домашними медовиками. И еще один обязательный пункт меню – блины. Сделать можно простые блинчики или с припеком (с луком, яблоками, сыром или даже фаршем).
Одним словом, на столе в Троицу должно быть красиво, ярко, празднично. Предполагается подавать только легкие, диетические блюда: обилие жирного, жареного, копченого – не самый лучший выбор.
Более того: этот праздник символизирует окончательное наступление лета. А лето в России – это пора отпусков и пляжных сезонов. Так что будем следить за фигурой и здоровьем, ведь вкус и пользу блюда вполне можно совместить.
Как сегодня относиться к народным обрядам на Троицу
Велика и богата история обычаев и традиций Троицы в России. Нам, людям 21 века, многие из этих поверий покажутся милой, доброй сказкой.
Конечно, в век науки и технического прогресса языческие предания стали частью народного фольклора и заняли свое место на полке с надписью: «Сказания и легенды славянских народов». Надо сказать, что и церковь весьма неодобрительно относится к выполнению подобных ритуалов, чтению заговоров и тем более гаданиям.
Однако традиции празднования Троицы жили и продолжают жить как в России, так и во многих других странах, поэтому возникает закономерный вопрос о том, можно ли вообще выполнять их сегодня? Ответ неоднозначный.
Человеку верующему достаточно и своих «способов» соприкосновения с Чудесным. Религиозные люди молятся, общаются с Господом и искренне просят его о своих нуждах.
С другой стороны, кому-то из нас поможет как раз народная примета или даже гадание. Основной смысл любого обряда – настроиться на нужную волну, открыть свое сердце чему-то невидимому, но не менее реальному, чем физический мир. И если человеку легче получить свою заслуженную порцию вдохновения именно таким образом, то почему бы не задействовать «народный» способ?
Эту ситуацию можно сравнить со строительными лесами. Пока работники возводят здание, вокруг него стоят деревянные конструкции, которые портят весь вид, но зато помогают строителям добраться до всех уголков. Придет время – и леса уберут. Тогда и дом предстанет перед нами во всей своей красе.
Пусть кто-то начал свое путешествие в мир чудесного с не совсем «правильного» метода. Главное – идти по этой бесконечной дороге длиною в жизнь и твердо верить в добрые перемены.
Праздник святой Троицы
«Приидите, людие, трисоставному Божеству поклонимся!»
Троица — это двунадесятый подвижный праздник, который попадает на воскресенье через семь недель после Пасхи и установлен в воспоминание сошествия Св. Духа на апостолов в виде огненных языков. Также называется Пятидесятницею от того, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы (в память Синайского законодательства). Праздник называется иначе Троицыным днем, потому что с сошествием Св. Духа на апостолов вполне открылась св. Троица и закончилось дело Ее о спасении людей. Празднование Св. Духу совершается на другой день после Св. Пятидесятницы, в понедельник, который поэтому называется «Духовым днем». Праздник Святой Троицы называют днем рождения Церкви.
Праздник Святой Троицы в 2021 году 20 июня
Содержание:
Троица. Событие праздника
Сошествие Святого Духа на апостолов описано в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой. Части этой книги читаются за Литургией в промежуток от Пасхи до Троицы включительно.
После Вознесения Господня апостолы и Пресвятая Богородица находились вместе, проводя время в молитве. Предание говорит, что они были в Сионской горнице, где Господь совершил Тайную вечерю, когда в третьем часу дня (девятом по современному счету) «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
Святитель Иоанн Златоуст и Феофилакт, епископ Болгарский, толкуя эти слова Писания, поясняют, что ветра не было, а только шум. Также явились и огненные языки и опустились на голову каждого из апостолов. Шум и пламя — явления духовного, а не материального порядка. Феофилакт Болгарскийподчеркивает:
Хорошо говорить, как бы огненные, как бы от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе.
В Иерусалим на иудейский праздник Пятидесятницы собрались паломники из Месопотамии, Понта, Египта, Рима и многих других стран и городов. Услышав, что апостолы говорят на их родных наречиях, они дивились. Другие, не понимавшие ни слова из апостольской проповеди, насмехались, говоря: «Они пьяны!» Тогда апостол Петр и другие одиннадцать стали говорить:
Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. (Деян. 2:14-18)
Слушая вдохновенную проповедь апостолов, многие уверовали во Христа, и около трех тысяч человек в тот же день крестились.
В Ветхом завете праздник Пятидесятницы назывался также праздником седьмиц или праздником жатвы (Исх. 34, 32). В этот день иудеи вспоминали, как Моисей на Синайской горе принял от Господа скрижали с десятью заповедями. В Ветхом Завете праздник Пятидесятницы был днем дарования Закона, в Новом мы празднуем сошествие Святого Духа, свершение нового Завета Бога и людей.
Послать Духа Утешителя обещал своим ученикам Исус Христос перед Крестными страданиями, во время последней беседы на пути в Гефсиманию. Мы слышали эти слова Спасителя во время службы Страстей Христовых перед Пасхой, когда читалось первое из двенадцати Евангелий (самое длинное).
Вся́ подае́т Ду́х Святы́й, то́чит проро́чествия, свяще́нники соверша́ет, не кни́жники му́дрости научи́, ры́бари богосло́вцы показа́. Ве́сь собира́ет собо́р церко́вный. Единосу́щне и Единопресто́льне Отцу́ и Сы́ну, Уте́шителю сла́ва Тебе́.
Так поется в праздничной стихере. Не книжники, то есть неграмотные люди, простые рыбаки стали мудрыми богословами. Сошествие Святого Духа преобразило учеников Спасителя. Прежде робкие и несмелые, разбежавшиеся после ареста Господа и скрывавшиеся «страха ради иудейска», теперь они почувствовали в себе силу и дерзновение, так что и жизнь свою положили на дело проповеди Христова учения.
Троица. История праздника
Праздник в честь Святой Троицы установлен апостолами. Они сами ежегодно праздновали день сошествия Святого Духа и заповедали его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Указание на это есть и в Постановлениях Апостольских. В древности этот праздник совершался торжественно. Существовал обычай крестить в этот день оглашенных, подобно тому, как после проповеди апостольской крестилось три тысячи человек. И в наши дни за праздничной Литургией вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…».
Уже в первые века христианства праздник Пятидесятницы был общераспространенным. Об этом свидетельствует Тертуллиан, умерший около 220-240 года. Утверждая преимущество христианских праздников над языческими, он писал: «Собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу».
Праздничное богослужение в день Святой Троицы
И вот начинается служба празднику Пятидесятницы:
Ц Rю нбcныи, ўтёшителю, дш7е и4стинныи, и4же вездЁ сhи, и3 всS и3сполнsz, сокр0вище бlги1хъ, и3 жи1зни подaтелю, пріиди2 и3 всели1сz в8ны2. и3 њчи1сти ны t всsкіz сквeрны, и3 спаси2 бlже дш7а нaша.
Весь год, до следующей Пасхи, эта молитва многократно будет повторяться во время церковной службы и предварять домашнюю молитву.
Чин праздничной службы складывался постепенно. Первый полный византийский устав службы Пятидесятницы относится к IX веку. Каноны празднику и многие песнопения сложили в VIII веке преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский.
Библиотека Русской веры
Канон Святой Троице →
Вечерняя служба на Троицу похожа с другими двунадесятыми праздниками. Но молящиеся не прикладываются в этот день к праздничной иконе, а только к Евангелию. Воскресная служба в эту неделю уступает свое место праздничной. Только полунощница утром бывает как в обычное воскресенье, ведь на ней всегда читается канон Троице. Утром сразу после Литургии начинается вечерня празднику Святого Духа, на которой читаются молитвы с коленопреклонением. Первые три молитвы составлены св. Василием Великим. В первой молитве мы исповедуем пред Отцем Небесным наши грехи и просим Его помиловать нас ради жертвы Сына Его. Во второй молитве мы просим Господа даровать нам Божественного Духа. В третьей молитве просим Господа, сошедшего во ад и сокрушившего силу диавола, упокоить наших усопших отцев и братьев «в месте светле в месте злачне, в месте покойне». Затем прилагается особая молитва Св. Духу, составленная св. патриархом Филофеем.
Молящиеся слушают коленопреклонные молитвы
По обычаю храмы в этот день украшены зеленью: травой и молодыми ветвями деревьев. Многие верующие держат в руках букеты весенних цветов. Продолжительные молитвы священник читает в алтаре, преклонив колени. Верующие лежат в это время в земном поклоне. После этого поется стиховна — ряд праздничных стихер, поясняющих молящимся смысл праздника.
Н н7е во знaменіе всёмъ ћвэ kзhцы бhша, їюдeи бо t ни1хъ же п0 плоти хrт0съ, невёріемъ болёвше, б9іz блгdти tпад0ша, б9ію же свёту мы2 стрaнніи спод0блени бhхомъ, ўтверди1вшесz словесы2 ўчн7чески, гlющымъ слaву бLгтелz всёхъ бGа. тёмъ с®цA съ колёнми прекл0ньше, вёрою поклони1мсz с™0му д¦у, проповёдану сп7су дш7ъ нaшихъ.
Когда эта стихера исполняется знаменным распевом, сама мелодия помогает молящимся глубже понять смысл. Иудеи, от которых по плоти родился Христос, отпали от Божественной благодати, болея неверием. А мы, происходящие из других, языческих народов, сподобились видеть Божественный свет, утвердившись в вере словами учеников Христовых. Потому, преклоняя сердца и колени, с верой кланяемся Святому Духу, проповеданному Спасителем. На словах «поклонимся» и мелодия идет вниз, как бы делая земной поклон.
На Троицу храмы принято украшать зеленью
Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:
Б лгcвeнъ є3си2 хrтE б9е нaшъ, и4же премyдры ловцы2 kвлeи, послaвъ и4мъ д¦ъ с™hи, и3 тёми ўловлeи вселeнную, чlколю1бче слaва тебЁ.
Русский текст:
Благословен Ты, Христе Боже наш, соделавший мудрыми рыбаков (апостолов), ниспослав им Св. Духа и тем помог им уловить (привлечь к вере) вселенную, слава Тебе, Человеколюбец.
Кондак празднику. Церковно-славянский текст:
Е# гдA сшeдъ kзhки размэси2, раздэлsше племенA вhшніи. є3гдa же џгненыz kзhки раздаS, в8 совокуплeніе всS призвA, є3диноглaсно слaвити всес™hи д¦ъ.
Русский текст:
Когда Вышний, сойдя, смешал языки, то тем разделил народы, а когда ниспослал огненные языки, призвал всех к единению, и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа.
Народные обычаи в день Святой Троицы
Троицын день в народе назывался «зелеными святками». В этот день прихожане стояли в церкви с букетами луговых цветов или ветками деревьев, а улицы и дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек, и на чердак, чтобы устранить пожарные беды. Деревья свозили на деревенские улицы целыми возами и украшали не только двери, но и косяки окон, а в особенности свою «матушку-церкву», пол которой усыпали свежей травою: ее всякий, при выходе от обедни, старался захватить из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить, как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, иные вили венки и клали их в горшки при рассаживании капусты.
Народное предание говорит о том, что в понедельник после Троицы, на праздник Святаго Духа, земля — именинница. Очевидно, это простое народное объяснение, почему нельзя в этот день работать, а великий праздник сошествия Святого Духа следует праздновать не только в воскресенье, но и в понедельник. Неделя после Троицы носит название сплошной — все дни скоромные. В следующее воскресенье после Пятидесятницы — Неделя всех святых. В понедельник начинается Петров пост, который закончится 12 июля, на праздник Петра и Павла.
Троица. Иконы
Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».
Катакомбы Виа Латина Гостеприимство Авраама. Санта-Мария Маджоре. Мозаика римского храма Санта Мария Маджоре (1-я пол. V в.) Мозаика в храме Сан Витале. Равенна (1-я пол. VI в.)
Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.
Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.
Троица. Феофан Грек. 1378 г. Фреска в камере на хорах. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород Зырянская Троица. Конец XIV в. Вологодский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда
Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом — гора, за левым — палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше — голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева — это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.
Троица. Андрей Рублев. XV век Троица. XV век. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» Новгород, XVI век Сошествие Святого Духа на апостолов. Афон, монастырь Дионисиат, ХIV век Троица Ветхозаветная. Середина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль Троица Ветхозаветная. Вторая половина XVI в. Москва, ГТГ Святая Троица. Конец XVI — начало XVII вв. Ярославский художественный музей, Ярославль Троица Ветхозаветная. Конец XVI — начало XVII вв. Москва, ГТГ Троица. Конец XIV в. Из собрания Н. П. Лихачева. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Троицкие храмы на Руси
Один из первых храмов на Руси был посвящен Троице. Его построила княгиня Ольга на своей родине, в Пскове. Деревянный храм, возведенный в X веке, простоял около 200 лет. Второй храм был каменным. По преданию, его заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил). В XIV веке свод храма обрушился и на его основании возвели новый собор. Но до нашего времени и он не сохранился — сильно пострадал в 1609 году во время пожара. До настоящего времени сохранился четвертый собор, построенный на том же месте и по-прежнему носящий название Свято-Троицкого.
Собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, построен на месте Троицкого храма, возле которого стояло еще семь деревянных церквей — в память казанских побед освящены они были во имя тех праздников и памятей святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 гг. на месте этих храмов был построен один каменный — девятипрестольный. Центральный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а один из приделов посвятили Троице. До XVII века собор так и носил народное название Троицкого.
Пресвятой Троице посвящен и самый знаменитый русский монастырь — Троице-Сергиева Лавра. Поселившись на Маковце в 1337 году, преподобный Сергий построил деревянный храм во имя Святой Троицы. В 1422 году на месте прежнего деревянного храма ученик преподобного Сергия, игумен Никон, заложил каменный Троицкий собор. При его строительстве были обретены мощи преподобного Сергия. Расписывали собор знаменитые мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса был написан знаменитый образ Троицы ветхозаветной.
Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре
Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Марков монастырь в Витебске. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV–XV векам. Существует легенда об основателе монастыря — некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после был упразднен, а Троицкий храм превращен в приходской. Монастырь возобновлен в 1633 году князем Львом Огинским, в 1920 году закрыт. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор — один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена. Это единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел — в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрожден в 2000 году.
Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре
В честь святой Троицы был основан Свято-Троицкий (Тройчанский) монастырь в г. Слуцке (Белоруссия). Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599 г.), будущий киевский митрополит. При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий (? — начало 1570-х г.). В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она возникает в XVIII веке. В Первую Мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, выслан. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-е годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году на месте обители установлен памятный крест.
Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Н. Орда. Вторая пол. XIX века
В 1414 году на берегу реки Нурмы, неподалеку от ее впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области был основан Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Основателем обители являлся ученик преподобного Сергия Радонежского — Павел Обнорский (1317–1429 гг.). В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505–1516 годы). В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920–30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен РПЦ в 1994 году.
Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь
Во имя святой Троицы освящен Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь. Расположен в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, обитель была основана в 1385 году святителем Стефаном Пермским (1340-е гг. — 1396 гг.) с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало недолго. По местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Ульянии, которая, не желая попасть в руки врагу, решила утопиться в реке. Напротив этого места был построен монастырь. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.
Троице-Стефано-Ульяновский монастырь
Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/ 1288 — 1340/1341 гг.) и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (ум. 325/326 гг.), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. В этот период происходит бурное развитие монастыря. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. На территории обители долгие годы располагался музей, часть экспозиции которого находится там и ныне. В 2005 году монастырь передан РПЦ.
Ипатьевский монастырь. Вид со стороны старого русла реки Костромы
Во имя Троицы был основан Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь. Расположен на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.
Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь
Во имя святой Троицы в 1520 году был основан Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Основал обитель преподобный Антоний Сийский (1477–1556 гг.). В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас — в РГАДА). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. В 1992 году монастырь передан РПЦ.
Троицкий Сийский монастырь. Дореволюционная открытка
Во имя Троицы был освящен монастырь в Астрахани. История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирила, повелел ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий». К 1573 году игуменом Кирилом были выстроены: «храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трех саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня». Все постройки были деревянные. Ко времени кончины игумена Кирила в 1576 году им было выстроено в монастыре еще два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы. В 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящен был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом святителя Николы Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советские годы в обители было устроено архивохранилище, а святыни были преданы поруганию.
Троицкий монастырь в Астрахани
Во имя Троицы основан монастырь в г. Муроме Владимирской области. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов — на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века. Открыт в 1991 году. Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.
Свято-Троицкий женский монастырь г. Мурома в XIX веке
Также во имя святой Троицы освящен Александро-Свирский монастырь, Зеленецкий-Троицкий монастырь, Клопский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдин монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.
В честь святой Троицы основаны обители в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии, Швеции.
В честь Троицы освящен храм в Великом Новгороде. Храм датируется 1365 годом. Построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Наибольший ущерб церковь Троицы получила во время Великой Отечественной войны. Наряду с другими памятниками новгородского зодчества была отреставрирована в 1975–1978 годах, хотя фактически работы продолжаются до сих пор.
Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе в Великом Новгороде
Также в честь Троицы освящена церковь Духова монастыря в Великом Новгороде. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже — трапезная и келарская. Церковь серьезно пострадала во время шведской оккупации 1611–1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.
Троицкая церковь быв. Духова монастыря в Великом Новгороде
Во имя Троицы Живоначальной освящен храм в Москве — в Полях. Впервые упомянут в 1493 году в Воскресенской летописи. В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменным Троицким храмом с приделами Николы Чудотворца и Бориса и Глеба, выстроенным боярином М. М. Салтыковым (двоюродный брат царя Михаила Федоровича), был выстроен деревянный храм в честь Сергия Радонежского. Церковь Троицы была разрушена в 1934 году. Быстрота сноса не позволила провести детальное исследование памятника архитектуры. На ее месте был разбит сквер, на место трапезной был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.
Церковь Троицы Живоначальной в Полях. Фото из альбома Найденова Н. А., 1882 год
Во имя Троицы освящен храм в Никитниках (Москва). Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты (ум ок. 372 г.). В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628–1651 годы был сооружен новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631–1634 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящен Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1991 храм вернули РПЦ.
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках. Вид церкви Троицы в Никитниках с юго-запада
Старообрядческие храмы святой Троицы
В старообрядчестве сохранилась традиция освящать храмы во имя Святой Троицы. Сегодня престольный праздник отмечают общины Русской Православной старообрядческой Церкви в Санкт-Петербурге (Лиговская община), селе Шувое Московской области, селах Глухово и Павлеиха Костромской области, селе Пристань Свердловской области, селе Кумская Долина Ставропольского края. Престол сегодня в украинском приходе РПсЦ в с. Жуковцы Винницкой области. Белокриницкие приходы в Румынии в с. Камень, с. Пашкань (Румыния) и г. Васлуй также отмечают храмовый праздник.
Храм РПсЦ в селе Пристань Свердловской области освящен во имя Троицы Живоначальной Храм Святой Живоначальной Троицы. Шувое
Община Русской Древлеправославной Церкви в г. Тульча (Румыния) отмечает сегодня храмовый праздник.
Храм Троицы Живоначальной РДЦ. Тульча
Много и поморских храмов посвящены Святой Троице: в Уржуме Кировской области, в Беларуси д. Кирилино и д. Кублищено Витебской области и д. Солотин Гомельской области. Поморские Троицкие храмы есть в г. Лиепая (Латвия), в дер. Гурилишки (Латвия), в дер. Данилишки (Литва), г. Муствеэ (Эстония), дер. Водзилки (Польша), г. Ири (США).
Храм Троицы Живоначальной ДПЦ. Лиепая Храм во имя Святой Троицы ДПЦ. Кублищино
Кроме того, праздник Святой Троицы является престольным для женского Николо-Улейминского монастыря РПсЦ и для Свято-Троицкого мужского монастыря РДЦ в пос. Каменка Злынского р-на Брянской области.